Урок на УГ.Конспект урока химии в 8-м классе по теме: «Окислительно-восстановительные реакции»
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Глушкова Лилия Эриковна

Тип урока: усвоения новых знаний.

Форма урока: урок-исследование с элементами проблемного обучения.

Методы и методические приемы: рассказ, беседа, демонстрация средств наглядности, самостоятельная работа обучающихся.

Межпредметные связи: биология, математика, русский язык, география

Средства обучения: тетрадь (комплект инструктивных карт, комплект карточек с терминами), мультимедиапроектор, презентация урока, экспонаты музея

Учебник: Габриелян О.С. Химия.8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_ug.docx44.49 КБ

Предварительный просмотр:

Урок на УГ.Конспект урока химии в 8-м классе по теме:

«Окислительно-восстановительные реакции»


Цели урока:

  • обучающие: познакомить учащихся с новой классификацией химических реакций по признаку изменения степеней окислений элементов – окислительно-восстановительными реакциями, дать понятие “окислитель”, “восстановитель”, “окисление”, “восстановление”; охарактеризовать единство и неразрывность процессов окисления и восстановления; систематизировать знания о типах химических реакций, о степени окисления химических элементов;
  • развивающие: продолжить развитие логического мышления, умений наблюдать, анализировать, сравнивать, находить причинно-следственные связи, делать выводы; формирование интереса к предмету.
  • воспитательные: формировать научное мировоззрение обучающихся, совершенствовать трудовые навыки, формирование культуры межличностного общения: умения слушать друг друга, задавать вопросы, анализировать ответы товарищей, прогнозировать результат работы, оценивать свою работу.

Задачи урока:

1) Деятельностные – расширить и закрепить:

  • знания обучающихся о свойствах металлов и неметаллов, типах химических реакций;
  • умения показывать электронные переходы в ОВР, определять значение степени окисления химических элементов;
  • навыки составления электронного баланса и расстановки коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакциях.

2) Личностные – воспитывать чувство патриотизма.

3) Метапредметные – расширение кругозора обучающихся, развитие умений и навыков применения полученных знаний для объяснения явлений окружающего мира.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Форма урока: урок-исследование с элементами проблемного обучения.

Методы и методические приемы: рассказ, беседа, демонстрация средств наглядности, самостоятельная работа обучающихся.

Межпредметные связи: биология, математика, русский язык, география

Средства обучения: тетрадь (комплект инструктивных карт, комплект карточек с терминами), мультимедиапроектор, презентация урока, экспонаты музея

Учебник: Габриелян О.С. Химия.8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 15-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 270, [2] с.: ил.

Структура урока:

Этап урока

~время

I.

Организационный этап

1 мин

II.

Мотивация учебной деятельности

3 мин

III.

Актуализация знаний обучающихся

5 мин

IV.

Первичное усвоение новых знаний

20 мин

V.

Первичное закрепление знаний

4 мин

VI.

Первичная проверка понимания изученного

7 мин

VII.

Информация о домашнем задании

2 мин

VIII.

Рефлексия

3 мин


Ход урока

Проблемная тема урока: “Кто-то теряет, а кто-то находит”


I. Организационный момент. Знакомство. Эмоциональный настрой на урок.

 

II. Введение в тему

Имя  нашего урока: “О…….   В…………  Р  ”

//. Мотивация учебной деятельности

Сегодня мы продолжим знакомство с этим удивительным и волшебным миром. Миром химии. Миром ……

Она идет,

она прошла!      

Никто не скажет,

что пришла!

Давайте вспомним! А вообще какие реакции знаете? Какие типы реакций?

Демонстрация опытов.

Общение: С какими противоположностями Вы сталкивались в жизни?

  • добро и зло
  • белое и черное
  • плюс и минус, четное нечетное
  • притяжение и отталкивание
  • наследственность и изменчивость

А есть ли противоположности в химии? Конечно же!

  1. Горение магния
  2. Разложение бихромата
  3. Реакция обмена между роданидом калия и хлоридом железа (3)
  4. Реакция замещения магния с соляной кислотой

Приложение 1. Определив типы реакции, вы должны правильно собрать слово. Ответ показать в виде правильного предмета, представленного на столе.

Уравнения реакций

Типы химических реакций

соединения

разложения

замещения

обмена

Mg + 2HCl → MgCl2 + H2

Б

В

П

З

2Fe(OH)3 → Fe2O3 + 3H2O

Г

И

К

Д

2Ca + O2 → 2CaO

С

Ж

С

Ф

K3PO4 + 3AgNO3 → Ag3PO4↓ + 3KNO3

Н

У

Т

Ь

2HgO → 2Hg + O2

А

М

Р

П

Br2 + 2KI → 2KBr + I2

Ш

Л

О

И

/// Актуализация знаний учащихся.

Приложение 2.

Помните!       

  • Степень окисления простых веществ равна 0;
  • Степень окисления металлов в соединениях равна  

номеру группы этих металлов (для I-III группы).

  • Степень окисления атома кислорода в

соединениях обычно равна   - 2, кроме H2O2 -1 и О+2 F2.

  • Степень окисления атома водорода в

соединениях обычно равна +1, кроме МеH-1 (гидриды).

  • Алгебраическая сумма степеней окисления элементов в соединениях равна 0.  

Вспомнив данные правила, расставьте степени окисления.

Сложите все степени окисления, вспомнив правила из математики по теме «Сложение отрицательных и положительных чисел». Ответ запишите в углу треугольника.

Группа 1

а) H3PO4        б) P2O5         в) PH3  

г) P         д) Na2SO4              

Продолжите: +1+5-2+5-2-3+1+0+1+6-2=10

Группа 2

а) N2         б) N2O5         в) NH3

г) CaS        д) H3PO4

Продолжите:0+5-2-3+1+1+5-2+1+4-2=8

Группа 3

а) H2 S O4         б) Al2O5          в) C
г) HNO
3         д) K4С

Продолжите:+1+6-2+3-2+0+1-2+1+5-2=9


Тема нашего урока: “Кто-то теряет, а кто-то находит”.

ОВР? (Очень важная реакция????)

Без знаний какого предмета в химии мы бессильны?

Перед вами текст по теме нашего урока (опорный конспект).

Прочитав, вы должны сказать тему урока и цели.

Записываем:

IV.

Первичное усвоение новых знаний

 (20 мин)

Тема урока: ОВР

Цели урока

  • Познакомиться с окислительно-восстановительными реакциями и выяснить, в чём отличие обменных реакций от окислительно-восстановительных реакций.
  • Научиться определять в реакциях окислитель и восстановитель.

ОВР – это такие реакции, при которых происходит переход электронов от одних атомов, ионов или молекул к другим.

Окисление – это процесс отдачи электронов, степень окисления при этом повышается.

Восстановление – это процесс присоединения электронов, степень окисления при этом понижается.

Атомы, молекулы или ионы, отдающие электроны, являются восстановителями.

Атомы, молекулы или ионы, присоединяющие электроны, называются окислителями.

Окисление всегда сопровождается восстановлением, а восстановление окислением.

ОВР – это единство двух противоположных процессов: окисления и восстановления

Окислительно-восстановительные реакции-это реакции, идущие с изменением степеней окисления.

овр 

Метод электронного баланса — один из методов уравнивания 

окислительно-восстановительных реакций (ОВР).

Заключается в том, чтобы на основании степеней окисления расставить 

коэффициенты в ОВР

Чтобы ответить на данный вопрос, предлагаю провести небольшую лабораторную работу, используя инструкцию.

Правила безопасности на уроках химии:

  • Строго соблюдать пропорции химических веществ при проведении опытов.
  • Не пользоваться незнакомыми веществами, если вы не уверенны в их реакции.
  • Чтобы точно определить нужное вещество на пробирках должны быть наклеены этикетки.
  • Ни в коем случае не трогать вещества руками.
  • Не держать химические вещества возле пищевых продуктов.
  • Запрещается приближать вещества к лицу и глазам.
  • Не нюхать вещества.
  • После урока химии обязательно помыть руки.

Опыт 1. Проведите химическую реакцию между растворами сульфата меди (II) и гидроксида натрия.

Опыт 2. Поместите в раствор нитрата серебра медную монету.

Сосчитайте до 20 и определите признак реакции.

Записать уравнение 1 и 2 реакции, расставить коэффициенты.

СuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4

2AgNO3 + Cu = Cu(NO3)2 + 2Ag

Сосчитайте сумму всех коэффициентов в уравнениях.

Ответ внесите в угол треугольника. (11)


Определим давайте тут реакцию замещения и расставим степени окисления. (Желающий) Далее - объяснение учителя «Электронный баланс».

2AgNO3 + Cu = Cu(NO3)2 + 2Ag

Что мы видим…Атомы изменили себе…Почему? Кто виноват?

На доске:

Быть может, эти электроны-

Миры, где пять материков,

Искусства, знанья, войны, троны

И память сорока веков!

Еще, быть может, каждый атом-

Вселенная, где сто планет;

Там - все, что здесь, в объёме сжатом,

Но также то, чего здесь нет.

V.

Первичное закрепление знаний

 (4 мин)

Считаете ли вы что реакции горения метана (природного газа), фотосинтез относятся к реакциям ОВР. Если да, то определите окислитель и восстановитель.

 С-4Н4+1+ О2=> C+4О2-2 + H2+1O-2 

С+4О2-2+ H2+1O-2=> С60Н12+1О6-2+ О2

VI.

Первичная проверка понимания изученного

 (7 мин)

Допишите существительное, глагол:

 Fe+2 – 1e ---- Fe+3, где Fe+2 –…..…,  ………..    реакция ……………………..
Fe+3 + 2e ---- Fe0, где Fe+2 –…………………реакция ………………………..
S+4 – 2e ---- S+6, где S+4 –………………………реакция ………………………

Домашнее задание и оценка деятельности.

Какая реакция происходила в течение более 73 лет. Как она называется?

Напишите уравнение данной реакции. Составьте электронный баланс.


VIII.

Рефлексия

 (3 мин)

Итак, весь окружающий мир можно рассматривать как гигантскую химическую лабораторию, в которой ежесекундно протекают химические реакции, в основном окислительно-восстановительные. Согласны или нет. Прежде чем дать ответ, необходимо решить кроссворд в группе. Повернитесь на 90о. Совещаясь, впишите слова в клетки в собственную тетрадь.

Продолжительность 3 мин.

Сосчитайте количество ваших букв и вставьте в угол треугольника.

Согласны? Выскажите свою точку зрения.

Г

Н

И

Е

Н

И

Е

Ф

О

Т

О

С

И

Н

Т

Е

З

Б

Р

О

Ж

Е

Н

И

Е

П

И

Т

А

Н

И

Е

Д

Ы

Х

А

Н

И

Е

К

О

Р

Р

О

З

И

Я

Д

Е

З

Н

И

Ф

Е

К

Ц

И

Я

1. Благодаря ГНИЕНИЮ не накапливаются отмершие остатки организмов, а почва обогащается перегноем.

2.ФОТОСИНТЕЗ, химический процесс, возникающий в зеленых растениях, водорослях и многих бактериях, прикотором вода и углекислый газ превращаются в кислород и продукты питания растений при помощиэнергии, 

поглощаемой из солнечного света.

3.БРОЖЕНИЕ - процесс распадения органических веществ, вызываемый микроорганизмами. (например, дрожжи)

4.ПИТАНИЕ (физиологический акт) — поддержание жизни и здоровья живого организма с помощью пищи — процесс поглощения пищи живыми организмами для поддержания нормального течения физиологических процессов жизнедеятельности

5.ДЫХАНИЕ — это физиологический процесс, обеспечивающий нормальное течение метаболизма (обмена веществ и энергии) живых организмов и способствующий поддержанию гомеостаза (постоянства внутренней среды), получая из окружающей среды кислород (О2) и отводя в окружающую среду в газообразном состоянии некоторую часть продуктов метаболизма организма (СО2H2O и другие)

6.КОРРОЗИЯ, ржавление - это самопроизвольное разрушение металлов и сплавов в результате химического, электрохимического или физико-химического взаимодействия с окружающей средой. 

7.ДЕЗИНФЕКЦИЯ — это комплекс мероприятий, направленный на уничтожение возбудителей инфекционных заболеваний и разрушение токсинов на объектах внешней среды для предотвращения попадания их на кожу, слизистые и раневую поверхность

VIII. Оценивание

Треугольники подписать. Если сумма цифр в треугольнике больше 73 (77.78.79) вы заслужили «5»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в 11 классе по теме "Окислительно-восстановительные реакции".

Конспект занятия на курсах по подготовке к ЕГЗ по теме "Окислительно-восстановительные реакции". Можно воспользоваться данной разработкой и для проведения урока в 11 классе....

Урок в 9 классе по теме "Окислительно-восстановительные реакции"

·Урок, на котором закрепляются  понятия “степень окисления”, процессы “окисления”, “восстановления”....

Проверочная работа для 8 класса по теме "Окислительно-восстановительные реакции"

Работа составлена в тестовой форме по материалам ГИА...

Методическая разработка урока химии в 11 классе в контексте подготовки к ЕГЭ по теме «ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ»

Урок построен на основе разбора заданий ЕГЭ по теме «Окислительно-восстановительные реакции», подобранных из контрольно-измерительных материалов ЕГЭ 2014 года и предыдущих лет, открытого банка з...

Контрольная работа для учащихся 9 класса по теме "Окислительно-восстановительные реакции"

Контрольная работа предназначена для оценки степени усвоения обучающимися девятых классов темы "Окислительно-восстановительные реакции". Рассчитана на самостоятельную работу учащихся и содер...