Конспект открытого урока по музыке «Тема противостояния в искусстве». Класс: 7
план-конспект урока (музыка, 7 класс) на тему

Медведева Анна Леонидовна
  1. Цели урока:
    1. Научить отличать главную партию от побочной партии в сонатной форме.
    2. Познакомить с понятием « музыкальная драматургия » в симфонии, сонатная форма и кульминация в ней.
    3. Воспитать чувство патриотизма на примерах разных видов искусств.

Задача:

Опираясь на систему образов в разных видах искусств, художественные средства доказать, что драматургия строится на противопоставлении тем.

  1. Тип урока:

Урок – исследование.

  1. Методы обучения:

Словарная работа, исследовательский метод, практический, аналитическая беседа, аудиовизуальный.

  1. Форма проведения:

Исследовательская работа с художественными произведениями, работа в группах.

  1. Место урока в теме:

Урок по теме II – полугодия: « Музыкальная драматургия ».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_-_7a_klass.doc83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22 С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Имени Василия Тезетева

Конспект открытого урока

по музыке

«Тема противостояния

в искусстве».

Класс:        7 А

Учитель музыки:         Медведева Анна Леонидовна,

первая категория

Педагогический стаж:   15 лет

Цели урока:

Научить отличать главную партию от побочной партии в сонатной форме.

Познакомить с понятием « музыкальная драматургия » в симфонии, сонатная форма и кульминация в ней.

Воспитать чувство патриотизма на примерах разных видов искусств.

Задача:

Опираясь на систему образов в разных видах искусств, художественные средства доказать, что драматургия строится на противопоставлении тем.

Тип урока:

Урок – исследование.

Методы обучения:

Словарная работа, исследовательский метод, практический, аналитическая беседа, аудиовизуальный.

Форма проведения:

Исследовательская работа с художественными произведениями, работа в группах.

Место урока в теме:

Урок по теме II – полугодия: « Музыкальная драматургия ».

Структура урока

1. Вступительное слово                                        -        2 мин.

2. Анализ стихов                                                -        3 мин.

3. Слушание произведений                                -        4 мин.

4. Анализ музыкальных произведений                -        7 мин.

5. Исполнение песни                                        -        4 мин.

6. Защиты своих работ                                        -        3 мин.

7. Подведение итогов                                        -        3 мин.

8. Исполнение песни                                        -        3 мин.

9. Рефлексия                                                -        1 мин.

Оборудование и материалы к уроку:

Аудиозапись симфонии № 7

Портрет Д. Шостаковича

Репродукции картин

Словари эмоций

Схема анализа музыкальных произведений

Текст песни

Работы детей на доске

Выставка музыкальных произведений


Сегодня мы с вами продолжим изучать сонатную форму, противопоставление образов в драматургии, в нескольких видов искусства.

Давайте вспомним  виды искусства, которые чаще всего используются на наших уроках?

Музыка, изобразительное искусство, литература, кино и т. д.

Хорошо!

Мы вспомнили литературу. Давайте начнём с неё. Послушайте, пожалуйста, стихотворение украинского поэта, я не скажу как оно называется, но мне хотелось бы, чтобы вы услышали музыку. Возможно, вы назовёте это произведение.

Чтение стихов.

Седьмая симфония Шостаковича

Микола Божан


Какое произведение вы услышали?

Кто его написал?

Кому оно посвящается?

Скажите, пожалуйста, а можно их сравнить по средствам музыкальной выразительности?

Да.

Идёт сравнение.

        Итак, это звучит тема нашествия или тема фашизма в симфонии № 7. Кого? Д. Шостаковича.

Каким инструментам он предпочёл вести главную изобразительную роль в этом фрагменте? Почему?

Ударная группа.

И так, если мы слушали тему фрагмента, которая является какой партией?. В какой форме?

Точно. В сонатной форме.

Мы с вами знаем, что в музыкальной драматургии должна быть ещё какая партия? Главные  партии, которые собой чаще всего противопоставляются, как вы предполагаете, какой музыкальный образ нарисует нам своей музыкой Д. Шостакович?  Какой должна быть тема противостояния по своим качествам и средствам музыкальной выразительности. Каким инструментам досталась роль ведущих в этой теме?

Давайте послушаем ещё раз и тему нашествия фашизма, чтобы обновить ранее полученные впечатления и услышать из каких интонаций вырастает и как звучит тема противостояния или сопротивления, как часто её называют.

Прослушивание.


Ребята, перед вами лежит схема анализа произведения.

Давайте рассмотрим

Анализ

        В анализе подчеркнуть, что тема сопротивления вырастает из жалобных интонаций до мужественных. Обратиться к словарю эмоций.

Какую картину вы увидели в этом фрагменте!

Ответы.

Стихотворение: Маша Туми

Статья в «Пионерском клубе» Комдив Егоров

Обратите внимание на репродукции.

В какой песне ранее нами изученной  видна эта яркая борьба, яркое противостояние врагу.

Баллада о солдате

Почему эта песня, а не «Дороги»

«Дороги» - воспоминание

«Баллада» - песня действие.

Давайте споём эту песню.


Исполнение песни: «Баллада о солдате».

Замечания, что получилось? Что нет?

Как вы думаете, почему я взяла тему противостояния именно в Великой Отечественной Войне?

60 лет Победы

Да! 60 лет назад закончилась самая страшная война. Ветераны с болью вспоминают события тех лет, некоторые не любят это вспоминать. Но разве с победой исчезло противостояние в нашей жизни?


Переходим к домашнему заданию.

        Дети защищают свои изобразительные работы. Символы противостояния.


Чтение выдержек из газет.

        Анкета «Любовь к Родине»

        Каким образом мы должны противостоять дурному?

Исполнение песни.

        Мы сегодня говорили о противостоянии в разных видах искусства.

Теперь мы можем сказать словами из песни:






Мы сегодня говорили о противостоянии в разных видах искусства.


Закончить наш урок я хочу стихотворением Всеволода Азарова «Музы не молчали».

Это стихотворение автор посвятил Евгению Александровичу Линду – учителю физкультуры школы № 235 г. Ленинграда, организатору школьного музея «А музы не молчали», который посвящён седьмой симфонии Шостаковича.
















         


Ход урока

Организационный момент.

Вступление и целеполагание:

Сегодня мы с вами продолжим изучать сонатную форму, противопоставление образов в драматургии, в нескольких видов искусства.

Давайте вспомним  виды искусства, которые чаще всего используются на наших уроках?

Музыка, изобразительное искусство, литература, кино и т. д.

Хорошо!

Мы вспомнили литературу. Давайте начнём с неё. Послушайте, пожалуйста, стихотворение украинского поэта, я не скажу как оно называется, но мне хотелось бы, чтобы вы услышали музыку. Возможно, вы назовёте это произведение.

Чтение стихов.

Какое произведение вы услышали?

Кто его написал?

Кому оно посвящается?

Скажите, пожалуйста, а можно их сравнить по средствам музыкальной выразительности?

Да.

Идёт сравнение.

        Итак, это звучит тема нашествия или тема фашизма в симфонии № 7. Кого? Д. Шостаковича.

Каким инструментам он предпочёл вести главную изобразительную роль в этом фрагменте? Почему?

Ударная группа.

И так, если мы слушали тему фрагмента, которая является какой партией?. В какой форме?

Точно. В сонатной форме.

Мы с вами знаем, что в музыкальной драматургии должна быть ещё какая партия? Главные  партии, которые собой чаще всего противопоставляются, как вы предполагаете, какой музыкальный образ нарисует нам своей музыкой Д. Шостакович?  Какой должна быть тема противостояния по своим качествам и средствам музыкальной выразительности. Каким инструментам досталась роль ведущих в этой теме?

Давайте послушаем ещё раз и тему нашествия фашизма, чтобы обновить ранее полученные впечатления и услышать из каких интонаций вырастает и как звучит тема противостояния или сопротивления, как часто её называют.

Прослушивание.

Ребята, перед вами лежит схема анализа произведения.

Давайте рассмотрим

Анализ

        В анализе подчеркнуть, что тема сопротивления выражает из жалобных интонаций до мужественных. Обратиться к словарю эмоций.

Какую картину вы увидели в этом фрагменте!

Ответы.

Стихотворение.

Обратите внимание на репродукции.

В какой песне ранее нами изученной  видна эта яркая борьба, яркое противостояние врагу.

Баллада о солдате

Почему эта песня, а не «Дороги»

«Дороги» - воспоминание

«Баллада» - песня действие.

Давайте споём эту песню.

Исполнение песни.

Замечания, что получилось? Что нет?

Как вы думаете , почему я взяла тему противостояния именно в Великой Отечественной Войне?

60 лет Победы

Да! 60 лет назад закончилась самая страшная война. Ветераны с болью вспоминают события тех лет, некоторые не любят это вспоминать. Но разве с победой исчезло противостояние в нашей жизни?

Переходим к домашнему заданию.

        Дети защищают свои изобразительные работы . Символы противостояния.

        Чтение выдержек из газет.

        Анкета «Любовь к Родине»

        Каким образом мы должны противостоять дурному?

Исполнение песни.

        Мы сегодня говорили о противостоянии в разных видах искусства.

Теперь мы можем сказать словами из песни:

« Пусть зло на проделки хитро,

но всё ж побеждает добро!»

Седьмая симфония Шостаковича

Микола Божан

Перевод с украинского И. Шкляревского

Роскошный блеск вечернего светила.

Смиренный воздух. Мирный окоём.

И тень зари мечтательно уплыла

На волнах флейт заоблачным путём.

Плавно, медленно, плавно.

И только ласкалась задумчивая глубина,

И только лелеяла мир глубинная тишь.

Но где – то за горизонтом вдруг дробь барабана слышна.

Безумное буханье слушаешь ты и дрожишь.

Дробь. Ещё раз дробь. Ещё раз вопль. Ещё раз зык

Он жаждет простора. Звук страшно расширен.

Взвивается эхо: «Vorwarts !» Дичь горлопанит: «Sieg !»

Erste Kolonne… Zweite Kolonne… Dritte Kolonne, marschieren…

Поступь чудовищ. Грохот убийц. Топот сапог.

Всё шире. Всё глубже. Всё ближе.

Бьёт в землю. Бьёт в степь. Бьёт в порог.

Валит. Рвёт.

Пастью пылающей лижет.

Плющат удары. Плещут пожары.

Стук. Гром. Крик.

Машин бронированных ромбы.

Сквозь небо проверчены бомбы.

Музыкальная драматургия

Сонатная форма

Главная партия

Тема нашествия


Побочная партия

Тема противостояния


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по теме «Музыка в нашей жизни…» в 9 «Б» классе

Этот урок первый из цикла "Музыка в нашей жизни", показывает приминение компьютерных технологий, проектной деятельности, игровых технологий и дифференцированного подхода....

конспект открытого урока по теме музыка в 9 классе

Конспект открытого урока по теме музыка в 9 классе с приложениями и самоанализом по учебнику В.П.Кузовлева...

План - конспект открытого занятия на тему: «Без музыки, без музыки никак прожить нельзя»

Учебно – тренировочное занятие в группе начальной подготовки второго года обучения...

План-конспект открытого урока на тему:«Настроения, чувства в музыке»

Содержание музыкального образования в большей степени определяется репертуаром, изучаемым детьми. Человечество сохранило, отобрало, донесло до нашего времени наиболее самобытное, талантливое в искусст...

Конспект открытого занятия по теме: «Выразительные средства музыки и танца. Музыка, движение, исполнители, костюмы »

Занятие направлено на развитие творческих и танцевальных способностей детей ладшего школьного возраста....

Конспект открытого урока музыки в 5 классе на тему: "Живописная музыка и музыкальная живопись"

Данный урок был проведен на заседании районного методического объединения учителей музыки Прибайкальского района Республики Бурятия. Урок построен по требованиям ФГОС. Данный конспект урока можно испо...