Конспект открытого урока химии по теме: «Щелочные металлы» (9 класс)
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Якуб Галина Николаевна

Разработка   открытого урока химиии в 9 классе по теме"Щелочные металлы" с использованием технологии  критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_dlya_publikatsii.docx45.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока химии по теме: «Щелочные металлы» (9 класс)

Цель урока:

  • Продолжить формирование у обучающихся представления о свойствах простых веществ-металлов и зависимости свойств от строения  атомов;
  • Выявить зависимость  между свойств щелочных металлов о положения их в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;

Задачи урока:

Образовательные:

1. Выявить особенности   химических свойств щелочных металлов на основе полученных знаний о строении атомов.

2. Рассмотреть нахождение в природе, физические и химические свойства, важнейшие соединения и применение щелочных металлов;

Развивающие:

1. Развитие логического мышления, умения анализировать, выделять главное, сравнивать, систематизировать, объяснять, наблюдать, делать выводы;

 2. Развитие элементов информационной компетентности учащихся, проявляющейся в умении получения и обработки информации из различных информационных источников для решения учебных задач;

Воспитательные:

1.Воспитание интереса к предмету, личности социально активной, способной работать в коллективе, защищать продукт индивидуальной работы.

Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; шаблон сводной опорной таблицы «Щелочные металлы» (демонстрационный вариант и разделенный на фрагменты для работы групп), проектор, презентация, индивидуальные оценочные листы работы на уроке, ноутбуки с информацией для рещения исследовательских задач: текст «Щелочные металлы», видеоряд химических взаимодействий щелочных металлов, презентации «Щелочные металлы».

Реактивы: Набор химического  оборудования и реактивов для проведения опыта распознавания ионов щелочных металлов по окраске пламени: карбонаты и хлориды натрия, калия, лития, ложечки для сжигания веществ, спиртовка.

 Технология: Технология развития критического мышления, ИКТ

Методические приемы: «Веришь ли ты, что…», «Заполнение сводной опорной таблицы», «Синквейн»

Формы деятельности обучающихся: частично-поисковая, индивидуальная, групповая

  1. Этап Актуализация имеющихся у обучающихся знаний

Учитель: Что вы знаете о металлах? (слушаются ответы обучающихся)

Щелочные металлы - самые активные металлы. В группе «Самых, самых..»: есть и щелочной самый легкий металл – литий.

II. Этап  «ВЫЗОВ».

Учитель: Что мы знаем о щелочных металлах? На этот вопрос вы должны ответить самостоятельно, чтобы принять решение - основывайтесь на своих знаниях и убеждениях. В столбике «Веришь ли ты что..» индивидуального оценочного листа работы на уроке (Приложение 1) поставьте «+», если вы согласны с утверждением, «-»  - если нет.

Тезисы для работы («Веришь ли ты, что..»):

1.Металлические свойства натрия сильнее выражены, чем у алюминия;

2.В атоме  лития на внешнем энергетическом уровне находится 2 электрона;

3.Температура плавления щелочных металлов возрастает от лития к францию;.

4. Все щелочные металлы при взаимодействии с кислородом образуют оксиды;

5.Ионы калия окрашивают пламя в желтый цвет;

6. Литий реагирует с водой с образованием щелочи спокойно, без пламени.

7. Химически пассивный азот воздуха взаимодействует при обычных условиях только с литием.

8. Щелочные металлы калий и цезий широко распространены в природе, литий, натрий, рубидий – редкие элементы.

9.Щелочные металлы серебристо-белого цвета с незначительными оттенками, легкие, мягкие, легкоплавкие.

Подготовка учащихся к активному восприятию нового материала:

Учитель: Ребята,  достаточно ли имеющихся у вас знаний для того, чтобы  определить верность данных утверждений. Как вы считаете, необходимо ли нам более глубоко изучить  тему «Щелочные металлы»? (учитель предлагает обучающимся самостоятельно определить  направления  изучения темы, аспектов, которые хотелось бы обсудить и осмыслить)

Учитель: Для дальнейшей работы мы с вами сформируем исследовательские группы (по местам посадки на уроке формируются три группы). Сегодня моим помощником на уроке будет «Эксперт-координатор», обучающийся вашего класса, обладающий хорошей базой химических знаний, подготовленный заранее по данной теме. В его задачу входит корректировка и оценивание и выступлений групп по заполнению сводной опорной таблицы «ЩМ» (Приложение 2).

Для более эффективной работы внутри  группы между участниками распределяются роли: главного в группе - «Спикера», который будет отвечать за работу всей группы и представит продукт групповой работы нашей аудитории; «Организатор коммуникации» будет отслеживать участие в работе каждого члена группы с последующим оцениванием доли его участия  в  рещении исследовательской задачи группы (по пятибальной шкале).

III. Этап  «ОСМЫСЛЕНИЕ».

Учитель: Мы с вами перемещаемся на этап осмысления новой информации. Вам  предлагается достаточный объем  информации, которую вы должны переработать в так называемую опорную схему и внести ее в Сводную опорную таблицу «Щелочные металлы» (далее СОТ).

Основными задачами урока на этом этапе являются:        

  • организация активной работы с информацией (маркировка текста «Щелочные металлы, заполнение своей части СОТ на основе обмена мнениями между участниками группы и дифференциацией функций в группе);
  • самостоятельное сопоставление изученного материала с уже известными данными.

Каждая группа составляет свой опорный конспект в схеме «Сводная опорная таблица «ЩМ».

Порядок работы исследовательских групп:        

-Каждая группа получает свое дифференцированное  задание-путеводитель.

-Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе работы дидактическим материалом, информация оформляется в таблицу в виде схем и опорных конспектов.

-Результат работы представляется всему классу.

Учитель: Приступаем к межгрупповой работе: заслушаем выступления спикеров групп с результатами работы по заполнению сводной опорной таблицы «ЩМ» (работа на общем листе ватмана по отдельным фрагментам). Корректировку и оценивание работы группы вцелом проведет «Эксперт-координатор», участники группы оказывают помощь в представлении своей части опорной таблицы.

Каждый школьник во время выступления заполняет свой индивидуальный лист  сводной опорной таблицы для последующего вклеивания в рабочую тетрадь.

Приглашаются с выступлениями представители групп №1, №2, №3

Учитель: Вот теперь, когда каждая группа плодотворно поработала и представила нам продукт своей работы у вас, я думаю, сложилось целостное представление о щелочных металлах и их свойствах. Давайте посмотрим насколько изменились результаты выполнения задания «Веришь ли ты, что..», после детального изучения темы. Обучающиеся повторно выполняют задание, делая отметки в индивидуальном оценочном листе работы на уроке. После выполнения работы обмениваются с соседом в группе, который осуществит взаимопроверку, подсчет баллов и оценивание.

Учитель предлагает группам составить  синквейны по теме «Щелочные металлы», а также  составить  и озвучить   «Синквейн», выражающий отношение к уроку тема «Урок»

Учитель: Вы сегодня славно потрудились и каждый получил отметку за свой личный вклад в освоение  темы нашего урока.

Давайте завершим наш сегодняшний плодотворный урок, выразив свое эмоциональное состояние, дописав четверостишье «Впечатление об уроке»:

Приложение 1

Индивидуальный лист  работы  ученика на уроке

Класс______________________

Фамилия, Имя______________________________________

«Веришь ли ты, что..» (первоначальное)

Участие в  групповой работе

(проставляется организатором коммуникации группы)

«Веришь ли ты, что..» (повторное)

Отметка за

«Веришь ли ты, что..»

Итоговая отметка

(как средний балл

№ вопроса

ответ

№ вопроса

ответ

1.

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

5.

5.

6.

6.

7.

7.

8.

8.

9.

9.

10.

10.

Итого:

Итого           баллов:

«5»: 10 баллов

«4»: от 8 до 9 баллов

«3»  от 5 до 7 баллов

«2» менее 5 баллов

Приложение 2.

Сводная опорная таблица «Щелочные металлы»

Нахождение в природе

Щ

Е

Л

О

Ч

Н

Ы

Е

М

Е

Т

А

Л

Л

Ы

Положение в ПСХЭ. Строение атома

Физические свойства

Химические свойства

Применение

     Li

Li

+

   Li

Li+

     Na

Na

+

 

   Na

Na+

     K

K

+

   

    K

К+

    Rb

    Cs

    Fr

Rb

+

Cs

Fr

Общие      схемы:

)е

СО=

M0-1e=

M+H2O=

M+Cl2=

M+S=

M+H2=

M+O2=


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по технологии АСО. Тема: "Щелочные металлы" (9 класс)

Использование технологии АСО позволяет осуществить индивидуализацию и дифференциацию обучения, а также повысить его интенсивность при изучении темы: "Щелочные металлы"....

Конспект открытого урока по музыке «Тема противостояния в искусстве». Класс: 7

Цели урока:Научить отличать главную партию от побочной партии в сонатной форме.Познакомить с понятием « музыкальная драматургия » в симфонии, сонатная форма и кульминация в ней.Воспитать чувство патри...

Презентация по химии на тему "Щелочные металлы." (УМК Габриелян, 9 класс)

В презентации отражены важнейшие физические и химические свойства щелочных металлов, показаны закономерности изменения ивойств этих элементов на основании их положения в Периодической системе химическ...

План урока химии по теме "Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов".

План урока № 62 (9кл). Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, строение их атомов. Строение металлов – простых веществ. Физические свойства металлов....

Материал к уроку химии по теме "Щелочно - земельные металлы" с использованием метода интеллект - карт

Материал к уроку химии "Берилий, магний и щелочно - земельные металлы", 9 класс, УМК Габриэляна О.С.Урок с использованием интеллект - карт, лабораторным опытом, демонстрирующим отношение ЩЗМ...

Тест по теме "Щелочные металлы" 9 класс

Мини-тест на отработку темы "Щелочные металлы" в качестве промежуточного контроля знаний...