проектная деятельность по химии
проект по химии (8, 10 класс) на тему

Усова Наталья Валентиновна

Проекты, реализованные с учащимися 8,10 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор проекта

Фамилия, имя, отчество

Усова Наталья Валентиновна

Место работы

МОУ открытая (сменная) школа № 94

Должность

Учитель химии

e-mail

Название проекта

Вещества рядом с нами

 Краткая аннотация содержания материала    

Проект по теме: «Вещества рядом с нами» направлен на знакомство учеников с веществами, которые окружают человека в повседневной жизни.

Предмет

Химия

Тема

Соединения химических элементов

Классы

 8 классы

Продолжительность проекта

Краткосрочный

Тип проекта

Информационноый

Основа проекта  -  государственный образовательный стандарт по  химии                                

Тема из курса химии 8 класса «Соединения химических элементов»

Требования к результатам усвоения темы

овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент; 

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе ус химических знаний и проведения химического эксперимента; самостоятельного приобретения новых знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

воспитание убежденности в познаваемости химической составляющей картины мира; отношение к химии как к элементу общечеловеческой культуры 

применение полученных знаний и умений для химически грамотного использования вещ материалов, применяемых в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практи задач повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью чело окружающей среде.

Учебная цель проекта

Систематизировать  и расширить знания учащихся о неорганических веществах, используемых человеком, их применении в быту и народном хозяйстве.

Задачи проекта

Формирование предметных (усвоение темы), информационных (умений ориентироваться в различных источниках, понимать и сортировать информацию с точки зрения ее важности, сохранять и передавать ее), методологических (умение понять цель и организовать ее достижение), коммуникативных (умений взаимодействовать с другими людьми, выполнять различные роли) компетенций

Воспитание бережного отношения к своему здоровью, к здоровью окружающих людей.

Ожидаемые результаты обучения

После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:

  • личностные: умение наблюдать, описывать свои наблюдения, анализировать систематизировать.
  • метапредметные: умение работать в команде, выполнять самооценку и взаимопроверку выполненных исследований, использовать современные информационные технологи организации взаимодействия в ходе проектной деятельности.

  • предметные: называть изученные вещества, характеризовать физические свойства веществ, определять принадлежность веществ к определённому классу соединений, использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, школе лаборатории и в быту.

Основополагающий вопрос

Что нас окружает?

Проблемные вопросы:

1.Откуда взялись названия изучаемых веществ?

2.Как вы и члены вашей семьи в течение  дня соприкасаетесь

изучаемыми веществами?

3.Каково значение (положительное и отрицательное) изучаемых веществ

в природе и жизни человека?

4.Благодаря каким свойствам изучаемые вещества нашли ш

распространение в природе и используются человеком?

Учебные вопросы:

Вещества: H2O, CO2, CaO, NH3, NaOH, KOH, HCl, H2SO4, HNO3,

NaCl, Ca3(PO4)2

1.Как называются перечисленные вещества?

2.К какому классу соединений относятся перечисленные вещества?

3.Каковы физические свойства перечисленных веществ?

4.Где перечисленные вещества встречаются в природе?

5.Какие из перечисленных веществ опасны?

6. Какие правила техники безопасности нужно соблюдать при кон

этими веществами?

дения о проекте

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

Знание первоначальных химических понятий.

Пользовательские навыки работы на ПК (текстовый, табличный, графический редакторы, создание презентаций, публикаций),

Умения работы с различными источниками информации, поиска информации в Интернете

Учебные мероприятия

1 этап: проект начинается с обсуждения с учащимися вопросов по теме проекта (для этого используется презентация учителя). Для учеников учитель предлагает буклет, объясняющий использование проектной методики при изучении данной темы, и содержащий проблемные вопрос на которые ученики будут искать ответы.

Учащиеся делятся на 4 группы. Перед каждой группой ставится проблемный вопрос. Ученики обдумывают план проведения исследований, выбирают исследовательские методы, форм представления результатов. Ученики знакомятся с критериями оценивания их работ.

Перед началом проведения исследований необходимо обсудить с учениками, как найти источники достоверной информации по теме исследования и использовать их, соблюдая авторские права. Учитель рекомендует список ресурсов по теме проекта.

Обсуждение с каждой группой учащихся целей и планов проведения исследований. Ученики распределяют обязанности в группе, проводят поиск информации по теме проекта.

2 этап: учащиеся проводят исследования, уточняются критерии оценивания ученических работ, проводит их корректировка. Учитель консультирует группы, оказывает помощь в анализе полученных результатов. Ученикам предлагаются творческие задания по теме проекта.

3 этап: учащиеся оформляют результаты исследований, готовятся к итоговой конференции.. Учащиеся защищают свои работы, отвечают на проблемные и основополагающий вопросы.

Рефлексия работы над проектом осуществляется через размышление о том, что удалось и не удало сделать в данном проекте, какие вопросы необходимо обсудить, или раскрыть в будущих работах. Ученики заполняют итоговую анкету, листы самооценки навыков сотрудничества и успешности работы групп в проекте.

В работе над проектом ученики выполняют доступные для себя, чет определенные задачи на основе продуманного алгоритма действий. Они имеют возможность воспользоваться помощью других участников группы, проконсультироваться с учителем. Такие ученики должны почувствовать свою значимость в общем деле, почувствовать что они могут быть успешными.



Предварительный просмотр:

Визитная карточка проекта по теме: «Углеводы глазами химика и биолога»

Автор проекта

Фамилия, имя, отчество

Усова Наталья Валентиновна

Место работы

МОУ открытая (сменная) школа № 94

Должность

Учитель химии

e-mail

Название проекта

Углеводы глазами химика и биолога

 Краткая аннотация содержания материала    

Учебная цель: систематизировать и расширить знания учащихся об углеводах, их заменителях, о роли углеводов в обмене веществ в организме, о сбалансированном питании.

Задачи проекта: формирование информационных, исследовательских, коммуникативных  компетенций.

Учащиеся разделяются  на проблемные группы: биологи, химики, диетологи, психологи, социологи.

Благодаря проектной технологии как формы организации деятельностного подхода при изучении данной темы создаются условия для формирования  компетенции личностного самосовершенствования учащихся, заботы о собственном здоровье. Работа над проектом позволяет превратить образовательный процесс в результативную, созидательную работу

Предмет

Химия

Тема

Углеводы

Классы

10 классы

Продолжительность проекта

Краткосрочный

Тип проекта

Информационно-исследовательский

Основа проекта  -  государственный образовательный стандарт по  химии                                

Тема из курса химии 10 кл: Углеводы

Требования к результатам усвоения темы

Знать: состав, классификацию, получение  и применение углеводов, их биологическую роль и функции

Уметь: определять простые и сложные углеводы, характеризовать их строение и свойства, обьяснять зависимость свойств от строения, использовать информацию для оценки влияния различных углеводов на здоровье человека.

Учебная цель проекта

Систематизировать  и расширить знания учащихся об углеводах, их заменителях, о роли углеводов в обмене веществ в организме, о сбалансированном питании

Задачи проекта

Формирование предметных (усвоение темы), информационных (умений ориентироваться в различных источниках, понимать и сортировать информацию с точки зрения ее важности, сохранять и передавать ее), методологических (умение понять цель и организовать ее достижение),  исследовательских (ставить проблему и находить пути  ее решения, отыскивать причины явлений, делать выводы и обобщения), коммуникативных (умений взаимодействовать с другими людьми, выполнять различные роли) компетенций;

Воспитание бережного отношения к своему здоровью, к здоровью окружающих людей.

Ожидаемые результаты обучения

После завершения проекта учащиеся смогут:

  • Как связаны строение, свойства с биологическим значением углеводов
  • Выяснять насколько употребляемые углеводы являются полезными для  здоровья;
  • Оценивать пользу простых и сложных углеводов;
  • Определять суточную норму употребления углеводов;
  • Рассказывать о необходимости соблюдения принципов рационального питания в сохранении здоровья,
  • Применять пословицы и поговорки для оценки питания;
  • Получить навыки публичного выступления и умения отстаивать свою позицию;
  • Использовать компьютеры для создания презентаций выступления

Основополагающий вопрос

Углеводы…да или нет?

Проблемные вопросы:

  • Химики

  • Биологи

  • Диетологи
  • Психологи
  • Социологи

Как химический состав и особенности строения углеводов отражается на их свойствах?

Как избыточное употребление сладкого влияет на обмен углеводов и здоровье человека? Какие заболевания возникают в организме при недостатке и избытке углеводов

Все ли углеводы полезны человеку?

Как влияет сладкое на характер, настроение, фигуру?

Как вы относитесь к углеводам?

 

Учебные вопросы:

Как классифицируют углеводы?

Каков состав строение и свойства углеводов?

Какую роль и функции выполняют углеводы в обмене веществ?

Как углеводы влияют на здоровье человека?

Этапы работы над проектом:

На начальном этапе проводится беседа с учащимися с целью выявления имеющихся знаний об углеводах, о проблемах здоровья возникающих при чрезмерном употреблении углеводов, Выясняется, знают ли ребята принципы питания и необходимости  их выполнения для сохранения здоровья. Выявляется проблема: как влияет уизбыток углеводов на человека? Среди учащихся формируются тематические группы с учетом интересов и способностей учащихся, организуется групповое обсуждение возникших вопросов, выдвижение гипотез, распределяются роли, обсуждается стратегия исследования, способы поиска информации, методы исследования и возможности оформления результатов, составляется план деятельности.

Основной этап работы над проектом: происходит сбор  информации в учебной и дополнительной литературе (справочниках, энциклопедиях, из журналов и газет), в Интернете; консультации с учителем. Готовится текстовый, иллюстративный материал, таблицы, диаграммы в электронном виде.  Обсуждается собранная информация, делаются выводы, которые будут ответом на проблемный вопрос, оформляются результаты проектной деятельности  в виде презентации, готовятся выступления групп к открытой защите.

Заключительный этап – защита проекта осуществляется на последнем уроке темы: «Углеводы , в ходе которой каждая группа представляет свою часть презентации, отвечает на вопросы.

 Химики подготовили информацию об углеводах – их составе, классификации, нахождении в природе, строении, свойствах и применении и пришли к выводу о взаимосвязи между составом, строением и свойствами углеводов, свойствами и применением углеводов.

Биологи рассказали о роли углеводов в обмене веществ, их функциях, о превращении углеводов  в организме человека, дали информацию о вкусовом рецепторе, о зонах языка воспринимающих сладкий вкус, познакомили с профессией дегустатора и пришли к выводу, что  углеводы преимущественно являются поставщиками энергии, играют важную роль в питании, поэтому как избыточное употребление, так и недостаток углеводов может привести к проблемам со здоровьем.

Диетологи попытались раскрыть причины избыточного веса, рассказали о влиянии сладостей на организм человека, познакомили с полезными и вредными углеводами диетическими сладостями, заменителями сахара, привели примеры диетических блюд, содержащих углеводы, дали полезные советы и пришли к выводу, что любители «сладкой жизни» кроме избыточного веса  рискуют получить много других неприятностей.

Психологи рассказали о том, почему во время депрессии люди употребляют сладкое, дали информацию о эндорфинах – гормонах «удовольствия», серотонине – гормоне «счастья», дали объяснение, почему шоколад улучшает настроение,  ответили на вопрос как тяга к шоколаду во время депрессии  влияет на тип личности и пришли к выводу, что сладкое  улучшает настроение, уменьшает тревогу и раздражительность, способствует повышению аппетита, увеличению веса, вводит в состояние лени.

По окончании проекта происходит анализ проделанной работы, обсуждается что получилось, а что нет и почему. Дается оценка проделанной работы

 



Предварительный просмотр:

Визитная карточка проекта

Автор проекта

Фамилия, имя отчество

Усова Наталья Валентиновна

Ярославская область

Регион

Населенный пункт, в котором

Город Ярославль

находится школа/ОУ

Номер

и/или

название

Открытая (сменная) школа № 94

школы/ОУ

Описание проекта

Название темы учебного проекта

Что мы знаем о лекарствах

Краткое содержание проекта

Уроки химии, которые позволят ребятам узнать об «историческом пути» лекарственных средств, познакомиться с учеными которые оказали влияние на становление лекарственной медицины, рассмотрят основные лекарственные средства и их лечебное действие, научатся грамотно их использовать.

Предмет

Химия

Класс

10

Продолжительность проекта

краткосрочный

Основа проекта

Образовательные стандарты

  • применение полученных знаний и умений для химически грамотного использования веществ и материалов, применяемых в быту, решения практических задач повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;

  • воспитание убежденности в познаваемости химической составляющей картины мира; отношения к химии как к элементу общечеловеческой культуры;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе усвоения химических знаний ; самостоятельного приобретения новых знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • развитие бытовой химической грамотности: умение читать маркировку изделий пищевой, фармацевтической и легкой промышленности, соблюдение инструкций по применению приобретенных товаров.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту.

Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание чувства уважения к отечественным и зарубежным ученым, социальной ответственности, креативности и любознательности;

  • развитие критического мышления, образного и аналитического мышления, творческого воображения, умения ставить и решать проблемы, направленность на саморазвитие, межличностного взаимодействия , развитие устной и письменной речи учащихся.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий        Что нужно знать о лекарственных препаратах?

вопрос

Проблемные

Нужно ли знать что такое лекарства?

вопросы    учебной

Всегда  ли  мы  грамотно  используем  лекарственные    средства

темы

медицины?

  1. Расскажите об истории лекарственных средств

  1. Назовите людей, оказавших наибольшее влияние на становление лекарственной медицины

  1. Что такое галеновы препараты? Назовите примеры.

  1. В чем отличие химиотерапии от фармакотерапии? Подтвердите ответ примерами.

  1. На какие группы делят антибиотики по их противомикробному действию?

Учебные вопросы

6)

На чем основаны лечебные действия антибиотиков? Каковы

возможные  побочные  действия  неграмотного  применения

этих препаратов?

7)  В   чем

заключается   принципиальная   разница   действия

наркотических и ненаркотических анальгетиков?

8)  Перечислите

факторы,  влияющие  на  лечебное  действие

лекарств. В чем причины этого влияния?

9)

Можно ли часто использовать лекарственные препараты и

почему?

План оценивания

График оценивания

До

работы

над

Ученики

работают

После

завершения

работы

над

над

проектом

и

проектом

проектом

выполняют задания

Проведение

1.Оформление

Обсуждение, высказывание мнений на

анкеты  для  учеников

обобщающем   уроке

по

подведению

вводного

школы

итогов;

анкетирование

учеников

по

анкетирования по

данной теме.

теме - «Что мы знаем

2.Работа   в

группах


о лекарствах?», среди

над

проблемными

учащихся

вопросами,

ведение

(выявления уровня

листа самоконтроля.

знаний по данной

3.Выполнение

теме), обозначение

презентаций

для

интересующих,

защиты

изучаемой

значимых вопросов.

проблемы

Описание методов оценивания

В деятельности, ориентированной на учащихся, учитель оценивают учеников, ученики оценивают друг друга, но в конечном счете ученики оценивают себя. Когда учащиеся оценивают собственный прогресс в мышлении и продукт, который они создали, они делают больше, чем просто находят свои ошибки. Они усваивают стандарты, по которым их результаты будут оцениваться. Эта возможность позволяет им подумать о качестве их работы и развитии в рамках конкретного проекта и затем модифицировать стратегии обучения для того, чтобы учиться максимально эффективно.

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки, ранее изученный базисный и дополнительный материал.

При подготовке к проекту, учащимся необходимо умение правильно работать с электронными носителями, энциклопедиями, учебной и дополнительной литературой, использование ресурсов интернет.

Учебные мероприятия

1 этап

  1. Составление вопросов анкеты учащимися на тему «Что мы знаем о лекарствах?»;

  1. Проведение анкетирования среди желающих учеников;

  1. Обработка результатов; подведение итогов

2 этап

  1. Разделение участников на группы, обозначение основных проблемных вопросов;

  1. Работа учеников по заданным темам, использование дополнительных источников, интернета, всевозможной литературы;

  1. Обработка полученной информации, подготовка презентаций;
  1. этап

  1. Зашита презентаций;

  1. Обсуждение, высказывание мнений;

  1. Анкетирование учеников по данной теме.

Материалы для дифференцированного обучения

Ученик

с

Бумажная технология рабочей среды обучения. Ведение записей в

тетради, работа с учебной литературой по химии, предусмотренной

проблемами

для  10  класса  и  соответствующей  базисному  уровню  учебной

усвоения

учебного

программы. Предоставление устных ответов по заданной проблеме.

материала


Использование   ресурсов   интернет   и   компьютеров,   работа   с

различными сайтами. Разработка папок по вопросам, возникающих

по  ходу  работы  с  данной  проблемой.  Развитие  способностей  по

Ученик с положительным усвоением материала

самостоятельному  поиску  информации,  логического  мышления.

Объединение в группы развивает межличностное взаимодействие,

общение,  социальную  ответственность.  Подготовка  слайд-шоу,

выполнение    итогового    теста    на    понимание    значимости

основополагающего вопроса.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии – оборудование (отметьте нужные пункты)

Фотоаппарат, лазерный диск, компьютер(-ы), принтер, цифровая камера, проекционная система, DVD-проигрыватель, сканер, телевизор.

Технологии – программное обеспечение (отметьте нужные пункты)

СУБД/электронные таблицы, программы обработки изображений, программы разработки веб-сайтов, настольная издательская система, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM

Материалы

на

Учебники  по

литературе,  методические  пособия,

хрестоматии  в

которых описывается жизнь и работы великих ученых , справочный

печатной основе

материал, энциклопедии т.д.

Другие

Лекарственные

препараты,

необходимое

лабораторное

принадлежности

оборудование, мультимедийные системы.

Интернет-ресурсы

Список веб-адресов, необходимых для проведения проекта

Другие ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа к элективному курсу по химии 10-11 класс "Основы проектной деятельности на урокай химии"

Элективный курс «Основы проектно-исследовательской деятельности» является одной из составных частей системы подготовки учащихся 10 – 11 классов к олимпиаде, успешной сдачи ЕГЭ. а также может использов...

Методический проект "Проектная деятельность как средство активизации познавательной деятельности учащихся при изучении химии"

Методические рекомендации по созданию учебных проетов. Как написать проект, каковы  цели, написать библиографический список,  каковы требования к созданию презентаций?...

Проектная деятельность в преподавании химии и во внеурочной деятельности

Автор статьи делится опытом реализации метода проектов в урочной и внеурочной деятельности с учетом основных положений технологии проектного обучения....

Обобщение опыта работы учителя химии по теме "«Проектная деятельность на уроках химии»

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы предоставить возможность всем, без исключения, учащимся проявить свои таланты, творческий потенциал и реализовать свои личные планы.Наиболее...

Факультатив по химии 10 класс. Проектно-исследовательская деятельность по химии

Факультатив по химии 10 класс«Проектно-исследовательская деятельность по химии»/1 час в неделю, 35 часов в год/Рассчитан  на 35 часов и является не только логическим продолжением прог...

Справка о выступлении на РМО учителей биологии-химии по теме «Исследовательско-проектная деятельность на уроках химии»

Справка о выступлении на РМО учителей биологии-химии по теме «Исследовательско-проектная деятельность на уроках химии»...