Программа и календарно-тематическое планирование по ОБЖ. 8 класс
рабочая программа по химии (8 класс) на тему

Гаврилова Светлана Викторовна

Программа и планирование составлено на основе " Программа. Основы безопасности жизнедеятельности: 7-9 классы" автор - Виноградова Н. Ф, Смирнов Д. В. - М.: Вентана-Граф,  2014. структура и содержание программы соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp-obzh-vinogradova-7-9_ya.docx60.8 КБ
Файл ktp-obzh-8-fgos-vinogradova.docx36.1 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 7-9  класса разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной охране», «О гражданской обороне» и Постановления Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций». На основе Федерального государственного образовательного стандарта  по основами безопасности жизнедеятельности. При разработке программы были учтены требования, отраженные в Концепции государственных стандартов общего образования второго поколения и с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе.

Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса в 7-9  классе, «Основ безопасности жизнедеятельности» в течение 34 часов учебного времени в год. Минимальное количество учебных часов в неделю – 1 час.

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения культуры безопасности жизнедеятельности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде – природной, техногенной и социальной.

Структурно программа курса состоит из трех основных разделов: безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний, основы здорового образа жизни. Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России, а современную школу стали называть «школой болезней».

Изучение курса, позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.

Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности и культура здоровья» направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на:

- улучшение собственного физического и психического здоровья;

- отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;

- нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;

- сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;

- адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной

на выздоровление.

Изучение тематики данной учебной программы направлено решение следующих целей:

· формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества

· выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;

· формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

Изучение тематики данной учебной программы направлено достижение следующих задач: 

- усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях;

- о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;

- о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

- об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

- о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

-  развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

- развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления

Логическим продолжением курса является внеурочная работа, которая включает в себя мероприятия направленные на формирование навыков безопасного поведения и навыков здорового образа жизни, проведение тренировочных эвакуаций по различным вводным.

Методы и формы обучения:

Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перспективные (словесные, наглядные, практические): рассказ, лекция, беседа, круглый стол, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры. Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации). Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание) Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.. Контроля и самоконтроля (устный, письменный).

Стимулирования и мотивации. Самостоятельной учебной деятельности.

Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.

Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.

Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.

Виды и формы контроля:

Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.

Содержание учебной программы

«Основы безопасности жизнедеятельности»

7 класс (30 часов + 4 часа резерв)

Раздел № 1.  Введение. Цели предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (2 часа)

Проблема здорового образа жизни. Как её решали в древности. Окружающая среда и безопасность. Какие знания и умения приобретают при изучении ОБЖ. Расширение кругозора. Физическое воспитание в Спарте.

Планируемые результаты обучения:

Предметные –

учащийся должен: 

- применять полученные знания на практике,

- иметь научный тип мышления и интеллектуальную деятельность на основе полученных знаний; основные понятия и научную терминологию;

- использовать методы познания и исследования, принятых в данной науке;  

- сформировать современную культуру  безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

- сформировать  убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

- понимать  личную  и общественную  значимость современной культуры безопасности жизнедеятельности;

Метапредметные –

 учащийся должен уметь:

анализировать ситуацию, влияющую положительно и отрицательно на самочувствие и здоровье человека;

- сравнивать примеры опасного и безопасного поведения;

- планировать и организовывать свою жизнь и деятельность с учётом безопасности;

- обобщать изученный материал, формулировать выводы о возможных причинах возникновения опасных ситуаций

Раздел № 2. Здоровый образ жизни. Что это? (13 часов)

 Зависит ли здоровье от образа жизни? Физическое здоровье человека (4 часа)

Что такое здоровый образ жизни. Слагаемые здоровья. Что такое физическое здоровье. Значение физической культуры для здоровья человека. Хорошее физическое состояние обеспечивает здоровье и эмоциональное благополучие человека. Закаливание как способ тренировки организма. Правила личной гигиены. Расширение кругозора. Русская баня и здоровье; польза закаливания

Планируемые результаты обучения:

Предметные -

учащийся должен: 

- сформировать установку  на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курения и нанесение иного вреда здоровью;

Метапредметные –

 учащийся должен уметь:

- ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя;

-  работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; участвовать в совместной деятельности;

- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми; оценивать работу одноклассников; выделять главное, существенные признаки понятий; определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов; сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

-  высказывать суждения, подтверждая их фактами; классифицировать информацию по заданным признакам;

- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

- работать с текстом и нетекстовыми компонентами; классифицировать информацию; создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д.

Правильное питание (3 часа)

Правила рационального питания, соблюдение которых позволяет поддерживать здоровье. Белки — строительный материал для организма; углеводы и жиры — источник энергии для организма. Продукты питания как экологический фактор. Питание и болезни. Диета. Расширение кругозора. Чемпион среди круп по содержанию белков. Благотворное воздействие зелёного чая

Психическое здоровье человека (2 часа)

Психическое здоровье — эмоциональное благополучие человека. Способность управлять эмоциями, спокойно решать возникающие проблемы. Использование релаксационных упражнений как средства регулирования своего эмоционального состояния, развитие способности «властвовать собой». Воздействие шумов на организм человека. Компьютер и здоровье. Информационная безопасность

Социальное здоровье человека (2 часа)

Человек — социальное существо, член общества. Социальная среда — обязательное условие развития человека. Отношения с окружающими людьми — показатель социального здоровья человека. Общение — ценная деятельность человека. Учение — социально важная деятельность, обеспечивающая прогресс общества. Круг интересов человека. Фанаты и поклонники. Расширение кругозора. Дети-маугли

Репродуктивное здоровье подростков и его охрана (2 часа)

Репродуктивное здоровье — способность человека к воспроизведению. Половое созревание — особенность подросткового и юношеского возраста. Подготовка организма к деторождению. Чистота тела — одно из условий репродуктивного здоровья. Риски старшего подросткового возраста

Раздел № 3. Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни (15 часов)

Как вести себя при пожаре. Чрезвычайные ситуации в быту (9 часов)

Пожар — чрезвычайная ситуация. Причины пожаров. Поражающие факторы пожара. Правила пожарной безопасности. Безопасность во время праздничных фейерверков. Организация эвакуации из горящего здания. Средства пожаротушения. Помощь при ожогах.

Залив жилища. Причины заливов помещений. Правила поведения при заливах. Электричество при неправильном использовании может быть опасным. Правила пользования электроприборами. Оценка обстановки при электротравмах, первая помощь.

Правила пользования газовыми приборами. Первая помощь при отравлении бытовым газом. Правила безопасности при пользовании бытовой химией

Разумная предосторожность. Опасные игры (6 часов)

Досуг в городе; каких мест лучше избегать. Как вести себя на улице. Меры предосторожности в лифте и на лестнице. Правила поведения при нападении. Подручные средства самообороны.

Места, где играть запрещено. Опасности, которые скрывает карьер. Экстрим в игре и спорте. Неразорвавшиеся боеприпасы.

Расширение кругозора. Уголовный кодекс РФ о проникновении в чужое жилище

Планируемые результаты обучения:

Предметные -

учащийся должен:

- знать  основные опасные и чрезвычайные ситуации  природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;

- знать  и уметь  применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

- уметь  оказать первую помощь пострадавшим;

- уметь  предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

- уметь  принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Метапредметные –

 учащийся должен уметь: 

- самостоятельно определять цели своего обучения,

- ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности;

- самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,  определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

Раздел № 4. Резерв. Проектная деятельность (4 часа)

8 класс (30 часов + 4 часа резерв)

Раздел № 1. Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе (7 часов)

Ядовитые растения нашей местности,  их влияния на здоровье человека. Правила сбора грибов, которые помогут избежать отравления. Поведение в лесу при встречах с опасными животными. Гроза в лесу.

Водоём зимой и летом. Причины возникновения опасных ситуаций на воде. Действия в неожиданных ситуациях. Выполнение правил поведения при купании. Умения отдыхать на воде. Правила катания на лодке. Помощь утопающему. Приёмы проведения искусственного дыхания. Правила поведения на льду.

Расширение кругозора. Ядовитые растения, мифы о грибах, опасные земноводные.

Планируемые результаты обучения:

Предметные –

учащийся должен уметь: 

- определять ядовитые растения нашей местности, особенности их влияния на здоровье человека;

 - действовать в неожиданных ситуациях, выполнять правила поведения при купании, уметь отдыхать на воде, отработать умение оценивать  обстановку и навыки проведения необходимых действий для спасения тонущего человека(снятие стресса, буксировка с захватом, проведение  искусственного дыхания).

учащийся должен знать:

-  правила сбора грибов, которые помогут избежать отравления; действовать во время грозы;

 - правила поведения в лесу при встречах с опасными животными;

 -  причины возникновения опасных ситуаций на воде;

 -  правила катания на лодке,  правила поведения на льду;

 - приёмы проведения искусственного дыхания.

Метапредметные –

 учащийся должен уметь: 

- анализировать ситуацию, влияющую положительно и отрицательно на самочувствие и здоровье человека;

- сравнивать примеры опасного и безопасного поведения; планировать и организовывать свою жизнь и деятельность с учётом безопасности;

- обобщать изученный материал, формулировать выводы о возможных причинах возникновения опасных ситуаций

Раздел 2.  Современный транспорт и безопасность (9 часов)

Транспорт в современном мире. Виды транспортных средств. Негативное воздействие транспорта на природу.

Чрезвычайные ситуации на дорогах. Причины и последствия дорожно-транспортных происшествий, поведение их участников, помощь пострадавшим.

Метро — транспорт повышенной опасности. Возможные опасные ситуации, связанные с метро.

Транспорт в современном мире. Виды транспортных средств. Негативное воздействие транспорта на природу.

Чрезвычайные ситуации на дорогах. Причины и последствия дорожно-транспортных происшествий, поведение их участников, помощь пострадавшим.

Метро — транспорт повышенной опасности. Возможные опасные ситуации, связанные с метро. Правила поведения в метро.

Правила поведения пассажиров на борту авиалайнера. Нестандартные ситуации во время полёта.
Меры предосторожности при ухудшении самочувствия во время
полёта.

Особенность железнодорожного транспорта. Правила поведения при крушении поезда, при возникновении в вагоне пожара.

Расширение кругозора. Экологически безопасный транспорт, ремни безопасности, наказания за нарушения правил безопасного полёта.

Планируемые результаты обучения:

Предметные -

учащийся должен иметь: 

- представление о экологически безопасном транспорте, о видах топлива для автомобилей;

- представление, что метро, является транспортом повышенной опасности;

- представление о новом экстремальном виде развлечения – зацепинге      

учащийся должен знать: 

- характеристику автомобилей на природном газе и водородном топливе, электромобилей, гибридных автомобилей;

- правила поведения во время дорожно-транспортных происшествий,

- номера телефонов экстренных служб (службы спасения, полиции, единый номер экстренной  службы своего региона);

- правила поведения в метро и на борту авиалайнеров и перед полётом;        

учащийся должен уметь: 

- определять негативное воздействие транспорта на природу и здоровье человека, а также определять основные направления повышения безопасности  автомобиля;

- оценивать обстановку ДТП, по возможности принять участие в оказании первой помощи пострадавшим (определять место полученной травмы, останавливать кровотечение, накладывать повязки, ставить шины, облегчать состояние больного при ожогах);

- вести себя при возникновении опасных ситуаций, поэтому важна психологическая готовность к встрече с опасностью, сдержанность и спокойствие, чёткое выполнение всех требований стюардессы

Метапредметные –

 учащийся должен уметь: 

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

- планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; - работать в соответствии с предложенным планом; участвовать в совместной деятельности;

- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми; оценивать работу одноклассников;

- выделять главное, существенные признаки понятий; определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов; сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным практическое занятие критериям;

- высказывать суждения, подтверждая их фактами;

- классифицировать информацию по заданным признакам; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

- работать с текстом и нетекстовыми компонентами; классифицировать информацию; создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д.

Раздел 3. Безопасный туризм (14 часов)

Виды активного туризма: пеший, водный, лыжный, горный, конный, парусный, вело-, спелео-, авто-, мото- и другие опасности, подстерегающие туриста. Обязанности туриста в туристской группе. Зависимость безопасности в туристском походе от подготовленности каждого туриста и всей туристской группы. Объективные трудности турпохода. Субъективные трудности турпохода.

Движение по туристскому маршруту. Правила безопасности в туристском походе. Преодоление естественных препятствий. Рациональное распределение группового снаряжения между участниками похода. Требования к составлению графика движения туристской группы. Туризм и экология окружающей среды. Обеспечение безопасности при переправах через реки. Способы переправы через водотоки (реки): «вброд», «на плавсредствах», «над водой», «вплавь», «по льду». Алгоритм проведения разведки перед преодолением естественного препятствия. Распределение ролей между участниками похода при организации переправ.

Если турист отстал от группы… Алгоритм (правила) обеспечения собственной безопасности туриста, который оказался в лесу один (отстал от группы). Состав индивидуального аварийного набора туриста. Действия туристской группы в ЧС по организации поиска туриста, отставшего от группы. Основные правила безопасности при выборе места для организации бивуака туристской группы. Требования безопасности к бивуаку туристской группы при организации вынужденной остановки на ночлег. Типы костров, используемых в туризме, и их назначение. Правила разведения костров.

Подготовка к водному туристскому походу. Правила безопасного поведения в водном походе. Требования к специальному личному туристскому снаряжению в водном походе. Правила безопасности в путешествиях с использованием плавсредств.

Узлы в туристском походе. Функции, свойства и особенности узлов,
используемых туристами в путешествиях. Требования к узлам, продиктованные практикой их применения в походных условиях. Положительные качества и недостатки разных видов узлов, используемых в походах.

Расширение кругозора. Требования к подбору рюкзака для туристского похода

Планируемые результаты обучения:

Предметные -

учащийся должен иметь: 

- представление о понятиях «туризм» и «безопасный туризм»;

- представление о безопасных переправах через естественные водоёмы;

- представление о функциях, свойствах и особенностях узлов, используемых туристами в путешествиях

учащийся должен знать: 

- виды активного туризма, обязанности туриста в туристической группе;

- естественные препятствия в различных видах туризма и их характеристика, объективные и субъективные  трудности турпохода;

- требования к подбору рюкзака для совершения похода;

- правила переправы через замёрзшие реки и водоёмы; организация бивуака туристической группы;

- типы костров, используемых в турпоходе, и их назначение, правила разведения костров          

учащийся должен уметь: 

- обеспечить безопасность в туристических походах;

  - составлять и выполнять график движения туристической группы;

  - составлять алгоритм проведения разведки перед преодолением естественного препятствия, распределять роли между участниками похода при организации переправ;  

- действовать в условиях, если турист оказался в лесу один (отстал от группы), а также учащиеся должны уметь составить план по организации поиска туриста, отставшего от группы

Метапредметные –

 учащийся должен уметь: 

- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности;

- самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,  определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

9 класс (30 часов + 4 часа резерв)

Раздел №1. Когда человек сам себе враг (7 часов)

Почему курят подростки? Чем опасен сигаретный дым? Влияние курения на растущий организм.

Алкоголь и здоровье. Отношение школьников к употреблению спиртных напитков. Воздействие алкоголя на организм человека. Психологическая готовность к неприятию алкоголя. Первая помощь при отравлении алкоголем.

Что такое наркотики и наркомания? Воздействие наркотиков на организм человека. Токсикомания

Раздел №2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, их классификация и характеристика (15 часов)

Определение чрезвычайной ситуации. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Классификация чрезвычайных ситуаций. Система оповещения. Общие правила эвакуации.

Что такое землетрясение. Степень воздействия сейсмических волн. Прогнозирование землетрясений. Признаки землетрясения. Правила поведения во время землетрясения. Извержение вулкана — грозное стихийное явление. Признаки начала извержения. Поведение во время извержения вулкана.

Что такое сели и оползни. Причины их образования. Поведение при угрозе схода селей, снежных лавин и оползней.

Что такое ураганы, бури, смерчи, цунами, чем они опасны. Поведение при угрозе их приближения.

Причины возникновения наводнений. Меры по предупреждению последствий наводнений. Эвакуация перед наводнением и во время его. Действия перед наводнением и при наводнении.

Природные пожары, их причины.  Виды лесных пожаров. Действия при лесном пожаре.

Причины и виды техногенных ЧС. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. Аварии с утечкой химических и радиоактивных веществ. Аварии на гидродинамических объектах. Правила поведения при авариях различного вида

Раздел №3. Противодействие экстремизму и терроризму (7 часов)

Что такое экстремизм и терроризм. Правила поведения во время взрыва и после него. Взятие в заложники и правила поведения в этом случае.

Государственная политика противодействия экстремизму и терроризму в России. Законодательство России о противодействии экстремизму и терроризму. Особенности проведения спецопераций

Раздел №4. Национальная безопасность Российской Федерации (1 час)

Что такое национальная безопасность Российской Федерации. Условия обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации

Результаты изучения учебного материала

Ученик должен знать:

потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях; соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах; правила поведения населения при авариях; классификация АХОВ по характеру воздействия на человека; организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах.

Ученик должен уметь:

предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам; принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций; действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:

– обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

— подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных;

— оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

— выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

Учебники и УМК

а) учебники в печатной и электронной форме -  Основы безопасности жизнедеятельности. 7–9 классы. Учебник для

общеобразовательных организаций. Н.Ф. Виноградова, Д.В. Смирнов, Л.В. Сидоренко, А.Б. Таранин 2014 г. «Вентана-Граф»  (Все учебники в 2011 г. успешно прошли экспертизу в РАН и РАО).

б) методические пособия

 Основы безопасности жизнедеятельности. 7–9 классы. Методическое пособие для учителя. Н.Ф. Виноградова.

в) электронные приложения к учебникам

 Основы безопасности жизнедеятельности. 7–9 классы. Электронное приложение к учебнику для общеобразовательных организаций. К.Г. Вегенер.

г) учебная программа - Рабочая программа составлена на основании комплексной программы по «Основам безопасности жизнедеятельности для 7-9 классов»: под редакцией Виноградовой Н.Ф., Смирнова Д.В,, Сидоренко Л.В., Таранина А.Б. соответствующей федеральному Государственного образовательного стандарта основного общего образования Издательство: «Вентана- Граф»(2014 г.)

Представленная на экспертизу завершенная предметная линия учебников ОБЖ для 5–9 классов общеобразовательных организаций разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной

образовательной программы основного общего образования, которые содержатся в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (2010). Основными критериями отбора и включения материала в содержание учебников явилось выполнение требований ФГОС по формированию личностных, метапредметных, предметных результатов.

В задачи учебников линии входит развитие способности анализировать свое физическое и психическое состояние, ориентироваться в окружающем мире, оценивать происходящие явления и правильно реагировать на них, способности к рефлексивным действиям, желания и умения укреплять свое здоровье, вести правильный образ жизни, противодействовать дурным привычкам. В учебниках представлена система специальных заданий, в процессе выполнения которых учащийся контролирует, проверяет и оценивает свои действия, качества, поступки, состояния (рубрики «Знаешь ли ты себя», «Оцени себя», «Проверь себя»). Это небольшие анкеты, опросники, тесты, упражнения на сравнение ситуаций, учитывающих разные

точки зрения.

Например, учащийся выбирает один из ответов на вопрос и объясняет

свой выбор:

1. Часто ли ты болеешь?

У меня все время что-то болит.

Раз в три-четыре месяца.

Один-два раза в год.

2. Как ты оцениваешь свое здоровье?

Отличное.

Среднее.

Плохое.

3. Как ты думаешь, если тебе будет больше известно о твоем организме,

ты сможешь улучшить свое здоровье?

Смогу.

Не смогу.

Семиклассники анализируют свое отношение к фанатам. Отвечая на вопросы («Питаете ли вы пристрастие к какому-нибудь актеру/певцу, спортивной команде?», «К какой категории увлеченных людей вы готовы себя отнести? К фанатам или к поклонникам?») и тестовые задания, они критически оценивают свое поведение, сравнивают свое отношение к проблеме фанатизма с положениями текста учебника, суждениями одноклассников, делают вывод о ценности своей позиции.

Ещё один пример. В начале темы «Курение убывает!» учащимся 9 класса предлагается определить, согласны ли они с таким выводом: «Если вас привлекает курение, значит, вы ничем больше не можете похвастаться перед другими – ни знаниями, ни интересами, ни остроумием, ни умением общаться…». В результате выполнения задания у учащегося появляется

мотив для получения знаний, необходимых для того, чтобы поддерживать и укреплять свое здоровье. Это способствует объективной самооценке, стремлению устранить недостатки в своем поведении.

Другие задания также формируют мотив познавательной деятельности. Например, как мотивировать учащихся к узнаванию правил поведения в быту, пониманию важности предвидения последствий своих поступков? В этом случае проводится исследование житейских ситуаций, которые представлены в рисунках: учащиеся определяют, чего не предусмотрели герои этих ситуаций. В качестве вывода формулируется правило какой-либо хозяйственно-бытовой деятельности: прежде чем начинать какое-нибудь дело, продумай все необходимые условия, представь последствия их

невыполнения. Здесь явно выступает учебно-познавательный мотив: рождается потребность узнать об этих условиях, пополнить свои знания и сформировать умения безопасной организации хозяйственной деятельности.

Например, на первом уроке в 7 классе учащимся предлагается проанализировать высказывание Г. Спенсера («…Прежде чем посвящать годы изучению какого-нибудь предмета, навязываемого модой или прихотью, необходимо тщательно взвесить результаты этого труда сравнительно с результатами, которые принесут те же годы в приложении к другим предметам») и выдвинуть предположения о необходимости изучения предмета ОБЖ. Весь методический аппарат позволяет обсуждать программные темы на проблемном уровне.

Материалы учебников линии призваны помочь в воспитании социальной активности, уважения к законам РФ, личности, соизмеряющей свои поступки с нравственными ценностями. Учитель может предложить темы проектов, которые будут отражать местные природные, географические и социальные особенности среды обитания: «Водоемы нашего края. Источники питьевой воды», «Особенности дорожного движения в нашем населенном пункте», «Дорожная обстановка в нашем микрорайоне», «Игровые площадки. Безопасность», «Экскурсионные места нашего города. Маршруты движения», «Мои одноклассники. Умеем ли мы общаться?», «Совместная деятельность. Правила взаимодействия» и др.

Учащимся предлагается проанализировать прочитанный текст, прослушанное объяснение учителя, просмотренный иллюстративный ряд, а затем структурировать полученную информацию, высказать суждения, умозаключения, сделать выводы. Приведем примеры. 7 класс. Используя справочную литературу и Интернет, учащиеся готовят сообщение о для

здоровья русской бани. 8 класс. Учащиеся анализируют таблицу и определяют, какие виды деревьев менее опасны как укрытия при грозе. 9 класс. Учащиеся анализируют причины возникновения экстремизма и возможной притягательности экстремистских группировок для молодежи. Разновидностью задания на осмысление теоретического материала является

представление полученной информации в обобщенном виде – в таблице, схеме, рисунке, диаграмме. 7 класс. Задание: составить рацион питания с учетом соотношения белков, жиров и углеводов для учащихся 7–9 класса. 8 класс. Задание: составить программу поиска потерявшегося туриста и программу его действий в аварийной ситуации. 9 класс. Задание:

подготовить памятку «Поведение при обнаружении очага пожара». Функцию проверки и самопроверки усвоения учебного материала выполняют в учебниках задания, требующие от учащегося сравнения выполненной работы с текстом учебников.

Своеобразие предмета ОБЖ диктует определенные требования к контролирующей деятельности учителя. Для этого предмета не столь важна проверка теоретических сведений, потому что главная цель учебного курса – формирование определенных жизненных установок, ценностных ориентиров, правил, которые учащиеся выполняли бы в повседневной жизни для сохранения здоровья и предотвращения чрезвычайных ситуаций. Исходя из этого, целесообразно принять за основу тематический контроль, который дает возможность оценивать уровень знаний в бальной системе, а практические умения и навыки – в зачетной.

Еще один вид исследовательской работы связан с рефлексивной деятельностью учащихся. В учебниках представлена система специальных заданий, в процессе которых учащийся контролирует, проверяет и оценивает свои действия, качества, поступки, состояния (рубрика «Проверь себя»). Это проходит на основе тестовых заданий, сравнения ситуаций, раскрывающих разные точки зрения, собственных рассказов и суждений. Учащимся предлагается проанализировать прочитанный текст, прослушанное объяснение учителя, просмотренный иллюстративный ряд, а затем структурировать полученную информацию, высказать суждения, умозаключения, сделать выводы. Например, в 7 классе изучается тема «Как вести себя при пожаре». Учащиеся читают в учебниках текст «Причины и последствия пожаров», анализируют информацию, представленную в схеме «Поражающие факторы пожара» и на основе этих материалов устанавливают правила пожарной безопасности. В 8 классе в теме «Опасности, подстерегающие нас на природе», учащиеся работают в группах. В процессе совместной деятельности группа рассматривает иллюстрации и, используя справочную литературу, готовит сообщение «Если вдруг повстречался…». В 9 классе при изучении темы «Что можно найти в сигаретном дыму?» группа рассматривает рисунок-схему, и, используя справочную литературу, готовит краткое сообщение, какой вред на организм человека оказывают содержащиеся в сигарете вещества.

Формирование компетенций учащихся происходит в общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками с учетом характера, особенностей участников взаимодействия. Развивать рефлексивные процессы помогает и последовательно усложняющееся содержание рубрики «Проверь себя» и «Оцени себя». Например, в теме «Может ли общение привести к беде?» каждый учащийся анализирует проблему «Умею ли я слушать?», для чего отвечает на ряд вопросов: 1) В разговоре с собеседником ты больше слушаешь или говоришь? 2) Воспринимаешь ли ты чужие доводы? Меняется ли после разговора твое мнение? 3) Обычно ты прерываешь говорящего или выслушиваешь его до конца? 4) Можешь ли повторить слова собеседника?

Учащийся имеет образец анализа своих коммуникативных умений и может отнести себя к группе людей, которые умеют общаться, или людей, с которыми общаться трудно, то есть сделать выводы о необходимости самовоспитания.

Одна из целей курса – применение полученных знаний в ходе практических занятий. Учащиеся разрабатывают алгоритм поведения в соответствующей ситуации и проверяют его на практике. В учебниках представлена система практических работ, целью которых является перевод теоретических сведений в практические умения: учащиеся отрабатывают алгоритмы (линии) поведения в разных ситуациях. Приведем примеры.

7 класс.

Практическая работа. Цель: составить рацион питания с учетом соотношения белков, жиров и углеводов.

8 класс. Практическая работа. Цель: отработать приемы проведения искусственного дыхания.

9 класс. Практическая работа.

Цель: вспомнить особенности первой доврачебной помощи. Задание: оказать

первую медицинскую помощь при небольших ранах, ссадинах, переломах,

ушибах.

Материал курса подается таким образом, чтобы нацелить учащегося на оценку воображаемой чрезвычайной ситуации, на предвидение ее развития и выработку в зависимости от этого линии собственного поведения.

Результатом должно стать умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, умение проявлять внимательность, ответственность в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания, оказывать первую помощь пострадавшим.

7 класс. Домашнее задание: «Внимательно осмотрите ваш дом; составьте перечень возможных причин, которые могут привести к пожару».

 8 класс. Практическая работа. Цель: изучение правил аварийной посадки самолета. Задания: проведение следующих действий: 1) Принять безопасное положение: тело согнуть, голову наклонить как можно ниже, и прикрыть ее руками, ногами упереться в спинку переднего сиденья. 2) Освободить пространство вокруг себя от острых, колющих, а также громоздких и тяжелых предметов, способных нанести ранения. 3) Надеть на себя всю имеющуюся верхнюю одежду. 4) Помогать тем, кто ранен или беспомощен.

9 класс. Задание: «Расскажите, как вы будете действовать, оказавшись в охваченной паникой толпе».

В учебниках представлена система проектных работ учащихся. Их темы связаны с изучаемым разделом, дополняют и расширяют знания учащихся, совершенствуют их навыки работы с информацией. Например, по разделу 7 класса «Социальное здоровье человека» предлагаются темы проектов «Одиночество – путь к социальному нездоровью человека»; «Наши предложения – как улучшить психическое здоровье человека»; «Компьютер – не навреди!». По разделу программы 8 класса «Чрезвычайные ситуации на транспорте» предлагаются темы проектов «История великих кораблекрушений», «Правила поведения при чрезвычайных ситуациях на корабле». Девятиклассникам предлагается подготовить презентацию и сообщение к общешкольной конференции на тему «Скажем наркотикам – нет!», а также презентацию о какой-либо техногенной катастрофе, которая произошла в недавнее время.

Если позволяют условия обучения, то при выполнении части заданий (особенно групповых) можно использовать дополнительные электронные средства и Интернет. Эти средства обучения использует как учитель, так и учащиеся. Педагог применяет электронные пособия, если необходимо усилить наглядность на уроке, показать дополнительный иллюстративный материал для более глубокого понимания и запоминания учебного содержания.

Методическое пособие для учителя

УМК линии включает методическое пособие, структура и содержание которого соответствует структуре и содержанию учебника. Помимо необходимого методического обеспечения для планирования и организации изучения материалов УМК, методическое пособие включает дополнительные материалы для учителя, необходимые для организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся, контроля уровня достижения планируемых результатов, необходимые методические комментарии по разделам учебников.

Электронное приложение к учебнику.

В состав УМК входят электронные приложения к учебникам, материалы которых расширяют и углубляют знания учащихся. Содержание и структура электронного приложения соответствует структуре и содержанию учебника в печатной форме. Электронное приложение позволяет не только выстраивать материал в виде последовательного изложения, но и создает возможность нелинейного перемещения между различными частями курса, благодаря чему школьники могут устанавливать самостоятельную последовательность изучения интересующих их объектов и тем.

Тематическое распределение часов

7 класс

Наименование раздела

Всего часов

В том числе

практические работы

контрольные работы

1

Введение. Цели предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

2

0

0

2

Здоровый образ жизни. Что это?

13

3

2

3

Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни

15

4

2

4

Резерв. Проектная деятельность

4

0

0

Итого

34

7

4

8 класс

Наименование раздела

Всего часов

В том числе

практические работы

контрольные работы

1

Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе

7

1

1

2

Современный транспорт и безопасность

9

1

1

3

Безопасный туризм

14

7

2

4

Резерв.

4

0

0

Итого

34

9

4

9 класс

Наименование раздела

Всего часов

В том числе

практические работы

контрольные работы

1

Когда человек сам себе враг

7

1

1

2

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, их классификация и характеристика

15

1

2

3

Противодействие экстремизму и терроризму

7

1

1

4

Национальная безопасность Российской Федерации

1

0

0

5

Резерв.

4

0

0

Итого

34

3

4



Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ

«Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс»

Количество часов – 34, 1 час в неделю (30 часов + 4 часа резерв)

Практических занятий – 9

Контрольных работ – 4

Дата

Тема урока

Тип (вид)

урока

Цели и задачи

Характеристика основных видов

деятельности ученика

Информационное сопровождение

Раздел №1. Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе – 7 часов

Планируемые результаты обучения:

Личностные –

учащийся должен обладать: правилами социальных норм и  поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; включая взрослые и социальные сообщества. Развитие способности и готовности к развитию и личному самоопределению; формирование системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых жизненных установок, социальных компетенций

Предметные –

учащийся должен уметь: определять ядовитые растения нашей местности, особенности их влияния на здоровье человека;

                                              - действовать в неожиданных ситуациях, выполнять правила поведения при купании, уметь отдыхать на воде, отработать умение оценивать

                                                обстановку и навыки проведения необходимых действий для спасения тонущего человека(снятие стресса, буксировка с захватом, проведение  

                                                искусственного дыхания).

учащийся должен знать: правила сбора грибов, которые помогут избежать отравления; действовать во время грозы;

                                             - правила поведения в лесу при встречах с опасными животными;

                                             -  причины возникновения опасных ситуаций на воде;

                                             -  правила катания на лодке,  правила поведения на льду;

                                             - приёмы проведения искусственного дыхания.

Метапредметные –

 учащийся должен уметь: анализировать ситуацию, влияющую положительно и отрицательно на самочувствие и здоровье человека; сравнивать примеры опасного и безопасного поведения; планировать и организовывать свою жизнь и деятельность с учётом безопасности; обобщать изученный материал, формулировать выводы о возможных причинах возникновения опасных ситуаций

1-3

Лес – это серьёзно

формирование новых знаний

Расширение представлений о правилах безопасного поведения на природе, воспитание осторожности, бережного отношения к природе и к своему здоровью. Развитие рефлексивных качеств: оценка обстановки, поиск и нахождение  путей предупреждения опасной ситуации

Совместная деятельность: правила взаимодействия. Аналитическая деятельность: определение видовых особенностей ядовитых растений; определение ядовитых или несъедобных грибов.

Коммуникативная деятельность: рассказы учащихся о поведении при встрече с ядовитыми животными.

Совместная деятельность: правила работы в группах. Аналитическая деятельность: оценка информации, представленной в тексте учебника, и составление памятки для купальщика. 

Коммуникативная деятельность: правила участия в дискуссии и диалоге, конструирование суждений и умозаключений.

Практическая деятельность (ролевая игра): помощь тонущему, а также провалившемуся под лёд

Электронные УМК

комбиниро

ванный

Электронные УМК и презентация

комплексное применение знаний и умений

Дискуссия

4-7

Водоём зимой и летом

Контрольная работа №1

формирование новых знаний

Уточнение и расширение представления об опасных ситуациях, возникающих на воде, их причинах. Воспитание осторожности и понимания необходимости выполнять правила поведения на воде

Электронные УМК

Дискуссия

практическое занятие

Ролевая игра

контроль знаний

Тестовая работа «Проверь себя»

Раздел №2. Современный транспорт и безопасность – 9 часов

Планируемые результаты обучения:

Личностные -

учащийся должен обладать: ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; опытом участия в социально значимом труде; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; пониманием ценности здорового образа жизни; основами экологической культуры.

Предметные -

учащийся должен иметь: представление о экологически безопасном транспорте, о видах топлива для автомобилей;

                                             - представление, что метро, является транспортом повышенной опасности;

                                             - представление о новом экстремальном виде развлечения – зацепинге      

учащийся должен знать: характеристику автомобилей на природном газе и водородном топливе, электромобилей, гибридных автомобилей;

                                             - правила поведения во время дорожно-транспортных происшествий,

                                             - номера телефонов экстренных служб (службы спасения, полиции, единый номер экстренной  службы своего региона);

                                             - правила поведения в метро и на борту авиалайнеров и перед полётом;        

учащийся должен уметь: определять негативное воздействие транспорта на природу и здоровье человека, а также определять основные направления повышения безопасности

                                               автомобиля;

                                               - оценивать обстановку ДТП, по возможности принять участие в оказании первой помощи пострадавшим (определять место полученной травмы,

                                                 останавливать кровотечение, накладывать повязки, ставить шины, облегчать состояние больного при ожогах);

                                               - вести себя при возникновении опасных ситуаций, поэтому важна психологическая готовность к встрече с опасностью, сдержанность и

                                                 спокойствие, чёткое выполнение всех требований стюардессы

Метапредметные –

 учащийся должен уметь: ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; участвовать в совместной деятельности; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми; оценивать работу одноклассников; выделять главное, существенные признаки понятий; определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов; сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным практическое занятие критериям; высказывать суждения, подтверждая их фактами; классифицировать информацию по заданным признакам; искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях; работать с текстом и нетекстовыми компонентами; классифицировать информацию; создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д.

8

9-11

Транспорт и экологическая безопасность

Чрезвычайные ситуации на дорогах

формирование новых знаний

Расширение представлений об экологической безопасности на транспорте, о негативных воздействиях транспорта. Формирование навыков безопасного поведения на дорогах, способности ориентироваться и предвидеть опасные ситуации на транспорте. Воспитание ответственности за своё поведение на дорогах, желания и умения оказать первую помощь пострадавшим.

Интеллектуальная деятельность: сравнение и дифференциация видов транспорта, анализ информации, представленной в рассказе учителя.  Коммуникативная деятельность: конструирование гипотез, суждений, выводов, составление памятки «Чтобы избежать наезда…».

Аналитическая деятельность: работа с информацией, представленной в таблицах, схемах, иллюстрациях.

Практическая деятельность (ролевая игра): действия по оказанию первой помощи при кровотечениях; наложение шины.

Интеллектуальная деятельность: выдвижение предположений, построение доказательств, анализ информации, представленной в тексте учебника.

Коммуникативная и рефлексивная деятельность: рассказы учащихся «Моё поведение в метро», алгоритмизация поведения в условиях ЧС в метро. 

Интеллектуальная деятельность: анализ информации, представленной в рассказе-объяснении учителя и в текcте учебника; конструирование правил поведения перед полётом и во время полёта; нахождение ошибок в поведении пассажиров авиалайнера (по иллюстративному материалу).

Рефлексивная деятельность, самоанализ: моё состояние во время полёта.

Практическая деятельность (ролевая игра): спасательное оборудование, алгоритмизация поведения в условиях ЧС во время полёта. 

Аналитическая деятельность: анализ информации, представленной в объяснении учителя.

Коммуникативная деятельность: алгоритмизация поведения во время пожара в поезде; конструирование вывода и умозаключения

Электронные УМК

комбиниро

ванный

Электронные УМК и презентация

комбиниро

ванный

Электронные УМК

комплексное применение знаний и умений

Дискуссия

12

Опасные ситуации в метро

формирование новых знаний

Формирование представления о возможных опасных ситуациях в метро, развитие осторожности и предусмотрительности

Электронные УМК

13-14

Авиакатастрофы

комбиниро

ванный

Формирование представления о возможных опасных ситуациях при полётах на авиалайнерах, о правилах поведения во время полётов. Развитие психологической готовности к нестандартным ситуациям во время полёта

Электронные УМК

практическое занятие

Просмотр видео-материалов

15-16

Железнодорожные катастрофы

Контрольная работа №2

формирование новых знаний

Уточнение и расширение представления об особенностях железнодорожного транспорта, правилах поведения в вагоне поезда, действиях при возникновении ЧС. Воспитание психологической готовности принимать предлагаемую информацию

Дискуссия

контроль знаний

Тестовая работа «Проверь себя»

Раздел №3. Безопасный туризм – 14 часов

Планируемые результаты обучения:

Личностные -

учащийся должен обладать: правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на водоёмах и в туристических походах; понятием  ценности  здорового и безопасного образа жизни; вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Предметные -

учащийся должен иметь: представление о понятиях «туризм» и «безопасный туризм»;

                                              - представление о безопасных переправах через естественные водоёмы;

                                              - представление о функциях, свойствах и особенностях узлов, используемых туристами в путешествиях

учащийся должен знать: виды активного туризма, обязанности туриста в туристической группе;

                                             - естественные препятствия в различных видах туризма и их характеристика, объективные и субъективные  трудности турпохода;

                                             - требования к подбору рюкзака для совершения похода;

                                             - правила переправы через замёрзшие реки и водоёмы; организация бивуака туристической группы;

                                             - типы костров, используемых в турпоходе, и их назначение, правила разведения костров          

учащийся должен уметь: обеспечить безопасность в туристических походах;

                                             - составлять и выполнять график движения туристической группы;

                                             - составлять алгоритм проведения разведки перед преодолением естественного препятствия, распределять роли между участниками похода при

                                               организации переправ;  

                                             - действовать в условиях, если турист оказался в лесу один (отстал от группы), а также учащиеся должны уметь составить план по организации поиска

                                                туриста, отставшего от группы

Метапредметные –

 учащийся должен уметь: самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности; самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,  определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

17-18

Безопасный туризм

практическое занятие

Формирование осознанного отношения к необходимости обеспечения безопасности в туристических походах. Расширение представлений о значении активных видов и форм туризма для ЗОЖ. Расширение и углубление представлений о естественных препятствиях, встречающихся в турпоходах. Развитие способности правильно оценивать естественные препятствия, и выбирать безопасный способ их преодоления

Коммуникативная деятельность: составление характеристики понятий «туризм» и «безопасный туризм», построение вопросов и ответов.

Аналитическая деятельность: дополнение рассказа-объяснения учителя (исходя из личного опыта учащихся).

Конструирование вывода: объективные и субъективные трудности похода и их преодоление.

Практическая деятельность (ролевая игра-соревнование): составление графика движения тургруппы по маршруту, конструирование плана действий по обеспечению безопасности в туристских походах; распределение снаряжения между участниками похода (заполнение таблиц).

Конструирование характеристик понятий: туристский маршрут, режим дня, график движения тургруппы, скорость движения, дневной переход, условия похода, ритм движения и др.

Рефлексивная деятельность: признаки утомления туриста на маршруте (самоконтроль и самооценка).

Коммуникативная деятельность: построение суждений, доказательств, пояснений.

Сравнение и дифференциация: ложное и истинное суждение. Аналитическая деятельность: конструирование памятки «Безопасная организация движения группы по маршруту». Аналитическая деятельность: оценка информации, представленной в тексте учебника, и составление памятки. Коммуникативная деятельность: правила участия в дискуссии и диалоге, конструирование суждений и умозаключений. Практическая деятельность (ролевая игра): составление и проигрывание различных вариантов программы поиска потерявшегося туриста и программы его действий в чрезвычайной ситуации. Практическая деятельность (ролевая игра): распределение ролей в тургруппе при выборе места для бивуака туристской группы в разных видах туризма (водный, лыжный и горный). Интеллектуальная деятельность: сравнение и дифференциация типов костров по их назначению. Коммуникативная деятельность: конструирование гипотез, суждений, выводов, составление памятки «Чтобы избежать пожара при использовании костров в пешеходных походах…». Коммуникативная и рефлексивная деятельность: рассказы учащихся «Моё поведение в водном туристском походе», алгоритмизация поведения в условиях ЧС в водных туристских походах.

Практическая деятельность: работа со спасательным оборудованием в водном походе, алгоритмизация поведения в условиях ЧС на воде в походе. Составление маршрута, программы и графика движения.

Практическая деятельность: отработка умений завязывать узлы разного вида. 

Аналитическая деятельность: анализ информации, представленной в учебнике, видеосюжетах и видеофильмах

Работа в группах

19

Туризм – это отдых, связанный с преодолением трудностей

практическое занятие

Просмотр видео-материалов

20-22

Движение по туристическому маршруту

формирование новых знаний

Развитие интеллектуальной  деятельности, построенной на умственной операции сравнения. Расширение знаний о правилах безопасности в турпоходе. Воспитание осторожности, способности планировать режим дня и предвидеть последствия своих действий в походе

Электронные УМК

комбиниро

ванный

Электронные УМК и презентация

практическое занятие

Дискуссия

23-24

Преодоление естественных препятствий

Контрольная работа №3

проектная деятельность

Расширение представлений о естественных препятствиях в различных видах туризма и способах их безопасного преодоления. Развитие способности предвидеть последствия пренебрежения правилами безопасности при преодолении естественных препятствий в туризме

Проектная деятельность

контроль знаний

Тестовая работа «Проверь себя»

25

Обеспечение безопасности при выборе места бивуака

практическое занятие

Формирование способности реально оценивать окружающую обстановку для обеспечения безопасности при выборе места бивуака. Расширение представлений о типах костров, используемых в туризме, и их назначение

Электронные УМК

26

Если турист отстал от группы

формирование новых знаний

Расширение представлений о причинах возникновения аварийных ситуаций в походах и правилах поведения при отставании от тургруппы. Воспитание осторожности, способности предвидеть последствия своих действий в аварийной ситуации – отставании от тургруппы

Дискуссия

27-29

Обеспечение безопасности в водном туристическом походе

формирование новых знаний

Расширение представлений о правилах соблюдения безопасности в водных туристических походах. Формирование представления о возможных опасных ситуациях в водных походах, развитие осторожности и предусмотрительности

Электронные УМК и презентация

практическое занятие

Дискуссия

практическое занятие

Электронные УМК и презентация

30

Узлы в туристическом походе

Контрольная работа №4

практическое занятие

Уточнение и расширение представления учащихся об узлах,  используемых туристами в путешествиях

Тестовая работа «Проверь себя»

Резерв – 4 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе С.И. Львовой, 9 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе С.И. Львовой, 9 класс...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 11 класса по программе Н. Г. Гольцовой

Рабочая программа для 11 класса по русскому языку с календарно-тематическим планированием создана в соответсвии с требованиями аккредитационной комиссии Министерства образования. Содержит в себе поясн...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 10 класса по программе Н. Г. Гольцовой

Рабочая программа для 10  класса по русскому языку с календарно-тематическим планированием создана в соответсвии с требованиями аккредитационной комиссии Министерства образования. Содержит в себе...

Рабочая программа и календарно-тематический план по литературе 11 класс

Рабочая программа составлена на основе авторской программы для 5-11 классов под редакцией В.Я.Коровиной; учебника по литературе для 11 класса под редакцией В.П.Журавлева. Рабочая программа конкретизир...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе по программе Г.Беленького и Ю.Лыссого на 136 часов 6 класс

Рабочая программа составлена для класса с углублённым изучением литературы на 136 часов (из расчёта 4 часа внеделю). Учитель обращает особое  внимание на уроки по развитию речи (устной и письменн...