Тема: Учебно-познавательные контекстные экологические задачи на уроках химии как средство мотивации к обучению».
статья по химии (10 класс) по теме

Новсадова Наталия Ивановна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statia1.docx105.01 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         Новосадова Н.И. 

учитель химии

                                                                         ГБОУ школы №644                                                  

                                                                         Приморского  района

                                                                         г.Санкт-Петербурга

Тема: Учебно-познавательные контекстные

экологические задачи на уроках химии

как средство мотивации к обучению».

СТАТЬЯ

Актуальной проблемой современного образования является формирование и развитие мотивации к обучению и познавательной деятельности учащихся, личность которых является центральной фигурой образовательного процесса. Известно, что именно познавательная деятельность, интерес к которой прививается в школе, впоследствии станет основой для развития способности ученика в любых условиях чувствовать себя уверенно и компетентно. http://www.skoropuskovskiy.ru/www/2015/11/27-1.jpg

Именно познавательная мотивация является непременным условием успешной учебной, а в дальнейшем и профессиональной деятельности человека.

В процессе обучения и воспитания в школе, у обучающихся формируется ответственное отношение к окружающей среде, экокультура мышления и поведения, ориентация  на здоровый образ жизни, гигиенические нормы и правила, что без сомнения помогает ученикам правильно оценивать свою жизненную позицию, осознанно себя профессионально ориентировать.

Мотивация учения - одно из основных неотъемлемых условий обучения, от которой напрямую зависят результаты учебной деятельности ученика, его отношение к предмету и образованию в целом.

Для того чтобы обучающиеся по настоящему включились в работу, нужно, чтобы  задачи, которые ставятся перед ними в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты детьми, то есть, чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

В концепции образования подчеркивается, что химия - одна из немногих естественных наук, которая играет центральную роль при комплексном рассмотрении природы, общества и человека.

К числу активных методов обучения относится и решение учебно-познавательных задач.

Весь материал, изучаемый в курсе химии можно рассматривать через призму экологических проблем, как наиболее важных проблем, стоящих перед человечеством сегодня.  Активизация мыслительной деятельности  обучающихся может происходить с помощью создания проблемных ситуаций при решении экологических задач, как средство мотивации к обучению химии.

Решение таких задач это процесс развития мыслительных и творческих способностей учащихся, так как они содержат большой объем информации  по химической и экологической дисциплинам.

Решение задач всегда связано с творчеством потому, что незаметно для себя ученик развивает весьма полезные в последующей образовательной деятельности навыки самостоятельной работы с научной литературой и умении ориентироваться в практическом применении знаний.

Кроме того задачи очень удобный и надежный способ проверки знаний. Для решения любой химической задачи необходимо владеть:

  1. собственно химическими знаниями (строение и свойство тех веществ, о которых идет речь);
  2. приемами решения данного типа задач (они универсальны и не зависят от уровня химической сложности).

Контекстные  экологические задачи, в основе которых лежат химико-экологические понятия, позволяющие обозначить экологические проблемы, связанные с ухудшением качества окружающей среды в результате ее загрязнения, ориентированы на то чтобы вызвать интерес у учащегося, актуализировать  имеющий у ученика личностный опыт.

Суть работы с контекстными экологическими задачами  заключается в том, что учитель создает на уроке реальную или моделирует воображаемую жизненную ситуацию и предлагает ученику действовать в ней, опираясь на имеющиеся у него знания и опыт. Поскольку ситуация представляется ученику знакомой, он принимается за выполнение предложенного учителем задания без страха и сомнения. Но все не так непросто как кажется: в какой-то момент ученик обнаруживает неполноту или недостоверность своих знаний, представлений и ситуация, казавшаяся прежде знакомой и понятной, и ситуация, возникшая перед ним осознается  как проблемная. Осознанная проблема материализуется в сознании учащегося в виде вопроса.

Ученики задают вопросы себе, друг другу, учителю, фиксируя тем самым границы своего незнания и демонстрируя желание и готовность искать на эти вопросы ответы.

 Для нахождения ответа учащийся использует необходимую литературу  (словари, таблицы, дополнительную литературу и т.д.), анализирует имеющиеся знания, обращает внимание на пропущенные ранее детали.

Дети любят новое, неожиданное, а каждая такая задача требует нового пристального взгляда на знакомые ситуации.

 Идет активный поиск решения, и знания, приобретенные и подтвержденные таким образом, остаются надолго.

 

Примеры  контекстных  экологических задач:  

 1). При газификации угля с использованием тепла атомного реактора полученный газ проходит определенные этапы очистки. Полученный газ, содержащий СО и Н2 (синтез-газ), передается для технологического использования. Если требуется обогатить газ метаном, его направляют в метанатор, где протекает реакция гидрирования СО водородом до метана с образованием воды. После отделения воды полученный синтетический природный газ используют в качестве топлива. Составьте уравнения описанных выше превращений. Определите объем метана, который можно получить из 350 м3СО. Сколько воздуха по объему потребуется для полного сжигания полученного метана? Ответ: 350 м3; 3341 м3

2). Зеленые растения способны очищать загазованный городской воздух, в т.ч. и за счет способности некоторых деревьев и кустарников окислять пары бензина, керосина, ацетона и др. К таким растениям относятся: береза карельская,ель колючая голубая, липа крупнолистная, сосна обыкновен-ная, береза бумажная, ель обыкновенная, рябина обыкновенная и др.

Механизм окисления состоит в следующем. Вследствие  жизнедеятел-ности зеленых растений в окружающей среде увеличивается количество озона (О3). Озон, как известно, - соединение нестойкое и легко распадается на О2 и О. Атомарный кислород – сильный окислитель. Соединяясь с водой, он образует еще более мощный окислитель – пероксид водорода. Пероксид водорода, вступая в реакцию с вредными органическими примесями воздуха (парами бензина, керосина и др.), окисляет их и тем самым способствует очищению окружающей среды.

Составьте уравнения указанных  (возможных) превращений.

3). В природе постоянно происходит круговорот биогенных элементов: углерода, водорода, кислорода, фосфора, азота и др. Человек в процессе своей деятельности вмешивается в круговорот веществ, использует минеральное сырье для своих нужд. Какая масса углерода должна превратиться в CO2, чтобы получить 1 л минеральной газированной воды с концентрацией углекислоты 2%, ρ=1г/см3.   (Ответ: 3,84 г.)

4) Металлургический завод  «Петросталь» - это многопрофильное предприятие с полным циклом обработки металлов от выплавки стали до изготовления на современном металлообрабатывающем оборудовании готовых деталей. Завод производит стальной сортовой металлопрокат,стальное, чугунное и цветное литье, детали и запасные части для различных отраслей отечественной промышленности и на экспорт. 

 Для нейтрализации промышленных стоков гальванического участка этого завода потребовалось 600 кг негашеной извести CaO с массовой долей примесей 7%. Какая масса иона никеля Ni2+, содержащегося в стоках была нейтрализована.  (Ответ: 587 кг)

5).На основе данных об уровнях загрязнения атмосферного воздуха различными веществами в более чем 100 городах России определена ориентировочная численность населения, находящегося на загрязненных территориях (см.рис.). Проанализируйте представленные данные и назовите источники попадания этих веществ в атмосферу. Назовите пути уменьшения выбросов этих веществ в окружающую среду.

Рис. Ориентировочная численность населения (млн. чел.) на территориях с повышенным уровнем загрязнения атмосферного воздуха некоторыми вредными веществами: 1.бензапиреном (13,9 млн. чел.); 2. фенолом (10,4 млн. чел.); 3. формальдегидом (4,9 млн. чел.); 4. стиролом (3,6 млн. чел.); 5. бензолом (2,6 млн. чел.); 6.метилмеркаптаном (1,1 млн. чел.); 7. винилхлоридом (0,4 млн. чел.).

 

6).   В процессе жизнедеятельности современного человека образуется огромное количество бытовых отходов. Городской мусор содержит много ценных веществ: алюминий (крышки от молочных бутылок, фольга от чая, шоколада, конфет), олово (консервные банки) и даже золото (негодные радиодетали, черепки тарелок с золотой каемкой). Однако переработкой мусора с целью выделения полезных материалов и веществ в городском хозяйстве почти не занимаются. Это связано с тем, что мусор – совершенно уникальная по количеству компонентов смесь. Выделение из неё веществ в чистом виде – дело очень трудоёмкое и дорогое.

  Пока не найдены эффективные и простые способы переработки мусора. Это дело будущего, однако вы уже сейчас можете предложить методы разделения некоторых компонентов отходов.

  Вам выдана смесь поваренной соли, песка, железного порошка, гранул полиэтилена, моделирующих мусор, а также компоненты этой смеси в чистом виде. Попытайтесь найти простые и эффективные методы разделения этой смеси. Определите массовую долю каждого компонента в смеси.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий на уроках химии для повышения мотивации обучения.

Обобщение опыта работы за три года по повышению мотивации к изучению химии, за счет использования на уроках современных образовательных технологий....

Методическое сообщение на тему: "Коллективное музицирование как средство мотивации к обучению"

В основу образовательного процесса ДМШ положена концепция развивающего обучения, согласно которой работа над приобретением и совершенствованием исполнительских навыков и умений находится в неразрывной...

Разноуровневые задания на основе содержания учебного текста, как средство реализации учебно-познавательной компетентности учащихся основной школы на уроках истории и обществоведения

Разноуровневые задания на основе содержания учебного текста, как средство реализации учебно-познавательной компетентности учащихся основной школы на уроках истории и обществоведения...

Использование контекстных задач на уроках русского языка для мотивации учебной деятельности

Что такое контекстная задача и как её можно использовать на уроках....

Решение прикладных задач на уроках математики, как средство формирования мотивации при изучении предмета.

Статья по теме формирования мотивации на уроках математики посредством решения прикладных задач...