Экологическая ролевая игра для старшеклассников «Суд времени»
методическая разработка по химии (10 класс) на тему

Панферцева Наталья Александровна

Ролевая игра для старшеклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_igra.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

                            Муниципальное общеобразовательное учреждение

                         «Средняя общеобразовательная школа №2 п. Тёплое»

                                 Тёпло-Огарёвского района Тульской области

Экологическая ролевая игра для

                старшеклассников

            «Суд  времени»   

Подготовила и провела учитель химии МОУ «СОШ №2 п. Тёплое»

Панфёрцева Н.А.     

 

Действующие лица: ведущие, ученик судьи (Настоящее, Прошлое, Будущее), секретарь суда, прокурор, адвокат, эксперт, гидросфера, атмосфера, «потребителюс», «трудикус», «студентус», «умникус».

На сцене: столы и стулья с надписями «судья», «прокурор», «адвокат», «секретарь», на стене – большие весы Фемиды.

Ведущие входят с «праздничными лицами».

Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья!

Ведущий 2: Итак мы начинаем…

Ученик: (неожиданно входит в зал, в руках – листок бумаги):

Стойте! Подождите! Только что мировые агентства передали важное сообщение! (Читает) Сообщество «Друг»  школы №2 обнародовало данные о состоянии окружающей школы среды. Учащиеся 10 класса провели исследование состава мусора на пришкольном участке. Получены следующие результаты:__________ (дополнить по каждой школе).

Ведущие (в один голос): Ну! Ну! Да, это любопытно.

Ученик: С участка  площадью _____ было собрано _______ мусора.

Ведущий 1: Ужас!

Ученик: Загрязнённость составляет 99,5%

Ведущий 2: Ничего себе!

Ученик: Среднее время гниение этого мусора составит 20 лет.

Ведущие (в один голос): 20 лет! Но ведь это два поколения школьников!

Ученик: Так ведь это ещё не всё. Что мы делаем с мусором весной, когда обнажается земля? Да, сжигаем. А вы ведь знаете, что при сжигании бумаги, резины, пластмассовых бутылок и много другого выделяется опаснейший продукт – диоксин.

Ведущий 1: Общеизвестно, что многие цивилизации погибли именно из-за того, что засыпали себя мусором и другими отходами своей жизнедеятельности.

Ведущий 2: Все экологические преступления имеют далеко идущие последствия, разобраться с которыми может только…

Ученик: Я думаю – СУД ВРЕМЕНИ! (берёт в руки работающий метроном, поднимает над головой и торжественно провозглашает): Итак, мы открываем заседание Суда Времени, который должен рассудить Природу и человека!

Секретарь: Встать! Суд идёт! (Выходят судьи, занимают свои места.) Прошу садиться.

Настоящее: Вы посмотрите, как много народу. Я просто не узнаю нашего зала заседаний! (Листает бумаги) Какова же повестка дня?

Будущее: (возмущенно) Как, вы не знаете?

Прошлое: О, вопрос действительно чрезвычайной важности. Нам предстоит рассудить Природу и человека!

Будущее: (с горечью) Конечно, вас это не волнует! Прожить бы сегодня, а что будет завтра – это никого не тревожит. При таком положении дел с экологией будущего вообще уже как бы наполовину нет! Вот! Смотрите! (Показывает на свою чёрную половину костюма. Настоящее недоуменно хмыкает, пожимает плечами).

Прошлое: Да, нехорошо получается, раньше надо было бы собраться! Впрочем, давайте начинать. (Секретарь звонит в колокольчик).

Настоящее: Прокурор, изложите суть Ваших обвинений!

Прокурор: (вскакивает) Сию минуту, Ваша честь. О, Высокий суд! Я хочу задать Вам вопрос. Что бы Вы сказали, если бы на Ваших глазах ребёнок поднял руку на своих родителей, давших ему жизнь? Веками прародительница Природа, молча и терпеливо наблюдала за тем, как один её любимец рос, мужал и постоянно наносил обиды ей и братьям своим меньшим. Шло время. Человек взялся управлять настоящим. И логично было бы надеяться, что и ответственность за будущее планеты он тоже возьмёт на себя. Увы. К сожалению, все его действия развеяли эти надежды. Перед Судом Времени я обвиняю человека (загибает пальцы) в жестокости, тщеславии и, наконец, в полнейшей безответственности, которые явились причиной того, что праматери Природе нанесён невосполнимый ущерб!

Будущее: (вскакивает) Верно! Правильно!

Прошлое: (Будущему) Спокойнее, коллега, держите себя в руках!

Настоящее: Н-да-а, это серьёзное обвинение…

Будущее: Да, вам хорошо! У вас не было проблем с экологией.

Настоящее: Готовы ли Вы предоставить суду факты?

Прокурор: А как же! (Торжественно) Я прошу вызвать первого свидетеля – Гидросферу!

Секретарь: Прошу, свидетель Гидросфера!

Гидросфера: Все вы знаете, что вода – бесценное богатство. Без меня не возможна жизнь! Один человек за 70 лет жизни выпивает 150 тысяч литров воды, 70% его массы составляет вода! А сейчас я расскажу, как же человек распоряжается этим богатством. В водоёмы сбрасываются  отходы, смываются удобрения с полей, в результате бурно разрастаются водоросли. Источники пресной воды заболачиваются и гибнут.

Будущее: (возмущенно) Нет, Вы слышали?

Гидросфера: Мало того, что вода, которую мне возвращают, грязная. Она же ещё после электростанций и тёплая! С ростом температуры  воды в водоёме падает концентрация кислорода, и развиваются анаэробные бактерии, выделяющие метан, аммиак, сероводород. Вода приобретает гнилостный запах. Рыба погибает. Если мы будем и дальше такими темпами терять воду, 2100 году человек лишится пресной воды.

Будущее: Но ведь 2100 год – это же совсем скоро (Очень взволнованно. Остальные судьи поспешно проверяют, есть ли в графине вода).

Гидросфера: (с дрожью в голосе) А нефть, покрывающая плёнкой четверть поверхности Мирового океана? А продукты гниения при сплаве леса? А горюче-смазочные материалы морского и речного флотов?

Прошлое: Да будет Вам! Эдак у нас второй потоп начнётся! Я первый потоп помню  как сейчас. Жутковатое, скажу вам, зрелище!

Гидросфера: А что вы знаете о воде, которую мы пьём? Результаты анализов воды, проведённых Тёплинским центром госсанэпиднадзора, показывают, что вода по содержанию нитратов не соответствует требованиям санитарных правил и норм. Содержание нитратов превышает допустимые нормы в 1, 7 раза, что является нарушением Закона «О санитарно-эпидемическом благополучии населения».

Настоящее: Да, над этим надо думать серьёзно. Обнадёживает одно: наш районный центр госсанэпиднадзора не оставит  в покое районные власти и руководство жилищно-коммунальным хозяйством.

Секретарь: Давайте продолжать. Ещё свидетели есть?

Прокурор: Да Ваша    честь! Свидетель Атмосфера.

Атмосфера: (входит очень медленно, держась за сердце) Ох, ох! Я больше не могу. Помогите!..

Прошлое:  Н-да-а, вид у свидетеля не очень…

Настоящее: Да уж!

Будущее: Не очень?!!! Да Атмосфера больна. Это видно невооружённым глазом. Врача! (Будущее и секретарь усаживают Атмосферу на стул).

Судьи: (взволновано, по очереди). Помогите! Свидетелю дурно! Врача! Врача!

Врач: (вбегает с чемоданчиком, открывает его прямо на судейском столе, достаёт стетоскоп, подбегает к Атмосфере). Тэкс-тэкс! На что жалуетесь?

Атмосфера: На человека! Я больше не могу, я превращаюсь в газовую камеру!

Врач: (с тревогой). Та-ак…вижу! (продолжает прослушивать).

Атмосфера: За последние 30 лет в меня выбросили столько окислов, сколько я проглотила за предыдущие 100 лет! А ведь окислы вызывают парниковый эффект, и я не могу пропускать обратно отражённые от поверхности Земли солнечные лучи!

Врач: Да, да, да…

Атмосфера: В результате у меня страшный жар!  

Врач: (ставит ей градусник – самоделку, охает, показывает его всем). О, ужас! Среднегодовая температура выросла на градус за последние 30 лет!

Настоящее: (пожимает плечами). Ну-у, один градус всего…

Врач: Всего!? Но тогда от второго всемирного потопа нас отделяет только три градуса…

Судьи: (в ужасе). Вы шутите?

Врач: Какие шутки! Этих трёх градусов достаточно для того, чтобы вызвать таяние льдов полярных областей, а это, в свою очередь, может повысить уровень Мирового океана на 95 см к 2100 году!

Судьи: (хором). Опять потоп!?

Врач: Вот именно! (Решительно и строго). Моя рекомендация: немедленно назначить лечение! (Уходит и уводит за собой Атмосферу).

Прошлое: Н-да, убийственные факты!

Настоящее: Н-да, увы! Мы пожинаем плоды собственной деятельности. Будущее: Это всё ценные замечания, и я вижу, что Вам уже всё ясно. Но тогда скажите, пожалуйста, что же будет со мной?! Вы можете это сказать?

Прошлое: М-м… Видимо этот вопрос надо задать обвиняемому потребителюсу, трудикусу, студентусу, умникусу.

Настоящее: Трудикус или не очень, но какой-то умникус должен быть заслушан. Господин адвокат, готовы ли Ваши подзащитные выступать?

Адвокат: Конечно, Ваша честь! (Кладёт список Секретарю). Вот, пожалуйста.

Секретарь: Итак, слово имеет потребителюс.

(На сцену выходит свидетель. На нём яркий пиджак, галстук, в руках сотовый телефон)

Потребителюс: Граждане судьи, я не понял о чём базар. Но чувствую, что хотите меня развести на бабки в смысле компенсации за ущерб этой вашей екологии-хренологии. Не, ну, блин, лоха нашли!

Прошлое: Обвиняемый, прошу не обращаться к ненормативной лексике, а изъясняться конкретнее, по существу вопроса.

Потребителюс: А чё конкретней? Объясняю: по наколке умных людей вложил в топливный бизнес денег и теперь имею долю в этом деле. А то, что Вы, гражданин судья, мне шьёте ущерб природе, - это несерьёзный базар. Я скважину и нефтегазовый завод купил – да, за это отвечаю, а, блин, эту  вашу екологию я не покупал, она не моя!

Настоящее: Это всё, что Вы хотели сказать?

Потребителюс: Ну не-ет! Я вообще хочу сделать «обратку» и чисто конкретно спросить с Вас, где моя нефть, где мой газ – почему мои люди стали меньше добывать, почему мне говорят, что ресурсов становится меньше? (Обалдевшие судьи молчат). Я хочу разобраться – кто меня обкрадывает? Короче, адвокат, давай работай! (Смотрит на часы). Я и так на стрелку опаздываю! (Уходит).

Судьи: (возмущённо). Нет, Вы слышали?! Ну уж это…

Адвокат: (смущённо). Господа, я от имени господина коммерсанта готов выдвинуть встречный иск о существенных убытках моего клиента в связи с сокращением объёмов добычи его нефти уже сейчас и ожидаемом снижении объёмов добычи газа в скором будущем!

Прокурор: (вскакивает). Нет, Вы слышали?! (Передразнивает). Встречный иск! Какова наглость! Я протестую!!!

Адвокат: Господа! Мой клиент, возможно, не совсем верно выразился. Я хочу внести поправку. Господа, мой клиент имел в виду следующее: изначально человек пользовался безграничными, как ему казалось, ресурсами природы и даже не мог предположить, что однажды в этом неисчерпаемом сосуде покажется донышко!

Прокурор: (язвительно). Ах, какая недальновидность!

Адвокат: Поймите, здесь перед Вами стояло бедное, обманутое создание. Его ведь даже не предупредили, что изобилию может прийти конец! Будущее: Это он – то бедное, обманутое создание? И вот с кем мне предстоит иметь дело!

Прошлое: Да-а… Неужели таким стал человек? По-моему, шкура ему больше шла!

Настоящее: А что, других представителей человечества нет?

Секретарь: Вызывается трудикус.

Трудикус: Уважаемый Суд! Мне хотелось бы сказать следующее. С первых дней моего существования люди внимательно изучали окружающий их  мир, пытаясь облегчить своё существование. Одаренные Природой способностью мыслить, мы пробовали изобретать, совершая всё новые и новые открытия. Победы давались нам нелегко, и в этой борьбе, увы, мы не всегда могли оценить отрицательные последствия своей деятельности! Но, господа Судьи, если бы не эта деятельность, человеку вряд ли удалось бы выжить! (Уходит).

Будущее: Так - то раньше было! (Передразнивает). «Не смогли оценить…»

Секретарь: (смотрит в список). Вызывается студентус.

Студентус: Человека обвинили в совершении тяжелейшего преступления! Граждане, но ведь мы строим очистные сооружения, изобретаем безотходные технологии… Создаём заповедники, заказники, возобновляем леса…Изобретаем двигатели на экологически чистом горючем… Рекультивируем почвы, организуем почвозащитные севообороты… Разрабатываем способы уничтожения вредных отходов…Внедряем биологические методы борьбы с вредителями – тараканов теперь уничтожает не дихлофос, а «Комбат».

Прошлое: (коллегам). Может, действительно не так всё плохо?

Настоящее: Ну, конечно, вот видите: очистные сооружения строят и про тараканов каждый день показывают.

Секретарь: Суд просит выступить представителя ООН.

Представитель ООН: Изучив изменения, произошедшие в мире с 1992 года, на Конференции ООН представители 179 стран были вынуждены констатировать, что существенных перемен к лучшему за эти годы, к сожалению, не произошло. За свои усилия человечество едва ли заслуживает тройки с минусом.

Прокурор: Вот видите? Три с минусом! Почти двойка! Вот чего стоят усилия человечества. Капля в море!

Адвокат: (вскакивает). Защита протестует! Прошу заслушать Умникуса.

Прошлое: Дадим?

Настоящее: Всё-таки Умникус!

Будущее: Пусть говорит.

Умникус: Господа! Сегодняшний процесс глубоко озадачил меня. Я подумал, почему человек разрушает мир, в котором живёт? Но посмотрите. С одной стороны, потребность в знании, в активном вмешательстве в окружающий мир в нас заложен самой Природой. Нам дана свобода выбора стиля, условий жизни. С другой стороны, нарушая веками сложившиеся природные процессы, мы только недавно почувствовали ответную реакцию. И тут наступило прозрение! Оказывается ценой нашей исключительности стали здоровье и сама жизнь нашей планеты…

Будущее: (удовлетворённо кивает). Вот именно! Но когда это все поймут, наконец?!

Прошлое: Ну-ну… (обращаясь к умникусу). Продолжайте!

Умникус: И вот сегодня мы стоим перед выбором: либо мы и дальше будем наслаждаться плодами научно-технического прогресса, превращая ресурсы планеты в огромную кучу отходов, либо научимся подчинять свою деятельность законам развития всего живого на нашей Земле. И человек должен сделать свой выбор!

Будущее: (вскакивает). А если он сделает неправильный выбор? Что же со мной – то будет? (Падает в обморок. Прошлое и настоящее приводят его в чувство).

Прокурор: Что я говорил! Это человеческое общество способно погубить кого угодно, даже видавший виды Суд!

Адвокат: Я протестую! Осторожнее с формулировками! Человек, между прочим, является не только виновником, но и заложником происходящего. Будущее планеты – это ведь и будущее человека! И человек это уже понял.

Прошлое: Да, тут есть над, чем подумать!

Секретарь: Суд приступает к совещанию.

Настоящее: Состояние Будущего вызывает у меня большую тревогу…

Прошлое: Да – да, надо торопиться. По-моему, и так всё ясно, коллега?

Настоящее: Вы правы. Чем быстрее мы вынесем приговор, тем будет лучше!

Секретарь: К оглашению приговора встать!

Настоящее: В ходе процесса были установлены многочисленные факты жестокого обращения человека с Природой: на планете не осталось ни одного места, где представители флоры и фауны смогли бы укрыться от губительной власти человека. Изменившиеся к худшему условия жизни заставили человека осознать собственную причастность к этому и предпринять шаги по защите окружающей среды. Тем более, теперь такие технические возможности у человека имеются.

И всё – таки предпринятые на сегодня усилия ничтожны, поэтому Суд выносит следующий приговор: «Человек приговаривается к исправительным работам по охране окружающей среды (пожизненно); отныне именно эта работа должна стать составной частью всех видов деятельности человека!»

Будущее: (вскакивает). Наконец – то!

Настоящее: Приговор окончательный, обжалованию не подлежит!

Будущее: Правильно! А то не будет ни будущего, ни человека!

Секретарь: Процесс окончен. Все свободны.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мы - будущие избиратели». Ролевая игра для старшеклассников.

Цель:     пропаганда политической и правовой культуры среди молодежи.Задачи: показать смысл и значение демократических выборов, ...

Экспертно-ролевая игра игра для учеников 8 класса: «Мы суть того, что мы едим» (проектный метод)

Здесь представлена моя разработка  урока-игры, а также презентация  по разработке.Цели и задачи: Обобщить и сформировать четкое представление о рациональном питанииРазвить умение анализирова...

Развитие речевых навыков у младших школьников посредство ролевой игры. Кукольный театр как вид ролевой игры.

Развитие речевых навыков у младших школьников посредство ролевой игры. Кукольный театр как вид ролевой игры....

Экологическая игра для старшеклассников

Экологическая игра посвящена Дню защиты Земли, предназначена для учащихся 8 - 9 классов....

«Кем быть?» Занятие по профориентации в виде деловой игры, с элементами ролевой игры

Актуализировать у учащихся знания о различных видах профессиональной деятельности. Способствовать развитию навыков рефлексии в области профориентации....

Ролевая игра «суд над компьютерными играми»

Ролевая игра «суд над компьютерными играми»...