Разработка урока по химии 8 класс
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Латыпова Лилия Расильевна

Растворы

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛАТЫПОВА ЛИЛИЯ  РАСИЛЬЕВНА

Разработка урока химии для  8 класса

по теме: Растворы. Типы растворов. Растворимость.

Учебный предмет: химия

Класс:   8  класс

УМК:     «Химия 8 »  Автор: О.С.Габриелян, Москва, «Дрофа», 2014 год

Тип  урока: урок – формирование новых знаний

Форма урока: урок – исследование

Цель урока:

Содержательная: создать условия для  обобщения и получения новых знаний о растворах.

Деятельностная: продолжить формирование у учащихся новых способов деятельности (умение  отвечать на действенные вопросы, аргументировать свои ответы; обсуждение проблемных ситуаций; умение оценивать свою деятельность и свои знания.

Задачи:

        Образовательные: углубить и расширить знания о растворах; продолжить работу по формированию химических терминов.

        Развивающие: способствовать развитию общеучебных умений и навыков классифицировать и выделять характерные признаки, развитию интеллектуальных способностей учащихся; способствовать развитию интереса к химическим знаниям; способствовать формированию умения использовать теоретические   знания для объяснения закономерностей, наблюдаемых в повседневной жизни; развитие самостоятельной деятельности на уроке, усиление активности и мотивации.

        Воспитательные: воспитание умения быстро ориентироваться в потоке информации и находить нужное; осмыслить и применить полученную информацию; формирование умения работать в группе, в коллективе, где возникает общее решение; уважительно относиться к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её.

        Здоровьесберегающие: способствовать созданию комфортной образовательной среды по сохранению здоровья учащихся и формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни

Планируемые образовательные результаты:

        личностные: уметь формулировать понятия  "растворы", "насыщенные и ненасыщенные растворы", "гидраты и кристаллогидраты", «растворимость»;  объяснять характерные признаки растворов; знать применение растворов в повседневной жизни;

        метапредметные: развитие у учащихся навыков проектной деятельности, навыков исследовательской деятельности; развитие у учащихся навыков работы с цифровыми образовательными ресурсами.

        предметные: выделять существенные признаки растворов, их приготовление и использование.

Техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.

Оборудование и реактивы: стаканы, ложки, сахар, вода

Дидактические, демонстрационные материалы: презентация Power Point, таблицы растворимости, образцы растворов или средств для их приготовления из повседневной жизни (лекарственные порошки; чайная сода (бикарбонат натрия)  и уксусная кислота; баночка соленых огурцов (рассол в нем); кастрюля, соль, вода и макароны; чай, сахар-рафинад, сахарный песок, лимон, варенье; коллекция монет.

Используемые технологии:

-ИКТ-технологии 

1.домашнее задание (тесты на страничке учителя в разделе «Виртуальные факультативы: Химия на «5», Простейшие тесты для начинающих химиков»);

2.частично – для презентации урока (обработка  информации, работа с фото, «Электронным образованием»);

-проектная деятельность;

-технология с использованием Сингапурской методики (при рефлексии)

-технология деятельностного метода обучения 

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Математика

Физика

Биология

  • Фронтальная
  • Индивидуальная
  • Групповая
  • УМК

«Химия 8» О.С.Габриелян,

 8 класс, М., «Дрофа», 2014.

ПЛАН ФРАГМЕНТА УРОКА:

  1. Организационный момент (1 мин);
  2. Этап постановки цели и задачей урока (4 мин);
  3. Этап первичного усвоения новых знаний (10 мин);
  4. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин);
  5.  Рефлексия (3 мин).

Итого: 20 минут

ХОД ФРАГМЕНТА УРОКА

I. Организационная часть

    Цель: организовать направление внимания обучающихся на урок.

Личностные УУД: создание эмоционального фона урока; внутренний настрой учащихся на учебное занятие.

Регулятивные УУД: реакция на звонок; волевая саморегуляция;  развитие способности самоконтроля готовности к уроку.

        

        Здравствуйте, ребята! Вы пришли сегодня ко мне в гости, а я, как гостеприимная хозяйка, приглашаю Вас к столу, давайте посидим, поговорим о том, что знаем, а может, еще что-то новенького узнаем….                                    (Слайд 1)

(Учащиеся усаживаются за круглый стол, у каждого стакан кипятку, ложка; на столе сахарный песок, сахар-рафинад, конфеты, лимон и т.д.)

II. Целеполагание и мотивация

        Цель: выявить систему опорных знаний и усвоенных учебных действий, необходимых для восприятия нового материала, формировать способность к работе с содержанием учебной литературой, объектами живой и неживой природы.

Личностные УУД: осознание границ собственных знаний; заинтересованность учащихся в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и задач урока.

Коммуникативные УУД: умение участвовать в учебном диалоге.

-Ребята, на столе, помимо чайных принадлежностей и угощений имеются и другие бытовые (кухонные) предметы, продукты. Ну, обо всем по порядку…

Перед каждым из Вас стакан кипятка, необходимого для чаепития. А что это за вещество?

-Вода.

-А какая формула у кипятка?

2О

-А к какому классу соединений вода относится?

-К оксидам.

-А в Ваших стаканах чистая вода?

-Нет.

(Все ученики берут стаканы, заваривают чай одноразовыми пакетами, кладут сахар, варенье, лимон и т.д.)

-А что в ней помимо молекул оксида водорода?

-Хлор, различные соли….

-А часто нас окружают чистые вещества?

-Нет.

-А какие смеси вы знаете?

-Воздух, сплавы и т.д.

-То есть различные по агрегатному состоянию                                                                                  (Слайд2-состав воздуха)

- Посмотрите, какая коллекция монет у меня есть (Коллекция Сочинских монет, Екатерининская, советского периода, современного периода). Известно, что белые монеты делают из нейзильбера (20% меди, 35% никеля, 45% цинка), а желтые из сплавов меди и никеля (мельхиор), меди и цинка (латуни), алюминиевой бронзы (меди и алюминия) Значит смеси бывают и твердые                                                                                                                                         (Слайды 3-5)

-Но с какими смесями по агрегатному состоянию в жизни мы встречаемся чаще?

-Жидкими.

-Мы пьем чай, а чай это что?

-Раствор?

-Посмотрите, кто-то пьет чай с сахаром, кто-то с вареньем, лимоном, молоком. То есть химический состав содержимого Ваших стаканов одинаков?

-Нет

-Чем мы с Вами сейчас занимаемся с химической точки зрения?

-Приготовлением растворов.

-Как Вы думаете,  о чем мы сегодня с Вами будем говорить?

-О растворах

-Правильно. Тема нашего сегодняшнего урока: Растворы. Типы растворов. Растворимость                              (Слайд 6)

III. Этап первичного усвоения новых знаний

Цель: привлечь внимание к новым сведениям, выявить осознанное понимание нового материала.

Регулятивные УУД: развитие навыков самостоятельности, инициативы, ответственности за свои действия как условие самоактуализации личности.

Личностные УУД: осознание значимости отобранного материала; формирование алгоритма своего действия.

Познавательные УУД: умение структурировать знания; поиск и отбор необходимой информации.

-А из чего состоит раствор?

-Из вещества и растворителя?

-А что может быть растворителем?

-Вода, ацетон, спирт,----

-А какие растворы Вы готовите у себя дома?

-Лекарства, рассол при консервировании, варим еду, гасим соду уксусом (все вещества на столе).

-А когда делаете ремонт (краски, клей), выращиваете урожай (удобрения, отрава) и т.д. и т.п. Часто встречаетесь с растворами в быту?

-Да.

-Посмотрите, кто –то положил в стакан сахарный песок, а кто-то сахар-рафинад. У кого сахар быстрее растворился?

-У кого песок.

-А почему вы мешаете ложкой?

-Что бы быстрее сахар растворился.

-А где сахар быстрее растворится, в теплой или горячей воде?

-В горячей.

-Ребята, вспомните, а  когда варите макароны и  кладете соль в кипящую воду, вода перестает кипеть?

-Да, потому что в кастрюле уже не чистая вода, а раствор, у него своя температура кипения.

-Давай, Миша, положи еще ложечку сахара, растворился?

-Да.

-Еще ложечку. (Учитель просит добавлять раствор до тех пор, пока сахар не перестанет растворяться)

-Сахар больше не растворяется, в таких случаях раствор называют насыщенным.

-А как Вы думаете, как будет называться раствор, в котором, еще может сахар растворяться.

-Ненасыщенным.

-Какие Вы молодцы.

-А если повысить температуру, добавим кипятку, будет сахар растворяться?

-Да.

-Значит, какой вывод делаем?

-С повышением температуры растворимость вещества растет.

-А если этот раствор охладить, то получается пересыщенный раствор (если вещество не выпадет в осадок). А как готовят пересыщенный раствор, прочтете дома.

 Из некоторых веществ легко получить кристаллогидраты –глауберова соль, медный купорос. В их состав входит вода (кристаллизационная).                                                                                                                                               (Слайд 7) 

. Подумайте, сульфат меди был бесцветным, а кристаллогидрат-голубой. Что произошло?

-Видимо, химическая реакция, изменение окраски-признак химической реакции.

-До сегодняшнего дня, мы, как Вант-Гофф, Аррениус, Оствальд, считали что смеси и растворы-это одно и то же. То есть при изучении физики мы сталкивались с понятием диффузия, и считали, что растворение-это чисто физический процесс. Но Менделеев придерживался другой теории. А существование кристаллогидратов являлись доказательством этой теории. Что же это за теория?

-Растворение относят к физико-химическому процессу.

-Совершенно верно.

А сейчас я раздам Вам таблицы растворимости (образцы КИМов ЕГЭ). Вы прекрасно знаете, что кроме таблицы Менделеева на любом экзамене по химии можно пользоваться таблицей растворимости. Поэтому Вы прекрасно должны в ней ориентироваться. (Учитель напоминает, как с ней работать).Вещества делятся на растворимые (растворяется больше 1 г в 100 г воды, нерастворимые -меньше 0,1 г, малорастворимые- от 0,1 до 1 г в 100г воды и несуществующие в водном растворе.                                                                                                                                                          (Слайд 8)

        Я Вам буду называть вещества, а Вы пользуясь данной таблицей будете говорить - какое оно: купоросное масло-«хлеб химической промышленности»-серная кислота (не напомните как готовить раствор-кислоту приливать в воду или воду в кислоту), поваренная соль-пищевая соль-хлорид натрия, свинцовый блеск-сульфид свинца, плавиковая кислота-фтороводородная кислота и т.д.

IV. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Личностные УУД: выделение  и осознание учащимися усвоенного материала и материала, который подлежит усвоению; воспитание ответственности.

Регулятивные УУД: управление своей деятельностью, самостоятельный контроль, коррекции.

Задание на дом:                                                                                                                                               (Слайды 9-12)

Обязательное:

Изучить параграф 34

Необязательное:

1.Выполнить тесты «Вычисление массовой доли вещества в растворе» в Виртуальном факультативе по химии «Простейшие тесты для начинающих химиков» («Электронное образование») учителя химии Латыповой Л.Р.

2.Приготовить пересыщенный раствор (сфотографировать, представить алгоритм работы) 

V. Рефлексия

Личностные УУД: самоанализ своей деятельности

Регулятивные УУД:                       Организация учащимися своей учебной деятельности в зависимости от обозначенных пробелов в полученных новых знаниях; умение осуществлять самоконтроль и самооценку

В ходе нашего урока вы показали себя наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя все новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование

Наш урок подошёл к концу. Давайте ответим на вопрос: «Что тебе понравилось на уроке?».

Рефлексия учебных действий                                                                                                                                          (Слайд 13)

Учитель предлагает учащимся выбрать окончания фраз и подойти к тому углу, где висит вывеска с началом фразы:

 

Сегодня  я узнал…              

Было интересно…          

Было трудно…                    

Я научился…

Учащиеся разбились на 4 группы, уже можно сделать выводы о том, чему больше они научились, узнали и т.д.

Прослушивают высказывания нескольких учащихся (методика Конэрс из Сингапурской технологии).

Спасибо, ребята, за совместную работу. Я думаю, что урок был полезным для Вас, побудил к дальнейшим действиям. Вы сами себя оценили, наметили план мероприятий по ликвидации пробелов в знаниях. Вы поняли, что все в Ваших руках! До свидания.                                                                                                                                              (Слайд 14)

Технологическая карта фрагмента урока по теме

Растворы. Типы растворов. Растворимость.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результат

Универсальные учебные действия

1

Организа-

ционный

Организует деятель-

ность по подготовке к уроку

Готовят рабочее место

Готовность  к уроку

Личностные УУД: создание эмоционального фона урока; внутренний настрой учащихся на учебное занятие.

Регулятивные УУД: реакция на звонок; волевая саморегуляция;  развитие способности самоконтроля готовности к уроку.

2

Целепола-гание и мотивация

Создает проблемные ситуации, необходимую для постановки учебной задачи посредством непринужденной беседы

Формулируют: что требуется делать, вырабатывают стратегию урока

Формули-

ровка учащимися  темы урока и определение целей урока

Личностные УУД: осознание границ собственных знаний; заинтересованность учащихся в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и задач урока.

Коммуникативные УУД: умение участвовать в учебном диалоге.

Регулятивные УУД:

определять цели учебной деятельности

3

Первичное усвоение новых знаний

Знакомит с различными видами растворов, используемых в быту, предлагает ученикам их приготовить, презентация материала с фактами из жизни)

Вспоминают, что им известно по изучае-

мой теме

Систематизируют информацию

Делают предпо-ложения

Совместно активизируют и воспроизводят полученную информацию в соответствии с учебной задачей.

Регулятивные УУД: развитие навыков самостоятельности, инициативы, ответственности за свои действия как условие самоактуализации личности.

Личностные УУД: осознание значимости отобранного материала; формирование алгоритма своего действия.

Познавательные УУД: умение структурировать знания; поиск и отбор необходимой информации.

4

Информация о домашнем задании, инструк-таж по его выполне-нию

Объявляет Д/З:

Обязательное:

Изучить параграф 34

Необязательное:

1.Выполнить тесты «Вычисление массовой доли вещества в растворе» в Виртуальном факультативе по химии «Простейшие тесты для начинающих химиков» («Электронное образование») учителя химии Латыповой Л.Р.

2.Приготовить пересыщенный раствор (сфотографировать, представить алгоритм работы) 

Восприятие, осознание  Д/З, запись

Запись учащимися Д/З в дневниках

Личностные УУД: выделение  и осознание учащимися усвоенного материала и материала, который подлежит усвоению; воспитание ответственности.

Регулятивные УУД: управление своей деятельностью, самостоятельный контроль, коррекции.

5

Рефлексия учебных действий

Предлагает учащимся выбрать окончания фраз (методика Конэрс из Сингапурской технологии):

Сегодня  я узнал…              Было интересно…           Было трудно…                     Я научился…                  

Выбирают окончания фразы в соответствии с собственной внутренней оценкой

Анализ результатов собственной деятельности; определение существующих пробелов в знаниях

Личностные УУД: самоанализ своей деятельности

Регулятивные УУД:                                       Организация учащимися своей учебной деятельности в зависимости от обозначенных пробелов в полученных новых знаниях; умение осуществлять самоконтроль и самооценку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по химии в 11 классе по теме «Химические реакции в органической химии».

Разработка урока в 11 классе в свете подготовки к ЕГЭ по химии....

Методическая разработка урока по химии для обучающихся 10 класса.Тема урока:"Белки и их химико-технологические свойства"

Урок включает несколько этапов: повторе­ние, изучение нового материала, лаборатор­ную работу, закрепление и контроль знаний. Данная работа содержит развернутый план-конспект-структуру и ход урока, при...

Разработка урока по химии в 8 классе « Простые и сложные вещества» МБОУ «Богатищевская СОШ» Разработала: Притуло Т.В. – учитель химии высшей категории

Цель: ознакомление с простыми и сложными веществами – основными формами существования элементов в природе; выполнение заданий на усвоение понятий «простое вещество», «сложное вещество», В...

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Разработка урока по химии в 8 классе на тему "Повторение классов неорганических веществ"

Тема урока "повторение классов неорганических веществ" по УМК О.С.Габриелян. Данная тема проводится после изучения основных классов неорганических веществ, как подготовка к контрольной работ...