Ковалентная связь.
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Ковалентная связь. Конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kovalentnaya_svyaz._konspekt.docx273.58 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.  Учитель: Назарова Г.А. «Ликино-Дулёвская гимназия» г. Ликино-Дулёво

                                                                       

Предмет

химия

Класс

8  

Тема урока

«Ковалентная полярная связь»

Тип урока

изучение  и первичное закрепления нового материала.

Цели

  • Сформировать понятия о механизме образования ковалентной полярной химической связи 
  • Ознакомить учащихся с понятием электроотрицательности, как мерой неметоличности элементов.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • уметь объяснять понятия механизма образования «ковалентная полярная химическая связь», электротрицательность; устанавливать различия между понятиями «ковалентная полярная связь» и «ковалентная неполярная связь», устанавливать причинно- следственные связи; состав вещества – тип химической связи; анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания;
  • самостоятельно использовать материалы учебника и справочные таблицы, прменять ранее полученные знания

-регулятивные: уметь составлять схемы образования молекул соединений с ковалентной полярной связью; проводить рефлексию своих действий по выполнению заданий самостоятельно и при помощи одноклассников, вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил; уметь определять степень успешности выполнения своей работы, исходя из имеющихся критериев; навыки самооценки и самоанализа

-познавательные: уметь воспроизводить информацию по памяти; работать с различными источниками информации; сравнивать и анализировать информацию, делать выводы; давать определения понятиям; свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной формах.

-коммуникативные: уметь слушать собеседника, понимать и /или принимать его точку зрения; оценивать высказывания и действия партнера, сравнивать их со своими высказываниями; формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче; проявлять инициативу в ситуации общения;

  • проявлять интерес к предлагаемой деятельности и с учетом собственных интересов;
  • оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям ее успешность или неуспешность и способы ее корректировки, бережно и уважительно относиться к людям и результатам их деятельности;
  • руководствоваться этическими нормами (сотрудничество, взаимопомощь, ответственность) при выполнении групповой работы

Основные понятия, изучаемые на уроке

Электороотрицательность, ковалентная полярная связь

Организационная структура урока

№ этапа

Этап урока

УУД

Деятельность

ЭОР

Время

учителя

учащихся

1

Оргмомент

Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Здравствуйте. Садитесь. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с химической связью. Давайте вспомним, что нам уже известно.

Приветствуют учителя, организуют рабочее место.

2

2

Проверка

домашнего задания. Актуалзация знаний.

 Регулятивные: волевая саморегуляция.  Личностные: действие смыслообразования

В качестве домашнего задания  у вас был 10 параграф и на стр. 62, упр№  2

Фронтальный опрос:

  • Какую связь называют полярной?
  • Как определить число неспаренных электронов в атоме?
  • Что называют одинарной, двойной и тройной связью?

Откроем тетради и проверим, правильно ли у всех все получилось.

Два ученика пишут на доске, другие проверяют.

Работающие у доски получают оценки, другие сверяют и исправляют ошибки, если они есть

Отвечают на вопросы

Работа у доски

10

3

Самоопределение к деятельности

Познавательная-анализ объектов с целью выделения признаков. 

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, прогнозирование. Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Итак, «Ребята, вам уже известно, что все элементы делятся на металлы и неметаллы. Мы с вами рассмотрели, как образуются химические связи между металлами и неметаллами. Как называется такая связь?

Так же мы рассмотрели, как образуются химические связи между атомами одного и того же элемента – неметалла. Как называется такая связь? Научились составлять схемы образования молекул с разными видами химических связей.»

Внимание, на доске вы видите несколько химических веществ, среди них вещества с ионной связью и с ковалентной неполярной связью. Чтобы их найти нужно, вспомнить определения этих связей.

Ученики поочередно выходят к доске и называют выбранные вещества. Объясняют, по каким признакам они их определили.

Посмотрите, ребята, три вещества остались у нас не определёнными. Как вы думаете, что их объединяет?

С помощью наводящих вопросов ученики определяют, что в этом случае происходит образование ковалентной связи – т. е. связи за счёт образования электронных пар. Только, в данном случае связь будет несколько иной, т.к. элементы разные. Чем отличаются атомы разных элементов? Правильно, содержат разное число электронов на внешнем уровне, поэтому обладают различной способностью к притягиванию  чужих электронов. Атомы одних элементов сильнее притягивают электроны, атомы других – слабее и образуется полюс, поэтому как будет звучать наша тема урока?

(Ковалентная полярная связь)

Молодцы! Итак, тема сегодняшнего урока Ковалентная полярная связь.

 Ученики записывают число и тему.

А теперь кто-то из вас попробует сформулировать цель сегодняшнего урока.

Ребята пробуют определить цель урока.

Итак, цель сегодняшнего урока познакомиться с ковалентной полярной связью, узнать о способности атомов химических элементов притягивать к себе общие электронные пары, научится составлять схемы веществ с ковалентной полярной связью

Учащиеся отвечают на вопросы

Работа у доски

Учащиеся ставят цель урока. Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока.

3-4

4

Работа по теме урока

а)Восприятие и осмысление учащимися нового материала

Познавательные - поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания. коммуникативные- сотрудничество в поиске информации

регулятивные – планирование, прогнозирование.

Мы говорим с вами,   о способности атомов химических элементов притягивать к себе общие электронные пары, эта способность называется электротрицательность. Найдите определение понятия электротрицательность и выпишите в тетрадь(стр. 63 учебника).

ЭО мера неметалличности элемента, то она изменяется  вместе с нею, имеет те же закономерности в изменении свойств, в группах и в периодах.

Вопросы на экране:

  • Как меняются неметаллические свойства в периодах?
  • Как меняются неметаллические свойства в группах?
  • Как меняется  ЭО в группах и периодах?
  • Более простой способ определения ЭО использование ряда ЭО
  • В сторону какого химического элемента смещаются общие электронные пары?
  • Какой самый электроотрицательный элемент?
  • Почему атомы приобретают лишь частичные заряды?
  • Какой буквой обозначается частичный заряд?
  • Какие полюсы будут образованны внутри молекулы?
  • Знак, какого химического элемента в формуле пишется первым?

Обсуждение найденных ответов на вопросы, учитель помогает, исправляет, уточняет.

Давайте теперь познакомимся с механизмом образования ковалентной неполярной химической связи оставим схему образования ковалентной полярной химической связи для молекулы НCl

Приложение №1

Ребята, попробуйте сформулировать определение ковалентной полярной химической связи
Сравните ваше определение, с определением, данным в учебнике, и запишите его в тетрадь

Работа с презентацией

(работа в группе)

Работа с учебником ( работа в группах)

Отвечают на вопросы

Обсуждение найденных ответов

Устно формулируют определение: ковалентная полярная

7

б) Первичная проверка понимания

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата заданным эталоном, коррекция,

коммуникативные –инициативное сотрудничество в поиске информации. познавательные – построение логической цепи рассуждений, доказательств.

На сладе представлены три соединения (Cl3N,H2S,SO2)напишите схему образования химической связи для данных веществ

Давайте теперь проверим как вы справились с этим заданием

Работают в группах по отработке умения составлять схему образования ковалентной полярной

Проверка выполненной работы.

10

5

Первичное закрепление

Регулятивные: волевая саморегуляция Коммуникативные: умение выражать свои мысли познавательные – выбор оснований и критериев для сравнения.

Предлагает выполнить вам задания на проверку усвоенных знаний и произвести самопроверку или взаимопроверку

Приложение №2(правильные ответы помещаются на экране).

Работа в парах

Проверка выполненной работы

5

6

Рефлексия

Регулятивные – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Личностные- самоопределение.

Как вы думаете достигли ли мы поставленной цели на уроке?

Оцените вашу работу на уроке ответив на вопросы в анкете, которая  лежит у вас на столе

Приложение №3

Индивидуальная работа.

2-3

7

Подведение итогов урока

Коммуникативные -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 Познавательные –рефлексия.

Личностные – смыслообразование, целеполагание.

  • Есть ли у кого то вопросы по пройденному материалу ?
  • Испытывал ли кто то трудности при выполнении заданий?
  • Между какими атомами возникает полярная связь ?
  • Дайте определения этой связи?
  • Как вы думаете между какими атомами мы ещё с вами не рассмотрели связь?

Металлическая связь – тема нашего с вами следующего урока

Обоснование отдельных учащихся оценки своей деятельности.

Отвечают на вопросы

Вывод

4-5

8.

Домашнее задание

Изучить текст параграфа 11, стр.66, упр № 2 письменно

2

Приложение 1

Образование ковалентной полярной связи в молекуле HCl

        

Ковалентная полярная связь – это связь возникающая между различных неметаллов, образующие общие электронные пары, которые смещаются в сторону более электроотрицательного химического элемента

Приложение № 2 

Вариант 1

1.Начертите схему образования молекул: PCI3, CO2, BeF2

Укажите частичные заряды каждого атома

      .2. Расположите вещества в порядке возрастания полярности связи:

      NO, CO, O2, B2O3

          Вариант 2

  1. Начертите схему образования молекул: SiCI4, COCI2, BBr3

Укажите частичные заряды каждого атома

      2. Расположите вещества в порядке возрастания полярности связи:

NCI3,P CI3, CI2, SiCI4, SCI2

Приложение №3

Анкета для рефлексии на уроке

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме: "Ковалентная связь"

На этом уроке обучающиеся знакомятся с новым типом химической связи....

Урок по теме "Ковалентная связь"

Конспект урока по химии...

Свойства ковалентной связи

В презентации отражены основные свойства ковалентной связи на уровне общеобразовательной школы,для использования на уроках в 10 классе по программе Казахстанских школ....

Урок "Ковалентная связь"

Урок по химии для 8класса.Групповая работа....

Дифференцированные задания текущий диагностический контроль знаний по теме “Ковалентная связь” Химия 8 класс, учебник О. С. Габриелян Самостоятельная работа (время выполнения: 10 минут)

Дифференцированные  заданиятекущий    диагностический контроль знанийпо теме “Ковалентная связь” Химия 8 класс, учебник О. С. ГабриелянСамостоятельная работа (время выполнени...

«Природа химической связи. Ковалентная связь: неполярная и полярная».

Разработка открытого урока по химии. (групповой метод обучения). До начала урока учащиеся были распределены на экипажи по 4 человека: Командир - сильный учащийся, Штурман 1 пилот, 2 пилот. Зад...

8 класс Ковалентная связь и ионная связь

Презентация подготовлена для учащихся обучающихся по УМК Н.Е. Кузнецовой...