Рабочая учебная программа по химии на уровень основного общего образования (8-9 класс)
рабочая программа по химии (9 класс) на тему

Зазулина Екатерина Александровна

рабочая программа по химии на уровень основного общего образования 8-9 классы (по О.С. Габриеляну)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnaya_programma_himiya_8-9_kl_baza.docx52.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия»

 

Рекомендована:

Утверждена:

Научно-методическим советом

Директором МБОУ «Гимназия» _________С.Н. Шевченко

Протокол № ____

от «___»______201___ г.

«___»_______201___г.

Рабочая учебная программа по химии

на уровень основного общего образования (8-9 класс)

                                                           

                                                     

                                                                 

Черногорск, 2014г.

                                                     1. Пояснительная записка

   - перечень нормативно-правовых  документов, на основании которых составляется Программа по химии для основной школы (8-9 класс):

       - Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон № 273-ФЗ);

       - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Приказ МО и НРФ № 1897 от 17.12.2010 года;

      - Образовательной программы МБОУ «Гимназия», приказ №106 от 30.08.2011 года

      - Положения о порядке разработки, утверждения и реализации учебной программы по предметам и программам внеурочной деятельности в соответствии ФГОС, приказ №107 от 30.08.2011 года

      - Учебного плана МБОУ «Гимназия» на 2015-2016 учебный год, приказ от 24.06.2015г. № 235 и примерных программ по учебным предметам (химия 8-9 классы).

-Особенности по отношению к ФГОС ООО:

Учитываться в преподавании предмета приоритеты современного образования, гарантирующего высокое качество. Обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности, и формирование ключевых компетенций. Оптимально используется в образовательном процессе учебно-методический комплекс.

-Приоритетные направления в образовательной деятельности гимназии

Работа над реализацией ООП гимназии определяет её образовательную политику. В настоящее время гимназия ориентирована на идеи личностно-ориентированного образования, конечной целью которого является формирование самобытного личностного образа, стремящейся к достойной человеческой жизни, взаимодействующей с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

-Цель: формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности; приобретение опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

-Задачи:

1) формирование у учащихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость химического знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

2) формирование у учащихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого   химические знания;

3) приобретение учащимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

2. Общая характеристика курса «Химии» как учебного предмета на ступени основного общего образования.

-Краткая характеристика предмета:

     Особенности содержания обучения химии в основной школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами,  исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому в примерной программе по химии нашли отражение основные содержательные линии:

· вещество — знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;

· химическая реакция — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;

· применение веществ — знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;

· язык химии — система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических веществ, т. е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.

        Поскольку основные содержательные линии школьного курса химии тесно переплетены, в примерной программе содержание представлено не по линиям, а по разделам: «Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества», «Многообразие химических реакций», «Многообразие веществ».

-Особенности УМК:

Учебники построены по концентрическому принципу и содержат весь необходимый теоретический и практический материал, предусмотренный государственным образовательным стандартом по химии.

В основу курса положено ключевое понятие «химический элемент» в виде трёх форм его существования (атомы, простые вещества, соединения с другими элементами).

Ведущая идея курса: знания не заучиваются, а выводятся на основании минимальных, но тщательно отобранных первоначальных сведений, например о строении атома. С первых же уроков учащиеся знакомятся с таблицей Д.И.Менделеева.

Электронные приложения к учебникам О.С.Габриеляна включают информационные объекты различных типов: иллюстрации, анимированные фрагменты, видео, интерактивы, трёхмерные модели.

-Потенциал учебного предмета:

В 8-м классе учащиеся знакомятся с новой для себя наукой, предметом которой является изучение веществ и их превращений. В курс химии 8 класса включен материал по определению качественного и количественного состава вещества. После изучения некоторых простых и сложных веществ вводятся основы классификации неорганических веществ и рассматриваются химические свойства представителей основных классов неорганических веществ.

Программа 9-го класса продолжает и развивает функциональный  и сравнительный подход, заложенный  программой предыдущего года обучения. Более глубоко изучается строение вещества. Рассматривается классификация химических реакций, и подробно изучаются некоторые типы химических реакций. Достаточно подробно изучается неорганическая химия. Учащиеся получают первичные представления об органической химии.

     Учебный курс «Химия», в содержании которой ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях. Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения химической науки о веществах и их превращениях, структуре,  многообразии, их изменений под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в жизни.

     Изучение химии по предлагаемой программе предполагает ведение наблюдений, и практической работы. Для понимания учащимися сущности химических явлений в программу введены демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

    Изучение курса Химии в основной школе с 8 – 9 класс направлено на освоение культуры родного края и осуществляется на примерах промышленности и экосистем республики Хакасия, а также овладение этнокультурными ценностями.

Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой важное неотъемлемое звено в системе непрерывного химического образования, являющееся основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

3. Описание места учебного предмета «Химия» в учебном плане.

Общее число учебных часов в учебном плане МБОУ «Гимназия» за период обучения с 8 по 9 класс составляет 140ч.:  в 8-9 классе - 2 ч. в неделю.

Особенности содержания курса «Химия» являются главной причиной того, что в базисном учебном (образовательном) плане этот предмет появляется последним в ряду естественнонаучных дисциплин, поскольку для его освоения учащиеся должны обладать не только определенным запасом предварительных естественнонаучных знаний, но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения химии, основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания химии, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса химии.

-Личностными результатами освоения учебного предмета являются:

   -осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки (ЛР1);

  - выстраивание собственного целостного мировоззрения (ЛР2);

-осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы (ЛР3);

-оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья (ЛР4);

-оценивание экологического риска взаимоотношений человека и природы (ЛР5);

-формирование  экологического мышления: умения оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле; (ЛР6)

 - осознание современного многообразия типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире; (ЛР7)

 - вырабатывание с учётом этого многообразия постепенно своих собственных ответов на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт; (ЛР8)

–признание противоречивости и незавершённости своих взглядов на мир, возможности их изменения; (ЛР9)

   -использование своих взглядов на мир для объяснения различных ситуаций, решение возникающих проблем и извлечение жизненных уроков; (ЛР10)

  -сознание своих интересов, нахождение и изучение в учебниках по разным предметам материала (из максимума), имеющего отношение к своим интересам; (ЛР11)

    -использование своих интересов для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования; (ЛР12)

   -приобретение опыт участия в делах, приносящих пользу людям; (ЛР13)

   -выбор стиля поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья своего, а также близких людей и окружающих; (ЛР14)

    -противостояние ситуациям, провоцирующим на поступки

рационального природопользования; (ЛР15)

    -убеждение других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования, которые угрожают безопасности и здоровью; (ЛР16)

    -выбор поступков, нацеленных на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию; (ЛР17)

    -использование экологического мышления для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок; (ЛР18)

-Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:

1. использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности; (МР1)

2.  использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; (МР2)

3.  умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; (МР3)

4. умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; (МР4)

5.  использование различных источников для получения химической информации; (МР5)

-Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:

-определение изученных понятий: вещество, химический элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания,    соли, амфотерность, индикатор, периодический закон, периодическая система, периодическая таблица, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисления, электролит, химическая реакция,  химическое уравнение,    генетическая связь, окисление, восстановление, электролитическая  диссоциация, скорость химической реакции (ПР1);

-описание демонстрационных и самостоятельно проведенных экспериментов, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии (ПР2);

-описание   изученных классов неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции (ПР3);

-классифицирование изученных объектов и явлений (ПР4);

-наблюдение демонстрируемых и самостоятельно проводимых опытов, химические реакции, протекающие в природе и в быту (ПР5);

-структурирование изученного материала и химическую информацию, полученную из других источников (ПР6);

-моделирование строение атомов элементов первого — третьего периодов (в рамках изученных положений теории   Э. Резерфорда), строение простейших молекул (ПР7);.

-анализирование  и оценивание последствий для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ (ПР8);

     -  умение проводить химический эксперимент (ПР9);

- оказание первой помощи при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием (ПР10);

5. Содержание учебного предмета «Химия».

8 класс:

Тема 1. Введение. Первоначальные химические понятия (6 часов). Предмет химии. Химические вещества. Превращения веществ. Физические явления и химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники химической информации: химическая литература, Интернет. Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчёт массовой доли химического элемента по формуле вещества.

   Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, её структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

   Расчётные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле. 

Практическая работа 1 «Знакомство с лабораторным оборудованием»

Тема 2. Атомы химических элементов (10 ч)

   Атомы как форма существования химических элементов. Строение атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома. Состав атомных ядер. Относительная атомная масса. Изменение числа протонов и нейтронов в ядре атома – образование новых химических элементов и изотопов. Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1-20 периодической системы. Физический смысл порядкового номера, номера группы и номера периода. Образование положительных и отрицательных ионов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

 Образование бинарных соединений. Ионная связь. Образование двухатомных молекул простых веществ Ковалентная неполярная химическая связь. Образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Ковалентная полярная связь. Образование металлических кристаллов. Металлическая связь.

Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов.

Контрольная работа № 1 «Атомы химических элементов».

Тема 3. Простые вещества (7 часов)

   Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов. Металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Физические свойства металлов.

   Неметаллы: кислород, водород, азот, сера, фосфор, углерод. Аллотропия. Аллотропия кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ.

   Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объём. Единицы  количества вещества.

   Расчётные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчёты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объём», «постоянная Авогадро».

Демонстрации. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора.

Контрольная работа № 2  «Простые вещества»

Тема 4. Соединения химических элементов (14 часов)

   Степень окисления. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

   Основания, их состав и названия. Растворимость. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Качественные реакции. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

   Кислоты, их состав и название. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

   Соли, их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

   Аморфные и кристаллические вещества.

   Типы кристаллических решёток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая.

   Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

   Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твёрдых и газообразных смесей. Массовая и объёмная доли компонента смеси.

Расчётные задачи. 1. Расчёт массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворённого вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворимого вещества и растворителя, необходимых для приготовления  определённой массы раствора с известной массовой долей растворённого вещества.

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решёток натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.

Практическая работа 2  «Очистка загрязнённой поваренной соли».

Практическая работа 3 «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворённого вещества»

Контрольная работа № 3  «Соединения химических элементов»

Тема 5. Изменения, происходящие с веществами (13 часов)

   Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Физические явления: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.

   Химические реакции. Признаки и условия их протекания. Экзо и эндотермические реакции. Реакции горения.

   Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.

   Расчёты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объёма продукта реакции по количеству вещества, массе или объёму исходного вещества.

   Реакции разложения. Скорость химической реакции. Катализаторы и ферменты.

   Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

   Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов.

   Реакции обмена. Реакции нейтрализации.

   Типы химических реакций на примере свойств воды. Реакция разложения – электролиз воды. Реакции соединения – взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения – взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена.

Расчётные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества, объёма) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего долю примесей. 3. Вычисление массы (количества, объёма) продукта реакции, если известна масса раствора или массовая доля растворённого вещества.

Демонстрации. Примеры физических явлений: плавление парафина. Примеры химических явлений: горение магния или фосфора, взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом, получение гидроксида меди (II), разложение перманганата калия и пероксида водорода.

Практическая работа №4. Признаки химических реакций.

Контрольная работа №4  «Изменения, происходящие с веществами»

Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (18 часов)

   Растворение. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Насыщенные, ненасыщенные и перенасыщенные растворы. Значение растворов для природы и с/х.

   Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты.

   Теория электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций.

   Классификация ионов и их свойства.

   Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот. Взаимодействие кислот с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями. Электрохимический ряд напряжений металлов.

   Основания, их классификация. Диссоциация оснований. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями.

   Соли, их классификация и диссоциация. Взаимодействие солей с металлами, кислотами, основаниями, солями.

   Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.

   Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

 ОВР. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

   Реакции  ионного обмена и ОВР. Составление ОВР методом электронного баланса.

   Свойства простых веществ – металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

Демонстрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния.

    Практическая работа №5 «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений».

   Практическая работа №6. «Решение экспериментальных задач»

Контрольная работа 5  «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».

9 класс:

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6 часов).

   Характеристика химического элемента по положению в Периодической системе Д.И.Менделеева. Понятие о переходных элементах.  Амфотерные оксиды и гидроксиды. Периодический закон и система элементов Д.И. Менделеева.  Обобщение и систематизация знаний. 

Тема 1.  Металлы (14 ч.)

      Положение металлов в Периодической системе Д.И.Менделеева. Сплавы. Химические свойства металлов. Коррозия металлов.  Металлы в природе. Получение металлов. Жесткость воды и способы ее устранения. Общая характеристика щелочных металлов. Общая характеристика щелочноземельных металлов. Алюминий. Железо. Генетические ряды металлов. Обобщение по теме «Металлы»

 Контрольная работа №1  «Металлы»

Тема 2. Практикум№ 1 (3 ч).

  1. Осуществление цепочки превращений металлов.
  2. Получение и свойства амфотерных соединений
  3. Решение экспериментальных задач по распознаванию катионов.

Тема  3. Неметаллы (26 ч.).

    Общая характеристика неметаллов. Химические свойства неметаллов. Неметаллы в природе. Общая характеристика неметаллов.  Соединения неметаллов. Кислород.  Сера. Сероводород.  Оксиды серы. Серная кислота.  Концентрированная серная кислота.  Азот Аммиак.  Соли аммония. Оксиды азота.  Азотная кислота. Нитраты, нитриты.  Фосфор. Соединения фосфора. Углерод. Оксиды  углерода.  Угольная  кислота и ее соли.  Кремний. Соединения кремния. Силикатная промышленность.

Контрольная работа № 2 «Неметаллы»

Тема 4. Практикум№ 2

  1. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».
  2. Решение экспериментальных задач по теме «подгруппа азота и углерода».
  3. Получение, собирание и распознавание газов.

Тема 5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (16 ч.)

    Периодический закон и Периодическая система Д.И.Менделеева. Строение веществ (виды связей и типы кристаллических решеток). Химические реакции. Классы химических соединений в свете ТЭД. Решение задач

 Итоговая контрольная работа №3

     Резерв 2 часа.      

     -  Логические связи учебного предмета, курса с остальными   учебными предметами, курсами в соответствии с Основной образовательной программой ООО МБОУ «Гимназия»:

В программе учитывается реализация межпредметных связей  с другими науками: с экологией, биологией, физикой, географией, литературой, информатикой, математикой. Установление межпредметных связей способствует более полному усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, пониманию взаимосвязи явлений в природе,

восприятию целостной естественно - научной картины мира.

- Биология. Газообмен, катализаторы, роль химических элементов O, H, C, N, S, P и других в живой природе, закон сохранения и превращения энергии, окисление веществ клетки, охрана природы от воздействия отходов химических производств.

- География. Состав воздуха, свойства солей, атмосферное давление, содержание металлов и неметаллов в земной коре, месторождения руд.

- Физика. Плотность, давление, электрические явления, теплопередача, испарение, теплопроводность, строение атома, ядерные реакции.

- Литература. Сравнение характера, внешности литературных образов со свойствами  химических веществ, ролью в жизни общества.

-  История. История химических открытий. Жизнь и деятельность ученых- химиков.

В программе соблюдается преемственность изучения тем, прослеживаются связи между частным и общим. Изучение курса химии основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в средних классах, а также приобретенные на уроках физики, истории, географии, литературы.

-Использование этнокультурного компонента учебных предметов.

-формирование у обучающихся представлений о процессах, происходящих в неживой и живой природе Республики Хакасия, об их многообразии; осознание того, что человек - важный компонент окружающей среды и жизнь его подчинена законам природы;

-развитие у обучаемых понимания ценности жизни, составляющей базу для осознания экологических проблем Хакасии и путей их решения, призвано обеспечить реализацию права обучаемых на выбор и способы продолжения образования.

Класс

Этнокультурное содержание

8 класс

Роль отечественных ученых в становлении химической науки - работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева

( Учёные Хакасии)

Химические загрязнения окружающей среды в РХ

Производство металлов в РХ.

Приготовление растворов различных концентраций для борьбы с болезнями растений на садовых участках и в быту

Очистка питьевой воды на водоочистительной станции г. Черногорска

Полезные ископаемые РХ

Уровень заболеваемости населения РХ

9 класс

Водные системы РХ как химические системы.

Влияние соединений неметаллов и содержания различных веществ на здоровье жителей РХ и природные системы в целом.

Содержание нитратов в продуктах питания, выращенных на полях РХ.

Водные системы РХ как химические системы.

Экологические проблемы, связанные с производством металлов в РХ

Экологические проблемы РХ. Состояние воздуха, водоемов, почв. Основные источники загрязнения природных систем в РХ.

6.Тематическое планирование по химии на уровень общего образования.

                      (см. приложение)

    7.Описание  учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса. 

-Перечень компонентов УМК

для учащихся:

-        Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Учебник для общеобразовательных  учебных заведений. М: Дрофа, 2013-2014.

-        Габриелян О.С. Химия. 9 класс:  Учебник для общеобразовательных  учебных заведений. М: Дрофа, 2013-2014.

         

  Средства обучения:

Организация учебного процесса предполагает наличие учебного оборудования, как для демонстрационных целей в классе, так и для индивидуального использования. Уроки химии проводятся в специально оборудованном учебном кабинете. Образовательное пространство кабинета химии представлено стенда «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева», «Растворимость кислот, солей и оснований»  «Готовимся к ЕГЭ». Оформлена информационная рабочая зона, в которой имеются словари, энциклопедии, учебники, которые используются обучаемыми, как на уроках, так и во внеурочное время.

Натуральные объекты

Коллекции минералов и горных пород;

Металлов и сплавов;

Минеральных удобрений;

Пластмасс, каучуков, волокон.

         Химические реактивы и материалы:

Наиболее часто используемые:

1)Простые вещества: медь, натри, кальций, магний, железо, цинк;

2)оксиды: меди (II),кальция, железа(III),магния;

3)кислоты: серная, соляная, азотная;

4)основания - гидроксиды: натрия, кальция,25%-ный водный раствор аммиака;

5)соли: хлориды натрия, меди(II),алюминия, железа(III);нитраты калия, натрия, серебра; сульфаты меди(II),железа(II),железа(III),аммония; иодид калия, бромид натрия;

6)органические соединения: этанол,  уксусная кислота, метиловый оранжевый, фенолфталеин,  лакмус.

        Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы:

1)Приборы для работы с газами;

2)аппараты и приборы  для опытов  с твердыми, жидкими веществами;

3)измерительные приборы и приспособления для выполнения опытов;

4)стеклянная и пластмассовая посуда и приспособления для проведения опытов.

        Модели:

Наборы моделей атомов для составления шаростержневых моделей молекул;

Кристаллические  решетки солей.

      Учебные пособия на печатной основе:

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева;

Таблица растворимости кислот, оснований солей;

Электрохимический ряд напряжений металлов;

Алгоритмы по характеристике химических элементов, химических реакций, решению задач;

Дидактические материалы: инструкции, карточки с заданиями, таблицы.

     

8. Планируемые результаты изучения химии на уровне общего образования.                      

В результате изучения химии в 8-9 классах учащиеся должны знать:

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: атом, молекула, ион, химическая связь, классификация веществ и химических реакций, электролитическая диссоциация;
  • основные законы химии: сохранения массы вещества, постоянства состава, Периодический закон.

Учащиеся должны уметь: 

  • называть: знаки химических элементов, соединения изученных классов, типы химических реакций;
  • объяснять: физический смысл порядкового номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в Периодической системе; закономерности  изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; причины многообразия веществ; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химический элемент по его положению в Периодической системе; связь между составом, строением и свойствами веществ; общие свойства неорганических и органических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к определенному классу соединений; валентность и степень окисления элементов в соединениях;
  • составлять: формулы оксидов, водородных соединений неметаллов, гидроксидов, солей; схемы строения атомов первых двадцати элементов Периодической системы; уравнения химических реакций.

Учащиеся должны научиться: 

  • планировать и осуществлять химический эксперимент; применять химическую посуду и оборудование для проведения лабораторных опытов; соблюдать правила техники безопасности при работе с химическими веществами, химической посудой и приборами;
  • вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в смеси (растворе); проводить расчеты по уравнениям реакций с использованием понятий количество вещества, объем, масса реагентов или продуктов;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной лаборатории и в быту;
  • составлять рефераты на заданную тему, делать по ним доклады;
  • участвовать в дискуссиях, грамотно излагать свою точку зрения и внимательно выслушивать иную; анализировать существующие представления по обсуждаемым вопросам и совместно вырабатывать собственное отношение к ним;
  • проводить самостоятельный поиск информации с использованием учебных пособий, теоретического материала, предоставленного учителем, а также дополнительной литературы, в том числе справочников и энциклопедий, сетевых ресурсов, электронных библиотек и т.д.; анализировать и систематизировать найденную информацию.

Широкие возможности в формировании универсальных учебных действий открывает проектная и исследовательская деятельность:

Класс

Тема проекта/исследования

8 класс

Индивидуальные проекты: «Опасная ртуть»

Домашний эксперимент  «Изучение скорости горения свечи», «Наблюдение за изменением окраски вишневого варенья в растворе лимонной кислоты и питьевой соды»

 Творческие проекты:

«Знакомьтесь – зубная паста!»

«Капля воды дороже алмаза»

Исследовательский проект «Стоит ли есть пуд соли»

9 класс

Коллективные: «Экология жилища»,

Информационно-исследовательский «"Жизненно важные вещества"

Творческие проекты: «Продукты питания глазами химика" проводится в рамках темы "Неметаллы" при изучении темы "Азот и его соединения"

Проект «Сладкий мир» реализуется в рамках учебной темы «Понятие об углеводах. Глюкоза, её свойства и значение. Крахмал и целлюлоза, их биологическая роль».

Домашний эксперимент  «Определение временной жесткости воды»

Исследовательские проекты: 

«Пейте, дети, молоко!»

««Обследование растений школы на предмет выявления экземпляров с признаками дефицита азота, фосфора или калия»;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по физике за курс основного общего образования

Рабочая учебная программа по физике включает перечень нормативных документов и  авторских программ с указанием наименования, автора и года издания; сведения о количестве учебных часов, на которое...

Рабочая программа по математике на уровень основного общего образования (5-9 классы) ФГОС

Рабочая программа по математике представляет собой целостный документ, включающий следующие  разделы: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; требования к ...

Рабочая программа по физике на уровень основного общего образования (7-9 классы) ФК ГСО

Рабочая программа по физике на уровень основного общего образования  (7-9 классы). Для реализации рабочей программы используются учебники:1. «Физика» - 7 класс для общеобразовательных учреждений ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Математика» (базовый уровень) Основное общее образование: 5 – 6 классы (ФГОС)

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом Примерной основной образовательной программы образовательного учр...

Рабочая программа по обществознанию на уровень основного общего образования. 6-9 классы

Рабочая программа составлена на основе примерной программы ООО по обществознанию и авторских программ Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой, Т.Е. Лисковой, Е.Л. Рутковской для 6 класса, Л.Н Боголюбова и др. ...

Рабочая программа по истории на уровень основного общего образования. 6-9 классы

Раочая программа составлена на основе примерной программы ООО по истории и авторских программ: 1) По истории России A.A. Данилова, O.H. Журавлевой, И.Е. Барыкиной (Рабочая программ...

Рабочая программа по учебному предмету ХИМИЯ на уровень основного общего образования 8-9 КЛАССЫ

Рабочая программа учебного предмета «Химия»  составлена на основе Примерной программы по учебным предметам основного общего образования «Химия. 8 – 9 классы», соотве...