Рабочая программа по химии 10 - 11 класса
рабочая программа по химии (10, 11 класс) на тему

Самородова Лидия Алексеевна

Рабочая программа по химии в 10 - 11  классах  составлена на основе:

- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;

- примерной программы  среднего (полного) общего образования  по химии (базовый уровень);

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_himii_10-11.doc182.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по химии в 10 - 11  классах  составлена на основе:

- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;

- примерной программы  среднего (полного) общего образования  по химии (базовый уровень);

- программы курса химии для   10-11  классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень).  (Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008. -56с.)

Программа раскрывает содержание обучения химии учащихся в 10-11 классах общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Она рассчитана на 140 часов в год (2 часа в неделю).

           Учебники соответствуют федеральному перечню:

Химия. Органическая химия. 10 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. – 13 изд.- М.: Просвещение, 2009.- 192 с.

Химия. Основы общей химии. 11 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. – 12-е изд.- М.: Просвещение, 2009.- 159 с.

.

Данный курс учащиеся изучают после курса химии для 8 – 9 классов, где они познакомились с важнейшими химическими понятиями, неорганическими и органическими веществами, применяемыми в промышленности и в повседневной жизни.

Изучение химии   на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1.  освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, о важнейших химических понятиях, законах и теориях;
  1.  овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и  свойств веществ, для оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
  2.  развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
  3. воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
  4.  применение полученных знаний и умений для безопасного использования  веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «химия» в старшей школе на базовом уровне являются:

-        умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения  и оценки результата);

-        определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

-        умения развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

-        оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде;

-        выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований;

-        использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания базы данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Общая характеристика учебного предмета.

Настоящая программа составлена для учащихся химии 10—11 классов общеобразовательных учреждений на базовом уровне 140 ч/год (2 ч/нед.).

В курсе 10 класса изучается органическая химия, теоретическую основу которой составляет современная теория строения органических соединений, показывающая единство химического, электронного и пространственного строения, явления гомологии и изомерии, классификация и номенклатура органических соединений. Весь курс  пронизан идеей зависимости свойств веществ от состава и их строения, от характера функциональных групп, а также генетических связей  между классами органических соединений.

В данном курсе содержатся важнейшие сведения  об отдельных веществах и синтетических материалах, о лекарственных препаратах, способствующих формированию здорового образа жизни и общей культуры человека.

Ведущая роль в раскрытии содержания курса химии 11 класса принадлежит электронной теории, периодическому закону и системе химических элементов как наиболее общим научным основам химии.

В данном курсе систематизируются, обобщаются и углубляются знания о ранее изученных теориях и законах химической науки, химических процессах и производствах. В этом учащимся помогают различные наглядные схемы и таблицы, которые позволяют выделить самое главное, самое существенное.

Содержание этих разделов химии раскрывается во взаимосвязи органических и неорганических веществ.

Особое внимание уделено химическому эксперименту, который является основой формирования теоретических знаний. В конце курса выделены четыре практических занятия обобщающего характера: решение экспериментальных задач по органической и неорганической химии, получение, собирание и распознавание газов.

Описание места предмета в учебном плане

1) По базисному учебному плану  на преподавание химии предусмотрено по одному часу в 10-11 классах. Рабочая программа составлена из расчета 2-х часов в каждом классе, т.к. из школьного компонента выделено дополнительно по одному часу для выполнения программы в полном объеме.

2) По учебному плану образовательного учреждения рабочая программа для 10-11  классов предусматривает обучение химии  в объеме 140 часов.

           10 класс  - 70  часов в год, 2 часа в неделю (35 учебных недель);

                11 класс  - 70 часов в год, 2 часа в неделю (35 учебных недель).

По Рабочей программе в 10 классе практических работ – 6, контрольных работ -  4. Лабораторных опытов  – 18.

Распределение часов по темам составлено на основе авторской программы с использованием резервного времени. Резервное время в 10 классе (4 часа) распределено следующим образом: 2 часа включено в тему «Природные источники углеводородов» с целью увеличения времени для изучения фундаментальных понятий химии таких, как объемные доли, массовые и доли выхода продукта реакции . Данная тема достаточно объемная, содержит много фактического материала. 1 час  включен в тему «Карбоновые кислоты» и 1 час «Высокомолекулярные соединения» с целью увеличения времени для изучения фундаментальных понятий химии таких, как полимеры, получаемые в реакциях поликонденсации, фенолформальдегидные смолы.  Формулировка названий разделов и  тем  соответствует  авторской программе.

В 11 классе   10 часов  практических работ (2 работы по 1 часу и  4 работы двухчасовые) и 4 контрольных работы. Лабораторных опытов  – 5.

Распределение часов по темам составлено на основе авторской программы с использованием резервного времени. Резервное время в 11 классе (9 часов) распределено следующим образом: 1 час включено в тему «Строение вещества» с целью увеличения времени для изучения фундаментальных понятий химии таких, как ионная, водородная, ковалентная, металлическая связи, пространственное строение молекул неорганических и органических веществ, дисперсные системы. Данная тема достаточно объемная, содержит много фактического материала. 3 часа  включено в тему «Генетическая связь неорганических и органических веществ. Практикум» с целью увеличения времени для решения расчетных задач.  Формулировка названий разделов и  тем  соответствует  авторской программе.

При организации учебного процесса используются следующие формы: уроки изучения новых знаний, уроки закрепления знаний, комбинированные уроки, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки контроля, практические работы, а также сочетание указанных форм.

Описание ценностно - ориентированного содержания учебного предмета

                Ценностные ориентиры курса химии в основной школе определяются спецификой химии как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), поэтому в качестве ценностнных  ориентиров химического образования выступают объекты, изучаемые в курсе химии, к которому у обучающихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

          Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у обучающихся в процессе изучения химии, проявляются:

  • в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
  • в ценности химических методов исследования живой и неживой природы;
  • в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного  стремления к Истине.

В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса химии  могут рассматриваться как формирование:

  • уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
  • понимания необходимости здорового образа жизни;
  • потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
  • сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.

                    Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание у учащихся:

  • правильного использования химической терминологии и символики;
  • потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
  • способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

                              Требования к результатам обучения.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

 • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;

 • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

 • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

 • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

 • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

 • анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

 • выявлять причины и следствия простых явлений;

 • осуществлять сравнение и классификацию,

самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

 • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

 • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

 • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);

 • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);

 • определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достовер-

ность.

Коммуникативные УУД:

 • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

 • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

 • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

 • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство

(аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

 • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций

             Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:

важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;

определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д. И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, интернет-ресурсов);

использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:

• объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

• определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

• экологически грамотного поведения в окружающей среде;

• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

• безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
• приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

• критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся

Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:

  • глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
  • осознанность (соответствие требуемым в программе применять полученную информацию);
  • полнота (соответствие объему программы и информации учебника).

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон,  правило и т.д. или ученик не смог применить теоретические  знания для объяснения и предсказания  явлений, установлении причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнений реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

 Оценка теоретических знаний        

Отметка «5» :

ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

ответ самостоятельный.

        Ответ «4» ;

ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

материал изложен в определенной логической последовательности,  при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

        Отметка «З» :

ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

        Отметка «2» :

при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки,  которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя,   отсутствие ответа.

Отметка «1»;

отсутствие ответа

Оценка экспериментальных умений

Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

работа выполнена полностью и правильно,  сделаны правильные наблюдения и выводы;

эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

        Отметка «4» :

работа выполнена правильно,  сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

        Отметка «3»:

работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении,  в оформлении работы,   в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием,   которая исправляется по требованию учителя.

        Отметка «2»:

допущены две  (и более)  существенные  ошибки в ходе:  эксперимента, в объяснении,  в оформлении работы,  в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием,  которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Отметка «1»:

работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.

Оценка умений решать экспериментальные задачи

Отметка «5»:

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;

дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4» :

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.

Отметка «3»:

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но  допущена  существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка «2»:

допущены две (и более)  существенные ошибки в  плане решения, в подборе  химических реактивов и оборудования, в  объяснении и выводах.

Отметка «1»:

задача не решена.

Оценка умений решать расчетные  задачи

        Отметка «5»:

в логическом рассуждении и решении нет ошибок,  задача решена рациональным способом.

        Отметка «4»:

в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом,  или допущено не более двух несущественных ошибок.

        Отметка «3»:

в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

        Отметка «2»:

имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

отсутствие ответа на задание.

Отметка «1»:

задача не решена.

Оценка письменных контрольных работ

        Отметка «5»:

ответ полный и правильный,  возможна несущественная ошибка.

        Отметка «4»:

ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

        Отметка «3»:

работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

        Отметка «2»:

работа выполнена меньше  чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Отметка «1»:

работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.

Оценка тестовых работ

        Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов

• нет ошибок — отметка «5»;

• одна ошибка - отметка «4»;

• две ошибки — отметка  «З»;

• три ошибки —  отметка «2».

Для теста из 30 вопросов:

• 25—З0 правильных ответов — отметка  «5»;

• 19—24 правильных ответов —  отметка «4»;

• 12—18 правильных ответов — «отметка З»;

• меньше 12 правильных ответов — отметка «2».

Оценка реферата

Реферат оценивается по следующим критериям:

• соблюдение требований к его оформлению;

• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.

   СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10 класс

70 ч/год (2 ч/неделю.; )

ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Тема 1. Теоретические основы органической химии (4 ч)

Формирование органической химии как науки. Органические вещества. Органическая химия. Теория строения органических соединений
А. М. Бутлерова. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд. Гомологи.

Структурная изомерия. Номенклатура. Значение теории строения органических соединений.

Электронная природа химических связей в органических соединениях. Способы разрыва связей в молекулах органических веществ. Электрофилы. Нуклеофилы.

Классификация органических соединений.

Демонстрации. Ознакомление с образцами органических веществ и материалов. Модели молекул органических веществ. Растворимость органических веществ в воде и неводных растворителях. Плавление, обугливание и горение органических веществ.

УГЛЕВОДОРОДЫ  (23 ч)

Тема 2. Предельные углеводороды (алканы) (7 ч)

Электронное и пространственное строение алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Физические и химические свойства алканов. Реакция замещения. Получение и применение алканов.

Циклоалканы. Строение молекул, гомологический ряд. Нахождение
в природе. Физические и химические свойства.

Демонстрации. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение алканов  к кислотам, щелочам, к раствору перманганата калия и бромной воде.

Лабораторные опыты.Изготовление моделей молекул углеводородов  и галогенопроизводных.

Практическая работа. Качественное определение углерода, водорода
и хлора в органических веществах.

Расчетные задачи. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания.

Тема 3. Непредельные углеводороды (6 ч)

Алкены. Электронное и пространственное строение алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис-, транс-изомерия. Химические свойства: реакции окисления, присоединения, полимеризации. Правило Марковникова. Получение и применение алкенов.

Алкадиены. Строение. Свойства, применение. Природный каучук.

Алкины. Электронное и пространственное строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакции присоединения и замещения. Получение. Применение.

Демонстрации. Получение ацетилена в лаборатории. Реакция ацетилена с раствором перманганата калия и бромной водой. Горение ацетилена. Разложение каучука при нагревании и испытание продуктов разложения.

Практическая работа. Получение этилена и изучение его свойств.

Тема 4. Ароматические углеводороды (арены) (4 ч)

Арены. Электронное и пространственное строение бензола. Изомерия
и номенклатура. Физические и химические свойства бензола. Гомологи бензола. Особенности химических свойств гомологов бензола на примере толуола. Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов.

Демонстрации. Бензол как растворитель, горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Окисление толуола.

Тема 5. Природные источники углеводородов (8 ч)

Природный газ. Попутные нефтяные газы. Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы переработки нефти. Перегонка. Крекинг термический и каталитический. Коксохимическое производство.

Лабораторные опыты. Ознакомление c образцами продуктов нефтепереработки.

Расчетные задачи. Определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (25 ч)

Тема 6. Спирты и фенолы (6 ч)

Одноатомные предельные спирты. Строение молекул, функциональная группа. Водородная связь. Изомерия и номенклатура. Свойства метанола (этанола), получение и применение. Физиологическое действие спиртов
на организм человека. Генетическая связь одноатомных предельных спиртов с углеводородами.

Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение.

Фенолы. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов
в молекуле на примере молекулы фенола.
 Свойства фенола. Токсичность фенола и его соединений. Применение фенола.

Демонстрации. Взаимодействие фенола с бромной водой и раствором гидроксида натрия.

Лабораторные опыты. Растворение глицерина в воде. Реакция глицерина с гидроксидом меди(II).

Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке.

Тема 7. Альдегиды, кетоны (3 ч)

Альдегиды. Строение молекулы формальдегида. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства альдегидов. Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение.

Ацетон — представитель кетонов. Строение молекулы. Применение.

Демонстрации. Взаимодействие метаналя (этаналя) с аммиачным раствором оксида серебра(I) и гидроксида меди(II). Растворение в ацетоне различных органических веществ.

Лабораторные опыты. Получение этаналя окислением этанола. Окисление метаналя (этаналя) аммиачным раствором оксида серебра(I).
Окисление метаналя (этаналя) гидроксидом меди(II).

Тема 8. Карбоновые кислоты (7 ч)

Одноосновные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства карбоновых кислот. Реакция этерификации. Получение карбоновых кислот и применение.

Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах.

Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.

Практические работы

  • Получение и свойства карбоновых кислот.
  • Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ.

Тема 9. Сложные эфиры. Жиры (3 ч)

Сложные эфиры: свойства, получение, применение. Жиры. Строение жиров. Жиры в природе. Свойства. Применение.

Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии.

Лабораторные опыты. Растворимость жиров, доказательство
их непредельного характера, омыление жиров. Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств. Знакомство с образцами моющих средств. Изучение их состава и инструкций по применению.

Тема 10. Углеводы (7 ч)

Глюкоза. Строение молекулы. Оптическая (зеркальная) изомерия.
Фруктоза — изомер глюкозы. Свойства глюкозы. Применение. Сахароза. Строение молекулы. Свойства, применение.

Крахмал и целлюлоза — представители природных полимеров. Реакция поликонденсации. Физические и химические свойства. Нахождение
в природе. Применение. Ацетатное волокно.

Лабораторные опыты. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II).  Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра(I).  Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция. Взаимодействие крахмала с иодом. Гидролиз крахмала. Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон.

Практическая работа. Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ.

АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (7 ч)

Тема 11. Амины и аминокислоты (3 ч)

Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Физические и химические свойства. Строение молекулы анилина. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы анилина. Свойства анилина. Применение.

Аминокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Применение. Генетическая связь аминокислот с другими классами органических соединений.

Тема 12. Белки (4 ч)

Белки — природные полимеры. Состав и строение. Физические
и химические свойства. Превращение белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков.

Понятие об азотсодержащих гетероциклических соединениях. Пиридин. Пиррол. Пиримидиновые и пуриновые основания. Нуклеиновые кислоты: cостав, строение.

Химия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.

Демонстрации. Окраска ткани анилиновым красителем. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот.

Лабораторные опыты. Цветные реакции на белки (биуретовая и ксантопротеиновая реакции).

ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕИЯ (8 ч)

Тема 13. Синтетические полимеры (8 ч)

Понятие о высокомолекулярных соединениях. Полимеры, получаемые
в реакциях полимеризации. Строение молекул. Стереонерегулярное
и стереорегулярное строение полимеров. Полиэтилен. Полипропилен. Термопластичность. Полимеры, получаемые в реакциях поликонденсации. Фенолформальдегидные смолы. Термореактивность.

Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение.

Синтетические волокна. Капрон. Лавсан.

Обобщение знаний по курсу органической химии. Органическая химия, человек и природа.

Демонстрации. Образцы пластмасс, синтетических каучуков
и синтетических волокон.

Лабораторные опыты. Изучение свойств термопластичных полимеров. Определение хлора в поливинилхлориде. Изучение свойств синтетических волокон.

Практическая работа. Распознавание пластмасс и волокон.

Расчетные задачи. Определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

11 класс

70 ч/год (2 ч/нед.)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ

Тема 1. Важнейшие химические понятия и законы (3 ч)

Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества.

Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях, закон постоянства состава. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Тема 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева на основе учения о строении атомов (4 ч)

Атомные орбитали, s-, p-, d- и f-электроны. Особенности размещения электронов по орбиталям в атомах малых и больших периодов. Энергетические уровни, подуровни. Связь периодического закона и периодической системы химических элементов с теорией строения атомов. Короткий и длинный варианты таблицы химических элементов. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов.

Валентность и валентные возможности атомов. Периодическое изменение валентности и размеров атомов.

Расчетные задачи. Вычисления массы, объема или количества вещества по известной массе, объему или количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции.

Тема 3. Строение вещества (9 ч)

Химическая связь. Виды и механизмы образования химической связи. Ионная связь. Катионы и анионы. Ковалентная неполярная связь. Ковалентная полярная связь. Электроотрицательность. Степень окисления. Металлическая связь. Водородная связь. Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ.

Типы кристаллических решеток и свойства веществ.

Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия.

Дисперсные системы. Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация. Коллоидные растворы. Золи, гели.

Демонстрации. Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решеток. Эффект Тиндаля. Модели молекул изомеров, гомологов.

Практическая работа. Приготовление растворов с заданной молярной концентрацией.

Расчетные задачи. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если для его получения дан раствор с определенной массовой долей исходного вещества.

Тема 4. Химические реакции (13 ч)

Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.

Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Закон действующих масс. Энергия активации. Катализ и катализаторы. Обратимость реакций. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов. Принцип Ле Шателье. Производство серной кислоты контактным способом.

Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Кислотно-основные взаимодействия в растворах. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Ионное произведение воды. Водородный показатель (pH) раствора.

Гидролиз органических и неорганических соединений.

Демонстрации. Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры. Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора. Определение среды раствора с помощью универсального индикатора.

Лабораторные опыты. Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов.

Практическая работа. Влияние различных факторов на скорость химической реакции.

Расчетные задачи. Вычисления массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.

НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

Тема 5. Металлы (13 ч)

Положение металлов в периодической системе химических элементов
Д. И. Менделеева. Общие свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Электролиз растворов и расплавов.
Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.

Обзор металлов главных подгрупп (А-групп) периодической системы химических элементов.

Обзор металлов побочных подгрупп (Б-групп) периодической системы химических элементов (медь, цинк, титан, хром, железо, никель, платина).

Сплавы металлов.

Оксиды и гидроксиды металлов.

Демонстрации. Ознакомление с образцами металлов и их соединений. Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие меди с кислородом и серой. Электролиз раствора хлорида меди(II). Опыты по коррозии металлов и защите от нее.

Лабораторные опыты. Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей. Знакомство с образцами металлов и их рудами (работа с коллекциями).

Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям, связанные с массовой долей выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Тема 6. Неметаллы (8 ч)

Обзор свойств неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Оксиды неметаллов и кислородсодержащие кислоты. Водородные соединения неметаллов.

Демонстрации. Образцы неметаллов. Образцы оксидов неметаллов и кислородсодержащих кислот. Горение серы, фосфора, железа, магния в кислороде.

Лабораторные опыты. Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями (работа с коллекциями). Распознавание хлоридов, сульфатов, карбонатов.

Тема 7. Генетическая связь

неорганических и органических веществ. Практикум (12 + 3 ч)

Генетическая связь неорганических и органических веществ.

Практикум: решение экспериментальных задач по неорганической химии; решение экспериментальных задач по органической химии; решение практических расчетных задач; получение, собирание и распознавание газов.

УЧЕБНО  - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (10 класс)

пп

Тема

Количество часов по программе Н.Н.Гара

Количество часов по рабочей программе

В том числе практических работ

В том числе контрольных работ

1

Теоретические основы химии

4

4

-

-

2

Углеводороды.

Предельные углеводороды (алканы)

Практическая работа №1

 «Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических веществах»

7

7

1

1

3

Непредельные углеводороды.

Практическая работа №2

«Получение этилена и изучение его свойств»

6

6

1

-

4

Ароматические углеводороды (арены)

4

4

-

-

5

Природные источники углеводородов

6

6 + 2

-

1

6

Кислородсодержащие органические соединения.

Спирты и фенолы

6

6

-

-

7

Альдегиды и кетоны  

3

3

-

-

8

Карбоновые кислоты

6

6 + 1

2

1

9.

Сложные эфиры. Жиры

3

3

-

-

10.

Углеводы

7

7

1

-

11

Азотсодержащие органические соединения. Амины и аминокислоты

3

3

-

-

12

Белки

4

4

-

-

13

Высокомолекулярные органические соединения. Синтетические полимеры.

7

7 + 1

1

1

Итого

70

70

6

4


УЧЕБНО  - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (11 класс)

пп

Тема

Количество часов по программе Н.Н.Гара

Количество часов по рабочей программе

В том числе практических работ

В том числе контрольных работ

Теоретические основы химии

1

Важнейшие химические понятия и законы

3

3

-

-

2

Периодический закон и периодическая система химических элементов на основе учения о строении атома.

4

4

-

-

3

Строение вещества.

Практическая работа №1 «Приготовление раствора с заданной молярной концентрацией»

8

8 + 1

1

1

4

Химические реакции

Практическая работа №2  «Влияние различных факторов на скорость реакции»

13

13

1

1

Неорганическая химия

5

Металлы

13

13

-

1

6

Неметаллы

8

8

-

-

7

Генетическая связь неорганических и органических веществ. Практикум

12

12 + 3

8

-

Итого

65 (+5 часов – резервное время

70

10

3


Описание технического обеспечения

Комплект таблиц по органической химии

             Номенклатура органических соединений  Структурная изомерия  Пространственная изомерия  Гомология  Предельные углеводороды  Непредельные углеводороды  Функциональные производные углеводородов

Комплект таблиц по химическим производствам   Переработка нефти

Комплект портретов ученых-химиков  Бутлеров А.М.  Зелинский Н.Д.  Зинин Н.Н.  Ломоносов М.В.  Менделеев Д.И.

Комплект мультимедийных дисков  Органическая химия   Химия .Репетитор

Приборы

                 Набор моделей атомов для составления молекул со стержнями

Коллекции

Волокна  Каменный уголь и продукты его переработки  Пластмассы

Набор №20 ОС «Кислородосодержащие органические вещества»

      Ацетон  Глицерин  Диэтиловый эфир  Н-бутиловый спирт  Изобутиловый спирт  Изоамиловый спирт  Фенол  Формалин  Этиленгликоль  Уксусно-этиловый эфир

Набор № 21 ОС «Кислоты органические»

Аминоуксусная кислота  Бензойная кислота  Муравьиная кислота  Олеиновая кислота  Пальмитиновая кислота  Стеариновая кислота  Уксусная кислота  Щавелевая кислота

1. Печатные  пособия
Таблицы:

  • Серия справочных таблиц по химии («Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», «Электрохимический ряд напряжений металлов», «Окраска индикаторов в различных средах»)
  • Серия инструктивных таблиц по химии
  • Серия таблиц по неорганической химии
  • Серия таблиц по органической химии
  • Серия таблиц по химическим производствам
    Информационно-комуникативные средства:

Мультимедийные программы (обучающие, тренинговые, контролирующие) химии.

Электронная библиотека по химии.

2. Экранно-звуковые пособия.

  • Комплект   транспарантов   по   неорганической   химии:    строение   атома,   строение вещества, химическая связь.
  • Комплект транспарантов по органической химии:  строение  органических веществ, образование о и и- связей.
  • Комплект транспарантов по химическим производствам.

3. Технические средства обучения

  • Компьютер мультимедийный.
  • Проектор
  • Интерактивная доска

4. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.
Приборы, приспособления:

  • Аппарат (установка) для дистилляции воды
  • Весы (до 500 кг)
  • Нагревательные приборы (электроплитка, спиртовка)
  • Столик подъемный
  • Штатив для демонстрационных пробирок ПХ-21
  • Штатив металлический ШЛБ
  • Аппарат (прибор) для получения газов
  • Аппарат для проведения химических реакций АПХР
  • Прибор для иллюстрации зависимости скорости химической реакции от условий
  • Прибор для окисления спирта над медным катализатором
  • Прибор для определения состава воздуха
  • Прибор для собирания и хранения газов.    

Реактивы и материалы:

  • Набор № 1 ОС «Кислоты».
  • Набор № 2 ОС «Кислоты».
  • Набор № 3 ОС «Гидроксиды».
  • Набор № 4 ОС «Оксиды металлов».
  • Набор № 5 ОС «Металлы».
  • Набор № 6 ОС «Щелочные и щелочно-земельные металлы».
  • Набор № 8 ОС «Галогены».
  • Набор № 9 ОС «Галогениды».
  • Набор № 10 ОС «Сульфаты. Сульфиты. Сульфиды».
  • Набор № 1 1 ОС «Карбонаты».
  • Набор № 12 ОС «Фосфаты».
  • Набор № 13 ОС «Ацетаты. Роданиды. Соединения железа».
  • Набор № 14 ОС «Соединения марганца».
  • Набор № 15 ОС «Соединения хрома»
  • Набор № 16 ОС «Нитраты».
  • Набор № 17 ОС «Индикаторы».
  • Набор № 18 ОС «Минеральные удобрения».
  • Набор № 24 ОС «Материалы».

Модели.

  • Набор кристаллических решеток: алмаза, графита, диоксида углерода, железа, магния, меди, поваренной соли, йода, льда.
  • Набор для моделирования строения неорганических веществ.
  • Набор для моделирования строения органических веществ.
  • Набор для моделирования типов химических реакций (модели-аппликации).
  • Набор для моделирования электронного строения атомов.
  • Справочно-информационный стенд, «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева».
  • Натуральные объекты, коллекции
  • Набор химических элементов

Методическая литература.

Учебник: Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман Химия 8 класс, Издательство «Просвещение», Москва, 2008г

Дополнительная литература:    

1. Воронцов А.Б. и др. Проектная деятельность в основной и старшей школе. – М.: Просвещение, 2010.

2. Гончарчук О.Ю., Добротин Д.Ю., Каверина А.А. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Химия. 2010 // ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2009                 

3.Богданова Н.Н., Мещерякова Л.М. Тестовые  материалы для оценки качества обучения, Химия 8-9 классы, Издательство "Интеллект- Центр", Москва, 2012г

4.Боровских Т.А. Тесты по химии 8 класс (I  и  II ч), Издательство "Экзамен", Москва ,2010г

5.Гара Н.Н. Габрусева Н.И. "Задачник с помощником" 8-9 кл, Москва, Просвещение 2011г

6.Дзудцова Д.Д., Бестаева Л.Б. Окислительно-восстановительные реакции, Издательство «Дрофа»,2007г

7. Степин Б.Д. Аликберова Л.А. Занимательные задания и эффектные опыты по химии, Издательство «Дрофа», 2007г

8 .Штремплер Г.И. Школьный словарь химических понятий и терминов, Издательство «Дрофа», 2007г

9. Примерные программы по учебным предметам. Химия. 8-9 классы. – М.: Просвещение, 2010.

10. Под ред. Горского В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и  

основное образование. – М.: Просвещение, 2010.

11. Сборник нормативных документов. Химия // Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.:    

Дрофа, 2004. – 141с.

12. Сборник нормативных документов. Химия (проект) // Сост. Э.Д. Днепров, А.Г.

Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. – 100, [12]с.

13. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое  

пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2008. – 80с.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего

образования // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 48с.

15. «Учись решать задачи по химии»- Е.Ф.Балашова.

16. «Учись решать задачи по химии»- А.А.Кушнарев.

17.  «Проверочные работы» - В.П.Горшкова.

18. «Школьная олимпиада» - Г.В. Лисичкина.

19. «Дидактический материал» - Н.Н Гара

Журналы:

1. Журнал «Современный урок». – М.: «Педагогический поиск».

2. Журнал «Мастер-класс: Приложение к журналу. – М.: «Методист».

3. Журнал «Химия в школе».

4. Журнал «Вестник Всероссийской олимпиады школьников».

5. Журнал «Наука и жизнь». http://nauka.relis.ru 

6. Журнал «Одаренный ребенок».

Интернет сайты по химии:  

http:.//him.1september.ru/urok

http:.//chemistry.do.am

http://www.chem.km.ru – Мир химии. (Образовательный сайт, содержащий теоретические сведения по  

различным разделам химии, материалы олимпиад, справочные таблицы).

www.fipi.ru  – Федеральный институт педагогических измерений.

http://school-collection.edu.ru. – Единая коллекция ЦОР.

          СОГЛАСОВАНО                                                        СОГЛАСОВАНО

          Протокол заседания МО                                             Зам. директора по УВР

          учителей _________________                                    ____________________

          _________________________                                     С.Х.Абдулкадырова

          от _______________ № _____                                    «___» ____________ 2016 г.

          Директор  ОУ _____________

                /Л.Л.Батталова/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по химии 8-9 класс к учебникам Г. Е. Рудзитис и Ф. Г. Фельдман Химия 8, Химия 9

Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС по химии . Она содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения учебного предмета,учебно-тематический план и т. д....