«Вещества чистые и смеси»
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Борисович Ирина Валерьевна

Цели и задачи, основная цель – внедрение в практику методики, позволяющей активизировать учебную познавательную деятельность учащихся восьмых классов на уроках химии. Задачи: создать обстановку, способствующую успешной деятельности каждого ученика, дать возможность каждому ученику продвигаться в своем темпе усвоения материала, предоставить условия для развития практических навыков работы с веществами и успешного самостоятельного использования этих навыков в повседневной жизни. В работе представлена комплексная разработка урока с применением сингапурской методики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borisovich_kazan_chistye_veshchestva_i_smesi.docx305.74 КБ

Предварительный просмотр:

Борисович И.В. МБОУ СОШ №55 г.Казань

Автор Борисович Ирина Валерьевна, учитель химии, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №55 с углубленным изучением отдельных предметов» Московского района г.Казани

Название работы «Вещества чистые и смеси».

Краткая аннотация работы

Цели и задачи, основная цель – внедрение в практику методики, позволяющей активизировать учебную познавательную деятельность учащихся восьмых классов на уроках химии. Задачи: создать обстановку, способствующую успешной деятельности каждого ученика, дать возможность каждому ученику продвигаться в своем темпе усвоения материала, предоставить условия для развития практических навыков работы с веществами и успешного самостоятельного использования этих навыков в повседневной жизни. В работе представлена комплексная разработка урока с применением сингапурской методики.

Содержание работы, предоставляемой на конкурс

 «Вещества чистые и смеси»

Урок с применением сингапурской методики.

Тип урока: урок изучения нового учебного материала

Цели:

Дидактическая: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации средствами критического мышления; эффективного взаимодействия учащихся;

образовательная: организовать изучение новой темы; умение работать в группах, (использование элементов сингапурской методики); способствовать активизации мышления учащихся;

развивающая: способствовать развитию умения работать с различными источниками информации, вступать в речевое общение;

воспитательная: воспитание мотивов учения, положительного отношения к получению знаний;

Задачи:

образовательные: создать условия для формирования знаний о чистых веществах и смесях; укрепление навыков практической деятельности;

воспитательные: формировать толерантность при работе; умение совместной деятельности, сотрудничества;

развивающие: способствовать развитию критического мышления, умению характеризовать объекты, представлять информацию в свёрнутом виде,

Формы работы учащихся: работа в команде, работа в парах, индивидуально.

Карта урока

Этап урока

Время

Используемая структура

Содержание

Вид деятельности

Организационный

1

мин

Сигнал Тишины,

Таймер,

Мэнэдж Мэт

Создание положительного эмоционального настроя

Актуализация знаний, подготовка учащихся к сознательному усвоению нового материала.

2

мин

Клок Баддис

Учащиеся назначают встречи на 12 часов и отвечают на вопрос

«Какой чай вы пили сегодня утром?»

Работа в парах

8

мин

Эй Ар Гайд

Таймд Пэа Шэа

Учащимся предлагается прочитать приведённые утверждения о чистых веществах и смесях и записать свой ответ только в столбце «ДО» (Приложение 1).

Работают индивидуально и в группе, с соседом по плечу.

Просмотр презентации о смесях и их отличии от сложных веществ.

Учащимся предлагается пересмотреть утверждения и указать ответ «ПОСЛЕ».

Учащиеся сравнивают свои ответы и деляться с соседом по плечу: вы поменяли какой-либо из ваших ответов, если да, какой и почему?

Активизация познавательной исследовательской деятельности. Эксперимент

7 мин

Лабораторная работа

Учащиеся разглядывают образцы смесей у себя на столе, выполняют действия, способствующие разделению смесей по инструкции (Приложение 2). Записывают результаты эксперимента в тетради

 Групповая работа

Активизация  учебной деятельности

5 мин

Микс Пэа Шэа

Учащиеся делятся результатами эксперимента

Взаимодействие  в парах

Усвоение  нового материала.

12

мин

Финк-Райт-Раунд Робин

Модель Фрайер

Учащиеся изучают параграф учебника, обдумывают ответы на вопросы, характеризующие смеси и их классификацию, выясняют, на чем основаны способы   разделения смесей (Приложение 3).

Работают в команде, обсуждение внутри стола, затем между столами.

Записывают, оформляя как опорную блок-схему (Приложение 4).

По очереди обсуждают свои ответы в команде.

Закрепление изученного материала. Подведение итогов урока.

9 мин

Клок Баддис

Учащиеся осуществляют назначенные встречи:

- на 3 часа

Чем отличаются смеси от сложных веществ?

- на 6 часов

Как понять – однородная или неоднородная смесь, привести примеры;

- на 9 часов

Что такое - смесь? Примеры

Взаимодействуют в парах.

Д/з

1

мин

§33, выполнить упр.1-3, по желанию – дом. эксперимент  на факультативе Школьная химия. Квест 8.

Приложения.

  1. Для структуры Эй Ар Гайд.(вопросы «До и после»)

    До

Утверждения

После

1.Большая часть природных  веществ  - смеси.

2. В смеси все вещества сохраняют свои свойства

3.По названию смеси нельзя узнать ее состав.

4.Воздух – это смесь газов.

5.В сложных веществах все атомы связаны между собой химической связью, а в смесях - нет.

6. Из смеси вещества можно извлечь физическими методами, а сложные вещества так разделить нельзя.

Приложение 2. Инструкция к лабораторной работе.

  1. Внимательно рассмотрите выданные вещества.
  2. Выберите чашечку, в которой находится вещество желтого цвета (сера) с вкраплениями серых блестящих кристалликов (железные опилки).

Накройте чашечку сверху листом бумаги и поднесите магнит.  Поднимите лист кверху над чашечкой, не отрывая магнит от листа. Что вы наблюдаете?

  1. Возьмите стаканчик с голубой жидкостью (раствор медного купороса)

Посмотрите внимательно – видны ли в ней отдельные частицы? Налейте 2 мл жидкости в пробирку  и кипятите ее до полного испарения воды. Что вы наблюдаете на стенках пробирки?

Микс Пэа Шэа.  Ответить на вопрос:  чистые вещества или смеси были выданы для работы? И объяснить свой ответ.


Приложение 3.

  1. Для структуры Финк-Райт-Раунд Робин

                                                     Карточка

Задание №1

Какое физическое свойство поможет нам на кухне различить растворы соли и сахара?

Задание №2

Какая вода замерзнет быстрее – чистая (дистиллированная) или морская?

Задание №3

Задание №4

Ответы

Задание №1

Вкус

Задание №2

                            дистиллированная

Задание №3

Смеси: сок, воздух, лимонад

Задание №4

3) оба суждения верны


Приложение 4.

Опорная блок-схема

Смеси                                           Однородные и неоднородные

       Главный признак?                      Признаки?

                                                                                             

                                                         

                                                                                                                   

Пример смеси                            Пример чистого вещества

Однородная              неоднородная                                                Простое                        сложное

                                                         


Для структуры Финк-Райт-Раунд Робин (примерный ответ)

Опорная блок-схема

Смеси                                           Однородные и неоднородные

Свойства непостоянны             

Однородные – нельзя различить частицы невооруженным глазом                    

Неоднородные – есть граница раздела, или видны отдельные частицы

       

                                                                                             

                                                         

                                                                                                                   

Пример смеси                            Пример чистого вещества

Однородная              неоднородная                                                Простое                        сложное

Яблочный сок      Растительное масло и вода                             железо                        оксид железа

           

Использованные ресурсы:

  1. Обучающие структуры сингапурской методики обучения http://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-konstantinovna-klochkova/posobie-dlja-uchitelja-znakomstvo-s-obuchayuschimi-strukturami-singapurskoi-metodiki-obuchenija.html
  2. е-КМ Школа. Медиатека образовательных ресурсов по Биологии, Истории, Математике, Русскому языку в системе «Электронное образование РТ»  
  3.    Видеофрагменты из единой коллекции ЦОР  http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%E0%E7%EE%F2%ED%E0%FF+%EA%E8%F1%EB%EE%F2%E0&submit=%CD%E0%E9%F2%E8&context=current&interface=catalog&class%5B%5D=uid%3DVY4THlOqZHoUuB5bCbk%2FAg%3D%3D%3B+__utma%3D254735498.526103424.1403688853.1415634425.1420803160.5%3B+__utmz%3D254735498.1420803160.5.5.utmccn%3D%28organic%29%7Cutmcsr%3Dyandex%7Cutmctr%3D%7Cutmcmd%3Dorganic%3B+__atuvc%3D1%7C9%3B+sess_authcook_778534_stat%3Dc54324a25c764dc6d220d4390b51a03c%3B+sidebar%3D2%3B+_ga%3DGA1.3.526103424.1403688853%3B+_gat%3D1&subject%5B%5D=uid%3DVY4THlOqZHoUuB5bCbk%2FAg%3D%3D%3B+__utma%3D254735498.526103424.1403688853.1415634425.1420803160.5%3B+__utmz%3D254735498.1420803160.5.5.utmccn%3D%28organic%29%7Cutmcsr%3Dyandex%7Cutmctr%3D%7Cutmcmd%3Dorganic%3B+__atuvc%3D1%7C9%3B+sess_authcook_778534_stat%3Dc54324a25c764dc6d220d4390b51a03c%3B+sidebar%3D2%3B+_ga%3DGA1.3.526103424.1403688853%3B+_gat%3D1       
  4. Коллекция смайлов   http://wdesk.ru/


Результаты.   Внедрение  в практику преподавания химии в 8-ых классах позволило значительно улучшить показатель качества обученности учащихся, особенно в классах с низкой мотивацией (8в класс: с  42% во второй четверти 2014-15 учебного года до 56% в конце учебного года по результатам промежуточной аттестации). Повысилась активность учащихся на уроках, возрос интерес к предмету, выросло количество учащихся, самостоятельно осваивающих материал.

Критерии оценивания результатов. Объективными критериями служит успеваемость и качество обученности по итогам промежуточной аттестации и текущих самостоятельных работ учащихся.

Приложение.   Фотографии урока в 8 в классе.

Работают индивидуально и в группе, с соседом по плечу.

Микс Пэа Шэа - Учащиеся делятся результатами эксперимента

Выполнение лабораторной работы (исследовательская часть урока)

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Крестики-нолики" в 8-м классе на тему: "Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей".

Урок расчитан на закрепление и повторение темы в игровой форме. Как в реальной игре "Крестики-нолики", здесь тоже учащиеся должны выстроить линию по горизонтали, по вертикали или по диагонали из четыр...

Разработка урока по теме "Чистые вещества и смеси.Способы разделения смесей." (8 класс)

Урок по теме «Чистые вещества и смеси.                           Способы ра...

Чистые вещества и смеси.Способы разделение смесей и их использование.

Конспект урока по теме "Чистые вещества и смеси"...

Конспект урока "Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей"

Цели урока:1. Образовательная: Дать понятие о чистом веществе и смеси веществ, сходство и различие между ними. Раскрыть значение смесей в природе и жизни человека.2. Развивающая: Ф...

Презентация к уроку "Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей"

Цели урока:1. Образовательная: Дать понятие о чистом веществе и смеси веществ, сходство и различие между ними. Раскрыть значение смесей в природе и жизни человека.2. Развивающая: Ф...

Чистые вещества и смеси.Состав смесей. Разделение смесей.

Презентация для 11 универсального класса....

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей...