Урок в 9 классе по теме "Окислительно-восстановительные реакции"
методическая разработка (химия, 9 класс) по теме

Сергеева Анастасия Андреевна

 

·Урок, на котором закрепляются  понятия “степень окисления”, процессы “окисления”, “восстановления”.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 9 классе по теме:

«ОКИСЛИТЕЛЬНО – ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ (ОВР)»

ТДЦ

Воспитывающая: создать условия для воспитания активности и самостоятельности при изучении данной темы, а также умения работать в группе, умения слушать своих одноклассников.

Развивающая: продолжить развитие логического мышления, умений наблюдать, анализировать и сравнивать, находить причинно-следственные связи, делать выводы, работать с алгоритмами, формировать интерес к предмету.

Обучающая:

  1. закрепить понятия “степень окисления”, процессы “окисления”, “восстановления”;
  2. закрепить навыки в составлении уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса;
  3. научить прогнозировать продукты окислительно-восстановительных реакций.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.  
  1. Какие правила определения степени атомов химических элементов вы знаете? (слайд 1)
  2. Выполните задание (слайд 2)
  3. Выполните самопроверку (слайд 3)

  1.  Изучение нового материала.  
  1. Выполните задание (слайд 4)

Определите, что происходит со степенью окисления серы при  следующих  переходах:

А) H2S → SO2 → SO3

Б) SO2→ H2SO3 → Na2SO3

Какой можно сделать вывод после выполнения второй генетической цепочки?

На какие группы можно классифицировать химические реакции по изменения степени окисления атомов химических элементов?

  1. Проверяем (слайд 5).

  1. Делаем вывод: По изменению степени окисления атомов химических элементов, участвующих в химической реакции различают  реакций – с изменением СО  и без изменения СО.

  1. Итак, обозначим тему урока ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ (ОВР).

  1. Записываем определение

ОВР – реакции, которые протекают с изменением степени окисления атомов,

                  входящих в состав реагирующих веществ

  1. Попробуем разобраться – в чём особенность процессов окисления и восстановления элементов при образовании ионной связи, на примере молекулы фторида натрия?

Внимательно рассмотрите схему и ответьте на вопросы:

  1. Что можно сказать о завершённости внешнего уровня атомов фтора и натрия?

  1. Какому атому легче принять, а какому легче отдать валентные электроны с целью завершения внешнего уровня?

  1. Как можно сформулировать определение окисления и восстановления?

Атому натрия до завершения своего внешнего уровня легче отдать один электрон (чем принимать 7 ē до восьми, т.е. до завершения), поэтому он отдаёт свой валентный электрон атому фтора и помогает ему завершить его внешний уровень, при этом, он – восстановитель, окисляется и повышает свою СО. Атому фтора, как более электроотрицательному элементу легче принять 1 электрон для завершения своего внешнего уровня, он забирает электрон натрия, при этом восстанавливается, понижает свою СО и является окислителем.

«Окислитель как отъявленный злодей

Как пират, бандит, агрессор, Бармалей

Отнимает электроны - и ОК!

Потерпев урон, восстановитель

Восклицает: «Вот я, помогите!

Электроны мне мои верните!»

Но никто не помогает и ущерб

Не возмещает…»

  1. Записываем определения

Процесс отдачи электронов атомом, называется окислением.

Атом, отдающий электроны и повышающий свою степень окисления, окисляется и называется восстановителем.

Процесс принятия электронов атомом, называется восстановлением.

Атом, принимающий электроны и понижающий свою степень окисления, восстанавливается и называется окислителем.

  1. РАССТАНОВКА КОЭФФИЦИЕНТОВ В ОВР МЕТОДОМ ЭЛЕКТРОННОГО БАЛАНСА

Многие химические реакции уравниваются простым подбором коэффициентов.

Но в уравнениях окислительно-восстановительных реакций иногда возникают сложности. Для расстановки коэффициентов используют метод электронного баланса.

Предлагаю вам просмотреть АНИМАЦИЮ

Изучите алгоритм составления уравнений ОВР методом электронного баланса (приложение 1).

  1. Закрепление

Расставьте коэффициенты в УХР

Al2O3+H2=H2O+Al методом электронного баланса, укажите процессы окисления (восстановления), окислитель (восстановитель), выполните самопроверку.

  1. Рефлексия

Ответьте на вопросы в таблице «Вопросы к ученику» (приложение 2).

  1. Подведение итогов урока. ДЗ
  1. Комментированное выставление оценок.
  2. Домашнее задание: выполните тест с самопроверкой (приложение 3)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Окислительно-восстановительные реакции (ОВР)

Слайд 2

Правила вычисления степени окисления (СО) элементов:

Слайд 3

Определите степени окисления атомов химических элементов по формулам их соединений: H 2 S, O 2 , NH 3 , HNO 3 , Fe, K 2 Cr 2 O 7 Выполните задание

Слайд 4

+1 -2 0 -3 +1 +1 +5 -2 H 2 S O 2 NH 3 HNO 3 0 +1 +7 -2 Fe K 2 Cr 2 O 7 Выполните самопроверку

Слайд 5

Определите, что происходит со степенью окисления серы при следующих переходах: А ) H 2 S → SO 2 → SO 3 Б ) SO 2 → H 2 SO 3 → Na 2 SO 3 Какой можно сделать вывод после выполнения второй генетической цепочки? На какие группы можно классифицировать химические реакции по изменения степени окисления атомов химических элементов? Выполните задание

Слайд 6

А ) H 2 S -2 → S +4 O 2 → S +6 O 3 Б ) S +4 O 2 → H 2 S +4 O 3 → Na 2 S +4 O 3 В первой цепочке превращений сера повышает свою СО от (-2) до (+6). Во второй цепочке степень окисления серы не меняется. Проверяем

Слайд 7

Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) – реакции, которые протекают с изменением степени окисления атомов, входящих в состав реагирующих Запишем определение

Слайд 8

Образование ионной связи, на примере молекулы фторида натрия

Слайд 9

Что можно сказать о завершённости внешнего уровня атомов фтора и натрия? Какому атому легче принять, а какому легче отдать валентные электроны с целью завершения внешнего уровня? Как можно сформулировать определение окисления и восстановления? Ответьте на вопросы

Слайд 10

Окисление – процесс отдачи электронов атомом. Окислитель – атом, принимающий электроны и понижающий свою степень окисления, в процессе реакции – восстанавливается. Восстановитель – атом, отдающий электроны и повышающий свою степень окисления, в процессе реакции – окисляется. Восстановление – процесс принятия электронов атомом. Запишем определения

Слайд 11

1. Посмотрите анимацию. 2. Изучите алгоритм составления уравнений ОВР методом электронного баланса (в папке). РАССТАНОВКА КОЭФФИЦИЕНТОВ В ОВР МЕТОДОМ ЭЛЕКТРОННОГО БАЛАНСА

Слайд 12

Расставьте коэффициенты в УХР Al 2 O 3 + H 2 = H 2 O + Al методом электронного баланса, укажите процессы окисления (восстановления), окислитель (восстановитель), выполните самопроверку. Закрепление

Слайд 13

Ответьте на вопросы в таблице «Вопросы к ученику». Рефлексия



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Вопросы к ученику

Дата___________________Класс______________________

Постарайся точно вспомнить то, что слышал на уроке и ответь на поставленные вопросы:

№ п/п

Вопросы

Ответы

1

Какова была тема урока?

2

Какая цель стояла перед тобой на уроке?

3

Как работали на уроке твои одноклассники?

4

Как работал ты на уроке?

5

Сегодня я узнал…

6

Я удивился…

7

Теперь я умею…

8

Я хотел бы…



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Тест по теме «ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ»

Часть «А» - выберите один вариант ответа из предложенных

1. Окислительно-восстановительными реакциями называются

А) Реакции, которые протекают с изменением степени окисления атомов, входящих в состав реагирующих веществ;

Б) Реакции, которые протекают без изменения степени окисления атомов, входящих в состав реагирующих веществ;

В) Реакции между сложными веществами, которые обмениваются своими составными частями

2. Окислитель – это …

А) Атом, который отдаёт электроны и понижает свою степень окисления;

Б) Атом, который принимает электроны и понижает свою степень окисления;

В) Атом, который принимает электроны и повышает свою степень окисления;

Г) Атом, который отдаёт электроны и повышает свою степень окисления

3. Процесс восстановления – это процесс…

А) Отдачи электронов;

Б) Принятия электронов;

В) Повышения степени окисления атома

4. Данное вещество является только окислителем

А) H2S;  Б) H2SO4;  В) Na2SO3;  Г) SO2

5. Данное вещество является только восстановителем

А) NH3; Б) HNO3; В) NO2; Г) HNO2

Часть «Б» - установите соответствие              (Например, А – 2)

1. Установите соответствие между полуреакцией и названием процесса

А) S0 - 6ē = S+6

1) Процесс окисления

Б) N+5 + 8ē = N-3

2) Процесс восстановления

В) O-2 -2 ē = O0

Г) H0  - 1ē = H+1

2. Установите соответствие между уравнением химической реакции и её типом

А) 2H2+O2=2H2O

1) Разложения, ОВР

Б) 2CuO=2Cu+O2

2) Соединения, не ОВР

В) Na2O+2HCl=2NaCl+H2O

3) Обмена, не ОВР

Г) 4HNO3=4NO2+2H2O+O2

4) Соединения, ОВР

 

3. Установите соответствие между атомом фосфора в формуле вещества и его окислительно-восстановительными свойствами, которые он может проявлять

А) H3PO4

1) Окислитель

Б) P2O5

2) Восстановитель

В) PH3

3) Окислитель и восстановитель

Г) Na3P

Часть «С» - решите задание

Из предложенных реакций выберите только ОВР, определите степени окисления атомов, укажите окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления, расставьте коэффициенты методом электронного баланса:

NaOH + HCl = NaCl + H2O

Fe(OH)3= Fe2O3+H2O

Na + H2SO4= Na2SO4+H2 



Предварительный просмотр:

Приложение 4

Ответы к тесту и критерии оценивания

Часть «А»

1. А

2. Б

3. Б

4. Б

5. А

Часть «Б»

1.

А) - 1

Б) - 2

В) - 1

Г) – 1

2.

А) - 4

Б) - 1

В) - 3

Г) – 1

3.

А) - 1

Б) - 1

В) - 2

Г) – 2

Часть «С»

2Na + H2SO4= Na2SO4+H2

Na0 - 1ē = Na+1     * 2 – процесс окисления (Na0 – восстановитель)

2H+1 + 2 ē = H20   * 1 – процесс восстановления  (H+1  - окислитель)

Критерии оценивания

Часть «А» - 1 балл за каждый верный ответ (всего 5 баллов)

Часть «В» - 0,5 балла за каждый верный ответ (всего 6 баллов)

Часть «С» - реакция определена верно, правильно расставлены коэффициенты – 0,5 балла;

Электронный баланс составлен верно – 1,5 балла;

Правильно указан окислитель и восстановитель – 0,5 балла;

Правильно названы процессы окисления и восстановления – 0,5 балла (всего 3 балла)

ИТОГО – 14 баллов

Оценка «5» - 95% - 13 – 14 баллов

Оценка «4» - 75% -  11 – 12 баллов

Оценка «3» - 55% - 8 – 10 баллов



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Алгоритм расстановки коэффициентов в уравнениях методом электронного баланса.

  1. Запишите схему уравнения реакции с указанием степеней окисления всех химических элементов:

 +     +

  1. Выпишите частицы, изменяющие в реакции степень окисления:

 

                                                                 

  1. В каждой схеме проставьте число принятых и отданных электронов:

 − - 

                                                            + 1е- 

  1. Составьте электронный баланс, проставив за вертикальной чертой нужные коэффициенты, − такие, чтобы число отданных электронов стало равно числу принятых электронов:

 − - │• 2

                                                       2 + 2е- │•  3

  1. Укажите окислитель (принимает к себе электроны) и восстановитель (отрывает от себя электроны):

 − - │• 2 – восстановитель (пр. ок.)

                               2 + 2е- │•  3 окислитель (пр. вос.)

  1. Составьте суммарное уравнение маленьких реакций (отдельно складываем левые, а затем правые части), умножив на найденные коэффициенты:

2 + 6 2 + 3

  1. Расставьте коэффициенты перед формулами окислителя и восстановителя.

 +     +

  1. Проверьте уравнение реакции. Посчитайте количество атомов справа и слева, если их будет равное количество – уравнение  уравнено.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по химии в 11 классе по теме «Химические реакции в органической химии».

Разработка урока в 11 классе в свете подготовки к ЕГЭ по химии....

конспект урока по химии по теме: "Химические реакции.Реакции разложения"

Методическая разработка данного урока может применяться  для работы по прогамме О. С. Габриеляна и Г. Е. Рудзитиса....

Методическая разработка урока химии по теме: "Типы химических реакций.Реакции обмена"

Методическая разработка урока химии по теме: " Типы химических реакций. Реакции обмена" Учитель:Шумаков Дмитрий Алексеевич,МБОУ " Вышне-Дубовецкая ООШ "...

Урок - соревнование по химии для 8-го класса по теме "Химические реакции"

Обобщающий урок по теме "Химические реакции", проведенный в форме игры - соревнования с и спользованием химического эксперимента...

Технологическая карта урока 11 класса на тему "Химические реакции"

Технологическая карта обобщающего урока для 11 общеобразовательного класса....

Урок 11 класс:Классификация химических реакций

Урок на тему "Классификация химических реакций" по учебнику для 11 класса Новошинской Н.С. Использован метод группового решения поставленных задач для систематизации, обобщения и углубления знаний уча...

Методическая разработка урока (технологическая карта) по теме: "Химические реакции".8 класс.УМК О.С.Габриэляна.

Предлагаю вариант технологической карты урока по химии в соответствии с требованиями ФГОС. Буду  рад Вашим комментариям....