Организация педагогического сопровождения высокомотивированных учащихся для результативного участия в олимпиадах по учебному предмету «Химия».
статья по химии на тему
Актуальной задачей современного образования является выявление высокомотивированных детей, раскрытие и реализация их потенциальных способностей.
Исходя из этого, современный педагог должен стремиться к созданию педагогических условий, максимально способствующих развитию интеллектуально-творческого потенциала высокомотивированных учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_pedagogicheskogo_soprovozhdeniya_vysokomotivirovannyh_uchashchihsya.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация педагогического сопровождения высокомотивированных учащихся для результативного участия в олимпиадах по учебному предмету «Химия». Цель
Развитие интеллектуально - творческого потенциала учащихся с высокой мотивацией посредством организации педагогического сопровождения. Актуальность опыта
Актуальной задачей современного образования является выявление высокомотивированных детей, раскрытие и реализация их потенциальных способностей.
Исходя из этого, современный педагог должен стремиться к созданию педагогических условий, максимально способствующих развитию интеллектуально-творческого потенциала высокомотивированных учащихся.
Научно-методическое обоснование
Педагогическое сопровождение это процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личного участия, поощрения максимальной самостоятельности подростка, а также подразумевает умение педагога быть рядом, следовать за учеником, сопутствуя его индивидуальному продвижению в учении .
Педагогическое сопровождение можно рассматривать как особую сферу деятельности педагога, ориентированную на взаимодействие со школьником по оказанию ему поддержки в становлении личностного роста, социальной адаптации, принятия решения об избираемой профессиональной деятельности и самоутверждения в ней.
По мнению исследователя Е. А. Александровой, педагогическое сопровождение обеспечивает возрастание умения растущего человека самостоятельно разрешать свои учебные и личностные проблемы. Роль педагога при этом заключается в создании для ребенка эмоционального фона уверенности в том, что в случае необходимости у него всегда есть человек, к которому он сможет обратиться с вопросом.
Интеллектуально-творческий потенциал представляет собой интегративную характеристику личности, характеризующуюся единством познавательного, эмоционально-личностного, мотивационно-волевого компонентов, подлежащих развитию в целенаправленно организованных условиях внеурочной деятельности. Развитие интеллектуально-творческого потенциала школьников обусловлено: а) включением в доступную творческую деятельность, значимую для самого школьника, отвечающую его интересам и создающую возможность для самореализации; б) наличием системы психолого-педагогического сопровождения школьников во внеурочной деятельности, обеспечивающего актуализацию их способностей, потребностей в саморазвитии и положительных ценностных приоритетов.
Высокомотивированные школьники — это дети, у которых с детства развита высокая концентрация внимания, поэтому они долгое время могут уделять какому-либо одному занятию. Методы и формы работы с такими детьми органически сочетаются с методами и формами работы со всеми обучающимися и в то же время отличаются определенным своеобразием. Наиболее распространенными формами работы с высокомотивированными учащимися являются: групповые занятия по подготовке к олимпиадам, внеурочная деятельность, занятия на курсах по выбору.
Однако выявлено, что более эффективной формой подготовки высокомотивированных учащихся является индивидуальная работа, позволяющая выстроить траекторию развития каждого учащегося. Групповая может иметь место, но она должна быть кратковременной и интересной для всех присутствующих, например, демонстрационный химический эксперимент, содержание которого становится затем химической стороной различных по сложности задач.
Работа современного педагога по подготовке высокомотивированных учащихся к участию в олимпиадном движении различного уровня остаётся значимой для системы образования, так как именно олимпиады воздействуют на мотивационную сферу школьников, способствуют осознанию многоаспектной ценности полученных знаний. Однако возникает противоречие между традиционными формами и методами обучения и необходимостью создания благоприятных условий для развития интеллектуально - творческого потенциала высокомотивированных учащихся, которые нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды, сохраняющей высокую мотивацию учащихся и их здоровье на всех этапах олимпиадного движения.
На современном этапе развития общества в психологических и педагогических кругах большой интерес вызывает важнейшее направление в работе современного педагога, а именно: проблема развития интеллектуально- творческого потенциала высокомотивированных детей посредством предметных олимпиад различного уровня.
Педагогическое сопровождение высокомотивированных учащихся при подготовке к олимпиадам явилось эффективным средством развития их интеллектуально - творческого потенциала и профессионального самоопределения.
Описание сущности педагогического опыта
В представленном опыте организовать педагогическое сопровождение высокомотивированных учащихся для результативного участия в химических олимпиадах удалось осуществлением деятельности по следующим направлениям: выявление учащихся, формирование позитивной мотивации учащихся и их законных представителей к участию в олимпиадах по химии, составление индивидуальной образовательной траектории обучения.
Первое направление – выявление высокомотивированных учащихся на уроках химии, начиная с 8 класса. В данном опыте применены следующие методами выявления:
- наблюдение за деятельностью учащихся на уроках;
- домашние творческие задания
Установлено, что одним из важных условий успешной деятельности в области химии считается наличие интереса, склонностей и способностей к данной науке. В комплекс химических способностей входят следующие компоненты: логическое мышление, способность к абстрагированию и обобщению, ассоциативное мышление, способность к запоминанию фактического материала, терминов и др. Эти способности нужны и другим специалистам – физикам, биологам, географам. Химическая же направленность определяется особой любознательностью, проявляемой в познании веществ, процессов их превращения. Химиков отличает стремление работать с веществами, осуществлять превращения веществ, получать новые вещества и т.д.
Следующее направление педагогического сопровождения - формирование позитивной мотивации учащихся и их родителей к участию в олимпиадах через целеполагание, через психологические тренинги. Целеполагание является мощным самомотивирующим фактором, помогает определять основные жизненные цели, расставлять приоритеты и повышает личную успешность высокомотивированных учащихся. Предварительно побеседовав с родителями, на консультациях учитель помогает учащемуся сформулировать личностные цели участия в олимпиадах, соизмерять цели со своими возможностями, определить конкретные действия по достижению поставленных целей и анализировать результаты их выполнения. Таким образом, в воспитанника нужно вселять уверенность в том, что рядом с учителем и родителями он обязательно придет к успеху.
Очень важную роль при подготовке учащихся к олимпиадам различного уровня играет психологический тренинг. Ни для кого не секрет, что участник олимпиады испытывает стресс, причем, чем выше уровень олимпиады, тем стресс больше. От правильного настроя зависит не только результат участника, но и его психологическое здоровье. Особое внимание необходимо уделить умениям концентрироваться на главном, не зацикливаться на неудачах, потому что на выполнение определенного числа задач отводится максимум четыре астрономических часа. Для участников олимпиад наиболее значимыми являются следующие психологические характеристики: высокий уровень самоорганизации, устойчивая работоспособность, сформированность внутреннего плана действий, навыков эмоциональной саморегуляции, стрессоустойчивость. Важным направлением педагогического сопровождения высокомотивированных учащихся в олимпиадном движении является составление для каждого из них индивидуальной образовательной траектории обучения в основу которой положен принцип увеличения объёма знаний, умений и навыков на том концептуальном уровне, который заложен в учебной программе по химии. Индивидуальная образовательная траектория предоставляет возможность высокомотивированному учащемуся получить не только больший объём знаний, но и оптимальные условия для развития способностей мыслить творчески, логически, а также укрепить уверенность в своих силах. Результаты движения по образовательной траектории можно проверять, ориентируясь на созданный учениками продукт; полученные знания, которые реализуются в умениях оперировать ими в стандартной или творческой ситуации, отмечая формирование различного вида умений –мыслительных, коммуникативных, познавательных и т.д. Кроме того, необходима постоянная обратная связь, позволяющая не только корректировать движение ученика по траекториям (а иногда и саму траекторию), но и оценивать его продвижение.
Следующее направление в организации педагогического сопровождения – результативность. Как в любом состязании, в олимпиадах разного уровня есть и победители, есть и побежденные. Поэтому важно, чтобы результат очередной олимпиады воспринимался каждым участником как очередная победа не в сравнении с другими участниками, а в сравнении с самим собой. Анализ динамики достижений создает положительный эмоциональный фон и мотивирует учащихся к новым целям. В индивидуальной беседе учащимся и учителем обсуждаются возможные варианты коррекции индивидуальной образовательной траектории подготовки.
Результативность
Использование данного опыта работы по развитию интеллектуально- творческого потенциала высокомотивированных учащихся посредством организации педагогического сопровождения позволило достигнуть следующих результатов:
- повышения результативности высокомотивированных учащихся в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах;
- динамики достижений отдельных высокомотивированных учащихся
- самоопределения будущей профессии;
- авторитетности победителей и призеров олимпиад среди учащихся;
- стремления выпускников участвовать в студенческих научно-практических конференциях. Надо отметить, что это проводиться систематически на базе ЮЗГУ.
Осуществление педагогического сопровождения высокомотивированных учащихся для результативного участия в олимпиадном движении требует от учителя глубоких знаний предмета, знаний в области психологии высокомотивированных учащихся, владения современными педагогическими технологиями, требует сотрудничества с родителями участников олимпиад.
Процесс организации педагогического сопровождения не позволяет учителю стоять на месте, побуждает все время двигаться вперед, что способствует: саморазвитию, самореализации, освоению новых технологий, практик, развитию информационной культуры.
Каждый творческий учитель может продумать и организовать педагогическое сопровождение высокомотивированных учащихся в зависимости от предмета, уровня и потребностей своих воспитанников, используя свои наиболее удачные приёмы, методы, современные педагогические технологии. Реально ли подготовить призера второго, третьего, заключительного этапов республиканской олимпиады? Из представленного опыта видно, что реально. Главное – любовь к своей работе и детям, окружающим, самому себе, терпение, внимание, неустанный труд.
Литература.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897).
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413).
- Савенков А.И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема/А.И. Савенков // Педагогика.- 2000.- N 10.- С. 87-94.
- Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: Метод. пособие / С. Н. Чистякова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 122с.
- Хуторский А.В.Методика личностно – ориентированного обучения: как обучать всех по разному: пособие для учителя/ А.В. Хуторской. – М.: Владос-пресс, 2005. -383 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на уроках математики в классах педагогической поддержки».
Методическая разработка преподавателя математики – Удодовой Л.В. На тему: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на...
организация педагогического сопровождения опекаемых
Тема: Организация педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Цель: профилактика и предупреждение сиротства; формирование основ комплексного решения про...
Рабочая программа учебного предмета «Химия» для учащихся 8-9 общеобразовательных классов
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмет...
Организация педагогического сопровождения одаренных учащихся на уроках биологии.
Глобальные изменения в социальной, экономической и производственной сферах жизни общества, усиление борьбы за конкурентоспособность государств и информационно-технологическая революция обострили потре...
Педагогическая поддержка высокомотивированных учащихся
План оказания педагогической поддержки высокомотивированных учащихся...
Отчёт по РИП 2020 (для учащихся, выбравших углублённое изучение учебных предметов «Химия» и «Биология»). Автор: Е. В. Саитов
Отчёт по РИП 2020 (для учащихся, выбравших углублённое изучение учебных предметов «Химия» и «Биология»). Автор: Е. В. Саитов...
Педагогическая поддержка высокомотивированных учащихся
План оказания педагогической поддержки высокомотивированных учащихся (пример – составляется на каждого ученика)....