Разработка урока "Фосфор иего свойства"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Цель урока: познакомить учащихся с фосфором и его свойствами, повторить понятие «Аллотропия», рассмотреть аллотропные модификации фосфора, закрепить понятия «химический элемент», «простое вещество».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока по  химии в 9 классе «Фосфор и его свойства»

Э.Ф. Валиева,

учитель химии  МБОУ «Актанышская средняя общеобразовательная школа №1»  Актанышского муниципального района Республики Татарстан.

«Фосфор и его свойства»

Цель урока: познакомить учащихся с фосфором и его свойствами, повторить понятие «Аллотропия», рассмотреть аллотропные модификации фосфора, закрепить понятия «химический элемент», «простое вещество».

Задачи: Образовательные: способствовать формированию у учащихся представления о фосфоре как о наиболее активном неметалле; повторить и закрепить понятие аллотропии,  способствовать развитию научного мышления при установлении причинно-следственных связей, применение знаний и умений при решении метапредметных учебных проблем.

 Развивающие: используя в содержании урока элементов новизны знаний и умений, устанавливая причинно-следственные связи, развивать умения использовать химическую терминологию, продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником.

 Воспитательные: воспитывать сотрудничество, продолжить формирование культуры общения и коммуникативных умений учащихся.

Оборудование и реактивы: красный фосфор, метилоранж, вода, сосуд для сжигания веществ, спички, ложка для сжигания веществ,

Тип урока: урок открытия новых знаний

Форма урока: комбинированный урок

Условия обеспечения учебной деятельности:

УМК: О.С. Габриелян

Технология: технология развития критического мышления, системно-деятельностный подход.

Ход урока

I.Организационный.  Психологический настрой класса.

II. Актуализация ранее полученных знаний и умений.

Блиц – турнир.

 1.Что означает слово “азот”? …                                                    («безжизненный)

2.Назовите возможные    степени окисления атома азота в химических соединениях                                                                              (-3,0,+1,+2,+3,+4,+5)

3.10% раствор аммиака в воде называют…                          (нашатырный спирт)

4. Формула пекарского порошка?                                                        (NH 4 HCO 3)

5.Какое водородное соединение образует азот?                                         (аммиак)

6.В атмосфере азота производят сварку активных или средней активности

металлов, хранят и перевозят произведения живописи. Почему?         (пассивен)                                                                                                  

7.Формула  веселящего  газа                                                                           (N 2 О)

8.Садоводы для того, чтобы  повысить урожай на следующий год предлагают посадить горох и клевер. Почему ?                        

    Мотивационный момент.    

          Химия – эта самая интересная наука на свете. Она полна разных тайн и чудес.  Нам сегодня предстоит узнать еще об одном загадочном элементе. Открытие этого элемента приписывается гамбургскому алхимику Х. Брандту.  В поисках «философского камня», якобы способного превратить неблагородные металлы в золото, Брандт занимался перегонкой сухого остатка от выпаривания мочи. Он собрал около тонны мочи из солдатских казарм, выпарил, затем перегнал до образования твердого остатка, при нагревании которого образовалось вещество, ярко светившееся в темноте. Поначалу у Брандта не было сомнения, что свечение без огня мог дать лишь искомый «философский камень». Однако вскоре он понял, что никакими другими чудесными свойствами его находка не обладает, и продал секрет другому алхимику. Тот, в свою очередь, перепродал его третьему и т. д. Конец «философскому бизнесу» положил английский химик Р.Бойль, который в 1680 году опубликовал в научном журнале более простую и доступную методику получения вещества. В 1771 году шведский химик К.Шееле  дал способ получения этого элемента из костяной золы, применявшейся в промышленности вплоть до начала 20 века. Наименование элемента происходит от греческих слов «фос» - свет и «форос»,- несущий.

Учитель: Что же это за вещество?

ВИДЕО.   1669 год...

Да действительно, вы правы ребята, речь идет о фосфоре.

       Ребята еще раз озвучьте, пожалуйста, тему урока.
Тема нашего урока  «Фосфор и его соединения».

        Ребята у  Вас какие  ассоциации к слову «фосфор» (свет, сера, рыба, магний, химия, спичка, циферблат, светофор, свечи, ДНК, РНК, АТФ, луна) Например,  есть такие сувениры, которые в темноте светятся. Но это  не фосфор, циферблаты – сульфиды щелочно – земельных металлов.        

III.Формирование новых знаний и умений.  

Какую учебную задачу ставили?  

IV. Открытие новых знаний и умений.

    Работа в группах.  Заполнение оценочных листов.  Кто  правильно ответил на вопрос, ставит « +»

I-ое задание.  Используя таблицу Менделеева, охарактеризуйте фосфор как химический элемент по плану:

1. Порядковый номер, номер периода, группа, подгруппа;

2. Заряд ядра, электронная формула, распределение электронов по орбиталям;

3. Возможные степени окисления элемент.

      Нахождение в природе.

      Ребята. Как думаете, в каком виде  фосфор может встречаться в природе?

Он очень распространенный элемент. По распространенности занимает 13 место среди всех элементов.

Вследствие высокой химической активности фосфор в свободном состоянии в природе не встречается. Главными минералами являются - апатиты и фосфориты.

Демонстрация фосфоритов и апатитов. Познакомьтесь, пожалуйста,  с образцами фосфориты и апатиты, имеющихся на подносе.

На глобусе показать:

Если родина апатитов является Кольский  полуостров в Хибинах,  а родина фосфоритов  для нас очень даже знакомая страна Казахстан (Кара-Тау).

 Ребята, действительно информация интересная. Да, вот следующая информация ни чуть не отстает от предыдущих. На слайде Вы видите морские птицы. Их очень много вблизи берегов Перу. Экскременты этих птиц содержат гуано, т. е. фосфорсодержащее вещество. Именно эти скопления гуано долгое время служили источником фосфора и удобрений.  А откуда они берут фосфор?

Да, правильно потому что они питаются рыбами,  а в рыбах содержится фосфор и кальций.

 Ребята, почему врачи людям при авитаминозе рекомендуют в рацион включить рыбные продукты.  Рыбы являются источником витамина Д. При недостатке витамина Д возникает какое заболевание? (рахита).

Слайд.  Оказывается ребята, в человеческом  скелете содержится 1 кг фосфора, а в мышцах -100г,  в нервных тканях – 10 г.

Еще в каких биологических молекулах содержится фосфор ?  (ДНК, РНК, АТФ, белки). Вспомним их биологическую роль для жизнедеятельности живых организмов.

           Слайд. В сутки человеку необходимо примерно 2г фосфора. Очень много фосфора содержит мясо, сыр, капуста, молоко, яичный белок…..

      Продолжим работу в группах. Открываем вторую страницу нашего буклета, пронумеруем №2.

     Аллотропные модификации.

    -  Ребята, что называется аллотропией?

    - Какие аллотропные видоизменения Вы знаете? (Элемент кислород образует два простых вещества: кислород и озон; сера существует в трех аллотропных модификациях: ромбическая, моноклинная, пластическая).

Элемент фосфор  образует три  : белый, красный и черный.

                Используя материалы из учебников выполняем 2 задание, т.е. заполняем таблицу.  Первая группа характеризует белый фосфор, а вторая красный. Дается 2 мин.

2-ое задание -  дайте характеристику (работа с учебником).

1 группа- характеристика  белому фосфору  (стр  159)

2 группа-  характеристика красному фосфору (стр.159)

Характеристика по  плану:

Характерные  особенности

Белый

Красный

1.Тип кристаллической  решетки

2.Внешний вид

3.Ядовит(или нет)

4. В чем растворяется

5. Летучесть

6. Воспламенение

   

   Д-ция опыта: Горение фосфора.

   Слайд  .Ребята, по одному участнику от каждой группы выходит к доске. Ученик 1группы – пишет первую реакцию, ученик второй группы –вторую реакции ….А все остальные работают на 3 странице.

2P +3Mg = Mg3P2                             2P+3Cl2=2PCl3    

4P+5O2=2P2O5                        P2O5+3H2O=2H3PO4  

Подведем итоги.  Кто работал у доски  вставьте на оценочных листах  +.

Видео 4. Производство спичек (видео)

Фамилия,  имя ученика __________________________________

Лабораторная работа

                    «Качественная реакция  фосфорной кислоты»

Оборудование, реактивы. Штатив лабораторный с пробирками, фосфорная кислота, нитрат серебра.

Цель опыта: с помощью опыта доказать наличие фосфат иона.

Ход работы. В    пробирку налейте 1 мл. фосфорную кислоту и прибавляйте по каплям раствор нитрата серебра .Пронаблюдайте, что будет происходить в  пробирке, запишите уравнения реакций.

2. Заполните таблицу:

Содержимое

Реактив

Что наблюдаю?

Уравнения реакции

Н3 РО 4

АgNO 3

Выводы.

V. Физкультминутка.

VI. Первичное закрепление знаний. Составление кластера.

Слайд 13. Вспомним кластер. В центре – название темы, проблемы, вокруг неё суждения – крупные смысловые единицы, соединяющиеся с разнообразными аргументами, фактами, примерами.

VII.Самооценка.  Поднимите руку, кто поставил «5» «4». Вставьте оценку за сегодняшний урок.  Оценивайте  свои знания на оценочных листах.  

  • Если вы были внимательны и уверены в себе что все изученные вопросы усвоили, поставьте себе «5»
  • Если вы были внимательными, усвоили материал в целом, но на вопросы ответить можете, поставьте «4»
  • Кто сомневается, поставьте себе «3»

VII.Домашняя работа:

П. 28; упр. 4 стр. 163;

Сообщение об  фосфоросодержащихудобрениях;

Создать свой буклет, памятку о биологическом  значении фосфора;

Итог урока. Рефлексия.  

      Что я знал до урока о фосфоре? Что узнал после сегодняшнего урока?  Изучение этой темы продолжите на следующих уроках. А мы попробуем закончить сегоднящний урок на хорошем тоне. Ребята, кто – нибудь когда либо сочинял стихи. Давайте попробуем. Для этого нужен только образ. А наш образ сегодня фосфор.   Слайд Синквейн.  

1 строка- есть наша тема. Фосфор                  

2 строка- два прилагательных;

3 строка- 3 глагола;                                            

4 строка – красивое предложение;

5.Жизнь.

        Литература

1.Стрельникова Л.Н. Из чего все сделано? -Изд-во «Яуза – пресс», 2011.-207 с.

2.Н.У. Кузменко, В.В. Еремин. Начала химии. – М.: «Экзамен», 2001 г. -720 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: «Свойства оснований: реакция нейтрализации» (8 класс).

Предложена методическая разработка урока по теме: «Свойства оснований: реакция нейтрализации» (8 класс).Учителем поставлена  задача создания условий, наряду с  обучением, для разностор...

Разработка урока на тему:"Свойства логарифмов" и презентация к уроку.

Урок для учащихся десятого класса. На уроке применяется технология проблемного обучения. Урок с применением электронных ресурсов, созданных самостоятельно....

Разработка урока по теме "Свойства белков"

Урок изучения нового материала.Деятельность учащихся на уроке организована в виде  самостоятельной работы (с текстами пакетов информации), парной (выполнение лабораторных опытов), гру...

Методическая разработка урока "Фосфор и его соединения глазами химика и биолога"

Бинарный урок.Цель: доказать роль фосфора в здоровье человека....

Разработка урока "Фосфор и его свойства"

Цель урока: познакомить учащихся с фосфором и его свойствами, повторить понятие «Аллотропия», рассмотреть аллотропные модификации фосфора, закрепить понятия «химический элемент», «простое вещест...

План - конспект урока Фосфор, его свойства и соединения.

Кейс– совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения.В качестве кейсов можно использовать ...