"Реакции замещения"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Технологическая карта урока и рабочий лист по теме  "Реакции замещения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_reaktsii_zameshcheniya.docx558.27 КБ
Microsoft Office document icon rabochiy_list.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по химии

Преподаватель Посягина Е.В.

Класс, дата

8 класс

Тема

Реакции замещения

Цели

Сформировать понятие о сущности реакции замещения и дать первоначальное понятие об электрохимическом ряде напряжений.

Задачи

- научить устанавливать принадлежность химической реакции к определённому типу по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции (реакции соединения, разложения, замещения); 

- сформировать первоначальное понятие об электрохимическом ряде напряжений и экспериментально подтвердить;

- способствовать развитию умения выдвигать гипотезы для решения проблемы, аргументировать свою точку зрения, создавать целостное видение проблемы, способствовать формированию навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности;

- развивать умения кадет составлять формулы веществ, уравнения химических реакций, расставлять коэффициенты;

- развивать навыки обращения с химическими реактивами, с  химическим оборудованием, соблюдать технику безопасности;

- продолжить развитие логико-смыслового мышления кадет, памяти, химического языка, а также умения осуществлять самостоятельную деятельность на уроке;

- продолжить воспитание умения работать в парах.

Тип занятия

Изучение нового материала

Применяемая технология

Мультимедийная технология

Образовательный продукт урока

Рабочий лист

Оборудование

Периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева, ряд напряжения металлов, компьютер, проектор, презентация по теме.

Лабораторное оборудование и реактивы: пробирки, Zn, Сu, растворы НСl, СuSО4, FeSО4, медная проволока, железный гвоздь.

Источники информации

1. О.С. Габриелян. Химия. 8 класс Учебник для общеобразовательных учреждений  Москва  «Дрофа», 2006 г.

2. М.Ю. Горшковенко, Химия. 8 класс: поурочные разработки. – М.: ВАКО, 2004

3. Е.И. Андрейченко Проблемно-поисковая (исследовательская) технология в обучении химии. / Е.И. Андрейченко // Химия. Приложения 1 сентября.– 2008 – №16.

4. Н.С. Павлова. Дидактические карточки-задания по химии: 8 класс: к учебнику О.С. Габриеляна “Химия.8 класс”. / Н.С. Павлова. – М., 2004 г.

5.Единая коллекция образовательных ресурсов: «Реакции замещения» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fb4c4-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_31_01.swf)

6. Авторские ЭОР (для интерактивной доски): интерактив  «Типы химических реакций», анимация «Схема реакции замещения»

Ход занятия

Этап занятия

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность кадет

Формируемые УУД

Время этапа

Организацион-ный момент

Проверка готовности к уроку.

Личностные

(организовывать свое рабочее место)

1

Актуализация знаний. Подготовка к изучению нового материала.

актуализировать знания о химических реакциях, признаках и типах реакции

Фронтальная беседа, при затруднениях преподаватель  помогает и корректирует ответы.

  1. Дайте определение химическим реакциям
  2. Что называют уравнением химической реакции?
  3. Какие типы реакций вам известны?

Обращает внимание, что все задания кадеты оформляют в рабочем листе и в конце урока сдают

Предлагает выполнить задание « Укажите тип реакции. Расставьте коэффициенты».

Контролирует и корректирует выполнение заданий на известные типы химических реакций

Проверяют у доски, выполняя интерактивное задание «Типы химических реакций»

 Предлагает задание «Третий лишний» выполнить самостоятельно и затем осуществить самопроверку с правильными ответами на слайде 

Кадеты отвечают на вопросы, актуализируют знания об уже изученных типах химических реакций

Выполняют задания в рабочем листе

Кадеты расставляют коэффициенты и определяют тип реакции

Выдвигают предположения, какая реакция лишняя, аргументируют свой выбор, выполняют задание.

Осуществляют самопроверку

Личностные

(сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека)

Коммуникативные

(отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы)

Регулятивные

(сравнивать результаты  своей деятельности)

Познавательные

(формирование химического языка; установление причинно-следственных связей, умение  обосновывать свой выбор, различать типы реакций: соединения и разложения)

8

 Проблемно-поисковый этап

изучение нового материала через создание проблемной ситуации, выдвижение гипотез, аргументации и выводы

Тема нашего урока – «Реакции замещения».

Вопросы:

-  Какие ассоциации вызывает у вас название этого типа реакций?

Показывает анимацию «Схема реакции замещения» и задает вопросы:

Какое по составу вещество, которое замещает - простое или сложное?

Какое по составу вещество, в котором происходит замещение?

Сформулируйте определение реакции замещения.

Запишите уравнение реакции замещения в общем виде в таблицу по типам химических реакций (данная таблица уже есть в тетрадях, сегодня мы ее дополняем).

Демонстрация опыта получения водорода (опыт Кавендиша)

Вопрос. Почему я собираю этот газ в перевернутую вверх дном пробирку? Запишите соответствующее уравнение.

Вопрос. А любой ли металл способен вступать в реакцию замещения с кислотой?

Выполнение опыта «взаимодействие металлов с кислотами»

Преподаватель наблюдает за выполнением опыта, корректирует выполнение задания

Вопрос. Почему выделение водорода происходит с разной скоростью, а в четвертой пробирке не выделяется вообще?

Сформулируйте первое правило ряда активности металлов, запишите в тетрадь.

Преподаватель обобщает высказывания кадет и высвечивает правило на слайде

Выполнение опыта «Взаимодействие металлов с растворами солей других металлов»

Преподаватель наблюдает за выполнением опыта, корректирует выполнение задания

Сформулируйте второе правило ряда активности металлов, запишите в тетрадь.

Преподаватель обобщает высказывания кадет и высвечивает правило на слайде

Записывают тему урока, формулируют цель урока

Отвечают на вопросы фронтальной беседы

Отвечают на вопросы фронтальной беседы

Высказывают предположения, записывают определение

Записывают уравнение реакции замещения в общем виде и сравнивают с правильным уравнением на слайде

Наблюдают за ходом опыта

Высказывают предположения, анализируют, делают выводы

Записывают уравнение

Высказывают предположения

Выполняют опыт,  записывают уравнения, анализируют, делают выводы

Высказывают предположения, анализируют, делают выводы

Высказывают формулировки правила

Записывают правило в тетрадь

Выполняют опыт,  записывают уравнения, анализируют, делают выводы

Высказывают формулировки правила

Записывают правило в тетрадь

Личностные

(проявлять внимание, желание больше узнать;  сравнивать разные

точки зрения; считаться с мнением другого человека, формирование  познавательных интересов; выполнение правил безопасного поведения в кабинете химии, обращения с веществами и лабораторным оборудованием)

Регулятивные

(самостоятельно определять цель и задачи предстоящей учебной деятельности, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат; отслеживать продвижение в выполнении задания; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им)

Коммуникативные

(отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, умение согласованно выполнять совместную деятельность; работать в паре)

Познавательные

(высказывать предположения; развитие логического мышления, умение  давать определение понятиям анализировать результаты опытов; фиксировать их результаты; устанавливать причинно-следственные связи, уметь  обосновывать свой выбор;  обобщать информацию,  представлять информацию в сжатой словесной форме; анализировать результаты опытов;  составлять уравнения реакций замещения)

20

 Применение полученных знаний в новой ситуации

закрепить на практике написание нового типа реакций, используя выведенные правила

Выполняют интерактивное задание «Реакции замещения»

Преподаватель предлагает дописать возможные уравнения, используя новые знания и правила. 

Наблюдает за выполнением заданий, корректирует выполнение задания.

На слайде высвечивает правильно выполненные задания и просит осуществить взаимопроверку. Дети проверяют и ставят  оценку.

Кадеты выполняют задание

Кадеты выполняют задание в рабочем листе.

Обмениваются рабочими листами и осуществляют взаимопроверку.

Отвечают на вопросы (рефлексия)

Личностные

(формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии; оценивать собственную учебную деятельность)

Регулятивные

(анализировать собственную работу, уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им)

Познавательные

(построение логической цепочки рассуждений, составлять уравнения реакций замещения)

10

Подведение итогов, формулирование вывода

Подвести итог урока

Совместное формулирование выводов по изученному материалу.

Вопросы:

1. Что такое реакции замещения?

2. Чем необходимо руководствоваться при написании уравнений реакций замещения

Подводит итог урока. Объявляет оценки за урок

Отвечают на вопросы, формулируют выводы

Кадеты делают выводы о достижении поставленных целей

Личностные

(проявлять внимание,  оценивать собственную учебную деятельность)

Регулятивные

(анализировать достижение целей)

Коммуникативные

(уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации)

3

Рефлексия

Самооценка кадет результатов своей деятельности

Оцените результаты своей деятельности на уроке. Поставьте + или -.

Утверждение

Самооценка (+,-)

Я узнал много нового

Мне это пригодится в жизни

На уроке было над чем подумать

На уроке я работал добросовестно и

цели урока достиг

Личностные

(оценивать собственную учебную деятельность)

2

Домашнее задание

Сообщить домашнее задание

Домашнее задание:§31, упр.2, 4* стр.164.

Записывают домашнее задание

Регулятивные

(самостоятельно определять задачи предстоящей учебной деятельности; планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты; осознавать конечный результат)

1



Предварительный просмотр:

Рабочий лист по теме: «РЕАКЦИИ ЗАМЕЩЕНИЯ»

 “Кто внимательно наблюдает, тот отчетливо и помнит”.

Э. По

I часть

Задание

Ответы

1. Расставьте коэффициенты. Укажите тип реакции

 CaO +  SiO2 →  CaSiO3

 KClO3 →  KCl +  O2

 Mg +  O2 →  MgO

 Fe (OH)3 →  Fe2O3 +  Н2О

 Cu + O2  CuO

 Сr (ОН)3 →   Сr2О3 +  Н2О

2. Третий лишний. Аргументируй свой выбор.

http://festival.1september.ru/articles/411890/img3.jpg

II часть Практическая часть: лабораторная работа «Реакции замещения»

Название опыта

Наблюдения

Уравнения реакций. Выводы

1. Взаимодействие металлов с растворами кислот. 

(В три пробирки налейте соляной кислоты (1:1). В первую пробирку добавьте магний, во вторую – цинк, а в третью медную проволоку).

2. Взаимодействие металлов с растворами солей других металлов.

В 1-ю пробирку налейте раствор сульфата меди (II) и опустите в раствор железную скрепку;

Во 2-ю пробирку налейте раствор сульфата железа и опустите медную проволоку

Правило 1 (ряд активности металлов):

Правило 2 (ряд активности металлов):

III часть

Задание. Допишите схемы возможных химических реакций. Расставьте коэффициенты.

Fe + НСl →
Аg + Н
2SO4 →

АgNO3 + Сu →

Hg + Fe2O3 →
Аl + НСl→

Au + СuSO4 →

Na+ НOН→

Рефлексия:

Утверждение

Самооценка (+,-)

Я узнал много нового

Мне это пригодится в жизни

На уроке было над чем подумать

На уроке я работал добросовестно и

цели урока достиг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация по теме "Реакции замещения"

В представленном материале конспект и презентация к уроку   по теме "Реакции замещения" 8 класс. Автор учебника О.С.Габриелян....

Реакция замещения. 8 класс

Цель урока. Дать понятие о сущности реакции замещения.Продолжить формирование умения записывать уравнеия химических реакций, начать формировать умение предсказывать продукты реакций замещения. Дать пе...

Реакции замещения и разложения.

Раздел "Типы химических реакций" 8 класс....

Конспект урока по теме: Реакции замещения.

Данный урок построен с использованием здоровьесберегающих технологий, применением физкультминуток на уроке ....

Урок химии в 8 классе по теме: "Реакции замещения"

8 класс урок химии по теме : "Реакции замещения"...

Презентация "Реакции замещения", 8 класс

В презентации представлен конспект урока по теме "Реакции замещения". Урок изучения новой темы с использованием ИКТ и метода исследования....

«Типы химических реакций: реакции замещения и обмена".

Урок по химии разработан к учебнику О.С. Габриелян "Химия. 8 класс"...