Краткий конспект, презентация и дидактический материал к уроку "Углерод"
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Материал содержит конспект урока. Постановка темы урока идет через решение кроссвордов, разгадывание ребусов. Этот материал есть также. Презентация дает возможность проработать материал  через игровые моменты. Учебная рефлексия - через тесты с самопроверкой, эмоциональная рефлексия ---мишень.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uglerod_papka.rar1.89 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Углерод»

Цели урока:

1. Создать условия для осознания и осмысления учебной информации с целью развития исследовательских умений учащихся средствами технологии системно-деятельностного обучения в сотрудничестве;

2. Продолжить формирование понятий «элемент» и «вещество», а также показать многообразие образуемых данным элементом (углеродом) соединений и их практическую значимость

3. Создать условия для становления знаний об особенностях строения атома углерода, закрепления знаний о зависимости свойств вещества от его строения.

 Задачи урока

Образовательные: изучить строение атома углерода, познакомиться с аллотропными модификациями углерода, рассмотреть химические  свойства некоторых из них, значение  углерода для жизни на Земле и практической деятельности человека. Закрепить  знания о   свойствах элементов в зависимости от их положения в ПСХЭ.

            Развивающие: развивать  самостоятельность в работе с  учебником, дополнительными              материалами.    

  Способствовать развитию логического мышления и интеллектуальных умений    (анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи). Содействовать развитию у учащихся исследовательских умений в процессе обучения в сотрудничестве.

Воспитательные: воспитывать  умение работать в атмосфере поиска, творчества, успеха.

 Способствовать созданию условий для самореализации личности, для  взаимопомощи и   индивидуальной ответственности каждого в группе, воспитывать сотрудничество,   продолжить формирование культуры общения и коммуникативных умений учащихся;  

Тип урока: Урок «открытия» нового знания (  урок изучения и первичного закрепления нового материала. )

Форма проведения: индивидуальная и  групповая работа, парная

Используемые технологии и методы: технология педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения (компетентностно-ориентированное обучение, индивидуальный и дифференцированный подход), информационно-коммуникационные технологии, системно- деятельностная технология

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, классная доска, цветные карточки с заданиями, печатные материалы с дополнительной информацией, оценочные листы, маркеры, листы А5.

Ход урока:

I.Организационный момент (1 минута)

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку и настраивает на работу.

Учащиеся приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места и наличие материалов, необходимых к уроку.  Формируем группы и рассаживаемся группами

II. Подготовительный этап (мотивация, целеполагание, актуализация знаний)

Девиз урока: «Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность». (Б. Шоу)

 (Слайд 1 )

 На что же направим нашу  деятельность сегодня? А  изучать  мы будем  элемент, который играет особую роль в живой природе, который входит в состав многих известных для вас веществ.  Для определения элемента я вам предлагаю решить кроссворды и ребусы, где ключевое слово  и есть тема урока.

Решая задания , дети формулируют тему урока.

Записать в тетрадь тему урока «Углерод.

Сформулируйте цель нашего урока: 

В процессе работы над заданиями мы должны:

– уметь применять знания для характеристики химического элемента по положению в   Периодической системе;

-Нахождение углерода в природе

– изучить аллотропные модификации углерода;

– изучить химические свойства, значение  и применение углерода;

Учитель: Я вот  короную  элемент «Углерод»

В процессе работы над проектом мы с вами будем создавать портрет ɪЦаря живой природы-  --- УГЛЕРОДА. И вы должны понять и нам сказать почему   Царь

ɪɪɪ. Этап усвоения новых знаний.

Изучать свойства углерода  мы будем в группах, занимаясь при этом исследовательской работой.

 1 группа – задания на листах жёлтого цвета,

2 – группа – оранжевого цвета,

 3 группа – зелёного  цвета,

4 – голубого, 5 – фиолетового.  

Разноцветные карточки позволяют чётко организовать работу, яркие цвета способствуют созданию позитивного настроя и дают отдых глазам.  

Каждая группа получают ИУК с индивидуальными и групповыми заданиями для каждой группы, оценочные листы с критериями для оценки.

 (Каждой группе предлагается одна подтема – по уровню сложности задания).

Данная тема включает следующие подтемы,( которые записаны на доске или высвечиваются на экране) а именно:

  • Углерод – химический элемент.(1 группа)
  • Углерод – простое вещество.(2 группа)
  • Аморфный углерод.   Адсорбция.(3 группа)
  • Химические свойства простого вещества; .(4  группа)
  • Нахождение в природе(5группа)
  •  Значение    углерода. (6 группа)

Для оценивания действий учащихся использована рейтинговая шкала, которая также выдается каждой группе:

  1. Добавление реплики - 1 балл
  2. Ответ на вопрос - 2 балла
  3. Постановка вопроса - 2 балла                                                            
  4. Представление результатов работы группы - 3 балла
  5. Помощь другому члену команды - 2 балла
  6. Использование дополнительной литературы - 2 балла

Штрафные санкции: Недостаточная активность отдельных членов группы - (- 1 балл)

Учитель раздает и комментирует задания . См в приложении

Работа в группах  -5мин. Результатом работы должен стать кластер, схема, презентация своей работы.

Защита работ в   группах.

Вот теперь посмотрите, какой портрет углерода у нас получился. Мне кажется наш портрет не совсем четко прорисован. Предлагаю еще подработать.

 (просмотр презентации, заранее подготовленной  учителем.)

Слайд 3.   Строение атома. Игра крестики-нолики.

Мозговой штурм.

1.Что означает возбужденное состояние элемента?

- Что изменится, если элемент будет в возбужденном состоянии?

- Запишите электронную конфигурацию внешнего слоя атома углерода в возбужденном состоянии.

- Что такое валентность?

- Укажите валентность углерода в основном и возбужденном состоянии.

- Приведите примеры соединений с валентностью два и четыре.

- Что такое степень окисления?

- Как образуется высшая и низшая степень окисления?

- Какие вещества образует элемент в нулевой степени окисления?

Слайд 4. Аллотропные модификации.

Игра «Найди сходство»

Мозговой штурм.

1.Причина аллотропии у углерода.

2.Сходство алмаза и графита.

3. Почему так разнится применение алмаза и графита.

4. Какой тип связи должен быть в кристаллической решетке любой аллотропной модификации углерода?

5.Почему?

6. Посмотрите на кристаллическую решетку алмаза. Каждый атом углерода в ней образует связь с четырьмя соединениями, все связи равноценные, что обусловливает высокую прочность. Какой вывод можно сделать?

7.А теперь обратите внимание на кристаллическую решетку графита. В чем ее отличие от кристаллической решетки алмаза?

Слайд 12. Химические свойства .  Игра Крестики-нолики

Групповая работа с карточками.

Слайд 13. С чем взаимодействует углерод.

Составить ок-восстановит. Реакции

C+2H2SO4(конц.)=CO2+2SO2+H2O

2C+BaSO4=BaS+2CO2

ЗС + 4НNО3 = ЗСО2↑ + 4NO↑ + 2Н2О.

         

 2KNO3 + S + 3C → K2S + N2 + 3CO2. (Горение пороха)

Мозговой штурм--- Какие свойства проявляет углерод при взаимодействии с металлами и неметаллами?

--- Почему  углерод может восстанавливать металлы и некоторые неметаллы из их оксидов?

 Какую роль в промышленности играет реакция углерода с водой?

 Почему активированный уголь применяют в медицине и противогазах?

Нахождение углерода в природе. Игра «Исключи лишнее» и «Поиск закономерностей»

Сайт 20. Круговорот углерода.

 Так мы не готовы дать ответ, почему я короновала углерод?

ɪvЗакрепление : выполнение теста(см. Приложение)

V. Подведение итогов. Рефлексия.

Учебная рефлексия   Выполнение тестов ( самопроверка)

Эмоционально- психологическая  рефлексия - Мишень

VI. Оценивание учителем команд по рейтинговой системе.

VII. Дом. задание: §29  вопр.№ 1,5,8, задача  для ОГЭ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал к конспекту урока по социально - бытовой ориентировке "Обувь. Уход за обувью"

Данный дидактический материал  поможет учителю СБО провести урок  по теме "Обувь. Уход за обувью" в 5 классе  весело , живо и интересно. ...

Урок информатики 10 класс "Многоуровневый список" Презентация и дидактический материал

Данный материал можно использовать как для объяснения, так и для закрепления темы "Многоуровневый список". В ходе показа презентации можно вести диалог с учащимися, подтверждая их ответы слайдами. Дид...

Презентация и краткий конспект урока английского языка в 10 классе.

Урок разработан на основе учебника "Spotlight 10", модуль 8....

Урок " Компьютерные текхнологии" 3 класс ( вариант 1.2).Конспект урока, презентация,таблички, дидактический материал. Тема " Человек и компьютер".

Урок " Компьютерные текхнологии" 3 класс ( вариант 1.2).Конспект урока, презентация,таблички, дидактический материал. Тема " Человек и компьютер"....

Дидактический материал для изучения темы "Одна и две н в кратких прилагательных и причастиях" на уроках русского языка в 7 классе.

Для изучения сложной темы предлагается конкретный план рассуждения, как отличить краткое прилагательное от краткого причастия. А также прилагаются предложения для анализа, где употребляются и наречия,...