Рабочая программа кружка "Юный химик" 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс) на тему

Янушевская Ирина Станиславовна

Рабочая программа + КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx30.54 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя школа № 1» г. Велижа Смоленской области

Программа кружка «Юный химик»

на 2015 – 2016 учебный год.

Для учащихся 8 класса общеобразовательной школы.

г. Велиж

Программа кружка «Юный химик» объёмом 34 часа ориентирована на учащихся 8-х классов. Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту: вода, поваренная соль, веществами, из которых сделаны посуда, спички, карандаши, бумага и т.п. Данный курс не только расширяет кругозор учащихся, но и раскрывает материальные основы окружающего мира, даёт химическую картину природы.

Пояснительная записка

Программа кружка «Юный химик» объемом 34  часа ориентирована на учащихся 8-х классов.

Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту: вода, поваренная соль, веществами, из которых сделаны посуда, спички, карандаши, бумага и т. п. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и предоставляет возможность интеграции в национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.

Цели и задачи программы:  

  • расширение и углубление знаний учащихся по химии;
  • развитие познавательных интересов и способностей, повышение творческой  активности, расширение кругозора знаний об окружающем мире;
  • формирование и закрепление полученных умений и навыков при демонстрации и проведении практических работ;
  • изучить характеристику веществ, используемых человеком, их классификацию, происхождение, номенклатуру, получение, применение, свойства;
  • научить грамотно и безопасно обращаться с веществами;
  • научно обосновать важность ведения здорового образа жизни,  развивать интерес к предмету;
  • развитие учебной мотивации школьников на выбор профессии.

В программе используются следующие формы организации образовательного процесса: проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, подготовка рефератов, создание презентаций, выполнение экспериментальных работ, творческая работа по конструированию и моделированию. Реализация программы осуществляется на основе межпредметных связей химии, биологии, физики, экологии.

Содержание программы

  Вводное занятие  (1 ч.) 

 Цели и назначение кружка, знакомство с оборудованием рабочего места.

Значимость химических знаний в повседневной жизни человека, представление об основном методе науки – эксперименте.

Тема 1. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности (1 ч.)

Основные требования к учащимся (ТБ). Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.

Базовые понятия: правила техники безопасности.

Базовые умения: оказание первой помощи, использование противопожарных средств защиты.

Тема 2. Знакомство с лабораторным оборудованием (1 ч.)

Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ.

Базовые понятия: лабораторное оборудование.

Базовые умения: навыки работы с химическими реактивами и лабораторным оборудованием, использование по назначению химического лабораторного оборудования.

Тема 3. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту (6 ч.)

Вода в масштабе планеты. Физические свойства, парадоксы воды. Строение молекулы. Круговорот воды в природе. Экологическая проблема чистой воды. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни.

Базовые понятия: раствор, насыщенные и перенасыщенные растворы.

 Базовые умения: приготовление растворов и использование их в жизни.

Демонстрации: 1.образцы солей. 2. Просмотр фрагмента фильма ВВС «Тайна живой воды».

  • Практическая работа №1. Приготовление насыщенных и перенасыщенных растворов. Составление и использование графиков растворимости.
  • Практическая работа №2. Растворение оконного стекла в воде.

Тема 4. Ядовитые соли и работа с ними (2 ч.)

Ядовитые вещества в жизни человека. Как можно себе помочь при отравлении солями тяжелых металлов.

Базовые понятия: ядовитые соли (цианид, соли кадмия и т.д.).

Базовые умения: первая помощь при отравлениях ядовитыми солями.

Демонстрации: образцы солей.

  • Практическая работа №3. Осаждение тяжелых ионов с помощью химических реактивов.

Тема5. Химия и пища (6 ч.)

Поваренная соль. Роль NaCl в обмене веществ, солевой баланс. Очистка NaCl от примесей. «Продуктовая этикетка», пищевые добавки, нитраты в пище человека. Значение возможных загрязнителей пищи. Как правильно соблюдать диету? Влияние на организм белков, жиров, углеводов. Витамины: как грамотно их принимать. «В здоровом теле – здоровый дух».

Базовые понятия: краситель, консерванты, антиоксиданты, эмульгаторы, ароматизаторы, актифламинги; обмен веществ в организме, диета.

Базовые умения: расшифровывать коды веществ, классифицировать их, записать формулы; выявлять продукты с запрещенными в РФ добавками; определять  безопасность продуктов (по нитратам); выбрать полезный витаминный комплекс в аптеке;  рассчитать суточный рацион питания, познакомить с мерами профилактики загрязнения пищевых продуктов.

Демонстрации: образцы солей, употребляемых в пищевой промышленности, разложение карбоната аммония, денатурация белка.

  • Практическая работа №4. Гашение соды.
  • Практическая работа №5.Очистка загрязненной поваренной соли.  Выращивание кристаллов поваренной соли.

Тема 6. Химия в быту(8 ч.)

 Ознакомление с видами бытовых химикатов. Использование химических материалов для ремонта квартир. Разновидности моющих средств. Влияние вредных факторов на зубную эмаль. Вещества, используемые для окрашивания волос, дезодорантов и косметических средств. Современные лаки.

Спички. История изобретения спичек.

Бумага. От пергамента и шёлковых книг до наших дней.

Стекло. Из истории стеклоделия. Виды декоративной обработки стекла.

Керамика. Виды керамики. История фарфора.

Базовые понятия: детергенты, гидрофильная и гидрофобная части ПАВ, оптические отбеливатели, парфюмерная добавка.

Базовые умения:  расшифровка международных символов, обозначающих условия по уходу за текстильными изделиями; экспертиза зубной пасты «Бленд-а-мед», чистящего порошка «Комет», чистящего средства «Окноль».

Демонстрация: образцы средств ухода за зубами, декоративной косметики.

  • Практическая работа №6. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира.

Тема 7. Химия лекарств (4 ч.)        

Лекарства и яды в древности. Антибиотики и сильнодействующие лекарственные препараты. Классификация и спектр действия на организм человека. Аспирин: за и против. Исследование лекарственных препаратов (антидепрессанты). Понятие о фитотерапии.

Базовые понятия: лекарственный препарат, антибиотики; антидепрессанты и их влияние на организм человека; дозировка, показания, противопоказания, качественная реакция, профилактика гриппа и ОРЗ.

Базовые умения: экспериментально определять качественный состав седативных препаратов.

Демонстрации: образцы лекарственных препаратов, в том числе сильнодействующих и седативных.

Тема 8.  Влияние вредных привычек на организм человека (4 ч.)

Токсическое действие этанола на организм человека. Курить – здоровью вредить! Наркомания – опасное пристрастие.

Базовые понятия: наркомания, токсикомания, алкоголизм, табакокурение, отравления, разрушение организма, денатурация белка.

Базовые умения: поставить лабораторный эксперимент по токсическому действию этанола на белок; моделировать последствия токсического действия веществ на организм, орган, ткань, клетку.

  • Практическая работа №8. Действие этанола на белок.

Итоговое занятие (1ч.)

Учебно-тематический план

п/п

наименование темы

количество  часов

из них

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности

1

1

-

3

Знакомство с лабораторным оборудованием

1

1

-

4

Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту

6

4

2

5

Ядовитые соли и работа с ними

2

1

1

6

Химия и пища

6

4

2

7

Химия в быту

8

7

1

8

Химия лекарств

4

4

1

9

Влияние вредных привычек на организм человека

4

3

1

10

Итоговое занятие

1

1

-

Итого:

34 ч

27ч

Требования к уровню подготовки учащихся

В ходе освоения курса учащиеся должны 

знать/понимать:

  • правила безопасной работы в кабинете химии;
  •  правила обращения с веществами;
  •  правила работы с лабораторным оборудованием;
  •  порядок организации рабочего места.

уметь:

  • выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами;
  • оказывать  меры первой помощи;
  • определять цель, выделять объект исследования;
  • наблюдать и изучать явления и свойства;
  • описывать результаты наблюдений;
  • создавать необходимые приборы;
  • представлять результаты исследований в виде таблиц и графиков;
  • составлять отчет;
  • делать выводы;
  • обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии, уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении;
  • осуществлять проектную деятельность.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • для объяснения химических явлений, происходящих в природе и быту;
  •  экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами,
    лабораторным оборудованием;
  • формирования  высокой культуры отношения к природе;
  • критической  оценки достоверности  химической  информации,
    поступающей из разных источников.

Учебно-методическое обеспечение

Список литературы

 для учащихся:

  1. Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1999г.
  2. Здешнева Г.Ф., Мирзабекова М.А., Прус Н.Н. Классификация неорганических соединений, 8 класс.- М.: Чистые пруды, 2006г.
  3. Муллинс Т. Химия загрязнения воды//Химия окружающей среды. М.: Химия,1982. С.276-345.

для учителя:

  1. Валединская О.Р. Экологическая химия азота. – М.: Чистые пруды, 2006.- 36с.
  2. Глинка Н.Л. Общая химия: Учебное пособие для вузов.- Л.: Химия, 1985г
  3. Пак М. Алгоритмы в обучении химии: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1993.- 76с.
  4. Муллинс Т. Химия загрязнения воды//Химия окружающей среды. М.: Химия,1982. С.276-345.
  5. Популярный энциклопедический иллюстрированный словарь. Европедия. – М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2004.- 1168с., ил

Ресурсы интернета:   http://school-collection.edu.ru/

                           http://www.xumuk.ru/

  http://www.openclass.ru/

  http://www.vokrugsveta.ru/

  http://ru.wikipedia.org/wiki/

Календарно-тематический план

п/п

дата

Тематика занятий

час

план

факт

Вводное занятие  (1 ч.) 

1

Химические знания в повседневной жизни человека

1

Тема 1. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности (1 ч.)

2

Изучение правил техники безопасности

1

Тема 2. Знакомство с лабораторным оборудованием (1 ч.)

3

Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и лабораторных работ.

1

Тема 3. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту (6 ч.)

4

Вода в масштабе планеты.

1

5

Экологическая проблема чистой воды.

1

6

Растворение

1

7

Роль растворов в природе и жизни человека

1

8

Практическая работа №1. Приготовление насыщенных и перенасыщенных  растворов. 

Составление и использование графиков растворимости.

1

9

Практическая работа №2. Растворение оконного стекла в воде.

1

Тема 4. Ядовитые соли и работа с ними (2 ч.)

10

Ядовитые вещества в жизни человека

1

11

Практическая работа №3. 

Осаждение тяжелых ионов с помощью химических реактивов.

1

Тема5. Химия и пища (6 ч.)

12

Поваренная соль, ее роль в обмене веществ; солевой баланс.

1

13

Влияние на организм белков, жиров, углеводов.

1

14 - 15

Витамины: как грамотно их принимать

2

16

Практическая работа №4.

 Гашение соды.

1

17

Практическая работа №5.

Очистка загрязненной поваренной соли.  Выращивание кристаллов поваренной соли.

1

Тема 6. Химия в быту (8 ч.)

18

Виды бытовых химикатов

1

19 - 20

Разновидности моющих средств

1

21

Спички и бумага: от истории изобретения до наших дней

1

22

История стеклоделия.

1

23

Керамика: от истории изобретения до наших дней

1

24

Химия и косметические средства

1

25

Практическая работа №6. 

Выведение пятен ржавчины, чернил, жира

1

Тема 7. Химия лекарств (4 ч.)

26

Лекарства и яды в древности

1

27

Аспирин: за и против.

1

28 - 29

Понятие о фитотерапии

2

Тема 8.  Влияние вредных привычек на организм человека (4 ч.)

30

Курить – здоровью вредить!

1

31-32

Алкоголизм и наркомания – опасное пристрастие.

2

33

Практическая работа №8. 

Действие этанола на белок.

1

Итоговое занятие (1ч.)

34

Защита исследовательских работ

1

Итого:

34ч

Приложение

Примерные темы для подготовки сообщений.

  1. Чудесный мир бумаги.
  2. Много ли соли в солонках страны?
  3. «Соляные бунты» в России.
  4. Физиологический раствор в медицинской практике.
  5. Имеет ли вода память?
  6. Влажность воздуха и самочувствие человека.
  7. Выводим пятна со страниц книги.
  8. Синтетическая бумага — альтернатива целлюлозной бумаге.
  9. История бумажных денег.
  10. Вода в космосе.

Примерные темы исследовательских работ (проектов, рефератов)

  1. Очистные сооружения городского водоканала .
  2. История спички.
  3. Экологические проблемы акватории Татарстана.
  4. Бумага — материальный носитель различных видов искусства

         (презентация в программе Power Point).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...