Главные вкладки

    Урок - соревнование по химии для 8-го класса по теме "Химические реакции"
    план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

    Обобщающий урок по теме "Химические реакции", проведенный в форме игры - соревнования с и спользованием химического эксперимента

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon plan-konspekt_khimiya_8.doc207.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МАОУ СОШ № 211

    ПЛАН-КОНСПЕКТ ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКА
     «Химические реакции»

    ФИО (полностью)

    Дудник Светлана Евгеньевна

    Должность

    Учитель химии, биологии

    Предмет

    химия

    Класс

    8

    Тема и номер урока в теме

    Химические реакции 

    Урок №5

    Базовый учебник

    Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н., Жегин А. Ю. Химия 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. Н. Е. Кузнецовой. – 3е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2010 г.

    1. Цель  урока: Закрепить знания  учащихся по теме.

    1. Задачи:

    обучающие: повторить и обобщить знания учащихся о химических реакциях, признаках и типах химических реакций;

    развивающие: - закрепить навыки составления химических уравнений и расстановки коэффициентов;

    воспитательные:  продолжить формирование практических навыков при работе с химическими реактивами и лабораторным оборудованием.

    1. Тип урока: обобщающий урок-соревнование
    2. Формы работы учащихся: групповая
    3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, документ-камера, лабораторное оборудование, реактивы.


    12. Структура и ход  урока

    СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

    Этап урока

    Деятельность учителя

    (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

    Деятельность ученика

    Время

    (мин.)

    1

    2

    3

    4

    5

    1

    Организационная часть

    Вступительное слово учителя

    Выбор жюри

    Заполнение оценочных бланков

    3

    1.1.

    I этап. 

    Тепловой эффект химических реакции

    Демонстрация: растворение в воде концентрированной серной кислоты и хлорида аммонии.

    Делают вывод о различии экзо- и эндотермических реакций.

    4

    1.2.

    Организация работы групп.
    Задание.

    Решение задачи на тему «Тепловой эффект химической реакции»

    3

    2

    II этап. Уравнения химических реакций

    Задание.

    Расставьте коэффициенты в реакции.

    Работа в группах с выбором уровня сложности задания

    4

    2.1.

    Обсуждение результатов. Подведение итогов I-го этапа

    Анализ выполненных заданий

    3

    2.3.

    III этап.

     Типы химических реакций

    Какие типы химических реакций вы знаете?

    Работа в группах с выбором уровня сложности задания

    6

    3

    IV этап. 

    Расчеты по химическим реакциям

    Демонстрация: Взаимодействие HCl и Na

    Составляют уравнение реакции, расставляют коэффициенты, определяют тип реакции (экзотермическая, замещения)

    5

    Демонстрация: Взаимодействие CuSO4 и NaOH.

    Составляем уравнение реакции, расставляем коэффициенты, определяем тип реакции.

    Работа в группах, решение расчетной задачи

    5

    3.1.

    Демонстрация: Взаимодействие CuO и HCl.

    Составляем уравнение реакции, расставляем коэффициенты, определяем тип реакции.

    Работа в группах, решение расчетной задачи.

    5

    Подведение итогов урока-соревнования

    Объявление результатов. Выставление отметок

    4

    3.2.

    Домашнее задание.

    Опережающее задание: подготовить сообщение «Химический язык как средство и метод познания химии»

    2


    Приложение к плану-конспекту обобщающего урока

    «Химические реакции»

    ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

    Название ресурса

    (карта, картина и др.)

    Тип, вид ресурса

    (цифровой, информационный и пр.)

    Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

    Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

    1

    2

    3

    4

    Приложение №1.  Цитаты и задания.

    Химические реакции

    Что такое химическая реакция?

    Какие признаки химических реакций вам знакомы?

    I этап. Тепловой эффект химических реакции

    Демонстрация: растворение в воде концентрированной серной кислоты и хлорида аммонии.

    Различие экзо- и эндотермических реакций.

    1. Задача: При растворении 1 моль концентрированной серной кислоты выделяется 79,8 кДж теплоты. Рассчитайте, какое количество теплоты выделится при растворении 0, 5 моль H2SO4.

    Ответ: 39,9 кДж.

    Растворение вещества в воде – это химический процесс? Какой признак свидетельствует об этом?

    Можно ли условно записать химическую реакцию?

    II этап. Уравнения химических реакций

    2. Задание: расставьте коэффициенты в реакции.

    1 балл

    Реакция

    коэффициенты

    баллы

    2NaCl = 2Na +Cl2

    2CuO + C = 2Cu + CO2

    2NO + O2 = 2NO2

    2Ag2O + C = 4Ag + CO2

    2 балла

    Реакция

    коэффициенты

    баллы

    Fe(OH)3 = Fe2O3 + H2O

    ZnCl2 + Al = AlCl3 + Zn

    NaOH + CuCl2 = Cu(OH)2 + NaCl

    3CuO + 2Al = Al2O3 + 3Cu

    3 балла

    Рассчитайте сумму коэффициентов в уравнении реакции:

    Реакция

    коэффициенты

    баллы

    Fe2(SO4)3 + KOH = Fe(OH)3 + K2SO4 

    P + Cl2 = PCl5 

    III этап. Типы химических реакций

    Какие типы химических реакций вы знаете?

    3. Задание.

    1 балл   Реакция, имеющая общий вид типа: АВ = А + В относится к реакциям:

           1) соединения;  2) разложения; 3) замещения; 4) обмена.

                Реакция, протекающая по уравнению

                Cu + HgSO4 = CuSO4 + Hg относится к реакциям:

    1. соединения;  2) разложения; 3) замещения; 4) обмена.

    2 балла. Установите соответствие:

                РЕАКЦИЯ

     ТИП

    1)  Mg  +  O2 =   MgO

    А) РАЗЛОЖЕНИЯ

    2)  ВаСI2  +   Nа2SO4 = ВаSO4  + NaCI

    Б) СОЕДИНЕНИЯ

    3)  Mg  + AICI3  =  MgCI2  +  AI

    В) ОБМЕНА

    4)  KCIO4  = KCI + O2

    Г) ЗАМЕЩЕНИЯ

    5)  SO3  + H2O  = H2SO4

    6)  Fe2O3  + AI = Fe  + AI2O3

    7)  Fe(OH)3  =  Fe2O3  + H2O

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

       

    Ответ:

    3 балла. «Угадай слово».

     

    Уравнения реакций

    Типы химических реакций

    соеди-

    нения

    разло-

    жения

    заме-

    щения

    обмена

    Mg + 2HCl → MgCl2 + H2

    Б

    В

    П

    З

    2Fe(OH)3 → Fe2O3 + 3H2O

    Г

    И

    К

    Д

    2Ca + O2 → 2CaO

    С

    Ж

    С

    Ф

    K3PO4 + 3AgNO3 → Ag3PO4↓ + 3KNO3

    Н

    У

    Т

    Ь

    2HgO → 2Hg + O2

    А

    М

    Р

    П

    Br2 + 2KI → 2KBr + I2

    Ш

    Л

    О

    И

    Ответ:

    IV этап. Расчеты по химическим реакциям

    Демонстрация: Взаимодействие HCl и Na

    Составляем уравнение реакции, расставляем коэффициенты, определяем тип реакции (экзотермическая, замещения)

    4. Задание: Рассчитайте массу 3 моль натрия.

    Ответ:  69 г.

    Демонстрация: Взаимодействие CuSO4 и NaOH

    Составляем уравнение реакции, расставляем коэффициенты, определяем тип реакции.

    5. Задание: В каких соотношения взаимодействуют исходные вещества?

    Ответ:  1:2

    Демонстрация: Взаимодействие CuO и HCl

    Составляем уравнение реакции, расставляем коэффициенты, определяем тип реакции.

    6. Задание: Рассчитайте количество 4 г. оксида меди (II)

    Ответ:  0,05 моль.

    Приложение №2.  Ответы

    I этап. Тепловой эффект химических реакции

    1. Задача: При растворении 1 моль концентрированной серной кислоты выделяется 79,8 кДж теплоты. Рассчитайте, какое количество теплоты выделится при растворении 0, 5 моль H2SO4.

    Ответ: 39,9 кДж.                                                                                       1 балл

    II этап. Уравнения химических реакций

    2. Задание: расставьте коэффициенты в реакции.

    Реакция

    коэффициенты

    баллы

    3ZnCl2 + 2Al = 2AlCl3 + 3Zn

    3223

    1

    2NaOH + CuCl2 = Cu(OH)2 + 2NaCl

    2112

    1

    3CuO + 2Al = Al2O3 + 3Cu

    3213

    1

    Рассчитайте сумму коэффициентов в уравнении реакции:

    Реакция

    сумма

    баллы

    Fe2(SO4)3 + KOH = Fe(OH)3 + K2SO4 

    12

    2

    P + Cl2 = PCl5 

    11

    2

    III этап. Типы химических реакций

    3. Задание.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    баллы

    Б

    В

    Г

    А

    Б

    Г

    А

    2

       

    Ответ:

     

    П

    И

    С

    Ь

    М

    О

    3 балла

    Ответ:

    IV этап. Расчеты по химическим реакциям

    4. Задание: Рассчитайте массу 3 моль натрия.

    Ответ:  69 г.                                                                                                2 балла

    5. Задание: В каких соотношениях взаимодействуют исходные вещества?

    Ответ:  1:2                                                                                                  2 балл

    6. Задание: Рассчитайте количество 4 г. оксида меди (II)

    Ответ:  0,05 моль.                                                                                       2 балла

    Приложение №3.  Бланк для работы жюри

    1 парта

    2 парта

    3 парта

    4 парта

    5 парта

    Фамилии

    Ответы

    баллы

    1

    39,9 кДж

    1

    2

    3223

    1

    2112

    1

    3213

    1

    12

    2

    11

    2

    3

    БВГАБГА

    2

    ПИСЬМО

    3

    4

    69г.

    2

    1:2

    1

    0,05 моль

    2

    Всего

    Приложение №4.  Карточки с заданиями

    I этап. Тепловой эффект химических реакции

    1. Задача: При растворении 1 моль концентрированной серной кислоты выделяется 79,8 кДж теплоты. Рассчитайте, какое количество теплоты выделится при растворении 0, 5 моль H2SO4.

    Ответ: _______________

    II этап. Уравнения химических реакций

    2. Задание: расставьте коэффициенты в реакции.

    1 балл

    Реакция

    коэффициенты

    ZnCl2 + Al = AlCl3 + Zn

    NaOH + CuCl2 = Cu(OH)2 + NaCl

    CuO + Al = Al2O3 + Cu

    2 балла

    Рассчитайте сумму коэффициентов в уравнении реакции:

    Реакция

    сумма

    Fe2(SO4)3 + KOH = Fe(OH)3 + K2SO4 

    P + Cl2 = PCl5 

    III этап. Типы химических реакций

    3. Задание.

    2 балла. Установите соответствие:

                РЕАКЦИЯ

     ТИП

    1)  Mg  +  O2 =   MgO

    А) РАЗЛОЖЕНИЯ

    2)  ВаСI2  +   Nа2SO4 = ВаSO4  + NaCI

    Б) СОЕДИНЕНИЯ

    3)  Mg  + AICI3  =  MgCI2  +  AI

    В) ОБМЕНА

    4)  KCIO4  = KCI + O2

    Г) ЗАМЕЩЕНИЯ

    5)  SO3  + H2O  = H2SO4

    6)  Fe2O3  + AI = Fe  + AI2O3

    7)  Fe(OH)3  =  Fe2O3  + H2O

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

       

    Ответ:

    3 балла. «Угадай слово».

     

    Уравнения реакций

    Типы химических реакций

    соеди-

    нения

    разло-

    жения

    заме-

    щения

    обмена

    Mg + 2HCl → MgCl2 + H2

    Б

    В

    П

    З

    2Fe(OH)3 → Fe2O3 + 3H2O

    Г

    И

    К

    Д

    2Ca + O2 → 2CaO

    С

    Ж

    С

    Ф

    K3PO4 + 3AgNO3 → Ag3PO4↓ + 3KNO3

    Н

    У

    Т

    Ь

    2HgO → 2Hg + O2

    А

    М

    Р

    П

    Br2 + 2KI → 2KBr + I2

    Ш

    Л

    О

    И

    Ответ:

    IV этап. Расчеты по химическим реакциям

    4. Задание: Рассчитайте массу 3 моль натрия.

                                                                                                        Ответ:  ________

    5. Задание: В каких соотношениях  взаимодействуют исходные вещества?

                                                                                                          Ответ:  ______

    6. Задание: Рассчитайте количество 4 г. оксида меди (II)

                                                                                                        Ответ:  ________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок - соревнование по теме "Площадь", геометрия, 8 класс.

    С понятием площади и формулами для вычисления площадей некоторых многоугольников ( треугольник, прямоугольник) учащиеся уже встречались в V и VI классах. Назначение изучения данной темы в  8...

    Урок – соревнование «Изменение агрегатных состояний вещества» 8 класс (2 часа)

    Тип урока: урок – соревнование, обобщение полученных знаний. Пояснительная записка:1.     Класс делится на 7-8 творческих групп по 3 человека в каждой.2....

    Урок-соревнование «Погода» (The Weather) для 7 класса

    Урок-соревнование нацелен на закрепление и контроль лексических и грамматических навыков учащихся по пройденной теме.(УМК Афанасьева, Михеева. Английский язык 7 класс) На уроке используются компьютерн...

    Урок соревнование "Кодирование и хранение информации" 3 класс

    Урок – соревнование. Учащиеся спасают тридевятое государство «Информатика» от злого захватчика Вируса (СУРИВ). Чтобы выполнить свою миссию, они должны вспомнить все, что изучалось по темам «Коди...

    Урок-соревнование по теме: «Простое предложение» (6 класс)

    Цель урока:  Повторить и закрепить знания учащихся по теме «Простоепредложение»; 2). Развивать речь учащихся, активизировать словарный запас; 3). Воспитать любовь к родной природ...

    Интегрированный урок по теме "Весна" в 5 классе,урок- соревнование по теме "Наречие" в 7 классе

    Интегрированный урок включает в себя синтез литературы,музыки,живописи,пробуждает в учениках умение видеть и ценить прекрасное!Урок- соревнование является заключительным при изучении темы "Наречие",в ...

    Методическая разработка (физика, 8 класс) по теме: Урок – соревнование «Изменение агрегатных состояний вещества» 8 класс (2 часа)

    Тип урока: урок – соревнование, обобщение полученных знаний. Пояснительная записка:1.     Класс делится на 7-8 творческих групп по 3 человека в каждой.2....