Урок по теме "Ионная химическая связь"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Валягина Елена Дмитриевна

Урок химии "Ионная химическая связь", 8 класс, О.С. Габриелян

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_himii.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по химии «Ионная химическая связь» (технология проблемного обучения)

УМК: О.С. Габриелян

Предметная область: химия

Класс: 8

Тема урока - «Ионная химическая связь».

Цель: познакомить учащихся с ионами, ионной химической связью, механизмом её образования          

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап I. Создание проблемной ситуации и постановка проблемы

Актуализация прежних знаний с помощью вопросов:

1.Укажите положение  металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

2. Какое количество электронов имеется на внешнем энергетическом уровне у металлов?

3.Сколько электронов имеют атомы неметаллов на внешнем энергетическом уровне?

4. Атомы, каких элементов легче отдают электроны с внешнего энергетического уровня?

5. Атомы каких элементов принимают недостающие электроны до завершения внешнего энергетического уровня?

Формулируется проблемный вопрос: «Каков результат приема-отдачи электронов для атомов металлов и неметаллов?»

Подведение учащихся к формулировке темы урока (задается второй проблемный ворос):

1.Что произойдет между противоположно заряженными частицами – ионами?

2.Как образуется ионная химическая связь?

Отвечают на вопросы учителя, формулируют понятие заряженных частиц – ионов.

Отвечают на вопрос и формулируют тему урока, затем записывают её в рабочие тетради

Этап II. Выдвижение гипотез, предположений о возможных путях решения проблемы, обоснование оптимальных из них

Для того чтобы выяснить как образуется ионная химическая связь, учитель предлагает учащимся составить схемы образования ионов металла и неметалла.

Учитель подводит учащихся к выдвижению гипотезы:

«Ионная химическая связь образуется за счет взаимного притяжения противоположно заряженных ионов».

Учащиеся записывают схемы превращения атомов металла и неметалла в заряженные частицы – ионы.

Этап III. Опытная проверка принятых гипотез

Учитель предлагает составить алгоритм составления схемы образования ионной связи.

Учитель показывает действие магнитиков (разноименные заряды притягиваются)

Учащиеся составляют алгоритм составления схемы образования ионной связи, например для CaF2:

1) Определяем число внешних электронов у атома металла и заряд иона в который он превратится в результате отдачи электронов:

 Ca0-2ē→ Ca2+

2) Определяем число внешних электронов у атома неметалла и заряд иона в который он превратится в результате присоединения электронов:

F0+1ē→ F-

3) Записываем схему образования ионной связи между атомами металла и неметалла:

Ca0+ 2F0→ Ca2++ 2F-→Ca2+ F-2

Учащиеся делают выводы о механизме возникновения ионной химической связи

Этап IV. Обобщение результатов, закрепление и применение их в теории и практике

Используя знания, полученные на уроке, выполнить задания на контрольных листах

1. В каком ряду находятся вещества  только с ионной  связью   – назвать выбранные вещества, указать заряды ионов:

А)   K2O      Na2S      LiCl

Б)    MgO     H2O      H2S     

В)     H2SO    CO2     Cl2

2. Напишите схему образования химической связи в молекуле Al2S3

Акцентирует внимание на конечных

результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

Выполняют задания на контрольных листах и осуществляют взаимоконтроль.

Называют ключевые моменты нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Этап V. Рефлексия

На листах рефлексии продолжить предложения:

Самым сложным для меня было ...

Больше всего мне понравилось …

На будущее мне нужно иметь ввиду …

Мне осталось непонятным на уроке ...

Оформление листов рефлексии

Этап VI. Включение новых знаний и умений в уже освоенную систему личностных, метапредметных и предметных результатов обучения

В результате деятельности на уроке происходит:

развитие  способности самостоятельно добывать знания, находить выход из проблемных ситуаций, находить ответы на вопросы;

развитие умения  высказывать  своё мнение, проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы;

развитие умения систематизировать знания

Подведение итогов урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Химическая связь. Ковалентная полярная и неполярная связь»

Урок изучения нового материала в 8 классе.Вводится понятие "Электроотрицательность", "Ковалентность", "Полярность связи"....

Презентация к уроку по теме : "Химическая связь".

Данная презентация будет в помощь на уроке изучения нового материала по теме "Химическая связь"....

Технологическая карта урока. Тема "Металлическая химическая связь".

Технологическая карта урока. Тема "Металлическая химическая связь".УМК: Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. О.С.Габриелян, М. Дрофа 2012г....

«Природа химической связи. Ковалентная связь: неполярная и полярная».

Разработка открытого урока по химии. (групповой метод обучения). До начала урока учащиеся были распределены на экипажи по 4 человека: Командир - сильный учащийся, Штурман 1 пилот, 2 пилот. Зад...

Презентация к уроку химии в 8 классе "Химическая связь. Виды химической связи"

Презентация к уроку химии в 8 классе "Химическая связь. Виды химической связи"...

Презентация к уроку 8 класс "Основные виды химической связи. Ковалентная химическая связь"

Презентация к уроку 8 класс "Основные виды химической связи. Ковалентная химическая связь"...

Урок-игра "Звездный час" по теме "Обобщение знаний о химических связях и химических реакциях"

С целью развития учащихся познавательного интереса к предмету, логического мышления, активности, самостоятельности, на уроках обобщения и систематизации знаний хорошо использовать игры, которые ...