Рабочая программа по химии 8 класс
календарно-тематическое планирование по химии (8 класс) по теме

Рабочая программа по химии 8 класс. Расчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов. Соответствует УМК Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по химии для 8 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
  • Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»
  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования »;
  • Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Приказ Министерства образования Московской области от 15.04.2016 г. № 1427 « Об утверждении Регионального базисного учебного плана для государственных образовательных организаций Московской области, муниципальных и частных образовательных организаций в Московской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования, на 2016-2017 учебный год»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
  • Рабочая программа по химии для 8 класса  составлена на основе:

Программы курса химии для 8 - 9 классов общеобразовательных учреждений, автор Н.Н. Гара, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации,. (Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: «Просвещение», 2014г.)

       Рабочая программа реализуется в количестве 2-х часов в неделю, в объеме 68часов, ориентирована на использование учебника Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия» 8 класс.- М.: Просвещение, 2016. Рабочая программа даёт распределение учебных часов в соответствии с Учебным планом школы.  По одному часу добавлено на изучение темы «Первоначальные химические понятия», «Кислород.Горение», «Водород».

УМК:

  1. Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций. М.: «Просвещение,  2016г.
  2. Н.Н. Гара Химия: уроки в 8 кл. : пособие для учителя /Н.Н.Гара. – М.: Просвещение, 2015г. – 111с./
  3. Н.Н. Гара Химия. Задачник с «помощником». 8-9 классы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Н.Н.Гара, Н.И.Гаврусева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010г.- 96с./
  4. Н.Н. Гара Химия. Программы общеобразовательных учреждений. 8-9 классы, 10-11 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. -3-е изд. – М.: Просвещение, 2014г.        

Изучение химии на базовом уровне на ступени основе общего образования в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

    Задачи, решаемые в процессе обучения химии:

  • продолжать формирование у школьников понимания научной картины  мира;
  • развить и научить общению в коллективе и с коллективом;
  • научить иcпользовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье.

Содержание программы учебного предмета

Тема 1. Первоначальные химические понятия

Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция, хроматография. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава веществ.

Атомная единица массы. Относительная атомная и молекулярная массы. Количество вещества, моль. Молярная масса.

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности.

Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.

Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция, хроматография. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ.

Химические соединения количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газов.

Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций. Разложение основного карбоната меди(II). Реакция замещения меди железом.

Практические работы

Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.

Ознакомление с лабораторным оборудованием.

Очистка загрязненной поваренной соли.

Расчетные задачи. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.

Тема 2. Кислород. Горение

Кислород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение. Круговорот кислорода в природе. Горение. Оксиды. Воздух и его состав. Медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций.

Топливо и способы его сжигания. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

Демонстрации. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха, методом вытеснения воды. Определение состава воздуха. Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки.

Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами оксидов.

Практическая работа. Получение и свойства кислорода.

Расчетные задачи. Расчеты по термохимическим уравнениям.

Тема 3. Водород

Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Водород — восстановитель. Получение, применение.

Демонстрации. Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.

Лабораторные опыты. Получение водорода и изучение его свойств. Взаимодействие водорода с оксидом меди(II).

Тема 4. Вода. Растворы

Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества. Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.

Демонстрации. Анализ воды. Синтез воды.

Практическая работа. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества.

Расчетные задачи. Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.

Тема 5. Количественные отношения в химии

Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.

Расчетные задачи. Объемные отношения газов при химических реакциях.

Вычисления по химическим уравнениям массы, объема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

Тема 6. Основные  классы неорганических соединений

Оксиды. Классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.

Основания. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакция нейтрализации. Получение. Применение.

Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Вытеснительный ряд металлов Н. Н. Бекетова. Применение.

Соли. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Способы получения солей.

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Демонстрации. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора.

Лабораторные опыты. Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований.

Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических соединений».

Тема 7. Периодический закон и строение атома

Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Периодический закон Д. И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды. Короткий и длинный варианты периодической таблицы. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.

Строение атома. Состав атомных ядер. Электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д. И. Менделеева.

Лабораторные опыты. Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.

Тема 7. Строение веществ. Химическая связь

Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов. Окислительно-восстановительные реакции.

Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Кристаллические и аморфные вещества. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Демонстрации. Ознакомление с моделями кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений. Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество

часов

Практические работы

Контрольные работы

1

Первоначальные химические понятия.

21

2

1

2

Кислород. Горение.

6

1

3

Водород.

4

1

4

Вода. Растворы.

7

1

1

5

Количественные отношения в химии

5

6

Основные классы неорганических соединений

11

1

1

7

Периодический закон и строение атома.

7

8

Строение веществ. Химическая связь.

7

1

Итого

68

6

4

Календарно-тематическое планирование

№/п

Тема урока

Количество часов

Дата план

Дата факт

Тема 1. Первоначальные химические понятия (21 час)

1

Предмет химии. Вещества и их свойства. Вводный инструктаж по охране труда и техники безопасности.

1

2

Методы познания химии.

1

3

Чистые вещества и смеси.

1

4

Физические и химические явления. Химические реакции.

1

5

Практическая работа №1. «Приёмы обращения с лабораторным оборудованием».

1

6

Практическая работа №2. «Очистка загрязнённой поваренной соли».

1

7

Атомы, молекулы и ионы.

1

8

Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

1

9

Простые и сложные вещества.

1

10

Химический элемент.

1

11

Относительная атомная масса химических элементов.

1

12

Знаки химических элементов.

1

13

Закон постоянства состава веществ.

1

14

Относительная молекулярная масса. Химические формулы.

1

15

Массовая доля химического элемента в соединении.

1

16

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений.

1

17

Составление химических формул по валентности.

1

18

Атомно-молекулярное учение.

1

19

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.

1

20

Типы химических реакций.

1

21

Контрольная работа №1 по теме «Первоначальные химические понятия»

1

Тема 2. Кислород. Горение (6 часов)

22

Анализ контрольной работы. Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода.

1

23

Свойства кислорода.

1

24

Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе.

1

25

Озон. Аллотропия кислорода.

1

26

Воздух и его состав.

1

27

Практическая работа №3 «Получение и свойства кислорода».

1

Тема 3. Водород (4 часа)

28

Водород. Нахождение в природе. Получение.

1

29

Физические и химические свойства водорода. Применение.

1

30

Практическая работа №4 «Получение     водорода и исследование его свойств».

1

31

Обобщение знаний

1

Тема 4. Вода. Растворы(7 часов)

32

Вода. Свойства воды, применение.

1

33

Вода – растворитель. Растворы.

1

34

Массовая доля растворённого вещества.

1

35

Решение задач на вычисление массовой доли и массы растворённого вещества.

1

36

Обобщение знаний.

1

37

Практическая работа №5. «Приготовление раствора с определённой массовой долей растворённого вещества».

1

38

Контрольная работа №2 по темам «Кислород. Водород. Вода. Растворы».

1

Тема 5. Количественные отношения в химии (5 часов)

39

Анализ контрольной работы. Количество вещества. Молярная масса.

1

40

Вычисления по уравнениям химических реакций.

1

41

Закон Авогадро. Молярный объём газов.

1

42

Относительная плотность газов.

1

43

Объёмные отношения газов при химических реакциях.

1

Тема 6. Основные классы неорганических соединений (11 часов)

44

Оксиды.

1

45

Основания.

1

46

Химические свойства оснований. Применение.

1

47

Амфотерные оксиды и гидроксиды.

1

48

Кислоты.

1

49

Химические свойства кислот.

1

50

Соли.

1

51

Свойства солей.

1

52

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

1

53

Практическая работа №6 «Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»».

1

54

Контрольная работа№3 по теме «Основные классы неорганических веществ»

1

Тема 7. Периодический закон и строение атома (7 часов)

55

Анализ контрольной работы. Классификация химических элементов.

1

56

Периодический закон Д.И.Менделеева.

1

57

Периодическая таблица химических элементов. Значение периодического закона.

1

58

Строение атома.Изотопы. Химический элемент.

1

59

Распределение электронов по энергетическим уровням.

1

60

Значение периодического закона Д.И.Менделеева.

1

61

Повторение и обобщение по теме «Периодический закон и строение атома»

Тема 8. Строение веществ. Химическая связь (7 часов)

62

Электроотрицательность химических элементов.

1

63

Ковалентная связь.

1

64

Ионная и металлическая связь.

1

65

Валентность и степень окисления элементов.

1

66

Окислительно-восстановительные реакции.

1

67

Обобщение и систематизация знаний по темам «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома. Строение вещества. Химическая связь».

1

68

Контрольная работа №4 по темам «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома. Строение вещества. Химическая связь».

1

Планируемые результаты освоения учебного предмета и система их оценки

В результате изучения химии в 8 классе ученик должен:
знать/понимать:

• химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

• важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций,

• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь:

  • называть химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д. И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

• характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

• определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях;

• составлять формулы неорганических соединений изученных классов; уравнения химических реакций;

• обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

• распознавать опытным путем кислород, водород, растворы кислот и щелочей;

• вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:

безопасного обращения с веществами и материалами;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

приготовления растворов заданной концентрации.

Критерии и нормы оценки знаний учащихся по химии

 

1. Оценка устного ответа.

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

- ответ самостоятельный.

Ответ «4»:

- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «З»:

- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»:

- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.

2. Оценка экспериментальных умений.

- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.

Отметка «5»:

- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники без опасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

3. Оценка умений решать расчетные задачи.

Отметка «5»:

- в логическом  рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;

Отметка «4»:

- в логическом  рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- в логическом  рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

- имеется существенные ошибки в логическом  рассуждении и в решении.

- отсутствие ответа на задание.

4. Оценка письменных контрольных работ.

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»:

- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

- работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

5. Оценка тестовых работ.

Отметка «2» – от 0 до 50 %

Отметка «3» – от 51 % до 70 %

Отметка «4» – от 71 % до 85 %

Отметка «5» – от 86 % до 100 %

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

предметов естественно-

математического цикла

Протокол №1 от 28.08.2016г.

Руководитель ШМО ____________О.В.Ефимова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии (класс естественнонаучный)

Рабочая программа по химии составлена на основе федераль­ного компонента государственного стандарта среднего (полного) об­щего образования.Рабочая  программа конкретизирует содержание предметных ...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна

Рабочая программа по химии  для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...

Рабочая программа по химии для 10-11 классов, составленная на основе авторской программы М.Н.Афанасьева, Москва "Просвещение" 2017г к учебникам " Химия.10 класс" и ""Химия. 11класс" Г.Е Рудзитиса ФГ Фельдмана, Москва "Просвещение"

Данная рабочая программа реализуется в учебниках для общеобразовательных учреждений авторов Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 10 класс» и «Химия 11 класс».  Рабочая ...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...