Открытый урок по химии Влияние этилового спитра на организм человека
план-конспект урока по химии на тему

Клинкова Татьяна Николаевна

Исследовательским способом доказать губительное влияние алкоголя на белки живых организмов, расширить знания учащихся о причинах и последствиях негативного влияния алкоголя на организм человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_po_spirtu.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное Муниципальное общеобразовательное учреждение

Бондарская средняя общеобразовательная школа

 с. Бондари Бондарского района

Тамбовской области

                    

Интегрированный урок-исследование

в 10 классе

(химия, биология)

 

Тема

Влияние этилового спирта на организм человека

 

        

Учитель химии: Клинкова Т.Н.

Учитель биологии: Лапшина В.В.

        

2013 г.

Девиз урока: «Яд, который действует не сразу,

                        не становится менее опасным».

Цели урока:

Познавательные: Исследовательским способом доказать губительное влияние алкоголя на белки живых организмов, расширить знания учащихся о причинах и последствиях негативного влияния алкоголя на организм человека.

Развивающие: продолжить развитие общеучебных умений при выполнение лабораторной работы; анализ информации, её обобщение, проведение эксперимента с соблюдением правил техники безопасности; умение наблюдать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные отношения.

Воспитательные: формировать негативного отношения к алкоголизму как общественному явлению; подвести учащихся к осознанному отказу от алкоголя, основанному на знаниях о его вредных последствиях.

Формирование ключевых компетенций:

  • ценностно-смысловых - видеть и понимать окружающий мир с позиции химии, выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, вести здоровый образ жизни;
  • коммуникативных - владеть химическим языком, уметь работать в группе;
  • учебно-познавательных - самостоятельно ставить цели, добывать знания на основе наблюдений, анализа, обобщения результатов эксперимента, проводить рефлексию собственной деятельности, оценивать свою работу;
  • информационной - искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, преобразовывать ее домашнее задание.

Тип урока: интегрированный урок-исследование при изучении нового материала.

Методы:        

  • обучения – диалогический;
  • преподавания – иллюстративно-стимулирующий;
  • учения – частично-поисковый, экспериментальный.

Оборудование: 

  • мультимедиапроектор;
  • презентация к уроку (Приложение 1);
  • компьютер;
  • экран.

Для обучающихся (на каждый стол):

  • инструктивная карта по проведению урока химии (Приложение 2);
  • 6 пробирок;
  • спиртовка;
  • спиртсодержащие медицинские препараты, средства бытовой химии.

Реактивы:

  • раствор этилового спирта;
  • вода;
  • раствор яичного белка;
  • растительное масло;
  • медная проволока.

Ход урока:

Организационный.

Приветствие обучающихся. Проверка готовности к уроку.

Ориентировочно-мотивационный.

Тему нашего сегодняшнего урока нам подскажут предметы, которые Вы видите на слайде. Среди них - медицинские препараты, средства бытовой химии, косметические средства.

Слайд № 1. Как Вы думаете, что их объединяет?

Предполагаемые ответы обучающихся: Наличие спирта в составе предложенных парфюмерных и косметических средств, медицинских препаратов, средств бытовой химии, нам предложены вещества и материал, для получения которых можно использовать спирты.

Слайд № 2. Верно, тема нашего урока «Этиловый спирт и его влияние на организм человека».

У Вас на столах лежат инструктивные карты, в которых Вы сегодня будите работать, и, конечно же, Ваша работа будет оценена. Поэтому сейчас запишите свою фамилию, укажите класс (учащиеся заполняют шапку инструктивной карты).

Слайд №3. Сегодня на уроке вы:

- на основе экспериментальной деятельности  вы исследуете свойства этанола и узнаете о его действии этанола на организм человека.

А какие ассоциации возникают у вас со словом «спирт»?

Вспомните положительную и отрицательную роль спиртов:

Положительная роль спиртов

Отрицательная роль спиртов

Как правило, в отрицательной роли спиртов учащиеся указывают заболевание алкоголизм и, связанное с ним, асоциальное поведение людей.

Слайд №4. На экране проецируется таблица о роли спиртов в жизни человека и слова знаменитого алхимика и врача Парацельса:

«Всё есть яд,

Всё есть лекарство,

Всё дело в дозе».

Слайд №5. Вводное слово. Статистика смертности от алкоголя.

Злоупотребление алкоголем, по данным исследователей, приводит к высокой смертности, особенно среди мужчин. В частности, в Сибири алкогольная смертность составляет 22% от общего уровня, в Центральном федеральном округе – около 12%. Специалисты считают, что общее число больных алкоголизмом в нашей стране около 7 миллионов. На каждого хронического алкоголика приходится 3-4 человека, злоупотребляющих спиртным. За последние годы в России смертность от алкоголизма среди мужчин увеличилась в 2,5 раза, среди женщин – в 3 раза. В России мужчины живут на 18 лет меньше, чем в США, и на 12 лет меньше, чем в Европе. Это связано с количеством потребляемого алкоголя на душу населения (диаграмма на слайде).

Чтобы вещество не стало ядом, человек должен знать о нем все и умело его использовать. Поэтому сегодня главной нашей задачей на уроке изучить свойства этанола и его влияние на здоровье человека. Знакомство с ним мы начнем с физических свойств.

Физические свойства этанола мы исследуем, проведя лабораторные опыты.

Свои наблюдения выводы вы будите вписывать в инструктивную карту.

Слайд № 6. Проводится инструктаж по технике безопасности:

  1. Вещества для проведения опытов необходимо брать в количестве согласно в инструкции.
  2. Зажигать спиртовку только спичкой не наклонять спиртовку к другой горящей спиртовке гасить пламя-колпачком.
  3. Нагреваемый предмет помещать в верхней трети пламени.

Слайд № 7.

1 опыт. Растворимость этилового спирта в воде.

Цель:изучить физические свойства этилового спирта.

Ход опыта: В пробирку прилить 1мл воды и столько же спирта.Учащиеся проводят опыт.

Слайд № 8.

2 опыт. Этиловый спирт растворитель жиров.

Цель: выяснить растворяет ли этанол жиры.

Ход опыта: В 1 пробирку налить 1 мл воды, во вторую пробирку – 1 мл этанола, в каждую добавить 1-2 капли растительного жира.

Пробирки встряхнуть.

Ребята делают вывод о растворимости спирта. Данные записывают в таблицу

Вывод: т.к. спирт хорошо растворим в жирах скорость прохождения молекул спирта больше скорости прохождения воды, следовательно, всасывается этиловый спирт в кровь быстро.

Слайд № 9. Молекула спирта подходит к молекуле жира, взаимодействует с ней и вышибает оболочку клетки. Клетка повреждена. Именно в результате этого алкогольного повреждения клетки, внутрь её может попасть всё, что угодно: «плохая экология», химия, шлаки. Другие молекулы может “затянуть” внутрь повреждённой клетки через рану, нанесённую ей молекулой спирта. А внутри клетки — ядро, хромосомы. В конечном счете, алкоголь данную клетку может убить совсем.

Слайд № 10. Алкоголь ядовит: 6-8 г алкоголя на 1 кг массы взрослого человека являются смертельной дозой. А какая для вас смертельная доза спирта, давайте решим задачу.

Однако эта доза может изменяться в зависимости от чувствительности к этиловому спирту, условий его приема (крепость напитков, наполненность желудка пищей) и т. д. У одних лиц смерть может наступить после приема 100— 150 г чистого этилового спирта, в то время как у других лиц, смерть не наступает и после приема 600—800 г этого вещества.

Для ребенка смертелен стакан водки (1,5-2 г на 1кг массы тела).

Слайд №11. Проникая в организм, спирт жадно поглощает воду из тканей, отрицательно влияет на слизистую оболочку желудка и кишечника, на почечный и печеночный эпителии, вызывая их раздражение, воспаление. Алкоголь приводит также к язвенной болезни и расширению желудка.

Слайд № 12. Следующий опыт нам поможет узнать  о влиянии спирта на молекулы белков.

3 опыт. «Влияние этанола на молекулы белков».

Цель: выяснить, как влияет алкоголь на структуру и свойства белка.

                Ход опыта: в две пробирки налить по 1 мл яичного белка. В одну добавить 3 мл воды, а в другую столько же спирта 80 – 90 %.

Наблюдение и вывод: (в первой пробирке белок растворяется, так как он является легкорастворимым белком и хорошо усваивается организмом. Во второй пробирке образуется плотный белый осадок – в спирте белки не растворяются, спирт отнимает у белков воду. В результате этого нарушаются структура и свойства белка, его функции).

  • Вопрос учащимся: Что же происходит с клетками организма, когда поступает алкоголь высокой концентрации?
  • Ответ. Белки клетки начинают разрушаться, что ведёт к нарушению работы всех клеток органов. (Наблюдение и вывод учащиеся записывают самостоятельно)

Слайд № 13. А так как живой организм состоит из белков, мы можем сделать следующие выводы:

а) Влияние спирта на мембраны клеток – разрушение.

б) Воздействие спирта на ферменты (разрушение)

в) Соприкосновение спирта с эритроцитами вызывает свертывание кровяных клеток.

г) Почему спирт обладает дезинфицирующим свойством?

Слайд № 14. Нет в человеческом организме ни одного органа, который бы не разрушался алкоголем. Но самые сильные изменения и в самую первую очередь наступают в человеческом головном мозге. Именно там этот яд имеет свойство накапливаться. После приёма кружки пива, стакана вина, 100 граммов водки — содержащийся в них спирт всасывается в кровь, с кровотоком идёт в мозг и у человека начинается процесс интенсивного разрушения коры головного мозга.

Путь, проделываемый спиртами в организме:

100г пива убивает 3000 нейронов,

100г вина убивает 500 нейронов,

  100г водки убивает 7500 нейронов.

Ответьте на вопрос, почему «слегка» перебравшие алкоголь на следующее утро ничего не помнят?

Ответ: т. к в первую очередь гибнут клетки головного мозга, отвечающие за память, происходит необратимая гибель нейронов в результате тромбоза и микроинсультов в коре головного мозга, это приводит к утрате части информации и к нарушениям кратковременной памяти.

Слайд №15. Физкультминутка.

Слайд № 16. Так как спирт легко растворяется в воде, он сразу же поглощается и разносится кровью по всему телу. Примерно 90% его временно задерживается в печени, где нарушает выделение желчи, гибнет много печеночных клеток. 

Слайд № 17. Употребление более 20-40 граммов спирта в печени с помощью ферментов он превращается в уксусный альдегид, который в 30 раз токсичнее самого алкоголя.  Воздействие последнего на организм - оглушающее, сопровождается рвотой, головокружением – в организме нарушается кислотно-щелочное равновесие. Давайте, проделав несложный опыт, убедимся в способности спирта превращаться в уксусный альдегид, который легко узнать по запаху: в малой концентрации у него приятный запах – запах прелых яблок.

Слайд № 18. Итак, приступайте к выполнению

Опыта 4. Окисление спирта.

Цель работы: доказать, что спирт окисляется до альдегида.

Оборудование и реактивы: 1 пробирка, этиловый спирт, спиртовка, медная проволока.

Ход работы: Прокалить спираль из медной проволоки в пламени спиртовки до появления черного налета (оксида меди II) и опустить в пробирку со спиртом. Повторить 2-3 раза.

Вывод: Происходит восстановление меди и окисление спирта до альдегида

C2H5OH + СиО        CН3СНO + Си + H2O

Слайд № 19. Метаболит спирта – альдегид вызывает повреждение печени, цирроз

Врачи доказали, что возникновение мутаций и уродов у эмбрионов вызывает уксусный альдегид.

Хочу привести слова великого врача древности Авиценны: “Вино – враг пьяницы, оно же - друг умеренного. Чуть-чуть его - противоядие, в больших количествах – яд! Оно дозволено умным и запрещено дуракам”. Но ни умный, ни дурак – никто не может предсказать, когда, после какой рюмки, в какой роковой момент клетки организма включают в свои обменные процессы алкоголь и с тех пор уже не могут без него обходиться. Это зависит от возраста, массы, от пола, от индивидуальной чувствительности, от специфики работы и других факторов.

Слайд № 20. Сейчас, чуть ли ни на каждом шагу, можно встретить людей, распивающих модное ныне пиво. В 1л. пива алкоголя столько же, сколько в 100 г водки. Известно немало случаев, когда человек становится алкоголиком, употребляя по безобидной кружке пива. У медиков есть даже термин “пивной алкоголизм”. Вначале постепенно развивается общее ожирение, что образно подмечено в народе “кто пиво пьет больше – у того брюхо толще”, затем наступает “ожирение сердца”. “Пивное” сердце неспособно выдерживать даже незначительные физические нагрузки.

Слайд № 21. Алкоголь вызывает глубокие изменения в половой сфере, вплоть до развития импотенции, велика вероятность бесплодия, особенно, если начать принимать его в период полового созревания, т.к. увеличивается число (до 65%) неподвижных, неспособных к оплодотворению сперматозоидов.

Слайд № 22. Если ребенок был зачат пьяными родителями, а также, если во время внутриутробного развития мать принимала алкоголь, то это может привести к рождению ослабленных детей, с уродствами. Иногда достаточно однократного опьянения, чтобы зачатие было патологическим.

Именно поэтому согласно законам Древней Греции пьяному мужу строго запрещалось сходиться с женой. Там же был издан закон, запрещающий новобрачным употреблять вино в день свадьбы. Алкогольный синдром плода: отставание в развитии, уменьшение размера головы, типичное лицо с коротким вздернутым носом, узкие, раскосые глаза, могут быть врожденные дефекты верхней губы, неба (заячья губа), лишние пальцы и другие пороки. Наиболее опасно употребление алкоголя в первые 12 недель беременности.

Если кормящая грудью мать употребляет алкоголь, то дети у таких матерей беспокойные, нервные – “грудные алкоголики” – обычно хилые, умственно отсталые. Самое же страшное в том, что такие дети – потенциальные пьяницы и алкоголики.

Общеизвестен социальный вред пьянства.

В Древней Индии за пьянство поили кипятком, расплавленным серебром, свинцом.

В Древнем Риме разрешалось безнаказанно убивать жен, злоупотреблявших спиртными напитками.

Слайд № 23. Арабский ученый XI века Абуль Фараж писал: « ВИНО СООБЩАЕТ КАЖДОМУ, КТО ЕГО ПЬЁТ, ЧЕТЫРЕ КАЧЕСТВА: сначала –павлина, потом обезьяны, затем – льва, и наконец – свиньи.

Во хмелю совершается свыше половины преступлений, в том числе 2/3 убийств и тяжких телесных повреждений, столько же разбоев и грабежей, почти все хулиганские проступки. С употреблением алкоголя в большинстве случаев связаны травматизм и производственный брак, прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины.

Слайд № 24. Давайте послушаем басню С.Михалкова «Заяц во хмелю», а затем ответим на вопрос:

Каковы поведенческие эффекты влияния алкоголя на организм?

Заяц во хмелю

В день именин, а может быть, рожденья,

Был Заяц приглашен к Ежу на угощенье.

В кругу друзей, за шумною беседой,

Вино лилось рекой. Сосед поил соседа.

И Заяц наш так сел,

Так, с места не сходя, настолько окосел,

Что, отвалившись от стола с трудом,

Сказал: «Пшли домой!» - «Да ты найдешь ли дом? -

Спросил радушный Еж.-

Поди как ты хорош!

Уж лег бы лучше спать, пока не протрезвился!

В лесу один ты пропадешь:

Все говорят, что Лев в округе объявился!»

Что Зайца убеждать? Зайчишка захмелел.

«да что мне Лев!- кричит. – да мне ль его бояться?

Я как бы сам его не съел!

Подать его сюда! Пора с ним рассчитаться!

Да я семь шкур с него спущу! И голым в Африку пущу!..»

Покинул шумный дом, шатаясь меж стволов,

Как меж столов,

Идет Косой, шумит по лесу темной ночью:

«Видали мы в лесах зверей почище Львов,

От них и то летели клочья!..»

Проснулся Лев, услышав пьяный крик, -

Наш Заяц в этот миг сквозь чащу продирался.

Лев – цап его за воротник!

«Так вот кто в лапы мне попался!

Так это ты шумел, болван?

Постой, да ты, я вижу, пьян –

Какой-то дряни нализался!»

Весь хмель из головы у Зайца вышел вон!

Стал от беды искать спасенья он:

«Да я…Да вы… Да мы… Позвольте объясниться!

Помилуйте меня! Я был в гостях сейчас.

Там лишнего хватил. Но все за Вас!

За Ваших Львят! За Вашу Львицу! –

Ну, как тут было не напиться?!»

И когти подобрав, Лев отпустил Косого.

Спасен был хвастунишка наш!

Лев пьяных не терпел, сам в рот не брал хмельного,

Но обожал… подхалимаж.

Итак, каковы поведенческие эффекты влияния алкоголя на организм?

Как называются вещества, оказывающие влияние на психику?

Что такое наркотик? В чём его опасность?

Учащиеся формируют вывод: алкоголь – психотропное вещество, обладает наркотическими  свойствами и действует на все уровни организации живой материи.

Слайд № 25.

 Заполнить таблицу:

Таблица: «Токсическое воздействие этилового спирта на различные уровни организации живой материи».

Подведение итогов урока Слайд № 26

Итак. Какими же свойствами обладает этанол А как он действует на организм человека?

Закрепление. 

Домашнее задание.

Слайд № 27. Найти информацию о применении и значении спирта в жизни человека.

Можно воспользоваться адресами сайтов, записанных на инструктивных картах.

  • http://www.school-collection.edu.ru/
  • http://www.lifelib.ru/articles/
  • http://www.isco-i.ru/
  • http://www.nauka.relis.ru/
  • http://www.audi.22g.pl/ru/

Вы люди разумные и воспитанные, и вы в состоянии хорошо проводить время и веселиться на трезвую голову, без стимулятора в виде алкоголя. Берегите себя, своих будущий детей, и будущее своей страны.

Рефлексия.

Заполняют листы рефлексии.(Приложение 3).

Приложение 2

Инструктивная карта

 по проведению интегрированного урока химии и биологии

обучающегося____ 10 класса МБОУ Бондарской СОШ

ФИО обучающегося______________________________________________________

Дата проведения: «_  »_____     2012 г.

Тема «Этиловый спирт и его влияние на организм человека».

Инструктаж по технике безопасности прослушан:___________.

                                                                                   подпись

1 опыт. Растворимость этилового спирта в воде.

Цель: выяснить основные физические свойства этанола. 

Оборудование и реактивы: пробирка, этиловый спирт, вода

Ход работы: В пробирку налить 1мл воды 1 мл этанола

Отметить наблюдения в таблице (подчеркните правильный вариант ответа):

2 опыт. Влияние спирта на жиры

Цель: выяснить растворяет ли этанол жиры. 

Оборудование и реактивы: 2 пробирки, этиловый спирт, вода, растительный жир

Ход работы: В 1 пробирку налить 1 мл воды, во вторую пробирку – 1 мл этанола, в каждую добавить 1-2 капли растительного жира. Пробирки встряхнуть.

Отметить наблюдения в таблице

Вывод: _____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задача: Рассчитайте смертельную дозу алкоголя на свою массу тела.

Дано:                                                        Решение:

т (тела)=____ кг

т (спирта на 1кг)=6 г

т (спирта смертельной дозы)=?        Ответ: т (спирта смертельной дозы) = ____г

3 опыт. «Влияние этанола на молекулы белков».

Цель: выяснить, как влияет алкоголь на структуру и свойства белка.

Оборудование и реактивы: 2 пробирки, этиловый спирт, вода, белок куриного яйца.

Ход опыта: в две пробирки налить по 1 мл яичного белка. В первую пробирку добавить 3 мл воды, а во вторую -  столько же спирта 80 – 90 %.

        Наблюдение: в первой пробирке белок ___________________________________________

Во второй пробирке - __________________________________________________________

Вывод. ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________

Опыт 4. Окисление спирта.

Цель работы: доказать, что спирт окисляется до альдегида.

Оборудование и реактивы: 1 пробирка, этиловый спирт, спиртовка, медная проволока.

Ход работы: Прокалить спираль из медной проволоки в пламени спиртовки до появления черного налета (оксида меди II) и опустить в пробирку со спиртом. Повторить 2-3 раза.

Наблюдение:______________________________________________________

Вывод: __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

 Домашнее задания: 

Найти информацию о применении и значении спирта в жизни человека. Можно воспользоваться адресами сайтов, записанных на инструктивных картах.

  • http://www.school-collection.edu.ru/
  • http://www.lifelib.ru/articles/
  • http://www.isco-i.ru/
  • http://www.nauka.relis.ru/
  • http://www.audi.22g.pl/ru/

Приложение 3

ЛИСТ РЕФЛЕКСИИ

(Ф. И.)_________________________

Что нового вы узнали на уроке?_______________________________________________

Теперь я умею______________________________________________________

№п.п

Вопрос

Ответ (+;-)

1

Комфортно ли вам было на уроке?

2

Поняли ли вы тему урока?

3

Смогли ли вы выполнить самостоятельно:

Выполнить лабораторные опыты

Сделать выводы по работе

4

Требовалась ли вам помощь:

а) учителя,

б) учебника,

в) соседа по парте?

5

Оцените свою работу на уроке по пятибалльной системе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние пищевых добавок на организм человека (документ)

Авторы работы учащиеся 9 класса МБОУ Верх- Чикская СОШ Шунькова Анна и Савельева Екатерина. Работа написана на научно-практическую конференцию "Первые шаги в науку" -2009 год. Заняла второе место в пе...

открытый урок "Влияние физических нагрузок на организм человека"

Представленное занятие является естественным продолжением предыдущих уроков и опирается на теоретические знания и сформированные ранее двигательные умения и навыки. Проведенный урок служит основой для...

Уроки кулинарии. Презентация "Влияние минеральных веществ на организм человека"

Это информационно-иллюстративный материал.  На уроках технологии часто встречаются дети, которым слишком сложно запоминать текст. А здесь ещё и тема такая... Решила сделать презентацию, в основе ...

Урок-семинар по теме: Влияние токсичных веществ на организм человека.

Разработка конспекта урока-семинара по теме: Влияние токсинов на организм человека. Цель: изучить влияние различных факторов на организм человека и его жизнедеятельность. Задачи: 1.Образовательная: из...

Открытый урок по химии " Влияние этилового спирта на организм человека"

Открытый урок содержит разработку урока, презентацию и приложения. Расчитан для учащихся 10 класс учебник Габриелян...

Конспект урока "Влияние экстремальных факторов на организм человека. Стресс".

Разработка урока "Влияние экстремальных факторов на организм человека. Стресс"....

Конспект урока биологии 9 класс "Влияние природных факторов на организм человека"

Урок с применением элементов технологии критического мышления....