конспект урока по химии на тему "Углеводы"
план-конспект урока по химии на тему

Копцева Людмила Михайловна

разработка конспекта урока по химии на тему "Углеводы" для студентов 1 курса учреждений профессионального образования, с применением технологии ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_uglevody.docx12.28 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ МО «Воскресенский колледж»

Конспект урока по химии

на тему «Углеводы, понятие виды»

Подготовила преподаватель:

Копцева Людмила Михайловна

г.Воскресенск, 2017г.

Цели: 

1. дать обучающимся представление об углеводах, познакомить с классификацией, строением, биологической ролью данных веществ в организмах растений, животных и человека.

2. Расширить представления учащихся о пространственном строении молекул, о зависимости свойств веществ от строения и состава.

3. Воспитывать интерес к преподаваемым предметам и видеть их взаимодействие.

Тип занятия: комбинированный.

Методы обучения:

беседа, постановка и решение учебных проблем, демонстрация натуральных объектов (моносахариды, сахароза, полисахариды) и таблиц, объяснение, рассказ. Демонстрация презентации.

Средства обучения:

внутри и межпредметные связи, учебники,  натуральные объекты.

Ход урока.

I.  Организационный момент.

II. Повторение материала:  Ответить на вопросы:  

  1. Что такое альдегиды? (их представители)
  2.  Что такое фенол? (формула, физическое свойство)
  3.  Что такое карбоновые кислоты? (их представители)

III. Актуализация знаний: (слайд 2)

Какое значение имеют углеводы для нашего организма? Биохимические функции углеводов в живом организме.

Глюкоза аккумулирует энергию Солнца, которая таким образом становится доступной живым организмам.

Ежегодно в результате фотосинтеза образуется около 20 тонн органического вещества на каждого жителя Земли.

Какой % составляют углеводы при сбалансированном рационе питания? (до 70% )

Каково строение молекулы глюкозы и какие химические свойства глюкозы можно прогнозировать, исходя из ее строения?

Показать генетическую связь неорганических соединений с органическими при получении глюкозы (биохимический процесс образования углеводов – фотосинтез).

IV. Изучение нового материала

Сегодня на уроке вы познакомитесь с многообразием углеводов и их классификацией, строением различных углеводов. Еще раз убедитесь о взаимосвязи состава, строения и свойств веществ, расширите свои представления о роли углеводов в организмах растений, животных и человека

1. Понятия об углеводах. (слайд3)

Термин «углеводы» возник давно. В первых изученных веществах отношение атомов кислорода и водорода было как у воды 1:2, поэтому их строение выражали формулой (H2O) m. Углеводы это обширная группа органических веществ, которые играют важную роль в жизни растений, человека и животных.

Записываем понятие в тетрадь.

 2. Историческая справка о географии распространения сахаридов.

Потребность в сладких веществах всегда существовала в человеческой природе и, несомненно, что жителям теплых стран были известны растения, обладающие сладким вкусом. Речь идет о сахарном тростнике, который произрастал в теплых странах. За 20 лет до нашей эры сладкий сок этих растений употреблялся в пищу китайцами и индусами. Затем он появился в Египте, Греции. Известно, что в VII в. нашей эры сахар служил в твердом виде предметом торговли персов, затем он появляется в Сирии, Испании, Бразилии. Вместе с этим растет и потребление сахара в Европе. Торговля сахаром сосредотачивается в руках англичан. Это была эпоха господства наполеона Бонапарта в Западной Европе. В интересах французской промышленности Наполеон проводил так называемую континентальную блокаду, заключавшуюся в полном запрещении Европейским странам торговать с Англией, а монополия на сахар в то время была у нее. И поэтому открытие в 1811 году профессора Санкт- Петербуржской академии наук Кирхгофа произвело сильное возбуждение на ученый и торгово-промышленный мир. Он получил сахар из крахмала, сырьем служил картофель. Открытие Кирхгофа давало возможность сбросить Европейским странам «сахарное иго» Англии и иметь в изобилии собственный сахар. Что мы и имеем в настоящее время.

3. Виды углеводов (слайд 4)

4. Биологическая роль

В живых организмах углеводы выполняют следующие функции:

  1. Структурная и опорная функции. Углеводы участвуют в построении различных опорных структур. Так целлюлоза   является основным структурным компонентом клеточных стенок растений,  хитин выполняет аналогичную функцию у грибов,  а также обеспечивает жёсткость экзоскелета  членистоногих.
  2. Защитная роль у растений. У некоторых растений есть защитные образования (шипы, колючки и др.), состоящие из клеточных стенок мёртвых клеток.
  3. Пластическая функция. Углеводы входят в состав сложных молекул (например, рибоза и дезоксирибоза), участвуют в построении АТФ, ДНК  и РНК.
  4. Энергетическая функция. Углеводы служат источником энергии: при окислении 1 грамма  углеводов выделяются 4,1 ккал энергии и 0,4 г  воды.
  5. Запасающая функция. Углеводы выступают в качестве запасных питательных веществ: гликоген у животных, крахмал — у растений.

5.  Практическое значение углеводов. Углеводы составляют большую  часть пищевого рациона человека. В связи с этим они широко используются в пищевой и кондитерской промышленности.  Их превращения при спиртовом брожении лежат в основе процессов получения этилового спирта, пивоварения, хлебопечения; другие типы брожения позволяют получить глицерин, молочную, лимонную,  кислоты и др. вещества. Глюкоза широко применяеся в медицине. Целлюлоза служит основой текстильной промышленности, получения искусственного целлюлозного волокна, бумаги, пластмасс, взрывчатых веществ

С пищей поступают простые и сложные углеводы, усвояемые и неусвояемые углеводы. Углеводы составляют основную часть пищевого рациона и обеспечивают 50 — 60% его энергоценности. 1 г усвояемых углеводов при окислении в организме дает 16,7 кДж (4 ккал). Углеводы необходимы для нормального обмена белков и жиров. В комплексе с белками они образуют некоторые гормоны и ферменты. Особое значение имеют клетчатка и пектины, которые почти не перевариваются в кишечнике и не являются источниками энергии. Однако эти «балластные вещества», неусвояемые углеводы, играют большую роль в питании.

Количество углеводов в пищевых продуктах :

1.  Пищевые продукты, которые содержат очень большое количеств  углеводов -  Сахар-песок, карамель леденцовая, конфеты помадные, мед, мармелад, зефир, печенье сдобное, рис, макароны, варенье, крупа манная и перловая, финики, изюм, пшено, крупа гречневая и овсяная, урюк, чернослив

2.Пищевые продукты, которые содержа Большое количество углеводов -   Хлеб ржаной и пшеничный, фасоль, горох, шоколад, халва, пирожные

3. Пищевые продукты, которые содержат Умеренное  количество углеводов - Сырки творожные сладкие, мороженое,  картофель, зеленый горошек, свекла, виноград, вишни, черешня, гранаты, яблоки, соки фруктовые

4. Пищевые продукты, которые содержа Малое  количество углеводов  - Кабачки, капуста, морковь, тыква, арбуз, дыня, груши, персики, абрикосы, сливы, апельсины, мандарины, клубника, крыжовник, смородина, черника, лимонад

5. Пищевые продукты, которые содержа Очень малое количество углеводов - Молоко, кефир, сметана, творог, огурцы, редис, салат, лук зеленый, томаты, шпинат, лимоны, клюква, грибы свежие

6. Далее мы с вами будем заполнять опорный конспект, в котором дадим характеристику видам углеводов.

Моносахариды

Дисахариды

Полисахариды

1

Понятие

2

Представители

3

Физические свойства

4

Применение

5

Биологическая роль

ПОЛИСАХАРИДЫ

ГЛЮКОЗА (слайд 5)

Главный представитель моносахаридов,  от греческого  «Глюкос» - сладкий. Иначе называют виноградным сахаром. Содержит альдегидную группу, поэтому ее можно рассматривать как производные многоатомных спиртов. В природе находится в фруктах   и ягодах, в нектаре цветов

(слайд 6)

Являются продуктами фотосинтеза. Глюкоза образуется в процессе фотосинтеза.

(слайд 7)

присутствует в организме животных и человека. Содержится в крови .

(слайд 8)

(слайд 9)

(слайд 10)

Применение: в кондитерской промышленности, для приготовления сладких и мучных изделий, в медицине для приготовления лечебных препаратов, консервирования крови, внутривенного влияния. Широко используются продукты брожения глюкозы — спирт.

ФРУКТОЗА

(слайд 11)

ПЕНТОЗЫ (слайд 12)

ДИСАХАРИДЫ (слайд 13)

(слайд 14)

(слайд 15)

САХАРОЗА (слайд 15)

(слайд 16)

Биологическая роль: Входит в состав сока сахарной свеклы (16-20%) и сахарного тростника (14-16%). Содержится вместе с глюкозой в плодах листьях многих растений, например в соке березы, клена.

Применение: как продукт питания и в кондитерской промышленности. Из нее получают искусственный мед.

ПОЛИСАХПРИДЫ (слайд 17)

(слайд 18)

КРАХМАЛ (слайд 19)

(слайд 29)

(слайд 21)

Применение: используется как ценный питательный продукт — основной углевод пищи человека — хлеб, крупа, картофель.  В процессе его гидролиза получают патоку и глюкозу, которые используются в кондитерском производстве. Находясь в клубнях картофеля, из него получают этиловый спирт. Используется как клеящее вещество. Применяется для отделки тканей, крахмаление белья. В медицине на основе крахмала готовятся мази, присыпки.

ЦЕЛЛЮЛОЗА (слайд 22)

(слайд 23)

(слайд 24)

Применение: являясь основной частью древесины, целлюлоза используется в строительном и столярном деле; как топливо; получают бумагу, картон, этиловый спирт; в виде волокнистых материалов (хлопок и лен) целлюлоза используется для приготовления тканей, нитей; эфиры целлюлозы идут на изготовление нитролаков, пластмасс, искусственного волокна.

V. Закрепление материала

Теперь мы с вами повторим. Я буду вам говорить высказывания, а вы мне отвечать правильно это или нет.

Вопросы  для закрепления материала

1. Глюкоза – важнейший представитель моносахаридов.

2. Гомологом глюкозы является фруктоза.

3. Второе название глюкозы – фруктовый сахар.

4. Фруктоза – важнейший дисахарид.

5. Второе название сахарозы – виноградный сахар.

6. Крахмал и целлюлоза – важнейшие представители моносахаридов.

7. Крахмал способен набухать в холодной воде.

8. Целлюлозу получают из древесины.

9. Из целлюлозы получают искусственные волокна: вискозу, медно-аммиачное волокно и ацетатный шелк.

10. Крахмал используется для производства декстринов, являющихся взрывчатыми веществами.

11. Рибоза и дезоксирибоза являются представителями пентоз.

12. Древесина на 50% состоит из целлюлозы.

13. Фруктоза образуется в природе в результате процесса фотосинтеза.

Учитель: теперь проверяете ответы своих друзей.

Ответы (неправильные утверждения обозначены курсивом)

Критерии проверки:

Без ошибок - «5»,

5 ошибок – «4»,

6-9 ошибок – «3»,

Более 10 ошибок – «2».

VI. Домашнее задание и задание для самостоятельной работы учеников:

повторить пройденный материал, подготовить реферат на тему «Хитин»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по химии "Расчеты по химическим уравнениям реакций"

Конспект урока по химии в 8 классе по учебнику И. И. Новошинский, Н.С. Новошинская...

Конспект урока по химии

Среда водных растворов электролитов...

Конспект урока по химии в 8 классе. Тема урока : «Приготовление растворов солей заданной концентрации»

Конспект урока по химии в 8 классе.Тема урока : «Приготовление растворов  солей заданной концентрации»...

План-конспект урока по химии 8 класс. Тема: «Предмет химии. Вещества и их физические свойства»

Создать условия для формирования у учащихся понятий «химия», «тело»,               «вещество»,  «свойства веществ»; научить р...

Конспект урока по химии для 8 класса Тема урока:: Химические свойства воды.

Тема  урока: « Химические свойства воды.  Этот урок разработан по ФГОС для 8 класса. Урок  изучения и закрепления новых знаний.  На уроке учащиеся закрепляют знания о физических св...

Конспект урока по химии для 8 класса Тема урока:: Химические свойства воды.

Тема  урока: « Химические свойства воды.  Этот урок разработан по ФГОС для 8 класса. Урок  изучения и закрепления новых знаний.  На уроке учащиеся закрепляют знания о физических св...