Урок по химии в 9 классе " Соединения железа"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Нечаева Наталья Владимировна

урок изучения новых знаний на основе проведения экспериментальных опытов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_himii_v_9_klasse.docx26.31 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по химии в 9 классе «Соединения железа»

Тип урока: усвоение новых знаний

Цели урока:

-образовательная: изучить состав, получение и свойства оксидов, гидроксидов железа, научиться распознавать ионы железа с зарядами 2+ и 3+;

 - развивающая: продолжить формирование положительных мотивов учения, развитие логической памяти, внимательности, самостоятельности при выполнении заданий;

-воспитательная: формирование и развитие познавательного интереса к изучению химии, умение проводить химические опыты, наблюдать за признаками реакций, умение применять полученные знания в практической деятельности.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

мотивация

Герою знаменитого романа Даниеля Дефо Робинзону повезло в жизни трижды. Первый раз – когда он спасся после кораблекрушения. Второй раз – когда он благополучно добрался до острова. Но, ему повезло еще раз. После долгих поисков он нашел ящик, за который, по его словам, отдал бы и целый корабль с золотом. Что было в этом ящике?

 Из какого металла состоят эти предметы?

Как видим без, железа не может обойтись даже приключенческая литература. Чрезвычайно важное место этот металл и его соединения занимает в жизни человека.

И наш сегодняшний урок будет посвящен соединениям, которые образует элемент «железо». Давайте сформулируем цели урока?

Задание кл: определить положение железа в периодической системе хим. элементов Менделеева

По слайду объяснить строение атома железа. Учитель рассказывает о распаривании электронов предпоследнего энергетического уровня

Вопрос: исходя из строение атома назовите степени окисления железа? Валентные электроны 4S и 3d (внешнего и предпоследнего уровня)

Составьте формулы основных соединений железа: оксида и гидроксида в степени окисления + 2 и +3

Степень окисления Fe зависит от окислительной способности реагирующего вещества. У сильных окислителей железо принимает степень окисления +3, у более слабых +2.

Вопрос: только ли основные свойства могут проявлять соединения железа?

Называют изображенные на слайде инструменты: топор, пила, молоток, гвозди

Ответ-железо

Называют цели урока(узнать способы получения соединений, изучить хим. свойства, применение соединений железа, реакции распознавания соединений)

Называют положение элемента

Уч-ся объясняет строение атома

Называют степени окисления

Уч-ся на доске записывает формулы веществ и называет типы оксидов и гидроксидов

Ответ: проявляют и амфотерные свойства, т.к. железо-амфотерный элемент

Актуализация и первичное

усвоение новых знаний

Предлагает выполнить задание по группам: на слайде представлены формулы веществ, условия проведения реакции, каждая группа выберет те формулы или условия  с которыми реагирует  определенное соединение железа, запишет уравнения реакций

Вопрос: ни один из оксидов железа не реагирует с водой. Каким образом можно получить гидроксиды железа?

Вопросы: назвать типы реакций, какие из них являются окислительно-восстановительными, ионного обмена.

Оксиды  и гидроксиды железа получают косвенно, по схеме превращений, которая записана на стр.79 учебника

Вопрос: какие соединения железа проявляют амфотерные свойства? Для этого вам предлагается провести  лабораторный опыт. С какими вещества нужно провести реакции для определения амфотерности?

Инструктаж по ТБ

Вопрос: с какими веществами вы не написали уравнения реакций?

Давайте посмотрим на слайде с какими веществами могут реагировать соединения железа и уравнения реакций запишите в тетрадь

Для определения соединений железа проводят качественные реакции, их мы посмотрим на видео фрагменте, уравнения реакций видим на слайде, запишите данные уравнения в тетрадь

1 группа: оксид железа (II)

2 группа: оксид железа (III)

3 группа гидроксид железа (II)

4 группа гидроксид железа (III)

Представители групп называют вещества, условия проведения реакций и записывают уравнения реакций на доске

Работа в группах: обсуждение и предлагают способ получения  (взаимодействие щелочи и соли железа), представители групп записывают уравнения на доске и показывают цвет образованных гидроксидов

Уч-ся поясняют последовательность получения соединений железа (+2 и +3)  схему записывают в тетрадь

Ответ: с кислотой и щелочью, работа в группах, называют какие соединения железа проявляют амфотерные свойства; уравнения реакций записаны на слайде, переписывают в тетрадь

Уч-ся напоминает правила ТБ

Называют формулы веществ

Записывают уравнения в тетрадь, отмечают признаки

Просмотр видеофрагмента

Проверка понимания

Основываясь на полученных знаниях, мы  выполним экспериментальное задание из материалов КИМа ( содержание задачи на слайде). Каждой группе предложен алгоритм выполнения.

Обсуждение выполнения задания, выполнение задания как демонстрационный опыт, наблюдение за признаками реакций, запись уравнений реакций на доске

 С учителем обсуждают ход выполнения задачи, наблюдают за проведением реакций и признаками реакции, записывают уравнения в тетради

закрепление

Предлагает выполнить экспериментальную задачу по алгоритму самостоятельно каждой группе

Каждая группа выполняет задачу, оформляет записи в тетради, представитель записывает уравнения на доске, называет признаки, типы реакций

Домашнее

задание

Стр.  78-81, упр. 4 стр.82

Задание из КИМов

рефлексия

Вопросы: что знали о соединениях железа? Что узнали нового о соединениях железа? Насколько труден был материал?

Отвечают н вопросы

Для проведения эксперимента предложены следующие реактивы: железо, медь и растворы хлорида железа(III), гидроксида натрия и сульфата меди(II). Вам также предоставлен комплект лабораторного оборудования, необходимого для проведения химических реакций.

Требуется получить гидроксид железа(II) в результате проведения двух последовательных реакций. Выберите необходимые для этого реактивы из числа тех, которые Вам предложены.

Составьте схему превращений, в результате которых можно получить указанное вещество. Запишите уравнения двух реакций. Для реакции ионного обмена составьте сокращённое ионное уравнение.

 Задания для 1 группы

№ 1 выбрать формулы веществ, с которыми может реагировать оксид железа(II), написать уравнения реакций, определить тип реакций

Ответить на вопросы: а) свойства какого типа оксида проявляет  оксид железа(II)?

Б) назовите способ получения оксида железа(II) и напишите уравнение реакции

№2 Для проведения эксперимента предложены следующие реактивы: Fe, Zn, растворы:   FeSO4,  Fe2(SO4) 3, NaOH,  H 2SO4 . Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии гидроксид железа(II). Опишите признаки проводимых реакций. Для второй реакции напишите сокращенное ионное уравнение.

Задания для 2 группы

№ 1 выбрать формулы веществ, с которыми может реагировать оксид железа(III), написать уравнения реакций, определить тип реакций

Ответить на вопросы:а)свойства какого типа оксида проявляет  оксид железа(II)?

Б) назовите способ получения оксида железа(II) и напишите уравнение реакции

№ 2 Для проведения эксперимента предложены следующие реактивы: Fe,растворы:   FeSO4,  Fe2(SO4) 3, NaOH,  H 2SO4, H2O2. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии гидроксид железа( III). Опишите признаки проводимых реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращенное ионное уравнение.

Задания для 3 группы

№ 1 выбрать формулы веществ, с которыми может реагировать гидроксид железа(II), написать уравнения реакций, определить тип реакций

Ответить на вопросы: а) свойства какого типа гидроксида проявляет  гидроксид железа(II)?

Б) назовите способ получения гидроксида железа(II) и напишите уравнение реакции

№ 2 Для проведения эксперимента предложены следующие реактивы: AgNO3, CuSO4, BaCl2 раствор HCl. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии раствор хлорида железа( II). Опишите признаки проводимых реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращенное ионное уравнение.

Задания для 4 группы

№ 1 выбрать формулы веществ, с которыми может реагировать гидроксид железа(III), написать уравнения реакций, определить тип реакций

Ответить на вопросы: а) свойства какого типа гидроксида проявляет  гидроксид железа(III)?

Б) назовите способ получения гидроксида железа(III) и напишите уравнение реакции

№ 2 Для проведения эксперимента предложены следующие реактивы: CuO, FeCl3,  Fe,  раствор HCl, и раствор аммиака. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии оксид железа(III). Опишите признаки проводимых реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращенное ионное уравнение.

Алгоритм выполнения задания

1.Составить схему превращений, в результате которых можно получить указанное вещество.

2.Записать уравнения двух реакций. Для реакции, указанной в задании составьте сокращённое ионное уравнение.

3.Подготовить лабораторное оборудование, необходимое для проведения эксперимента.

4.Проведите реакции в соответствии с составленной схемой превращений.

5.Опишите изменения, происходящие с веществами в ходе проведённых реакций.

6.Сделайте вывод о химических свойствах веществ (кислотно-оснόвных, окислительно-восстановительных), участвующих в реакции, и классификационных признаках реакций.

Даны вещества: MgO, H3PO4, NaCl, AgNO3, HCl (р-р), Ba(NO3)2. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии нитрат магния. Опишите признаки проводимых реакций. Для второй реакции напишите сокращенное ионное уравнение реакции.

Даны вещества: AgNO3, ZnSO4, AlCl3, NaOH, раствор HCl. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии раствор хлорида цинка. Опишите признаки проводимых реакций. Для второй реакции напишите сокращённое ионное уравнение реакции.

Даны вещества: AgNO3, MgSO4, NaCl, NaOH, Ba(NO3)2. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии раствор нитрата натрия. Опишите признаки проводимых реакций. Для второй реакции напишите сокращённое ионное уравнение реакции.

Даны вещества: MgO, H3PO4, NaCl, AgNO3, HCl (р-р), Ba(NO3)2. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии нитрат магния. Опишите признаки проводимых реакций. Для второй реакции напишите сокращенное ионное уравнение реакции.

Даны вещества: AgNO3, ZnSO4, AlCl3, NaOH, раствор HCl. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии раствор хлорида цинка. Опишите признаки проводимых реакций. Для второй реакции напишите сокращённое ионное уравнение реакции.

Даны вещества: AgNO3, MgSO4, NaCl, NaOH, Ba(NO3)2. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии раствор нитрата натрия. Опишите признаки проводимых реакций. Для второй реакции напишите сокращённое ионное уравнение реакции.

 Лист контроля 1 группы

Ф.и.

Ответ на уроке

Работа в группе

Оценка за урок

Схема превра

щений

опыт

Запись урав

нений реакций

Fe2 O3 + 2 NaOH=2NaFeO2 +H2O

                                                         Феррит натрия

Fe(OH)2 +2NaOH=Na 2 Fe(OH)4

 

Fe(OH)3 +NaOH=Na Fe (OH)4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ПО ХИМИИ 9 КЛАСС. "ЖЕЛЕЗО И ЕГО СВОЙСТВА"

Данный урок- презентация по теме « железо и его свойства» позволяет реализовать принцип наглядности и доступности, повысить эффективность урока. Сформировать понятие о строении и свойства...

Урок по химии 9 класс Соединения магния и щелочноземельных металлов и их применение

Соединения магния и щелочноземельных металлов и их применениеЦель урока: изучить соединения магния и щелочноземельных металлов, знать их формулы и их применение.Задачи урока:Образовательные: 1....

Презентация к уроку химии по теме: "Соединения железа"

Презентация составлена учителями для объяснения нового материала на уроках химии в 9 классе....

Конспект урока с презентацией к обобщающему уроку по химии 8 класса на тему "Соединения химических элементов"

Обобщающий урок по теме "Соединения химических элементов" по химии 8 класс. Урок проводится в форме игры-путешествия. Такая форма способствует качественному закреплению материала. Цель урока: выявить ...

Конспект урока по химии, 9 класс на тему "Соединения алюминия. Применения алюминия и его соединений."

Обеспечить в ходе урока усвоения знаний о соединениях алюминия: оксидах и гидроксидах.Продолжить формирование умений составлять уравнения реакций с участием амфотерных соединений....

Урок познавательной деятельности на тему "Соединения железа, 9 класс"

10 декабря 2015 г. в 9 Д классе гимназии №5 г.Владикавказа был дан открытый урок на тему "Соединения железа" (теоретический материал был взят у учителя химии Сикорской О.Э.)...