Рабочая программа по химии 8 - 9 класса
рабочая программа по химии (8, 9 класс) на тему

Самородова Лидия Алексеевна

Рабочая программа по химии составлена на основе Федерального Государственного стандарта, авторской программы по химии для   8, 9  классов общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_himii_8_-_9_klass.doc158.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

 Рабочая программа по химии составлена на основе Федерального Государственного стандарта, авторской программы по химии для   8, 9  классов общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана, полностью отражающих содержание авторской программы,  не превышающей требований к уровню подготовки учащихся.  Автор программы Н.Н. Гара.  (Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008. -56с.) 

В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей.

Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в научное миропонимание, в воспитание и развитие учащихся; призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования химических знаний, а также правильно сориентировать поведение учащихся в окружающей среде.

    Изучение химии в основной школе направлено:

  • на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Цели:

  • освоение знаний основных понятий и законов химии, химической символики; выдающихся открытиях в химической науке; роли химической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  • овладение умениями наблюдать химические явления;  проводить химический эксперимент; производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; обосновывать место и роль химических знаний в практической деятельности людей, развитии  современных технологий;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникшими жизненными потребностями.

Задачи:

  • привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные и практические работы;
  • создавать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

-обеспечить усвоение учащимися знаний основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера в соответствии со стандартом химического образования;

-способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с химическим оборудованием, наблюдать и описывать химические явления, сравнивать их, ставить несложные химические опыты, вести наблюдения через систему лабораторных, практических работ  и экскурсии;

- продолжить развивать у обучающихся общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию  умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки.

  • создать условия для развития у школьников  интеллектуальной,      эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:

- слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения;

-эстетических эмоций;

-положительного отношения к учебе;

-умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика.

  • способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей;
  • формирование у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей;
  • формирование гуманистических отношений  и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности;
  • воспитание ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени полного общего образования, изложенные в пояснительной записке авторской программы по химии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.  

  Общая характеристика учебного предмета.

Химическое образование является фундаментом научного миропонимания, обеспечивает знания основных методов изучения природы, фундаментальных научных теорий и закономерностей, умения исследовать и объяснять явления природы и техники. Школьный курс химии – основной компонент естественнонаучного образования. Он направлен на формирование у учащихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; развитие их интеллектуальных, творческих  способностей; привитие ценностных ориентаций, подготовку к жизни в условиях современного общества.
Необходимо помнить и о роли химии в воспитании экологической культуры людей, поскольку экологические проблемы имеют в своей основе  преимущественно химическую природу. Недостаточность химической и экологической грамотности порождает угрозу безопасности  человека и природы, недооценку роли химии в научно-техническом развитии человечества. Химия как учебный предмет призвана вооружить учащихся основными химическими знаниями, необходимыми для повседневной жизни, производственной деятельности, продоложения образования, правильного поведения в окружающей среде.

При организации учебного процесса используются следующие формы: уроки изучения новых знаний, уроки закрепления знаний, комбинированные уроки, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки контроля, практические работы, лабораторные работы, зачеты, проектная деятельность, недели, экспериментальные работы, семинары,  самостоятельная работа учащихся, экскурсии.

Формы текущего и итогового контроля: самостоятельные и контрольные работы, защита проектов.

Описание места предмета в учебном плане

Распределение часов по темам составлено на основе авторской программы с использованием резервного времени. Резервное время в 8 классе (3 часа) распределено следующим образом: 1 час включен в тему «Основные классы неорганических соединений» с целью увеличения времени для изучения фундаментальных понятий химии таких, как кислоты, основания, оксиды, соли, их классификация, способы получения и свойства. Данная тема достаточно объемная, содержит много фактического материала.  Формулировка названий разделов и  тем  соответствует  авторской программе.  2 часа – используются для повторения курса химии 8 класса. В 9 классе резервное время (2 часа) используются для повторения курса химии 9 класса.

Таким образом, в 8 классе программа  рассчитана на  70 часов, из расчета - 2 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных - 4 часа, практических работ - 6 часов, лабораторных опытов – 16, резерв – 2 часа. В 9 классе программа рассчитана на 70 часов, из расчета – 2 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных – 4 часа, практических работ – 7, лабораторных опытов – 12, резерв – 2 часа.

Рабочая программа ориентирована на учебники:

Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Неорганическая химия. 8 класс. Москва, Просвещение 2009 г. – 176 с.

Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс. Москва, Просвещение 2009 г. – 192 с.

        Предлагается работа с тетрадями на печатной основе.

  • И.И. Габрусева «Химия»: Рабочая тетрадь. 8 класс». – М.: Просвещение, 2009. –94 с.
  • И.И. Габрусева «Химия»: Рабочая тетрадь. 9 класс». – М.: Просвещение, 2009. – 79 с.

В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.

Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, периодический закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о строении атомов, видах химической связи, закономерностях химических реакций.

Изучение органической химии основано на учении А.М. Бутлерова о химическом строении веществ. Указанные теоретические основы курса позволяют учащимся объяснять свойства изучаемых веществ, а также безопасно использовать эти вещества и материалы в быту, сельском хозяйстве и на производстве.

В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описанию их результатов; соблюдению норм и правил поведения в химических лабораториях.

Основной формой организации учебного процесса является  урок, формы контроля знаний, умений и навыков учащихся:  индивидуальный; групповой; фронтальный;  текущий; тематический;  итоговый. Кроме выше перечисленных основных форм контроля, будут осуществляться тестовые работы в рамках каждой темы в виде фрагментов урока.

Описание ценностно - ориентированного содержания учебного предмета

                Ценностные ориентиры курса химии в основной школе определяются спецификой химии как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), поэтому в качестве ценностнных  ориентиров химического образования выступают объекты, изучаемые в курсе химии, к которому у обучающихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

          Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у обучающихся в процессе изучения химии, проявляются:

  • в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
  • в ценности химических методов исследования живой и неживой природы;
  • в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного  стремления к Истине.

В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса химии  могут рассматриваться как формирование:

  • уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
  • понимания необходимости здорового образа жизни;
  • потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
  • сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.

                    Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание у учащихся:

  • правильного использования химической терминологии и символики;
  • потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
  • способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

                               Требования к результатам обучения.

Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

8-й класс

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

9-й класс

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

Самостоятельно осознавать  причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

8-й  класс

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

9-й класс

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

- давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

- осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

- обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Представлять  информацию в виде  конспектов, таблиц, схем, графиков.

Преобразовывать информацию  из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.  

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;  гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-й линии развития:

-  осознание роли веществ (1-я линия развития);

- рассмотрение химических процессов (2-я линия развития);

- использование химических знаний в быту (3-я линия развития);

- объяснение мира с точки зрения химии (4-я линия развития);

- овладение основами методов естествознания (6-я линия развития).

Коммуникативные УУД:

8-й  класс

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

9-й класс

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;  гипотезы, аксиомы, теории.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и работа в малых группах, также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами изучения предмета «Химия» являются следующие умения:

8-й  класс

1-я линия развития – осознание роли веществ:

- определять роль различных веществ в природе и технике;

- объяснять роль веществ в их круговороте.

2-я линия развития – рассмотрение химических процессов:

- приводить примеры химических процессов в природе;

- находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.

3-я линия развития – использование химических знаний в быту:

– объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.

4-я линия развития –  объяснять мир с точки зрения химии:

– перечислять отличительные свойства химических веществ;

– различать основные химические процессы;

- определять основные классы неорганических веществ;

- понимать смысл химических терминов.

5-я линия развития –  овладение основами методов познания, характерных для естественных наук:

- характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;

- проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.

6-я линия развития – умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе:

- использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;

– различать опасные и безопасные вещества.

9-й  класс

1-я линия развития – осознание роли веществ:

– объяснять функции веществ в связи с их строением.

2-я линия развития – рассмотрение химических процессов:

– характеризовать химические реакции;

– объяснять различные способы классификации химических реакций.

– приводить примеры разных типов химических реакций.

3-я линия развития – использование химических знаний в быту:

– использовать знания по химии для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства;

– пользоваться знаниями по химии при использовании средств бытовой химии.

4-я линия развития –  объяснять мир с точки зрения химии:

– находить в природе общие свойства веществ и объяснять их;

– характеризовать основные уровни организации химических веществ.

5-я линия развития –  овладение основами методов познания, характерных для естественных наук:

– понимать роль химических процессов, протекающих в природе;

– уметь проводить простейшие химические эксперименты.

6-я линия развития – умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе:

– характеризовать экологические проблемы, стоящие перед человечеством;

– находить противоречия между деятельностью человека и природой и предлагать способы устранения этих противоречий;

– объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к природе;

– применять химические знания для организации и планирования собственного здорового образа жизни и деятельности, благополучия своей семьи и благоприятной среды обитания человечества.

Содержание программы учебного предмета

8 КЛАСС

Тема 1. Первоначальные химические понятия (18 ч)

Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция, хроматография. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава веществ.

Атомная единица массы. Относительная атомная и молекулярная массы. Количество вещества, моль. Молярная масса.

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности.

Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.

Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.

Химические соединения количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газов.

Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций. Разложение основного карбоната меди(II). Реакция замещения меди железом.

Практические работы 

  • Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.
  • Очистка загрязненной поваренной соли.

Расчетные задачи. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

Тема 2. Кислород (5 ч)

Кислород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение. Круговорот кислорода в природе. Горение. Оксиды. Воздух и его состав. Медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций.

Топливо и способы его сжигания. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

Демонстрации. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха, методом вытеснения воды. Определение состава воздуха. Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами оксидов.

Практическая работа. Получение и свойства кислорода.

Расчетные задачи. Расчеты по термохимическим уравнениям.

Тема 3. Водород (3 ч)

Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Водород — восстановитель. Получение, применение.

Демонстрации. Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды. Получение водорода и изучение его свойств. Взаимодействие водорода с оксидом меди(II).

Практическая работа. Получение водорода и изучение его свойств.

Тема 4. Растворы. Вода (6 ч)

Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества. Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.

Демонстрации. Анализ воды. Синтез воды.

Практическая работа. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.

Расчетные задачи. Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.

Тема 5. Основные классы неорганических соединений (9 ч + 1ч резервного времени)

Оксиды. Классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.

Основания. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакция нейтрализации. Получение. Применение.

Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Вытеснительный ряд металлов Н. Н. Бекетова. Применение.

Соли. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Способы получения солей.

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Демонстрации. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.

Лабораторные опыты. Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.

Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».

Тема 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома (8 ч)

Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Периодический закон Д. И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды. Короткий и длинный варианты периодической таблицы. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.

Строение атома. Состав атомных ядер. Электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева.

Лабораторные опыты. Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.

Тема 7. Строение веществ. Химическая связь (9 ч)

Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов. Окислительно-восстановительные реакции.

Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Кристаллические и аморфные вещества. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Демонстрации. Ознакомление с моделями кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений. Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.

Тема 8. Закон Авогадро. Молярный объем газов (3 ч)

Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.

Расчетные задачи. Объемные отношения газов при химических реакциях.

Вычисления по химическим уравнениям массы, объема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

Тема 9. Галогены (6 ч)

Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли. Сравнительная характеристика галогенов.

Демонстрации. Знакомство с образцами природных хлоридов. Знакомство с физическими свойствами галогенов. Получение хлороводорода и его растворение в воде.

Лабораторные опыты. Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и иода. Вытеснение галогенов друг другом из раствора их соединений.

Резерв – 2 часа.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

ОСНОВНОЙ     ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В результате изучения химии в 8 - 9 классах  ученик должен

знать / понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами и материалами; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека; критической оценки информации о веществах, используемых в быту; приготовления растворов заданной концентрации.

 Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваиваются и воспроизводятся учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся

   Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.

Результаты обучения оцениваются по пятибальной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:

глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);

осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);

полнота (соответствие объему программы и информации учебника).

 При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон,  правило и т.д. или ученик не смог применить теоретические  знания для объяснения и предсказания  явлений, установлении причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнений реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента

        Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений и навыков являются самостоятельные и контрольные работы, различные тестовые формы контроля.

       При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

       Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие, год.

Оценка теоретических знаний

Отметка «5»:

• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

• материал изложен в определенной логической последовательности, литературным  языком;

• ответ самостоятельный.

  Отметка «4»:

• ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

• материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»:

• ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»:                

• при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

 Отметка «1»:

 • отсутствие ответа.          

 Оценка экспериментальных умений

 Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

   Отметка «5»:

• работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

• эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

• проявлены   организационно-трудовые  умения   (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).

 Отметка «4»:

• работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием

 Отметка «3»:

• работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием,  которая  исправляется  по требованию учителя.

 Отметка «2»:

• допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Отметка  «1»:

• работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.

Оценка умений решать экспериментальные задачи

 Отметка «5»:

• план решения составлен правильно;

• правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;

• дано полное объяснение и сделаны выводы.

 Отметка «4»:

• план решения составлен правильно;

• правильно осуществлен подбор химических реактивом и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.

 Отметка «3»:

• план решения составлен правильно;

•правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

 Отметка «2»:

• допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.

Отметка  « 1 »:

• задача не решена.             

                       Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»:

• в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

 Отметка «4»:

•в логическом  рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

 Отметка «3»:                 

•в логическом  рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.                                                                   

Отметка  «2»:

•имеются существенные ошибки в логическом  рассуждении и в решении.

Отметка «1»:

•отсутствие ответа на задание

Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»:

•ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка  «4»:

•ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка  «3»:

•работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

 Отметка «2»:

•работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Отметка  «1»:

•работа не выполнена.

Оценка тестовых работ.

        Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов

• нет ошибок — отметка «5»;

• одна ошибка -  отметка «4»;

• две ошибки — отметка  «З»;

• три ошибки — отметка «2».

Для теста из 30 вопросов:

• 25—З0 правильных ответов — отметка «5»;

• 19—24 правильных ответов — отметка «4»;

• 13—18 правильных ответов — отметка «З»;

• меньше 12 правильных ответов — отметка «2»

Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

           • соблюдение требований к его оформлению;

           • необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

           • умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

           • способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них

Описание технического обеспечения

Комплект таблиц по химии

Справочные таблицы  Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева(длиннопериодная)  Растворимость кислот, оснований, солей в воде и среда растворов  Количественные величины в химии  Относительные молекулярные массы  неорганических веществ

Инструктивные таблицы

            Химическая посуда  Нагревательные приборы  Нагревание  Выделение веществ из неоднородных смесей   Выделение веществ из однородных смесей  Приготовление растворов заданной концентрации  Получение и собирание газов  Взвешивание  Общие правила работы с щелочами  Общие правила работы с кислотами  Устройство и использование аппарата Киппа

Таблицы по технике безопасности

          Правила по технике безопасности при работе в химическом кабинете  Знаки по технике безопасности при выполнении химических опытов  Правила по технике безопасности при работе со спиртовкой

Комплект таблиц по неорганической химии

            Строение атома  Электронная орбиталь  Модели атомов некоторых элементов  Химическая связь  Валентность  Степень окисления  Кристаллы  Номенклатура солей
Бинарные соединения

Комплект таблиц по химическим производствам

          Растворы и смеси(дисперсные системы)  Соотношение между видами химической связи  Масса и объем 1 моля газообразных веществ  Названия кислот и их солей  Ковалентная связь  Форма и перекрывание электронных облаков  Приготовление растворов  Кислород в природе. Круговорот кислорода  Генетическая связь между классами неорганических веществ  Схема окислительно-восстановительных процессов  Ионная связь

Комплект портретов ученых-химиков

Амедео Авогадро  Бекетов Н.Н.  Джон Дальтон  Антуан Лоран Лавуазье  Ломоносов М.В.  Менделеев Д.И.

Комплект «Химия в таблицах и формулах»  Иванов В.Г., О.Н. Гева  Химия в формулах, Издательство «Дрофа», Москва,2007г  Насонова А.Е. Химия в таблицах, Издательство «Дрофа», Москва, 2007г

Комплект мультимедийных дисков  Химия базовый курс 8-9 класс  Химия .Репетитор

Школьный химический эксперимент:  Кислород и водород(часть 2)  Вода. Растворы, Основания.(часть3)  Галогены

Приборы:

            Аппарат для дистилляции воды  Весы технические с разновесами  Плитка электрическая  Баня комбинированная лабораторная  Компьютерный измерительный блок с комплектом датчиков: Датчик электропроводности; Датчик оптической плотности  Датчик t =100°С  Датчик объема газа  Эвдиометр  Генератор (источник высокого напряжения)  Ареометры общего назначения  Ареометры АСН-4  Прибор для получения растворимых веществ в твердом виде  Аппарат для проведения химических реакций  Прибор для получения газов (демонстрационный)  Аспиратор  Озонатор  Весы учебные лабораторные электронные  Термометр электронный  Установки для перегонки веществ  Компьютер: Колонки  Системный блок  Мышка  Сетевой фильтр  Монитор

Кристаллические решетки

            Кристаллическая решетка алмаза  Кристаллическая решетка графита  Кристаллическая решетка железа  Кристаллическая решетка магния  Кристаллическая решетка меди  Кристаллическая решетка оксида углерода (Iv)  Кристаллическая решетка поваренной соли  Кристаллическая решетка  льда (воды)  Кристаллическая решетка йода  Набор моделей атомов для составления молекул со стержнями   Набор трафаретов моделей атомов

Коллекции  Металлы  Минералы и горные породы  Топливо  Шкала твердости  Образцы металлов

Набор посуды и принадлежностей для ученического эксперимента

               Лоток  Воронка  химическая 56 мм  Колба коническая объемом 25 мл  Колба круглодонная объемом 25мл  Колба плоскодонная объемом 25 мл  Ложка-дозатор пластмассовая  Пестик форфоровый №1  Петля из нихромовой проволоки и спираль медная на стеклянной палочке  Предметное стекло  Пробирка химическая ПХ-14  Пробка резиновая конусная №12,5 со стеклянной газоотводной трубкой  Пробка резиновая конусная для колб  Сетка –рассекатель латунная малая  Спиртовка лабораторная малая  Стакан объемом 50 мл  Стеклянная палочка с наконечником  Стеклянная трубочка  Ступка фарфоровая №1  Тигель фарфоровый №2  Трубка резиновая (ПВХ) медицинская  Фильтр бумажный 9мм(100л)  Цилиндр мерный объемом 25 мл  Чаша выпарительная фарфоровая №1  Штатив пластмассовый для пробирок

Приборы лабораторные и принадлежности для опытов

               Бюретка учебная  Нагреватель универсальный  Нагреватель пробирок  Нагреватель колб  Прибор для получения газов  Спиртовка лабораторная  Штатив лабораторный химический  Весы лабораторные с разновесами  Столик подъемный  Лабораторные термометры  Аллонж изогнутый  Доска для сушки посуды  Прокладка огнезащитная  Комплект кранов: кран одноходовой 2,5  Кран спускной 2,5  Зажим винтовой  Зажим пробирочный  Зажим пружинный  Ложка для сжигания веществ  Стеклянные трубочки  Аппарат Киппа  Ступка №3 с пестиком  Ступка №5 с пестиком  Тигель низкий  Чаша выпарительная   Штатив для демонстрационных пробирок  Экран фоновой  Экран защитный  Кристаллизатор  Штатив лабораторный большой  Кольцо для штатива  Зажим винтовой  Набор флаконов для хранения растворов реактивов  Набор  банок для хранения твердых реактивов  Измерительный цилиндр на 25 мл  Измерительный цилиндр 50мл  Измерительный цилиндр 100 мл  Измерительный цилиндр 500мл  Измерительный цилиндр250мл  Пипетка25 мл  Пипетка 50мл  Пипетка5 мл  Пипетка 1мл

Набор узлов и деталей для демонстрационных опытов по химии

              Пробка № 19 с отверстием и трубкой, согнутой под углом 60°  Пробка №19 с отверстием и трубкой, согнутой под углом 90°  Пробка №19 с отверстием и трубкой, согнутой под углом 100°  Пробка №29 с ложечкой для сжигания веществ  Пробка №29 с капельной воронкой  Хлоркальциевая трубка с 1 шаром  Тройник V – образный                          Дугообразная трубка  Пробка №14,5 с отверстием и трубкой , согнутой под углом90°  Пробка №29 с отверстием и трубкой, согнутой под углом90°  Пробка №29 с двумя отверстиями и двумя трубками(короткой и длинной), согнутыми под углом 90°  Воронка делительная цилиндрическая

 Посуда демонстрационная

              Ложка-дозатор  Шпатели  Кружка фарфоровая 500 мл  Кружка фарфоровая 250 мл  Тигель с крышечкой  Ступка с пестиком  Колба круглодонная  500мл  Колба круглодонная 250 мл  Колба коническая 1000мл  Колба коническая 500мл  Колба плоскодонная1000мл  Колба плоскодонная 500мл  Колба коническая 250 мл  Колба плоскодонная 250 мл  Колба коническая 100мл  Склянка двугорлая  Склянка двугорлая с насадкой  Колба Вюрца  Пробирка пх-21  Пробирка пх-14  Стакан высокий 300мл  Стакан высокий 250мл  Стакан низкий

Набор №1 ОС «Кислоты»  Серная кислота  Соляная кислота

Набор №2 ОС «Кислоты»  Азотная кислота 56%  Ортофосфорная кислота

Набор № 3 ОС «Гидроксиды»  Аммиак водный  Барий гидроокись  Калий гидроокись  Кальций гидроокись  Натрий гидроокись  

Набор 4 ОС «Оксиды металлов»  Оксид алюминия  Оксид железа (III)  Оксид кальция  Оксид магния  Оксид цинка  Оксид меди (II)порошок  Оксид меди(II) гранулы

Набор №6 ОС «Щелочные и щелочноземельные металлы» Кальций Литий  Натрий

Набор №9 ОС «Галогениды»  Калия хлорид  Лития хлорид  Цинка хлорид  Натрия фторид  Калия хлорид  Лития хлорид  Цинка хлорид  Натрия фторид  Бария хлорид  Железа (III) хлорид  Калия йодид  Кальция хлорид  Магния хлорид  Меди(II) хлорид  Натрия бромид  Натрия хлорид  Алюминия хлорид

Набор №10 ОС «Сульфаты, сульфиты и сульфиды»  Сульфат алюминия  Сульфат железа(II) 7-водный  Сульфат калия  Сульфат магния  Сульфат меди(II) 5-водный  Сульфат натрия  Сульфат цинка

Набор  №11 ОС «Карбонаты»  Калия карбонат Меди (II) гидрокарбонат  Натрия карбонат  Натрия гидрокарбонат

Набор 14 ОС «Соединения марганца» Калия перманганат  Марганец (IV) оксид

Набор 16 ОС «Нитраты» Алюминий нитрат  Калий нитрат  Кальций нитрат  Медь (II) нитрат  Натрий нитрат  Серебро нитрат

Набор 17 ОС «Индикаторы»  Лакмоид  Метиловый оранжевый  Фенолфталеин

Набор №24 ОС «Материалы»  Активированный уголь  Кальций карбид

Методическая литература по предмету

      Литература для учителя:

  1. Гара Н.Н. Химия: уроки в 8 кл.: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2012
  2. Гара Н.Н. Химия. Контрольные и проверочные работы. 8-9 классы / Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2012.
  3. Рудзитис Г.Е Химия: неорган. химия: учебник для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2013
  4. Хомченко И.Г.    Решение задач по химии. - М.:  ООО «Изд-во Новая Волна»: Издатель Умеренков, 2002.
  5. Химия. Пособие-репетитор для поступающих в вузы // четв. издание - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002.
  6. Каверина А.А., Добротин Д.Ю. Химия. ГИА-2010. Экзамен в новой форме. Химия. 9 класс // ФИПИ. – М.: Астрель, 2015.
  7. Гончарчук О.Ю., Добротин Д.Ю., Каверина А.А. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Химия. 2010 // ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр, 2015.

Литература для учащихся:

  1. Гара Н.Н. Химия: уроки в 8 кл.: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2012
  2. Гара Н.Н. Химия. Контрольные и проверочные работы. 8-9 классы / Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2012.
  3. Гара Н.Н. Химия: уроки в 9 кл.: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2012
  4. Комплекты карточек - инструкций для проведения лабораторных и практических работ
  5. Комплекты контрольно- измерительных материалов для промежуточной и итоговой аттестации.
  6. Радецкий А.М., Горшкова В.П., и др.  Дидактический материал по химии для 8-9 классов: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2013.
  7. Химия в школе: научно-метод. журнал - М.: РАО: изд. «Центрхимпресс», 2005-2013
  8. Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение, 2008. -56с.
  9. Егоров А.С. Все виды расчетных задач по химии для подготовки к ЕГЭ. - Ростов н/Д: Феникс,2003.
  10. Лидин Р.А. Тесты по химии для обучения и текущего контроля знаний: 8-9 кл.: Кн. Для учителя / Р.А.

Журналы:

1. Журнал «Современный урок». – М.: «Педагогический поиск».

2. Журнал «Мастер-класс: Приложение к журналу. – М.: «Методист».

3. Журнал «Химия в школе».

4. Журнал «Вестник Всероссийской олимпиады школьников».

5. Журнал «Наука и жизнь». http://nauka.relis.ru 

6. Журнал «Одаренный ребенок».

Интернет сайты по химии:  

http:.//him.1september.ru/urok

http:.//chemistry.do.am

http://www.chem.km.ru – Мир химии. (Образовательный сайт, содержащий теоретические

сведения по  различным разделам химии, материалы олимпиад, справочные таблицы).

www.fipi.ru  – Федеральный институт педагогических измерений.

http://school-collection.edu.ru. – Единая коллекция ЦОР.

        http:.//him.1september.ru/urok

        http:.//chemistry.do.am

           

          СОГЛАСОВАНО                                                        СОГЛАСОВАНО

          Протокол заседания МО                                             Зам. директора по УВР

          учителей _________________                                    ____________________

          _________________________                                     С.Х.Абдулкадырова

          от _______________ № _____                                    «___» ____________ 2016 г.

          Директор  ОУ _____________

                /Л.Л.Батталова/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...