Основные классы неорганических соединений
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Соболева Татьяна Николаевна

Разработка содержит технологическую карту к уроку по химии в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnye_klassy_neorganicheskih_soedineniy.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Химия

Класс: 8

Учитель:  Соболева Т.Н.

Тема урока:

"Основные классы неорганических соединений"

Тип урока:

Систематизации и обобщения знаний и умений

Цель урока:

Обобщение, закрепление и систематизация  знаний о важнейших классах неорганических соединений на примере оксидов, кислот, оснований и солей.

Задачи урока:

Обучающие: обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся об основных классах неорганических соединений, их классификации и свойствах.

Развивающие: развитие умения применять теоретические знания; умение обобщать, использовать терминологию, анализировать, сравнивать, систематизировать, делать выводы, проводить самоанализ и самопроверку. Развивать экспериментальные умения и практические навыки.

Воспитательные: формирование интереса к труду, развитие чувства ответственности, воспитание чувства взаимного уважения между учащимися, закрепление навыков безопасного проведения химического эксперимента в процессе выполнения опытов.

Планируемый результат:

1. обобщать понятия об основных классах неорганических веществ;

2. устанавливать принадлежность веществ к определенному классу неорганических соединений;

3. систематизировать изученный материал.

Оборудование:

Мультимедиапроектор, экран, презентация, учебник химии 8 класс,  ЦОР «Соответствующие оксиды», маршрутный лист,  лабораторное оборудование, реактивы, ПСХЭ.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный

Постановка цели урока. Мотивация учащихся

Обобщение и систематизация знаний

Применение знаний и умений в новой ситуации

.

Контроль, усвоения, обсуждение допущенных ошибок и коррекция.

Подведение итогов занятия.

Домашние задание

Рефлексия

Приветствует учащихся.

- Итак, ребята, на предыдущих уроках мы подробно разбирали классификацию, состав и свойства неорганических соединений различных классов.

Определите свой настрой, с которым вы пришли на урок

Целью сегодняшнего урока является закрепление, обобщение и совершенствование знаний по этой теме.

Сегодня у нас с вами будет путешествие. Отправиться в него многие хотели, но им не хватало химических знаний. Если вы хотите совершить увлекательное путешествие, тогда вам необходимо будет пройти по станциям и справиться с предложенными заданиями.

-Первая станция, определите о каком классе неорганических соединений идет речь.

- «Их получают путем горения

Или сложных веществ разложения.

В них два элемента, один – кислород.

Я отнесу к ним и известь и лед.

Какие это вещества? (Оксиды).

- Первая станция пройдена, впереди вторая. О каком классе неорганических соединений идет речь:

- «Они имеют кислый вкус. Лакмус в них изменяет цвет с фиолетового на красный» (Кислоты).

- Вторая  станция пройдена, впереди третья. Определите о каком классе неорганических соединений идет речь.

- «В каких веществах у фенолфталеина

Бывает не жизнь, а сплошная малина?» (Щелочи).

- Третья  станция пройдена, впереди четвертая. О каком классе неорганических соединений идет речь.

- «Хлориды и нитраты,

Сульфаты, карбонаты

Я без труда и боли

Объединяю в …» (Соли).

- Мы находимся на станции, «Исследовательская»

- Станция «Умники»

Демонстрация ЦОР

«Соответствующие оксиды»

Станция «Всезнайки»

- Кто знает практическое применение оксидов, кислот, солей, оснований?

- А теперь оцените свою работу на уроке, насколько хорошо вы усвоили данный материал? Готовы ли к контрольной работе или кому то из вас нужно еще раз повторить и разобраться.

Наше путешествие окончено. Благодарю всех за сотрудничество, полученные сегодня знания пригодятся вам при подготовке к контрольной работе. Дома: повторить материал, подготовиться к к/р , рабочая тетрадь стр. 73(письменно)

Укажите ваше эмоциональное состояние на конец урока.

  1. Готовятся к уроку. Определяют свое эмоциональное состояние (смайлики)

1.Слушают учителя, вспоминают основные понятия;

2. Организуют рабочее место (вспоминают основные правила по технике безопасности);

-Какие вещества называются «Оксидами»? (отвечают  устно)

Учащиеся  заполняют маршрутный лист по плану

- Как классифицируют оксиды?

- А теперь поиграем в игру «Третий лишний»

-Какие вещества называют «Кислотами»? (отвечают устно)

Учащиеся  заполняют маршрутный  лист по плану

- Как классифицируют кислоты?

- А теперь поиграем в игру «Третий лишний»

-Какие вещества называют

«Основаниями»?

(отвечают устно)

Учащиеся  заполняют маршрутный  лист по плану

- Как классифицируют основания?

- А теперь поиграем в игру «Третий лишний»

Учащиеся  заполняют маршрутный  лист по плану

-Какие вещества называют «Солями»?

- Как классифицируют соли?

- А теперь поиграем в игру «Третий лишний»

Работа в группах

Маршрутный лист:

Задание 1.Даны три пробирки (склянки) под номерами с бесцветными жидкостями. В одной из них содержится щелочь (растворимое основание), в другой – раствор кислоты, а в третьей – вода. Разделите выданную вам универсальную индикаторную бумагу на три равные части, опустите в каждую пробирку (склянку) и по изменению цвета индикатора определите, какие вещества находятся в каждой пробирке.

-Результаты наблюдений оформите в таблицу.

Задание 2. В 3 пробирки  налейте по 1 мл раствора соляной кислоты, добавьте в 1- одну каплю лакмуса, во 2- метилоранжа, в 3- фенолфталеина. Обратите внимание на цвет раствора.  

- Результаты наблюдений оформите в таблицу.

Задание 3. Прилейте в 3 пробирки по 1мл  раствора гидроксида натрия, в 1 пробирку добавьте  несколько капель фенолфталеина, во вторую —2 капли лакмуса, а в третью – метилоранж. Отметьте цвет индикаторов в растворе, сравните полученные результаты с данными таблицы.

-Результаты наблюдений оформите в таблицу.

Обсуждение группой учащихся, доказательство правильности ответа, фиксируют ответ в маршрутном листе.

Работа с учебником и маршрутным листом, ответ озвучивают.

Несколько учеников высказывают свое мнение.

Познавательные: правильная организация рабочего пространства;

умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации.

Коммуникативные: взаимодействуют с учителем и учащимися.

Регулятивные: выдвигают версии работы; планируют деятельность в данной ситуации

Личностные: осознают свой выбор; вырабатывают уважительно – доброжелательное отношение к другим учащимся.

Познавательные: анализируют, сравнивают, классифицируют и обобщают факты; самостоятельно выбирают основания и критерии для указанных логических операций; логически рассуждают; преобразуют информацию из одного вида в другой.

Коммуникативные: поддерживают диалог с учителем.

Регулятивные: выдвигают свою версию решения задания; сверяют свои действия, исправляют ошибки.

Личностные: осознают свой выбор; вырабатывают уважительно – доброжелательное отношение к другим учащимся.

 

Познавательные: анализируют, сравнивают, обобщают факты; логически рассуждают;

Коммуникативные: самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе (определяют общие цели, распределяют роли, договариваются друг с другом и т.д.);

Регулятивные: в группе составляют план действия; делают выводы, практические умения

Познавательные: обобщение результатов деятельности; сравнение, обобщение и классификация; установление причинно – следственных связей; предоставление информации в разных формах.

Коммуникативные: изложение своего мнения; понимание позиции другого; корректировка своего мнения под воздействием аргументов; умение видеть ситуацию с позиции другого.

Регулятивные: анализ действий и уровня усвоения; умение находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно.

Личностные: осознают свой выбор; вырабатывают уважительное отношение к другим учащимся и учителю.

Маршрутный лист

Фамилия, имя

  1. Дописать схему «Основные классы неорганических соединений»

Тип вещества

Сложные вещества

Классы веществ

Основания

  1. по количеству гидроксид- ионов

(-ОН)

  1. по растворимости

Кислоты

  1. по основности
  2. по наличию кислорода
  3. по растворимости

Оксиды

 (основные)                                     (кислотные)

Соли

  1. по  растворимости

  1. «Третий лишний»

Оксиды:  Na2O   OF2    P2O5

Кислоты: SO3   H2S  H3PO4

Основания: Fe(OH)2  KOH  CuO

Cоли: MgF2   Ca3(PO4)2    CaH2

  1. Станция «Исследовательская»

Окраска

универсальной

индикаторной

  бумаги

Растворимое основание

Кислота

Вода

Кислота

HCl

лакмус

метилоранж

фенолфталеин

Основание

NaOH

лакмус

метилоранж

фенолфталеин

  1. Соответствующие оксиды (ответ на задание ЦОР)________________________________________________

соединение

применение

Н2О

СO2

CaO

NaOH

KOH

Ca(OH)2

H2SO4

HCl

NaCl

CaCO3

Ca3(PO4)2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа "Основные классы неорганических соединений" (8 класс)

Данная контрольная работа содержит 30 вариантов. В каждом варианте 4 задания. Задания разных вариантов имеют одинаковые формулировки, но различные выходные данные....

Контрольная работа "Основные классы неорганических соединений" (8 класс)

Данная контрольная работа содержит 30 вариантов. В каждом варианте 4 задания. Задания разных вариантов имеют одинаковые формулировки, но различные выходные данные....

Контрольная работа №3 по теме "Основные классы неорганических соединений" для 8 класса (программа Г.Е. Рудзитиса)

Контрольная работа №3 по теме "Основные классы неорганических соединений" для 8 класса (программа Г.Е. Рудзитиса)...

разработка урока по химии: "Основные сведения об основных классах неорганических соединений"

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ КЛАССОВ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЦЕПОЧКИ ХИМИЧЕСКИХ ПРЕВРАЩЕНИЙ...

План-конспект урока химии в 11 классе "Обобщение по теме "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений."

Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по основным классам неорганических соединений, генетической связи между ними; подготовка учащихся к контрольной работе. Нетрадиционная форма у...

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные классы НС»

Раздел "Основные классы неорганических соединений" является одним из основополагающих тем курса химии 8 класса. Поэтому очень важно хорошо обобщить, систематизировать и ликвидировать пробелы...