Конспект урока химии по теме "Горение и медленное окисление" (8 класс)
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Данильченко Татьяна Афанасьевна

Данный материал является конспектом урока химии в 8 классе по теме "Горение и медленное окисление".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_gorenie_i_medlennoe_okislenie_8_klass.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Химия

 8 класс

Тема урока: Независимое расследование по теме «Горение и медленное окисление»  («Пока горит свеча…»)

        Цели урока: 

1. Образовательные  – расширить и углубить знания учащихся о кислороде, его химических свойствах; изучит особенности реакции горения, условия возникновения и прекращения реакции;

        2. Развивающие – развивать навыки выполнения правил техники безопасности при обращении с горючими веществами, развивать познавательный интерес, развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы; раскрывать практическую направленность химии, связь её с другими науками;

        3. Воспитательные – воспитывать самостоятельность, чувство взаимопомощи, ответственности, любознательность через привлечение элементов игровых технологий, содействовать эстетическому воспитанию учащихся.

        

        Тип урока: изучение новых знаний.

        Методы: беседа, рассказ, сообщения учащихся, групповая и фронтальная самостоятельная работа, тестирование, лабораторный опыт, решение задач.

        Оборудование: карточки с заданиями, компьютерная презентация.

        Для демонстрации: чашка со спиртом, картон.

Для опыта: свеча (парафиновая), фарфоровая чашка, тигельные щипцы, химический стакан, спички, спички без головок, стакан с песком

 

Ход урока.

  1. Организация учащихся на работу.

Здравствуйте, ребята, уважаемые коллеги!

Начинаем наш урок.

Сегодня я хочу начать наш урок стихами.  Давайте прочитаем их красиво. Итак, я начну…

С. Есенин

Я зажёг свой костёр,
Пламя вспыхнуло вдруг
И широкой волной
Разлилося вокруг.

Безнадёжная грусть
В тихом треске углей
У костра моего
Стала песней моей.

Ученик 1:

Огонь — надежда в холода.
Как верный друг спешит на помощь:
Костёр зажжешь иль печь затопишь -
И не замерзнешь никогда.

Ученик 2:

Огонь поможет нам в ночи.
Вот факел — с ним светло и ночью.
Огня боятся стаи волчьи.
Наш друг ночной — огонь свечи.

Ученик 3:

С огнём ты должен быть умён.
Узнай его, огня, законы.
Он должен стать твоим знакомым -
Учись быть вежливым с огнём.

О каком химическом процессе идёт речь в этих стихах?

Совершенно верно.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на нашем сегодняшнем уроке?

(ответы – о реакции горения).

Что нужно знать о процессах горения и окисления?

(ответы учащихся)

Да, на сегодняшнем уроке мы ответим на вопросы:

  1. В чём особенности реакции горения?
  2. Каково строение пламени?
  3. Огонь – друг человека или непримиримый враг?

На сегодняшнем уроке мы все станем экспертами в области криминалистики и проведём  независимое расследование.

Эпиграфом нашего урока станут слова великого русского ученого М.В.Ломоносова «Изучение природы огня и без химии предпринимать отнюдь невозможно».

Символом нашей работы станет горящая свеча.  Её пламя рассеет тьму незнания и укажет путь к истине.

Запишите в тетради тему нашего урока – независимого расследования  – «Горение и медленное окисление».

  1. Проведение урока.

  1. Экспресс-диагностика (тестовый контроль знаний).

Любому исследователю важно иметь определённый запас знаний, чтобы правильно решить научную проблему. Давайте убедимся, что нужные знаний по теме «Кислород» у нас есть. Для этого вы пройдёте экспресс-диагностику в виде тестового задания. (3 минуты)

(листки подписать)

        (выполнение теста на 2 варианта, затем – взаимоконтроль: ответы по вариантам на слайде, открыть,   проверяют друг друга).

        Проверили? Поставьте оценку.  

(пройти, посмотреть, сделать вывод о результатах, листки собрать)

 Итак, экспресс-диагностику наши специалисты прошли хорошо, подтвердили свою квалификацию и приступают работе.

  1. Горение (Дактилоскопическое исследование)

Давайте вспомним.

Что называют реакцией горения?

Какие вещества образуются при горении?

Что такое оксиды?

(Работа с раздаточным материалом)

Чтобы лучше разобраться в особенностях процесса горения, нам поможет дактилоскопическое исследование. Дактилоскопия – это исследование отпечатков пальцев человека. Нам предстоит не менее кропотливая работа.

        Вы работаете в парах. На столах у вас лежат карточки. На одних – формулы веществ, на других – названия. Вам нужно выбрать формулы оксидов и найти их названия.

        Выполнили? Проверяем. (Читают вслух).

  1. Горение и медленное окисление        

(Актуализация опорных знаний, подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности:

учитель демонстрирует с помощью мультимедийного проектора фотографии различных процессов окисления (взрыв, медленное окисление, горение, горение костра, ржавление металла и т.д.) и тела, подвергшиеся окислению (например, загнившие фрукты, ржавый гвоздь, горящая свеча).

Что общего в наблюдаемых явлениях?

(взаимодействие с кислородом)

На какие группы вы бы их разделили?

3 группы: процессы горения, медленного окисления, взрыв.

Чем они отличаются?

Отличаются скоростью (быстрое, медленное и мгновенное) и признаками (тепло, свечение /пламя/, лучистая энергия /огонь/)

  1. Горение. Условия горения.

Горение – реакция окисления, протекающая с достаточно большой скоростью, сопровождающаяся выделением тепла и света.

Демонстрация: Проведем следующий опыт: нальем в фарфоровую чашку немного спирта, подожжем его, а затем плотно прикроем чашку листом картона. Почему пламя гаснет?

Как вы думаете, что необходимо, чтобы вещество загорелось и продолжало гореть?

Почему бензин или полено на воздухе ведут себя спокойно и не загораются?

Какое ещё условие, необходимое для горения, должно соблюдаться? (Нагревание до определенной температуры (температуры воспламенения))

У разных веществ температура воспламенения разная.

Итак, каковы же условия горения? (ответы учащихся)

  1. Наличие горючего вещества.  
  2. Наличие кислорода (воздуха),
  3. Достижение температуры воспламенения.

Как вы считаете, что горит быстрее: деревянное полено или пучок древесных лучинок?

Следовательно, весьма существенным является степень измельчения горящего вещества, т.е. площадь его поверхности. Тонко измельченные вещества смогут лучше взаимодействовать с кислородом.

Возможно также самовоспламенении веществ.

Самовоспламенение – горение, возникающее от внешнего нагревания вещества до определенной температуры без непосредственного соприкосновения горючего вещества с пламенем внешнего источника горения.

Видеофрагмент: самовоспламенение парафина

  1. Основные способы прекращения горения (беседа)

Итак, мы выяснили, что для горения нужно одновременно наличие трёх факторов: кислорода (воздуха), достижение температуры воспламенения и горючего вещества.

А что нужно сделать, чтобы прекратить горение?

(устранить эти факторы)

Если   устранить один из этих факторов, то горение прекращается. Соответственно имеются три пути предупреждения или ликвидации пожара. Работа пожарных сводится к устранению отдельных факторов горения с помощью специальных приёмов.

  • Охлаждение зоны горения водой и другими огнетушащими веществами;
  • Изоляция зоны горения пеной, порошком, песком, плотными покрывалами, прекращающими поступление горючих веществ или воздуха в зону горения;
  • Разбавление реагирующих в процессе горения веществ водяным паром, углекислым газом и другими, не поддерживающими горения газами.

  1. Условия прекращения горения. Предупреждение пожаров.

Этими знаниями люди пользуются при борьбе с пожарами.

Что такое пожар с позиции химии? 

Пожар – это неконтролируемый, быстропротекающий при высокой температуре химический процесс, сопровождающийся выделением большого количества теплоты, уничтожающий материальные ценности и создающий опасность для жизни человека.

Что может стать причиной пожара?

Источниками пожара могут быть печь или плита, оставленные без надзора, неотключенные электроприборы, брошенная горящая спичка, непотушенный окурок и др.

Но пожар может быть вызван и самовозгоранием некоторых материалов, которые медленно окисляются, выделяя при этом теплоту, и постепенно подогреваются до температуры самовоспламенения (например, сложенные в кучу промасленные тряпки или сложенный в кучу навоз – это потенциальные источники возникновения пожара).

  1. Профессия – пожарный

(рассказ с элементами беседы)

Есть люди, которые своей профессией выбрали борьбу с пожарами. Это – пожарные.

Пожарный – это сотрудник пожарной охраны, который занимается спасением людей из огня и тушением пожаров.

Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы стать сотрудником пожарной безопасности?

Ответы учащихся:

  • крепкая нервная система,
  • ловкость и физическая сила,
  • желание помогать людям,
  • отвага,
  • хорошая реакция,
  • взаимовыручка,
  • сообразительность,
  • дисциплина,
  • умение брать на себя ответственность.

Профессия пожарный очень опасная, которая требует психологического и физического напряжения и куда можно попасть, только пройдя специальную подготовку. 

В Курской области профессию пожарного можно получить в Курском автотехническом колледже, обучаясь по специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях, квалификация техник-спасатель».

  1. Физминутка.

Итак, одним из условий протекания реакции горения является наличие кислорода.  Кислород – вещество, необходимое для существования жизни на Земле. Давайте встанем, чтобы его поприветствовать. Спасибо. Встаньте поудобнее, чтобы не мешать друг другу. Сейчас мы вместе выполним задание на внимание. Я буду называть свойства кислорода. Если это свойство кислорода – руки вперёд, если нет – руки вверх. Итак, начали.

  1. Бесцветный газ
  2. Голубой газ
  3. Образуется в процессе фотосинтеза
  4. Газ с характерным запахом
  5. При температуре 20 градусов - жидкость
  6.  Может быть получен разложением воды
  7. Мы им дышим
  8. Хорошо растворимое в воде вещество
  9. Участвует в реакции горения
  10. Плотность больше плотности воды
  11. Хорошо проводит тепло и электрический ток
  12. На вкус сладкий

Кистями рук встряхнуть, плечи вверх – вниз. Садитесь.

  1.  Изучение строения пламени (лабораторный опыт)

Символом нашего урока свеча стала не случайно, так как сейчас мы проведём исследование пламени свечи.

Лабораторный опыт

Изучение строения пламени

        Цель: изучить строение пламени парафиновой свечи.

        Оборудование: свеча (парафиновая), фарфоровая чашка, стеклянная трубка, тигельные щипцы, химический стакан, спички.

Ход опыта.

  1. Зажгите свечу. Рассмотрите внимательно пламя. Однородно ли оно? Какие области пламени вы обнаружили?
  2. Внесите фарфоровую чашку в светящуюся зону. Что обнаружили? (дно чашки закоптилось – выделяется углерод, его раскалённые частицы создают свечение)
  3.  Переверните химический стакан и прикройте им свечу таким образом,  чтобы пламя оказалось в середине стакана на 2-3 секунды (стенки стакана запотели, пламя стало меньше – выделяется вода и углекислый газ, препятствующий горению).
  4. Внесите одновременно две спички без головок во внешнюю и среднюю часть пламени (спичка во внешней части загорается быстрее – там более высокая температура).
  5. Зарисуйте строение пламени. Сделайте вывод.

Часть пламени

Внешний вид

Из чего состоит

Температура

Какие явления происходят в данной части

Внутренняя (А)

Тёмная

Из газообразных веществ (пары парафина)

Минимальная

Испаряется горючее вещество (парафин) – газификация

Средняя

(Б)

Яркая

Из частичек углерода (они раскалённые – свечение)

Средняя

Горючее вещество сгорает не полностью (до углерода), так как кислорода недостаточно

Внешняя

(В)

Тусклая

Из углекислого газа и паров воды

Максимальная

Горючее вещество сгорает полностью до углекислого газа и воды, так как кислорода достаточно

                                                                  Вывод:  пламя состоит из трёх частей (зон),

                                                                       которые различаются по температуре, составу

                                                                          горючих веществ и происходящим явлениям.  

  1. Стихия огня (рассказ учителя)

В процессе реакции горения частицы горючего вещества раскаляются,  и мы видим завораживающее зрелище – огонь.

        Переоценить роль, которую сыграл в развитии цивилизации факт овладения огнём, невозможно. Множество легенд и мифов повествует о появлении огня в жизни человека. Один из них – миф о Прометее, который нам расскажет …

  1.  Миф о Прометее (сообщение учащегося)

Разгневавшись на людей, верховный бог Зевс решил истребить весь человеческий род. От гибели людей спас внук богини Земли Прометей.  

        В те времена люди жили в темных пещерах, не знали огня, не умели разводить скот и обрабатывать землю. Прометей научил их строить дома из камня, распахивать поля, шить прочные паруса и плавать по морям. Благодаря Прометею люди овладели письмом и счетом.

        Прометей похитил огонь у богов и принес его людям. Повелел тогда Зевс приковать его цепями к дикому утесу. Велики были муки Прометея: каждый день прилетал к утесу орел и клевал его печень, а за ночь она отрастала вновь и все повторялось.

Лики огня разнообразны. Раскалённая вулканическая лава и пламя пожаров вызывает ужас (как на картине Карла Брюллова «Последний день Помпеи»), но без огня невозможно гончарное искусство, художественная керамика, изготовление стекла, литьё металлов.

        Человек научился ценить огонь, однако он всегда оставался символом разрушения, уничтожения, кары.

        В искусстве огонь символизирует горение души, самопожертвование во имя других. Образ горящей свечи  часто встречается в произведениях поэтов, на картинах художников.

  1. Горение и медленное окисление

Окисление может проходить и с небольшой скоростью. Примером этого является медленное окисление.

(беседа с заполнением таблицы)

Характеристика процессов горения и медленного окисления

Признаки реакции

Процесс

Горение

Медленное окисление

Образование новых веществ

Да
(оксиды)

Да
(оксиды)

Выделение теплоты

Да

Да

Скорость выделения теплоты

Большая

Небольшая
(идет медленно)

Появление света

Да

Нет

  1. Физико-химическая экспертиза

Отличительный признак реакции горения – выделение тепла.

Как называются реакции, при которых выделяется теплота?

Сейчас мы проведём физико-химическую экспертизу разных видов топлива и выясним, какое количество теплоты выделяется при их горении.

Для этого проведём расчёты по термохимическим уравнения.

Что мы называем термохимическим уравнением?

(Решение задач по термохимическим уравнениям на два варианта по рядам. Работают в парах.  Потом сравнить полученные результаты).

Как называется количество теплоты, выделяющееся при горении 1 кг топлива?

Сравните полученный результат с табличными данными теплоты сгорания.

Удельная теплота сгорания

некоторых видов топлива, кДж/кг

Порох

3800

Природный газ

50200

Торф

14000

Нефть

44000

Спирт

2700

Бензин

46000

Древесный уголь (углерод)

          32800

Водород

142750

  1. Горение: польза и вред (беседа)

Как вы думаете: горение – это полезный процесс или вредный?

Задание: Внимательно прочитайте ключевые слова и подготовьте свои предложения о пользе и вреде горения для природы и человека.

Ключевые слова: варить, движение транспорта, сталь, пищу, друг, враг, Вечный огонь, отопление, пожар, взрыв, лес, поля, дома, люди, Олимпийские игры, загрязнение.

Таким образом, горение может быть полезным и вредным.

  1.  Биохимический анализ

В нашем организме протекает много реакций окисления, например  окисление глюкозы, которая является одним из источником энергии в организме.

Глюкоза – кислородсодержащее органическое соединение. Сейчас мы проведём биохимический анализ глюкозы и выясним, каково содержание кислорода в ней.

Решение задачи:

Рассчитать массовую долю кислорода в глюкозе.

16. Тест-дополнение.

17.  Справочная информация (Задание на дом):

Более подробно об особенностях реакции горения вы можете узнать в учебнике на ст. 89 – 91  и выполнив упражнения 5, 6 (с. 91).

18. Итог урока. Рефлексия.  Выставление оценок.

Наш урок подходит к концу и мне очень интересно ваше мнение о нем. Я прошу вас высказать его, заполнив лист рефлексии, дополнив ответы на вопросы.

ЛИСТ   РЕФЛЕКСИИ

Вопрос

Ответ

1

На уроке я работал

Активно/пассивно

2

Своей работой на уроке я

Доволен/ не доволен

3

Урок для меня показался

Коротким/длинным

4

За урок я

Устал/ не устал

5

Материал урока мне был

Понятен/не понятен
Интересен/скучен

Итак, благодаря слаженной плодотворной работе мы выяснили, какова роль реакции горения в жизни человека, степень участие в ней кислорода, изучили особенности строения пламени.

Свеча – символ нашей работы – помогла нам в этом.  Огонь – это ещё и символ единения и творческого начала. И я желаю вам, чтобы ваша жизнь была полна творчества и поддерживали вас в нём верные друзья. Наш урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока химии в 11 классе "Обобщение по теме "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений."

Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по основным классам неорганических соединений, генетической связи между ними; подготовка учащихся к контрольной работе. Нетрадиционная форма у...

конспект урока химии в 8 классе "Основные классы химических соединений"

конспект обобщающего урока по химии в 8 кл по теме "Основне классы химических соединений"...

Конспект урока химии "Физические и химические явления" 8 класс (УМК Рудзитис Г.Е.)

Конспект урока представлен  в форме технологической карты   в свете  требований ФГОС второго поколения. Содержит разделы: деятельность учителя, деятельность учащихся, УУД, ресуры. Проек...

Конспект урока химии по теме "Горение и медленное окисление" (8 класс)

Даннй материал является конспектом урока химии в 8 классе по теме "Горение и медленное окисление"....

Конспект урока химии в 11 классе на тему: « Химия в жизни человека».

Конспект урока в 11 классе на туму: "Химия в жизни человека"....

Урок на УГ.Конспект урока химии в 8-м классе по теме: «Окислительно-восстановительные реакции»

Тип урока: усвоения новых знаний.Форма урока: урок-исследование с элементами проблемного обучения.Методы и методические приемы: рассказ, беседа, демонстрация средств наглядности, самостоятельная ...

План-конспект урока химии по теме : "Кристаллические решётки" 8 класс

Разработанный урок по теме "Кристаллические решётки" предназначен для учащихся 8х классов общеобразовательных учреждений. Обучеющей целью является формирование понятия о кристаллическом и ам...