Главные вкладки

    Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»
    методическая разработка по химии (8 класс) на тему

    Сиротина Елена Николаевна

    Цель: Предметные: изучение понятий: химические явления, признаки химических реакций

    Метапредметные: овладение сведениями о сущности и особенностях химических явлений, развитие способности к наблюдениям, систематизации информации, способности выделять главное существенное

    Личностные: развитие умения управлять своей познавательной деятельностью, готовности к решению задач на выявление сущности того или иного явления природы.

     

    Задачи урока:

    Образовательные

    • Формировать умение наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на основе наблюдений;
    • Способствовать усвоению понятий «химические явления», «признаки химических реакций», «условия протекания реакций».

    Воспитательные

    • Воспитание убеждённости в познаваемости химической составляющей картины мира;
    • Формирование эстетического вкуса при наблюдении красоты явлений природы;
    • Воспитание интереса к изучению придмета

    Развивающие

    • Развивать познавательную активность;
    • Развивать умение наблюдать окружающий мир, задумываться над его сутью, возможностью влияния на происходящие вокруг нас процессы;
    • Развивать навыки работы с лабораторным оборудованием. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»

    Цель: Предметные: изучение понятий: химические явления, признаки химических реакций

    Метапредметные: овладение сведениями о сущности и особенностях химических явлений, развитие способности к наблюдениям, систематизации информации, способности выделять главное существенное

    Личностные: развитие умения управлять своей познавательной деятельностью, готовности к решению задач на выявление сущности того или иного явления природы.

    Задачи урока:

    Образовательные

    • Формировать умение наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на основе наблюдений;
    • Способствовать усвоению понятий «химические явления», «признаки химических реакций», «условия протекания реакций».

    Воспитательные

    • Воспитание убеждённости в познаваемости химической составляющей картины мира;
    • Формирование эстетического вкуса при наблюдении красоты явлений природы;
    • Воспитание интереса к изучению придмета

    Развивающие

    • Развивать познавательную активность;
    • Развивать умение наблюдать окружающий мир, задумываться над его сутью, возможностью влияния на происходящие вокруг нас процессы;
    • Развивать навыки работы с лабораторным оборудованием.
    • Основные понятия: химические реакции, признаки химических реакций
    • Демонстрации: реакция горения магния
      Лабораторные опыты: реакция соды с раствором соляной кислоты, сульфата меди со щелочью, осадка с кислотой, реакция щелочи на фенолфталеина

    Оборудование: лабораторное оборудование: комплект химической  посуды, реактивы: раствор CuSO4, раствор NaOH, раствор  HCL, пищевая сода, фенолфталеин, пробирки, мультимедийное оборудование, презентация «Химические реакции».

    Ожидаемые результаты: интенсификация работы учителя и учащихся на уроке; учащиеся получат  представление о химических реакциях, усвоят признаки химических реакций, узнают условия возникновения и протекания реакций и закрепят изученный материал. 

    Ход урока:

    1.Актуализация знаний. Введение в тему урока.

    1) Учитель. Свечи имеет символическое значение, их зажигают по разному поводу, один из них – День рождения. Сегодня у нашей любимой школы – День рождения. (Зажигает свечу и читает стихи «При свечах» )

    Мы ради нашей встречи зажгли сегодня свечи. 

    Они горят меж нами волшебными огнями.

    Теней настенных блики причудливоязыки, а теплый дым от свечек кудрявее овечек (С,Белорусец)    

    Одно дело просто смотреть на свечу, а другое дело – уметь наблюдать. Что вы наблюдаете?»

    Какие явления происходят при горении свечи?  

    (физические – плавление и химические - образование нового вещества - углекислого газа)          

    2) Учитель. Вопрос:

    Какие явления называются физическими?

    Какие явления называются химическими?

    Итак, мы вспомнили, что химия изучает явления, которые  можно разделить на две группы.

    Задание № 1: Слайд 1. Какие явления происходят с водой и почему?

    Задание №2: Давайте посмотрим, картинки с различными явлениями Слайды  № 2 - 7

    . Разделите явления на физические и химические Слайд №8-9

    3)Учитель: Слайд10 Значение химических реакций. Нас с вами окружают многочисленные химические реакции. Только в данный момент в нашем организме их протекает более 2000. Многообразие веществ и явлений – всему этому мы обязаны химическим реакциям.

     2. Изучение нового материала

    1)Учитель. Какая тема нашего урока?  Что можно узнать о химических реакциях?

    (Учащиеся формулируют тему урока и задачи)

    Слайд №11 «Тема урока: химические реакции» 

    Слайд № 12 узнаем на уроке

    Девиз урока: Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать. Гете.

    2) Учитель: А) Химические реакции лежат в основе жизни всех живых организмов.

    Б) Химические реакции используются в быту. Ни одно производство не обходится без химических процессов.

    Химические реакции играют большую роль, а какие условия необходимо создать для возникновения и протекания реакций.

    3)Учитель. Найдите ответ в учебнике на  стр. 138-

    Каковы же условия течения химических реакций? 

    Озвучивание схем на экране слайд №13

    1)

    http://tak-to-ent.net/matem/xim/image044.gif 

    2)

    http://tak-to-ent.net/matem/xim/image045.gif

     

    3)

    http://tak-to-ent.net/matem/xim/image046.gif

     

    4)

    http://tak-to-ent.net/matem/xim/image047.gif

    8) Задание№3 Рабочая тетрадь, стр.127 №5 (письменно)

    2)Учитель. Химические реакции сопровождаются внешними признаками, которые вам надо определить экспериментально.

    Класс на время урока превращается в 5 исследовательских лабораторий:

    -экспериментаторы (проводят эксперимент),

    -наблюдатели (ведут рабочую тетрадь),

    -аналитики (анализируют и фиксируют выводы),

    Весь класс выполняет одни и те же опыты

    Затем подводим итоги, заслушивая ответы экспериментаторов, аналитиков, наблюдателей.

    3). Задание №1 Тетрадь стр. 126 №3

    Проведите исследование «Признаки химических реакций» выполните опыты и заполните таблицу раб. При выполнении любого эксперимента надо помнить:

    Учитель: ТБ :Чтобы жизнь свою не подвергать опасности,

    Соблюдайте дети, правила безопасности.

    Предлагаем вашему вниманию простые и интересные опыты. Вам необходимо определить какие признаки химических реакций в этих опытах.

    Опыт

    Признаки химической реакции

    Наблюдение

    Взаимодействие щелочи с фенолфталеином

    Изменение цвета

    Цвет стал малиновый

    Взаимодействие раствора соды и кислоты

    Образование газа

    Выделение пузырьков газа

    Взаимодействие раствора щелочи и медного купороса

    Образование осадка

    Появление непрозрачной массы

    Растворение полученного осадка кислотой

    Растворение осадка

    Исчезновение непрозрачной массы

    Слайд №14-15

    4)На основании наблюдений за экспериментом и  демонстрационного эксперимента учителя учащиеся делают выводы о признаках химических реакций:

    № опыта

    Что делаем

    Что наблюдаем

    Выводы:

    Признак реакции

    1.

    К раствору  NaOH  прилить несколько капель фенолфталеина

    Наблюдается малиновое окрашивание раствора 

    Изменение цвета

    2.

    К соде добавляем 1-2 капли раствора соляной кислоты HCL в

    Выделение пузырьков газа

    Образование газа

    3.

    раствор CuSO4 смешать с раствором NaOH

    Появление непрозрачной массы сине-голубого цвета

    Образование осадка

    4.

    В полученный осадок Cu(OH)2 прилить 3-5 капель раствора  HCL

    Исчезновение непрозрачной массы

    Растворение осадка

    5.

    Наблюдение видеофрагмента

    Горение магния

    Яркая вспышка

    Выделение или поглощение тепла и света

    После краткой беседы с учащимися появляется обобщающий  Слайд №16

    с классификацией  «Признаки и условия протекания химических реакций»

    Итогом исследования являются выводы, которые учащиеся делают самостоятельно:

    - Происходит изменение цвета;

    - Происходит выделение газа;

    - Происходит выпадение осадка;

    - Происходит растворение осадка;

    - Происходит выделение света, тепла и появление запаха

    5)Учитель. Горение магния - это частный случай большой группы химических реакций, которые идут с выделением теплоты

    6)Задание № 3 Учебник стр.137найдите ответ на вопрос: химические реакций по признаку выделения или поглощения теплоты классифицируют …………Слайд №17

    3.Закрепление (эффектные опыты)

    Учитель: вы потрудились и наверное немного устали. Предлагаю вам отдохнуть и отправиться в увлекательное путешествие с нашим  корреспондентом   местного телевидения.

    Корреспондент: Итак, приглашаем вас на программу новостей.

    3)Ведущий корреспондент объявляет программу новостей и поочередно приглашает посетить:

    Районную больницу (опыт 1)

    Кафе (опыт 2)

    Путешествие на машине времени (опыт 3)

    Опыт 1 «Режим без крови»

    Оборудование и реактивы.

    Нож, вата,  кристаллизатор с водой, 2  белых халата, роданид калия в прозрачной  бутылочке с надписью Спирт, хлорид железа(III) в склянке с этикеткой Йод.

    Врач. Вот еще одно развлечение:

    Кто руку даст на отсечение?

    Жалко руку на отсечение?

    Тогда нужен  ведущий для лечения. (приглашает ведущего)

    -Оперируем без боли,

    Правда будет много крови,

    При каждой операции нужна стерилизация.

    Помогите ассистент, дайте йод.

    -Один момент. (Подает Йод)

    -Йодом смочим мы обильно.

    Чтобы было все стерильно.

    Не вертитесь, пациент,

    Нож подайте, ассистент.

    (Делает «разрез» ножом (плашмя), «течет кровь»)

    Посмотрите, прямо струйкой

    Кровь течет, а не вода,

    Но сейчас я вытру руку, От пореза – ни следа.

    (Рану вытирает мокрой ватой)

    Опыт 2 «Волшебный кувшин напитков»

    Оборудование и реактивы.

    Кувшин, 3 хим. стакана, соляная кислота, гидроксид натрия, фенолфталеин, вода

    В кувшине находится вода, в стаканах: соляная кислота, гидроксид натрия, фенолфталеин в небольшом количестве.

    Бармен.

    Я возьму один кувшин и к нему стаканы (выставляет перед зрителями)

    Из кувшина я налью воду из-под крана (наливает из кувшина в стаканы).

    -Но не хочется воды - хочется сиропа

    Вылью все опять в кувшин

    -Посмотрите – оппа ! (выливает из двух стаканов : гидроксид натрия, фенолфталеин в кувшин)

    Вкусный розовый сироп я налью в стаканы (наливает в пустые два стакана «сироп»)

    А попробуем опять этот опыт заново.(содержимое всех трех стаканов сливает в кувшин и вновь разливает по стаканам)

    -нет сиропа – есть вода.

    Что случилось «господа»?

    (Розовый цвет приобретает фенолфталеин в щелочи.

    Обесцвечивание происходит в результате реакции нейтрализации при добавлении кислоты из третьего стакана)

    Опыт 3 «Вулкан»

    Оборудование и реактивы.

    Основа вулкана (макет из глины), спички, демонстрационный столик, лоток, пипетка, спирт, бихромат аммония

    Готовят модель «вулкана»: бихромат аммония насыпают горкой в углубление макета из глины и добавляют 5 капель спирта.

    Историк.

    А сейчас, друзья, для вас по истории рассказ.

    Ночью или утром рано спали горожане.

    Вдруг из кратера вулкана показалось пламя.

    Гул и грохот, через жерло льют потоки лавы.

    Так под лавой и под пеплом погиб город славный.

    Показала как умела  гибель города Помпеи.

    4.Оценочно-рефлекторный этап

    1.Учитель обращает внимание на поставленные задачи в начале урока и спрашивает: «Справились ли мы с поставленными задачами?» Предлагаю заполнить лист самооценки. Слайд№18

    Лист самооценки

    Я знаю

    +-да

    --нет

    Я умею

    +-да

    --нет

    -признаки химических реакций;

    -опытным путем определять признаки химических реакций;

    -условия течения химических реакций;

    -классификацию химических реакций по признаку выделения или поглощения теплоты

    -классифицировать химические реакции по признаку выделения или поглощения теплоты

    Итого:

    Учитель: Сегодня вы узнали о химических реакциях и на следующих уроках мы продолжим изучение этой большой и важной темы, ведь полученные знания вы сможете применить в дальнейшем, как например американские ученые: создали прекрасные цветы из соли бария. Слайд№19-21

    5.Итог урока.

    Слайд №22 Домашнее задание:§26,

    Учебник: стр.138-139упр.1-3(эксперимент дома)

    Рабочая тетрадь: стр.127часть2, №2 (творческий рисунок)

    Лист самооценки

    Я знаю

    +-да

    --нет

    Я умею

    +-да

    --нет

    -признаки химических реакций;

    -опытным путем определять признаки химических реакций;

    -условия течения химических реакций;

    -классификацию химических реакций по признаку выделения или поглощения теплоты

    -классифицировать химические реакции по признаку выделения или поглощения теплоты

    Итого:

    Лист самооценки

    Я знаю

    +-да

    --нет

    Я умею

    +-да

    --нет

    -признаки химических реакций;

    -опытным путем определять признаки химических реакций;

    -условия течения химических реакций;

    -классификацию химических реакций по признаку выделения или поглощения теплоты

    -классифицировать химические реакции по признаку выделения или поглощения теплоты

    Итого:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока 11 класса на тему "Химические реакции"

    Технологическая карта обобщающего урока для 11 общеобразовательного класса....

    Методическая разработка урока 5 класс по теме "У врача"

    Данная разработка может быть использована при прохождении темы " У врача" в 5 классе при любом УМК...

    Методическая разработка урока (технологическая карта) по теме: "Химические реакции".8 класс.УМК О.С.Габриэляна.

    Предлагаю вариант технологической карты урока по химии в соответствии с требованиями ФГОС. Буду  рад Вашим комментариям....

    Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Химические реакции»

    Цель: Предметные: изучение понятий: химические явления, признаки химических реакцийМетапредметные: овладение сведениями о сущности и особенностях химических явлений, развитие способности к наблюдениям...

    Методическая разработка урока по классу баяна Тема: «Работа над штрихами на начальном этапе обучения».

    Методическая разработка урока по классу баянаТема: «Работа над штрихами на начальном этапе обучения»....

    Методическая разработка урока 7 класс по теме: "Как дети помогают планете"

    Урок разработан на материале УМК Кузовлева В.П., с использованием ИКТ....