ИКТ в системе оценки учебных достижений учащихся по химии.
материал для подготовки к егэ (гиа) по химии (8 класс)

Содержание учебного предмета «химия» позволяет «встраивать» новый учебный материал в контекст ранее усвоенного. Внутри – и межпредметная актуализация этого ранее усвоенного в преподавании и служит основой превращения учеников в компетентных субъектов деятельности – таких участников учебно- воспитательного процесса, которые способны осознавать учебные задачи.,  видеть их взаимосвязь и находить под руководством учителя их решение.

        Решение проблемы контроля и оценки учебных достижений учащихся на современном этапе развития общества не может успешно осуществляться без использования средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Качество и высокая скорость обработки данных диагностики является условием адекватной и своевременной корректировки образовательного процесса. Внедрение ИКТ позволяет учителю не только улучшить традиционные, но и использовать новые методы оценки результатов обучения.

С активным использованием ИКТ расширяются возможности реализации предметных тестов. Электронные тестирующие комплексы можно внедрять на занятиях:

·        при изучении нового материала;

·        при решении задач;

·        при проведении практических работ – данная форма контроля позволяет учителю быстро оценить теоретическую и практическую готовность учащихся к выполнению эксперимента;

·        при повторении и закреплении учебного материала

·        при проведении зачетов

      При изучении химии необходимым условием компетентности является овладение учеником основными законами и понятиями химии, химическим языком в соответствии с конкретным уровнем изучения школьного курса. Это очень большой пласт учебного материала, нередко абстрактного характера, усвоение которого вызывает у учащихся немалые трудности. Для преодоления некоторых из них я и предлагаю технологию работы с малым химическим тренажером (МХТ) с активным использованием ИКТ.

     Сейчас проверка знаний учащихся на разных этапах урока с помощью компьютера является довольно актуальной проблемой.  Компьютерное тестирование вносит разнообразие в учебный процесс и познавательный интерес в обычную проверку знаний и  умений школьников. В процессе этой работы ученики закрепляют навыки работы с компьютером полученные на уроках информатики.

         Выполнение заданий направлено на формирование и развитие у учащихся умений называть и классифицировать химические соединения, анализировать их качественный и количественный состав, определять значения валентности и степеней окисления атомов химических элементов в соединениях, составлять формулы веществ, анализировать химические свойства последних.

        Система контроля знаний Interwriteтм  PRS существенно повышает эффективность учебного процесса. Совместно с программным обеспечением типа Microsoft Office (в том числе с MS Power Point) я самостоятельно создаю тесты на разные темы урока, вариативность заданий основывается на индивидуальность и дифференцированность ученика.   

      Использование на уроках МХТ с ИКТ позволяет быстро и качественно проверить усвоение знаний учащихся и закрепить полученные знания и умения, Преимуществами  таких заданий  является большая вариативность  и достаточная легкость составления заданий разного уровня. Хочу предложить свой вариант МХТ и заданий к нему.

/программа Новошинского И.И, Новошинской Н.С – 8 класс/

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Решетников Евгений Анатольевич

reschetnickov.t @ yandex.ru

Учитель химии и биологии

МКОУ СОШ № 15 г Лиски

Информационно- коммуникационные технологии в системе контроля и оценки учебных достижений учащихся по химии.

       Каждый учитель сталкивается с проблемой нехватки учебного времени. Точнее даже не сталкивается, а постоянно работает в условиях его хронического недостатка. Причем с годами последний неуклонно увеличивается вследствие уплотнения учебного материала, сокращения числа часов, отводимых на изучение химии, и усложнения задач обучения, призванного обеспечивать разностороннее развивающее воздействие на личность учащегося.

       Для разрешения этого постоянно усиливающегося противоречия важно, с одной стороны, убедительно раскрыть перед учеником значимость образования, необходимость личностной заинтересованности в нем и перспективности самодвижения в его приобретении. С другой стороны – интенсифицировать осуществляемый в школе учебно – воспитательный процесс (УВП). Первого можно достигнуть в том случае, если обучение будет построено так, что ученик ЗАХОЧЕТ и СМОЖЕТ осознать себя СУБЪЕКТОМ УЧЕНИЯ, то есть таким участником УВП, который понимает и принимает его цели, владеет способами их достижения и стремится к расширению спектра этих способов. Таким образом, ведущими условиями превращения учащегося в субъект учения (в рамках предметного обучения химии) является его компетентность в содержании рассматриваемых учебных вопросов и способах овладения им и ориентация на достижение целостных знаний по предмету.

        Разумеется, именно целостность знаний исходна и выступает основой компетентности. Однако для школьных условий очень важно, чтобы учащихся мог ощущать свою компетентность не только  в результате, но и на протяжении всего процесса предметного обучения. В этом кроется существенный резерв и условие развивающего воздействия обучения на личность учащегося. Как это возможно? За счет постоянной опоры на внутренние связи, межпредметную интеграцию и привлечение личностного жизненного опыта учащегося к процессу формирования знаний.

        Содержание учебного предмета «химия» позволяет «встраивать» новый учебный материал в контекст ранее усвоенного. Внутри – и межпредметная актуализация этого ранее усвоенного в преподавании и служит основой превращения учеников в компетентных субъектов деятельности – таких участников учебно- воспитательного процесса, которые способны осознавать учебные задачи.,  видеть их взаимосвязь и находить под руководством учителя их решение.

        Решение проблемы контроля и оценки учебных достижений учащихся на современном этапе развития общества не может успешно осуществляться без использования средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Качество и высокая скорость обработки данных диагностики является условием адекватной и своевременной корректировки образовательного процесса. Внедрение ИКТ позволяет учителю не только улучшить традиционные, но и использовать новые методы оценки результатов обучения.

С активным использованием ИКТ расширяются возможности реализации предметных тестов. Электронные тестирующие комплексы можно внедрять на занятиях:

  • при изучении нового материала;
  • при решении задач;
  • при проведении практических работ – данная форма контроля позволяет учителю быстро оценить теоретическую и практическую готовность учащихся к выполнению эксперимента;
  • при повторении и закреплении учебного материала
  • при проведении зачетов

      При изучении химии необходимым условием компетентности является овладение учеником основными законами и понятиями химии, химическим языком в соответствии с конкретным уровнем изучения школьного курса. Это очень большой пласт учебного материала, нередко абстрактного характера, усвоение которого вызывает у учащихся немалые трудности. Для преодоления некоторых из них я и предлагаю технологию работы с малым химическим тренажером (МХТ) с активным использованием ИКТ.

     Сейчас проверка знаний учащихся на разных этапах урока с помощью компьютера является довольно актуальной проблемой.  Компьютерное тестирование вносит разнообразие в учебный процесс и познавательный интерес в обычную проверку знаний и  умений школьников. В процессе этой работы ученики закрепляют навыки работы с компьютером полученные на уроках информатики.

         Выполнение заданий направлено на формирование и развитие у учащихся умений называть и классифицировать химические соединения, анализировать их качественный и количественный состав, определять значения валентности и степеней окисления атомов химических элементов в соединениях, составлять формулы веществ, анализировать химические свойства последних.

        Система контроля знаний Interwriteтм  PRS существенно повышает эффективность учебного процесса. Совместно с программным обеспечением типа Microsoft Office (в том числе с MS Power Point) я самостоятельно создаю тесты на разные темы урока, вариативность заданий основывается на индивидуальность и дифференцированность ученика.  

      Использование на уроках МХТ с ИКТ позволяет быстро и качественно проверить усвоение знаний учащихся и закрепить полученные знания и умения, Преимуществами  таких заданий  является большая вариативность  и достаточная легкость составления заданий разного уровня. Хочу предложить свой вариант МХТ и заданий к нему.

/программа Новошинского И.И, Новошинской Н.С – 8 класс/

А

Б

В

Г

Д

Е

HCl

CO2

Mg

NaOH

CuO

CuSO4

1

Na2O

Fe(OH)3

Al2O3

H2O

Na

C

2

Fe

AgNO3

Cu(OH)2

P

CaO

H2SiO3

3

CuCl2

Ca

NaCl

CaCO3

H2

ZnO

4

SO3

K2S

S

Zn

Na2SO4

O2

5

N2

H3PO4

SO2

FeO

H2CO3

Na3PO4

6

Mg(NO3)2

MgO

H2S

H2SO4

BaCl2

KOH

7

Zn(OH)2

Si

Ca(OH)2

Mg(OH)2

FeS

КAlO2

8

       Тема «Строение атома. Структура периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева»

  1. Определите состав (число протонов, нейтронов и электронов) элементов (например Б4, Б8, В1, В5, Г3, Г5,Д23, Е2)
  2. Нарисуйте схемы строения атомов элементов (Б4, Д4, В5, Е5, Б8)
  3. Выпишите формулы простых веществ, укажите их названия.
  4. Выпишите формулы простых веществ – металлов (неметаллов)
  5. Выпишите формулы простых веществ – металлов (1 вариант), неметаллов (2 вариант) и определите положение элемента в периодической системе.

Тема «Строение вещества. Химическая связь»

  1. Прочитайте формулы веществ (А1, В1, Д3, А5, Б6, Г7). Расскажите об их качественном  и количественном составе.
  2. Рассчитайте относительные молекулярные массы веществ, молярные массы, массовые доли элементов в веществах (А2, Б5, В2, Г7, Д1, Е6, Ж1)
  3. Даны коды (Б1, В1, Е2, Б5, Е6, Б8, Е7) Укажите, какие из них соответствуют простым веществам (1 вариант), сложным веществам (2 вариант). Поясни свой выбор.
  4. Выпишите формулы веществ, в которых атомы соединены ковалентной неполярной связью.
  5. Выпишите формулы веществ, в которых атомы соединены ковалентной полярной связью
  6. Выпишите формулы веществ, в которых атомы соединены ионной связью
  7. Определите вид химической связи в веществах (В2, Д4, Б5, Г2)
  8. Определите степень окисления атомов элементов в формулах (А6, Б1, В4, В7, Б5, Г4)
  9. Из строк 1-4 (5-8) выпишите формулы бинарных соединений.

Тема «Классификация сложных неорганических веществ»

  1. Выпишите формулы оксидов
  2. Выпишите формулы щелочей
  3. Выпишите формулы не растворимых в воде оснований.
  4. Выпишите формулы кислот
  5. Выпишите формулы солей
  6. Выпишите формулы сульфидов, хлоридов, нитратов, сульфатов, карбонатов.

Тема «Электролитическая диссоциация. Свойства растворов электролитов»

  1. Выберите электролиты.
  2. Выберите сильные электролиты
  3. Запишите молекулярное, полное и сокращенное ионные уравнения реакций между веществами (А1 и Г6, Б3 и В4, Ж1 и Г4)

Тема «Важнейшие классы неорганических соединений, свойства»

  1. Выберите (по вариантам) вещества, с которыми реагируют основные (кислотные) оксиды
  2. Выберите (по вариантам) вещества, с которыми реагируют кислоты
  3. Выберите (по вариантам) вещества, с которыми реагируют щелочи
  4. Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращение веществ (В1→ Б7→А7→Г8→Б7)

Второй вариант МХТ – «Уравнения химических реакций». Этот вариант можно использовать как в 8, так и в 9 классах на разных этапах урока, как обобщающий контроль.

1 ВАРИАНТ

2 ВАРИАНТ

3 ВАРИАНТ

1

Mg + O2 =MgO

Fe + CuCl2 = Cu + FeCl2

Cu + O2 = CuO

2

K + H2O = KOH + H2

P +  O2 =  P2O5

Fe2O3 + HCl = FeCl3 + H2O

3

Fe + H2SO4 = FeSO4+H2  

Mg + HCl = MgCl2 + H2

Ba + H2O = Ba(OH)2 + H2

4

Zn + Cu(NO3)2  →                      →  Cu+Zn(NO3)2

Al2O3 + HCl = AlCl3 +H2O

SO2 + H2O ↔ H2SO3

5

CaO + H2O = Ca(OH)2

P2O5 + H2O = H3PO4

CuCl2 + KOH=                   Cu(OH)2+KCl    

6

CaO + H3PO4 =                Ca3(PO4)2 + H2O

Ba(OH)2 + HNO3 =                   Ba(NO3)2 + H2O          

Ca(OH)2 + HNO3 =                   Ca(NO3)2 + H2O          

7

NaOH + H2S = Na2S + H2O

Ca + H2O = Ca(OH)2 +H2 

AgNO3 + NaBr =                       AgBr↓ + NaNO3

8

BaCl2 + Na2SO4 =                 BaSO4↓+ NaCl

AgNO3 + KCl =                     AgCl +KNO3                              

Cu + Hg(NO3)2 =                        Cu(NO3)2 + Hg

9

CO2 + H2O ↔ H2CO3

Fe(OH)3 = Fe2O3 + H2O

Mg + HCl = MgCl2 + H2

  1. Прочитайте уравнения реакций вашего варианта.
  2. Охарактеризуйте количественные отношения, в которых в данных реакциях выступают исходные вещества и продукты реакции.
  3. Определите тип каждой химической реакции (соединения, разложения, замещения, обмена).Дайте объяснения сделанным вами заключениями.
  4. Объясните, по каким внешним признакам можно судить о протекании каждой из перечисленных реакций.
  5. Найдите в вашем варианте уравнения реакций нейтрализации. Дайте им определение.
  6. Какие из данных реакций могут считаться качественными? Почему?
  7. Выберите уравнения окислительно-восстановительных реакций, проанализируйте протекающие в них процессы окисления и восстановления, укажите окислитель и восстановитель.
  8. К уравнениям обменных реакций вашего варианта составьте уравнения в полной и сокращенной ионной форме.
  9. Найдите в вашем варианте уравнение реакции окисления простого вещества (металла или неметалла). Определите количество и массу продукта реакции, если в процессе ее затрачено: а) 0.3 моль; б) 5 моль кислорода.
  10. Для реакции взаимодействия металла с раствором кислоты (ваш вариант) придумайте задачу, в которой будет необходимо определить объем выделившегося водорода.

 

       И помощью ИКТ можно создавать совершенно объективный контроль, с одной стороны, и интерактивный, с другой. В условиях использования средств ИКТ возможности и качество тестовой формы контроля знаний и умений учащихся существенно возрастают. Реализация ИКТ в тестировании позволяет:

1. повысить объективность контроля;

2. осуществлять автоматизированную обработку результатов;

3. разнообразить формы тестовых заданий;

4. индивидуализировать процедуру тестирования;

5. упростить и ускорить организацию проведения тестирования;

6. устранить ошибки при обработке результатов;

7. сохранить результаты тестирования, провести их анализ;

8. узнать ученику свой результат сразу, а не по прошествии некоторого времени

       За 5-6 минут фронтальной работы слово для устного ответа можно предоставить 8-12 ученикам. Они не выходят к доске, даже не встают. Время затрачивается только на ответ. Если первая попытка ответа оказывается неудачной, учитель, не тратя лишнего времени даром, передает право говорить другому ученику. Однако позднее непременно следует вновь вызвать того, кто не смог ответить сразу. Опрос идет в очень быстром темпе. Каждый ученик имеет возможность не только слушать других, но и проверять свой собственный вариант ответа, т.е осуществлять самоконтроль.

      Главная ценность тренировочных диалогов состоит в организации такой учебной деятельности, в которой ученики получают право говорить, а учитель сможет наблюдать за уровнем их продвижения в освоении материала. Достоинством рассматриваемого приема организации тренировочного диалога является снятие обычных помех общения на уроке, создание условий для «щадящего» ввода учащихся в общий диалог и осуществление ими самооценки.

   Необходимо отметить, что подготовка учащихся к  ЕГЭ должна начинаться на этом этапе, когда учитель отрабатывает с учащимися учебный элемент содержания изучаемого материала.

    Таким образом, мини-тренажер  с использованием ИКТ обеспечивает активное участие в познавательной деятельности практически всех учеников; позволяет существенно улучшить качество проверки знаний и умений учащихся.

     Компьютерные тесты являются достаточно мощным измерительным инструментом, они могут успешно применяться для обучения и контроля знаний учащихся; тесты имеют свои границы применимости, и знание этих границ дает возможность качественно подготовить и использовать тестовый контроль.

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Система контроля учебных достижений учащихся 11- х классов по русскому языку и литературе: тесты на литературном материале" "

Проект посвящён созданию новых моделей заданий по проверке различных видов речевой деятельности учащихся  (на основе обязательных минимумов по русскому языку и литературе, подлежащих изучению и к...

Диагностика учебных достижений учащихся при обучении математике.

Обзор форм и методов диагностики результатов обучения....

Информационно – коммуникационные технологии в реализации системы контроля и оценки учебных достижений учащихся по химии

Сообщение на МО естественно - математического цикла.- Использование ИКТ позволяет существенно улучшить качество проверки знаний и  умений учащихся.- Компьютерные тесты являются достаточно мощным ...

Аналитическая справка по итогам мониторинга учебных достижений учащихся за 2017-2018 учебный год

Аналитическая справка по итогам мониторинга учебных достижений учащихся за  2017-2018 учебный год...

Формы и методы оценивания достижений учащихся. Структура оценивания учебных достижений учащихся.

Мы живем и работаем в век бурного прогресса и стремительных изменений во всех сферах жизни. Коснулись они и образования: введены ФГОС нового поколения, основная цель которых – учить детей так, ч...

критерии оценивания достижений учащихся по химии

Контроль результатов обучения является одной из важнейших компонентов процесса обучения химии. В процессе обучения должны быть установлены четкие взаимосвязи между понятиями, формируемыми у учащихся. ...

Информационно- коммуникационные технологии в системе контроля и оценки учебных достижений учащихся по химии.

Каждый учитель сталкивается с проблемой нехватки учебного времени. Точнее даже не сталкивается, а постоянно работает в условиях его хронического недостатка. Причем с годами последний неуклонно увеличи...