открытый урок: «Генетическая связь классы неорганических соединений»
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

 

Разработка  урока 

по химии в 8 классе по теме

          Обобщение и систематизация знаний по теме

«Генетическая связь классы неорганических соединений»

                          (конспект «открытого» урока)


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Шестопаловская основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза П.Л.Пашина»

Разработка  урока  

по химии в 8 классе по теме

          Обобщение и систематизация знаний по теме

«Генетическая связь классы неорганических соединений»

                          (конспект «открытого» урока)

                       

                   

                                                                            Учитель химии Озерова                                   Людмила Викторовна

2016-2017 учебный год

Тема урока: Важнейшие классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений.

Цели:

1)Обобщить и систематизировать знания учащихся о составе, номенклатуре важнейших классов неорганических соединений, химических свойствах, генетической связи ; совершенствовать навыки составления формул сложных веществ, уравнений химических реакций.

2)Способствовать формированию устойчивого интереса к предмету, развитию познавательных мотивов учащихся, сенсорных способностей, внимания, воображения, памяти.

3)Формировать коммуникативные способности учащихся.

Оборудование: ИКТ, раздаточный материал.

  1. Девиз урока:  «Просто знать – еще не все знания, нужно уметь использовать» Иоганн Гете.

   

Ход урока:

  1. Организационный момент.

                                                                                                                                                               Прозвенел уже звонок

Начинается урок

Урок сегодня необычный.

И от других весьма отличный.

На урок пришли к нам гости.

Мы стесняться их не будем.

Кто отсутствует у нас..

Девиз урока:  «Просто знать – еще не все знания, нужно уметь использовать» Иоганн Гете. Объявление темы и целей урока. Запись в тетради темы урока.1

II Повторение и обобщение знаний.

  1. Разминка «Классы неорганических веществ» просто слайд №2
  2. Вещества простые и сложные.     №3

Устный опрос:

  1. Какие бывают вещества?
  2. Какие вещества называются простыми?
  3. Какие вещества называются сложными?
  4. Какие сложные неорганические вещества вам известны?
  5. Дать определения оксидам, основаниям, кислотам, солям.

С кислородом ходит парой,

То металл, то неметалл он,

Дружбу связями скрепит

Всем известный класс… (ОКСИД).

№4 Помоги перейти ручей оксиды

№5. Собери основания

“В каких веществах у фенолфталеина 
Бывает не жизнь, а сплошная малина?”.

(Ответ: Щелочи.)

№6. Зажги звезду – кислоты

“Они имеют кислый вкус. 
В них изменяет цвет лакмус. 
C фиолетового на красный”.
(Ответ: Кислоты.)

№7 Найди соли

“Хлориды и нитраты,
Сульфаты, карбонаты 
Я без труда и боли 
Объединю в класс...”.

(Ответ: Соли.)

ПРОЕКТ   ГОРЯЙНОВ ДМИТРИИЙ  Генетическая связь классов неорганических соединений

8. генетический ряд кальция:

  Ca → CaO → Ca(OH)2 → CaCl2     Татаренкова

9.фильм поможет составить цепочки превращений.

10.                                                                  ZnCl2
                                                                              ↑
                      Zn → ZnO → ZnSO4 → Zn(OH)2
                                                           
(H2ZnO2)  
                                                                               Na2ZnO2     Щепотин

11.   Cr → CrO3→ H2CrO4 → Na2CrO4   Бабкина

12. генетический ряд фосфора:

 P → P2O5 → H3PO4 → K3PO4            Козуева                                                                   Просмотр Фильма

                       

13. Слайд№9 моя презентация разминка

Мы минутку отдыхаем,

Но урок не забываем.

Если я называю формулу основного оксида –

Наклоняем голову влево;

Кислотного – вправо;

Кислоты – вперед;

Основания – назад;

Формулу соли – вращаем головой.

CuO влево,      N 2O5 вправо,

Вспомним классы мы опять.

2S вперед;    и KOH назад,

Лучше думай, мозг ты наш.

NaCl и KBr, вращаем головой

Голова идет кругом.

Взгляд налево, взгляд направо,

Ведь разминка – не забава,

Покачали головой,

И усталость с нас долой!

Широко распространяет Химия руки свои в дела человеческие.                          Ломоносов М.В.

№ 10          Проект Крюкова Марина: «Экологические задачи».

Задача 5. «Кислотные дожди» - следствие деятельности человека. При сжигании различного топлива (бензина, керосина, нефти, угля) в атмосферу выделяется огромное количество диоксида серы SO2 и диоксида азота NO2. Взаимодействуя с кислородом воздуха и атмосферной влагой, эти оксиды превращаются в серную и азотную кислоты.. 

Задача 6. Накопление углекислого газа в атмосфере становится опасным загрязнением – приводит к парниковому эффекту. Какой объем CO2 попадает в атмосферу при сжигании 100 г полиэтилена (100 шт. использованных пакетов)? 

Задача 7. Стоки городов всегда имеют повышенную кислотность. Загрязненные поверхностные стоки могут проникать в подпочвенные воды. К каким последствиям это может привести, если под городом располагаются меловые отложения и известняки? Ответ. При взаимодействии кислот с известняками в последних образуются пустоты, в которые могут представлять серьезную угрозу для зданий и сооружений, а значит, и жизни людей.

Творческая работа- проект  Маша

Сказка о братьях карбонатах

На земле живут три брата

Из семейства карбонатов.

Старший брат – красавиц Мрамор,

Славен именем Караты,

Превосходный зодчий. Он

Строил Рим и Парфенон.

Всем известен Известняк,

Потому и назван так.

Знаменит своим трудом,

Возводя за домом дом.

И, способен, и умел

Младший мягкий братец Мел.

Как рисует, посмотри,

Этот СаСО3!

Любят братья порезвиться

В жаркой печке прокалиться

СаО и СО2

Образуются тогда.

Это углекислый газ,

Каждый с ним знаком из вас,

Выдыхаем мы его.

Ну а это СаО-

Жарко обожженная известь негашеная.

Добавляем к ней воды,

Тщательно мешая, что бы не было беды

Руки защищаем.

Круто замешенная известь, но гашенная.

Известковым молоком

Стены белятся легко.

Светлый дом повеселел,

Превратив известку в мел.

Фокус-покус для народа:

Стоит лишь подуть сквозь воду,

Как она легко-легко

Превратится в молоко!

А теперь довольно ловко получаю газировку:

Молоко плюс уксус. Ай!

Льется пена через край!

Все в заботе, все в работе

От зари и до зари –

Эти братья карбонаты,

Эти СаCO3

III. Обобщение

 Химические  соединения во имя победы над   фашизмом.

Магний использовали не только для создания осветительных ракет. Основным потребителем этого металла была военная авиация. Магния требовалось много, поэтому его добывали даже из морской воды. Технология извлечения магния такова: морскую воду смешивают в огромных баках с известковым молоком, затем, действуя на выпавший осадок соляной кислотой, получают хлорид магния. При электролизе расплава MgCl2 получают металлический магний (на экран проецируются уравнения реакций):

Вопросы:                                                                                                № 11

  1. Какие типы химических реакций знаете? (Сказка  В стране Химии)
  2. Какие реакции называются реакцией нейтрализации?
  3. Какие индикаторы вам известны? В какой цвет окрашиваются в кислой, щелочной и нейтральной средах?  

Химический диктант.                                                                          № 12

  1. Оксид фосфора (V)
  2. Соляная кислота
  3. Нитрат алюминия
  4. Гидроксид магния
  5. Оксид меди (II)
  6. Сульфат кальция
  7. Написать уравнение  получения фосфата натрия путем реакции нейтрализации.

Ученики обмениваются с соседом по парте и проверяют задания.

                                                                                                                 № 13

Проверенные работы  с отметками сдать.

IV. Итог и оценивание.

Заключение

Сегодня в нетрадиционой форме вы закрепили и обобщили знания по теме «Генетическая связь между классами неорганических соединений».

       Я благодарю вас за урок. Я видела вклад каждого из вас. Прошу вас оценить свою работу  на уроке. Сделайте это на листочках, которые  вам розданы.

Памятка для учащихся

Рефлексия. «А напоследок я скажу…»

Фамилия, имя

  1. Как ты оцениваешь свою работу на уроке? (2—5 баллов)
  1. Как ты оцениваешь работу своей команды? (2—5 баллов)
  1. Что тебе особенно запомнилось с этого урока?
  1. Вопросы в какой номинации показались особенно трудными
  2. Нужна ли тебе помощь учителя по данной теме(Да/Нет), если нужна, то в чем?

Домашнее задание. Дифференцированное

Выставление оценок за урок .

  • 1уровень. Осуществите превращения: Ba → BaO → Ba(OH)2 →BaCI2 → BaSO4 

  • 2 уровень. Из предложенных формул веществ составьте два любых генетических ряда и напишите уравнения реакций: Cu, AI2(CO3)3, Na2SO4, AI(OH)3, AI2O3, CuO, NaOH, CuCI2, AI, S, O2, Cu(OH)2, CO2, HNO3, H2CO3, MgO,.

                                                      

  • 3 уровень. Составьте уравнения реакций, иллюстрирующих взаимосвязь между различными классами неорганических соединений (цепочка из 4-6 звеньев), которая начинается неметаллом и заканчивается металлом.

  • 1уровень. Осуществите превращения: Ba → BaO → Ba(OH)2 →BaCI2 → BaSO4 

  • 2 уровень. Из предложенных формул веществ составьте два любых генетических ряда и напишите уравнения реакций: Cu, AI2(CO3)3, Na2SO4, AI(OH)3, AI2O3, CuO, NaOH, CuCI2, AI, S, O2, Cu(OH)2, CO2, HNO3, H2CO3, MgO,.

                                                      

  • 3 уровень. Составьте уравнения реакций, иллюстрирующих взаимосвязь между различными классами неорганических соединений (цепочка из 4-6 звеньев), которая начинается неметаллом и заканчивается металлом.

  • 1уровень. Осуществите превращения: Ba → BaO → Ba(OH)2 →BaCI2 → BaSO4 

  • 2 уровень. Из предложенных формул веществ составьте два любых генетических ряда и напишите уравнения реакций: Cu, AI2(CO3)3, Na2SO4, AI(OH)3, AI2O3, CuO, NaOH, CuCI2, AI, S, O2, Cu(OH)2, CO2, HNO3, H2CO3, MgO,.

                                                      

  • 3 уровень. Составьте уравнения реакций, иллюстрирующих взаимосвязь между различными классами неорганических соединений (цепочка из 4-6 звеньев), которая начинается неметаллом и заканчивается металлом.

  • 1уровень. Осуществите превращения: Ba → BaO → Ba(OH)2 →BaCI2 → BaSO4 

  • 2 уровень. Из предложенных формул веществ составьте два любых генетических ряда и напишите уравнения реакций: Cu, AI2(CO3)3, Na2SO4, AI(OH)3, AI2O3, CuO, NaOH, CuCI2, AI, S, O2, Cu(OH)2, CO2, HNO3, H2CO3, MgO,.

                                                      

  • 3 уровень. Составьте уравнения реакций, иллюстрирующих взаимосвязь между различными классами неорганических соединений (цепочка из 4-6 звеньев), которая начинается неметаллом и заканчивается металлом.

  • 1уровень. Осуществите превращения: Ba → BaO → Ba(OH)2 →BaCI2 → BaSO4 

  • 2 уровень. Из предложенных формул веществ составьте два любых генетических ряда и напишите уравнения реакций: Cu, AI2(CO3)3, Na2SO4, AI(OH)3, AI2O3, CuO, NaOH, CuCI2, AI, S, O2, Cu(OH)2, CO2, HNO3, H2CO3, MgO,.

                                                      

  • 3 уровень. Составьте уравнения реакций, иллюстрирующих взаимосвязь между различными классами неорганических соединений (цепочка из 4-6 звеньев), которая начинается неметаллом и заканчивается металлом.

Фамилия, имя

Химический диктант. Ответы:

1.                                            2.                                                  3.

4.                                             5.                                                  6.

7.

Рефлексия. «А напоследок я скажу…»

1.Как ты оцениваешь свою работу на уроке? (2—5 баллов)                                                                              2. Мне было интересно… (Да/Нет)                                                                                                     3.Нужна ли тебе помощь учителя по данной теме(Да/Нет), если нужна, то в чем?

  Фамилия, имя

Химический диктант. Ответы:

1.                                            2.                                                  3.

4.                                             5.                                                  6.

7.

Рефлексия. «А напоследок я скажу…»

1.Как ты оцениваешь свою работу на уроке? (2—5 баллов)                                                                              2. Мне было интересно… (Да/Нет)                                                                                                     3.Нужна ли тебе помощь учителя по данной теме(Да/Нет), если нужна, то в чем?

Фамилия, имя

Химический диктант. Ответы:

1.                                            2.                                                  3.

4.                                             5.                                                  6.

7.

Рефлексия. «А напоследок я скажу…»

1.Как ты оцениваешь свою работу на уроке? (2—5 баллов)                                                                              2. Мне было интересно… (Да/Нет)                                                                                                     3.Нужна ли тебе помощь учителя по данной теме(Да/Нет), если нужна, то в чем?

Фамилия, имя

Химический диктант. Ответы:

1.                                            2.                                                  3.

4.                                             5.                                                  6.

7.

Рефлексия. «А напоследок я скажу…»

1.Как ты оцениваешь свою работу на уроке? (2—5 баллов)                                                                              2. Мне было интересно… (Да/Нет)                                                                                                     3.Нужна ли тебе помощь учителя по данной теме(Да/Нет), если нужна, то в чем?

                                                                                                                                                       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Девиз урока: «Просто знать ещё – не все знания, нужно уметь использовать» Иоганн Гёте

Слайд 2

Простые Сложные Металлы Неметаллы Оксиды Соли Кислоты Основания Вещества

Слайд 3

Разминка «Классы неорганических веществ»

Слайд 4

CaO MgCl 2 Na 2 O NaOH ZnO FeCl 3 BaO Ca (OH) 2 Fe 2 O 3 HCl SO 3 NO Помоги перейти ручей

Слайд 5

NaOH HNO 3 Cu(OH) 2 MgCl 2 ZnO Fe(OH) 3 NaOH Cu(OH) 2 Fe(OH) 3 Собери основания

Слайд 6

KCL HNO3 Fe(OH) 3 MgO K 2 CO 3 CO 2 H 2 S H 2 SO 4 NaOH H 3 PO 4 HCl H 2 O Зажги звезду

Слайд 7

H 2 O Zn(NO 3 ) 2 Ba(NO 2 ) 2 NaOH Fe 2 O 3 Cr(OH) 3 K 2 SiO 3 CuO MnCl 2 NH 4 OH K 2 O HgS Найди соли

Слайд 8

Генетическая связь между классами неорганических соединений

Слайд 9

Если я называю формулу основного оксида – Наклоняем голову влево; Кислотного – вправо; Кислоты – вперед; Основания – назад; Формулу соли – вращаем головой

Слайд 10

«Кислотные дожди» - следствие деятельности человека. При сжигании различного топлива (бензина, керосина, нефти, угля) в атмосферу выделяется огромное количество диоксида серы SO2 и диоксида азота NO2. Взаимодействуя с кислородом воздуха и атмосферной влагой, эти оксиды превращаются в серную и азотную кислоты Накопление углекислого газа в атмосфере становится опасным загрязнением – приводит к парниковому эффекту. Какой объем CO2 попадает в атмосферу при сжигании 100 г полиэтилена Стоки городов всегда имеют повышенную кислотность. Загрязненные поверхностные стоки могут проникать в подпочвенные воды. К каким последствиям это может привести, если под городом располагаются меловые отложения и известняки?

Слайд 11

Химические соединения во имя победы над фашизмом. Магний использовали не только для создания осветительных ракет. Основным потребителем этого металла была военная авиация. Магния требовалось много, поэтому его добывали даже из морской воды. Технология извлечения магния такова: морскую воду смешивают в огромных баках с известковым молоком, затем, действуя на выпавший осадок соляной кислотой, получают хлорид магния. При электролизе расплава MgCl2 получают металлический магний

Слайд 12

Какие типы химических реакций знаете? Какая реакция называется реакцией нейтрализации? Какие индикаторы вам известны? В какой цвет окрашиваются в кислой, щелочной и нейтральной средах?

Слайд 13

Химический диктант 1. Оксид фосфора ( V ) 2. Соляная кислота 3. Нитрат алюминия 4. Гидроксид магния 5. Оксид меди ( II ) 6. Сульфат кальция Написать уравнение получения фосфата натрия путем реакции нейтрализации .

Слайд 14

Правильные ответы: 1. P 2 O 5 2 . HCl 3. Al(NO 3 ) 3 4. Mg(OH ) 2 5. CuO 6. Ca SO 4 3 Na OH + H 3 PO 4 Na 3 PO 4 + 3 H 2 O 1-2 ошибки «4» 3-5 ошибок «3»

Слайд 15

« А напоследок я скажу…» 1. Как ты оцениваешь свою работу на уроке? (2—5 баллов) 2. Мне было интересно… (Да/Нет) 3. Нужна ли тебе помощь учителя по данной теме(Да/Нет), если нужна, то в чем? РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 16

1 уровень. Осуществите превращения: Ba → BaO → Ba(OH)2 →BaCI2 → BaSO4 2 уровень. Из предложенных формул веществ составьте два любых генетических ряда и напишите уравнения реакций: Cu, AI2(CO3)3, Na2SO4, AI(OH)3, AI2O3, CuO, NaOH, CuCI2, AI, S, O2, Cu(OH)2, CO2, HNO3, H2CO3, MgO,. 3 уровень. Составьте уравнения реакций, иллюстрирующих взаимосвязь между различными классами неорганических соединений (цепочка из 4-6 звеньев), которая начинается неметаллом и заканчивается металлом. Домашнее задание

Слайд 17

МОЛОДЦЫ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль знаний по химии для учащихся 9 класса (1 триместр) по теме: "Периодический закон, строение атома. Химическая связь. Классы неорганических соединений"

          Контроль знаний по химии для учащихся 9 класса (1 триместр) по теме: "Периодический закон, строение атома. Химическая связь. Классы неорганических с...

Тест по химии (8 класс) по теме "Генетическая связь классов неорганических соединений" для системы тестирования PROClass

Тест по химии (8 класс) по теме "Генетическая связь классов неорганических соединений" для системы тестирования PROClass предназначен для проведения текущего контроля успеваемости...

генетическая связь классов неорганических соединений

Показана презентация для 8 класса на тему "Генетическая связь классов неорганических соединений" доходчиво и интересно. Наглядно продемонстрированны переходы от одного класса к другому, в конце дана р...

конспект урока "Генетическая связь между классами неорганических соединений"

Цели урока:Проверить умения распознавать формулы основных классов неорганических веществ (оксидов, кислот, оснований, солей), а также классифицировать химические элементы на металлы и неметаллы.Продол...

Технологическая карта урока «Генетические связи между классами неорганических соединений»

Технологическая карта данного урока составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Системно- деятельностный подход при изучении этой темы позволяет сформировать УУД , важные для дальнейшего изу...

Презентация к уроку "Генетическая связь в неорганических соединениях" 8 класс

Презентация для проведения урока "Генетическая связь в неорганических соединениях".  Предусмотрены разные формы работы учащихся: индивидуальная, парная, фронтальная и химический экспери...