Система подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по химии на уроках и во внеурочной деятельности.
статья по химии на тему

Табачная Ольга Вячеславовна

В статье рассмотрены эффективные метожы и формы, которые использует автор, при подготовке учащихся к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ppodgotovka_k_ege_po_himii.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Система подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по химии

на уроках и во внеурочной деятельности

Табачная О.В., учитель химии МБОУ лицей № 2

Новой формой аттестации современного ученика сегодня является единый государственный экзамен.

В соответствии с общими положениями нормативных документов, определяющих цели и порядок проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников XI классов, ЕГЭ по химии рассматривается как форма государственного контроля качества общеобразовательной подготовки участников экзамена по данному предмету.

По итогам ЕГЭ выявляется уровень освоения каждым экзаменуемым образовательных программ, соответствующих Федеральному компоненту государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по химии (утвержден в 2004 году) и Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по химии (утвержден в 1999 году).

Поэтому актуальной сегодня становиться проблема качественной подготовки обучающихся к такому экзамену. Но как, с помощью каких форм, методов и приемов обеспечить успешную сдачу ЕГЭ по химии, когда и в каком классе необходимо ее начинать, какому направлению в этой работе отдать предпочтение?

Успешная сдача ЕГЭ прежде всего зависит от степени владения учащимися теоретическими знаниями за курс средней школы и умениями их использовать в нестандартных ситуациях, т.е. формирование предметной готовности ученика. Поэтому, в первую очередь, проверяю и дополняю теоретическую базу учащихся, обращая внимание на то, что необходимо знать и уметь, когда и как применять законы и закономерности химии.

Подготовку к ЕГЭ я начинаю с самого начала изучения химии – с 8 класса. В своей работе выделяю 2 направления:

  1. Знание теории по химии;
  2. Умение работать с тестами.

Первое направление призвано обеспечить максимальное усвоение материала по предмету. Второе направлено на их правильное применение, т.к. одна из главных трудностей, с которыми сталкиваются сегодняшние выпускники при сдаче ЕГЭ – это не столько незнание содержания материала, сколько неумение работать с тестовым материалом разной типологии и разного уровня сложности. В связи с этим возникает необходимость организации системной работы на уроках по подготовке учащихся к ЕГЭ по предмету. Для осуществления 1 пункта с 8 класса прошу учащихся завести общую тетрадь, которая в старших  классах становится для них настольной книгой (брошюрой-памяткой). Все определения, формулы, схемы, таблицы, исключения из правил – все в этой тетради.

Для реализации второго пункта уже с 8 класса выборочно использую материалы ЕГЭ  из 1 части (части А).  Зная материалы ЕГЭ 11 класса,  с 8 класса акцентирую внимание учащихся на тех вопросах, которые изучаются в данном классе и в 11 классе выносятся на ЕГЭ. Здесь работает и механическая, и зрительная, и слуховая память,  помогая ребятам запоминать материал. А тесты позволяют данный материал правильно соотнести с предложенным вариантом ответа.

При подготовке контрольных работ, уже в 8 классе предлагаю учащимся тесты. Мною составлены тесты, задания в которых  взяты из КИМов предыдущих лет и адаптированы к данному возрасту учащихся. В 10 и 11 классах тесты составляю сама на основе сборников КИМов разных лет. При этом из каждого варианта выбираю вопросы по теме и составляю несколько вариантов. Или же использую готовые тестовые тематические или контрольные работы в формате ЕГЭ. При выполнении тестов обязательно требую объяснение выбора правильного ответа, написания уравнений реакций при выборе неизвестных веществ, подробного решения всех задач.

На уроках контроля использую такие задания, которые требуют умения переносить усвоенные знания в новые ситуации.

При этом задания учащиеся 10 – 11 классов выполняют на бланках ЕГЭ, приучаясь к особенностям технологии их заполнения.

Тесты разные по объему. Одни используются как элемент урока (при проверке домашнего задания, при закреплении, актуализации), другие – рассчитаны на урок (выполнение контрольных работ).

Обучая школьников приемам работы с различными типами контролирующих заданий (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом), необходимо добиваться понимания того, что успешное выполнение любого задания невозможно без тщательного анализа его условия и выбора адекватной последовательности действий. Одновременно важным становится формирование у учащихся умения рационально использовать время, отведенное на выполнение проверочной работы с большим количеством заданий, каковой и является экзаменационная работа ЕГЭ.

Поэтому на уроках  система подготовки учащихся к ЕГЭ складывается из нескольких этапов:

накопительного, который включает в себя формирование некоторого комплекса умений, навыков и способов деятельности, рассмотрение основных методов и приемов, применение которых поможет при решении ряда нестандартных и исследовательских задач; изучение внепрограммного материала необходимого для решения задач ЕГЭ;

практического, который включает в себя отработку навыков применения отдельных методов и приемов решения задач; формирование навыков нахождения различных способов решения задач;

диагностического, который  включает в себя в обязательном порядке входящий и итоговый контроль по каждому разделу измерителями, составленными на основе КИМов, используемых при сдаче ЕГЭ по химии прошлых лет;  отслеживание учебных достижений учащихся на основе требований к уровню подготовки выпускников.

Во внеурочное время, на дополнительных занятиях, усиленную подготовку к ЕГЭ  начинаю с 10 класса. В течение этого времени учащиеся либо убеждаются в правильности выбора предмета для сдачи в форме ЕГЭ, либо наоборот, понимают, что успешно сдать экзамен по химии у них не получится.

Акцентирую внимание ребят на следующих моментах:

  • главное назначение ЕГЭ по химии – объективно оценить подготовку выпускников средней школы по данному предмету с целью их итоговой аттестации и отбора для поступления в ВУЗы;
  • 3 часть (часть С) имеет высокий уровень сложности и творческий характер и предназначена для отбора выпускников в профильные ВУЗы;
  • в инструкции КИМов содержатся сведения о работе и дополнительные указания о записи ответа – это позволяет застраховать от случайных ошибок (например, записать ответ без пробелов и запятых, в порядке возрастания и пр.). Неправильный порядок приводит к неверному ответу, хотя суть может быть правильной;
  • быть внимательными и сосредоточенными. При выполнении заданий на первом этапе нужно обязательно читать каждое из них до конца, так как нередко учащиеся пытаются понять условие задания по первым словам и достраивают концовку в собственном воображении, допуская тем самым досадные ошибки в самых легких вопросах. На втором этапе при выполнении пропущенных на первом этапе заданий, если ученики не уверены в правильности выбранного ответа, то советую доверять своей интуиции;
  • читать и анализировать условие задачи: требуется указать одно, а указывают другое, не вчитываясь в задание. Особенно это характерно для тех, кто делает всё быстро – у них срабатывает эффект быстрого угадывания, когда выбирается почти правдоподобный ответ, а остальные не рассматриваются и не анализируется;
  • обращать внимание  на, казалось бы, не имеющие отношения к химии оплошности, из-за которых они могут потерять немало баллов. Например, часто забывают посчитать коэффициент 1, который перед формулами не записывается. Аналогичную ошибку допускают и при подсчете индексов: индекс 1 в формуле также не записывается, но он есть, и в сумме индексов должен быть учтен.
    При выполнении расчетных задач следует обратить внимание на единицы измерения величин;
  • если задание кажется трудным или непонятным, лучше пропустить его, и вернуться к нему позднее. 
    Так как задержавшись на трудных или непонятных заданиях, они не успеют выполнить более лёгкие задания и не доберут те баллы, которые могли бы получить.
    Не нужно тратить эмоции на преждевременную досаду. Эта рекомендация адресована, прежде всего, медалистам,  которые стараются сделать все, и сделать правильно;
  • тест нужно выполнять в два этапа. На первый - отводить два часа из отпущенных трех. За это время нужно пройти все задания. При этом возможно набрать максимум баллов на легких заданиях. За оставшийся час на втором этапе нужно подумать и добрать еще баллы на трудных заданиях, которые вначале пропустили;
  • нужно думать только о текущем задании, т. е. стараться забыть все, что было в предыдущем, так как задания в тестах не связаны друг с другом, и поэтому те знания, которые применили в одном задании теста (решенном или пропущенном ими), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и верно решить другое;
  • часто в заданиях приводится лишняя информация, избыточные данные для решения задач – это может сбить с толку.

В целях совершенствования подготовки к экзамену по химии важно использование результатов ЕГЭ прошлых лет. В первую очередь это предполагает осознание того, какова должна быть полнота и глубина усвоения знаний, проверяемых экзаменационной работой.

Анализ и типичные ошибки выпускников в освоении отдельных элементов содержания курса химии перечислены в письмах об основных результатах ЕГЭ, а также в рекомендательных письмах по подготовке к ЕГЭ. Сравнение результатов ЕГЭ нескольких лет показывает, что данные об усвоении содержания курса химии позволяют объективно оценить уровень общеобразовательной подготовки выпускников, принимающих участие в экзамене. При этом выявляются, в основном, те же недостатки, которые были обнаружены и в предшествующие годы. С учетом этих результатов намечаю направления совершенствования подготовки.        

Система подготовки построена таким образом:

  • в 10 классе на дополнительных занятиях отрабатываются теоретические знания и практические умения по органической химии;
  • в первом полугодии 11 класса прорабатываются вопросы 1, 2, 3, части ЕГЭ (по материалам, имеющимся в кабинете);
  • во втором полугодии, всё время, отведённое на подготовку к ЕГЭ, направлено на решении вариантов прошлых лет, а также на отработку тех вопросов, в которых учащиеся допускают ошибки. Для достижения этой цели использую следующее:

А) учащиеся решают предложенный вариант ЕГЭ;

Б) после проверки учителем исправляют ошибки, допущенные при выполнении теста;

В) после вторичной проверки ошибки анализируются и разбираются вместе  с учителем (индивидуальная работа на этом этапе обязательна.

Наибольшую трудность у учащихся вызывают задания 3 части (части С). Одним из пяти заданий является расчётная задача, за которую учащийся может получить 4 балла. Но для этого выпускник должен владеть определёнными навыками и умениями. Ведь не секрет, что на решении задач на уроках времени практически нет.

Какие навыки необходимо формировать в процессе решения задач? Учитывая разнообразие задач, сформулирую только самые общие требования:

  • записывать данные условия задачи и то, что требуется найти. Грамотно записанное «Дано» позволяет наметить ход решения задачи, не упустить ни один из параметров задачи;
  • решение расчетных задач должно преимущественно вестись на языке количества вещества, в молях;
  • при решении задачи прописывать всё максимально подробно и чётко, без сокращений, не забывая единицы измерений;
  • при невозможности использования реальных формул веществ используются буквенные обозначения, общие формулы классов веществ;
  • при невозможности использовать численные данные для непосредственных расчетов вводятся неизвестные величины и составляются алгебраические уравнения;
  • если число неизвестных больше, чем число уравнений необходимо использовать для решения дополнительную информацию, которую может подсказать Периодическая система, общая формула вещества и т.п.

Как один из способов анализа условия задачи и путей ее решения можно рекомендовать и прием "нарисуй задачу". Это могут быть схемы превращения фаз, отражающие сущность описанных в условии процессов, или структурные схемы решения задачи.  Особенно эти схемы помогают учащимся при решении задач на растворы. Например:

К 120 г 20%-ного раствора серной кислоты добавили 40 г 50%-ного раствора H2SO4. Какова массовая доля вещества во вновь получившемся растворе?

Исходя из формулы: mв-ва = ω * mр-ра  (массовая доля берется в долях единицы), можно составить следующую схему:

                        0,2                                   0,5                                       х                    

   

120*0,2 + 40*0,5 = 160*х,      откуда х=0,275    (27,5%)

Или:

определите массовую долю хлорида натрия в растворе, полученного  смешиванием 150 г 20% раствора хлорида натрия и 250 г 35% раствора хлорида натрия.

 

                                                                                  =  

                                +                                 =          

А также при :

1. смешении растворов разной концентрации

w1

w2

w3

m1

m2

m3

m3  =   m1   +   m2                            m3(c)  =   m1(c)   +   m2(c)            w3=   m3(c)  / m3

Если добавляют кристаллогидрат, то это тоже раствор, надо только вычислить массовую долю растворенного вещества.

2. разбавление раствора  водой

w1

0

w2

m1

  mводы

m2

   

m2 =   m1   +   mводы      m2(c)   =   m1(c)             w2= m2(c)   / m2

3. добавление твердого вещества

w1

1

w2

m1

  mсоли

m2

m2 =   m1   +   mсоли                          m2(c)   =   m1(c) +  mсоли              w2= m2(c)   / m2

Когда показываю этот метод детям, они наглядно видят изменения, происходящие в результате процесса растворения и решение задачи становится более понятным. Особенно, если до этого кто-то пытался разобрать правило креста. Метод рисунков практически никогда не подводил и легко запоминается ребятами. 

Умения непосредственной работы с веществами и химическим оборудованием также очень важны для успешного выполнения заданий ЕГЭ 2 и 3 части (части В и С). Ведь в этих заданиях встречаются задания на мысленный эксперимент или качественные задачи. Если школьник ни разу не собирал приборы, не держал в руках склянку с веществами, не зажигал спиртовку, не смешивал вещества, не видел качественные реакции – выполнить такие задания ему будет нелегко. Для непосредственного знакомства с химическими веществами будут полезны уже и такие виды деятельности, как систематизация реактивов в школьной химической лаборатории, обновление этикеток, составление коллекций, приготовление растворов.

Из приемов, которые будут необходимы при решении практических задач, можно отметить следующие:

  • взвешивание, измерение объема.
  • приготовление растворов, фильтрование, разделение смесей, собирание газов, высушивание.
  • распознавание веществ с помощью качественных реакций на важнейшие ионы и классы органических и неорганических соединений.
  • работа с делительной воронкой, использование индикаторов.

Учитывая особенности оборудования кабинета химии, с какими - то приемами школьники знакомятся в групповой работе, какие-то операции отрабатываются каждым учеником.

Считаю, что практические занятия при подготовке к ЕГЭ необходимо вводить даже при небогатом оснащении школьного кабинета.

При невозможности проведения эксперимента, демонстрации технологических процессов, производств, влияния факторов на скорость реакции, смещение химического равновесия и пр., использую видеофрагменты или виртуальную лабораторию.

В заключении отмечу, что наиболее эффективными формами,  методами и приемами по подготовке к ЕГЭ по химии являются следующие из них:

  • работа с тестовыми заданиями;
  • дифференцированный подход в обучении и подготовке;
  • индивидуальные занятия, консультации, обзорные уроки;
  • формирование у учащихся на уроках химии умений, навыков, развитие компетенций, необходимых для успешной сдачи ЕГЭ:
  • регулярная проверка качества знаний с помощью тестирования, компьютерных спецпрограмм (тренажеров по ЕГЭ).
  • прорешивание максимально возможного количества тестов – вариантов ЕГЭ с последующим анализом допущенных ошибок.

Если говорить о технологиях обучения, то это, во-первых, технология обучения в сотрудничестве, целью которой является не только овладение умениями, знаниями, навыками, интеллектуальное развитие каждого ученика на уровне, соответствующим именно его индивидуальным особенностям, но и эффект социализации, формирование коммуникативных умений, нравственное воспитание личности.

А во – вторых – это личностно-ориентированное обучение. Здесь приоритетным становится акцент на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого ученика с учетом его особенностей и возможностей, деятельность, не всегда укладывающуюся в систему урока.

Конечно, как бы ни работал учитель, главным в достижении положительного результата является желание самого выпускника сдать хорошо экзамен и соответственно понимание необходимости регулярных занятий по химии.

Использованная литература:

  1. Можаев Г.М. «Подготовка школьников к олимпиадам по химии»
  2. Рисунки при анализе условия задачи (материалы участников сообщества «Химоза»)
  3. Плужникова Л.Н. «Роль расчётных задач по химии при подготовке к ЕГЭ»
  4. Методические письма «Об использовании результатов единого государственного экзамена


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы МОУ СОШ № 2 с углубленным изучением отдельных предметов г.о. Кинель по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по математике.

Освещена система работы учителей математики по подготовке учащихся к ЕГЭ и достигнутые результаты....

«Система работы учителя физики по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ»

Выступление на методическом объединении учителей физики, математики, информатики...

Разработка системы подготовки учащихся к сдаче ОГЭ по физике

Разработка системы подготовки учащихся к сдаче ОГЭ по физике...

Система подготовки учащихся к сдаче ГИА по математике

Данная методическая разработка посвящена организации работы учителя и учащихся по подготовке к сдаче ГИА по математике. Особенностью сдачи ГИА в 9 классе по математике является необходимость знания ал...

Система подготовки учащихся к сдаче ГИА по физике

Система подготовки учащихся к сдаче ГИА по физикеМетодическая разработкаАннотацияДанная методическая разработка посвящена организации работы учителя и учащихся по подготовке к сдаче ГИА по физике. Осо...

Подготовка учащихся к WorldSkills по компетенции «Технологии моды» в рамках внеурочной деятельности

Сегодня в нашей стране движение WorldSkills набирает всё большую силу, и оно направлено на повышение престижа рабочих профессий и квалификации работников, на привлечение молодежи в производственные се...