Технологическая карта урока "Силикатная промышленность"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Зубарева Татьяна Владимировна

Технологическая карта урока

 

Предмет: Химия

Автор Зубарева Татьяна Владимировна

Класс:____9____                    

Тема урока: Силикатная промышленность

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Химия

Автор Зубарева Татьяна Владимировна

Класс:____9____                     

Тема урока: Силикатная промышленность

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

1

2

Цель урока

Познакомить учащихся с отраслями силикатной промышленности, сформировать представление о производстве керамики, стекла и цемента, а также о достоинствах и недостатках данного производства, экологических проблемах, связанных с данным производством

Задачи

Образовательные: сформировать представления обучающихся об особенностях различных видов производств силикатной промышленности

Развивающие: развить исследовательские способности обучающихся, умение воспринимать информацию  в словесной, символической, образной формах; делать анализ результатов экспериментальной деятельности и решения задач

Воспитательные: сформировать сотрудничество в группе, умение эффективно сотрудничать со сверстниками, умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом

УУД

Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью

Регулятивные: постановка цели и прогнозирование результата ее достижения

Коммуникативные: умение организовать учебное сотрудничество, умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Познавательные: определение понятий, умение структурировать знания, умение устанавливать причинно-следственные связи

Основные понятия

Силикатная промышленность, керамика, фарфор, стекло, цемент.

Межпредметные связи

Физика, МХК, география, история, экология

Ресурсы

Учебник химии 9 класс, рабочая тетрадь, раздаточный материал (тесты, инструкции, алгоритм работы), коллекция стекла, предметы из керамики, фарфора, стекла, инернет-ресурсы

Технология

Проектное обучение с использованием информационных технологий

Ход (этапы) урока, цель этапа урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1 этап: «Мотивация к учебной деятельности» (постановка цели и задач урока)

Цель: создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность

Приветствует учащихся.

Определяет тему занятия.

Выдвигает проблему.

Создает эмоциональный настрой на продуктивную деятельность

Выбирают эффективные способы организации рабочего пространства

Умение выделять существенные характеристики

Взаимодействуют с учителем и одноклассниками для организации дальнейшей работы

Сотрудничество с собеседникамииспользование речевых средств общения

Управляют своим поведением и деятельностью.

Планируют пути достижения поставленных целей

Адекватное оценивание своих возможностей самостоятель-ной деятельности и основы саморегуляции эмоционально-го состояния.

Выработка самоконтроля и самодисциплины

2 этап:

 Первичное закрепление новых знаний» 

Цель: проговаривание обучающимся нового знания при одновременном повторении и закреплении ранее изученного материала

Организует работу в группах по созданию презентаций

Корректирует результаты деятельности групп

Представитель каждой из групп рассказывает о том или ином виде производства с демонстрированием продукции предприятий силикатной промышленности

Осуществление поиска информации и извлечение из необходимых и полезных сведений

Высказывают свою точку зрения.

Задают и отвечают на вопросы

Умение точно и правильно формулировать свою мысль

Конкретизируют понятия и термины (силикатная промышленность, силикаты, керамика, цемент, бетон, стекло)

Коррекция и систематиза-ция полученных знаний

3 этап: «Выявление места и причины затруднения» 

Цель: создание условий для осознания того, в чем состоит недостаточность знаний учащихся для решения проблемы

Формулирует наводящие вопросы, которые способствуют определению места и причины затруднения решения проблемы

Дают ответы на поставленные вопросы

Умение делать выводы и умозаключения на основе изученных материалов

Высказывают свою точку зрения и аргументируют ее (причиняют ли вред предприятия силикатной промышленности экологии?)

Научиться учитывать различные мнения, координировать свои действия в соответствии с позициями других

Соотносят свои действия с изученными способами и определяют какого знания или умения недостает для решения исходной задачи

Умение устанавливать причинно-следственные связи

4 этап: «Рефлексия учебной деятельности на уроке» 

Цель: первичная проверка полученных знаний

Организует обсуждение результатов.

Создает условия для проведения тестового самоконтроля

Обобщают результаты своей деятельности по достижению поставленной цели – защита презентаций

Выполняют тестовое задание на индивидуальных листах

Осуществление сравнения, обобщения и классификации.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Слушают, задают вопросы, участвуют в обсуждении.

Выражают собственное мнение о выполненной работе и полученном результате

Умение вести монолог, диалог.

Умение участвовать  обсуждении и выражать свои мысли

Оценивают и анализируют полученные результаты и уровень освоения пройденного материала

Умение соотносить поставленную цель и достигнутые результаты, адекватно оценивать правильность своих знаний  и даваемых ответов

5 этап: «Домашнее задание»

Цель: самостоятельное закрепление и повторение учащимися полученных знаний

Показывает в презентации  и комментирует домашнее задание

Воспринимают информацию, фиксируют ее

Извлечение и запись необходимой информации

Слушают учителя, задают уточняющие вопросы (в случае необходимости)

Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем

Самоконтроль и дисциплинированность

Прогнозирование уровня освоения материала

Дополнительная информация

Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС

Проведение урока будет способствовать усвоению учащимися нового материала, а также развитию у них коммуникативных навыков, способности конструктивно реагировать на критические замечания, адекватно оценивать свои знания и возможности, а также умение применять полученные знания на практике

Ресурсы, оборудование и материалы

Компьютер, мультимедиапроектор, экран, коллекция стекла, посуда из различного сорта стекла, керамики, фарфора, учебные принадлежности. При проведении урока также используются иллюстрационные слайды, созданные в рамках системы  Power Point  2007. Используемые ЦОР: 

1)  Тест"Силикатная промышленность" 

2) Единая коллекция ЦОР. Кремний и его соединения

3) Авторские презентации учащихся

Список учебной и дополнительной литературы

  1. Габриелян О. С. Химия. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. — 5-е изд., перераб. — М.: Дрофа, 2015. — 224 с.
  2. Харлампович Г.Д., Семенов А.С., Попов В.А. Многоликая химия. – М: Просвкщение, 1992. - 161 с. 

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

Проектный,исследовательский, интерактивный методы. Использованы также следующие формы работы учащихся: беседа; работа в группах; работа с таблицей, текстом, цифровыми образовательными ресурсами, эксперимент

Приложение 1

Стекло http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D0%BE  

http://iqwer.ru/powerpoint/ppt-01/inde~961.htm

http://prezentacii.com/po_himii/1484-steklo.html

http://present.griban.ru/file/310-vidy-stekla.html

 

Керамика

http://www.myshared.ru/slide/43025/

http://ppt-mix.ru/load/prezentacii_po_khimii/keramika_skachat_prezentaciju/13-1-0-2577

 

Фарфор

http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/prezentaciya-po-teme-farfor

http://festival.1september.ru/articles/590530/

http://school-help.ru/index.php/katalog/24-prezentacii-po-drugim-predmetam/179-prezentaciya-farfor

 

Общая

http://www.myshared.ru/slide/182966/

Едина коллекция ЦОР «Кремний и его соединения»

Приложение   2

Керамика

ПРИМЕРНЫЕ вопросы для обсуждения:

- Образцы изделий из керамики.

- Качества, делающие керамику незаменимым материалом

- Сырье для производства керамических изделий

- Процесс создания керамических изделий

- Что такое фарфор? Какие изделия изготавливают из фарфора?

- Что такое фаянс?

- Что такое огнеупоры?

- Где производят керамику в нашей области?

- Основные профессии в производстве фарфора

Стекло

Примерные вопросы для обсуждения:

- Сырье для производства стекла

- Технология производства

- Химизм процесса

- Формование стекла

- Разновидности стекла

- В каких областях жизни человека стекло незаменимо?

- Где в нашей области производят стекло?

- Основные профессии в производстве  стекла

Цемент

Примерные вопросы для обсуждения:

- Сырье для производства цемента

- Технология производства цемента

- Бетон. Применение бетона.

- Приготовление цементного раствора для кладки кирпичей

- Что такое железобетон? Пенобетон? Какие преимущества имеют эти виды бетона?

- Из чего изготавливают шифер?             

Приложение 3

Алгоритм работы над проектом

Гипотеза проекта:

Проблема: 

Цель: 

Задачи: 

План:

Выводы:

Билиография: (литература, интернет-ресурсы)

Приложение 4

 Эксперимент у доски

1)Как вы думаете: можно ли растворить обычное стекло в воде?

Давайте проделаем эксперимент:

Сначала оденьте белый халат и ознакомьтесь с этой инструкцией:

В фарфоровую чашку налейте немного (1мл) воды и капните фенолфталеин. Что вы видите?

А теперь опустите стеклянную трубочку, обмотайте свою руку полотенцем или салфеткой ( чтобы не порезаться)  и с помощью фарфорового пестика отколите и измельчите конец трубки, то есть кусочек стекла. По мере измельчения наблюдайте, что будет происходить в чашке.

Итак, поздравляю !!!! - вы растворили стекло.

А теперь сообщите всем, что стекло реально растворяется в воде.

В химии нет ничего невозможного!  

2)Сделать дачу или дом своими руками? Элементарно!

Начнем с фундамента!

Сделаем бетон:

В емкости  к  1 части воды добавьте 1 часть цемента, то есть столько же по объему, перемешайте!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Добавьте 3 части песка, то есть в раза по объему больше, чем воды, перемешайте!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Добавьте 4 части щебенки, перемешайте!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Можете замуровать палочку (прилагается)

3) Сделать стекло матовым? Все в твоих  руках !!!!!!!!!!!!!!!!!!

Смешай 0,5 чайной ложки крахмала и 25 г клея ПВА, перемешай!!!!!!!!!!!!!!!

Поролоновой губкой потихонечку нанеси на стекло, когда высохнет, все будет в лучшем виде!!!!!!!!!

Можешь нанести рисунок трафаретом.

Эту смесь легко будет удалить, если надоест рисунок и захочется нанести другой. Потренируешься и меняй хоть каждый день!!!!!!!!!!!!!!

Но вообще в продаже есть специальные очень стойкие матирующие пасты.

А у тебя дома есть двери или посуда (стаканы) из матового стекла?

Приложение 5

Сегодня на уроке

Я понял

Я узнал

Я научился

Приложение 6

 Вариант 1

1)В состав обычного стекла входят:

А) Na₂O ; SiO₂                     Б)Na₂O ; CaO ; SiO₂

B) K₂O ; CaO ; SiO₂           Г) Na₂O ; CaO ; SiO₂ ; B₂O₃

     2) Сырьем в производстве цемента являются:

А) кварцевый песок, известняк

Б) глина, песок, минеральные добавки

В) известняк, глина

Г) известняк, оксид свинца, оксид кремния

3) Закончите предложение:

Материалы и изделия, изготовленные из огнеупорных веществ : глины,  карбидов и оксидов некоторых материалов называются …………………………….

4)  Основными профессиями в производстве  стекла являются:

А) точильщик, лепщик, крытельщик , гравер

Б) обжигальщик

В) стекловар, выдувальщик , шлифовальщик, алмазчик

5) Назовите фамилию ученого, основоположника русского фарфора:

А) Ломоносов М.В.          Б) Яблоков И.Ф.

В) Менделеев Д.И.          Г) Виноградов Д.И.

                                                         Вариант 2

1) Чтобы получилось хрустальное стекло CaCO3  меняют на:

 А) CоO             Б) PbO               В) CuO             Г) Cu2 O

2) Сырьем в производстве стекла являются:

А) кварцевый песок, известняк

Б) глина, песок, минеральные добавки

В) известняк, глина

Г) известняк, оксид свинца, оксид кремния

3)Закончите предложение:

Вяжущие материалы, употребляемые в строительстве для скрепления  между собой твердых предметов называются …………………..

4)Основными профессиями в производстве фарфоровых изделий являются:

А) точильщик, лепщик, крытельщик, гравер.

Б) обжигальщик

В) стекловар, выдувальщик, шлифовальщик, алмазчик

Г) плотник, столяр

5)Назовите фамилию ученого, основоположника научного подхода к производству стекла в нашей стране:

А) Менделеев  Д.И.       Б) Виноградов  Д.И.

В) Пушкин А.С.                  Г) Ломоносов М.В.   

                                      Вариант 3

1)Добавка этого оксида делает стекло фиолетовым:

А) CaO                      Б) Cu2O                  В) Cr2O3                   Г) MnO2

2) Сырьем в производстве керамики являются:

А) кварцевый песок, известняк

Б) глина, песок, минеральные добавки

В) известняк, глина

Г) известняк, оксид свинца, оксид кремния

3)Закончите предложение:

Вещество аморфно - кристаллической структуры состава

Na2 O * CaO * 6SiO2 называется ………………………………..

4) Основными профессиями в производстве цемента являются:

А) точильщик, лепщик, крытельщик, гравёр

Б) обжигальщик

В) стекловар, выдувальщик, шлифовальщик, алмазчик

Г) плотник, столяр

5)  Бетон - это

А) украшение в виде тонких полос

Б) смесь щебня, песка, цемента

В) профессия работников в производстве фарфора

Г) керамическое изделие

Вариант 4

1) Добавка  этого оксида делает стекло красным:

А) CaO                      Б) Cu2O                  В) Cr2O3                   Г) MnO2

2) Закончите предложение:

Керамические изделия (облицовочная плитка, архитектурные детали, посуда, умывальники и др.), имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белый) и покрытые глазурью называются …………………

3)  Шихта -

А) это бетон с заложенным в него каркасом из железных стержней

Б) керамическое изделие

В) однородная смесь компонентов

Г) смесь щебня, песка, цемента

4) В большом  количестве при производстве стекла выделяется:

А) CH4 (метан)                                       Б) NH3 (аммиак)

В) CO2 (углекислый газ)                  Г) H2 (водород)

5) Основная продукция силикатного завода,  это:

А) хохломская  роспись

Б) кирпич, цемент

В) молоко, сметана

Г) хлеб


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в биологии в 5 классе на тему: Бактерии в природе и промышленности

Технологичяеская карта урока по биологии в 5 классе на тему : бактерии в природе и промышленности.  Изучение и первичное закрепление новых знаний...

"Промышленность и транспорт в пореформенной России" Технологическая карта урока.

Конспект урока составлен в рамках технологии АМО (активных методов обучения).В соответствии с требованием  данной технологии  на каждом этапе урока должен  присутствовать  активный...

Технологическая карта урока.« Межотраслевые комплексы России. АПК»." Пищевая и легкая промышленность"

ТЕМА: « Межотраслевые комплексы России. АПК». «Пищевая и легкая промышленность»Цели изучения темы:Образовательные цели: Изучить особенности предприятий пищевой промышленности ...

Технологическая карта урока технологии с применением технического оборудования по теме «3D-моделирование промышленного изделия"

Технологическая карта урока технологии с применением технического оборудования по теме «3D-моделирование промышленного изделия"...

Технологическая карта урока " Лесная промышленность: проблемы и пути решения"

Технологическая карта урока " Лесная промышленность:проблемы и пути решения". Урок в 9 классе в разделе "Отрасли хозяйства"...