Главные вкладки

    качественные реакции для некоторых веществ
    материал по химии (8, 9, 10, 11 класс) на тему

    Пуклакова Ольга  Викторовна

    данный  материал  поможет   школьникам  быстро  понять  смысл  качественных реакций.  и  поможет  учителю в  подготовке  детей.  

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Некоторые качественные реакции неорганических соединений и изменения, сопровождающие химические превращения.

    Признак реакции

    Уравнения реакции, ключевые слова, ассоциации

    1

    «Бурый» газ – оксид азота (IV)

    Выделяется при окислении NOдоNO2, взаимодействии тяжелых металлов сHNO3 (конц) и разложении нитратов металлов, находящихся в ряду активности правее магния.

    2NO + O2 = 2NO2

    Cu + 4 HNO3 (конц) = Cu(NO3)2 + 2NO2↑ + 2H2O

    2Zn(NO3)2 = 2ZnO + 4NO2↑ + O2

    2AgNO3 = 2Ag + NO2↑+ O2

    2

    Газ с запахом тухлых яиц – сероводород  H2S

    Выделяется при взаимодействии сульфидов металлов с кислотами и очень активных металлов с HNO3 (конц)

    FeS + 2HCl = FeCl2 + H2S

    4Mg + 5HNO3 (конц)= 4MgSO4 + H2S↑ + 4H2O

    3

    Газ с резким (характерным_ запахом, растворимый в воде – оксид серы (IV) SO2

    Образуется при обжиге серосодержащий веществ и взаимодействии тяжелых металлов с HNO3 (конц)

    S + O2 = SO2

    2H2S + 3O2 = 2SO2 + 2H2O

    2ZnS + 3O2 = 2SO2↑+ 2ZnO

    Cu + 2 HSO4 (конц)= CuSO4 + SO2↑ + 2H2O

    4

    Газ с характерным запахом, очень хорошо растворимый в воде – аммиак NH3

    Образуется при синтезе аммиака и взаимодействии солей аммония со щелочами.

    N2 + 3H2 = 2NH3

    NH4Cl + NaOH = NaCl + NH3↑ + H2O

    5

    Газ, не поддерживающий горение, не ядовитый, малорастворимый в воде, - азот N2

    Горение и окисление (некаталитическое) азотсодержащих веществ, синтез аммиака и разложение нитрита аммония.

    4NH3 + 3O2 = 2N2 + 6H2O

    2NH3 + 3CuO = N2 + 3Cu + 3H2O

    NH4NO2 = N2↑ + 2H2O

    6

    Газ, поддерживающий горение (вспыхивает тлеющая лучинка), - кислород O2

    C + O2 = CO2

    7

    Газ, поддерживающий горение (вспыхивает тлеющая лучинка)

    Озон, оксиды азота

    3C + 2O3 = 3CO2

    C + 2NO2 = CO2 + 2NO

    8

    Окрашивание пламени

    Качественная реакция на катионы: бария – жёлто-зелёное; калия – фиолетовое; кальция – кирпично-красное; лития – ярко-красное; натрия – жёлтое; стронция – карминово-красное  

    9

    Осадок (творожистый) белого цвета, нерастворимый в HNO3

    Качественная реакция на хлорид-ионы (соляную кислоту и её соли):

    Cl- + Ag+ = AgCl↓

    10

    Осадок белого цвета, нерастворимый в кислотах

    Качественная реакция на серную кислоту и её соли:

    SO42- + Ba2+ = BaSO4↓

    11

    Осадок белого цвета, нерастворимый в кислотах

    Качественная реакция на соли бария:

    Ba2+ + SO42- = BaSO4

    12

    Осадок белого цвета, который образуется при пропускании газа без цвета и запаха через известковую воду и растворяется при пропускании избытка газа или в кислотах

    Качественная реакция на CO2  и карбонаты:

    CO32- + 2H+ = CO2↑  + H2O

    CO2 + Ca2+ + 2OH- = CaCO3↓  + H2O

    CaCO3↓  + CO2 + H2O = Ca(HCO3)2

    CaCO3↓ + 2H+ = Ca2+ + H2O + CO2

    13

    Осадок белого цвета, который образуется при пропускании бесцветного газа с резким запахом через известковую воду и растворяется при пропускании избытка газа или в кислотах

    Качественная реакция на SO2  и сульфиты (солиH2SO3):

    SO32- + 2H+ = SO2↑  + H2O

    SO2 + Ca2+ + 2OH- = CaSO3↓  + H2O

    CaSO3↓  + SO2 + H2O = Ca(HSO3)2

    CaSO3↓ + 2H+ = Ca2+ + H2O + SO2

    14

    Осадок белого (светло-зеленого) цвета; образуется при взаимодействии с растворами щелочей

    Качественная реакция на соли Fe2+:

    Fe2+ + 2OH- = Fe(OH)2

    15

    Осадок кремового цвета, нерастворимый в HNO3; образуется при взаимодействии с AgNO3

    Качественная реакция на  бромид-ионы:

    Br- + Ag+ = AgBr↓

    16

    Осадок жёлтого цвета, нерастворимый в HNO3;образуется при взаимодействии сAgNO3

    Качественная реакция на йодид-ионы:

    I- + Ag+ = AgI↓

    17

    Осадок жёлтого цвета, растворимый в кислотах; образуется при взаимодействии сAgNO3

    Качественная реакция на ортофосфат-ионы:

    PO43- + 3Ag+ = Ag3PO4

    18

    Осадок бурого цвета, образуется при взаимодействии с растворами щелочей

    Качественная реакция на солиFe3+:

    Fe3+ + 3OH- = Fe(OH)3

    19

    Осадок голубого (синего) цвета, образуется при взаимодействии с растворами щелочей

    Качественная реакция на солиCu2+:

    Cu2+ + 2OH- = Cu(OH)2

    20

    Осадок синего цвета, образуется при взаимодействии с раствором красной кровяной соли

    Качественная реакция на соли Fe2+:

    3Fe2+ + 2[Fe(CN)6]3- = Fe3[Fe(CN)6]2

    21

    Осадок синего цвета, образуется при взаимодействии с раствором жёлтой кровяной соли

    Качественная реакция на солиFe3+:

    4Fe3+ + 3[Fe(CN)6]4- = Fe4[Fe(CN)6]3

    22

    Осадок чёрного цвета, образуется при взаимодействии с растворимыми сульфидами (или сероводородом)

    Качественная реакция на Fe2+,Ni2+,Cu2+,Pb2+,Ag+, Hg2+ и некоторые другие:

    Cu2+ + S2- = CuS↓

    23

    Появление запаха аммиака или изменение цвета влажной индикаторной бумажки (посинение влажной лакмусовой бумажки) при взаимодействии вещества со щелочами

    Качественная реакция на соли аммония:

    NH4Cl + NaOH = NaCl + NH3↑ + H2O

    24

    Раствор кроваво-красного цвета

    Качественная реакция на соли Fe3+ с раствором роданида калия  (или роданида аммония  ):

    Fe3+ + 3CNS- = Fe(CNS)3

    25

    Осадок белого цвета, который образуется при добавлении щёлочи в раствор и растворяется в избытке щёлочи

    Качественная реакция на соли Al3+ иZn2+  (амфотерных оснований):

    Al3+ + 3OH- = Al(OH)3

    Al(OH)3  + OH- = [Al(OH)4]-

    Zn2+ + 2OH- = Zn(OH)2

    Zn(OH)2↓ + 2OH- = [Zn(OH)4]2-


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год) 1.Строение вещества. Молекула. (Урок изучения нового материала)

    Блок уроков ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (4 часа) (учебник ФИЗИКА-7, автор: Перышкин А.В., Изд-во «Дрофа», 2003год)  1.Строение  вещества. Молекула. (Урок изучения...

    Алгоритм №1 решения задачи на определение массы реагирующего вещества, если известно отношение масс и масса второго вещества, взятого для реакции

    решения задачи на определение массы реагирующего  вещества, если известно отношение масс и масса второго вещества, взятого для реакции...

    « Классификация веществ по составу на простые и сложные. Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметаллов, их характеристика как химических элементов и простых веществ».

    Модульный урок по химии в 8 классе по теме « Классификация веществ по составу на простые и сложные.Классификация простых веществ на металлы и неметаллы. Кислород и водород – представители неметал...

    Закон сохранения массы веществ веществ. Химические уравнения

    Презентация и конспект урока химии в 8 классе по теме "Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения"...

    Вещества. Свойства вещества.

    Материал по теме свойства вещества, содержит слайды с методами разделения смесей....

    Как выполнить задание вида "С какими из перечисленных веществ реагирует данное вещество" (на примере темы "Химические свойства оснований", 8 класс)

    Предлагаемая презентация может помочь школьникам, много пропускающим по болезни, научиться выполнять  задания данного вида при изучении темы "Свойства оснований"....