Дистанционная поддержка экстерната
тренажёр по химии (10, 11 класс) на тему

Усова Наталья Валентиновна

Материал помогает обучающимся в форме экстерната самостоятельно получать знания по химии

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Муниципальное общеобразовательное учреждение

открытая  (сменная) школа № 94

____________________________________________________

                                   

                                                                                                                                                                                                       

Предмет химия

Самостоятельные работы

(дистанционная поддержка экстерната)

10 класс

ТЕМЫ:

Азотсодержащие органические соединения

Биологически активные вещества

Ярославль

2016 г

Самостоятельная работа № 1

Азотсодержащие органические соединения

Биологически активные вещества (ферменты, витамины, гормоны)

Сроки выполнения:

Учебник: О.С. Габриелян, Химия 10 (базовый уровень)

              § 16-20 стр.116 –161

 Азотсодержащие органические соединения

Задания

  1. Прочитать § 16,17,18
  2. Выполнить задания № 2,5, стр. 121;  №10, стр. 134; № 3,6, стр.141
  3. Допишите определения:

Амины - ___________________________________

Аминогруппа - ________________________________________

Аминокислоты - _____________________________________________

Белки - ______________________________________________________

  1. Составьте схему классификации аминов:

  1. Дайте сравнительную  характеристику метиламина и анилина

Признаки сравнения

Соединение

Метиламин

Анилин

Формула, особенности строения

Физические свойства

Химические свойства:

  1. Взаимодействие с кислотами
  2. Взаимодействие с бромом
  3. Горение

Применение

  1. Составьте уравнения реакций, соответствующих схеме:

ацетилен→бензол→нитробензол→анилин→2,4,6-триброманилин

- 1 -

  1. Запишите определения:

Пептидная связь - ___________________________________

Амфотерные соединения - ________________________________________

  1. Заполните таблицу:

Химические свойства и применение аминоуксусной кислоты

Уравнения реакций

Условия её проведения

Применение реакций или продуктов реакции

Примечание

Взаимодействие с кислотами

______________________________

Взаимодействие с основаниями

_______________________________

Взаимодействие со спиртами (этерификация)

_______________________________

Поликонденсация

_______________________________

  1. Запишите уравнения реакций, подтверждающих амфотерные свойства валина, формула которого:

                    С3H7

                     |

        NH2 – CH – COOH

  1. Опишите биологическую роль аминокислот:
  2. Перечислите функции белков в живом организме.
  3. Запишите уравнение реакции поликонденсации аминокислот, выделите пептидные связи (используйте общую формулу аминокислот).
  4. Заполните таблицу:

                      Структуры молекул белков

Признаки сравнения

Структура белка

первичная

вторичная

третичная

Характеристика структуры

Тип химической связи

- 2 -          

Самостоятельная работа № 2

Искусственные и синтетические органические соединения

Сроки выполнения:

Учебник: О.С. Габриелян, Химия 10 (базовый уровень)

              § 21-22 стр.162 –173

 

Задания

  1. Прочитать § 21-22
  2. Выполнить задания № 4,5, стр. 166;  №1,2,3 стр. 173
  3. Запишите определения:

Искусственный полимер - ___________________________________

Пластмассы - ________________________________________

Волокна - ___________________________________

  1. Заполните схему, выбрав из списка: поливинилхлорид, целлулоид, целлюлоза, нуклеиновые кислоты, ацетатное волокно, крахмал, полиэтилен, вискозное волокно, фенолформальдегидная смола, белки.

  1. Объясните, как распознать:
  1. Хлопчатобумажные и вискозные волокна
  2. Ацетатный и натуральный шелк
  1. Запишите уравнение полимеризации:

Пропилена

Этилена

Бутадиена-1,3

  1. Составьте схему классификации волокон по происхождению

- 5 -

8.  Запишите определения:

Термореактивные материалы - ___________________________________

Термопластичные материалы - ______________________________________

Проверьте себя

  1. Поиграйте в «крестики-нолики». Покажите выиграшный путь, который составляют названия материалов, получаемых из искусственных полимеров.

Полиэтилен

Каучук

Крахмал

Вискоза

Целлулоид

Ацетатное волокно

Медно-аммиачное волокно

Целлюлоза

Пливинилхлорид

  1. Опишите свойства и применение:
  1. Капрона
  2. Нейлона
  3. Лавсана
  1. Объясните, в чем заключается сходство всех типов полимеров, используя формулы:

6Н10О5)n               (-CH2-CH2-)n              (C6H9O3(NO2)2)n

  1. Отметьте в таблице тип перечисленных ней полимеров. Из букв, соответствующих правильным ответам, составьте название композиционного материала:


Название полимера

Тип полимера (по роисхождению)

Природный

Искусственный

Синтетический

Полипропилен

С

Ц

П

Крахмал

Л

Т

Е

Вискоза

Л

А

Е

ДНК

С

Р

И

Фенолформальдегидная смола

З

К

Т

Целлюлоза

М

Ю

Л

Полиэтилен

О

Я

А

Ацетатное волокно

Б

С

М

Капрон

Т

Л

С

Целлулоид

О

А

О

-6-

14. Запишите определения:

Нуклеотид - ___________________________________

Полинуклеотиды - ________________________________________

Биотехнология - ___________________________________

Генная инженерия - ________________________________________

15. Отметьте в таблице характеристики, соответствующие каждому из видов полинуклеотидов. Из букв, соответствующих правильным ответам, составьте название принципа, в соответствии с которым построены молекулы ДНК: Принцип                                                                                                                      -

Характеристика

полинуклеотид

РНК

ДНК

В состав нуклеотидов входит рибоза

К

Д

В состав нуклеотидов входит тимин

С

О

Состоит из остатков нуклеотидов

М

П

Находится в хромосомах клеточного ядра

А

Л

В состав нуклеотидов входит дезоксирибоза

И

Е

В клетках находится в ядрышках

М

Ю

Биополимер

Е

Н

Хранит генетическую информацию

В

Т

В состав нуклеотида входит фосфорная кислота

А

Р

В состав нуклеотидов входит урацил

Н

Г

Синтез в клетке специфических для неё белков

О

Д

В состав нуклеотидов входит аденин

С

Т

Вторичная структура представляет собой двойную спираль

Ь

И

  1. Прочитайте § 19-20
  2. Напишите сообщение по одной из следующих тем:
  1. Ферменты
  2. Витамины
  3. Гормоны
  4. Лекарства

Сообщение пишется на листах формата А4, включает в себя следующие разделы:

  • Вступление
  • Основная часть (раскрытие темы)
  • Заключение (выводы)

Сообщение состоит из титульного листа, плана, разделов, списка литературы и интернет-ресурсов

- 3 -

        Проверьте себя        

  1. Соотнесите:

Формула

Тип амина

Название

I. CH3-CH2-NH-CH3

II.C6H5-NH2

III.CH3-CH2-NH2

IV.CH3-CH-CH-NH2

               |      |

              CH3 CH3

1)первичный

2)вторичный

3)третичный

а)анилин

б)метилэтиламин

в)диметилизопропиламин

г)этиламин

  1. Сколько изомерных аминов имеют молекулярную формулу С3Н9N:
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4                                                
  1. Реакция получения анилина из нитробензола носит имя:
  1. Н.Н. Зинина
  2. М.Г. Кучерова
  3. А.М. Зайцева
  4. М.И. Коновалова
  1. При взаимодействии с каким веществом диэтиламин образует соль:
  1. NaOH
  2. HCl
  3. H2O
  4. CH3-NH2
  1. С какими из перечисленных веществ реагирует диэтиламин: 1)вода; 2)соляная кислота; 3) бромметан; 4) гидроксид натрия; 5)метанол
  1. 1,2,3
  2. 1,3,5
  3. 2,3,4
  4. 1,3,4
  1. Аминокислоты проявляют свойства:
  1. Только кислотные
  2. Только основные
  3. Амфотерные
  1. Спиралевидное состояние полипептидной цепи является структурой белка:
  1. Первичной
  2. Вторичной
  3. Третичной
  4. Четвертичной

- 4 -



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Муниципальное общеобразовательное учреждение

открытая  (сменная) школа № 94

____________________________________________________

                                   

                                                                                                                                                                                                       

Предмет химия

Самостоятельные работы

(дистанционная поддержка экстерната)

10 класс

ТЕМЫ:

Кислородсодержащие органические соединения

Ярославль

2016 г

10. Запишите определения:

        Углеводы- _______________________________________

        Моносахариды - __________________________________

        Дисахариды - _____________________________________

        Полисахариды - ___________________________________

11. Заполните схему: «Классификация углеводородов»

12. Дайте характеристику глюкозы:

Особенности строения

Молекулярная и структурная формулы

Нахождение в природе

Физические свойства

Изомерия

Запишите структурную формулу фруктозы

Химические свойства:

  1. Со свежеприготовленным Cu(OH)2
  2. С аммиачным раствором Ag2O
  3. Гидрирование
  4. Брожение:
  • молочнокислое
  • спиртовое

13. Заполните таблицу: «Сравнительная характеристика крахмала и целлюлозы»

Признаки сравнения

Полисахарид

Крахмал

Целлюлоза

Структурное звено

Формула

Строение макромолекулы

Физические свойства

Химические свойства

   - гидролиз

   - качественная реакция

Функция в клетке

Применение

-8-

Самостоятельная работа № 1

Спирты, фенолы, альдегиды, карбоновые кислоты

Сроки выполнения:

Учебник: О.С. Габриелян, Химия 10 (базовый уровень)

              § 9-12 стр.63 –92

Задания

  1. Прочитать § 9, 10,11,12
  2. Выполнить задания № 12,13, стр. 74;  №4, стр. 79; № 6, стр.84; № 3,6, стр. 91.

Спирты и фенолы

  1. Ответьте на вопросы:
  • Какие органические вещества относятся к классу спиртов? Запишите и дайте название первых 10-ти представителей гомологического ряда предельных одноатомных спиртов.
  • Составьте схему классификации спиртов по числу гидроксильных групп, по типу углеводородного радикала, по положению группы –ОН в углеродной цепи

  • С какого представителя ряда начинается изомерия? Какие виды изомерии характерны для предельных одноатомных спиртов?
  • Напишите возможные изомеры спирта С5Н11ОН и дайте им название
  1.                        Охарактеризуйте физические свойства метанола и этанола. Какое действие на организм они оказывают?
  2. Заполните таблицу «Химические свойства и применение этанола»:

Уравнение реакции

Применение реакции или её продуктов

Горение ________________

С металлами ____________

Дегидратация:

внутримолекулярная _____

межмолекулярная ________

Окисление на катализаторе

Этерификации

- 1 -

Дайте характеристику глицерина:

Структурная формула - ______________________________

Физические свойства - _______________________________

Качественная реакция (без составления уравнения) - _____

Применение - _______________________________________

  1. Запишите определение:

Фенолы - ___________________________________________

  1. Дайте характеристику фенола:

Молекулярная и структурная формулы

Тривиальное название                                                  

Физические свойства

Химические свойства:

  • со щелочами
  • со щелочными и челочно-земельными металлами
  • с бромом
  • с азотной кислотой

Применение фенола

  1. Запишите определение реакции поликонденсации. Напишите уравнение реакции взаимодействия фенола с формальдегидом.

Проверьте себя

  1. Укажите вещество, выпадающее из общего ряда:
  1. СН3-СН2-ОН
  2. СН3-ОН
  3. НО-СН2-СН2-ОН
  4. СН3-СН2-СН2-ОН
  1. Число изомерных спиртов состава С4Н10ОН равно:
  1. 2        
  2. 3
  3. 4
  4. 5
  1. Гидролиз галогеналканов протекает под действием:
  1. Воды
  2. Водного раствора кислоты
  3. Спиртового раствора щелочи
  4. Водного раствора щелочи

- 2 -          

Самостоятельная работа № 2

Сложные эфиры. Жиры. Углеводы

Сроки выполнения:

Учебник: О.С. Габриелян, Химия 10 (базовый уровень)

              § 17-16 стр.92 –122

 

Задания

  1. Прочитать § 17,18,19
  2. Выполнить задания № 11, стр. 100;  №9,  стр. 109; № 3, стр. 116
  3. Запишите определения:

Сложные эфиры - _______________________________________

Реакция этерификации- __________________________________

  1. Дайте характеристику сложных эфиров (заполните таблицу)

Общая формула

Физические свойства

Способ получения

Запишите уравнение реакции в общем виде и её название

Применение

  1. Запишите уравнения реакции гидролиза двух эфиров:

                      О

                      ||

а) СН3-СН2-С-О-СН3

         О

          ||

б) Н-С-О-СН2-СН2-СН3

6. Запишите определения:

        Жиры- __________________________________________

        Масла - _____________________________________________

        Мыла - _____________________________________________

7. Химические свойства и применение жиров (заполните таблицу)

Уравнения реакций

Условия проведения

Применение реакции или продуктов реакции

Гидролиз -

Омыление -

С бромной водой -

Гидрирование -

 8. Составьте схему классификации жиров по агрегатному состоянию. Приведите примеры.

9. Объясните, почему мыла теряют моющую способность в жесткой воде?

-7-

Проверочная работа по теме: «Карбоновые кислоты»

1.

Соотнесите:

класс вещества                характерный тип реакций

1) спирты                               а) присоединение

2) альдегиды                         б) окисление

3) кетоны                               в) отщепление  

2.

Какое из веществ вступает в реакцию "серебряного зеркала":

а) пропанон   б) этандиол-1,2     в) этаналь       г) этанол

3.

Какая функциональная группа называется карбоксильной:

а) – ОН                

б)  О      в)    О         г)  О

     ll            ll             ll                                                                                                                                             – С –            – С –  Н        – С –  ОН         

4.

Состав 2-метилбутановой кислоты соответствует общей формуле:

а)   СnH2nO2

б)   СnH2n+2O2

в)    СnH2nO

г)    СnH2n+1O2

5.

Назовите кислоту, формула которой

СН3-СН2-ССl2-COOH

  1. 2-дихлорбутановая
  2. 2,2-дихлорбутановая
  3. 1,1-дихлорпропановая
  4. 3-дихлорбутановая

6.

Какой из металлов реагирует с уксусной кислотой с максимальной скоростью:

  1. железо
  2. олово
  3. цинк
  4. кальций

7.

Взаимодействие пропионовой кислоты с этиловым спиртом называется реакцией:

  1. гидратации
  2. этерификации
  3. гидрирования
  4. нейтрализации

-6-

4.  Для способов получения этанола соотнесите:

Название реакции:

  1. гидролиз
  2. гидратация
  3. гидрирование
  4. брожение

Исходное вещество:

  1. этен
  2. бромэтан
  3. этаналь
  4. глюкоза

5.  С какими из перечисленных веществ в соответствующих условиях может         реагировать этанол: 1)  вода; 2)  кислород; 3)  калий; 4)  этен;

        5)  бромоводород; 6)  уксусная кислота:

  1. 1,2,5,6
  2. 2,3,5,6
  3. 2,5,6
  4. 3,4,5,6

6. Укажите общую формулу гомологического ряда фенолов:

  1. СnH2n-7OH
  2. СnHn-1OH
  3. СnH2n-5OH
  4. СnH2n+1OH

7. При нормальных условиях фенол представляет собой:

  1. газ
  2. жидкость
  3. твердое вещество

8. Название вещества с формулой C6H4 СН3OH

  1. 3-гидроксилтолуол
  2. метилфенол
  3. бензол

9. Водный раствор фенола называют:

  1. фенольной водой
  2. карболовой кислотой
  3. фенольной смолой

10. Допишите реакции:

  1. C6H5OH + Cl2
  2. C6H5OH + КOH →
  3. C6H5OH + Мg →

- 3 -

Альдегиды и карбоновые кислоты        

  1. Запишите определения:

            Альдегиды- ___________________________________________

        Кетоны- ______________________________________________

      2 . Характеристика предельных одноатомных спиртов (заполните таблицу)

1.

Общая формула

2.

Гомологический ряд (первые пять представителей)

3.

Изомерия

Напишите все изомеры альдегида с формулой С4Н8О. Укажите виды изомерии

4.

Физические свойства

             а) формальдегида

             б) уксусного альдегида

5.

Химические свойства

Напишитеь уравнения реакций

а) Окисление

  1. с гидроксидом меди (II)

  1. реакция серебряного зеркала

        O

         ll

CH3-C-H + Cu(OH)2  →

        O

         ll

CH3-C-H + Ag2O  →

б) Восстановление (гидрирование + Н2)

        O

         ll

CH3-C-H + H2  →

6.

Применение альдегидов

Перечислите области применения альдегидов

  1. Запишите формулу кетона и укажите области его применения.
  2. Запишите определение предельных одноосновных карбоновых кислот
  3. Характеристика предельных одноосновных карбоновых кислот (заполните таблицу)

1.

Общая формула

2.

Гомологический ряд (первые пять представителей)

3.

Изомерия

Напишите все изомеры кислоты с формулой С4Н9СООН. Укажите виды изомерии

4.

Физические свойства

 а) муравьиной кислоты

 б) уксусной кислоты

- 4 -

Проверьте себя

1. Найдите формулу альдегида

а) С4Н10О          б) С2Н4О            в) С5Н12О           г) С8Н18О

2. Какая функциональная группа называется карбонильной:

а) – ОН                

б)  О      в)    О         г)  О

     ll            ll             ll                                                                                                                                             – С –            – С –  Н        – С –  ОН         

   

3. Название вещества с формулой

СН3 – С – СН – СН3

         ll    l

           О     СН3                                                                                                                                                                                                                                                                   

а) 2-метилбутанол-3                  б) 3-метилбутанон-2

в) 3-метилбутаналь                   г) 1, 2-диметилпропаналь

4. Сколько изомерных альдегидов имеют формулу С4Н8О?

а) 2       б) 3         в) 4          г) 5

5. Первый представитель гомологического ряда кетонов имеет молекулярную формулу:

а) СН2О    б) С2Н4О        в) С3Н6О      г) С4Н8О

6. Соотнесите:

класс вещества                характерный тип реакций

1) спирты                               а) присоединение

2) альдегиды                         б) окисление

3) кетоны                               в) отщепление  

7. Какое из веществ вступает в реакцию "серебряного зеркала"?

а) пропанон   б) этандиол-1,2     в) этаналь       г) этанол

8. Напишите уравнения реакций

С2Н6 → С2Н5Сl → C2H5OH → уксусный альдегид

- 5 –

Проверьте себя

  1.  Впишите в текст пропущенный слова и формулы:

        Во всём цивилизованном мире □□□□ было практически единственным средством личной гигиены и универсальным □□□□□□ средством до середины XX века, когда появились первые □□□□□□□□□□□□□ моющие средства.

        Грязь удерживается на ткани тонким слоем □□□□□, которые должны быть удалены. Мыла обладают моющими свойствами, поскольку способны эмульгировать жиры, т.е. переводить их в мельчайшие □□□□□□□□, которые смачиваются □□□□□. Эмульгирующие свойства моющих веществ связаны с наличием в их молекулах одновременно □□□□□□□□□□□□ (имеющих сродство к воде) и

□□□□□□□□□□□ (имеющих сродство к неполярной фазе, например, к жирам) групп. Гидрофильными свойствами в мылах обладает фрагмент …………… , а

□□□□□□□□□□□□□□ цепь является гидрофобной группой. При мытье загрязненной ткани молекулы □□□□ окружают капли □□□□, так что гидрофобные группы оказываются «растворенными»  в □□□□, гидгрофильные – в □□□□. Образуется мицелла, которая уносится с током воды. Поскольку поверхности всех мицелл заряжены □□□□□□□□□□□□, они не слипаются.

        Мыла обладают рядом недостатков. Во-первых, они имеют плохую моющую способность в □□□□□□□. Во-вторых, все мыла частично гидролизуются с образованием свободной высшей кислоты и □□□□□□, которая оказывает вредное действие на многие ткани. Кроме того, мыловаренная промышленность связана с расходованием огромного количества ценных □□□□□□□ продуктов. Поэтому в настоящее время вместо мыла все чаще применяют□□□□□□□□□□□□□ моющие средства        

  1. Выберите названия моносахаридов и запишите их формулы. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название материала, используемого в медицине: □□□□.

  1. Крахмал ……………………………………………….. С
  2. Глюкоза ………………………………………………... В
  3. Сахароза ……………………………………………….. О
  4. Фруктоза ……………………………………………….. А
  5. Рибоза   …………………………………………………… Т
  6. Мальтоза ………………………………………………… Л
  7. Целлюлоза ………………………………………………. У
  8. Дезоксирибоза ………………………………………….. А

                                                               - 9 -                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

 

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Муниципальное общеобразовательное учреждение

открытая  (сменная) школа № 94

____________________________________________________

                                   

                                                                                                                                                                                                       

Предмет химия

Самостоятельные работы

(дистанционная поддержка экстерната)

11 класс

ТЕМЫ:

Строение атома и Периодический закон Д.И. Менделеева

Строение вещества

Ярославль

2016 г

Самостоятельная работа № 1

Строение атома и Периодический закон Д.И. Менделеева

Сроки выполнения:

Учебник: О.С. Габриелян, Химия 11 (базовый уровень)

              § 1, 2 стр.3 – 24

Задания

  1. Прочитать § 1, 2
  2. Выполнить задания № 2,5,6,7 стр. 10-11;  №4,6,7  стр. 24

Периодический закон Д.И. Менделеева

  1. Как изменяются металлические свойства в рядах химических элементов:
  1. Be→Mg→Ca→Sr→Ba→Ra
  2. Na →Mg→Al→Si→P→S→Cl
  1. Почему Д.И. Менделеев взял за основу относительную атомную массу элемента?
  2. Как изменяется характер элементов с увеличением относительной атомной массы?
  3. Как изменяется валентность в оксидах?
  4. Как изменяется валентность в летучих водородных соединениях?
  5. Почему закон  называется периодическим?

Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

  1. Определите период, ряд, группу и подгруппу в которых находятся элементы с порядковыми номерами: 7, 13, 17, 18
  2. Определите порядковый номер, название, относительную атомную массу элементов, находящихся:
  1. в 4 периоде IV группе
  2. в 5 периоде IV группе
  1. У какого из элементов 1 группы: калия или цезия – больше выражены металлические свойства? Почему?

Строение атома

  1. Какой физический смысл имеет: номер периода, номер группы, порядковый номер?
  2. Укажите порядковый номер, заряд ядра и рассчитайте количество протонов, нейтронов и электронов для атомов бора, хрома, олова.
  3. Какие сведения о строении атома химического элемента можно получить, зная :  порядковый номер, номер периода, номер группы?

- 1 -

Проверьте  себя

  1. В атоме химического элемента электроны распределяются по электронным слоям соответственно ряду чисел: 2, 8, 4. Какое место в ПСХЭ занимает этот элемент:
  1. 2 период, VI А п/группа
  2. 3 период, IVА п/группа
  3. 3 период, IV В п/группа
  4. 2 период, IV А п/группа
  1. Какой ряд чисел отражает распределение электронов по электронным слоям для атома, находящегося во 2 периоде VII А п/группе:
  1. 2, 8, 8, 7
  2. 2, 8, 7
  3. 2, 8, 2
  4. 2, 8, 8
  1. Выберите общие формулы, соответствующие высшему оксиду фосфора и ортофосфорнрй кислоте:
  1. R2O5, RH3
  2. RO3, H2RO4
  3. R2O, ROH
  4. R2O3, HRO3
  1. Выберите общие формулы, соответствующие высшему оксиду и летучему водородному соединению азота:
  1. R2O5, RH3
  2. RO3, H2RO4
  3. RO, R(OH)2
  4. R2O3, HRO3
  1. Атомы какого химического элемента имеют в своем составе 5 протонов, 6 нейтронов, 5 электронов?

а)  углерода      б)  натрия

      в)  бора             г)   неона

  1. Атомы какого химического элемента имеют в своем составе 5 протонов, 6 нейтронов, 5 электронов

а)  углерода      б)  натрия

                     в)  бора             г)   неона

               

- 2 -          

Самостоятельная работа № 2

Строение вещества

Сроки выполнения:

Учебник: О.С. Габриелян, Химия 11 (базовый уровень)

              § 3-12, стр.24-110

Задания

1.  Прочитать § 3-12

2. Выполнить задания № 5, стр. 37;  №2, стр. 46; № 3, стр. 53; № 11, стр. 79;

 № 2, стр. 94.

3. Заполните таблицу (по мере прочтения § 3-6)

Признаки сравнения

Ковалентная

Ионная

Металлическая

Водородная

неполярная

полярная

Соединяющие частицы (атомы, ионы)

Механизм возникновения связи

Силы, удерживающие частицы

Примеры веществ

Физическая природа связи

  1.  Найдите в учебнике и запишите в тетрадь следующие определения:
  • полимер
  • мономер
  • структурное звено
  • степень полимеризации
  1. Заполните таблицу: «Пластмассы и их применение»

Название полимера

Химическая формула

Применение

Полиэтилен

Полипропилен

Полиметилхлорид

Полиамид

Фенолформальдегидные смолы

- 3 -

 6.  Что такое волокна? Заполните таблицу:

Волокна

Примеры

Свойства, применение

1. Природные

        а) растительные

        б) животные

2. Химические

       а) искусственные

       б) синтетические

7.   Ответьте на вопросы

  1. Чем отличаются жидкости от газов?
  2. Какова биологическая роль воды?
  3. Составьте схему круговорота воды в природе
  4. Можно ли отнести воду к возобновляемым природным ресурсам? Обоснуйте ответ.
  5. Какую роль играет вода в промышленности?
  6. Что такое жесткая вода? Составьте схему видов жесткости воды. Как устранить жесткость воды?
  7. Что такое минеральная вода и для чего её используют?
  8. Чем отличается строение твёрдых веществ от строения жидкостей и газов?
  9. На какие группы по типу кристаллических решеток можно разделить твердые вещества?
  10. Что такое аморфные вещества? Чем они отличаются от кристаллических?

8.    Заполните таблицу:

Примеры аморфных веществ

Области их применения

9.  Запишите формулировку закона постоянства состава вещества.

      Кто и  когда его сформулировал?

10.    Вычислите массовую долю азота в азотной кислоте.

11.   Рассчитайте массовые доли элементов в метане

- 4 -

Проверьте  себя

1. Ионная или ковалентная химическая  связь возникает в результате:

а) взаимного притяжения разноименно заряженных ионов;

б)  образования общих электронных пар;

в) обобществления электронов внешнего энергетического уровня многих атомов

2. Выберите пары атомов химических элементов, между атомами которых может образоваться ковалентная связь:

а) H и P   б) Fe и Fe   в) Na и F   г) O и O   д) S и F

3. Выберите формулы соединений с ковалентной полярной химической связью

а) O3;         б) KF;       в) Н2О ;       г) P4;      д) СF4

4. Выберите формулы веществ с ионной химической связью:

         а) KCl   б)  SO2   в) CH4   г)  BaF2   д)  N2O5   е)  P4

5. Составьте схемы образования молекул:

а) аммиака NH3                  б) хлороводорода HCl

6. Выберите признаки сходства ковалентной и ионной химических связей:

а) в образовании химической связи участвуют электроны внешнего    энергетического уровня атомов;

б) образуются общие электронные пары, к которым притягиваются

 ядра атомов;

в) образуются разноименно заряженные ионы, притягивающиеся

друг к другу;

г) атомные частицы, возникающие в результате образования химической связи, приобретают завершенный внешний энергетический уровень и становятся более устойчивыми, чем атомы;

д) образуются молекулы веществ

7. В 18 г воды растворили 7 г вещества. Определите массовую долю вещества  в растворе.

8. Рассчитайте массы воды и соли хлорида натрия, необходимые для приготовления 20г 0,9% раствора.

- 5 -




Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Муниципальное общеобразовательное учреждение

открытая  (сменная) школа № 94

____________________________________________________

                                   

                                                                                                                                                                                                       

Предмет химия

Самостоятельные работы

(дистанционная поддержка экстерната)

10 класс

ТЕМЫ:

Теория строения органических соединений

Углеводороды

Ярославль

2016 г

Самостоятельная работа № 1

Введение. Теория строения органических соединений

Сроки выполнения:

Учебник: О.С. Габриелян, Химия 10 (базовый уровень)

              § 1, 2 стр.3 – 23

ВВЕДЕНИЕ

Задания

  1. Прочитать § 1, 2
  2. Выполнить задания № 3,4, стр. 12; №5,6, стр. 23
  3. Допишите определения:

Органические соединения - ___________________________________

Органическая химия - ________________________________________

Углеводороды - _____________________________________________

  1. Составьте схему классификации органических соединений по происхождению:

             

  1. Заполните таблицу:

Признак сравнения

Вещества

неорганические

органические

Число известных веществ

Элементарный состав веществ

Тип химической связи

Тип кристаллической решетки

Физические свойства

Продукты горения в кислороде

- 1 -

12) Процессом вулканизации называют:

  1. Нагревание каучука с сажей
  2. Нагревание каучука с порошком серы
  3. Выдерживание каучука над жерлом вулкана
  4. Длительное нагревание сырого каучука

13) Какое утверждение не соответствует действительности:

  1. Атомы углерода в бензоле равноценны
  2. Атомы водорода в бензоле равноценны
  3. Двойные и одинарные связи в бензоле чередуются
  4. Все углерод-углеродные связи в бензоле равноценны

14) Природным источником ароматических углеводородов является:

  1. Природный газ
  2. Попутный нефтяной газ
  3. Каменный уголь
  4. Подземные воды

15) Соотнесите:

Тип углеводорода:

  1. Алканы
  2. Алкины
  3. Циклоалканы
  4. Алкены
  5. Алкадиены
  6. Арены

Признак:

  1. Наличие цикла
  2. Наличие π-связей
  3. Все атомы в состоянии sp3 гибридизации
  4. Непредельный характер
  5. Отсутствие газов в гомологическом ряду
  6. Существование геометрической изомерии

-10-

7)  Какой тип изомерии у алкенов отсутствует:

  1. Углеродного скелета
  2. Положения кратной связи
  3. Положение функциональной группы
  4. Геометрическая

8) Какой тип реакции не характерен для алкенов:

  1. Замещение
  2. Присоединение
  3. Окисление
  4. Полимеризация

9) В цепочке превращений С3Н8→С3Н6→C3H7Br→A→C3H6→C3H7OH вещество А

     имеет относительную молекулярную массу:

  1. 86
  2. 66
  3. 44
  4. 42

Напишите уравнения реакций, указав условия их проведения.

10) Назовите алкины

  1. СН3-С≡СН3
  2. СН3-СН-С≡СН

                |

               СН3

  1. СН3-СН2-СН2-С≡С-СН3
  2. СН≡С-СН-СН-СН3

            |       |

           СН3  СН3

11) Массовая доля водорода в алкине составляет 12,2%. Молекулярная формула алкина:

  1. С4Н6
  2. С5Н8
  3. С6Н10
  4. С7Н12

-9-

ТЕОРИЯ СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ

Задания

  1. Запишите определение
    Валентность - ___________________________________________________

Молекулярная формула - __________________________________________

Химическое строение - ___________________________________________

Структурная формула - ___________________________________________

  1. Составьте схему:

  1. Заполните таблицу:

Название формулы

Формулы веществ

Метан

Этан

Пропан

Молекулярная формула

СН;

С2Н6

С3Н8

Полная структурная формула

Сокращенная структурная формула

4. Запишите определения:

     Гомологический ряд - _______________________________________

        Гомологи - ________________________________________________

        Изомеры - _________________________________________________

5. Запишите сокращенные структурные формулы пяти изомеров, состав которых соответствует молекулярной формуле С6Н14

6. Сформулируйте и запишите основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова и проиллюстрируйте их примерами:

1-е положение - ______________________________________________

2-е положение - ______________________________________________

3-е положение - ______________________________________________

               

- 2 -          

        Проверьте себя                                                                                

  1. Укажите валентность элементов в органических соединениях:
  1. углерод ____________
  2. водород ____________
  3. кислород ___________
  4. азот _______________
  1. Запишите сокращенную структурную формулу вещества с линейной углеродной цепочкой, состав которого соответствует молекулярной формуле С6Н14.

Для вещества, формулу которого вы записали, составьте сокращенные структурные формулы:

  1. двух гомологов
  2. двух изомеров
  1. Кто ввел понятие «органическая химия»
  1. Ф. Вёлер
  2. А.М. Бутлеров
  3. Я. Берцелиус
  4. К. Шорлеммер
  1. Вставьте в текст пропущенные термины, используя слова для справок:

Изомерия – это … существования разных веществ, имеющих одинаковый качественный и количественный … , но различное …, следовательно, различные … . Такие вещества называются … .

Слова для справок: состав, явление, химическое строение, изомеры, свойства.

  1. В каком веществе валентность и степень окисления атома углерода различны по величине:
  1. CH4
  2. CCl4
  3. CO2
  4. CHCl3

- 3 -

Проверьте себя

  1. Связь С – Н в молекулах алканов:
  1. Ионная
  2. Ковалентная неполярная
  3. Ковалентная полярная

  1. Найдите формулу гомолога пентана:

а) СН3-СН2

             /

            СН2-СН2-СН3

б) СН3-СН2-СН-СН3

                       /

                     СН3

в) СН3-СН2-СН2-СН3

г)            СН3

                /

       СН3-С-СН3

                /

              СН3

  1. При нормальных условиях пропан представляет собой:
  1. Газ
  2. Жидкость
  3. Твердое вещество

  1. Сумма всех коэффициентов в уравнении горения этана равна:
  1. 9
  2. 13
  3. 15
  4. 19

-8-

11. Запишите молекулярную (а), полную и сокращенную структурные формулы бензола: Предложенную Кеккуле (б); современную (в)

а) _________;    б) ___________;    в) _______________

12. Выпишите названия смесей, в которые входит метан. Из букв, соответствующих правильным ответам, составьте название продукта переработки метана, используемого при производстве резины

  1. Гремучий газ ……………………………. .В
  2. Болотный газ ……………………………. .С
  3. Городской газ …………………………….О
  4. Биогаз ……………………………………..А
  5. Синтез-газ …………………………………Д
  6. Воздушный газ ……………………………О
  7. Природный газ ……………………………Ж
  8. Генераторный газ …………………………Р
  9. Попутные нефтяные газы …………………А
  10. Коксовый газ ………………………………Д

13. Составьте инструкцию по безопасному обращению с природным или сжиженным газом в быту. Задание выполните в виде текста или рисунка

14. Запишите определения:

        Нефть – ________________________________________________________

        Фракционная перегонка или ректификация – _________________________

        Крекинг - _______________________________________________________

        Риформинг - ____________________________________________________

15. Заполните таблицу:

Продукты фракционной перегонки нефти

Название фракции

Состав

tкип

Применение

Ректификационные газы

Газолиновая фракция (бензин)

Лигроиновая фракция

Керосиновая фракция

Дизельное топливо

Мазут

        

- 7 -

        Самостоятельная работа № 2

Углеводороды и их природные источники

Сроки выполнения:

Учебник: О.С. Габриелян, Химия 10 (базовый уровень)

              § 3-8, стр.23-62

Задания

1.  Прочитать § 3-8

2. Выполнить задания № 7, стр. 32;  №2, стр. 41; № 3, стр. 46; № 4, стр. 51;

 № 4, стр. 55.

  1. Заполните таблицу (по мере прочтения § 3-8

Алканы

Алкены

Алкадиены

Алкины

Арены

Гомологический ряд (первые 9-10 представителей)

Общая формула

Кратность связи

(-; =; тройные)

Виды изомерии

Физические свойства

Характерные типы реакций

  1. Заполните таблицу: «Химические свойства и применение углеводородов»

Химические свойства (подтвердить уравнениями реакций)

Применение (перечислить области применения)

Алканы

  1. _______________________
  2. _______________________
  3.  и т.д.

Алкены

Алкадиены

Алкины

Арены

- 4 -

  1. Запишите определения:

Реакция гидрирования - __________________________________

Реакция гидратации - ____________________________________

Реакция дегидрирования - _________________________________

Реакция дегидратации - ___________________________________

Реакция полимеризации - _________________________________

Мономер - ______________________________________________

Полимер - ______________________________________________

Структурное звено - ______________________________________

Степень полимеризации - _________________________________

  1. Запишите сокращенные структурные формулы изомерных алканов, молекулы которых содержат пять атомов углерода. Назовите соединения и укажите тип изомерии.
  2. Соедините на схеме стрелками прямоугольники «Свойства полиэтилена» с названиями предметов, где эти свойства используются


7. Запишите уравнение реакции получения синтетического изопренового каучука.

  1. Соедините на схеме стрелками прямоугольники «Свойства резины» с названиями предметов, где эти свойства используются.

- 5 -

  1. Запишите уравнение полимеризации винилхлорида. Назовите продукт реакции.

  1.  Отметьте в таблице области применения перечисленных в ней реакций. Из букв, соответствующих правильным ответам составьте название радикала, формула которого: СН2 = СН -

         

Применение реакций или её продуктов

Химические свойства ацетилена

Реакция с бромной водой

Реакция горения

Реакция с водой

Реакция с хлороводородом

Реакция с перманганатом калия

Идентификация непредельных соединений

В

А

М

Т

И

Резка и сварка металлов

Е

Н

О

С

Е

Получение полимера для производства поливинилхлорида

Ы

Ч

Б

И

Ю

Производство уксусного альдегида

Г

С

Л

Ш

З


-6-




Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Муниципальное общеобразовательное учреждение

открытая  (сменная) школа № 94

____________________________________________________

                                   

                                                                                                                                                                                                       

Предмет химия

Самостоятельные работы

(дистанционная поддержка экстерната)

11 класс

ТЕМЫ:

Химические реакции

Ярославль

2016 г

Самостоятельная работа № 1

Химические реакции

Сроки выполнения:

Учебник: О.С. Габриелян, Химия 11 (базовый уровень)

              § 13-19 стр.112 –163

Задания

  1. Прочитать § 13,14,15,16,17,18,19
  2. Выполнить задания № 7, стр. 117;  №6,9 стр. 126; № 6, стр.143; № 10, стр. 150, №8, стр.155, №8, стр.163.
  3. Запишите определения:

Химические реакции - ___________________________________

     Аллотропные млодификации- ____________________________

    Изомеры - ______________________________________________

   Реакции изомеризации - __________________________________

  1. Заполните таблицу: «Классификация реакций»

Тип реакции

Определение

Примеры (2-3 примера)

1.

Реакции, идущие без изменения состава вещества

Реакции, идущие без изменения состава вещества

Реакции, идущие с изменением состава вещества

2.

а) соединение

б) разложение

в) замещение

г) обмена

По направлению

3.

Обратимые

Необратимые

По наличию катализатора

4.

Каталитические

Некаталитические

По тепловому эффекту

5.

Экзотермические

Эндотермические

По агрегатному состоянию реагирующих веществ

6.

Гомогенные

Гетерогенные

По изменению степеней окисления

7.

Без изменения степеней окисления

Окислительно-восстановительные

- 1 –

5. Напишите понятие "скорость химической реакции"

6. Какой буквой обозначается скорость химической реакции? По какой формуле её можно найти?

7. Какое значение имеет знание скоростей химической реакции?

8. Что изучает химическая кинетика?

9. Заполните таблицу:

Условия, влияющие на скорость химических реакций

Условия

Теоретическое обоснование

Примеры

Уравнение реакции

1.

Площадь соприкосновения реагирующих веществ

Для гетерогенных реакций. Твердые вещества дробят, чтобы увеличить поверхность соприкосновения

При взаимодействии мрамора с кислотой реакция пойдет быстрее, если мрамор превратить в порошок

CaCO3+HCl→

CaCL2+CO2+H2O

2.

Природа реагирующих веществ

3.

Концентрация реагирующих веществ

4.

Температура

5.

Катализатор

10. За что Вант-Гофф получил Нобелевскую премию?

11. Что такое ферменты?

Обратимые и необратимые химические реакции

12. Заполните таблицу:

Определение

Пример (уравнение)

Необратимые

Обратимые

 

13.Что такое химическое равновесие?

14. Для чего необходимо вывести систему из химического равновесия?

15. Какие условия можно изменить для вывода системы из химического равновесия?

- 2 -          

16. Рассмотрите и запишите таблицу, иллюстрирующую действие принципа Ле Шателье:

Изменяющиеся условие

Что необходимо знать о реакции?

Как смещается равновесие

Пример

Температура

Экзотермическая (+Q)

или

Эндотермическая (-Q)

t0 ↑ - равновесие смещается в сторону → Q (эндотермической)

t0 ↓ → равновесие смещается в сторону + Q (экзотермической)

На примере синтеза аммиака

Давление

Реакция идет :

с уменьшением объёма (-V)

или

с увеличением объёма (+V)

p ↑ → равновесие смещается в сторону –V (реакции, идущей с уменьшением объёма)

p ↓ → равновесие смещается в сторону +V (реакции, идущей с увеличением объёма)

Равновесные концентрации

Равновесные концентрации обозначаются квадратными скобками

↓ концентрацию исходных веществ → равновесие смещается в сторону образования продуктов реакции

↓ концентрацию продуктов реакции → равновесие смещается в сторону образования исходных веществ

17. Сформулируйте принцип Ле-Шателье

Роль воды в химических реакциях

18. Дайте характеристику молекуле воды:

  • химическая формула
  • степени окисления
  • вид связи в молекуле
  • схема образования связи
  • образование водородной связи

19. Опишите физические свойства воды

- 3 -

20. Составьте схему классификации веществ по отношению к растворимости в воде:

21. Рассмотрите схему № 4 на стр. 144. Какую роль играет вода в химических реакциях?

22. Что такое растворение?

23. Приведите примеры кристаллогидратов

24. Выпишите определения:

  • Электролиты - …
  • Степень электролитической диссоциации - …
  • Сильные электролиты (примеры) - …
  • Слабые электролиты (примеры) - …

25. Кто автор теории электролитической диссоциации?

26.. Напишите определения с точки зрения ТЭД и уравнения диссоциации:

  • Кислоты - …

        HCl = H+ + Cl-

        H2SO4 =

        H3PO4 =

  • Основания - ….

        NaOH = Na+ + OH-

        Ba(OH)2 =

        Al(OH)3 =

  • Соли - ….

        BaCl2 = Ba2+ + 2Cl-

        Na2SO4 =

        CH3COONa =

        Al(NO3)3 =

Гидролиз

27. Запишите определение гидролиза

28. Заполните таблицу: «Гидролиз органических веществ»

Название реакции

Уравнение

Где применяют

Гидролиз галогеналканов

Гидролиз сложных эфиров

Гидролиз крахмала

Гидролиз белков

29. Приведите примеры типов солей, в зависимости от силы основания и кислоты:

- 4 -

30. Допишите предложения, вставив слова: катион или анион:

Для солей, образованных сильным основанием и слабой кислотой гидролиз идет по …………….

Для солей, образованных сильным основанием и слабой кислотой гидролиз идет по ……………

31. Допишите предложения:

Среда при растворении соли сильного основания и слабой кислоты - ____

Среда при растворении соли слабого основания и сильной кислоты - ____

Среда при растворении соли сильного основания и сильной кислоты - ____

Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз

32. Запишите определения:

Окислительно-восстановительные реакции - ________________________

Степень окисления - ______________________________________________

Окислитель  - ____________________________________________________

Восстановитель  - ________________________________________________

Электролиз - _________________________________________________

33. Какие правила необходимо знать для расчета степени окисления?

34. Рассмотрите реакцию Fe2O3 + Al → Fe + Al2O3 c точки зрения окислительно-восстановительного процесса.

  • Укажите СО всех элементов
  • Подчеркните 2 элемента, которые изменили СО
  • Составьте электронный баланс

      Fe-3 – 3ē→Fe0   3  1   (вос-ль, ок-ние)

      Al0 + 3ē→Al+3  3   1  (ок-ль, вос-ние)

  • Расставьте коэффициенты и укажите переход электронов в уравнении

- 5 –

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное планирование для экстерната по физике,биологии,химии

Индивидуальное  учебное планирование  для обучающихся в форме экстерната на 2010-201 уч. год  уроков химии, физики и биологии 11 классКоличество часов в неделю: 1.Учебное пособие для уч...

Экстернат для 8 классе по программе Е.Е. Минченкова

Билеты по химии 8 для учащихся, обучающиеся экстернатом....

Билеты по химии 10 для экстерната

Билеты по химии 10 для экстерната по программе Г.Е. Рудзитиса...

Инструкция создания глоссария в дистанционном курсе ИКТ-поддержки

Инструкция по созданию глоссария в дистанционном курсе ИКТ-поддержки разработана в помощь учителям, родителям и детям....

Курс дистанционной поддержки при подготовке к ЕГЭ и ГИА

Таблицы по орфографии с опорой на словообразование...

Поддержка очного процесса обучения средствами дистанционных технологий – новая практика работы преподавателя

Работа с одаренными студентами требует дополнительных усилий и времени от преподавателя по подготовке обучающихся к участию в предметных олимпиадах. А когда его интеллектуальные и творческие возможнос...

Методическая разработка конструирования урока по английскому языку в начальной школе с использованием интерактивных возможностей программы Smart-notebook для обеспечения дистанционной поддержки учеников с ограниченными возможностями здоровья

Методическая разработка конструирования урока  по английскому языку в начальной школе с использованием интерактивных возможностей программы Smart-notebook для обеспечения дистанционной поддержки ...