Мой лучший урок "Карбоновые кислоты"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Ерж Елена Николаевна

Химия- 9        по    программе  И.И.Новошинского, Н.С. Новошинской

Тема - 8            Карбоновые кислоты

Урок - 2            Химические свойства карбоновых кислот.

 

Тема урока:  Химические свойства карбоновых кислот

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_luchshiy_urok_erzh_e.n.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

Химия- 9        по    программе  И.И.Новошинского, Н.С. Новошинской

Тема - 8            Карбоновые кислоты

Урок - 2            Химические свойства карбоновых кислот.

Тема урока:  Химические свойства карбоновых кислот

Цель урока: Формирование системы знаний и  общих компетенций, связанных с исследованием строения и свойств карбоновых кислот.

Задачи урока:

1. развивающие: развивать интеллектуальные умения выделять главное, анализировать, сравнивать, делать выводы, использовать ранее накопленные знания по химии в контексте нового материала, расширить научную лексику путем введения в активный словарь новых терминов, продолжить формирование умений оформлять результаты своей работы и делать обобщения на основании полученных результатов;

2. образовательные: рассмотреть общие свойства карбоновых кислот в сравнении со свойствами минеральных кислот.  Сравнить физические свойства спиртов и карбоновых кислот;

3. воспитательные: воспитывать коммуникативные навыки, формировать научное мировоззрение, интерес к предмету, поддерживать устойчивую мотивацию к изучению химии на основании положительного эмоционального восприятия предмета.

Материалы и оборудование:

- лабораторное оборудование и реактивы: растворы соляной и уксусной кислот, раствор сульфата меди (II), порошок оксида магния, лакмус, гидроксид натрия, раствор карбоната натрия, пробирки;

- таблицы и дидактические материалы к уроку: «Физические свойства некоторых предельных одноатомных спиртов и предельных одноосновных карбоновых кислот», мультимедийная презентация.

                Девиз урока: Ум заключается не только в знаниях,

но и в умении применять знания в деле…

Аристотель.

Ход урока

  1. Самоопределение к учебной деятельности (включение учащихся в учебную деятельность, определение её содержательных рамок).

Цель:

  1. мотивировать учащихся к учебной деятельности;
  2. определить содержательные рамки урока: 1) Создание условий для возникновения внутренней потребности включения ребёнка в деятельность (“хочу”) 2) Исходя из решенных ранее задач - создание ориентировочной основы действий (“могу”).

Действия и вопросы учителя.

Сегодня мы изучаем химические свойства карбоновых кислот, т.е. в какие химические реакции они выступают. А так ли важно знать их химические свойства, для чего нам нужны эти знания? Цель нашего урока познакомиться с представителями карбоновых кислот, уметь их определять, давать характеристику их химических свойств, приводить примеры из повседневной жизни, знать их применение.

2.  Актуализация знаний (подготовка мышления детей, воспроизведение учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия ими нового материала, и указание ситуации, демонстрирующей недостаточность имеющихся знаний)

Цель:

учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала (умение работать с учебником, давать характеристику химическому веществу на основе его физических свойств).

Формы работы (коммуникативное взаимодействие с группой учащихся, задания для самостоятельной работы, проговаривание затруднений, контроль усвоения предыдущего материала)

Задания, способы их представления, образцы эталонов и правильных решений (фиксация пройденного материала с использованием уже имеющихся знаний и умений, ответ на тест с эталоном)

Действия, вопросы учителя

Дорогие ребята! Прежде чем перейти к изучению химических свойств карбоновых кислот, нам необходимо убедиться в знании формул карбоновых кислот и их названий по системе ИЮПАК и тривиальным названиям. Повторить строение карбоновых кислот, классификацию.

К доске приглашаются 2 ученика для выполнения задания.  1 ученик выписывает формулы изомеров кислот, 2 ученик выписывает гомологи кислот, и дают им названия.(см.слай 5)

2 метил бутановая кислота

Масляная кислота

2,2 диметил пропановая кислота

Уксусная кислота

Пентановая кислота

Гексановая кислота

Этиловый эфир пропановой кислоты

Муравьиная кислота

Метилбутаноат

3. Проблемное объяснение нового содержания (внимание детей обращается на отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение, формулируется цель и тема урока, организуется подводящий диалог, направленный на построение нового знания, которое фиксируется вербально, знаково и схематически (эталоны)).

Цель:

1) Зафиксировать отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности

 2) Сформулировать цель и тему урока

3) Организовать подводящий диалог, направленный на построение нового учебного содержания

4)Зафиксировать его вербально, знаково и изобразить схематически в модуле.

Организация учебного процесса на этапе 3:

Формы работы (побуждающий или подводящий диалог; похвала...)

Проблема.

Можно ли прожить без знаний о карбоновых кислотах? Может быть и можно, но, чтобы себя считать образованными людьми…

Некоторые лекарственные препараты нельзя запивать целым рядом напитков. Как вы думаете, чем вызван данный запрет?

(Кислоты, содержащиеся в указанных продуктах, могут вступать в химическое взаимодействие с названными антибиотиками, нейтрализуя их воздействие на организм).

Можно ли прожить без знаний о КК? Может быть и можно, но, что бы себя считать образованными людьми, я думаю, мы обязаны знать, что мы едим и пьем, с чем мы имеем дело в быту. Знать, чем опасны эти вещества, с чем они могут прореагировать, поэтому нам и необходимы знания о химических свойствах КК.

Так с чем же могут реагировать КК?

Сможем ли мы сразу, без изучения нового материала ответить на некоторые вопросы нашей темы? (Ответ уч-ся основам на знании свойств неорганических кислот: “действие на индикатор, с Ме, МеО, МеОН, солями”).

            -  Кислота + основание = соль + вода

H2SO4 + 2 NaOH = Na2SO4 + 2H2O

- Кислота + оксид металла = соль + вода

CuO + 2 HCl = CuCl2 + H2O

- Кислота + металл = водород + соль 

2HCl +Zn = ZnCl2 + H2

Условия: - в ряду напряжений металл должен стоять до водорода - в результате реакции должна получиться растворимая соль

  • Кислота + соль = новая кислота + новая соль (качественные реакции на анионы) (см. таблицу “Электролитическая диссоциация кислот, оснований, солей”)

Условия: в результате реакции должны получиться газ, осадок или вода.

BaCl2 + H2SO4 = BaSO4 + 2HCl

В чем состоит особенность взаимодействия кислот с веществами?

(Все реакции идут за счет отщепления иона водорода)

Так вот ребята, КК не исключение, поэтому они вступают в те же реакции, что и неорганические кислоты. Кроме общих химических свойств кислот, КК обладают характерными только для них (специфическими) химическими свойствами. Например, реакция со спиртами и галогенами.

Давайте познакомимся с химическими свойствами этих веществ.

1 модуль урока (см. слайд )

Лабораторная работа “Химические свойства карбоновых кислот”

  1. группа. Взаимодействие с металлами и действие на индикатор (см. Приложение 1)
  2. группа. Взаимодействие с оксидами металлов и основаниями (Приложение 1)
  3. группа.  взаимодействия уксусной и соляной кислот с солями и нерастворимыми основаниями. (см. Приложение 1)

Какие знания о веществах нам пригодились? (Ответ: “ Общие свойства кислот”)

Итак, с чем же реагировали КК? (уч-ся перечисляют и фиксируют свои ответы на основании проведенной л/р)

Сможете ли Вы самостоятельно написать уравнения реакции?

(Ответ: “?”)

А давайте вспомним, как идут реакции с неорганическими кислотами, за счет отщепления какого иона? ( Иона водорода Н+)

HCl > H++Cl-

2HCl + Mg > MgCl2 + H2

Так если общая формула КК R-COOH, то какой атом будет замещаться? (R-COOH)

2R-COOH + Mg > (R-COO)2Mg + H2

Уч-ся пробуют написать уравнения реакций на доске

СН3СООН - СН3СОО- + Н+

2СН3СООН + Mg = (СН3СОО)2Mg + H2

2СН3СООН + MgО = (СН3СОО)2Mg + H2О

СН3СООН + NaOH = СН3СООNa + H2O

2СН3СООН + Na2СO3 = 2СН3СООNa + H2O + СО2

Проверяем с помощью мультимедийной презентации.

Кроме общих химических свойств КК вступают и в специфические реакции. По опорному конспекту (слайд) вы можете быстро и верно завершить уравнение по химическим свойствам карбоновых кислот.

4. Первичное закрепление (изученное содержание закрепляется и фиксируется во внешней речи)

Цель:

Зафиксировать изученное содержание во внешней речи

Организация учебного процесса на этапе 4:

Ребята, давайте ещё раз повторим, что мы сегодня изучили.

Формы и способы организации учебной деятельности. По “цепочке” уч-ся повторяют все вопросы этого урока. На этом этапе происходит выявление возможных затруднений и способы их коррекции.                          Универсальный план – основа устного ответа

Дать характеристику

Возможные реагенты

План ответа

CH3COOH

O2

  1. Обосновать принадлежность к классу

HCOOH

H2

  1.   Строение молекулы

CH2COOH

Cl2

  1. Назвать:

Na

Химические свойства, способы получения, области применения.

NaOH

  1. Самоконтроль с самопроверкой по эталону (самоконтроль и самопроверка по эталону, самоконтроль реализации нового знания, его интериоризация) (сверка с эталоном)

 Цель:   Проверить на основе сопоставления с эталоном своё умение запоминать и ориентироваться в новом материале.

Организация учебного процесса на этапе 5:

Учащиеся выполняют задания по мультимедийному проектору (интерактив) и сравнивают с образцами их правильного решения.

Ребята, поднимите руку, кто ответил именно так как мы сейчас оговорили? (?)

6. Включение в систему знаний и повторение (тренировка навыков использования нового знания совместно с ранее изученным, и повторение содержания, которое потребуется на следующих уроках)

Цель:  тренировать навыки использования нового знания совместно с ранее изученным материалом (компьютерное тестирование); повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках (реакция этерификации).

Организация учебного процесса на этапе 6:

Формы работы (индивидуальная).  Задания, способ их представления и образцы правильного решения (запрограммированы в тест см. приложение 2)

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Организация учебного процесса на этапе 7:

Вопросы учителя, направленные на фиксацию нового знания:

Подведите итог того, что мы сегодня узнали, чему научились на сегодняшнем уроке. (Ответ уч-ся: “Мы рассмотрели химические свойства КК...”).

  1. Анализ деятельности уч-ся на уроке, выставление отметок за урок (одна отметка, поставленная за тест, другая – за ответы в классе).
  2. Комментарии к домашнему заданию: Составить опорный конспект и презентацию по теме: «Химические свойства карбоновых кислот»: бензойной кислоты, пропен-2-овой кислоты, муравьиной кислоты.

Л и т е р а т у р а

  1. Артеменко А.И. Удивительный мир органической химии. М.: Дрофа, 2004; 
  2. Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Органическая химия. 10 класс. М.: Русское слово, 2009; 
  3. Бердоносов С.С., Менделеева Е.А. Химия. Новейший справочник. М.: Махаон, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии "Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот."

Разработка данного урока содержит информацию о составе кислот, основных их представителях, классификацию. Методику составления названий....

Методическая разработка: "Карбоновые кислоты.Классификация и номенклатура.Карбоновые кислоты в природе."

«Карбоновые кислоты. Классификация и номенклатура карбоновых кислот.  Карбоновые кислоты в природе».Тип урока – изучение нового материала.Для активизации мыслительной деятельности учащихся...

Методическая разработка проведения открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия на тему: Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Хими-ческие свойства уксусной кислоты. Применение уксусной кислоты на ос-нове ее свойств

Данная методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОУД.б.06 Химия, на тему:  «Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты. Прим...

Азотная кислота. Соли азотной кислоты. Получение и применение азотной кислоты

Азотная кислота. Соли азотной кислоты. Получение и применение азотной кислоты....

Тест (самостоятельная работа) по теме: "Кислоты. Состав и классификация кислот. Химические свойства кислот"

С помощью данной работы, можно проверить знания учащихся по теме написанной выше. В файле "Таблица 1" приведёна таблица для выставления отметки....

Задачи на тему: "Кислоты. Состав и классификация кислот. Получение и применение кислот"

Данные задачи подходят для обобщени по темам написанным выше....