Сценарий урока химии для 8 класса "Кристаллические решетки"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Кочетова Ксения Андреевна

Сценарий урока химии для 8 класса "Кристаллические решетки". Урок сопровождается презентацией MS Power Point. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kristallicheskie_reshetki.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Урок химии

на тему «Кристаллические решетки»

8 класс

Цели:

  • обеспечить в ходе урока закрепление знаний о строении вещества, изучение типов кристаллических решеток, формирование понятия о  зависимости физических свойств вещества от строения вещества;
  • продолжить формирование умения моделирования строения вещества;
  • создать условия для развития умения успешного сотрудничества с одноклассниками при работе в малых группах;
  • продолжить формирование локальной научной  (химической) картины мира.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: презентация MS Power Point, модели кристаллических решеток веществ, шаростержневые модели.

Ход урока:

… Другого ничего на свете нет

Ни здесь, ни там, в космических глубинах,

Всё – от песчинок малых до планет

Из элементов состоит единых.

             (М.В.Ломоносов) (слайд 1)

Слова сказаны М.В.Ломоносовым, со дня рождения которого в 2011 году исполняется 300 лет. 2011 год объявлен ООН Международным годом химии.

Проверка домашнего задания - опрос.

  1. Дайте определение понятию «химический элемент».
  2. Дайте определение понятию «атом».
  3. Молекулы состоят из атомов, связанных химическими связями. Какие типы химических связей вам известны.
  4. Дайте определение понятию «ковалентная связь».
  5. Дайте определение понятию «неполярная ковалентная связь».
  6. Дайте определение понятию «полярная ковалентная связь».
  7. Дайте определение понятию «ионная связь».
  8. Игра «крестики-нолики». Выберите линию, все вещества в которой имеют одинаковую химическую связь. (слайд 2, 3)

Между всеми элементами одной линии образуется связь одинакового типа. Какая это линия? (слайд 4)

  1. Какой тип связи иллюстрируют рисунки? Почему? (слайд 5)
  2. Игра «Третий лишний» (слайд 6)                  

Актуализация знаний учащихся

Из молекул состоят вещества. существует три агрегатных состояния вещества (слайд 7, 8, 9)

Одно и то же вещество может в зависимости от условий находиться в разных агрегатных состояниях. Учащимся предлагается сравнить агрегатные состояния вещества по следующим признакам:

  • расстояние между молекулами,
  • подвижность молекул,
  • упорядоченность расположения частиц.

Предполагаемые ответы:

газ

жидкость

твердое вещество

расстояние между молекулами

очень велико

мало

мало, почти отсутствует

подвижность молекул

очень большая

ограничена

жестко связаны, подвижности нет

упорядоченность расположения частиц

нет порядка расположения

степень упорядоченности небольшая

строгий порядок

Всегда ли в твердом веществе молекулы находятся в строгом порядке? Сравните осколки стекла и кристаллы поваренной соли.

Вывод: существуют аморфные твердые вещества, не имеющие строгой упорядоченности частиц. Большинство частиц имеют кристаллическую решетку, сегодня на уроке мы узнаем, что это такое, и какие типы кристаллических решеток существуют.

Объяснение нового материала.

Тема урока: кристаллические решетки.

Кристаллической решеткой называют совокупность точек пространства,  в которых располагаются частицы, образующие кристалл (слайд 10)

Знакомство с типами кристаллических решеток. (Таблица на доске заранее, слайды 11 - 16)

Частицы в узлах

Связи между узлами

Примеры веществ

Молекулярная

молекулы

прочные ковалентные связи внутри молекулы и слабые между молекулами

вода

углекислый газ

кислород

Атомная

атомы

прочные ковалентные связи

алмаз

графит

Ионная

ионы (катионы, анионы)

прочное электростатическое притяжение

хлорид натрия

сульфат меди

Если известно строение веществ, то можно предсказать их свойства (слайд 17).

Определите тип химической связи и кристаллической решетки фторида натрия, фтора, фтороводорода.

Фтор и фтороводород имеют молекулярную кристаллическую решетку, связи между молекулами слабые, имеют низкие температуры плавлении и кипения, при обычных условиях являются газами. Фторид натрия имеет ионную кристаллическую решетку, прочные электростатические связи между ионами, следовательно, высокую температуру плавления. Вещества с атомной кристаллической решеткой также имеют высокие температуры плавления за счет прочных ковалентных связей между атомами.

Закрепление пройденного материала

Выполнение лабораторного опыта «Составление моделей молекул и кристаллов веществ с различным видом химических связей» (слайд 18).

Обсуждение полученных моделей и предсказание их свойств на основе знаний о кристаллических решетках веществ.

Интересные факты:

  1. Жидкие кристаллы (слайд 19).
  2. В мексиканской пустыне открылась сказочная пещера. Там, на глубине З00 м в горе Naica в пустыне Chihuahuan (Mexico), находятся самые большие из известных на сегодняшний день природные кристаллы. Селенит — одна из самых красивых форм гипса, минерал, состоящий из гидрата сульфата кальция, который весьма часто формируется в компактные и прозрачные соединения (слайд 20-21).

Домашнее задание (слайд 22):

§ 42, рабочая тетрадь № 214 – 218.

Презентация к уроку:

https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-himii-na-temu-kristallicheskie-reshetki-1969064.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок химии и математики по теме "Кристаллические решетки металлов"

В статье представлен бинарный урок математики и химии по теме "Кристаллические решетки металлов".Проведение бинарных уроков дает возможность формировать знания об окружающем мире и его закономер...

урок химии по теме "Типы кристаллической решетки"

Урок разработан на курсах по ФГОС...

Сценарий урока химии в 8 класе по теме "Скорость химической реакции и факторы, на неё влияющие".

Материал содержит сценарий урока, маршрутный лист, презентацию-сопровождение. Урок разработан в соответствии с требованиями стандарта образования. На протяжении всего урока учащиес самостоятельно добы...

Сценарий урока химии в 8 классе "Оксиды"

Урок «Оксиды» проводился  в рамках школьного семинара «Системно – деятельный подход в обучении предметам естественно – математического цикла в условиях введения ФГОС...

Сценарий урока химии в 9 классе "Аммиак"

Физические и химические свойства аммиака...

Бинарный урок химии и математики по теме "Кристаллические решетки металлов"

Проведение бинарных уроков дает возможность формировать знания об окружающем мире и его закономерностях в целом, преодолев дисциплинарную разобщенность научного знания, а так же усилить внутрипредметн...