Система подготовки учащихся к сдаче ГИА по физике
методическая разработка по физике (7, 8, 9 класс)

Лукосяк Евгений Германович

Система подготовки учащихся к сдаче ГИА по физике

Методическая разработка

Аннотация

Данная методическая разработка посвящена организации работы учителя и учащихся по подготовке к сдаче ГИА по физике. Особенностью сдачи ГИА в 9 классе по физике является необходимость знаний не только физики, но так же алгебры, геометрии, химии. Не секрет, что для многих учащихся проблемой является изучение математики. Сложности начинаются ещё в начальной школе, постепенно они превращаются в большие проблемы. На мой взгляд данная разработка поможет учителю подготовить учащихся к сдаче ГИА в хорошем эмоционально-психологическом настрое, а главное – с необходимым багажом знаний. В работе представлена поэтапная организация работы учащихся при изучении физики в 7-9 классах.

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Основная часть
    1. Работа на уроках
    2. Организация итогового повторения
    3. Организация работы над заданиями первой части (1-22 задания)
    4. Организация работы над заданиями второй части (23-26 задания)
  3. Заключение
  4. Используемая литература
  5. Приложения

Пояснительная записка

В современном мире человек должен быстро реагировать на происходящие изменения, уметь принимать быстрые и взвешенные решения, логически мыслить. Именно всему этому ученик может научиться на уроках физики.

Алгебра является одним из опорных предметов основной школы; она обеспечивает изучение других дисциплин, в первую очередь предметов естественно-научного цикла – физики, химии, информатики. Развитие логического мышления у учащихся помогает и при изучении предметов гуманитарного цикла (истории, обществознания и др.).

Физика существенно расширяет кругозор учащихся, развивает их творческие способности.

Однако, изучение физики связано с большими проблемами, так как требует от учащихся больших умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности воображения, умения планировать свою работу. Всё это в дальнейшем пригодится учащимся в жизни, поможет им открыть смысл очень многих вещей. Именно поэтому в требованиях к сдаче ГИА в 9 классе по физики выделена работа по модулям.

Основная часть

Для успешной сдачи экзаменов девятиклассникам необходима определённая система подготовки.

Учителю необходимо:

  • Систематически обрабатывать навыки мышления;
  • Формировать у учащихся навыки самостоятельной работы;
  • Формировать навык самоконтроля;
  • Учить проводить рассуждения при решении задач;
  • Учить записывать эти рассуждения в нужной форме

Работа на уроках

Подготовку к ГИА надо начинать с 7 класса, когда учащиеся начинают фундаментальные законы (Плотность, Сила Архимеда, Давление, Сила тяжести). Для работы в 7-9 классах я определил  необходимость соблюдения определённых правил:

  1. С первых уроков в 7 классе я предупреждаю учащихся о необходимости вести отдельную записную книжку с формулами. После изучения каждой темы такая книжка берётся на проверку, пишутся все замечания, если это необходимо. В конце учебного года в такую тетрадь для каждого ученика я вклеиваю бонус: обобщающие таблицы за учебный год.
  2. Уроки часто начинаю с простых задач без расчетов. Результаты этих задач обычно шокируют, так как они понимают, что не все знания применяются по тем ситуациям о которых идет речь, многие ошибаются в областях их применений.
  3. При обобщении материала по теме применяю задания в формате ГИА (из сборника заданий ГИА задач с ответами под редакцией Н.К Ханнанова). Для отработки навыков в качестве домашнего задания выдаю тренажёр по данной теме. Тренажёры составляю сам, используя различные сборники и учебники.

 

Организация итогового повторения

В 9 классе на каждую неделю я выдаю вариант ГИА для решения дома. По результатам проверки этих вариантов на уроке выделяю время для разбора характерных ошибок. Готовлю новые тренажёры для итогового повторения. Тренажёры меняю в зависимости от результатов решения домашних вариантов и написания диагностических работ. Диагностические работы мы пишем в конце каждой четверти. Обычно необходимо составлять тренажёры по темам: «Кинетическая и потенциальная энергии», «удельная теплоемкость  и др.

Организация работы над заданиями второй части

При рассмотрении заданий второй части необходимо уделить внимание правильному оформлению решения. Так, например, при  решении текстовых задач стараюсь подобрать задания всех видов. Причём сначала необходимо записать алгоритм решения таких задач, обратить внимание на необходимость составления таблицы по условию, а также обратить внимание на ожидаемые результаты. При решении заданий на графики также нужно применять алгоритмы, которые надо выучить. Они позволяют решать такие задания быстро, так как учащиеся знают порядок действий и ожидаемые результаты.

Для решения задач нужно чётко оговорить, что необходимо соблюдать следующие пункты:

  • Наличие «дано»;
  • рисунок;
  • Каждая запись должна быть подтверждена положением теории;
  • Обязательно наличие ответа.

Для решения этих заданий выделено время в конце урока, задание должно быть «в тему».

Заключение

Такой подход при подготовке учащихся к итоговой аттестации даёт свои результаты:

  • Учащиеся психологически готовы, они видят, какую большую работу проделали;
  • Большинство учащихся вынуждены выучить основные теоретические положения, это позволяет им успешно выполнять задания;
  • Учащиеся обрабатывают различные способы решения одних и тех же задач, что позволяет им быстро ориентироваться при решении нестандартных заданий.

Формирование опыта решения заданий итоговой аттестации происходит на различных стадиях освоения учебного материала. Я пытаюсь использовать все виды памяти, чтобы ученики с разной организацией могли выполнять хотя бы минимальный набор заданий (для получения положительной оценки).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система подготовки учащихся к сдаче ГИА по физике

Методическая разработка

Аннотация

Данная методическая разработка посвящена организации работы учителя и учащихся по подготовке к сдаче ГИА по физике. Особенностью сдачи ГИА в 9 классе по физике является необходимость знаний не только физики, но так же алгебры, геометрии, химии. Не секрет, что для многих учащихся проблемой является изучение математики. Сложности начинаются ещё в начальной школе, постепенно они превращаются в большие проблемы. На мой взгляд данная разработка поможет учителю подготовить учащихся к сдаче ГИА в хорошем эмоционально-психологическом настрое, а главное – с необходимым багажом знаний. В работе представлена поэтапная организация работы учащихся при изучении физики в 7-9 классах.

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Основная часть
  1. Работа на уроках
  2. Организация итогового повторения
  3. Организация работы над заданиями первой части (1-22 задания)
  4. Организация работы над заданиями второй части (23-26 задания)
  1. Заключение
  2. Используемая литература
  3. Приложения

Пояснительная записка

В современном мире человек должен быстро реагировать на происходящие изменения, уметь принимать быстрые и взвешенные решения, логически мыслить. Именно всему этому ученик может научиться на уроках физики.

Алгебра является одним из опорных предметов основной школы; она обеспечивает изучение других дисциплин, в первую очередь предметов естественно-научного цикла – физики, химии, информатики. Развитие логического мышления у учащихся помогает и при изучении предметов гуманитарного цикла (истории, обществознания и др.).

Физика существенно расширяет кругозор учащихся, развивает их творческие способности.

Однако, изучение физики связано с большими проблемами, так как требует от учащихся больших умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности воображения, умения планировать свою работу. Всё это в дальнейшем пригодится учащимся в жизни, поможет им открыть смысл очень многих вещей. Именно поэтому в требованиях к сдаче ГИА в 9 классе по физики выделена работа по модулям.

Основная часть

Для успешной сдачи экзаменов девятиклассникам необходима определённая система подготовки.

Учителю необходимо:

  • Систематически обрабатывать навыки мышления;
  • Формировать у учащихся навыки самостоятельной работы;
  • Формировать навык самоконтроля;
  • Учить проводить рассуждения при решении задач;
  • Учить записывать эти рассуждения в нужной форме

Работа на уроках

Подготовку к ГИА надо начинать с 7 класса, когда учащиеся начинают фундаментальные законы (Плотность, Сила Архимеда, Давление, Сила тяжести). Для работы в 7-9 классах я определил  необходимость соблюдения определённых правил:

  1. С первых уроков в 7 классе я предупреждаю учащихся о необходимости вести отдельную записную книжку с формулами. После изучения каждой темы такая книжка берётся на проверку, пишутся все замечания, если это необходимо. В конце учебного года в такую тетрадь для каждого ученика я вклеиваю бонус: обобщающие таблицы за учебный год.
  2. Уроки часто начинаю с простых задач без расчетов. Результаты этих задач обычно шокируют, так как они понимают, что не все знания применяются по тем ситуациям о которых идет речь, многие ошибаются в областях их применений.
  3. При обобщении материала по теме применяю задания в формате ГИА (из сборника заданий ГИА задач с ответами под редакцией Н.К Ханнанова). Для отработки навыков в качестве домашнего задания выдаю тренажёр по данной теме. Тренажёры составляю сам, используя различные сборники и учебники.

Организация итогового повторения

В 9 классе на каждую неделю я выдаю вариант ГИА для решения дома. По результатам проверки этих вариантов на уроке выделяю время для разбора характерных ошибок. Готовлю новые тренажёры для итогового повторения. Тренажёры меняю в зависимости от результатов решения домашних вариантов и написания диагностических работ. Диагностические работы мы пишем в конце каждой четверти. Обычно необходимо составлять тренажёры по темам: «Кинетическая и потенциальная энергии», «удельная теплоемкость  и др.

Организация работы над заданиями второй части

При рассмотрении заданий второй части необходимо уделить внимание правильному оформлению решения. Так, например, при  решении текстовых задач стараюсь подобрать задания всех видов. Причём сначала необходимо записать алгоритм решения таких задач, обратить внимание на необходимость составления таблицы по условию, а также обратить внимание на ожидаемые результаты. При решении заданий на графики также нужно применять алгоритмы, которые надо выучить. Они позволяют решать такие задания быстро, так как учащиеся знают порядок действий и ожидаемые результаты.

Для решения задач нужно чётко оговорить, что необходимо соблюдать следующие пункты:

  • Наличие «дано»;
  • рисунок;
  • Каждая запись должна быть подтверждена положением теории;
  • Обязательно наличие ответа.

Для решения этих заданий выделено время в конце урока, задание должно быть «в тему».

Заключение

Такой подход при подготовке учащихся к итоговой аттестации даёт свои результаты:

  • Учащиеся психологически готовы, они видят, какую большую работу проделали;
  • Большинство учащихся вынуждены выучить основные теоретические положения, это позволяет им успешно выполнять задания;
  • Учащиеся обрабатывают различные способы решения одних и тех же задач, что позволяет им быстро ориентироваться при решении нестандартных заданий.

Формирование опыта решения заданий итоговой аттестации происходит на различных стадиях освоения учебного материала. Я пытаюсь использовать все виды памяти, чтобы ученики с разной организацией могли выполнять хотя бы минимальный набор заданий (для получения положительной оценки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система работы учителя физики по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ»

Выступление на методическом объединении учителей физики, математики, информатики...

Система работы учителя физики по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ

Базовый уровень изучения физики не рассчитан на подготовку учащихся к продолжению образования в вузах физико-технического профиля, а соответствующая учебная нагрузка может обеспечить усвоение необходи...

Доклад "Из опыта работы по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по физике"

ЕГЭ по физике  - серьезное испытание, требующее большого напряжения сил и серьезной подготовки. Это, прежде всего, многоплановая, кропотливая работа учителя в течение длительного времени; ученику...

Система подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по химии на уроках и во внеурочной деятельности.

В статье рассмотрены эффективные метожы и формы, которые использует автор, при подготовке учащихся к ЕГЭ....

Интерактивные методы обучения при подготовке учащихся к сдаче экзамена по физике в формате ОГЭ

ull;Можно смело утверждать: идеальной методики подготовки учащихся к огэ – нет. Если учитель стремится к успеху своих учеников на  экзамене, то он обязательно выработает свою систему подг...

Разработка системы подготовки учащихся к сдаче ОГЭ по физике

Разработка системы подготовки учащихся к сдаче ОГЭ по физике...

Система подготовки учащихся к сдаче ГИА по математике

Данная методическая разработка посвящена организации работы учителя и учащихся по подготовке к сдаче ГИА по математике. Особенностью сдачи ГИА в 9 классе по математике является необходимость знания ал...