Урок - соревнование по химии для 8-го класса по теме "Химические реакции"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Обобщающий урок по теме "Химические реакции", проведенный в форме игры - соревнования с и спользованием химического эксперимента

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_khimiya_8.doc207.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ № 211

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКА
 «Химические реакции»

ФИО (полностью)

Дудник Светлана Евгеньевна

Должность

Учитель химии, биологии

Предмет

химия

Класс

8

Тема и номер урока в теме

Химические реакции 

Урок №5

Базовый учебник

Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н., Жегин А. Ю. Химия 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. Н. Е. Кузнецовой. – 3е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2010 г.

  1. Цель  урока: Закрепить знания  учащихся по теме.

  1. Задачи:

обучающие: повторить и обобщить знания учащихся о химических реакциях, признаках и типах химических реакций;

развивающие: - закрепить навыки составления химических уравнений и расстановки коэффициентов;

воспитательные:  продолжить формирование практических навыков при работе с химическими реактивами и лабораторным оборудованием.

  1. Тип урока: обобщающий урок-соревнование
  2. Формы работы учащихся: групповая
  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, документ-камера, лабораторное оборудование, реактивы.


12. Структура и ход  урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(мин.)

1

2

3

4

5

1

Организационная часть

Вступительное слово учителя

Выбор жюри

Заполнение оценочных бланков

3

1.1.

I этап. 

Тепловой эффект химических реакции

Демонстрация: растворение в воде концентрированной серной кислоты и хлорида аммонии.

Делают вывод о различии экзо- и эндотермических реакций.

4

1.2.

Организация работы групп.
Задание.

Решение задачи на тему «Тепловой эффект химической реакции»

3

2

II этап. Уравнения химических реакций

Задание.

Расставьте коэффициенты в реакции.

Работа в группах с выбором уровня сложности задания

4

2.1.

Обсуждение результатов. Подведение итогов I-го этапа

Анализ выполненных заданий

3

2.3.

III этап.

 Типы химических реакций

Какие типы химических реакций вы знаете?

Работа в группах с выбором уровня сложности задания

6

3

IV этап. 

Расчеты по химическим реакциям

Демонстрация: Взаимодействие HCl и Na

Составляют уравнение реакции, расставляют коэффициенты, определяют тип реакции (экзотермическая, замещения)

5

Демонстрация: Взаимодействие CuSO4 и NaOH.

Составляем уравнение реакции, расставляем коэффициенты, определяем тип реакции.

Работа в группах, решение расчетной задачи

5

3.1.

Демонстрация: Взаимодействие CuO и HCl.

Составляем уравнение реакции, расставляем коэффициенты, определяем тип реакции.

Работа в группах, решение расчетной задачи.

5

Подведение итогов урока-соревнования

Объявление результатов. Выставление отметок

4

3.2.

Домашнее задание.

Опережающее задание: подготовить сообщение «Химический язык как средство и метод познания химии»

2


Приложение к плану-конспекту обобщающего урока

«Химические реакции»

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

(карта, картина и др.)

Тип, вид ресурса

(цифровой, информационный и пр.)

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

2

3

4

Приложение №1.  Цитаты и задания.

Химические реакции

Что такое химическая реакция?

Какие признаки химических реакций вам знакомы?

I этап. Тепловой эффект химических реакции

Демонстрация: растворение в воде концентрированной серной кислоты и хлорида аммонии.

Различие экзо- и эндотермических реакций.

1. Задача: При растворении 1 моль концентрированной серной кислоты выделяется 79,8 кДж теплоты. Рассчитайте, какое количество теплоты выделится при растворении 0, 5 моль H2SO4.

Ответ: 39,9 кДж.

Растворение вещества в воде – это химический процесс? Какой признак свидетельствует об этом?

Можно ли условно записать химическую реакцию?

II этап. Уравнения химических реакций

2. Задание: расставьте коэффициенты в реакции.

1 балл

Реакция

коэффициенты

баллы

2NaCl = 2Na +Cl2

2CuO + C = 2Cu + CO2

2NO + O2 = 2NO2

2Ag2O + C = 4Ag + CO2

2 балла

Реакция

коэффициенты

баллы

Fe(OH)3 = Fe2O3 + H2O

ZnCl2 + Al = AlCl3 + Zn

NaOH + CuCl2 = Cu(OH)2 + NaCl

3CuO + 2Al = Al2O3 + 3Cu

3 балла

Рассчитайте сумму коэффициентов в уравнении реакции:

Реакция

коэффициенты

баллы

Fe2(SO4)3 + KOH = Fe(OH)3 + K2SO4 

P + Cl2 = PCl5 

III этап. Типы химических реакций

Какие типы химических реакций вы знаете?

3. Задание.

1 балл   Реакция, имеющая общий вид типа: АВ = А + В относится к реакциям:

       1) соединения;  2) разложения; 3) замещения; 4) обмена.

            Реакция, протекающая по уравнению

            Cu + HgSO4 = CuSO4 + Hg относится к реакциям:

  1. соединения;  2) разложения; 3) замещения; 4) обмена.

2 балла. Установите соответствие:

            РЕАКЦИЯ

 ТИП

1)  Mg  +  O2 =   MgO

А) РАЗЛОЖЕНИЯ

2)  ВаСI2  +   Nа2SO4 = ВаSO4  + NaCI

Б) СОЕДИНЕНИЯ

3)  Mg  + AICI3  =  MgCI2  +  AI

В) ОБМЕНА

4)  KCIO4  = KCI + O2

Г) ЗАМЕЩЕНИЯ

5)  SO3  + H2O  = H2SO4

6)  Fe2O3  + AI = Fe  + AI2O3

7)  Fe(OH)3  =  Fe2O3  + H2O

1

2

3

4

5

6

7

   

Ответ:

3 балла. «Угадай слово».

 

Уравнения реакций

Типы химических реакций

соеди-

нения

разло-

жения

заме-

щения

обмена

Mg + 2HCl → MgCl2 + H2

Б

В

П

З

2Fe(OH)3 → Fe2O3 + 3H2O

Г

И

К

Д

2Ca + O2 → 2CaO

С

Ж

С

Ф

K3PO4 + 3AgNO3 → Ag3PO4↓ + 3KNO3

Н

У

Т

Ь

2HgO → 2Hg + O2

А

М

Р

П

Br2 + 2KI → 2KBr + I2

Ш

Л

О

И

Ответ:

IV этап. Расчеты по химическим реакциям

Демонстрация: Взаимодействие HCl и Na

Составляем уравнение реакции, расставляем коэффициенты, определяем тип реакции (экзотермическая, замещения)

4. Задание: Рассчитайте массу 3 моль натрия.

Ответ:  69 г.

Демонстрация: Взаимодействие CuSO4 и NaOH

Составляем уравнение реакции, расставляем коэффициенты, определяем тип реакции.

5. Задание: В каких соотношения взаимодействуют исходные вещества?

Ответ:  1:2

Демонстрация: Взаимодействие CuO и HCl

Составляем уравнение реакции, расставляем коэффициенты, определяем тип реакции.

6. Задание: Рассчитайте количество 4 г. оксида меди (II)

Ответ:  0,05 моль.

Приложение №2.  Ответы

I этап. Тепловой эффект химических реакции

1. Задача: При растворении 1 моль концентрированной серной кислоты выделяется 79,8 кДж теплоты. Рассчитайте, какое количество теплоты выделится при растворении 0, 5 моль H2SO4.

Ответ: 39,9 кДж.                                                                                       1 балл

II этап. Уравнения химических реакций

2. Задание: расставьте коэффициенты в реакции.

Реакция

коэффициенты

баллы

3ZnCl2 + 2Al = 2AlCl3 + 3Zn

3223

1

2NaOH + CuCl2 = Cu(OH)2 + 2NaCl

2112

1

3CuO + 2Al = Al2O3 + 3Cu

3213

1

Рассчитайте сумму коэффициентов в уравнении реакции:

Реакция

сумма

баллы

Fe2(SO4)3 + KOH = Fe(OH)3 + K2SO4 

12

2

P + Cl2 = PCl5 

11

2

III этап. Типы химических реакций

3. Задание.

1

2

3

4

5

6

7

баллы

Б

В

Г

А

Б

Г

А

2

   

Ответ:

 

П

И

С

Ь

М

О

3 балла

Ответ:

IV этап. Расчеты по химическим реакциям

4. Задание: Рассчитайте массу 3 моль натрия.

Ответ:  69 г.                                                                                                2 балла

5. Задание: В каких соотношениях взаимодействуют исходные вещества?

Ответ:  1:2                                                                                                  2 балл

6. Задание: Рассчитайте количество 4 г. оксида меди (II)

Ответ:  0,05 моль.                                                                                       2 балла

Приложение №3.  Бланк для работы жюри

1 парта

2 парта

3 парта

4 парта

5 парта

Фамилии

Ответы

баллы

1

39,9 кДж

1

2

3223

1

2112

1

3213

1

12

2

11

2

3

БВГАБГА

2

ПИСЬМО

3

4

69г.

2

1:2

1

0,05 моль

2

Всего

Приложение №4.  Карточки с заданиями

I этап. Тепловой эффект химических реакции

1. Задача: При растворении 1 моль концентрированной серной кислоты выделяется 79,8 кДж теплоты. Рассчитайте, какое количество теплоты выделится при растворении 0, 5 моль H2SO4.

Ответ: _______________

II этап. Уравнения химических реакций

2. Задание: расставьте коэффициенты в реакции.

1 балл

Реакция

коэффициенты

ZnCl2 + Al = AlCl3 + Zn

NaOH + CuCl2 = Cu(OH)2 + NaCl

CuO + Al = Al2O3 + Cu

2 балла

Рассчитайте сумму коэффициентов в уравнении реакции:

Реакция

сумма

Fe2(SO4)3 + KOH = Fe(OH)3 + K2SO4 

P + Cl2 = PCl5 

III этап. Типы химических реакций

3. Задание.

2 балла. Установите соответствие:

            РЕАКЦИЯ

 ТИП

1)  Mg  +  O2 =   MgO

А) РАЗЛОЖЕНИЯ

2)  ВаСI2  +   Nа2SO4 = ВаSO4  + NaCI

Б) СОЕДИНЕНИЯ

3)  Mg  + AICI3  =  MgCI2  +  AI

В) ОБМЕНА

4)  KCIO4  = KCI + O2

Г) ЗАМЕЩЕНИЯ

5)  SO3  + H2O  = H2SO4

6)  Fe2O3  + AI = Fe  + AI2O3

7)  Fe(OH)3  =  Fe2O3  + H2O

1

2

3

4

5

6

7

   

Ответ:

3 балла. «Угадай слово».

 

Уравнения реакций

Типы химических реакций

соеди-

нения

разло-

жения

заме-

щения

обмена

Mg + 2HCl → MgCl2 + H2

Б

В

П

З

2Fe(OH)3 → Fe2O3 + 3H2O

Г

И

К

Д

2Ca + O2 → 2CaO

С

Ж

С

Ф

K3PO4 + 3AgNO3 → Ag3PO4↓ + 3KNO3

Н

У

Т

Ь

2HgO → 2Hg + O2

А

М

Р

П

Br2 + 2KI → 2KBr + I2

Ш

Л

О

И

Ответ:

IV этап. Расчеты по химическим реакциям

4. Задание: Рассчитайте массу 3 моль натрия.

                                                                                                    Ответ:  ________

5. Задание: В каких соотношениях  взаимодействуют исходные вещества?

                                                                                                      Ответ:  ______

6. Задание: Рассчитайте количество 4 г. оксида меди (II)

                                                                                                    Ответ:  ________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - соревнование по теме "Площадь", геометрия, 8 класс.

С понятием площади и формулами для вычисления площадей некоторых многоугольников ( треугольник, прямоугольник) учащиеся уже встречались в V и VI классах. Назначение изучения данной темы в  8...

Урок – соревнование «Изменение агрегатных состояний вещества» 8 класс (2 часа)

Тип урока: урок – соревнование, обобщение полученных знаний. Пояснительная записка:1.     Класс делится на 7-8 творческих групп по 3 человека в каждой.2....

Урок-соревнование «Погода» (The Weather) для 7 класса

Урок-соревнование нацелен на закрепление и контроль лексических и грамматических навыков учащихся по пройденной теме.(УМК Афанасьева, Михеева. Английский язык 7 класс) На уроке используются компьютерн...

Урок соревнование "Кодирование и хранение информации" 3 класс

Урок – соревнование. Учащиеся спасают тридевятое государство «Информатика» от злого захватчика Вируса (СУРИВ). Чтобы выполнить свою миссию, они должны вспомнить все, что изучалось по темам «Коди...

Урок-соревнование по теме: «Простое предложение» (6 класс)

Цель урока:  Повторить и закрепить знания учащихся по теме «Простоепредложение»; 2). Развивать речь учащихся, активизировать словарный запас; 3). Воспитать любовь к родной природ...

Интегрированный урок по теме "Весна" в 5 классе,урок- соревнование по теме "Наречие" в 7 классе

Интегрированный урок включает в себя синтез литературы,музыки,живописи,пробуждает в учениках умение видеть и ценить прекрасное!Урок- соревнование является заключительным при изучении темы "Наречие",в ...

Методическая разработка (физика, 8 класс) по теме: Урок – соревнование «Изменение агрегатных состояний вещества» 8 класс (2 часа)

Тип урока: урок – соревнование, обобщение полученных знаний. Пояснительная записка:1.     Класс делится на 7-8 творческих групп по 3 человека в каждой.2....