организация педагогического сопровождения опекаемых
методическая разработка по теме

Гайнуллина Гульнара Рашитовна

 

Тема: Организация педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Цель: профилактика и предупреждение сиротства; формирование основ комплексного решения проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание условий для их полноценной жизни и интеграции с обществом.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ    ДЛЯ    ПЕДАГОГОВ

Тема: Организация педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Цель: профилактика и предупреждение сиротства; формирование основ комплексного решения проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание условий для их полноценной жизни и интеграции с обществом.

Оборудование: ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», ФЗ «Об опеке и попечительстве», Постановление Правительства РФ «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», Закон ХМАО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; мультимедийное оборудование.

План консультации.

Знакомство с понятиями «сирота», «социальная сирота», «опека», «попечительство», «замещающая семья».

Знакомство с законодательной базой.

Формы и методы педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

ВВЕДЕНИЕ.

   Глубокий кризис российского общества вызвал резкое ухудшение положения детей. Из года в год растет число родителей, уклоняющихся от своих обязанностей, злоупотребляющих спиртными напитками, ведущих аморальный образ жизни, проявляющих по отношению к детям жестокость и насилие.

   Основные понятия, используемые в законах:

ОПЕКА – форма устройства малолетних граждан (до 14 лет) и признанные судом недееспособными, при которой назначенные ООПиП граждане (опекуны  являются законными представителями подопечных.

ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО – форма устройства несовершеннолетних граждан (от 14 до 18 лет), ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные ООПиП граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие на совершение юридически значимых действий.

ПОДОПЕЧНЫЙ – гражданин, в отношении которого установлены опека и попечительство.

ЗАМЕЩАЮЩАЯ   СЕМЬЯ – иногда используется термин «принимающая семья», это любая семья, в которой ребенка воспитывают не кровные родители. Основная функция такой семьи - заместить, заменить для ребенка потерянных им родителей. К замещающим семьям относятся и семьи усыновителей, опекунские и приемные семьи, детские дома семейного типа, в основе организации которых лежит семья, все формы патронатных семей, а также другие формы семейного устройства, связанные с необходимостью решения медицинских, воспитательных, социальных проблем детей (семейная воспитательная группа, устройство на каникулы и др.)  

ДЕТИ-СИРОТЫ – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель

ДЕТИ,  ОСТАВШИЕСЯ  БЕЗ  ПОПЕЧЕНИЯ  РОДИТЕЛЕЙ – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения обоих или единственного родителя в связи с:

лишением их родительских прав

ограничением их  родительских  прав

признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно недееспособными), находящимися в лечебных учреждениях

объявление их умершими

отбыванием ими наказания в виде лишения свободы

нахождением их под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления

уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов

отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных и др. учреждений

в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей.

ДЕТИ,  НАХОДЯЩИЕСЯ  В  ТРУДНОЙ  ЖИЗНЕННОЙ  СИТУАЦИИ – дети, оставшиеся без попечения родителей

Законодательство.

ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

               Статья 7. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов.

              пункт 3.      

        Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые в соответствии с законодательством РФ несут ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка, по поручению ООПиП и других компетентных органов могут участвовать в мероприятиях по обеспечению защиты прав и хаконных интересов ребенка в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития, правоохранительных и других органах, занимающихся защитой прав ребенка.

                 Статья 15. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

                 пункт 1.

          Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации имеют право на особую заботу и защиту со стороны органов государственной власти, местного самоуправления. Такая защита должна обеспечивать выживание и развитие детей, их участие в общественной жизни.

ФЗ «Об опеке и попечительстве»

                  Статья 6. Органы опеки и попечительства.

                   пункт 3.

           Деятельность ООПиП по оказанию подопечным и 9или) опекунам (попечителям) помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей в свою семью на воспитание осуществляется во взаимодействии с образовательными учреждениями.

                   Статья 7. Задачи ООПиП.

защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены опекаемые дети;

контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством, либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские и др.

Статья 15. Права и обязанности опекунов и попечителей.

Права и обязанности определяются гражданским законодательством. Права и обязанности относительно обучения и воспитания подопечных определяются Семейным кодексом.

Опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия.

Попечитель может выступать в качестве законного представителя своего подопечного в случаях, предусмотренных законодательством.

Попечители оказывают своим подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении своих обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Опекуны и попечители обязаны извещать ООПиП о перемене места жительства подопечных не позднее дня, следующего за днем выбытия подопечных с прежнего места жительства.

При временном отсутствии подопечного в месте жительства, в частности в связи с учебой ил пребыванием в медицинской организации, пребыванием в местах отбывания наказания, не прекращается осуществление прав и исполнение обязанностей опекуна или попечителя.

Статья 24. Надзор за деятельностью опекунов и попечителей.

 пункт 4.

                 Лица, которым стало известно об угрозе жизни или здоровью лица, находящегося под опекой или попечительством, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в ООПиП или прокурору. При получении указанных сведений ООПиП обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов подопечного ив  письменной форме уведомить об этом заявителя.

Постановление Правительства РФ «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»

А) Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, взять в семью на воспитание.

Б) Правила осуществления отдельных полномочий ООПиП образовательными учреждениями, медицинскими организациями и др.

         * проведение обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей (форма акта обследования устанавливается МО РФ).

   При выявлении обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии родительского попечения, организация обязана в течение 1 дня, следующего за днем проведения обследования, сообщить об этом в ООПИП.

В) Правила заключения договора об осуществлении опеки и попечительства.

Г) Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в приемной семье.

Д) Правила осуществления ООПиП проверки условий жизни детей, соблюдения опекунами прав и законных интересов подопечных.

Е) Правила ведения личных дел подопечных.  

Закон ХМАО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Формы и методы педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

изучение взаимоотношений между опекуном и подопечным;

изучение личности подопечного;

установление открытых доверительных отношений с членами семьи;

контроль:

за учебной деятельностью (обучение, посещаемость, наличие учебных принадлежностей, посещение консультативных занятий);

за внеурочной занятостью (вовлечение во внеурочную деятельность, занятия в кружках и секциях, летний отдых);

за здоровьем подопечного (прохождение ежегодного медицинского осмотра, наличие прививок), уровнем развития;

за исполнением обязанностей опекунами.

организация педагогической помощи подопечному:

помощь в обучении (работа с учителями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям);

помощь в решении конфликтных ситуаций;

помощь в выборе (записи) кружка или секции;

правовое просвещение подопечных и опекунов;

педагогическое просвещение опекунов;

защита прав и законных интересов подопечных;

привлечение специалистов.

Критерии и показатели благополучия ребенка в замещающей семье.

1.  Адаптация приемного  ребенка в замещающей семье

Предмет оценки

Признаки

Восприятие и понимание приемным ребенком ситуации смены формы воспитания

имеет адекватные представления о причинах его изъятия из кровной семьи;

имеет желание жить и воспитываться в семье, а не в детском учреждении;

позитивно относится к жизни в данной замещающей семье;

имеет представление как будут организованы его контакты со значимыми для него людьми (кровные родственники, друзья и т.д.)  

Отношение к родителям-воспитателям, формирование привязанности

проявляет симпатию к родителям-воспитателям, не испытывает по отношению к ним негативных чувств, враждебности;

стремится к доверительным, близким отношениям с родителями-воспитателями, уверен в их стабильности;

имеет желание как можно больше времени проводить с родителями-воспитателями;

стремится разделить с родителями-воспитателями свои успехи и неудачи, согласовать с ними свои действия.

Уровень интеграции приемного ребенка в замещающую семью

имеет со всеми членами семьи сложившиеся отношения и формы взаимодействия;

знает и принимает правила жизни, сложившиеся в замещающей  семье;

приемный ребенок воспринимает себя членом замещающей семьи, включает членов замещающей семьи в свои жизненные планы;

большинство вопросов организации семейной жизни  решаются с учетом мнения приемного ребенка;

отсутствие устойчивых негативных эмоциональных  переживаний;

отсутвие особенностей  поведения, свидетельствующих о дезадаптации

2.  Безопасность и благоприятность условий, созданных для жизни и развития приемного ребенка в замещающей семье

Предмет оценки

Признаки

Бытовые условия

жилое помещение замещающей семьи  соответствует по своим размерам количеству проживающих в нем людей

жилое помещение отвечает требованиям безопасности в соответствии с возрастом приемных детей, отсутствует риск получения ранений и увечий

в жилом помещении тепло, достаточно мебели, оно хорошо отделано, и отвечает требованиям в плане чистоты и                         санитарно-гигиенических условий;

у приемного ребенка имеется отдельное спальное место, и есть условия для удовлетворения потребностей ребенка в уединении и своем                         собственном "уголке";

у ребенка имеется необходимая и опрятная одежда;

у ребенка имеется достаточное количество необходимых для его возраста игр, игрушек, спортивного инвентаря, обучающих материалов, книг и т.п.

Внешний вид ребенка и его поведенческие реакции во время посещения

опрятный внешний вид ребенка, отсутствие гигиенической запущенности, сыпей различного рода;

отсутствие множественных повреждений различной давности (синяков, ожогов, отпечатков пальцев, ремня и т.п.)

отсутствие признаков утомления, недосыпания, недоедания, длительного угнетенного состояния и других, которые могут свидетельствовать о пренебрежении со стороны родителей-воспитателей нуждами ребенка;

отсутствие поведенческих проявлений, свидетельствующих о негативных воздействиях со стороны родителей, таких как  беспокойство, агрессивность, эксцентричность поведения, заискивающее, угодливое поведение, стремление к уединению, неумение контактировать с другими людьми, стремление во чтобы то ни стало привлечь внимание взрослых и других.

Особенности поведения взрослых, свидетельствующие об отсутствии угрозы с их стороны по отношению к приемному ребенку.

непротиворечивые, подробные объяснения причин травм, болезненных состояний ребенка, подкрепленные своевременно полученными медицинскими консультациями;

внимательное, уважительное отношение к приемному ребенку, отсутствие оскорблений, брани, публичных унижений;

готовность откликнуться на просьбы и вопросы  приемного ребенка;

позитивная оценка приемного ребенка, обеспокоенность его проблемами, готовность к открытому их обсуждению

отсутствие телесных и иных, унижающих ребенка, наказаний

Особенности родительского отношения родителей-воспитателей.

позитивный образ приемного ребенка, содержащий качества, вызывающие симпатию у родителей-воспитателей

склонность родителей-воспитателей воспринимать успехи и неудачи приемного  ребенка как свои собственные

способность и готовность родителей-воспитателей оказать ребенку психологическую поддержку;

стремление родителей-воспитателей понять причины и мотивы поведения ребенка,

отсутствие враждебных, негативных чувств по отношению к ребенку;

восприятие родителями-воспитателями близкой, доверительной дистанции в общении с ребенком  как комфортной

Частота и содержание совместных занятий с ребенком

родители-воспитатели выделяют в режиме дня время для непосредственного общения с приемным ребенком;

в семье существуют формы совместного проведения досуга родителей-воспитателей и приемных детей;

содержание совместных занятий с приемным ребенком соответствует его возрасту и потребностям.  

«Родительская» компетентность родителей-воспитателей.

родитель-воспитатель не испытывает дискомфорта выполняя свою роль;

родитель-воспитатель не испытывает беспокойства по поводу своей родительской компетентности;

родитель-воспитатель обладает необходимыми умениями, чтобы справиться с различными вариантам поведения приемного ребенка, в том числе и «трудного» ребенка;

родитель-воспитатель обладает достаточными знаниями о прошлом ребенка и его особенностях;

родители-воспитатели не допускают в присутствии детей оскорблений, других унижающих действий в адрес друг друга, обсуждения спорных моментов, связанных как с воспитанием ребенка. так и жизни семьи в целом

родители-воспитатели имеют согласованные и непротиворечивые представления об одобряемых и осуждаемых типах поведения;

поведение родителей-воспитателей не противоречит требованиям, предъявляемым  к поведению приемного ребенка;

применяемые дисциплинарные меры эффективны

требования родителей-воспитателей к поведению ребенка соответствуют его возрасту и полу,  и не противоречат  социокультурным нормам.

родители-воспитатели высказывают свои требования спокойно, с объяснением причин и последовательно добиваются выполнения своих требований.

Оценка родителями-воспитателями изменении, которые произошли в ребенке за время пребывания в семье

изменения, произошедшие с ребенком в сфере деятельности в соответствии с возрастными стандартами детей, оставшихся без попечения родителей;

изменения, произошедшие с ребенком в сфере общения в соответствии с возрастными стандартами детей, оставшихся без попечения родителей;

изменения, произошедшие с ребенком в сфере самосознания в соответствии с возрастными стандартами детей, оставшихся без попечения родителей;

Оценка приемным ребенком в возрасте старше 12 лет условий, созданных родителями-воспитателями с точки зрения удовлетворения потребностей в свободе выбора и автономии

ребенку предоставляется возможность самостоятельного выбора занятий, друзей

ребенок может иметь независимые взгляды и мнения, отличающиеся от мнений и взглядов других детей и родителей

родители-воспитатели учитывают индивидуальность ребенка, осуществляя воспитательные воздействия

при решении спорных вопросов учитывается мнение ребенка

3. Восстановление социального статуса ребенка, включение его в новые социальные связи.

Предмет оценки

Признаки

Здоровье приемного ребенка, формирование здорового образа жизни

отсутствие частых и длительных заболеваний приемного ребенка,

положительная динамика в развитии роста и веса приемного ребенка,

 учет и преодоление имеющихся заболеваний, инвалидности приемного ребенка,

 достаточный уровень защиты от несчастных случаев;

наличие профилактических мер, направленных на укрепление здоровья приемного ребенка;

формирование у приемного ребенка здоровьесберегающего поведения.

Динамика развития умственных, познавательных способностей приемного  ребенка

статус приемного ребенка как субъекта познавательной деятельности соответствует его способностям и возрасту

успехи ребенка в обучении соответствуют его способностям,

имеет необходимые условия и возможности для удовлетворения своих интересов, увлечений, развития способностей

Сеть социальных контактов приемного ребенка

встречается (или получает информацию в других формах) с кровными родителями и родственниками;

свободно общается с друзьями, ходит к ним в гости, приглашает их в свой дом;

общается с родственниками родителей-воспитателей, живущими отдельно

не испытывает трудностей в установлении контактов с другими людьми

владеет навыками общения и взаимодействия в соответствии с возрастом и способностями

преобладание позитивно окрашенных социальных контактов

Уровень готовности  к самостоятельной жизни, оценка приемным ребенком старшего подросткового возраста  своих перспектив в самостоятельной жизни

обслуживает себя на уровне, соответствующем его возрасту и способностям,

внешний вид ребенка соответствует социокультурным нормам и  требованиям гигиены

владеет в соответствии с возрастом нормами социального взаимодействия с другими людьми и социальными объектами;

поведение приемного ребенка соответствует социокультурным нормам;

сформированность представлений о дальнейшем образовании (общем и профессиональном), трудоустройстве,  месте жительстве, сети социальной поддержки

позитивный образ будущего, отсутствие страха перед ним;

уверенность в поддержке и помощи со стороны  замещающей семьи;

отсутствие конфликтов и неопределенности в отношениях с кровными родственниками;

стремление к освоению умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация педагогического сопровождения высокомотивированных учащихся для результативного участия в олимпиадах по учебному предмету «Химия».

      Актуальной задачей современного образования  является выявление  высокомотивированных детей, раскрытие и реализация  их потенциальных способностей....

Педагогический совет. Доклад на тему: "Организация психолого-педагогического сопровождения в школе"

Организационные моменты психолого-педагогического сопровождения....

«Организация работы социального педагога при психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ в образовательных организациях»

Сопровождение ребенка (группы детей) с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе определяется как «целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаю...

Организация педагогического сопровождения одаренных учащихся на уроках биологии.

Глобальные изменения в социальной, экономической и производственной сферах жизни общества, усиление борьбы за конкурентоспособность государств и информационно-технологическая революция обострили потре...

Рекомендации для учителя-предметника по организации педагогического сопровождения профильного и профессионального самоопределения одаренных школьников

Понятие педагогического сопровождения одаренных старшеклассников, под которым понимается процесс создания оптимальных условий развития и проявления индивидуального сочетания имеющихся у старшего школь...

Проект приказа "Об организации работы с опекаемыми учащимися, несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении"

Проект приказа "Об организации работы с опекаемыми учащимися, несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении"...

Проект приказа "Об организации работы с опекаемыми учащимися, несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении"

Проект приказа "Об организации работы с опекаемыми учащимися, несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опавном положении"...