Конспект урока по химии
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Конспект урока по химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka_po_teme.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Самоанализ урока

       Этот урок содержится в теме № 9 «Металлы», он следует за уроком № 44 «Способы получения металлов. Сплавы».      

Связь с ранее изученным материалом выявляется – при проверке домашнего задания, (в виде программированного опроса – тестов).

      В процессе урока идёт дальнейшее углубление материала при изучении ОВР – реакций (эта тема считается одной из самых сложных в курсе химии), закрепляются понятия кислота – неокислитель и кислота – окислитель, совершенствуются навыки и умения работы в группах при выполнении химического эксперимента. Методы контроля – взаимоконтроль и самоконтроль.

      Специфика данного урока заключается в том, что он, наряду с традиционными методами обучения, включает элементы педтехнологий и имеет мультимедийное сопровождение. В нем задействованы здоровьесберегающие технологии (учащиеся выполняют разные виды работ, сменяющие друг друга, экспериментальные опыты выполняются капельным методом. Все опыты,  протекающие с образованием экологически опасных веществ, демонстрируются на экране в виде клипов.

       Стержневой задачей на этом, как и на других уроках, было развитие интереса к предмету, активизация познавательной деятельности учащихся при изучении темы «Металлы».

      Решались и задачи воспитательного характера – взаимопомощь, самооценка, взаимоконтроль.

          Несмотря на достаточный объём материала, чёткая организация урока способствует успешной реализации поставленных задач.

         В уроке выдержаны логические этапы, характерные для данного типа урока, прослеживается связь между ними.

        Методы обучения словесно-наглядные, с использованием мультимедийного проектора и компьютера; применение последних  обеспечивает возможность  индивидуального общения с детьми на уроке и дифференцированной работе с ними.

    Базовый материал записан на слайдах. Практическая деятельность учащихся проявляется в виде самостоятельной работы: выполнения теста для самоконтроля, работы с учебником, поиска ответа на вопросы, выполнению небольшого эксперимента, работы у доски и в тетрадях.

       Благодаря оснащённости кабинета, быстро организуется подбор необходимых реактивов для организации опыта в случае непредвиденных обстоятельств.

     Учащиеся на уроке чувствуют себя комфортно, общаюсь с ними доброжелательно, корректно, с пониманием отношусь к их проблемам.

      В случае отказа техники можно сделать упор на самостоятельное добывание знаний с использованием учебника, увеличение объёма экспериментальной части.

      Поставленные задачи, в целом, удалось реализовать. Уровень активности был достаточно высокий.  В конце  занятия учащимся было предложено  выразить свое отношение к уроку. При проведении независимого опроса  все 100% детей дали положительную оценку.

                                 План-конспект урока по теме:

                        «Химические свойства металлов. Ряд активности».

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: мультимедийный

Цель урока: систематизировать сведения о химических свойствах  металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8,9 классов, подчеркнуть химическую функцию металлов как восстановителей.

     Задачи урока:

  •   развивать умения пользоваться опорными знаниями, закреплять умения и навыки выполнения химического эксперимента;
  •  развивать логическое мышление, умение анализировать увиденное;
  •  закреплять умения составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
  •  сформировать понимание практического значения металлов в жизни человека;
  •  Развивать познавательный интерес при выполнении теоретических и практических заданий.

Оборудование и реактивы: на столах учащихся: раствор соляной  кислоты (НCl),  CuSO4 (раствор), металлы:  цинк,медь, железо ( железные гвозди на ниточках), пробирки, штатив  для пробирок, емкость для слива.

На столе учителя: предметный столик, спички, спиртовка, вата, шп атель,асбестовая прокладка, порошок магния.

                                                Ход урока:

I.     Орг. момент (готовность учащихся к уроку) (1 мин.)

       Сообщение темы урока слайд №2.

II.   Проверка опорных знаний (10 мин.).

Вопросы классу:

  1. По каким свойствам мы узнаём простые вещества металлы (слайд № 2).
  2. Где находятся в ПСХЭ химические элементы металлы.
  3. Является ли деление элементов на металлы и неметаллы условным?

                        Почему?

2. Программированный опрос

 (учащимся предлагается тест из 5 вопросов (2 варианта)).

В тесте выделены ответы – верные и неверные. Приём пед. техники «Лови ошибку». 

Учащиеся записывают номера ответов в тетрадях.

 Приём пед. техники « Самопроверка».         слайд№3

 Объявление результатов: 5 правильных ответов – «5»

                                                 4 правильных ответа – «4»

                                                 3 правильных ответа – «3»

III.    Основная часть. (27 мин.- 30 мин.)

        Постановка цели урока. Актуальность изучения данной темы.

        Учитель: Мир вокруг нас – это совокупность физических и химических превращений веществ. Как ведут себя металлы в этом мире, с какими веществами они взаимодействуют и каким должно быть их практическое применение.

Примечание: результат работы учащихся – конспект, включающий схему-опору по определённым свойствам металлов и уравнения реакций в качестве примера.

1. Металлы – восстановители. слайд № 4       

Как же ведут себя простые вещества металлы при взаимодействии с неметаллами?

Демонстрационный опыт (учитель): горение Mg в кислороде.

Вопрос: Как вы можете объяснить этот опыт? Где подобный процесс мог применяться?

( В прошлом веке использовался фотографами для улучшения освещения)  

Ученик у доски: Составляет  уравнение реакции горения магния в кислороде,

 определяет окислитель и восстановитель.

2.Металлы и неметаллы слайд № 5       

Вопрос: Как называются продукты взаимодействия  металлов  с кислородом, галогенами, серой, азотом (учащиеся дают ответы, сверяют  их с записью на слайдах).

  слайд №6 ( видеоклип). Горение алюминия в броме.

Обсуждение: Приём пед. техники: «Представьте, что»… этот опыт проводится на вашем столе …» .

Ученик у доски: Составляет уравнения реакции взаимодействия алюминия с бромом Фиксирует признаков химической реакции, определяет окислитель и восстановитель.

 

3. Металлы и вода. слайд №7

   Приём пед. техники :  «Как вы думаете ?»… имеет ли смысл фраза, которую мы часто слышим в сказках: «К морю синему пошли и море синее зажгли?».

 слайд №8 Опыт:  «Активные металлы и вода».(видеоклип)

Ученик у доски: Составляет уравнения реакции взаимодействия  натрия с водой. Фиксирует признаки химической реакции, определяет окислитель и восстановитель.

     Составление уравнений взаимодействия с водой калия и лития (самостоятельно, в тетрадях. Проверяем устно.

 Анализируем  процессы:  Zn + H2O   → ; Fe + H2O  ;  Au + H2O   →;

4. Металлы и кислоты.

        В тетради записывают опору. слайд №9

Опыт выполняют учащиеся:  

         1 вариант -  Zn + HCl           |      Инструктаж

         2 вариант -  Cu + HCl           |       по ТБ.

    Учитель: контролирует правила ТБ при выполнении опытов, навыки и умения экспериментальной работы.

     Запись в тетрадях уравнений реакций, наблюдения

          Zn + HCl  → ZnCl2 + H2

          Cu + HCl → не идёт

слайд №10(1,2) (видеоклип), слайд №11. (видеоклип)

          Fe + HNO3 (разб.) → Fe(NO3)3 + H2O + NO

          Fe + HNO3  (конц.) → не идёт

          Hg + HNO3 (конц.) → Hg(NO3)2 + NO2 + H2O

 5. Металлы и соли. слайд №12(видеоклип)

 Учащиеся записывают: опору; уравнения реакций; наблюдения.

        Металл + Соль → Нов.Металл + Нов. Соль

 Опыт выполняют учащиеся: CuSO4 + Fe.  Учитель контролирует правила ТБ при выполнении опытов, навыки и умения экспериментальной работы.

 Уравнения: CuSO4 + Fe → FeSO4 + Cu

                          KCl + Na → (из учебника).

 Анализируем увиденное

IV.      Вывод по уроку:  слайд №13 (5 мин.)

   слайд №12Вопрос: исходя из химических свойств металлов можете ли вы сказать, какое практическое применение они находят.

Ответ: Металлы широко используются человеком в технике, медицине, различных отраслях промышленности, но при использовании надо учитывать их свойства: взаимодействие с кислородом, водой, различными солями.

Приём пед техники «Самооценка».       Учащиеся оценивают свою работу на уроке по результатам теста и своим ответам. Учитель корректирует  оценки и выставляет их в журнал.

V. Домашнее задание: слайд №14 § 36, Упр. № 2. (для всех). Наиболее активным учащимся предлагается работа по составлению кроссворда на тему:  « Металлы и сплавы .Способы получения металлов.»

                 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по химии "Расчеты по химическим уравнениям реакций"

Конспект урока по химии в 8 классе по учебнику И. И. Новошинский, Н.С. Новошинская...

Конспект урока по химии

Среда водных растворов электролитов...

Конспект урока по химии в 8 классе. Тема урока : «Приготовление растворов солей заданной концентрации»

Конспект урока по химии в 8 классе.Тема урока : «Приготовление растворов  солей заданной концентрации»...

План-конспект урока по химии 8 класс. Тема: «Предмет химии. Вещества и их физические свойства»

Создать условия для формирования у учащихся понятий «химия», «тело»,               «вещество»,  «свойства веществ»; научить р...

Конспект урока по химии для 8 класса Тема урока:: Химические свойства воды.

Тема  урока: « Химические свойства воды.  Этот урок разработан по ФГОС для 8 класса. Урок  изучения и закрепления новых знаний.  На уроке учащиеся закрепляют знания о физических св...

Конспект урока по химии для 8 класса Тема урока:: Химические свойства воды.

Тема  урока: « Химические свойства воды.  Этот урок разработан по ФГОС для 8 класса. Урок  изучения и закрепления новых знаний.  На уроке учащиеся закрепляют знания о физических св...