Урок - соревнование по химии для 8-го класса по теме "Химические реакции"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме
Обобщающий урок по теме "Химические реакции", проведенный в форме игры - соревнования с и спользованием химического эксперимента
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_khimiya_8.doc | 207.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ СОШ № 211
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКА
«Химические реакции»
ФИО (полностью) | Дудник Светлана Евгеньевна | |
Должность | Учитель химии, биологии | |
Предмет | химия | |
Класс | 8 | |
Тема и номер урока в теме | Химические реакции Урок №5 | |
Базовый учебник | Н. Е., Титова И. М., Гара Н. Н., Жегин А. Ю. Химия 8 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под ред. Н. Е. Кузнецовой. – 3е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2010 г. |
- Цель урока: Закрепить знания учащихся по теме.
- Задачи:
обучающие: повторить и обобщить знания учащихся о химических реакциях, признаках и типах химических реакций;
развивающие: - закрепить навыки составления химических уравнений и расстановки коэффициентов;
воспитательные: продолжить формирование практических навыков при работе с химическими реактивами и лабораторным оборудованием.
- Тип урока: обобщающий урок-соревнование
- Формы работы учащихся: групповая
- Необходимое техническое оборудование: компьютер, документ-камера, лабораторное оборудование, реактивы.
12. Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Организационная часть | Вступительное слово учителя Выбор жюри | Заполнение оценочных бланков | 3 |
1.1. | I этап. Тепловой эффект химических реакции | Демонстрация: растворение в воде концентрированной серной кислоты и хлорида аммонии. | Делают вывод о различии экзо- и эндотермических реакций. | 4 |
1.2. | Организация работы групп. | Решение задачи на тему «Тепловой эффект химической реакции» | 3 | |
2 | II этап. Уравнения химических реакций | Задание. Расставьте коэффициенты в реакции. | Работа в группах с выбором уровня сложности задания | 4 |
2.1. | Обсуждение результатов. Подведение итогов I-го этапа | Анализ выполненных заданий | 3 | |
2.3. | III этап. Типы химических реакций | Какие типы химических реакций вы знаете? | Работа в группах с выбором уровня сложности задания | 6 |
3 | IV этап. Расчеты по химическим реакциям | Демонстрация: Взаимодействие HCl и Na | Составляют уравнение реакции, расставляют коэффициенты, определяют тип реакции (экзотермическая, замещения) | 5 |
Демонстрация: Взаимодействие CuSO4 и NaOH. Составляем уравнение реакции, расставляем коэффициенты, определяем тип реакции. | Работа в группах, решение расчетной задачи | 5 | ||
3.1. | Демонстрация: Взаимодействие CuO и HCl. Составляем уравнение реакции, расставляем коэффициенты, определяем тип реакции. | Работа в группах, решение расчетной задачи. | 5 | |
Подведение итогов урока-соревнования | Объявление результатов. Выставление отметок | 4 | ||
3.2. | Домашнее задание. | Опережающее задание: подготовить сообщение «Химический язык как средство и метод познания химии» | 2 |
Приложение к плану-конспекту обобщающего урока
«Химические реакции»
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса (карта, картина и др.) | Тип, вид ресурса (цифровой, информационный и пр.) | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 |
Приложение №1. Цитаты и задания.
Химические реакции
Что такое химическая реакция?
Какие признаки химических реакций вам знакомы?
I этап. Тепловой эффект химических реакции
Демонстрация: растворение в воде концентрированной серной кислоты и хлорида аммонии.
Различие экзо- и эндотермических реакций.
1. Задача: При растворении 1 моль концентрированной серной кислоты выделяется 79,8 кДж теплоты. Рассчитайте, какое количество теплоты выделится при растворении 0, 5 моль H2SO4.
Ответ: 39,9 кДж.
Растворение вещества в воде – это химический процесс? Какой признак свидетельствует об этом?
Можно ли условно записать химическую реакцию?
II этап. Уравнения химических реакций
2. Задание: расставьте коэффициенты в реакции.
1 балл
Реакция | коэффициенты | баллы |
2NaCl = 2Na +Cl2 | ||
2CuO + C = 2Cu + CO2 | ||
2NO + O2 = 2NO2 | ||
2Ag2O + C = 4Ag + CO2 |
2 балла
Реакция | коэффициенты | баллы |
Fe(OH)3 = Fe2O3 + H2O | ||
ZnCl2 + Al = AlCl3 + Zn | ||
NaOH + CuCl2 = Cu(OH)2 + NaCl | ||
3CuO + 2Al = Al2O3 + 3Cu |
3 балла
Рассчитайте сумму коэффициентов в уравнении реакции:
Реакция | коэффициенты | баллы |
Fe2(SO4)3 + KOH = Fe(OH)3 + K2SO4 | ||
P + Cl2 = PCl5 |
III этап. Типы химических реакций
Какие типы химических реакций вы знаете?
3. Задание.
1 балл Реакция, имеющая общий вид типа: АВ = А + В относится к реакциям:
1) соединения; 2) разложения; 3) замещения; 4) обмена.
Реакция, протекающая по уравнению
Cu + HgSO4 = CuSO4 + Hg относится к реакциям:
- соединения; 2) разложения; 3) замещения; 4) обмена.
2 балла. Установите соответствие:
РЕАКЦИЯ | ТИП | |||||
1) Mg + O2 = MgO | А) РАЗЛОЖЕНИЯ | |||||
2) ВаСI2 + Nа2SO4 = ВаSO4 + NaCI | Б) СОЕДИНЕНИЯ | |||||
3) Mg + AICI3 = MgCI2 + AI | В) ОБМЕНА | |||||
4) KCIO4 = KCI + O2 | Г) ЗАМЕЩЕНИЯ | |||||
5) SO3 + H2O = H2SO4 | ||||||
6) Fe2O3 + AI = Fe + AI2O3 | ||||||
7) Fe(OH)3 = Fe2O3 + H2O | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Ответ:
3 балла. «Угадай слово».
Уравнения реакций | Типы химических реакций | |||
соеди- нения | разло- жения | заме- щения | обмена | |
Mg + 2HCl → MgCl2 + H2 | Б | В | П | З |
2Fe(OH)3 → Fe2O3 + 3H2O | Г | И | К | Д |
2Ca + O2 → 2CaO | С | Ж | С | Ф |
K3PO4 + 3AgNO3 → Ag3PO4↓ + 3KNO3 | Н | У | Т | Ь |
2HgO → 2Hg + O2 | А | М | Р | П |
Br2 + 2KI → 2KBr + I2 | Ш | Л | О | И |
Ответ:
IV этап. Расчеты по химическим реакциям
Демонстрация: Взаимодействие HCl и Na
Составляем уравнение реакции, расставляем коэффициенты, определяем тип реакции (экзотермическая, замещения)
4. Задание: Рассчитайте массу 3 моль натрия.
Ответ: 69 г.
Демонстрация: Взаимодействие CuSO4 и NaOH
Составляем уравнение реакции, расставляем коэффициенты, определяем тип реакции.
5. Задание: В каких соотношения взаимодействуют исходные вещества?
Ответ: 1:2
Демонстрация: Взаимодействие CuO и HCl
Составляем уравнение реакции, расставляем коэффициенты, определяем тип реакции.
6. Задание: Рассчитайте количество 4 г. оксида меди (II)
Ответ: 0,05 моль.
Приложение №2. Ответы
I этап. Тепловой эффект химических реакции
1. Задача: При растворении 1 моль концентрированной серной кислоты выделяется 79,8 кДж теплоты. Рассчитайте, какое количество теплоты выделится при растворении 0, 5 моль H2SO4.
Ответ: 39,9 кДж. 1 балл
II этап. Уравнения химических реакций
2. Задание: расставьте коэффициенты в реакции.
Реакция | коэффициенты | баллы |
3ZnCl2 + 2Al = 2AlCl3 + 3Zn | 3223 | 1 |
2NaOH + CuCl2 = Cu(OH)2 + 2NaCl | 2112 | 1 |
3CuO + 2Al = Al2O3 + 3Cu | 3213 | 1 |
Рассчитайте сумму коэффициентов в уравнении реакции:
Реакция | сумма | баллы |
Fe2(SO4)3 + KOH = Fe(OH)3 + K2SO4 | 12 | 2 |
P + Cl2 = PCl5 | 11 | 2 |
III этап. Типы химических реакций
3. Задание.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | баллы |
Б | В | Г | А | Б | Г | А | 2 |
Ответ:
П | И | С | Ь | М | О | 3 балла |
Ответ:
IV этап. Расчеты по химическим реакциям
4. Задание: Рассчитайте массу 3 моль натрия.
Ответ: 69 г. 2 балла
5. Задание: В каких соотношениях взаимодействуют исходные вещества?
Ответ: 1:2 2 балл
6. Задание: Рассчитайте количество 4 г. оксида меди (II)
Ответ: 0,05 моль. 2 балла
Приложение №3. Бланк для работы жюри
1 парта | 2 парта | 3 парта | 4 парта | 5 парта | |||
Фамилии | |||||||
Ответы | баллы | ||||||
1 | 39,9 кДж | 1 | |||||
2 | 3223 | 1 | |||||
2112 | 1 | ||||||
3213 | 1 | ||||||
12 | 2 | ||||||
11 | 2 | ||||||
3 | БВГАБГА | 2 | |||||
ПИСЬМО | 3 | ||||||
4 | 69г. | 2 | |||||
1:2 | 1 | ||||||
0,05 моль | 2 | ||||||
Всего |
Приложение №4. Карточки с заданиями
I этап. Тепловой эффект химических реакции
1. Задача: При растворении 1 моль концентрированной серной кислоты выделяется 79,8 кДж теплоты. Рассчитайте, какое количество теплоты выделится при растворении 0, 5 моль H2SO4.
Ответ: _______________
II этап. Уравнения химических реакций
2. Задание: расставьте коэффициенты в реакции.
1 балл
Реакция | коэффициенты |
ZnCl2 + Al = AlCl3 + Zn | |
NaOH + CuCl2 = Cu(OH)2 + NaCl | |
CuO + Al = Al2O3 + Cu |
2 балла
Рассчитайте сумму коэффициентов в уравнении реакции:
Реакция | сумма |
Fe2(SO4)3 + KOH = Fe(OH)3 + K2SO4 | |
P + Cl2 = PCl5 |
III этап. Типы химических реакций
3. Задание.
2 балла. Установите соответствие:
РЕАКЦИЯ | ТИП | |||||
1) Mg + O2 = MgO | А) РАЗЛОЖЕНИЯ | |||||
2) ВаСI2 + Nа2SO4 = ВаSO4 + NaCI | Б) СОЕДИНЕНИЯ | |||||
3) Mg + AICI3 = MgCI2 + AI | В) ОБМЕНА | |||||
4) KCIO4 = KCI + O2 | Г) ЗАМЕЩЕНИЯ | |||||
5) SO3 + H2O = H2SO4 | ||||||
6) Fe2O3 + AI = Fe + AI2O3 | ||||||
7) Fe(OH)3 = Fe2O3 + H2O | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Ответ:
3 балла. «Угадай слово».
Уравнения реакций | Типы химических реакций | |||
соеди- нения | разло- жения | заме- щения | обмена | |
Mg + 2HCl → MgCl2 + H2 | Б | В | П | З |
2Fe(OH)3 → Fe2O3 + 3H2O | Г | И | К | Д |
2Ca + O2 → 2CaO | С | Ж | С | Ф |
K3PO4 + 3AgNO3 → Ag3PO4↓ + 3KNO3 | Н | У | Т | Ь |
2HgO → 2Hg + O2 | А | М | Р | П |
Br2 + 2KI → 2KBr + I2 | Ш | Л | О | И |
Ответ:
IV этап. Расчеты по химическим реакциям
4. Задание: Рассчитайте массу 3 моль натрия.
Ответ: ________
5. Задание: В каких соотношениях взаимодействуют исходные вещества?
Ответ: ______
6. Задание: Рассчитайте количество 4 г. оксида меди (II)
Ответ: ________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - соревнование по теме "Площадь", геометрия, 8 класс.
С понятием площади и формулами для вычисления площадей некоторых многоугольников ( треугольник, прямоугольник) учащиеся уже встречались в V и VI классах. Назначение изучения данной темы в 8...
Урок – соревнование «Изменение агрегатных состояний вещества» 8 класс (2 часа)
Тип урока: урок – соревнование, обобщение полученных знаний. Пояснительная записка:1. Класс делится на 7-8 творческих групп по 3 человека в каждой.2....
Урок-соревнование «Погода» (The Weather) для 7 класса
Урок-соревнование нацелен на закрепление и контроль лексических и грамматических навыков учащихся по пройденной теме.(УМК Афанасьева, Михеева. Английский язык 7 класс) На уроке используются компьютерн...
Урок соревнование "Кодирование и хранение информации" 3 класс
Урок – соревнование. Учащиеся спасают тридевятое государство «Информатика» от злого захватчика Вируса (СУРИВ). Чтобы выполнить свою миссию, они должны вспомнить все, что изучалось по темам «Коди...
Урок-соревнование по теме: «Простое предложение» (6 класс)
Цель урока: Повторить и закрепить знания учащихся по теме «Простоепредложение»; 2). Развивать речь учащихся, активизировать словарный запас; 3). Воспитать любовь к родной природ...
Интегрированный урок по теме "Весна" в 5 классе,урок- соревнование по теме "Наречие" в 7 классе
Интегрированный урок включает в себя синтез литературы,музыки,живописи,пробуждает в учениках умение видеть и ценить прекрасное!Урок- соревнование является заключительным при изучении темы "Наречие",в ...
Методическая разработка (физика, 8 класс) по теме: Урок – соревнование «Изменение агрегатных состояний вещества» 8 класс (2 часа)
Тип урока: урок – соревнование, обобщение полученных знаний. Пояснительная записка:1. Класс делится на 7-8 творческих групп по 3 человека в каждой.2....