Урок химии в 8 классе по теме "Типы химических реакций"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Пирогова Наталья Николаевна

Цели данного урока:

1. Познакомить учащихся с классификацией химических реакций по количеству исходных и образовавшихся веществ.

2. Формировать познавательный интерес к изучению химии, умение работать в группах, коммуникативность.

3. Развивать умение составлять уравнения химических реакций, распознавать по типу, формирование практических навыков осуществления химических процессов, умения наблюдать, анализироватьи делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pirogova_n.n._urok_tipy_himicheskih_reaktsiy.docx31.07 КБ

Предварительный просмотр:

Пирогова Наталья Николаевна.

Технологическая карта урока химии.

Предмет: химия.

Класс: 8.

Тема: Типы химических реакций.

Цели: 1. Познакомить учащихся с классификацией химических реакций по количеству исходных веществ и образовавшихся.

2. Формировать познавательный интерес к изучению химии, умение работать в группах, коммуникативность.

3. Развивать умение составлять уравнения химических реакций, распознавать по типу, формирование практических навыков осуществления химических процессов, умения наблюдать, анализировать и делать выводы.

Прогнозируемые результаты:

личностные:

  • учить проверять себя;
  • учить давать оценку своим действиям;
  • учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;

метапредметные:

  • учить анализировать и выделять общее;
  • учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;

предметные:

  • познакомить с типами химических реакций: соединение, разложение, замещение, обмен;
  • учить определять тип химической реакции;
  • учить составлять уравнения химических реакций.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Основные термины и понятия урока: типы химических реакций, соединение, разложение, замещение, обмен.

Межпредметные связи: физика, медицина.

Оборудование: презентация, экран, компьютер, медная проволока, железный гвоздь, раствор сульфат меди (II), спиртовка, держатель, подставка для пробирок, пробирки, раствор перекиси водорода, оксид марганца, раствор гидроксида натрия, спички, стакан, серный колчедан.

Формы работы: фронтальная; индивидуальная обработка заданий; работа в малых группах.

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Организационный момент.

 Словестное приветствие

 Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.

 Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.

 Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

 Организовать детей.

Проверить готовность к уроку.

II. АОЗ.

Работа в малой группе

Знакомит с инструкцией техники безопасности, контролирует выполнение эксперимента и составление уравнения.

Проводят эксперимента в малых группах по инструкции с составлением уравнения реакции.

Личностные:

проявлять аккуратностьи соблюдение ТБ.

Метапредметные:

Формируют навыки проведения эксперимента,  формулировать выводы.

Предметные:Запись уравнений химических реакций.

Воспитывать аккуратность при проведении химического эксперимента.

 Умение анализировать результаты и делать выводы.

III. Изучение нового материала.

Фронтальная

Направляет к постановке учебной задачи.

Рассказывает по презентации к уроку.

Разбор вопросов.

Создает проблемный вопрос.

Формулируют задачи.

Комментируют.

Формулируют вопросы.

Решают проблемный вопрос.

Личностные:

формируется стремление к познанию.

Метапредметные: учатся ставить цели познавательной деятельности.

Предметные:

Знакомятся с  понятиями «соединение», «разложение», «замещение», «обмен». Применяют знания.

Получить новых знаний на примере реакций имеющих практическое применение в быту и в производстве.

Сопоставить уравнения реакций с данной классификацией.

IV. Закрепление.

Индивидуальная обработка заданий.

Раздает и формулирует задания.

Организовывает самопроверку и оценивание.

Работают по карточками на которых прописаны ситуационные задачи.

Личностные: проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний,

Метапредметные:

учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Предметные:

Знакомятся с  понятиями «соединение», «разложение», «замещение», «обмен».

Составить уравнения реакций по тексту и определить их классификацию.

V. Рефлексия.

Фронтальная.

Подводит учеников к выводу.

Оцениванивает эмоциональный настрой.

Озвучивают собственное мнение.

Личностные:

Способность к самооценке. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Регулятивные:

Уметь оценивать правильность выполнения действия.

Провести рефлексию по алгоритму. Ответить на вопросы и провести самооценку.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. АОЗ.

-Мы с вами ежедневно путешествуем по жизни, познавая очень много нового. Вот и сегодня мы продолжим наше познание мира. Но отправляясь, куда-либо мы берем с собой багаж (чемодан знаний), в котором находятся основные понятия, которые нам пригодятся нам сегодня. На столе у вас конверт-чемодан, в котором указано, что необходимо с собой взять. Давайте откроем его и посмотрим все ли мы взяли.

Список:

  1. Простое вещество.
  2. Сложное вещество.
  3. Признаки химических реакций.
  4. Уравнение химической реакции.

1. Какие вещества называются простые?

2. Какие вещества называются сложные?

Практическая часть. На столе у вас реактивы посмотрите и определите, какие из них простые, а какие сложные.

3. Что такое уравнение химической реакции?

Практическая часть.

У вас на столах карточка инструкция, по которой вы должны будете осуществить химическую реакцию. Перед выполнением повторим технику безопасности.

Опыт 1.

Возьмите медную проволоку и зажмите в держателе. Медную проволоку нагрей в пламени спиртовки.

Что наблюдаете?

Опыт 2.

В стакан наливаем 10 мл раствор перекиси водорода и насыпам  в него немного оксида марганца (IV).

Что наблюдаете?

Опыт 3.

В пробирку налейте 1-2 мл раствора сульфата меди (II) и по каплям приливайте раствор гидроксида натрия.

Что наблюдаете?

Опыт 4.

 В пробирку положите кусочек цинка и прилейте к нему 1-2 мл раствора соляной кислоты.

Что наблюдаете?

Какие признаки химических реакций вы наблюдали?

Составим уравнения реакций.

2Cu + O2 → 2CuO

2H2O2 → 2H2O + O2

Zn + 2HCl → ZnCl2 + H2

CuSO4 + 2NaOH →Cu(OH)2 +Na2SO4

III. Изучение нового материала.

Каждый химический процесс, который происходит вокруг нас, в нашем организме можно записать уравнением химической реакции. Как вы думаете, много ли таких реакций можно составить? (Много)

А когда мы что-то  накапливаем у нас приходит необходимость все классифицировать. Также с уравнениями химических реакций. С одной из классификаций по тепловому эффекту вы знакомы, сегодня нам нужно познакомиться с классификацией по количеству исходных веществ и продуктов реакции.

  1. Из двух исходных веществ образовалось одно сложное вещество. Такие реакции называются реакции соединения.

А + В → С

Горение угля один из примеров реакции соединения, когда из двух простых веществ образуется одно сложное. Получение серной кислоты из оксида серы (VI) и воды тоже относится к данному типу. Из двух сложных веществ образуется одно более сложное.

  1. Здесь, наоборот, из одного сложного образовалось несколько. Такие реакции называются разложение.

С → А + В

При получении щелочного металла натрия используют расплав поваренной соли, через который пропускают электрический ток. Происходит разложение, из одного вещества образуется несколько.

  1. Простое вещество взаимодействует со сложным веществом, вытесняя и замещая атом в составе сложного вещества. Такая реакция называется замещение.

А + ВС → АС + В

В качестве примера реакции замещения рассмотрим восстановления меди из ее соли. Атом железа как более активный вытесняет медь, поэтому, когда садоводы используют раствор медного купороса для обработки растений от плесени и других болезней, то нельзя его разводить в железном ведре.

  1. Два сложных вещества обменялись составными частями. Это реакция обмена.

АD + ВС → АС + ВD

Один из способов защиты при отравлениях веществами, содержащими тяжелые металлы: перевод растворимых соединений плохо всасывающиеся, нерастворимые. Назначают белковую воду, молоко. В лаборатории нейтрализуют соли свинца переводя их нерастворимые соединения.

Мы разделили уравнения реакций на четыре типа.

Рассмотрим  реакции, которые вы осуществили и записали на доске. Определите, к какому типу они относятся.

Проблемный вопрос.

Рассмотрим еще одну реакцию, в одной из стадии производства серной кислоты используют обжиг серного колчедана (пирита) формула которого FeS2. Запишите уравнение химической реакции, если известно, что образуется оксид железа (III) и оксид серы (IV). К какому типу реакций можно ее отнести.

- Значит, есть реакции, которые не подходят к нашей классификации.

IV. Закрепление.

Решение задач.

1.Экологически чистое топливо.

Научно- исследовательские результаты говорят о перспективах применения водорода как топлива. Ценно то, что при горении выделяется большое количество теплоты и экологически безопасный продукт. Запишите уравнение данной реакции и определите, к какому типу она относится.

2.Дымовые завесы, которые применяются для маскировки, в военном деле основаны на применении тетрахлорида титана TiCl4. При взаимодействии этой жидкости с влажным воздухом идет гидролиз с образованием HCl и твердым мелкодисперсным TiO2. Запишите уравнение реакции и определите, к какому типу она относится.

TiCl4 + 2H2O → 4HCl + TiO2

Определите тип реакций.

1. Ba + O2 → BaO

2.Fe(OH)3 + HCl → FeCl3 + H2O

3.Na + S → Na2S

4.Fe + O2 → Fe3O4

5.C + O2 → CO2

6.CH4 → C2H2 + H2

7.Ca + HCl → CaCl2 + H2

8.K + S → K2S

9.HNO3 + CaO → Ca(NO3)2 + H2O

10.Fe + O2 → Fe2O3

11.BaO + H2SO4 → BaSO4 + H2O

12.Fe + Cl2 → FeCl3

V. Рефлексия.

Сегодня на уроке я узнал…

Теперь я могу…

Было интересно…

Знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления на уроках химии в ходе изучения понятия « Химическая реакция»

В статье рассмотрен логический анализ теоретической темы"Химическая реакция" с разбором методических приемов ее изучения....

Презентация к уроку химии 8 класс "Физические и химические явления"

Презентация к уроку химии 8 класс "Физические и химические явления" позволит ввести новые понятия: физические и химические явления; познакомить с признаками химических реакций и условиями их протекани...

Презентация к уроку химии 11 класс по теме "Химическое равновесие"

Презентация демонстрирует влияние внешних факторов на смещение химического равновесия. Для наглядного восприятия изменения температуры, давления и концентрации использована анимация....

Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»

Цель: Предметные: изучение понятий: химические явления, признаки химических реакцийМетапредметные: овладение сведениями о сущности и особенностях химических явлений, развитие способности к наблюдениям...

Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»

Цель: Предметные: изучение понятий: химические явления, признаки химических реакцийМетапредметные: овладение сведениями о сущности и особенностях химических явлений, развитие способности к наблюдениям...

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»

Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Именные реакции в органической химии»...