общая характеристика щелочных металлов
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Петроченко Анна Владимировна

Открытый урок по химии был проведен на краевом семинаре для педагогов, активно внедряющих ИКТ в образовательный процесс в рамках мероприятий проекта «Информатизация системы образования» Хабаровского края.  На уроке  использовалось видео: горение щелочных металлов, физические свойства щелочных металлов, взаимодействие щелочных металлов с водой. Так как проведение данных опытов на уроке  невозможно, из-за отсутствия щелочных металлов, высокой их активности, использование видео помогает детям увидеть эти металлы. Использовалось видео с диска «Химия для всех-21» и возможности Интернета. Детская презентация была выполнена в программе Power Point. Тестирование к уроку находилось на   http://testedu.ru/test/ximiya/9-klass/metallyi.html, но так, же были приготовлены тесты в программе iSpring QuizMaker 7.  При закреплении знаний использовался электронный учебник  Дрофа 9 по ФГОС. Все использованное помогает разнообразить урок, использовать различные формы, что вызывает дополнительный интерес у детей в изучении химии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shchelochn.doc205.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по химии был проведен на краевом семинаре для педагогов, активно внедряющих ИКТ в образовательный процесс в рамках мероприятий проекта «Информатизация системы образования» Хабаровского края.  На уроке  использовалось видео: горение щелочных металлов, физические свойства щелочных металлов, взаимодействие щелочных металлов с водой. Так как проведение данных опытов на уроке  невозможно, из-за отсутствия щелочных металлов, высокой их активности, использование видео помогает детям увидеть эти металлы. Использовалось видео с диска «Химия для всех-21» и возможности Интернета. Детская презентация была выполнена в программе Power Point. Тестирование к уроку находилось на   http://testedu.ru/test/ximiya/9-klass/metallyi.html, но так, же были приготовлены тесты в программе iSpring QuizMaker 7.  При закреплении знаний использовался электронный учебник  Дрофа 9 по ФГОС. Все использованное помогает разнообразить урок, использовать различные формы, что вызывает дополнительный интерес у детей в изучении химии.

Конспект урока  с применением ИКТ по теме:

Общая характеристика щелочных металлов

Цели урока: 

  1. Опираясь на знания учащихся об общих свойствах металлов, конкретизировать знания учащихся о свойствах металлов IА группы.
  2. Познакомить учащихся со способом качественного распознавания ионов щелочных металлов и их соединений.
  3. Продолжить  формировать умения   давать характеристику элемента по его положению в  периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, на основе строения атома объяснять физические и химические свойства металлов, прогнозировать их применение.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Сформировать знания о строении атома и свойствах щелочных металлов;
  2. Совершенствовать экспериментальные умения и навыков учащихся.

Развивающие:

  1. Сформировать навыки анализа и сопоставления известных химических фактов.
  2. Совершенствовать умения логически мыслить.
  3. Развить умения обобщать и делать  правильные выводы из изученного материала.
  4. Продолжить развитие умений переносить знания в новые ситуации и устанавливать межпредметные связи.

Воспитательные:

  1. Создать условия для воспитания желания активно учиться, с интересом, без принуждения и перегрузок.
  2. Продолжить развитие речевых навыков.
  3. Продолжить развитие наблюдательности и умения делать выводы на основе наблюдаемого интереса к предмету  и представлений.
  4. Выработка  положительной мотивации учения, чувства ответственности и уверенности в себе.

Оборудование и реактивы: видео химических свойств щелочных металлов, компьютер, проектор, презентация Power Point.

Ход урока:  

  1. Организационный момент. -5 минут
  2. Актуализация знаний:

      К сегодняшнему уроку Вам необходимо было повторить основные свойства металлов, с которыми мы познакомились на предыдущих уроках. Выполните тест, результат занесите в технологическую карту лежащую на вашем столе. (выполнение теста) 5 минут

      Металлы – один из самых распространенных материалов, используемые цивилизацией на протяжении практически всей ее истории. Многие ученые восхищались этими элементами и их соединениями.

     Сегодня мы продолжим наше знакомство с металлами. Ответьте на вопрос: где должны находиться самые активные металлы и почему? (ответы детей)

     Записываем тему  нашего урока: «Общая характеристика щелочных металлов».

    Вместе с детьми  формируем цели урока.

3. Объяснение нового материала – 20 минут

    Кто они – щелочные металлы?

   Щелочны́е мета́ллы — это  элементы I группы главной подгруппы.  Почему они так названы?  Мы это узнаем, изучая свойства этих металлов.

▪ Общая характеристика щелочных металлов по их положению в таблице

      Учащиеся вместе с учителем дают общую характеристику щелочных металлов по их положению в Периодической системе химических элементов.

Физические свойства щелочных металлов (видео)

Щелочные металлы – вещества серебристого цвета, тепло и электропроводны. Франций – радиоактивный металл, период полураспада самого долгоживущего изотопа 22 минуты. Щелочные металлы легко режутся ножом.

видео: разрезание кусочка лития и калия ножом.  

▪ Химические свойства щелочных металлов  (видео)

      У атомов щелочных металлов большой атомный радиус, а на внешнем энергетическом уровне находится 1 электрон. Поэтому щелочные металлы в реакциях стремятся отдавать свой электрон, проявляя свойства восстановителей. Щелочные металлы очень активны.

  1. Горение щелочных металлов и окраска пламени (видео).

Качественная реакция на ионы щелочных металлов. Почему соединения щелочных металлов можно определить только окраской пламени?

  Составить уравнение реакции (записать в технологическую карту и на интерактивную доску)

4 Li + O2 → 2 Li2O (натрий и калий образуют пероксид. Надпероксиды не изучаются)

  1. Взаимодействие с водой (видео)

Составить уравнение реакции (записать в технологическую карту и на интерактивную доску). Продукты реакции,  связать с названием группы элементов (щелочные)

2Na+2H2O=2NaOH + H2↑  

Посмотрев видео ответьте на вопросы:

Какой из металлов взаимодействует активней с водой? Почему? Почему кусочек металла бегает по поверхности воды?

  • Открытие щелочных металлов. Презентация  и сообщение учащихся.

Закрепление изученного материала: Выполнение заданий из электронного учебника издательства «Дрофа» Химия 9 класс  ( слайд 34,35,37) - 10 минут

  • Рефлексия – 2 минуты

Домашнее задание: создать 1-2 слайда на тему «Биологическая роль щелочных металлов» и выложить в интернет.   (презентация на Google) ссылка на странице класса, в Дневник.ру:  - объяснение 3 минуты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Щелочные металлы: общая характеристика" 9 класс

Урок по теме«Щелочные металлы: общая характеристика» 9 класс Куцапкина Людмила ВасильевнаУчитель химии ГБОУ гимназии 343 Невского района Санкт-Петербурга Цель урока: формирование представлен...

Тест по теме: «Металлы. Общая характеристика. Получение металлов».

Тест в 2-х вариантах по теме: «Металлы. Общая характеристика. Получение металлов" для контроля знаний учащихся 9 класса по линиям учебника Рудзитиси, Фельдмана....

Металлы и их соединения. Общая характеристика и свойства металлов.

Данный материал будет незаменим как мультимедийное дополнение на уроке химии по теме "Металлы и их соединения" и будет полезен любому учителю, стремящемуся сделать объяснение нового материала максимал...

Презентация "Щелочные металлы. Химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов"

Презентация "Щелочные металлы. Химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов" ...

Общая характеристика щелочных металлов

Цели:Обучающие: расширить знания учащихся о химических свойствах металлов на примере щелочных, рассмотреть особенности взаимодействия щелочных металлов с неметаллами и водой, опираясь на знания ...

конспект урока на тему "Металлы. Общая характеристика металлов"

конспект урока разработан в соответсвии с ФГОС, содержит материал по теме "Металлы", который изучается в 9 классе...