Главные вкладки

    Рецензия и проект-программа «Внеурочная исследовательская деятельность, как фактор развития познавательной мотивации предмета химия».
    материал по химии на тему

    Зарипова Анна Альбертовна

    проект-программа «Внеурочная исследовательская деятельность, как фактор развития познавательной мотивации предмета химия»./Рецензия Гильманшиной С.И. д.п.н., к.хим.н., профессора, зав.кафедрой химического образования Химического института им. А.М. Бутлерова КФУ. 2014г.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

    Институт психологии и образования

     Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и

    Профессиональной переподготовки работников образования

    Отделение экономики и управления образования

    Проектная работа слушателей в рамках образовательной программы

    «Управление качеством образования в условиях реализации ФГОС ООО»

    Тема:

     «Исследовательская внеурочная деятельность,

    как фактор познавательного развития предмета химии»

    Авторы проекта:

    Гайламутдинова ЗульфияСабирзяновна

    учителем химии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №15» г.Казани

    Зарипова Анна Альбертовна

     учителем химии МБОУ « Ленино-Кокушкинская СОШ»

    Научный руководитель проекта: Штретер Юлия Николаевна

    кандидат педагогических наук, доцент ПМЦПК и ППРО

    Казань, 2014 года

    Оглавление

    1.Анализ ситуации

    2.Актуальность проекта

    3.Цель и задачи проекта

    4.Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)

    5.Жизненный цикл и этапы реализации проекта

    6.Ожидаемые результаты реализации проекта

    7. Риски реализации проекта и пути их преодоления

    8.Заключение

    9.Список использованных документов и источников информации

    10.Приложения

    1.Анализ ситуации

    Химия – одна из самых гуманистически ориентированных естественных наук: ее успехи всегда были направленны на удовлетворение потребностей человечества. Изучения химии способствует формированию мировоззрения учащихся и целостной научной картины мира, пониманию необходимости химического образования для решения повседневных жизненных проблем, воспитанию нравственного поведения окружающей среде. В ситуации сокращения количества учебных часов химии в непрофильных классах перспективным становится введение элементов химического образования на более ранних этапах обучения, вовлечение начальных классов в школьное химическое образование.

    Развивая образное мышление учащихся начальной школы необходимо сформировать общее представление о химии с упором на основные закономерности, химическую безопасность, описание веществ, встречающихся в быту и в природе,  практическую значимость химии. Необходимо вовлечь ребят в разноплановую деятельность, чтобы «включить» способность к логическому мышлению, интуиции и анализу, «напитать» их  химической информацией.

    В настоящее время уже нельзя удовлетвориться проведением эпизодических внеурочных мероприятий, хотя бы и с массовым охватом учащихся. Необходимо стремиться к организации хорошо продуманной, увязанной с программой и календарным планом, учитывающей возможности школы, склонность учащихся и, по предмету. Внеурочная работа по химии должна быть частью общешкольной системы внеурочных мероприятий, гармонично сочетается с аналогичной работой по другим, и прежде всего смежным, предметами.

    2.Актуальность проекта

             В условиях личностно-ориентированной парадигмы образования актуальными являются такие технологии обучения, которые способствуют активации внутренних механизмов личностного развития ребенка, проявлению новых качеств, возникающих в результате глубинных интеграционных процессов взаимодействия когнитивной, эмоциональной и духовной сфер личности. Химия основана на объективных законах и точных количественных подходах к познанию мира. Развивая образное мышление учащихся начальной школы необходимо сформировать общее представление о химии с упором на основные закономерности, химическую безопасность, описание веществ, встречающихся в быту и в природе,  практическую значимость химии. Необходимо вовлечь ребят в разноплановую деятельность, чтобы «включить» способность к логическому мышлению, интуиции и анализу, «напитать» их  химической информацией.

                Следует подчеркнуть еще одну весьма важную сторону внеурочной работы. Замечательный педагог В.М.Сухомлинский писал: «Логика учебного процесса таит в себе в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: достигай успеха собственными усилиями, не надейся на кого–то и результаты умственного труда оцениваются индивидуально. Чтобы школьная жизнь была проникнута духом коллективизма, она не должна исчерпываться уроками». Внеурочная работа объединяет учащихся в дружные коллективы, связанные общими интересами и увлечениями. Она помогает преодолевать такие отрицательные черты, как замкнутость, эгоизм, недисциплинированность. Работая в коллективе, юные химики воспитываются в духе товарищества, целеустремленности, глубокого и активного интереса к науке.

    3.Цель и задачи проекта

    Цель проекта: способствовать развитию «чувства вещества» на основе формирования устойчивого познавательного интереса к исследованию химических явлений.

    Задачи проекта:

    1.обучающие:- формирование у учащихся научного мировоззрения, целостного представления о природе и о всеобщей связи явлений природы;- формирование умений: безопасности обращения с химическими веществами, простейшим химическим оборудованием, соблюдать правила поведения во время химического эксперимента в кабинете химии; наблюдать и анализировать физические и химические явления происходящие в природе, в повседневной жизни, в лабораторных опытах; объяснять результаты опытов; делать обобщение и выводы.

    2.развивающие:

    - удовлетворение индивидуальных запросов  учащихся, определение наклонностей и развитие их творческих способностей;

    - развитие способностей к самостоятельному мышлению;

    - развитие коммуникативных способностей.

    3.воспитательные:

    - воспитание ответственности и бережного отношения к природе;

    - формирование мотивов научно-исследовательской деятельности.

    - привитие интереса к изучению явлений природы.

    Гипотеза: Будет ли способствовать  развитие  «чувства вещества» для  формирования устойчивого познавательного интереса к предмету химия.

    Целевая группа проекта:    Учащиеся 3-4 классов

    Объект исследования: 

    1.  Муниципальные бюджетные общеобразовательные учреждения: «Средняя общеобразовательная школа №15» г. Казани;

     «Ленино-Кокушкинская СОШ».

    1. Предмет исследования: внеурочная деятельность в начальной школе

    4.Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)

        Данная программа  предназначена для использования во внеклассной работе в школе с учащимися начальных  классов.

         Программа рассчитана на 34 часа, по 17 часов ежегодно в каждом классе по 1 часу в неделю.

        Критерии новизны данного курса являются развитие «чувства веществ» - восприятие внешних свойств и изменений веществ, происходящих при химических реакциях, глазомерная оценка массы и объема, ощущение времени и пространств, в которых совершаются химические превращения веществ, пониманием связи между составом вещества, его свойствами и нахождением в Природе.

         Программа имеет большие возможности для развития творческих способностей учащихся. Учитель создает условия для творческого применения знаний (викторины, конкурсы, настольные игры).

         Введение этого кружка -  это прекрасная возможность, не перегружая детей, используя игровые формы, привить интерес  к предметам естественного цикла и постепенно подготовить их к дальнейшей исследовательской деятельности.  

    Методические принципы:

    -доступность понятий учебного материала (предметная адаптация к возрасту);

    -минимум научных терминов;

    -эмоционально - образная подача химических фактов;

    -использование в обучении веществ хорошо известных и безопасных для  здоровья;

    -наглядные, яркие формы урока: химические марафоны, дидактические игры, логические тренинги, конкурсы находчивых химиков;

    -применение демонстрационных опытов с целью развития наблюдательности и концентрации внимания учащихся;

    -формирование самостоятельности учащихся, активности и свободы творчества суждений, а также навыков анализа своей деятельности

    Количество часов занятий в неделю: 1 час.

    Основные формы деятельности.

     Лабораторно-практические занятия;

    Научно-исследовательская работа;

     Игры, конкурсы и другие массовые мероприятия;

     Итоговая конференция.

    Требования к знаниям и умениям учащихся:

    - иметь первые представления о теле и веществе, физических и химических явлениях;

    - знать об использовании физических и химических знаний в   практической деятельности человека;

    - иметь представление о физических телах, их свойствах, характеристиках;

    - иметь представление о химических веществах, их свойствах и их   превращениях;

    - соблюдать правила техники безопасности при выполнении опытов;

    - уметь проводить простейшие опыты;

    - уметь наблюдать и анализировать происходящие явления, делать   выводы.

    Учебно-тематический план

    Тема

    Всего часов

    В том числе

    Экспериментальный

    практикум

    Развивающие

    игры

    Экскурсии

    1

    Введение.

    Незнайки в стране Химляндия.

    (Техника безопасности Предмет и методы химической науки

    2

    1

    1

    2

    Физические тела и вещества

    2

    1

    1

    3

    Физические явления

    2

    2

    1

    4

    Химические явления

    3

    1

    1

    1

    5

    Свойства и превращение веществ

    4

    3

    1

    6

    Самое необыкновенное вещество

    5

    3

    2

    7

    «Сферы» вещества

    6

    4

    2

    8

    Учение о корпускулах «Сказочка про молекулу-МОЛЬявочку»

    3

    2

    1

    9

    Наука о доме

    2

    1

    1

    10

    «Чувства вещества»

    4

    3

    1

    11

    Все выше к вершинам

    1

    Итого

    34

    Содержание программы

    Тема 1. Введение. Незнайки в стране Химляндия (техника безопасности в кабинете химия). Предмет и методы химической науки (2 час)

    Юные химики отправятся на экскурсию в школьную химическую лабораторию, увидят как выглядит оборудование «химической кухни», познакомится с Правилами безопасного обращения с веществами, а также своими руками соберут прибор для фильтрования.

    Целостность окружающего мира. Техника безопасности в кабинете химия. Живая и неживая природы. Методы изучения природы: наблюдение, измерение, эксперимент.

    Экскурсии:

    Экскурсия в  кабинет химии и школьную химическую лабораторию.

    Набор знаков по ТБ

    Тема 2. Физические тела и вещества  (2  часов)

    Теоретические занятия.

    Физические тела. Характеристики тела: длина, масса, объем, их измерения.

    Тела и вещества. Определите вещества с закрытыми глазами. Простейшие измерительные приборы и инструменты. Что такое физика, химия, биология? Лабораторное оборудование. Простейшая химическая посуда.

    Практические работы:

    "Подводная лодка"

    - Определение физических свойств вещества.

      -Измерение размеров физического тела и объема жидкости.

     -  Измерение массы с помощью рычажных и электронных весов.

    Тема 3. Физические явления  (2  часов)

    Теоретические занятия.   Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Молекулы. Атомы. Физические явления. Движение.  Диффузия. Различные виды деформации: растяжение, сжатие, изгиб, сдвиг и кручение.

    Практические  работы

    Изучение растворимости веществ.

    - Разделение смесей (отстаивание, испарение, фильтрация).

     -Физические явления на основе воды.

    Практические занятия:

    - молоко, пищевые красители , шампунь (жидкое моющее средство)

    Экскурсии:

    Физические явления в природе.

    Тема 4. Химические явления (3 час).

    Теоретические занятия.

    Химия – наука о веществах. «Что было, когда химии не было», или «Всегда ли была химия?» Наблюдения и описания химических явлений. Отличия химических явлений от физических. Горение веществ. Простейшие опыты с веществами. Круговорот веществ в природе.Юные исследователи узнают какие загадки скрыты внутри пламени, разберутся с устройством спиртовки, освоят правила безопасного нагревания веществ, а также впервые выделят соль из раствора методом кристаллизации.

    Практические занятия:

      - Яйцо: физика и химия в скорлупе яйца. (опыт «прыгающее яйцо»)

    - Природные  индикаторы.

    - Металлы и неметаллы.

    - Ароматы и запахи.

    -метод кристаллизации

    Экскурсии:

    Химические явления в природе.

    Тема 5. Свойства и превращение веществ (4  часов)

    Теоретические занятия.

    Что "связывают" химические связи? Как "однорукий" водород и "двурукий" кислород образуют молекулу воды? Отвечая на эти и другие вопросы, пытливые умы составят свою Первую Табличку химических элементов, научатся читать химические формулы, освоят метод пространственного моделирования молекул различных веществ, постигая секреты и табу "молекулярной архитектуры", испытают на себе "химический гипноз" и поймут смысл "элементарного" лозунга: "Будьте валентны!" 

    Практические занятия:

    Демонстрационные опыты получения водорода, углекислого газа, кислорода и доказательство наличие газа. Перманганат калия, пищевая сода, уксусная кислота. Набор молекул, картон, цветная бумага.

    Тема 6. Самое необыкновенное вещество(5  часов)

    Теоретические занятия.Вода –«колыбель жизни» на нашей планете. Три агрегатных состояния воды. «Снежинка» – кристалл воды. Вода – растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Проблема загрязнения воды. Природная вода и дистиллированная вода. Методы очистки веществ.

    Практические занятия:

    Очистка воды от примесей. Изготовление бумажных моделей кристаллов воды. Очистка поваренной соли от примесей. Выращивание кристаллов  солей.

    Тема 7. «Сферы» вещества (6  часов)

    Теоретические занятия.

    Юные химики узнают содержание понятий "ТЕЛО" и "ВЕЩЕСТВО", самостоятельно ответят на вопрос: "Что изучает ХИМИЯ?" и на собственном опыте убедятся, что настоящему химику по силам сделать из "обычной воды" и газировку, и кока-колу, и молоко, если об этом просят его друзья.

    Практические занятия:

    Устранение жесткости воды и очистки посуды от накипи. Качественное обнаружение белков в пищевых продуктах. Газировка, ментос, гидроксид натрия, сульфат кальция, молоко.

    Тема 8. Учение о корпускулах(3  часов)

    Теоретические занятия.

    «Сказочка про молекулу-МОЛЬявочку»

    Сколько снежинок в Снежной Бабе? Сколько капель воды в мировом океане?Сколько пузырьков водяного пара в одном выдохе? До какого предела можно делить вещества? Как считать молекулы и атомы, если их не видно? На эти и подобные вопросы найдут ответы юные химики проводя веселые опыты по делимости веществ и наблюдая «броуновское движение» частиц разноцветных пищевых красителей.

    Практические занятия:

     «Неуловимый невидимка» -молоко, пищевые красители , шампунь (жидкое моющее средство)

    Тема 9. Наука о доме(2  часов)

    Теоретические занятия.

    Юные химики познакомятся с понятием «химический элемент, узнают, сколько нужно элементов, чтобы построить дом, травинку или целую планету, поиграют в химическое лото, разберут «по буквам» алфавит профессора Менделеева. Откроют для себя первые тайны Великой природы и освоят метод плоскостного моделирования молекул различных веществ.

    Практические занятия:

    Моделирование процесса круговорота в природе. Набор «Лего», картон, цветная бумага, химическое лото.

    Тема 10. «Чувства вещества»(4 часов)

    Теоретические занятия.

    Роль человека в освоении Природы. Понятие «ноосфера»- сфера разума.

    Практические занятия:

    Идентификация веществ применяемых на кухне. Набор «Лего», картон, цветная бумага, химическое лото.

    Тема 11. Все выше к вершинам(1  часов)

    Теоретические занятия.

    Химические вещества как материальная основа Природы. Свойства веществ познаются в непосредственном опыте. Творческое осмысление курса «Юный химик».

    Практические занятия:

    Презентации на тему: "Я ведь химию учу! Что хочу - то получу!" 

    5.Жизненный цикл и этапы реализации проекта

    Сроки реализации проекта:2 года

    Этапы реализации проекта:

    1.I этап – начальный (констатирующий)- август 2014г.

    2.II этап – основной (формирующий)- сентябрь 2014-2016г.

    3.III этап – заключительный (контрольный) представление результатов программы (презентация)- май 2016г.

    Программа проектных  мероприятий

    Комплекс мер

    Место проведения

    Срок проведения

    Ответственный

    Регламент 1Подготовительный этап

    1

    Обсуждение тем

    школа

    Учитель,ученик

    2

    Выбор тем

    школа

    Учитель,ученик

    3

    Сбор информаций

    школа

    Учитель,ученик

    Регламент 2 Основной этап

    1

    Разработка материалов

    школа

    Учитель

    2

    Апробирование

    школа

    Учитель

    3

                 Регламент 3 Заключительный этап

    1

    Защита презентаций.

    Выступление в научно-практических конференциях

    Школа

    На уровнях районный, муниципальный, республиканский, всероссийский.

    Учитель,ученик

    6.Ожидаемые результаты реализации проекта

      Морально – нравственные качества личности:

    • добровольность и заинтересованность в равноправном участии в педагогическом процессе;
    • стремление к самостоятельности;
    • сочувствие и сопереживание людям, природе, чувство радости от помощи ближнему;
    • сформированность основ общения, нравственно – этических  норм поведения;
    • сформированность первичного контура общечеловеческих качеств гражданина: честности, совести, чувства собственного достоинства, воли;
    • сформированность личной ответственности.

    Кроме этого программа направлена на формирование и развитие следующих компетенций обучающихся:

    Учебные компетенции:

    - решать учебные проблемы;

    - связывать воедино и использовать отдельные части знания;

    - извлекать пользу из образовательного опыта.

    Исследовательские компетенции:

    - получение и обработка информации.

     Социально - личностные компетенции:

    - видеть связи между настоящими и прошлыми событиями;

    - вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение;

    - справляться с неопределенностью и сложностью.

     Коммуникативные компетенции:

    - выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей;

    - дискутировать и защищать свою точку зрения.

     Сотрудничество:

    - принимать решения;

    - устанавливать и поддерживать контакты;

    - сотрудничать и работать в команде.

     Организаторская деятельность:

    - организовывать свою работу;

    - овладевать инструментом моделирования;

    - быть включенным в группу или сообщество и сделать вклад в него.

    Личностно - адаптивные компетенции:

    - использовать новую информацию;

    - придумывать новые решения;

    - проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами;

    - быть упорным и стойким перед трудностями;

    Форма подведения итогов:

    Итоговой работой по завершению каждой темы  являются “Битва Титанов”. В конце учебного года каждый ученик награждается грамотой ; «Лучший экспериментатор», «Любознательный химик», «Юный химик», «Маленький химик, большой лаборатории»

    7. Риски реализации проекта и пути их преодоления

    1

    2

    3

    Риски

    Условия возникновения

    Пути преодоления

    Низкая мотивация педагогов

    из-за отсутствия достаточного финансирования

    Привлечение внебюджетных средств

    Отсутствие или недостаточное количество в школе специалистов

    Низкая мотивация

    Мониторинговое изучение мотивов деятельности педагогов и активное использование нематериальных стимулов и ресурсов

    Дефицит учебно-методических пособий

    Недостаточное финансирование

    Использование материалов интернета

    Заключение

    ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

    1. Овладение обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности по химии (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде;
    2. Формирование у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств;
    3. Формирование знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки. 
    4. Разработка и внедрение эффективной модели внеурочной деятельности учащихся по химии в соответствии с требованиями ФГОС

    ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА.

    Данный проект может послужить инструментом организации и координации системы образования в ОУ, стать ориентиром развития внеурочной деятельности, критерием оценки адекватности ее новым целям и ценностям образования.

    Выполнение данных условий возможно, если внеурочная деятельность ОУ:

    • Увеличивает пространство развития творческой и познавательной активности.
    • Позволяет реализовать индивидуальную образовательную траекторию обучения.
    • Расширяет тематику изучаемого материала.
    • Демонстрирует способности, невостребованные основным образованием.
    • Повышает роль самостоятельной работы.
    • Реализует лучшие личностные качества.  

    Список использованных документов и источников информации

    1. Добротин  Д. Ю. Настоящая химия для мальчиков и девочек. - М.: Интеллект-Центр, 2009. – 96 с.

    2.  Лаврова С. А. Занимательная химия для малышей. -  М.:Белый город, 2009 - 128 с.

    3. Мойе Стивен У.; Занимательная химия. Замечательные опыты с простыми вещами. -  АСТ, 2007 – 96с.

    4.Окружающий мир. 1 класс. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Я и мир вокруг» /Под ред. А.А. Вахрушева.-М.: Баласс, 2011.  (Образовательная система «Школа 2100»).

    5.Рабиза Ф. Простые опыты. Забавная физика для детей. - М.:Детская литература, 2002.

    6.О.В. Ларина «Удивительные явления природы» ЗАО «Издательство НЦ ЭНАС» 2008 год

    7. Твои первые научные опыты.  – М.: Нигма, 2011 – 128 с.

    8. Твои первые научные опыты. Вода. - М.: Литтерра, 2011. – 8с.

    9. Твои первые научные опыты. Воздух. – М.: Литтерра, 2011. – 8с.

    10. Твои первые научные опыты. Магнит. -  М.: Литтерра, 2011. – 8с.

    11. Твои первые научные опыты. Свет. -  М.: Литтерра, 2011. – 8с.

    12. Твои первые научные опыты. Электричество.  – М.: Литтерра, 2011. – 8с.

    13. Том Тит.  Научные забавы: интересные опыты, самоделки, развлечения. - М.: ИД Мещерякова, 2008. – 224 с.

    14.  Штремплер Г.И. Химия на досуге: Домашняя хим. лаб.: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, - 1996.

    15. http://simplescience.ru/video/

    Приложения

    Ресурсы

    Условия

    Необходимо

    Имеется

    Источники

    Сроки

    Нормативно-правовые:

    1.Закон об образовании РТ и РФ.

    2.ФГОС ОО

    3. Устав школы

    4.Приказ по школе

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Брошюры, интернет, журналы

    Материально- технические:

    1.Компьютер

    2.Видеопроектор

    3.Мультимедийный экран

    4.Химическая лаборатория

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Школа

    Кадровые:

    1.Учитель предметник

    2.Ученики

    3.Методисты

    4.Лаборанты

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Школа,

    РОО

    Научно-методические:

    1.Учебный план школы

    2.УМК

    3.Предметные журналы и газеты

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Информационные:

    1.Интернет сайты

    2.Газеты,журналы, радио, ТВ

    +

    +

    +

    +

    Мотивационные:

    1.Интерес к предмету

    2.Расширение кругозора

    3.Профориентация

    +

    +

    +

    +

    +

                +

    Организационные:

    1.Сбор учащихся

    2.Ознакомление с тематикой

    3.Выбор темы

    4. Сбор информации и т.д.

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    +

    Финансовые:

    1.Бюджет школы

    2.Спонсорская помощь

    +

    +

    +

    +


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Научно – исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика и роста педагогического мастерства учителя

    Разработка педагогического совета по теме: "Научно-исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика и роста педагогического мастерства учителя"...

    "Исследовательская деятельность как фактор развития творческого потенциала учащихся."

    "Исследовательская деятельность как фактор развития творческого потенциала учащихся."...

    Исследовательская деятельность как фактор развития личности ученика в свете нового образовательного стандарта. ( Из опыта работы)

              Совершенно очевидно, что школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на всю жизнь, он она может и должна вооружить его методами познания, сформиров...

    « Проектная –исследовательская деятельность, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время»

    Проектно-исследовательская деятельность — эта технология, основанная на научном методе познания, которая предполагает решение учениками разнообразных задач исследовательско-творческого характера под р...

    Доклад на тему "Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя"

    Проектная методика позволяет гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему как новая технология обучения, более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая учеников самостоятельно п...