Рабочая программа по химии для учащихся 8-9 специальных классов VII вида
рабочая программа по химии (8 класс) на тему

Клинкова Татьяна Николаевна

Рабочая программа для учащихся 8-9 классов  7 вида составлена на основе программы по химии О.С. Габриеляна для общеобразовательных учреждений с учетом рекомендаций по перераспределению учебного материала при  работе с детьми с задержкой психического развития,  разработанными в Институте коррекционной педагогики РАО. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsionnaya_programma_po_himii_8-9_klassy_7_vida.doc302 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Бондарская средняя общеобразовательная школа

                                                                              Рассмотрена и рекомендована к

                                                                                         утверждению  Методическим советом

                                                                                   Протокол №  2 от  10 сентября 2013 г.

                                                                                     Утверждено:                Л. В. Берёзина

                                                                                Приказ № 350  от 11   сентября 2013 г.

Рабочая  программа

по химии

для учащихся 8-9 специальных классов VII вида

на 2013-2019 учебные годы

 

 

 

 

 

                                                             

Бондари 2013

Пояснительная записка

   Рабочая программа составлена на основе программы по химии О.С. Габриеляна для общеобразовательных учреждений с учетом рекомендаций по перераспределению учебного материала при  работе с детьми с задержкой психического развития,  разработанными в Институте коррекционной педагогики РАО.  

   Цель курса химии: формирование основ химического знания.

    Задачи:

 - формирование важнейших фактов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, а также доступных учащимся с ЗПР обобщений мировоззренческого характера;

 - овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений реакций;

 - развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, в повседневной жизни;

- формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми при выполнении несложных химических опытов и в повседневной жизни;

 - развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся с ЗПР в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

 - применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и

окружающей среде.

  Курс химии 8,9-х классов знакомит с основными понятиями химии. В нем рассмотрены принципиальные вопросы строения  вещества, условия течения химических реакций, классификация и свойства веществ, как важнейших классов, так и отдельных неорганических веществ.

    Отбор материала выполнен на основе принципа минимального числа вводимых специфических понятий, которые будут использоваться, и максимального использования знаний из других дисциплин. Учебный материал отобран таким образом, чтобы можно было объяснить на доступном для учащихся уровне современные представления о химической стороне явлений окружающего мира.  

   Программа  рассчитана  на  обучающихся,  имеющих  смешанное специфическое  расстройство психического психологического  развития задержку  психического  развития  и  обучающихся  в  специальных коррекционных классах VII вида, поэтому  при  ее составлении  учитывались следующие  психические  особенности  детей:  неустойчивое  внимание, малый объем памяти, неточность и затруднения при воспроизведении материала, не сформированность  мыслительных  операций  анализа,  синтеза,  сравнения, обобщения, негрубые нарушения речи.

  Процесс  обучения  таких  школьников  имеет  коррекционно-развивающий  характер,  что  выражается  в  использовании  заданий, направленных  на  коррекцию  имеющихся  недостатков  и  опирается  на субъективный  опыт  учащихся,  связь  изучаемого материала  с  реальной жизнью.  

  При  работе  над  содержанием  программы  учитывались  трудности, испытываемые детьми с ЗПР при изучении химии: выделено дополнительное время  для  изучения  наиболее  важных  вопросов,  запланированы  уроки-упражнения,  уроки  обобщения  и  коррекции  знаний.  

      Нормативно-правовая база

Рабочая программа по химии составлена на основе авторской программы О.С.Габриеляна, конкретизирует содержание стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учетом меж предметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В ней определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчетных задач, проектов и исследовательских работ учащихся. Рабочая программа по химии составлена в соответствии  с федеральным компонентом государственного  стандарта  основного    общего  образования (Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" ( с изменениями и дополнениями):

- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 года №1089

 " Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего,основного общего, среднего (полного) общего образования;

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;

- Закон Тамбовской области от 04.06.2007 №212-З "О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования Тамбовской области";

- Закон Тамбовской области от 01.10.2013 №321-З"Об образовании в Тамбовской области";

- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);

- Учебный план МБОУ Бондарская СОШ.

Сведения о программе

   Данная программа по химии для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания  общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

    Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам  и  последовательность изучения тем, возрастных особенностей обучающихся, межпредметных и внутрипредметных связей. Способствует  формированию  обще-учебных умений и навыков,  применению различных методов, (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент), проведению практических и лабораторных работ и описания их результатов, использования для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдения норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.

Обоснование программы 

  Программа предусматривает формирование у учащихся обще-учебных умений и интегративных знаний, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций доступных учащимся 8-9 классов, а также развитие специальных учебных умений. В основе программы – деятельностный подход. Программа предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению курса.

Информация о внесённых изменениях в программу и их обоснование

Рабочая программа по химии для 8-9 классов, составленная на основе авторской программы О.С.Габриеляна и содержит изменения. Из  практикума исключены  наиболее  трудоемкие  для  учащихся  работы,  требующие повышенного  внимания  и  организованности.  Некоторые  вопросы  даны  в ознакомительном  плане  (образование  изотопов,  аллотропия  на  примере кислорода  и серы).

Место и роль учебного курса

 Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение химии, которое призвано обеспечить:

1) формирование системы химических знаний как компонента естественно-научной картины мира;

2) развитие личности учащихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

3) выработку понимания общественной потребности в развитии химии;
4) формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни.

    Изучение химии в основной школе  способствует:

1) формированию у учащихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь;

2) формированию у учащихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого   химические знания;

3) приобретению учащимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

     Ориентиром для составления рабочей программы является авторская  программа по химии под редакцией О. С. Габриеляна и  реализует  инвариантную часть учебного плана школы, содействует сохранению единого образовательного пространства и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению курса химии в основной школе.

Информация о количестве учебных часов

Рабочая программа составлена на основе учебного плана школы. Количество учебных часов соответствует годовому календарным учебному графику и определяется из расчета 34-35 учебных недель; т.к. годовой учебный график может составлять более 34 учебных недель, то разница в часах отводится на итоговое повторение в конце учебного года.

№п/п

Класс

Предмет

Инвариантная часть

Вариативная часть

Всего

1

8

химия

1 час

35

2

9

химия

1 час

35

Количество часов для проведения контрольных, лабораторных,

практических работ, проектов, исследований, экскурсий

№п/п

Класс

Предмет

Количество работ

контрольных

практических

проектов

исследований

1

8

химия

4

5

2

9

химия

4

4

 Формы организация учебного процесса

Особое  внимание  уделяется  совершенствованию  познавательной активности  ребенка с ЗПР, мотивированию его  к самостоятельной  учебной  работе.  В  связи  с  этим  при  организации  учебно-познавательной  деятельности  предполагается  работа  с  дидактическим раздаточным  материалом,  где  имеются  вопросы  и  задания,  в  том  числе  в форме лабораторных работ, познавательных задач,  таблиц, схем.  Коррекционно-развивающий компонент  программы направлен на развитие внимания  через применение таблиц, схем. опорных конспектов, экспериментов.

Применение на уроках химии коррекционно-развивающих упражнений  направлено на:

  - повышение уровня развития, концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания;

  - повышение уровня развития логического мышления;

 -  развитие наглядно-образного и логического мышления;

  - развитие речи;

 -  развитие приемов учебной деятельности;

  - развитие личностно-мотивационной сферы;

  - развитие восприятия и ориентировки в пространстве.

Форма  организации  познавательной деятельности - индивидуальная.

Технологии обучения

   Исходя  из  уровня  подготовки  ребёнка,  используются    технологии коррекционно-развивающего  обучения,  дифференцированного  подхода  и личностно  –  ориентированного  образования  (опорные  конспекты.  логико-смысловые  модели, проекты).уроки спланированы как традиционные так и комбинированные,  уроки    лабораторных   опытов и  практических  работ. Методы  обучения:  репродуктивный  (объяснительно  –  иллюстративный)  и продуктивный  (частично-поисковый).

 

Механизм формирования ключевых компетенций

Развитие приемов учебной деятельности осуществляются через чтение вслух и про себя, формирование умений структурировать материал. В процессе применения на уроках химии коррекционно-развивающих упражнений совершенствуются психические процессы ученика с ЗПР, происходит развитие познавательного процесса, в результате чего закладывается фундамент успешной учебной деятельности. Познавательный интерес является важным компонентом эмоционально-ценностного отношения ребенка к процессу изучения предмета и обязательным условием эффективности этого процесса.

 

Виды и формы контроля

Контроль знаний учащихся подразумевает проведение самостоятельных, контрольных, практических работ. Используются  различные виды и формы контроля

(входной, текущий, тематический, промежуточный, фронтальный, индивидуальный, устный, письменный, итоговый).

                                                                 

Информация об используемых  учебниках

1.Габриелян О.С. Химия. 8 кл.:учеб. для общеобразов. учреждений/ О.С.  Габриелян.-19-е изд., стереотип.-М.: Дрофа,2012.-286,[2] с.:ил.

2.Габриелян О.С. Химия. 9 кл.:учеб. для общеобразов. учреждений/ О.С.  Габриелян.-19-е изд., стереотип.-М.: Дрофа,2012.-270,[2] с.:ил.

     

Содержание программы.

8 класс

 Всего количество часов в неделю -1 ч. Всего за год -35ч. Повторение - 3ч.  

Практических работ -5. Контрольных работ - 4.

Тема 1. Введение (4 час).

Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях. Понятие о химическом  элементе  и  формах  его  существования.  Превращение  веществ. Отличие химических реакций от физических явлений.  Краткие  сведения  по  истории  возникновения  и  развития  химии. Химическая символика. Знаки химических элементов. Химические формулы и коэффициенты. Относительные атомные и молекулярные массы. Периодическая система химических элементов, ее структура.

Лабораторные опыты.

1.  Разделение смесей веществ.

Практическое занятие №1.

Техника безопасности. Знакомство  с  химической  лабораторией.  Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, их описание.

Требования к усвоению теоретического учебного материала по теме: «Введение»:

Знать основные положения атомно-молекулярного учения, в свете которого уметь применять следующие понятия: простые и сложные вещества, химический элемент; иметь первичные представления о науке, о ПСХЭ, о химических реакциях,

Понимать структуру ПСХЭ. Уметь на основе знаний ПСХЭ составлять формулы веществ.

Требования к усвоению фактов:

Знать состав молекул кислорода, водорода, воды.

Требования к усвоению химического языка:

Знать символы химических элементов (не менее 20).

Уметь разъяснять смысл химических формул.

Тема 2. Атомы химических элементов (5 час).

Основные сведения  о строении атомов. Состав  атомных  ядер:  протоны,  нейтроны.  Современное  понятие химического  элемента.  Электроны.  Строение  электронных  уровней  атомов химических  элементов.  ПСХЭ и строение атома. Понятие о типах химической связи: ионной, ковалентной и металлической.

Демонстрации.

Модели  атомов  химических  элементов.  Периодическая  система химических элементов Д.И. Менделеева.

Контрольная работа №1

Требования к усвоению теоретического учебного материала по теме: «Атомы химических элементов».

Знать основные положения атомно-молекулярного учения, в свете которого уметь применять следующие понятия: относительная атомная и молекулярная массы, количество вещества, молярная масса, молярный объём

Понимать структуру ПСХЭ, распределение электронов в атомах химических элементов первых трёх периодов. Уметь дать общую характеристику химических элементов главных подгрупп по положению в ПС и строению атомов, а также простых и сложных веществ, образованных этими элементами. Уметь на основе знаний ПС и строения атомов составлять формулы типичных соединений элементов первых трёх периодов, определять в них вид химической связи. Определять и применять понятия: ковалентная связь (полярная и неполярная), ионная, степень окисления, изотопы.

Требования к усвоению химического языка:

Уметь на основании знания о степени окисления химических элементов составлять формулы соединений, состоящих из двух химических элементов.

Уметь составлять схемы строения атомов элементов первых трёх периодов с указанием числа электронов в электронных слоях, определять степень окисления элементов по формулам соединений.

Требования к решению расчётных задач:

Уметь вычислять по химическим формулам относительные молекулярные массы веществ, объёмы газов (н.у.), число структурных единиц в молекуле.

Тема 3. Простые вещества (3 час).

Положение  металлов  и  неметаллов  в  ПСХЭ и их общие  физические свойства.    Расчет относительной молекулярной массы. Количество  вещества.  Число  Авогадро.  Демонстрации.

Коллекция: металлы и сплавы.

Лабораторные опыты.

2. Получение и свойства кислорода.

 Контрольная работа №2

Требования к усвоению теоретического учебного материала по теме:

«Простые вещества».

Знать физические свойства металлов и неметаллов. Понимать явление аллотропии. Понимать структуру ПСХЭ.

Требования к усвоению фактов:

Уметь сравнивать свойства металлов и неметаллов.

Требования к усвоению химического языка:

Знать символы химических элементов (20), уметь разъяснять смысл химических формул.

Требования к решению расчётных задач:

Уметь вычислять по химическим формулам относительные молекулярные массы веществ, молярные объёмы газов (н.у.), число структурных единиц в молекуле, количество вещества.

Тема 4. Соединения химических элементов(7час).

Степень  окисления.  Бинарные  соединения  металлов  и  неметаллов (оксиды,  хлориды,  сульфиды). Бинарные соединения неметаллов: оксиды, летучие  водородные  соединения.  Основания их состав, названия и растворимость  в  воде. Понятие об индикаторах.  Кислоты  их состав и названия. Классификация кислот. Изменение окраски индикаторов. Соли. Чистые  вещества и смеси, примеры смесей и их состав, их состав.

Демонстрации.

Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток.

Лабораторные опыты.

3. Знакомство с образцами веществ разных классов. 4.    Разделение смесей

Практическое занятие №2. Анализ почвы и воды.

Контрольная работа №3

Требования к усвоению теоретического учебного материала по теме:

«Соединения  химических элементов».

Знать основные положения атомно-молекулярного учения, в свете которого уметь применять понятия: относительная атомная и молекулярная массы, количество вещества, молярная масса, молярный объём, простые и сложные вещества, химический элемент, степень окисления, оксиды, основания, кислоты, соли; чистые вещества и смеси, типы химических связей, кристаллическая решетка (ионная, атомная, молекулярная).

 Требования к усвоению фактов:

Уметь сравнивать состав и свойства изученных веществ, анализировать результаты наблюдаемых опытов, объяснять химические реакции с точки зрения изученных теорий, устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимости между составом веществ, его свойствами и применением.

Требования к усвоению химического языка:

Уметь разъяснять смысл химических формул и уравнений, давать названия изученным оксидам, основаниям, кислотам, солям; составлять химических изученных реакций.

 Тема 5.Изменения, происходящие с веществами (5час).

Физические явления и химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Закон  сохранения  массы  веществ.  Химические  уравнения.  Типы химических  реакций  (разложения,  соединения,  замещения  и  обмена).

Демонстрации.  

Примеры физических и химических явлений.

Лабораторные опыты. 

5. Замещение меди в растворе хлорида меди железом. 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты.

Практическое занятие №3. Признаки химических реакций

Требования к усвоению теоретического учебного материала по теме:

«Изменения, происходящие с веществами».

Знать основные положения атомно-молекулярного учения, в свете которого уметь применять следующие понятия: типы химических реакций (разложения, соединения, замещения, обмена), реакция нейтрализации как вид реакции обмена.

Понимать закон сохранения массы веществ, уметь разъяснять на примерах его значение, применять закон при составлении уравнений химических реакций и проведении расчётов.

Требования к усвоению фактов:

Уметь сравнивать состав и свойства изученных веществ, анализировать результаты наблюдаемых опытов, объяснять химические реакции с точки зрения изученных теорий, устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимости между составом веществ, его свойствами и применением.

Требования к усвоению химического языка:

Уметь разъяснять смысл химических формул и уравнений, давать названия изученным оксидам, основаниям, кислотам, солям; составлять химических изученных реакций.

Требования к решению расчётных задач:

Уметь производить расчеты по химическим уравнениям

Тема 6.Свойства растворов электролитов (8час).

Понятие  об  электролитической  диссоциации.  Электролиты  и неэлектролиты.  Основные  положения  теории  электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакции. Реакции обмена, идущие до конца. Кислоты, соли, оксиды,  их  классификация,  диссоциация и химические свойства. Генетические  ряды  металлов  и  неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ. Окислительно - восстановительные реакции.

Демонстрации.

Испытание веществ и их растворов на электропроводность.

Лабораторные опыты.

7. Реакции, характерные для растворов кислот, щелочей, оксидов и солей.

Практические занятия №4-№5. 4. Получение кислорода  5. Условия  протекания  химических  реакций  между растворами электролитов.

Контрольная работа №4

Требования к усвоению теоретического учебного материала по теме: «Свойства растворов электролитов»

Знать сущность электролитической диссоциации. Уметь составлять полные и сокращенные уравнения химических реакций и разъяснять их смысл в свете теории электролитической диссоциации и о строении вещества; давать определения и применять следующие понятия: сильные и слабые электролиты, реакции ионного обмена, окислительно-восстановительные реакции, производить их запись.

Требования к усвоению фактов:

Уметь сравнивать состав и свойства изученных веществ, анализировать результаты наблюдаемых опытов, объяснять химические реакции с точки зрения изученных теорий, устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимости между составом веществ, его свойствами и применением.

Требования к усвоению химического языка:

Уметь давать названия формулам оснований и солей. Уметь составлять формулы высших оксидов химических элементов, окислительно- восстановительных реакций методом электронного баланса. Уметь составлять уравнения диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращенные уравнения изученных реакций.

Повторение - 3 час

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

В результате изучения химии учащийся должен:  

  знать/понимать:

- химическую  символику:  знаки  химических  элементов,  формулы веществ и уравнения химических реакций;

- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные  атомная  и  молекулярная  массы,  ион,  химическая  связь, вещество,  классификация  веществ,  моль,  молярная  масса,  молярный  объем, химическая  реакция,  классификация  реакций,  электролит  и  неэлектролит, электролитическая  диссоциация,  окислитель  и  восстановитель,  окисление  и восстановление;

- основные  законы  химии:  сохранения  массы  веществ,  постоянства состава, ПЗ   уметь:

- называть химические элементы, соединения изученных классов;

- объяснять  физический  смысл  атомного  (порядкового)  номера химического элемента, номеров группы и периода Периодической системы, к которым  принадлежит  элемент,  закономерности  изменения  свойств элементов  в  пределах  малых  периодов  и  главных  подгрупп;  сущность реакций ионного обмена.

- характеризовать  химические  элементы  (от  водорода  до  кальция)  на основе  их  положения  в  ПС Менделеева  и особенностей  строения  атомов,  связь  между  составом,  строением  и свойствами веществ важнейших классов;  

- определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень  окисления  элемента  в  соединениях,  вид  химической  связи  в соединениях; возможность протекания реакций ионного обмена.

- составлять  формулы  неорганических  соединений  изученных  классов, схемы  строения  атомов  первых  20  элементов  Периодической  системы  Д.И. Менделеева, уравнения химических реакций;  

- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;  

- распознавать  опытным  путем  кислород,  водород,  растворы  кислот  и щелочей; углекислый газ, аммиак, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы.

- вычислять  массовую  долю  химического  элемента  по  формуле соединения,  массовую  долю  вещества  в  растворе,  количество  вещества, объем  или  массу  по  количеству  вещества,  объему  или  массе  реагентов  или продуктов реакции;

- использовать  приобретенные  знания  и  умения  в  практической деятельности и повседневной жизни для:

- безопасного обращения с веществами и материалами;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки  влияния  химического  загрязнения  окружающей  среды  на организм человека;

- критической оценки информации о веществах, используемых в быту.

Учебно-тематическое планирование

8 класс (35 час)

Содержание программы

9 класс

Количество часов в неделю-1 ч. Всего за год - 35 ч. Повторение  - 3 ч.

Практических работ - 4. Контрольных работ - 4.

Введение. Характеристика химических элементов (4 час) 

Характеристика элемента по его положению в периодической системе Д.И.  Менделеева.  Свойства  оксидов,  кислот,  оснований  и  солей  в  свете теории  электролитической  диссоциации.  Понятие  о  переходных  элементах. Амфотерность.  Генетический  ряд  переходного  элемента.  Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Контрольная работа №1

Требования к усвоению теоретического учебного материала по теме:

«Введение. Общая характеристика  химических элементов».

Знать основные положения атомно-молекулярного учения, в свете которого уметь применять следующие понятия: относительная атомная и молекулярная массы, химический элемент

Понимать структуру ПСХЭ, современную формулировку периодического закона, основные закономерности ПС, распределение электронов в атомах химических элементов первых трёх периодов. Уметь дать общую характеристику химических элементов главных подгрупп по положению в ПС и строению атомов, а также простых и сложных веществ, образованных этими элементами. Уметь разъяснять смысл ПЗ И ПС химических элементов; показывать значение ПЗ для развития науки, техники и производства.

Требования к усвоению фактов:

Уметь сравнивать состав и свойства изученных веществ, анализировать результаты наблюдаемых опытов, объяснять химические реакции, устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений.

Требования к усвоению химического языка:

Знать символы химических элементов (20), уметь разъяснять смысл химических формул. Уметь составлять схемы строения атомов элементов первых трёх периодов с указанием числа электронов в электронных слоях, определять степень окисления элементов по формулам соединений. Давать полную характеристику химических элементов на основе атомно-молекулярного строения и положения в ПСХЭ. Знать свойства амфотерных соединений. Генетические ряды переходного элемента.

Тема 1. Металлы (8 час)

Положение  металлов  в  периодической  системе  Д.И.  Менделеева. Общие  физические   и химические свойства  металлов. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Сплавы, их свойства и значение. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов металлов 1 и 2 главных подгрупп 1 и 2 групп ПСХЭ.  Важнейшие  соединения металлов,  их  свойства  и  применение  в  народном  хозяйстве.  Калийные удобрения.  Алюминий.  Строение атома, физические и химические свойства алюминия и его соединений. Применение алюминия и его соединений. Железо, свойства и  значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства.

 Демонстрации.  Образцы  сплавов. Взаимодействие  металлов  с неметаллами. Получение гидроксидов железа.

Лабораторные опыты.

1. Ознакомление с металлами.

2. Ознакомление со сплавами металлов.

3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.

4. Ознакомление с образцами важнейших солей натрия и калия.  

Практическое занятие №1  

1.Осуществление цепочки  химических превращений.

Контрольная работа №2

Требования к усвоению теоретического учебного материала по теме:«Металлы».

Знать характерные свойства металлов, особенность связи в них, коррозию, её типы; давать определения следующим понятиям: алюмотермия, кальциетермия, магниетермия; понятие о металлургии и её видах. Знать строение электронной оболочки атома железа, качественные реакции на ионы железа(+2) и (+3), генетические ряды железа(+2) и (+3). Уметь

Требования к усвоению фактов:

Знать важнейшие  общие свойства, получение  и применение металлов, устанавливать связи между строением и свойствами, применением веществ и делать выводы и обобщения.

Требования к усвоению химического языка:

Уметь составлять уравнения химических реакций, полные и сокращённые ионные уравнения изученных реакций или аналогичных им.

Тема 2. Неметаллы (8час)

Общая  характеристика  неметаллов: аллотропия, физические и химические свойства неметаллов.Водород. Галогены. Краткие  сведения  о  хлоре,  броме,  фторе  и  йоде.  Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве. Сера, серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве, производство серной кислоты. Азот. Аммиак. азотные удобрения.  Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Соединения фосфора и их применение. Фосфорные удобрения. Углерод и его оксиды. Строение  атома углерода, аллотропия.    Карбонаты  их  значение  в природе и жизни человека. Кремний и  оксид  кремния: свойства и применение.  Значение соединений  кремния  в  живой  и  неживой  природе.  Понятие  о  силикатной промышленности.

Демонстрации.

Образцы  природных  соединений  хлора,  серы, фосфора,  углерода,  кремния.  Образцы  важнейших  для  народного  хозяйства сульфатов,  нитратов,  карбонатов,  фосфатов.  Образцы  стекла,  керамики, цемента.

  Лабораторные опыты.

5. Получение углекислого газа и изучение его свойств.

6. Ознакомление с природными силикатами и с продукцией силикатной промышленности.

Практические занятие №2-№3.  

2. Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода».

3. Получение, собирание и распознавание аммиака.

Контрольная работа №3

Требования к усвоению теоретического учебного материала по теме: «Неметаллы».

Знать характерные свойства неметаллов, особенность связи в них. Знать строение электронной оболочки атомов  неметаллов, качественные реакции на ионы , генетические ряды неметаллов. Уметь составлять уравнения химических реакций, полные и сокращённые ионные уравнения изученных реакций или аналогичных им.

Требования к усвоению фактов:

Знать важнейшие  общие свойства, получение  и применение неметаллов, устанавливать связи между строением и свойствами, применением веществ и делать выводы и обобщения. Знать важнейшие свойства и применение: кислорода, водорода, галогенов, серы, азота, аммиака, углерода, кремния; аллотропных видоизменений углерода, оксидов углерода (2) и (4), карбонатов; важнейшие минеральные удобрения (азотные, калийные, фосфорные), круговороты веществ в природе и условия их осуществления.

Требования к усвоению химического языка:

Уметь составлять уравнения химических реакций, полные и сокращённые ионные уравнения изученных реакций или аналогичных им.

Требования к выполнению химического эксперимента:

Знать правила работы с веществами, проводить качественные реакции на ионы .

Уметь составлять полные и сокращенные уравнения химических реакций и разъяснять их смысл в свете теории электролитической диссоциации и о строении вещества; Знать устройство простейших приборов для получения газов и галогеноводородов; уметь определять хлорид-ионы, сульфат-ионы, карбонат-оины, ионы аммония

 Тема 3.Органические вещества (12 час)

Вещества  органические  и  неорганические. Теория  строения органических соединений А.М. Бутлерова. Алканы. Строение молекул метана. Понятие о гомологическом ряде. Изомерия углеродного скелета. Химические свойства алканов. Применение метана. Алкены на примере этилена. Реакция полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение Понятие  об  одноатомных,  двухатомных  и  трехатомных спиртах.  Алкины. Ацетилен.

Уксусный альдегид. Уксусная кислота. Сложные  эфиры.  Жиры. Белки. Углеводы.  Глюкоза,  ее  свойства  и  значение.  Крахмал  и целлюлоза, их биологическая роль.

Демонстрации.

Модели  молекул  метана  и  других  углеводородов.  Цветные реакции белков. Гидролиз глюкозы и крахмала.

Лабораторные опыты.

8. Изготовление моделей молекул углеводородов.

Практическое занятие №4.

Решение  экспериментальных  задач  на  распознавание  органических

веществ с использованием качественных реакций

Контрольная работа №4

Требования к усвоению теоретического учебного материала по теме:

«Органические вещества»

Знать основные понятия органической химии: гомологи, изомеры, органические вещества, пептидная связь. Иметь представление о строении алканов, алкенов,спиртов, карбоновых кислот, аминокислот, белков, углеводов, полимеров. Уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующие их основные химические свойства.

Требования к усвоению фактов:

Знать важнейшие  общие свойства, получение  и применение органических веществ, их практическое значение, устанавливать связи между строением и свойствами, применением веществ и делать выводы и обобщения. Уметь пользоваться сравнением, анализом и синтезом, систематизацией и обобщением на учебном материале органической химии; высказывать  суждения о свойствах веществ на основе их строения и о строении веществ- по их свойствам.

Требования к усвоению химического языка:

Уметь составлять уравнения изученных реакций или аналогичных им. Знать и уметь разъяснять смысл структурных формул органических веществ, геометрическую структуру полимеров. Уметь составлять структурные формулы изучаемых органических веществ, называть вещества по современной номенклатуре, Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих свойства органических веществ, их генетическую связь.

Требования к решению расчётных задач:

Уметь вычислять массу веществ по массе, объёму и количеству вещества- продуктов его сгорания.

Повторение - 3 час

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

Неорганическая химия

1.        Требования к усвоению   теоретического   учебного    материала.

Знать сущность электролитической диссоциации. Уметь составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакций, давать определения и применять понятия: сильные и слабые электролиты, реакции ионного обмена, кислота, основание, амфотерное соединение, соль, металлическая связь, электролиз, жесткость воды, коррозия металлов.

Уметь раскрывать на примерах взаимосвязь теории и практики.

2.        Требования к усвоению фактов. Знать важнейшие свойства и применение серы, серной кислоты, азота, аммиака, азотной кислоты, нитратов; аллотропных видоизменений углерода, оксидов углерода (II) и (IV), карбонатов; кремния, оксида кремния (IV),силикатов; общие свойства металлов, их оксидов и гидроксидов; важнейшие минеральные удобрения (азотные, фосфорные, калийные); общие научные принципы химического производства.

Уметь на основе изученных теорий и законов устанавливать причинно-следственные связи между строением, свойствами, применением веществ; делать выводы и обобщения.

  1. Требования к усвоению химического языка. Уметь составлять уравнения диссоциации кислот, щелочей, солей; полные и сокращенные ионные уравнения изученных реакций или аналогичных им.
  2. Требования к выполнению химического эксперимента. Знать устройство простейших приборов для получения и собирания газов: аммиака, оксида углерода (IV) и уметь ими пользоваться; уметь определять: сульфат-ионы, нитрат-ионы, карбонат-ионы, ионы аммония, распознавать важнейшие газы.
  3. Требования к решению расчетных задач. Уметь проводить расчеты по термохимическим уравнениям.      

Органическая химия

1.Требования к усвоению  теоретического   учебного   материала.

Знать основные положения теории химического строения веществ, гомологию, структурную и  геометрическую изомерию, важнейшие функциональные группы органических веществ, виды связей (одинарную, двойную, тройную, водородную), их электронную трактовку и влияние на свойства веществ.

Знать основные понятия химии высокомолекулярных веществ: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации, линейная, разветвленная и пространственная структуры, влияние строения на свойства полимеров.

Уметь разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство органических и неорганических веществ,

        2.Требования к усвоению фактов. Знать строение, свойства и практическое значение предельных, непредельных углеводородов, одноатомных и многоатомных спиртов, карбоновых кислот, жиров, углеводов, аминокислот, белков, полимеров. Знать особенности строения, свойства и применения важнейших представителей изученных классов.

Уметь пользоваться сравнением и обобщением на учебном материале органической химии.

        3.Требования к усвоению химического языка. Знать и уметь разъяснять смысл формул органических веществ, геометрическую структуру полимеров.

Уметь составлять структурные формулы изучаемых органических веществ, называть вещества, составлять уравнения реакций, характеризующих свойства органических веществ, их генетическую связь.

        4.Требования к выполнению химического эксперимента. Знать правила работы с изученными органическими веществами и оборудованием, токсичность и пожарную опасность органических соединений.

        

Учебно-тематическое планирование

9 класс (35 час)

п/п

Название раздела и темы

Всего часов

В том числе

Лабор./

практ.

контр

 раб

Введение. Общая характеристика химических элементов

4

                                1

1

Металлы

8

              1                       1

2

Неметаллы

8

           2                   1

3

Органические вещества

12

         1                  1                

4

Повторение

3

Итого

       4                 4      

Основные требования к уровню подготовки выпускников

1.        Требования к усвоению теоретического учебного материала.

Знать основные положения атомно-молекулярного учения, в свете которого уметь применять понятия: относительная атомная и относительная молекулярная массы, количество вещества, молярная масса, молярный объем, относительная плотность газов, простые и сложные вещества, химический элемент, оксиды, основания, кислоты, соли, химическая реакция, типы реакций (разложения, соединения, замещения, обмена), реакция нейтрализации как вид реакции обмена.

Понимать закон сохранения массы веществ, уметь разъяснять на примерах его значение, применять закон при составлении уравнений реакций и проведении расчетов.

Понимать современную формулировку периодического закона, основные закономерности периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, распределение электронов в атомах химических элементов первых трех периодов. Уметь дать общую  характеристику химических элементов по положению в периодической системе и строению атомов; определять и применять понятия: ковалентная связь (полярная и неполярная), ионная связь, степень окисления, кристаллическая решетка (ионная, атомная, молекулярная), изотопы.

Уметь на основе знаний периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева и строения атомов составлять формулы типичных соединений элементов первых трех периодов, определять в них вид химической связи.

Уметь разъяснять смысл периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева; показывать значение периодического закона для развития науки и производства.

2.        Требования к усвоению фактов. Знать состав молекул кислорода, водорода, воды, состав изученных оксидов, оснований, кислот, солей; свойства и применение соляной кислоты и серной кислот.

Уметь сравнивать состав и свойства изученных веществ, анализировать результаты наблюдаемых опытов, устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между составом вещества, его свойствами и применением.

3.        Требования к усвоению химического языка. Знать символы химических элементов ( 20), уметь разъяснять смысл химических формул и уравнений.

Уметь составлять формулы соединений, состоящих из двух химических элементов, формулы оснований и солей; давать названия изученным оксидам, основаниям, кислотам, солям; составлять уравнения изученных реакций.

Уметь составлять схемы строения атомов элементов первых трех периодов с указанием числа электронов в электронных слоях, определять степень окисления элементов по формулам соединений, составлять формулы высших оксидов химических элементов и соответствующих оснований и кислот, водородных соединений неметаллов по положению химических элементов в периодической системе.

4.        Требования к выполнению химического эксперимента. Знать правила работы с веществами и простейшим оборудованием.

Уметь обращаться с пробирками, мерными сосудами, лабораторным штативом, спиртовкой или газовой горелкой; растворять твердые вещества, проводить нагревание, фильтрование; обращаться с растворами кислот и щелочей; собирать из готовых деталей приборы для получения газов и наполнять ими сосуды вытеснением воздуха и воды; соблюдать правила техники безопасности. Уметь определять кислород, водород, углекислый газ, растворы кислот и щелочей, иод- и хлориды.

Уметь получать хлороводород реакцией обмена и растворять его в воде.

5.        Требования к решению расчетных задач. Уметь вычислять по химическим формулам  относительные молекулярные массы веществ.

  1. Уметь вычислять массы веществ. Уметь проводить расчеты по термохимическим уравнениям.      

Литература и средства обучения

Литература

  1. Химия  в  схемах  и  таблицах  для  8-9  классов.  Санкт-Петербург    «Издательство «Тригон»», 2005.
  2. Химия  8-9  классы.  Дидактические  карточки.  Москва  «Вентана-    Граф», 2004.
  3. Я  иду  на  урок  химии.  8-11  классы.  Книга  для  учителя.  Москва    «Первое сентября», 2012.
  4. Тесты.  Неорганическая  химия.  Общая  химия.  Органическая   химия. Ю.А.Шмаков, Саратов «Лицей», 2002.
  5. 500 задач по химии. 8-11 класс. Г.Л.Маршанова.Москва «Издат - школа» «Райд», 1997.
  6. «Изучаем  химию  в  8-9  классе».  Методическое  пособие  для   учителя. Москва «Блин и к», 2001.

Эти  пособия  рекомендуется  использовать,  так  как  задания дифференцированы.

Средства обучения

    Наглядные пособия:  серии таблиц по неорганической, органической химии, химическим производствам, коллекции, модели молекул, наборы моделей атомов для составления моделей молекул,  комплект кристаллических решеток, таблица химических элементов Д.И. Менделеева.  

  Приборы, наборы посуды, лабораторных принадлежностей для химического эксперимента, наборы реактивов. Наличие лабораторного оборудования и реактивов позволяет формировать культуру безопасного обращения с веществами, выполнять эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, проводить экспериментальные работы исследовательского характера.  

Компьютер, мультимедийный проектор. DVD-диски обучающего характера.  

Календарно-тематическое планирование

8 класс (35ч)

Дата проведения

Тема урока

Виды работ по

развитию речи

Примечания

план

факт

Тема 1.

Введение. Первоначальные

химические понятия (4ч)

1

Предмет химии. Вещества. Превращение веществ.

Развитие  умения

давать  полные

ответы на вопросы

учителя.

Обогащение

словарного запаса

химическими

терминами

2

Практическая  работа    №1

Знакомство  с  химической

лабораторией.  Оборудование.

Техника безопасности.

Наблюдения  за  изменениями,

происходящими с горящей свечой, их описание

Умение правильно

комментировать

проводимые

лабораторные и

практические

работы.

3

Периодическая система химических элементов. Знаки химических элементов. Химические формулы Относительная  атомная

молекулярная массы.

Работе  с  текстом

учебника, упр-я  в  правильности

называния хим.

терминов, объектов.

4

Расчеты по химической формуле

вещества

Тема 2.

Атомы химических элементов (5ч)

5

Основные сведения о строении

атомов. Химический элемент. Строение электронных  

оболочек атомов

Сообщения:

Парацельс;

Д.И.Менделеев;

Джон Дальтон  

М. Ломоносов

 А. Авогадро

6

ПЗ и ПСХЭ и строение атома

Развитие умения

строить рассказ по опорным словам и конспектам

7

Понятие о типах химической связи

8

Обобщение темы

Коррекция знаний

9

Контрольная работа №1  

по темам: Первоначальные

химические понятия, Атомы

  химических элементов

Тема 3.

Простые вещества (3ч)

Развитие  умения

строить словесный план

10

Простые вещества: металлы и неметаллы. Количество вещества. Молекулярная и молярная массы. Молярный объем газов. Закон Авогадро.

11

Решение задач с использованием

понятий «количество вещества», «молярная масса», «Молярный объем», «число Авогадро».

12

 Контрольная работа №2  

 По теме:«Простые вещества»

Обобщение и коррекция

Тема 4.

Соединения химических

элементов (7ч)

13

Степень окисления и валентность

Сообщение

 Р.Бойль

А.Лавуазье

К.Бертоли 

14

Важнейшие классы бинарных

соединений – оксиды и летучие

водородные соединения.

Развитие  умения

строить рассказ по ОК.

15

Основания. Кислоты. Соли. Оксиды

Правильное

использование

хим.терминов

16

Кристаллические решетки.

17

Чистые вещества и смеси.

Практическая работа №2

«Анализ почвы и воды».

Умение правильно

комментировать

проводимые

лабораторные и

практические

работы.

18

Обобщение и коррекция знаний по теме «Соединения

химических элементов»

Правильное

использование

хим.терминов

19

Контрольная работа №3  

 По теме: Соединения хим. эл-тов

Обобщение и коррекция

Тема 5.

Изменения, происходящие с

веществами (5ч)

20

Физические явления и химические реакции

Правильное

использование

хим.терминов

21

Решение задач и упражнений.

22

Типы химических реакций

23

Химические уравнения.

Практическая работа №3

«Признаки химических реакций».

Умение правильно

комментировать

проводимые

лабор. и

практ.работы.

24

Обобщение и коррекция знаний  по теме: «Изменения, происходящие с веществами».

Работа над пробелами знаний

Тема 6.

Свойства растворов электролитов (8ч)

25

Электролитическая диссоциация Растворение. Растворимость веществ в воде.

Сообщение

«С.Аррениус» Развитие умения

строить рассказ по опорным

словам, конспектам.

26

Основные положения теории

электролитической диссоциации

27

Диссоциация кислот, оснований,

солей. оксидов

2829

Ионные уравнения.

30

 Практическая работа №4 Получение кислорода

 Умение правильно

комментировать

проводимые

лабор. и практ.

работы.

31

Практическая работа №5

Условия протекания между растворами электролитов

32

Контрольная работа №4

 По теме:  «Изменения, происходящие с веществами

Обобщение и коррекция

3334

Повторение

Итоговое занятие

"Химия вокруг нас"

Развитие  словесный умения

строить план

35

Календарно-тематическое планирование

9 класс (35ч)

№п/п

Дата

проведения

Тема урока

Виды работ по

развитию речи

Примечания

план

факт

Введение. Общая характеристика

химических элементов (4ч)

1

Периодический закон и перио-

дическая система химических

элементов Менделеева в свете

 учения о строении атома

Развитие умения

давать полные

ответы на  вопросы

учителя.

2

Характеристика химического

элемента на основании его

положения в ПС Менделеева.

Обогащение

словарного

запаса

химическими

терминами

3

Характеристика химического

элемента по кислотно-основным свойствам образуемых им соединений.  

4

  Контрольная работа №1

по теме"Общая характер-ка химических элементов"

Коррекция знаний

Тема№1 Металлы (8ч)

5

Положение металлов в ПС

Д.И. Менделеева и строение их атомов. Физические свойства металлов.  Сплавы.

Развитие умения

строить рассказ

по опорным

словам и

конспектам.

6

Химические свойства металлов.  Получение металлов.  Коррозия металлов.

7

Алюминий.

Развитие умения

строить словесный

план

8

Практическая работа №1

 "Осуществление цепочки химических превращений".

Умение правильно

комментировать

проводимые лабор.

и практ. работы.

9

Железо.

Правильное

использование

хим.термиинов

10

Решение задач и упражнений.

Развитие умения

строить план

11

Обобщения  и коррекции знаний по теме: "Металлы"

Правильное использование хим.

терминов

12

Контрольная работа№2  

 по теме"Металлы".

Коррекция знаний

Тема№2 Неметаллы (8ч)

13

Неметаллы: атомы и простые

вещества. Кислород, озон, воздух. Химические элементы

в клетках живых организмов

Правильное

использование

химических

терминов.

14

Практическая работа№2  

экспериментальные задачи по теме "Подгруппа кислорода".

Умение правильно

комментировать

проводимые лабор.

и практ. работы.

15

Водород.  Галогены. Получение.  Биологическое

значение и применение галогенов и их соединений

Правильное

использование

химических

терминов.

16

Кислород. Сера. Соединения серы. Азот.  Кислородные соединения азота. Аммиак. Соли аммония.

17

Практическая работа№3

 "Получение, собирание и

распознавание аммиака".

Умение правильно

комментировать

проводимые лабор.

и практ. работы.

18

Фосфор и его соединения. Углерод. Кремний и его соединения.

Правильное

использование

химических

терминов.

19

Обобщение и коррекция знаний по теме "Неметаллы".

Развитие умения

строить план

20

Контрольная работа№3

"Неметаллы".

Коррекция знаний

Тема№3

"Органические вещества"

(12ч)

21

Предмет органической химии.

Умение строить

рассказ  по

концептуальным

таблицам  и

схемам.

22

Предельные углеводороды.

23

Непредельные углеводороды.

Этилен. Полиэтилен

24

Спирты.

25

Предельные одноосновные

карбоновые кислоты.

26

Сложные эфиры. Жиры.

Развитие умения

строить план

27

Аминокислоты и белки.

28

Углеводы.

29

Полимеры.

30

Практическая работа№4 

 "Решение экспериментальных задач на распознавание

органических веществ с

использованием

качественных реакций".

Умение правильно

комментировать

проводимые лабор.

и практ. работы.

31

Обобщение и коррекция знаний по теме

"Органические вещества"

Правильное

использование

химических

терминов.

32

Контрольная работа№4  

"Органические вещества".

Коррекция знаний

33,34,35

Повторение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие компетенций учащихся на уроке специальности класс баян

Из многочисленных определений понятия «компетентность» я выбрала определение доктора педагогических наук, академика  Международной педагогической академии Хуторского  Андрея  Викт...

Рабочая программа по предмету "Биология"для обучающихся 6-9 специальных классов седьмого вида.

Рабочая программа, рекомендованная Министерством общего и профессионального образования РФ для 6-9 классов коррекционно-развивающего обучения, построена с учетом специфики усвоения учебного материала ...

Презентация по чтению и развитию речи на тему «Д. Хармс «Пушкин»» для 6 коррекционного (специального) класса 8 вида

Презентация  по чтению и развитию речи на тему «Д. Хармс «Пушкин»» для 6 коррекционного (специального) класса 8 вида. Презентация в доступной форме знакомит обучающихся со страницами биографии из...

Урок письма и развития речи в 6 коррекционном (специальном) классе 8 вида обучения на тему "Безударные падежные окончания существительных 3 склонения" Конспект +презентация

Урок письма и развития речи в 6 коррекционном (специальном) классе 8 вида обучения на тему "Безударные падежные окончания существительных 3 склонения". Материал содержит конспект урока и презентацию....

Презентация к уроку чтения и развития речи в 6 коррекционном (специальном) классе 8 вида обучения по теме "В. Бианки "Январь""

Презентация к уроку чтения и развития речи в 6 коррекционном (специальном) классе  8 вида обучения по теме "В. Бианки "Январь""...

КОНКУРСНО-ИГРОВАЯ ПРОГРАММА «В царство Дедушки Мороза», мероприятие для обучающихся 6 коррекционного (специального) класса 8 вида

КОНКУРСНО-ИГРОВАЯ  ПРОГРАММА  «В царство Дедушки Мороза», мероприятие для обучающихся 6 коррекционного (специального) класса 8 видаЦель: развивать познавательные и творческие способности дет...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ «В. Бианки «Ноябрь»» К УРОКУ ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ В 6 КОРРЕКЦИОННОМ (СПЕЦИАЛЬНОМ) КЛАССЕ 8 вида обучения

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ  «В. Бианки «Ноябрь»» К УРОКУ  ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ  В 6 КОРРЕКЦИОННОМ (СПЕЦИАЛЬНОМ) КЛАССЕ 8 вида обучения...