Урок-соревнование по теме: «Простое предложение» (6 класс)
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Цель урока:
|
- Повторить и закрепить знания учащихся по теме «Простое
предложение»; 2). Развивать речь учащихся, активизировать словарный запас; 3). Воспитать любовь к родной природе. Оборудование: занимательный материал, рисунки, схемы, картина осени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок-соревнование | 29.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-соревнование по теме: «Простое предложение» (6 класс)
Цель урока:
- Повторить и закрепить знания учащихся по теме «Простое
предложение»; 2). Развивать речь учащихся, активизировать словарный запас; 3). Воспитать любовь к родной природе. Оборудование: занимательный материал, рисунки, схемы, картина осени.
Ход урока Организационный момент: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Мы закончили небольшую, но сложную тему «Простое предложение». И сегодня у нас будет необычный урок: урок-соревнование. И, как вам известно, будут соревноваться две команды. Каждая команда выбирает своего капитана. Каковы же цели нашего урока: повторим и закрепим наши знания по данной теме, будем развивать нашу речь, составляя предложения, увидим красоту родной природы через составленные вами предложения и прочитанные ребятами стихи. И, конечно же, как и в любом соревновании будут цениться ваша ловкость, быстрота, ум.
Ребята, хотите увидеть чудо-дерево в стране сказок. Я вас приглашаю в этот удивительный мир, где вам будет очень интересно и приятно. Хотите увидеть? Тогда закройте глаза, считаю до трёх, и мы окажемся в чудном, дивном мире. 1, 2, 3 - откройте глаза. Мы, ребята, оказались в сказочном мире. Раз здесь сказочно, то и мы должны быть сказочными. И по мановению волшебной палочки вы становитесь сказочными - героями-гномиками. А я - Белоснежкой. Для того чтобы увидеть чудо-дерево, надо идти в лес. А дорога в лесу трудная. До этого чудо - дерева доберётся тот, кто хорошо знает тему «Простое предложение».
2
Для начала в тетрадях запишите сегодняшнее число и напишите новые слова, которые вам встретятся в предложениях в ходе игры: На доске (новые слова)
- просека - дорога, узкая полоса в лесу, очищенная от деревьев.
- роща - небольшой лиственный лес;
- реяли - плавно летали;
- бурый - серовато-коричневый.
Вот эти слова вы можете использовать при составлении своих предложений.
Итак, давайте-ка пойдём в лес искать чудо - дерево. Дорога в лесу очень трудная, ребята.
I ТРУДНОСТТЬ «Необычные листья».
Ребята, в шапке я собрала листья, но они необычные: с вопросами. Представитель команды запускает руку в шапку и вытаскивает лист с вопросом, даёт полный ответ. Вопросы на листьях:
- Какие предложения называются простыми?
- Назовите главные члены предложения?
- Назовите второстепенные члены предложения?
- По наличию главных членов предложения, какие бывают простые предложения?
- По наличию второстепенных членов какие бывают простые предложения?
6) Чем может, осложнено простое предложение?
-Молодцы! Вы неплохо ответили на вопросы.
II ТРУДНОСТЬ. -Милые гномики! Сейчас какое время года? Да, осень. Осень для многих - любимая пора года. А лес осенью полон загадок. И
следующая-трудность «Отгадай загадку».
Отгадайте загадку, слово-отгадку пишите в первую графу, с этим словом составляете словосочетание, а затем предложение. Это задание вам не ново. Мы с вами раньше делали такое задание.
На доске
слово | словосочетание | предложение |
Загадки I команде:
- Весной и летом его
Мы видим одетым.
А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели.
(Дерево)
Загадки II команде:
1)Пусть я птичка - невеличка, У меня, друзья, привычка- Как начнутся холода,
Прямо с севера, сюда Каждый год я к вам лечу - Зимовать у вас хочу –
И ещё красней зимой,- -Ярко-красный галстук мой.
2) В зелёной шубе летом,
В золотистой - осенью,
А зимой раздетый.
(Лес)
3) Стоит Антошка на одной
ножке, его ищут, а он не
откликается. (Гриб)
2) Под кустами, под ёлками
катится клубок с иголками.
(Ёж)
3) Сладко дремлет Емелька в
деревянной колыбельке.
(Снегирь) '
Вывод: Из чего мы строим предложения?
(Предложения строим из слов и словосочетаний)
III трудность - «Стрельба». (Выходят капитаны команд).
Вы должны быть меткими. Вы должны найти точно и правильно главные члены предложения и определить, какой частью речи они выражены.
На доске
I команда:
- Пухлый ковёр из бурых листьев покрывал землю.
- В просеках леса дороги влажны и упруги.
- Лес - наше богатство.
II команда:
- Красив лес поздней осенью.
- Душистый ветер с шелестом срывает листья.
3) В лесу деревья голые.
Вывод: Какие члены предложения называются главными? Чем может быть выражено сказуемое. (Сказуемое выражается глаголом, существительным в И. п., кратким прилагательным, полным прилагательным).
Поэтическая разминка
-Я думаю, вы устали идти. Давайте всё-таки отдохнём, послушаем
стихи, которые вы приготовили.
А. С. Пушкин «Унылая пора», (1 ученик)
А. А. Фет «Ласточки пропали». (2 ученик)
Вопрос-вывод: Что объединяет эти два стихотворения? (Тема - осень)
IV ТРУДHOCTb - «Допиши». На доске предложения, допиши их.
I команда:
Ветер, срывает (что?).
- (Какие?) листья падают (куда?).
- (Когда?) скворцы улетают (куда?).
II команда:
Улетают (какие?) птицы.
2. (Когда?) подул (какой?) ветер.
- Птички кормятся (какими?) (чем?).
Вывод: Какие члены предложения вы дописали? По наличию
второстепенных членов какие бывают простые предложения?
V трудность. По дороге, милые гномики, я нашла письмо. Нет, это не
письмо, а схемы. Вам они знакомы? Следующая трудность «Схемы»
Перед вами картина осени, внимательно посмотрите её и составьте
предложения по схемам. (Выполняется устно).
I команда: 1)
2)
3)
II команда: 1)
2)
3)
Вывод: Что такое простое предложение?
VI трудность - «Самый зоркий». Перед вами группа предложений.
Найдите и выпишите на доске сложное предложение. (Тексты на листах
прилагаются).
I команда: Осень глубоко продвинулась. Ветер срывает жёлтые листья с деревьев и разносит их по роще, по дорогам. Скоро появятся в лесу зимние гости. Перед отлётом птицы долго с криком реяли над рощей.
II команда: Шелестят под ногами опавшие листья. Ещё цветут в лесу запоздалые цветы. Лужи покрылись тонкой корочкой льда. О, вечный лес, ты прекрасен!
Вывод: Чем осложняется простое предложение? (Простое предложение: осложняется однородными членами и обращением).
VII трудность - «Самый грамотный». Каждый член команды
выходит к доске, работает с выписанными предложениями, делает
грамотно синтаксический разбор предложения.
6
Подведение итогов, (заключительное слово учителя)
Оценки.
Домашнее задание. При помощи тех предложений, с которыми мы с вами работали, напишите мини-сочинение «Осень в лесу», (тип речи -повествование с описанием, стиль речи - по выбору)
7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
. Проверочная работа по темам «Однородные члены предложения»,«Обобщающие слова при однородных членах предложения», « Тире в простом предложении» 8 класс
Обобщающий контроль в двух вариантах...
Дидактический материал. Карточки по теме "Простые предложения с однородными членами и сложные предложения" для учащихся 5 класса (В.П.Астафьев "Васюткино озеро")
Карточки предназначены не только для обучающихся 5 класса. Такие карточки можно раздавать и в 6 - 7 классах. В 5 классе по программе В.Я. Коровиной изучается произведение В.П. Астафьева "Васюткино озе...
Тест по теме "Простое предложение" 8 класс
Повторение теоритического и практического материала по теме...
Дидактический материал. Карточки по теме «Простые предложения с однородными членами и сложные предложения» для учащихся 8 – 9 классов (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)
Карточки по русскому языку составлены на основе произведения А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Карточки предназначены для обучающихся 8 - 9 классов. Материал поможет учащимся закрепить знани...
Дидактический материал. Карточки по теме «Простые предложения с однородными членами и сложные предложения» для учащихся 5 класса (К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»)
Карточки по русскому языку предназначены для обучающихся 5 класса. Материал составлен на основе произведения К.Г. Паустовского "Тёплый хлеб". Карточки помогут учащимся закрепить занния о про...
Дидактический материал. Карточки по теме «Простые предложения с однородными членами и сложные предложения» для учащихся 5 класса (Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»)
Карточки по русскому языку предназначены для обучающихся 5 класса. Материал составлен на основе произведения Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Карточки помомгут закрепить знания учащихся о...
Конспект урока по русскому языку на тему "Простое предложение" (8 класс)
Цели:- закрепить изученное о предложении;- закрепить умения интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно ч...