Урок на тему: "Общая характеристика щелочных металлов"
учебно-методический материал по химии (9 класс) по теме

Шакун Наталья Михайловна

___

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Николаевская средняя общеобразовательная школа Тайшетского района.

Тема урока: «Общая характеристика щелочных металлов»

9 класс

Автор: Шакун Наталья Михайловна,

                                                                                            учитель химии

                                                                       2016 -2017 учебный год

                                                                                   План-конспект урока

                                                            Общая характеристика щелочных металлов

1. Тема и номер урока в теме Металлы. Общая характеристика щелочных металлов (5)

2. Базовый учебник (УМК) О.С. Габриелян химия 9                                                                                                                                                          3. Цель урока: формирование знаний обучающихся о щелочных металлах как  о представителях типичных металлов.                            

9. Задачи:                                                                                                                                                                                                                                  - обучающие:  дать общую характеристику щелочным металлам. Рассмотреть их атомное строение, основные физические и химические свойства                                                                                                                                                                                                                                    - развивающие: продолжить формирование положительных мотивов учения,  развивать умения сравнивать, выделять главное, анализировать, развитие логической памяти, внимательности, самостоятельности при выполнении исследовательских  заданий.

- воспитательные: повышение мотивации к изучению химии; воспитание дисциплины, ответственного отношения к делу.

10. Тип урока: урок изучения нового материала.

11. Форма работы учащихся: парная, индивидуальная, групповая

12. Образовательная технология:  урок с элементами исследовательской деятельности

13. Необходимое техническое оборудование: периодическая система Д.И.Менделеева, компьютер, проектор,  щелочные металлы, индикатор, чаша с водой, пинцет, нож

14. Структура и ход урока

                                                                                                 

                                                                               

                                                                                   

                                                                                         Структура и ход урока

                                                                                                                                                                 

                                         

Этап урока

Приёмы и методы работы

               Деятельность учителя

Деятельность ученика, формы работы

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

1.

Организационный

Подготовка к работе

Проверка наличия учащихся на уроке. Осмотр состояния учебных мест.

Проверка принадлежностей.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

1

2

Этап проверки домашнего задания

Репродуктивный

Тестирование

Видеометод

Фронтальная работа: устный опрос

1. Какое положение в периодической системе химических элементов  занимают металлы?

2.Перечислите способы получения металлов из их соединений

3.Дайте определение термину «пирометаллургия» .

4. Дайте определение термину «гидрометаллургия»

5. Что называется электрометаллургией?

Организует работу в парах

Вариант 1

1. Какой из металлов встречается в природе в самородном состоянии?

А) алюминий

Б) золото

В) магний

Г) цинк

2. В каком процессе используется восстановление металлов из руд?

А) в гидрометаллургии

Б) в пирометаллургии

В) в электрометаллургии

Г) во всех процессах

3. Какие металлы получают электролизом расплавов солей?    

Вариант 2.                                                                                      1.Что встречается в природе в самородном состоянии?                    А ) цинк                                                                                               Б) хром                                                                                                В) платина                                                                                            Г) натрий                                                                                       2. Каким образом в гидрометаллургии получают металлы?       А) обжигом из сульфидов                                                                   Б) обработкой руды водяным паром                                                           В) переводом их соединений в раствор с последующим восстановлением                                                                                Г) вытеснением их из оксидов с помощью более активного восстановителя.         эл. ток                                                                                                                                                                    3.Допиши: МеCl    ---------------      

Ответы учащихся на вопросы.

Форма работы:  индивидуальная, парная

Взаимооценка. Проверка по слайду2. Приложение 3

( Приложение 1- оценочный лист)

5

3

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Мозговой штурм

Видеометод

Предлагает  учащимся самим определить и сформулировать тему и цель урока

Вопросы к классу:

С каких химических элементов мы начнем более подробное знакомство с металлами?

Почему? На что именно мы должны обратить внимание? Как нам сформулировать тему урока? Какова цель нашего сегодняшнего занятия?

Предлагает составить план изучения новой темы

Самостоятельно формулируют тему и цель урока

Вместе с учителем составляют план изучения нового материала,

 ( Проверка по слайду3. Приложение 3)

 

5

4

Этап

изучения новых знаний и способов деятельности

Работа с книгой

Работа с таблицей

Частично-поисковый

Исследовательский (выполнение лабораторной работы)

Проблемный вопрос

Наглядный

Проблемный вопрос

Беседа

1.Изучение строения атомов щелочных металлов

Символ

элемента

Заряд ядра атома

Число электронов на внешнем уровне

Число электронных слоёв

Степень окисления

Почему щелочные металлы объединили в одну группу( подгруппу), что общего в строении?

2. Изучение физических свойств.

Вопрос для повторения: назовите общие физические свойства металлов.

 Проблема исследования №1  В чём отличие  физических свойств щелочных металлов от свойств всех остальных металлов?

Как физические свойства щелочных металлов влияют на их хранение? Почему натрий хранят в керосине, а литий в вазелине?

3. Изучение химических свойств

 Проблема исследования №2. Химические свойства щелочных металлов.                                                                              1) Взаимодействие с простыми веществами- неметаллами.

2)  Взаимодействие со сложными веществами   Демонстрация опыта «Взаимодействие натрия с водой»

Как вы думаете,  в земной коре встречаются  щелочные металлы в свободном виде? Почему?
Учитель оценивает исследование учащихся по химическим свойствам металлов

Учащиеся работают по плану

1. Заполняют таблицу.

Работают с учебником стр.52, с таблицей Менделеева

 Форма работы: индивидуальная, исследовательская

Самооценка (проверка по слайду 4. Приложение 3)

Отвечают на вопрос учителя (проверка по слайду 5. Приложение 3)

Устные ответы учащихся

2.Форма работы: групповая

Выдвигают гипотезу, проводят исследование, анализируют  по учебнику рис. 21 стр. 53, проверяют гипотезу, выполняя лабораторную работу,  делают вывод. Результаты записывают в протокол..(Приложение №2)

Устные ответы учащихся

Просматривают презентацию,  записывают уравнения реакций на доске и в тетрадях. (слайд 6 . Приложение 3)             Ответы учащихся

25

5

Этап закрепления изученного

Контроль

Карточки –задания  

Вариант №1.

Задание 1. Закончите уравнения хим. реакций, назовите продукты. Во 2 уравнении реакции определите восстановитель и окислитель.

а) Cs + H2O =

б) Na + N2 = 

в) К + O2 =

г) Li + O2 =

Вариант №2.

Задание 1. Закончите уравнения хим. реакций, назовите продукты. Во 2 уравнении реакции определите восстановитель и окислитель.

а) Rb + H2O = 

б) Na + F2 = 

в) Na +  O2 =

г) Li + H2 =

Форма работы: индивидуальная

Сдают карточки на проверку

учителю

6

6

Подведение итогов занятий

 Даёт оценку успешности достижения цели

Выставляет оценки за урок, привлекая учащихся к.взаимооцениванию.

Участвуют в оценивании работы на уроке, используя оценочный лист

2

7

 Домашнее задание

Сообщает д/з

п. 11, №1

Записывают д/з.

1

Приложение 1.

Индивидуальный лист учащегося. (Ф.И.)

                                                                                                                                                                                         

Этапы урока

Оценка

1. Проверка Д/З

-

2. Этап

изучения новых знаний                          1) изучение строения атомов  щелочных металлов                            2) изучение физических свойств  3) изучение химических свойств

-

3. Этап закрепления

-

Общая оценка

-

Приложение 2                                                                                                                                                                                                                   Протокол

Проблема

Гипотеза

Наблюдение

Вывод

Приложение 3

Слайд 2- Проверка по тесту

1 вариант                 2 вариант
1. Б                    1. В
2. Г                    2. В
3. щелочные    3. NaCl—Na+Cl
щелочноземельные

Слайд 3

ПЛАН УРОКА

Строение и свойства атомов элементов главной подгруппы I группы.

Физические свойства шелочных металлов

 Химические свойства щелочных металлов

Слайд 4-  Общая характеристика ЩМ

НАЗВАНИЕ И СИМВОЛ ЭЛЕМЕНТА

ЗАРЯД ЯДРА АТОМА 

ЧИСЛО ЭЛЕКТРОНОВ  НА ВНЕШНЕМ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ

ЧИСЛО ЭЛЕКТРОННЫХ СЛОЕВ)

ХАРАКТЕРНЫЕ СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ

Li

+3

   1

))

 0, +1

Na

+11

1

)))

 0, +1

K

+19

1

)))

 0, +1

 Rb

+37

 1

))))

 0, +1

Cs

+55

 1

)))))

 0, +1

Слайд 5 Закономерности ЩМ

-Сходство внешнего электронного слоя                                                       --Увеличение числа электронных слоев в атоме                                       .- Последовательное изменение атомных  радиусов.

-Радиусы атомов увеличиваются от Li к Cs, следовательно увеличиваются и  восстановительные свойства металлов от Li к Cs.

Слайд 6 Физические и химические свойства ЩМ

Серебристо-белые, мягкие, металлический                                 Ме + Cl2= хлориды

 блеск, плотность возрастает  от Li к Cs  ,                                           + H2=гидриды

температура плавления от Li к Cs                                                         + S= сульфиды

уменьшается                                                                                        Li     + O2= оксид

                                                                                                            Na  K  + O2=пероксид

                                                                                                            Me + H2O =щёлочь и водород


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по технологии АСО. Тема: "Щелочные металлы" (9 класс)

Использование технологии АСО позволяет осуществить индивидуализацию и дифференциацию обучения, а также повысить его интенсивность при изучении темы: "Щелочные металлы"....

Урок химии в 9 классе Щелочные металлы.

Урок химии в 9 классе Щелочные металлы. Цели урока: Дать общую характеристику ЩМ. Рассмотреть их атомное строение, основные физические, химические свойства, важнейшие соединения ЩМ и их примене¬ние....

открытый урок в 9 классе "Соединения щелочных металлов"

Урок проводился в 9 классе. Тема данного урока является шестой в разделе «Металлы». Ей предшествовало изучение щелочных металлов. Ранее также были изучены темы: положение металлов в ПСХЭ Д.И.Менд...

общая характеристика щелочных металлов

Открытый урок по химии был проведен на краевом семинаре для педагогов, активно внедряющих ИКТ в образовательный процесс в рамках мероприятий проекта «Информатизация системы образования» Хабаровского к...

Общая характеристика щелочных металлов

Цели:Обучающие: расширить знания учащихся о химических свойствах металлов на примере щелочных, рассмотреть особенности взаимодействия щелочных металлов с неметаллами и водой, опираясь на знания ...

Открытый урок на тему: Общая характеристика металлов, 11 класс

Открытый урок на тему: Общая характеристика металлов, 11 класс...