Технологическая карта урока в 10 классе по теме "Арены. Строение, изомерия, номенклатура".
материал по химии (10 класс) на тему

Сорокина Гульсиня Габдулахатовна

Данный урок может быть реализован в сильном классе при 2-х часовой программе при изучении новой темы. Технологическая карта  с приложением подробно описывает  деятельность учителя и учащихся, а также формируемые УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_problemnogo_uroka.docx42.89 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Авторы

Сорокина Гульсиня  Габдулахатовна, учитель химии, МБОУ «СОШ № 33 с углубленным изучением  английского языка», г.Нижнекамск, РТ.

 

Класс

10 класс

Автор УМК (Программы учебного курса)

О.С.Габриелян

Тема урока

Арены. Строение, изомерия, номенклатура.

Тип урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование представления о строении аренов на примере бензола; овладение понятием                                     «ароматическая связь», «бензольное кольцо»;  приобретение опыта использования различных методов установления строения вещества ( математический расчет, эксперимент, находить пути решения проблемной ситуации).

Метапредметные: формирование умения устанавливать причинно – следственные связи между  свойствами и строением вещества; умения создавать, применять, преобразовывать знаки и символы; вносить необходимые изменения в свои действия; высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и сотрудничеству при выполнении групповой работы; оценка своей деятельности по заданным критериям

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

познавательная

коммуникативная

регулятивная

осуществляемые действия

осуществ. действия

формируемые способы деятельности

осуществ. действия

формируемые способы деятельности

осуществ. действия

формируемые способы деятельности

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Актуализация знаний и постановка цели урока

(6 мин)

1.Организует деятельность по актуализации алгоритма решения задач

- Вспомним, как мы умеем решать задачи на вывод формул по известным массовым долям элементов  

условие задачи на доске: массовая доля С -92,7%, H – 7,7%, относительная плотность по воздуху составляет 2,69. Установите молекулярную формулу вещества.

Называют алгоритмы решения задач и отвечают на вопросы учителя

Уметь выделять существенную информацию из текста задачи

Взаимодей-ствуют с учителем во время фронтальной работы

Класс: понимать и воспринимать на слух ответ учащихся

Самоконтроль и взаимоконтроль обсуждаемого способа решения задачи

Принимать и сохранять учебную задачу

2. Организует решение задачи

- контролирует процесс решения задачи

- при необходимости оказывает помощь 

2 ученика работают у доски, решая задачу разными способами (универсальный и через простейшую формулу)

Класс: индивидуально решает задачу в тетради

Использование знаково-символических средств, в том числе модели и схем для решения задач.

Взаимодей-ствуют с учителем во время самостоятельной  работы

Вызванный учащийся строит монологическое высказывание

Класс: понимать и воспринимать замечание учителя

Самоконтроль процесса решения задачи

Различать способ и результат  действия; уметь оценивать правильность выполнения действия

3.Оценивает работу по решению задачи и выставляет отметки

Слушают учителя

Понимать и воспринимать на слух объяснение учителя

Адекватно воспринимать оценку учителя

4.Организует работу по самостоятельному формулированию темы и цели урока.

- чем сегодня на уроке нам предстоит заниматься?

Учащиеся делают вывод, чем сегодня на уроке предстоит заниматься

Записывают тему урока в тетради

Делать выводы и обобщения

Взаимодействуют с учителем во время фронтальной работы

Класс: понимать и  воспринимать на слух ответы учащихся .

Вызванный учащийся: строить монологическое высказывание

Самоконтроль понимания цели урока

Осуществляет итоговый контроль по результату

2. Изучение нового материала

(30 мин)

Создание проблемной ситуации.

1.Предлагает составить план изучения строения бензола и высказать предположение о строении молекулы бензола:

В случае затруднения учащихся задает наводящие вопросы:

 - как вы думаете, бензол имеет ациклическое или циклическое строение?

- как это можно проверить?

- какой характер имеет бензол ( предельный или непредельный?)

- что является реактивом на кратную связь?

 

Предлагают    1. узнать, какое строение имеет бензол:  циклическое или ациклическое.

а) вызванные к доске ученики пишут формулы на доске

б) высказывают предположение о том, что возможно бензол присоединяет водород, если   присоединяет 3 молекулы, то циклическое, если 4 то ациклическое.

2. предлагают проверить наличие кратных связей с помощью эксперимента

Использование знаково-символических средств для составления формулы.

Анализировать объекты  с выделением отличительных признаков Выдвигать предположения и обосновывать их

Взаимодействует с учителем во время работ

Взаимодействуют с учителем во время работы

Понимать и воспринимать на слух замечания учителя

Слушать собеседника при необходимости вступать с ним в диалог; строить понятные для собеседника высказывания; уметь формулировать свое собственное мнение и позицию

Самоконтроль процесса  составления формул

Самоконтроль и взаимоконтроль обсуждаемого способа действия

Выполнять учебные действия в материализованной форме

Различать способ и результат действия

2.Демонстрирует  химический эксперимент       ( можно виртуально)

-  на столе 2 пробирки с раствором марганцовки и бромной водой;

- в каждую пробирку приливаем 1мл бензола;

- что вы наблюдаете?

- что вас удивило?

Наблюдают за экспериментом,  на месте

 отвечают на вопросы учителя и слушают ответы.

Анализировать  результаты опытов

Сравнивать  делать выводы и обобщения

Взаимодействуют в малых группах             ( парах)

Уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Взаимоконтроль выбранного способа действия

Учитывать ранее полученные  знания в новых ситуациях

Обнаруживать отклонения и  отличия от эталона

3. Организует работу по самостоятельному формулированию проблемы

Учащиеся самостоятельно формулируют возникшую проблему: несоответствие структурной формулы  полученным результатам; анализ возникшей проблемной ситуации

Уметь выделять существенную информацию из эксперимента, делать выводы

Взаимодействуют с учителем и одноклассниками

Слушать собеседника при необ-ходимости вступать в диалог уметь формулиро-вать свое  собственное мнение и позицию

Самоконтроль процесса и результата решения проблемы

Уметь устанавливать связи между реально происходящими явлениями и процессами, происходящими в микромире

4. Организует работу по  планированию решения проблемы.

оказывает помощь при затруднениях учащихся.

 напишите структурную формулу бензола с учетом новых открывшихся обстоятельств.

предлагает игру:

изобразить  модель молекулы бензола с образованием окружности.

- каков характер образовавшейся связи (ϭ или π)?

1.формулируют вывод об отсутствии двойных связей;

2. построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных;

3.вызванный к доске учащийся: пишет структурную формулу бензола с учетом открывшихся обстоятельств;

 4.6 учащихся  строят модель молекулы бензола, взявшись за руки и вставая в круг, изображают образование окружности в плоскости.

5. предлагают решение проблемы: бензол имеет непредельный характер, но π связь образуется путем перекрывания 6 негибридизованных облаков.

 

Осознанное представление строения бензола

Взаимодействуют с учителем и одноклассниками

Уметь пояснять, аргументировать свое мнение

Принимают решение о правильности самостоятельно сделанного вывода

Уметь отслеживать продвижение в выполнении задания

5.Организует работу по введению новых понятий: «бензольное кольцо и ароматическая связь»

Учащиеся записывают в тетради понятие       «бензольное кольцо» и «ароматическая связь»

(решение проблемы)

Понимать смысл информации

Взаимодействуют с учителем при формировании новых понятий

Понимать и воспринимать речь учителя

Самоконтроль процесса формирования новых понятий

Слушать  в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу

6. Проводит фронтальную  работу по  изучению пространственного строения молекулы бензола.

Задание на слайде или на столах учащихся.

- определите тип гибридизации атома С  в молекуле бензола;

- определите валентный угол в молекуле бензола;

- определите  пространственную форму молекулы бензола;

- каково будет расстояние между атомами углерода?

Отвечают на вопросы учителя, дополняют ответы одноклассников.

Понимать смысл  информации, доказывать свое мнение

Взаимодействуют с учителем во время фронтальной работы

уметь слушать собеседника; вызванный учащийся:

- строить монологическое высказывание;

- адекватно использовать речь

самоконтроль обсуждаемого способа действия

уметь корректировать отклонения от собственного понимания; уметь осуществлять самоконтроль  

11. Организует работу  в малых группах (4 чел) по составлению гомологичекого ряда аренов.

- выведите общую формулу аренов;

-составьте формулу ближайшего гомолога бензола;

-возможно ли существование изомеров  у толуола?

-составьте структурную формулу этилбензола;

Работают в малых группах, обмениваются информацией

уметь работать работать в группах с распределением ролей и разделять ответственность за конечный результат

взаимодействуют в группах

уметь высказываться обосновывать, аргументировать суждения

планирование своей деятельности для решения поставленной задачи

сопоставлять план и действия

12. Организует работу  по составлению формул изомеров на примере этилбензола:

а) углеродного скелета

б) изомеров  взаимного положения заместителей

у доски работают 2 ученика класс работает в тетради

Вызванные учащиеся: умение строить рассуждения  о составлении формул изомеров.

Класс: закрепляют ранее полученные знания

Коллективное обсуждение  вопроса

Приходить к общему решению в совместной деятельности

Самоконтроль  и совпадение своего мнения с ответами учащихся, работающих у доски  

Контролировать и корректировать отклонение от собственного понимания

13.Организует работу по номенклатуре и вводит понятия орто-, мета-, пара-изомеров

Слушают учителя и делают записи в тетради и осмысливают информацию

Понимать и воспринимать на слух информацию учителя

Взаимодействие с учителем

Слушать собеседника

Оценка осознания усвоенного

Принимать и сохранять учебную задачу

3.Закрепление изученного материала

(6 мин)

1. Организует работу по выполнению теста.

В индивидуальном режиме учащиеся решают тест

Уметь выделять существенные признаки

2.Организует работу по контролю  за выполнением тестового задания

осуществляют проверку выполнения тестового задания  со слайдов

уметь обнаруживать ошибки и отклонения; вносить соответствующие исправления

рефлексивный контроль

уметь давать оценку результатов учебной деятельности

4. Домашнее задание

(1 мин)

 Задает домашнее задание:

-изучить параграф 16, стр.125-128,

- выполнить

упражнение 1

стр.140

5. Рефлексия (2 мин)

Подводит итог урока

оценивание  качества и уровня усвоения

осознать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Приложение  №1

Задача. Массовая доля углерода в веществе 92,3%, водорода 7,7%. Относительная плотность углеводорода по воздуху составляет 2,69. Определите молекулярную формулу углеводорода.

Решение:

1 способ.

Мr(CxHy) =Dвозд.∙29 = 2,69 ∙29 = 78

x= 0,923∙78 / 12 = 6

y = 0,77∙78 / 1 = 6          Ответ: C6H6

2 способ.

x = 92,3:12 =7,7

y = 7,7 : 1 = 7,7

x:y = 7,7 : 7,7 = 1: 1   Простейшая формула   CH

Mr (CH) = 13

Истинная формула  78: 13 = 6 → C6H6

Приложение №2

Критерии оценивания: по 1 баллу за каждое задание.

Выполните задание по составлению гомологического ряда аренов.

1. выведите общую формулу аренов;

2. составьте формулу ближайшего гомолога бензола;

3. возможно ли существование изомеров  у толуола?

4. составьте структурную формулу этилбензола;

Приложение №3

Критерии оценивания работы: 1,2 варианты при выполнении в полном объеме оценивается 2 баллами, если наполовину - то 1 балл;

3,4 варианты при выполнении в полном объеме 4 баллами, если наполовину – то 2 балла.

Тесты

1 вариант

  1. Общая формула аренов
  1. CnH2n+2            2)   CnH2n             3)     CnH2n-6          4)  CnH2n-2
  1. Гомологами являются:
  1. Этилбензол  и  1,4-диметилбензол
  2. Этилен и ацетилен
  3. Бутен-1 и бутен-2
  4. Метилбензол и этилбензол
  1. По тривиальной номенклатуре 1,2-диметилбензол называют:
  1. о-ксилол    2) м-ксилол    3) п-ксилол    4) стирол    
  1. Установите истинность суждений об аренах.

А. Факт присоединения к молекуле бензола трех молекул водорода можно понять только в том случае, если признать что исходное вещество имеет циклическое строение.

Б. Впервые формулу бензола предложил немецкий химик Ф.А.Кекуле

1) верно только А    2)  верно только Б    3) оба высказывания верны

4) оба высказывания неверны.  

2 вариант  

  1. Бензол относится к гомологическому 4,4,3,1 ряду с общей формулой:
  1. CnH2n+2       2)    CnH2n          3) CnH2n-2         4)   CnH2n-6   
  1. Гомологами  являются:
  1. 1,2-диметилбензол и этилбензол
  2.  этилен и ацетилен
  3. бутен-1 и бутен-2
  4. 1,4-диметил бензол 1-метил-4-этилбензол
  1. По тривиальной номенклатуре 1,3- диметилбензол называют:
  1. о-ксилол   2) м-ксилол   3) п-ксилол   4) стирол
  1. Установите истинность суждений об аренах.

А. Бензол был открыт английским физиком М.Фарадеем.

Б. В молекуле бензола образуется три отдельные  π-связи между атомами углерода.

1) верно только А   2) верно только Б   3) оба высказывания верны       4) оба высказывания неверны.

                 3 вариант

  1. Толуол (метилбензол) относится к гомологическому ряду с общей формулой:

1) CnH2n+2   2) CnH2n   3) CnH2n-2    4) CnH2n-6   

               2.  Гомологами  являются:

                1) бензол и гексадиен-1,3

                2)  этен и этин

                3) 1,3-диметилбензол и этилбензол      

4) метилбензол и этилбензол.

3. По тривиальной номенклатуре 1,4-диметилбензол называют:

1) о-ксилол    2) м-ксилол    3) п-ксилол    4) стирол

4. Установите истинность суждений об аренах.

А. Циклическое строение молекулы бензола доказывает синтез его из ацетилена.

Б. Экспериментально доказано, что молекула бензола является плоской и все атомы углерода в ней равноценны.

1) верно только А  2) верно только Б  3) оба суждения верны

4) оба суждения неверны.

  1. вариант
  1. 1,4-диметилбензол относится к гомологическому ряду с общей формулой:
  1. CnH2n+2     2) CnH2n-6      3) CnH2n-2    4)  CnH2n   
  1. Гомологами являются:
  1. метилбензол и пропилбензол
  2. этилбензол и  1,4-диметилбензол
  3. 1,4-диметилбензол и 1,2-диметилбензол
  4. бензол и циклогексан
  1. По тривиальной номенклатуре винилбензол называют:
  1. о-ксилол    2) м- ксилол   3) п- ксилол   4) стирол
  1. Установите истинность суждений об аренах.

А. Делокализация электронов в сопряженной системе приводит к понижению устойчивости системы.

Б. Тип гибридизации атомных орбиталей атомов углерода в бензоле  sp2.

1) верно только А  2) верно только Б  3) оба суждения верны  4) оба суждения не верны

                      Ответы:

1 вариант (3,4,1,3)

2 вариант (4,4,2,1)

3 вариант (4,4,3,3)

4 вариант  (2,1,4,2)

Приложение №4

Рефлексия

Можно на слайде или раздать обучающимся  в печатном виде

  1. На уроке я работал                               активно/ пассивно
  2. Своей работой на уроке  я                     доволен/ недоволен
  3. Урок для меня показался                      коротким/длинным
  4. За урок я                                              не устал/устал
  5. Мое настроение                                стало лучше/стало хуже
  6. Материал урока мне был                        понятен/ не понятен,        полезен/бесполезен, интересен/скучен
  7. Домашнее задание мне кажется                легким/трудным,       интересным/ не интересным

Приложение №5

Оценочный лист

Ученика____________

Класс _____________

№ задания

Баллы

Задание №1 (задача, 0 или 5 баллов)

Задание №2 (групповое, от 1 до 4 баллов)

Задание №3 (тесты, от 1 до 4 баллов)

Итого:

12- 13 баллов соответствует оценке «5»

10-11 баллов соответствует оценке «4»

7 -9 баллов соответствует оценке «3»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".

Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....

Технологическая карта урока 6 класс строение Земли

Технологическая карта урока по географии в 6 классе в соотвествии с ФГОС...

Технологическая карта урока "Развитие знаний о клеточном строении живых организмов". 5 класс

Данный методический материал предназначен для учителей биологии, работающих по УМК «Сферы». Разработка представлена в виде технологической карты с описанием видов деятельности учителя и ученика.Урок о...

Урок химии 10 класс «Алканы; состав, строение, изомерия, номенклатура, получение.»

Цели:познакомить учащихся с особенностями строения, гомологическим рядом, изомерией, номенклатурой алканов, их получением...

Технологическая карта урока химии "Карбоновые кислоты, их строение, классификация, номенклатура. Карбоновые кислоты в природе."

Урок химии для 10 класса профильного уровня по программе О.С. Габриеляна. Учебник- Химия. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразоват. учреждений/ О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Поно...

Технологическая карта урока по биологии «Состав и строение костей» 8 класс.

Данный урок являлся изучением нового материала  по теме «Состав и строение костей»  и был направлен на совершенствование  знаний по  общему разделу «Опорно-двигат...

Технологическая карта урока с использованием ЭФУ. Внутреннее строение Земли. Горные породы и минералы. 5 класс

Модель применения ЭФУ на уроке (фронтальная работа, смена рабочих зон, 1:1)...