Проект Система контроля учебных достижений учащихся 11- х классов по русскому языку и литературе: тесты на литературном материале" "
тест по русскому языку (10,11 класс) по теме

Проект посвящён созданию новых моделей заданий по проверке различных видов речевой деятельности учащихся  (на основе обязательных минимумов по русскому языку и литературе, подлежащих изучению и контролю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon testy_na_literaturnom_materiale.doc155 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

в рамках деятельности курсов повышения квалификации педагогических работников города Иванова

 в 2008-2009 учебном  году

«Проектирование современных средств оценки

учебных достижений учащихся и профессиональных достижений учителей на основе компетентностно-деятельностного подхода»

на тему

Система контроля учебных достижений учащихся 11-х классов по русскому языку и литературе: тесты на литературном материале

Выполнила:

кандидат филологических наук,

учитель русского языка и литературы

МОУ лицей №22

И.А.Ширшова

Руководитель проекта:

кандидат филологических наук,

доцент ИвГУ

Т.А.Майорова

Руководитель курсов:

кандидат педагогических наук,

зав. кафедрой педагогики ИвГУ

Т.А.Воронова

                                   

Иваново – 2009

Объяснительная записка

Околошкольное пространство формируют государство, общество, личность. Государство с рыночной экономикой заказывает конкурентоспособную личность, способную к овладению современными компьютерными технологиями и решению сложных профессиональных задач. Общество требует от школы прозрачности, открытости и доступности для управления ею. Личность желает не только приобретать академические знания, но и получать ключевые компетенции для успешной адаптации в жизни. Эти реалии обусловили новые требования к содержанию школьного образования. Соответственно изменяется и роль учителя, который должен организовывать учебную и сопровождать самостоятельную деятельность учащихся. Главной задачей учителя является формирование у ученика компетентности, то есть  умения применять знания в конкретной ситуации для решения конкретной задачи.

   Разработка данного  проекта обусловлена следующими проблемами, встающими перед учителем и учащимися:

- отсутствие методик для  учителя при организации обучения в компетентностно-деятельностном подходе;

- однообразный дидактический материал;

- отсутствие разнообразных современных инструментов проверки знаний, умений и навыков учащихся;

- слабые навыки работы учащихся с информацией, представленной в различной форме;

- затруднения учащихся при подборе аргументации и составлении  текстов по заданным параметрам (в сочинении части «С» ЕГЭ по русскому языку).

Проект посвящён созданию новых моделей заданий по проверке различных видов речевой деятельности учащихся  (на основе обязательных минимумов по русскому языку и литературе, подлежащих изучению и контролю).

Цели проекта:

- объединение в единое поле двух предметов (русский язык и литература);

- формирование информационно-коммуникативной компетенции учащихся;

- создание условий для разработки и своевременной коррекции учащимися своей индивидуальной траектории;

- создание условий для развития академической мобильности обучающихся;

- предоставление учащимся дополнительного источника аргументации при написании сочинения в части «С» ЕГЭ по русскому языку.

Задачи проекта:

- подобрать литературоведческий материал;

- разработать систему заданий по типу ЕГЭ (в печатном и интерактивном вариантах), позволяющей учащимся производить исследования ткани критической статьи или отрывка из художественного произведения с лингвистической точки зрения;

- провести  экспертизу тестов в рамках курсов повышения квалификации педагогических работников города Иваново;

- разработать учебный проект «Банк данных к части «С» ЕГЭ по русскому языку»;

- апробировать  вышеназванный учебный проект;

- провести проблемно-ориентированный анализ результатов учебного проекта.

 

Содержание проекта.

I часть.

Тесты на литературном материале.

Тест № 1.

(1)Очевидно, он, как никто другой из поэтов, был наделен пушкинским чувством соразмерности и сообразности. (2) Его стих почти никогда не бывает длинен, затянут. (3) При этом он всегда гибок, как каучуковая зверушка, - крути, верти, как хочешь, - ни за что не сломаешь, потому что где-то глубоко внутри спрятан очень прочный и подвижный стержень. (4) Думаю, во многом Пастернаку-поэту помог его отец-художник, отличный рисовальщик. (5) Рисунок - основа картины, без рисунка живопись не живопись, о чем свидетельствуют «ню» иных салонных живописцев. (6) ... (7) И хотя эти горе-мастера пытаются прикрыть свое неумение густым, почти пастозным слоем краски, слабый рисунок выдает их с головой. (8).. в стихах Пастернака нет и намека ни на сколиоз, ни на самое микроскопическое плоскостопие. (9) Его стих, с радостью повторю еще раз, гибок, свеж и при этом красочен и звонок. (В. Корнилов) (По: Владимир Корнилов. Покуда над стихами плачут... Книга о русской лирике. М., 1997. С. 260-261.)

1)        Какую особенность поэзии Пастернака подчеркивает В. Корнилов?

а)        декларативность и революционность;

б)        пессимистичность, трагедийность;

в)        юмористичность;

г)        необыкновенная ритмическая, образная и смысловая гармоничность.

2)        В каком предложении выражена идея данного текста?

а) 5;

6)7;

в)        3;

г)        4.

3)        Какое предложение находится на месте пропуска (предложение 6)?

а)        Ругать его начали чуть ли не с первых книг, травили без передыху.

б)        Руки и ноги их обнаженок зачастую растут вовсе не оттуда, откуда им
следует расти.

в)        И еще хочется сказать об удивительной оптимистичности его поэзии.

г)        Недолог час, когда с ним произойдет то же, что произошло с грибоедовским «Горем от ума».

4)        В каком значении употреблено слово «ню» (предложение 5)?

а)        оттенки, тонкие различия в чем-нибудь;

б)        индивидуальные особенности;

в)  изображение обнажённых людей;

г)        подражание кому-либо.

                                           5)В каком предложении употреблены термины?

                                           а)1;

б)9;

в)8;

г)3.

6)        Какое слово или сочетание слов должно располагаться на месте
пропуска в предложении 8?

а)        а вот;

б)        таким образом;

в)        следовательно;

г)        итак.

7)        Определите стиль и тип текста.

а)        разговорный, рассуждение;

б)        публицистический, рассуждение;

в)        научный, повествование;

г)        художественный, описание.

8)        Прочитайте фрагмент рецензии, в которой рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

В.Корнилов применяет изобразительный прием, основанный на сопоставлении свойств, с целью выделить важный в художественном отношении признак стихотворений Пастернака - ________ (предложение З). Критик использует устойчивое  выражение, соотносимое с наречием (предложение 7), -_________, для того, чтобы подчеркнуть ироничность, эмоционально-экспрессивную окраску своих высказываний о посредственных художниках. Убедительность и эмоциональность речи Корнилова придают тропы________(предложение 8),_________ (предложение 9).

Список терминов:

  1. метонимия;        6) метафора;
  2. сравнение;        7) синтаксический
  3. риторическое обращение;        параллелизм;
  4. диалектизмы;        8) эпитеты;
  5. фразеологизм;        9) парцелляция.

9) Письменно сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны вы или не согласны с точкой зрения автора текста. Аргументируйте свой ответ, применяя анализ стихотворений Б. Пастернака из романа «Доктор Живаго».

Ответы: 1) г; 2) в; 3) б; 4) в; 5)в; 6) а; 7.) б; 8) 2, 5, 6, 8.

Тест № 2.

(1) Все исследователи поэзии Бродского отмечали у него обилие аллюзий, скрытых ссылок на великих предшественников (от боготворимого им Державина и Пушкина до Хлебникова и Пастернака), следование за Ахматовой и Мандельштамом. (2) Его стихи - это насыщенный раствор, из которого постоянно выпадают кристаллы книжной культуры. (3) ... поэзия для «немногих», «избранных». (4)Религиозно ли творчество Бродского в постоянном борении поэта с трагизмом бытия? (5)Да, отвечает Ю.Кублановский, но скорее в форме богоборчества: «Он, несомненно, чувствует, что сталкивается с чем-то сверхъестественным в этом смысле. Через опыт ему дано метафизическое ощущение мира и ощущение Творца. Он постоянно ведет с Творцом своего рода тяжбу». (6) Нет, с оговорками возражает старший товарищ и наставник Бродского Евгений Рейн: «Конечно, он не вульгарный безбожник, но в его стихах совершенно нельзя найти благолепия церковного». (О.Н.Михайлов) (По: О.Н.Михайлов. От Мережковского до Бродского. Литература русского зарубежья. М., 2001. С.334 - 335.)

1)        Какую художественную особенность творчества И. Бродского отмечает О.Н.Михайлов?

а)        поэзия Бродского содержит элементы всей русской книжной
культуры.

б)        творчество Бродского аполитично.

в)        творчество Бродского пропитано американской культурой.

г)        стихотворения Бродского содержат лексику городских
интеллигентов.

2)        Укажите значение слова « аллюзии» (предложение 1).

а)        цитаты;

б)        намеки на известные произведения;

в)        иносказания;

г)        шаблонные фразы.

3)        Какое предложение содержит формулировку проблемы, поставленной критиком?

а) 2;

б)4;

в)3;

г) 6

4) В каком предложении используется высокая лексика?

а)1;

    б)3

в)        6

г)        2.

5)        В каком значении употреблено слово «метафизическое»?

а) человеческое;

6)        философское;

в)        божественное;

г)        научное.

6)        Какое слово (или сочетание слов) должно располагаться на месте
пропуска в предложении 3?

а)        потому что;

б)        это;

в)        вероятно;

г)        так как.

7)        Определите стиль и тип текста.

а)        научный, описание;

б)        художественный, повествование;

в)        публицистический, рассуждение;

г)        разговорный, рассуждение.

8)        Прочитайте фрагмент рецензии, в которой рассматриваются языковые особенности    текста. Некоторые термины пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Автор статьи широко использует лексические средства. Так, в 6 предложении при цитировании Рейна употребляется  _____. В предложении 2 для создания характеристики стихотворений используются тропы ____, ____. Для создания общей картины, единого целого, смысловой соотнесенности Михайлов употребляет в 1 предложении ________.

Список терминов:

1) однородные члены;        5) сравнение;

  1. литота;        6) метонимия;
  2. контекстные антонимы;        7) метафора;
  3. синекдоха;        8) оксюморон.

9)        Письменно сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны вы или не согласны с ней. Свой ответ аргументируйте. Опираясь на лирику Бродского, ответьте на вопрос: «Религиозно ли творчество Бродского в постоянном борении поэта с трагизмом бытия?»

Ответы: 1) а; 2) б; 3) б; 4) в; 5) в; 6) б; 7) в; 8) 3,5,7,1.

Тест № 3.

     (1) Почему же поэты позволяли и позволяют себе порой так пренебрежительно относиться к своему материалу - слову, без которого их существование бессмысленно?.. (2) Возможно, потому, что поэт живет не в безвоздушном пространстве и не в башне из слоновой кости, а в обычном мире, где отношение к слову отнюдь не евангельское. (3) Ведь даже Гамлет, призванный, как считает Пастернак, судить свое время, сказал с презрением:

Слова, слова, слова...

(Акт второй, сцена вторая)

(4) Уже который век их повторяют пишущие в рифму, да и не только они. (5) Что ж, далеко не каждое слово, а лишь одно из миллиона царственное, поэтому немудрено, что ко многим словам отношение, как выразился по другому поводу Маяковский, плёвое не только у читателей или нечитателей, но даже у поэтов. (6) У поэтов - особенно, потому что человеку, у которого боль везде, по словам того же Маяковского, невыносима пустая игра со словом. (7) Недаром такая искренняя и истовая в своих чувствах Цветаева, чутко улавливающая каждый неверный или фальшивый звук, любую ненаполненность слова страстью, в «Поэме Конца» (1925) презрительно отвечает своему возлюбленному:

- Словесность! -

потому что не слышит за его словами настоящей боли. (8) То есть слово может выражать фальшивую страсть, и тогда это уже не Слово, а словесность, не литература, а литературщина. (9) Казалось бы, между словом и словесностью должна пролегать бездна. (10) В идеале это действительно так, но сплошь и рядом разница между ними настолько микроскопична, что лишь острый слух ее различит. (11) ... в жизни от великого до смешного всего шаг, то в поэзии и в прозе расстояние между ними ничтожно. (В.Корнилов). (Владимир Корнилов. Покуда над стихами плачут... Книга о русской лирике. М., 1997. С. 86-87.)

1) В каком предложении В. Корнилов ставит проблему?

а) 5;

6)1;

в)3;

г) 8.

2)        Какое предложение противоречит идее текста?

а)         Между словом и словесностью должна быть огромная разница.

б)        Поэт живет в иллюзорном мире и питает к слову трепетные чувства.

в)        В жизни от великого до смешного один шаг.

г)        Лишь одно слово из миллиона содержит глубокий и истинный смысл.

      3)  Какое слово (или сочетание слов) должно располагаться на месте
    пропуска?

а)         напротив;

б)        если;

в)         потому что;

г)         и.

4)        В каких предложениях использованы церковнославянизмы?

а)        7, 9;

б)        3, 6;

в)        2, 5;

г)        1;4.

       5) В каком значении автор использует слово «истовая» (предложение 7)?

а)         истеричная;

6)         усердная, ревностная;

в)        открытая;

г)         нежная, трепетная.

      6)        Укажите предложение, в котором использованы контекстные  антонимы.

а) 3;

6) 5;

в) 7;

г)  2.

7)        Укажите верную характеристику 10 предложения.

а)        Простое предложение, осложненное однородными членами.

б)        Сложносочиненное предложение.

в)        Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.

г)        Сложноподчиненное предложение.

8)        Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

    а)        поэты позволяли (предложение 1);

    б)        поэт живет (предложение 2);

    в)  расстояние (предложение 11);

    г)        истовая Цветаева (предложение 7).

     9) Прочитайте фрагмент рецензии, в которой рассматриваются языковые      особенности текста. Некоторые термины пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Для убедительного доказательства своей мысли В.Корнилов (в предложениях 3, 7) использует ____. В предложении 5 критик применяет так называемую «сниженную лексику» ________.         Чтобы подчеркнуть характерные свойства художественного слова (предложение 5), автор текста употребляет троп ______. Устойчивое сочетание слов (предложение 10) _____        приближает авторские размышления к разговорному стилю, что делает их более доступными для читателя.

Список терминов:

1) гипербола;

2) риторический вопрос;

3) цитирование;

4) градация;

5) просторечное слово;

6) эпитеты;

7) олицетворение;

8) фразеологизм

10)  Письменно сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны вы или не согласны с точкой зрения В. Корнилова. Свой ответ аргументируйте, опираясь на творчество указанных в статье поэтов: Б. Пастернака, В.Маяковского и М.Цветаевой.

Ответы: 1) б, 2) б, 3)б, 4) в, 5) б, 6) г, 7) в, 8) б, 9) 3, 5, 6, 8.

Тест № 4.

 (1) Когда Есенин незадолго до смерти писал о себе:

Был он изящен,

К тому ж поэт,

                        Хоть с небольшой,

                 Но ухватистой силою ...

(«Черный человек», 1925) —

он нисколько не кокетничал, поскольку лучше кого бы то ни было знал себе цену. (2)С этой небольшой, но ухватистой силою он пропустил через себя и переломное российское время, и необъятное российское пространство, и стал великим русским лириком. (3) Удивительно, что при своей почти безумной жизни Есенин был чуть ли не самым прозорливым лириком. (4) Выражая себя самого, он непостижимым образом выразил и время, и страну, и русскую

удаль, и русский надрыв, и стал самым любимым поэтом русского народа. (5) ... он не ориентировался на самого неподготовленного слушателя или на самого подготовленного читателя, а так же, как молодой Маяковский, вытаскивал и растаптывал свою душу... (6) Можно ли сказать, что Есенин больше, чем поэт? (7) Сомневаюсь.  (8) В 1937 году затравленный Осип Мандельштам начал одно из своих замечательных стихотворений великими словами:

Не сравнивай: живущий несравним...

(9) Итак, сегодня в России поэты не нуждаются ни в определениях «больше» или «меньше», ни в каких бы то ни было турнирах с выбором королей (всё равно выберут не того, как случилось с Северяниным). (10) И сама российская поэзия не больше и не меньше себя, а равна себе самой. (11) Иначе она не поэзия. (В.Корнилов) (Владимир Корнилов. Покуда над стихами плачут... Книга о русской лирике. М., 1997. С. 108 -109.)

1) Какое предложение содержит идею текста?

 а) 3;

   6)10;

    в) 5;

    г) 8.

2)        Какое предложение не противоречит идее текста?

а)  Истинная поэзия только та, которая обладает гражданской
смелостью.

б)  Русская поэзия держится на городских сумасшедших.

в)  Наша русская поэзия самодостаточна.

г)  Русская поэзия множество смыслов вмещает в одну строку.

3)  Какое слово (или сочетание слов) должно стоять на месте пропуска в 5 предложении?

а) несмотря на;

б) при этом;

в) чтобы;

г) а.

4)        В каком значении автор использует в тексте слово «прозорливый»?

а) имеющий хорошее зрение;

б) ведущий бесцельную жизнь;

в) испытывающий просветление мыслей;

 г) умеющий предвидеть, проницательный.

5) Какое из данных сочетаний слов употреблено в тексте в переносном значении?

а)        необъятное пространство;

б)        растаптывал душу;

в)        русская удаль;

г)        не ориентировался на слушателя.

6) Какое предложение содержит контекстные антонимы?
а) 6;

6) 5;

в) 11;

г) 7;        

7)        Определите стиль и тип текста.

а)        научный, описание;

б)        художественный, повествование;

в)        публицистический, рассуждение;

г)        разговорный, рассуждение.

8) Какое предложение связано с предыдущим с помощью сочинительного союза и определительного местоимения?

а) 10;

6) 2;

в) 8;

г)  6.

9)   Прочитайте фрагмент рецензии, в которой рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Для аргументации собственных мыслей  В. Корнилов в предложениях 1 и 8 использует _______.  В предложении 5 критик применяет одну из наиболее распространённых разновидностей тропов _____. В предложениях 2 и 4 для создания объёмной характеристики Есенина-поэта употреблены _________        . Устойчивое выражение в предложении 1 _______ помогает создать образ  самодостаточного Есенина.

Список терминов:

  1. умолчание;        5) однородные члены;
  2. цитирование;        6) сравнение;
  3. ирония;        7) фразеологизм;
  4. метафора;        8) градация.
  1. Письменно сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны вы или не согласны с точкой зрения В. Корнилова. Свой ответ аргументируйте, опираясь на творчество указанных в статье поэта Сергея Есенина.

Ответы: 1) б, 2) в, 3) б, 4) г, 5) б, 6) б, 7) в, 8) а, 9) 2,4, 5, 7;

Тест № 5.

Сравним ахматовское стихотворение «Разрыв» (1940):  

1.

Не недели, не месяцы - годы

Расставались. И вот наконец

Холодок настоящей свободы

И седой над висками венец.

Больше нет ни измен, ни предательств,

И до света не слушаешь ты,

Как струится поток доказательств

Несравненной моей правоты... («Разрыв», 1940)

с отрывком из цветаевской «Поэмы Конца» (1924):

Не довспомнивши, не допонявши,

Точно с праздника уведены...

Наша улица! - Уже не наша...

-Сколько раз по ней!...- Уже не мы....-

 Завтра с западу встанет солнце!

  1. С Иеговой порвёт Давид!
  2. Что мы делаем? - Расстаёмся.
  3. Ничего мне не говорит

Сверхбессмысленейшее слово:

Рас - стаёмся. - Одна из ста?

Просто слово в четыре слога,

За которыми пустота.

Стой! По-сербски и по-кроатски,
Верно? Чехия нас чудит?
Рас-ставание. Расставаться...
Сверхъестественейшая дичь!

Звук, от которого уши рвутся,

Тянутся за предел тоски...

Расставание - не по-русски!

Не по-женски! Не по-мужски!

Не по-божески! Что мы - овцы,

Раззевавшиеся в обед?

Расставание - по-каковски?

Даже смысла такого нет,

       

Даже звука! Ну просто полый

Шум - пилы, например, сквозь сон.

Расставание - просто школы

Хлебникова соловьиный стон

Лебединый...

                       Но как же вышло?

Точно высохший водоём –

Воздух! Руку о руку слышно.

Расставаться - ведь это гром

На голову ... Океан в каюту!

Океании крайний мыс!

Эти улицы - слишком круты:

Расставаться - ведь это вниз,

Под гору... Двух подошв пудовых

 Вздох... Ладонь, наконец, и гвоздь! Опрокидывающий довод:

Расставаться - ведь это врозь,    

 Мы же - сросшиеся...

(«Поэма Конца», 1924)


(1) Я уверен, что и нашу рифму можно разрабатывать ещё много веков. (2) Она не уголь, её, как Донбасс так вот сразу не выберешь... (3) Опыт Ахматовой, Цветаевой, Бродского, Вознесенского, Евтушенко - при всём различии их поэтических манер - да и опыт многих других поэтов показывает, что русская рифма практически неисчерпаема. (4) Сама по себе рифма мало что значит. (5) Она даже меньше, чем болт, гайка, гвоздь, меньше, чем самая малая деталь. (6) И всё же её значение огромно. (7) Рифма способна погубить

 хороший стих, если выпячивает себя, строит глазки, словом, занимает не своё место. (8) Лишь работая на общую цель - на строку, строфу, стихотворение, рифма получает своё место, свою должность, свою роль. (9) Поэтому разговор о рифме как таковой - разговор бесплодный, потому что заранее ясно: у хорошего поэта рифмы хороши, а у плохого - плохи, даже если хороший и плохой поэты пользуются одними и теми же рифмами. (10) И не так уж важно, какую - новую или старую - рифму выбирает поэт. (11) Куда важнее, чтобы эта рифма соответствовала его характеру, его темпераменту, его речевой интонации, чтобы она стояла в строке так свободно и естественно, словно родилась вместе со строкой, чтобы она не высовывалась из строки, словно она ей чужая. (В.Корнилов) (Владимир Корнилов. Покуда над стихами плачут... Книга о русской лирике. 1997. С. 52-53.)

1) Какое предложение противоречит идее текста?

а) Русская рифма ещё ее исчерпала себя.

б) Русская рифма соответствует строгим канонам употребления.

в) У талантливого поэта и рифма талантлива.

г) Рифма имеет большое смысловое значение.

2)        Какое предложение содержит отрицательное сравнение?

а) 1;

б)        4;

в) 2;

г) 7.

3)        Какое предложение содержит антонимы?

а)        6;

б)        8;

в)        10;

г) 1.

4)        В каком значении употреблено слово «разрабатывать» (предложение 1)?

а)        делать пригодным для чего-либо;

б)        изыскивать возможности;

в)        добывать;

г)        тщательно, всесторонне исследовать.

  1. Определите стиль и тип текста:

а) научный, повествовательный;

  1. художественный, повествовательный;

в)        публицистический, рассуждение;

г)        публицистический, описание.

6)        Какое предложение связано  с предыдущим с помощью личного местоимения и частицы?

а) 9;

6) 5;

в)        10;

г)        11.

7) Какое предложение содержит идею текста?

а) 7;

6)11;

в)        6;

г)        2.

8) Какое предложение содержит уточнение?

а) 6;

6)5;

в)        1;

г)        10.

9) Прочитайте фрагмент рецензии, в которой рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Для характеристики термина «рифма» В. Корнилов в предложениях 2 и

5 использует ____.   В 11 предложении употреблены_____. В 7 предложении критик прибегает к использованию приёма, состоящего  в перенесении свойств человека на понятие «рифма»,    ________. В 8  предложении Корнилов применяет стилистическую фигуру, состоящую в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение - _________.

Список терминов:

  1. ирония;        5) однородные члены;
  2. сравнение;        6) олицетворение;
  3. инверсия;        7) гипербола;
  4. умолчание;        8) градация.

10) Письменно сформулируйте позицию автора относительно русской рифмы. Напишите, согласны вы или не согласны с точкой зрения В. Корнилова, опираясь на анализ двух стихотворений Анны Ахматовой и Марины Цветаевой. Ответьте на вопрос: «Как рифма, выбранная поэтессами, передаёт тему любовного разрыва, чувства и эмоции героинь?»

Ответы: 1)6, 2) в, 3) в, 4) г, 5) в, 6)6, 7)6, 8) г,  9)2,5,6,8.

Используя программную оболочку  «1С: Образование 4.Школа», данные тесты можно перевести в интерактивный вариант. Кроме этого, возможности системы позволяют осуществлять проверку выполнения теста (как самим учащимся, так и учителем).  После выполнения задания учащиеся имеют возможность увидеть результат, выраженный в процентном количестве правильных ответов и зафиксированный отметкой.

 Тесты прошли общественную экспертизу в рамках региональных курсов повышения квалификации «Проектирование современных средств оценки учебных достижений учащихся и профессиональных достижений учителей на основе компетентностно-деятельностного подхода».

О результативности тестов можно судить по итогам проведенной контрольной работы по русскому языку в форме ЕГЭ (части А и В) в трёх одиннадцатых классах.

Количество,

выполнявших работу

Получили отметку «5»

Получили отметку «4»

Получили отметку «3»

73 человека

26 человек

40 человек

7 человек

36%

54%

10%

Успеваемость: 100%.

Качество знаний: 90%.

Спецификация тестовой работы


1. Назначение тестовой работы – оценить общеобразовательную подготовку по русскому языку и литературе учащихся общеобразовательных учреждений с целью их подготовки к государственной (итоговой) аттестации и конкурсному отбору в учреждения среднего и высшего профессионального образования.


2. Документы, определяющие содержание экзаменационной работы


Содержание тестовой работы определяется на основе следующих документов:


1. Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ Минобразования России 1236 от 19.05 1998 г.).
2. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по предмету (Приказ Минобразования России 56 от 30.06.1999 г.).
3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Русский язык (Приказ Минобразования России 1089 от 05.03.2004 г.).


Кроме нормативных документов, учитываются также требования к подготовке выпускников основной и средней (полной) школы, представленные в рекомендованных Минобразования и науки РФ документах:


– Примерные программы основного общего образования – М.: Дрофа, 1999.
– Примерные программы среднего (полного) образования – М.: Дрофа, 1999.


3. Структура тестовой работы


В работу по русскому языку включено произвольное количество  заданий с выбором ответа из 4-х предложенных (количество заданий в каждом конкретном случае определяется спецификой класса и характером затруднений, распространенных в нем), одно задание с самостоятельным написанием ответа  и одно задание открытого типа с развёрнутым ответом.


4. Распределение заданий тестовой работы по содержанию и видам деятельности


Распределение заданий по основным содержательным разделам учебного предмета «Русский язык» представлено в таблице.


Таблица1. Распределение заданий по основным содержательным разделам учебного предмета «Русский язык»

Содержательные разделы

Максимальное число заданий

Максимальное количество баллов

Лексика и фразеология

2

2

Словообразование

1

1

Синтаксис

3

3

Речь. Текст

6

6

Речь. Языковые нормы

5

5

Выразительность русской речи

2

2

Развитие речи. Сочинение

1

20

Итого

20

39

 

Задания комплексного теста по русскому языку и литературе проверяют сформированность разнообразных компетенций учащихся, при этом имеются в виду как общепредметные компетентности (мировоззренческая, коммуникативная, информационная), так и собственно предметные (работа с языковыми единицами разных уровней).

 Ученик работает с языковыми явлениями, предъявленными в тексте; создаёт собственное письменное монологическое высказывание.


При разработке содержания тестовой работы учитывается необходимость проверки не только усвоения элементов знаний, представленных выше, но и в равной мере проверки овладения умениями, представленными в таблице 2.


Таблица 2. Перечень проверяемых умений

 

1. Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных лексических норм русского литературного языка.
2. Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных синтаксических норм русского литературного языка.
3.  Умение использовать основные приёмы информационной обработки текста.
4.  Умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
5. Умение определять принадлежность слова к определённой части речи по его грамматическим признакам.
6. Умение проводить лексический анализ слов.
7. Умение проводить орфографический анализ слова, предложения.
8.  Умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания.
9. . Умение проводить пунктуационный анализ предложения.
10. Умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка.
11. Умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения.
12. Умение использовать приёмы сжатия текста.
13. Умение определять функционально-смысловые типы речи.
14.Умение проводить синтаксический анализ предложения и словосочетания.
15. Умение проводить синтаксический анализ предложения.
16. Умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста.
17. Умение создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного.
18. Умение последовательно излагать собственные мысли.
19. Умение использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.
20. Умение оформлять письменную речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

 21. Умение находить и идентифицировать художественные средства в предложенном тексте.

5. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности


Структура теста как формы контроля учебных достижений учащихся по русскому языку и литературе определяется с учетом тех затруднений, которые испытывают учащиеся при выполнении отдельных заданий ЕГЭ. При этом самые сложные задания экзаменационного теста по русскому языку для всех групп учащихся расположены во второй части работы, самые легкие – в первой.

В целом работа проверяет усвоение выпускниками учебного материала на базовом уровне сложности.
Последнее задание  является заданием повышенного уровня сложности.
Задание на определение художественных средств, используемых в исходном тексте, относится к высокому уровню сложности.

Таблица 4. Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности заданий

Число заданий

Максимальный балл

Базовый

8-10

8-10

Повышенный

1

20

Высокий

1

2

Итого

10-12

30-32

 Варианты контрольного теста, используемые в рамках одной проверочной работы,  равноценны по трудности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий: под одним и тем же порядковым номером во всех вариантах работы находится задание, проверяющее один и тот же элемент содержания.

6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
За верное выполнение каждого задания базового уровня ученик получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.


Задание на определение художественных средств оценивается следующим образом: 2 балла - задание выполнено, ошибок нет; 1 балл: допущена 1 ошибка; 0 баллов: допущены 2 и более ошибок (полностью неверный ответ (неверный набор цифр) или его отсутствие).


Максимальная сумма баллов, которую может набрать учащийся при выполнении последнего задания с развернутым ответом – 20 баллов.

 

За верное выполнение всех заданий контрольного теста учащийся получает максимальное количество баллов, которое вычисляется по формуле: количество всех заданий + 20 баллов .


7. Время выполнения работы
На выполнение экзаменационной работы отводится 1 урок (45 минут).


Первая часть работы включает 8-10 заданий с выбором ответов. Среднее время выполнения одного задания этой части – 1-2 минуты. Ориентировочное время выполнения этой части работы –  15 минут.


Вторая часть работы включает 1 задание. На его выполнение требуется от 3 до 5 минут. Ориентировочное время выполнения второй части работы – 4 минуты.


Рекомендуемое время выполнения третьей части работы, состоящей из одного задания с развёрнутым ответом, – 20 минут.


8. Система переведения баллов в отметку.

При переведении баллов в отметку учитывается степень сложности и качество выполнения заданий.

Отметка «5» выставляется в случае, если учащийся за выполнение работы набрал общее количество баллов от максимального до минус 3 балла. Это возможно, если

- учащийся правильно выполнил все задания работы (допустимо незначительное – до 3 – снижение количества баллов за последнее задание повышенной сложности);

- учащийся правильно выполнил все задания работы, кроме задания, в котором требуется определение художественных средств;

- учащийся допустил одну ошибку в тестовых заданиях (допустимо незначительное – до 2 – снижение количества баллов за последнее задание повышенной сложности).

Отметка «4» выставляется в случае, если учащийся за выполнение работы набрал общее количество баллов от 27-29 (в зависимости от общего количества заданий) до минус  4-5 баллов. Это возможно, если

- учащийся правильно выполнил все задания работы (допустимый недобор баллов за последнее задание – до 8);

- учащийся сделал не более 3-х ошибок в тестовых заданиях (при этом допустимый недобор баллов за последнее задание – до 4).

Отметка «3» выставляется в случае, если учащийся за выполнение работы набрал общее количество баллов от 19-21 (в зависимости от общего количества заданий) до минус 4-5 баллов. Это возможно, если

- учащийся правильно выполнил все задания, но получил за выполнение последнего задания не более 10 баллов;

-учащийся сделал не более 5 ошибок в тестовых заданиях (допустимый недобор баллов – не более 5).

Отметка «2» выставляется в случае, если учащийся за выполнение работы набрал менее 15-16 баллов (в зависимости от общего количества заданий), то есть справился менее чем с половиной заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к урокам Русского языка и литературы: тесты, описание картины

Предложенный материал может быть интересен учителям русского языка и литературы, классным руководителям 7-8 классов. Тесты способствуют формированию познавательного интереса,   учат внимател...

Авторская система оценивания учебных достижений учащихся на уроках музыки

Я нашла для себя метод отслеживания сформированности данных критериев при помощи  компетентностно – ориентированных заданий (КОЗ)....

Рейтинговая система оценивания учебных достижений учащихся 10 класса по литературе

Рейтинговая система оценивания учебных достижений учащихся 10 класса по литературе...

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 8, 11 КЛАССОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕ-ВЕДЕНИЮ: ТЕСТЫ НА КРАЕВЕДЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ.

Материал данной статьи будет интересе коллегам-словесникам для подготовки учащихся 10-11 классов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку....

Викторина для учащихся 5-ых классов по русскому языку и литературе «Русский язык – мой любимый предмет»

Викторина для учащихся 5-ых классов по русскому языку и литературе«Русский язык – мой любимый предмет»Цель: создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в област...