Конспект урока по химии 11 класс «Комплексные соединения».
план-конспект урока по химии (11 класс) на тему

Максимова Наталья Владимировна

Краткий план-конспект урока по химии на тему "Комплексные соединения" в 11 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnye_soedineniya_11kl.docx27.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по химии 11 класс

Тема урока: «Комплексные соединения».

Цель урокаформировать понятие о составе, классификации, строении и основах номенклатуры комплексных соединений; рассмотреть их химические свойства и показать значение; расширить представления учащихся о многообразии веществ

Образовательные задачи:

  1. Проконтролировать степень усвоения основных  ЗУН по теме: 
  • Сформулировать понятия о комплексных соединениях, лигандах, комплексообразователе, дентантности.
  • Рассмотрение химических свойства комплексных соединений
  • Привлечь внимание учащихся к взаимосвязи между строением, составом и свойствами вещества.
  1. Продолжить формирование общеучебных умений (осуществлять самоконтроль; сотрудничать)
  2. Продолжить формирование навыков самостоятельной работы учащихся с учебником, дополнительной литературой.

Воспитательные задачи:

  1. Продолжить развитие познавательных интересов учащихся;
  2. Воспитывать культуру речи, трудолюбие, усидчивость;
  3. Продолжить формирование мировоззренческих понятий: о причинно – следственной зависимости между составом и свойствами соединений

Развивающие задачи:

  1. Развивать умение использовать химическую терминологию
  2. Развивать   мыслительные операции (анализ, синтез, установление  причинно-следственных связей, выдвижение гипотезы, классификация, проведение аналогий, обобщение, умение доказывать, выделение главного);
  3. Развивать умение проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент;
  4. Совершенствовать коммуникативные умения учащихся в совместной деятельности (умение вести диалог, выслушивать оппонента, аргументировано обосновывать свою точку зрения) и информационно - познавательную компетентность учащихся.

План урока:

- организационный момент        - 1 мин

- проверка ранее изученного материала - 10 мин

- закрепление и обобщение изученного материала        - 20 мин

-выводы к уроку          -10 мин

-выставление оценок за урок      - 1 мин

- задание на дом - 1 мин

Основные этапы урока, время

Методы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Орг. Момент

Б

Проверка отсутствующих

Проверка готовности учащихся к уроку

Запись на доске.

Слайд  1

Проверка ранее изученного материала

ФО

Что такое гибридизация атомных орбиталей?

Какие типы гибридизации s- и р-орбиталей второго энергетического уровня вы знаете?

Приведите примеры органических и неорганических веществ, содержащих атомы углерода, кислорода, азота в состояниях sp3-, sp2- и sp-гибридизации.

Изобразите электронно-графическую формулу атома бора в основном и возбужденном состояниях. Какой тип гибридизации характерен для атома бора?

Приведите электронно-графическую формулу атома бериллия в нормальном и возбужденном состояниях. Какой тип гибридизации характерен для атома бериллия? Какова геометрическая форма молекул состава ВеЭ2?

Какой тип гибридизации наблюдается атомов углерода в различных аллотропных модификациях: алмаз, графит, карбин, фуллерен? Каким образом тип гибридизации сказывается на строении макромолекул и физических свойствах аллотропных форм?

Слайд  1

Изучение нового материала

О

Согласно теории А. Вернера, комплексные соединения - это сложные вещества, в которых можно выделить:

  1. внутреннюю сферу, в которую входят: центральный атом (ион) – комплексообразователь. Ионами-комплексообразователями являются ионы металлов. Наибольшую склонность к комплексообразованию проявляют ионы d-элементов. Вокруг центрального иона-комплексообразователя находятся, связанные с ним донорно-акцепторными связями, противоположно заряженные ионы или нейтральные молекулы, которые называются лнгандамн, или аддендами. Число лигандов (аддендов), которое координируется вокруг центрального иона-комплексообразователя, называется координационным числом. Внутреннюю сферу обозначают квадратными скобками.
  2. внешнюю сферу образуют ионы, не вошедшие во внутреннюю сферу. Если комплексный ион — катион, то во внешней сфере находятся анионы: [Cu(NH3)4]2+SO42-,  [Ag(NH3)2]+Cl-. Если комплексный ион — анион, то во внешней сфере находятся катионы. Катионами обычно являются ионы щелочных и щелочноземельных металлов или катион аммония: K4+[Fe(CN)6]4-,    Na+[Ag(CN)2]-

Комплексное соединение- Сложное соединение, в узлах кристаллической решетки которой находится

комплекс (сложная частица), способная к самостоятельному существованию в растворе или расплаве.

Комплексообразователь – частица (атом, ион или молекула), обладающая

электронно-акцепторными свойствами, которая координирует вокруг себя

другие ионы или молекулы. Чаще всего комплексообразователем является

электроположительный ион металла или неметалла, например [Cu(NH3)4]2+ 

Наиболее типичными комплексообразователями являются катионы d-металлов и некоторых металлов главных подгрупп (Al 3+, Be 2+). Ионы d-

элементов имеют вакантные атомные орбитали валентного уровня (ns, np, (n−1)d), поэтому они проявляют ярко выраженные электронно-акцепторныесвойства. Реже способность к комплексообразованию проявляется у р- и еще

реже у s-элементов.

Лиганды – это частицы (ионы или молекулы), обладающие электроннодонорными свойствами и координируются вокруг комплексообразователя.

Лигандами могут служить анионы Г−, ОН−, NO2−,, SCN−, CN−, F− и др., нейтральные молекулы O2, NH3,H2O, NO, CO, N2H4, этилен-

диамин NH2-CH2-CH2-NH2 и др.

Координационное число – это число химических связей между комплексообразователем и лигандами. Значение координационного числа комплексообразователя зависит от его природы, степени окисления, природы лигандов и условий (температура, природа растворителя, концентрация реагентов и др.), при которых протекает реакция комплексообразования.

Номенклатура:

Когда внутр.сфера анион: Лиганды+комплексообразователь+внешняя сфера= название комплекса

K3[Fe(CN)6] – гексацианоферрат (III) калия

Когда внутренняя сфера катион:

Внешняя сфера+лиганды+комплексообразователь (В) = название комплекса

[Pt(NH3)6]Cl4 – хлорид гексаамминплатины (IV)

Приложение 1

Слайд  2,3,4,5,6,7,8

Выводы к уроку

Б

КС

Состав

Центральный атом

Лиганд

Внешняя сфера

Координационное число

NH4Cl

H+

NH3

Cl-

1

Na[Al(OH)4]

Al 3+

4OH-

Na+

4

K[Al(OH)4H2O]

Al 3+

4OH-

2H2O

K+

6

[Cu(NH3)4]SO4

Cu 2+

4NH3

SO4 2-

4

K4[Fe(CN)6]

Fe  2+

6CN-

K+

6

А знаете ли вы, что…

Берлинская лазурь была случайно получена в 1704 году немецким мастером Дисбахом, готовившим краски для художников. В России её применяли для окраски тканей, бумаги, в иконописи и при создании фресок, одна из распространённых синих красок.

Турнбулева синь названа в честь Турнбуля (дед английского физика и химика У. Рамзая), владевшего заводом, на котором производились вещества, применяемые для крашения тканей.

Желтая кровяная соль K4[Fe(CN)6] (синильно-кислый поташ, синькали) – вещество ядовитое. Это соединение получали из животных отбросов (кровь, копыта, шкуры, сухая рыба и другое). Закупать её в России можно было только с разрушения полиции, используется в аналитической химии для определения ионов железа Fe3+.

Реактив Швейцера [Cu(NH3)4](OH)2 – обладает способностью растворять целлюлозу (вату, фильтровальную бумагу) и применяется для изготовления искусственного волокна – ацетатного.

Кобальтовые соединения входят в состав красителей.

CoCl3*6NH3 - оранжевый, CoCl3*5NH3 - пурпурный, CoCl3*4NH3 – зелёно-фиолетовый, CoCl3*3NH3 – зелёно-голубой.

Приложение 1

Домашнее задание

О

Учить лекции и дать названия соединениям:

K4[Fe(CN)6] – гексацианоферрат (II) калия (жёлтая кровяная соль)

     K3[Fe(CN)6] – гексацианоферрат (III) калия (красная кровяная соль)

     Na2[Zn(OH)4] – тетрагидроксоцинкат (II) натрия

     [Ag(NH3)2]Cl –  хлорид диамминсеребра (I)

     [Cu(NH3)4]SO4 – сульфат тетраамминмеди (II)

     [Cu(H2O)4]SO4 ∙ H2O – сульфат тетрааквамеди (II) (медный купорос

Параграф 6

Приложение 1

КС

Состав

Центральный атом

Лиганд

Внешняя сфера

Координационное число

NH4Cl

H+

NH3

Cl-

1

Na[Al(OH)4]

Al 3+

4OH-

Na+

4

K[Al(OH)4H2O]

Al 3+

4OH-

2H2O

K+

6

[Cu(NH3)4]SO4

Cu 2+

4NH3

SO4 2-

4

K4[Fe(CN)6]

Fe  2+

6CN-

K+

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по химии в 9 классе "Фосфор и его соединения"

Конспект урока может  использователься к  учебникам  по химии в 9 классе различных авторов. Предлагаемый  урок  является комбинированным. совмещает в себе технологии: развиваю...

Разработка конспекта урока по химии "Фосфор и его соединения"

Ознакомление учащихся с фосфором и его соединениями, повторение понятие "Аллотропия", рассмотрение аллотропных модификаций фосфора. Формированте на метапредметном уровне системы знаний об образуемых э...

Разработка урока в 11 классе "Комплексные соединения"

Урок изучения нового материала, с выполнением лабораторной работа на получение комплексных соединений, с призентацией, с сообщениями учеников, приготовленных дома. В конце урока проводится самостоятел...

Конспект урока по химии, 9 класс на тему "Соединения алюминия. Применения алюминия и его соединений."

Обеспечить в ходе урока усвоения знаний о соединениях алюминия: оксидах и гидроксидах.Продолжить формирование умений составлять уравнения реакций с участием амфотерных соединений....

План-конспект урока в 7 классе "Комплексный анализ текста".

План конспект урока в 7 классе " Комплексный анализ текста.Анализ текста стихотворения Есенина С.А. "С добрым утром"....

Конспект урока по химии 11 класс «Комплексные соединения».

Краткий план-конспект урока по химии на тему "Комплексные соединения" в 11 классе....