Рекомендации для учителя-предметника по организации педагогического сопровождения профильного и профессионального самоопределения одаренных школьников
проект

Федорова Лилия Юрьевна

Понятие педагогического сопровождения одаренных старшеклассников, под которым понимается процесс создания оптимальных условий развития и проявления индивидуального сочетания имеющихся у старшего школьника способностей и нейтрализации факторов, негативно влияющих на реализацию способностей одаренных детей, процесс которого включает в себя также деятельность по оказанию адекватной помощи ребенку в решении возникающих проблем различного характера. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_uchitelya.docx40.47 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для учителя-предметника по организации педагогического сопровождения профильного и профессионального самоопределения одаренных школьников

Содержание проекта

  1. Введение. Краткая характеристика феномена «педагогического сопровождения»…………………………………………………………. 2-3

  1. Методы педагогического сопровождения………………………… 4-5

           1. Метод становления интеллектуальной сферы…………….5-6

           2. Метод становления мотивационной сферы……………….6-7

           3.  Метод становления эмоциональной сферы………………7

           4. Метод становления сферы саморегуляции……………….7-8

  1.  Модель развивающей среды………………………………………8-11

  1. Педагогические ресурсы реализации модели креативной образовательной среды …………………. ……………………………………..11-12

  1. Заключение………………………………………………………….12-13

  1. Список использованной литературы……………………………13-14

Введение

Понятие педагогического сопровождения одаренных старшеклассников, под которым понимается процесс создания оптимальных условий развития и проявления индивидуального сочетания имеющихся у старшего школьника способностей и нейтрализации факторов, негативно влияющих на реализацию способностей одаренных детей, процесс которого включает в себя также деятельность по оказанию адекватной помощи ребенку в решении возникающих проблем различного характера. Индивидуально-дифференцированный подход, предполагающий, c одной стороны, распознавание и развитие одаренности, а с другой -дифференцированное отношение к одаренным детям в зависимости от имеющегося у них потенциала. Педагогические оcновы их сопровождения, включающие в себя сущность сопровождения как процесса и вариативной технологии его реализации, закономерности и принципы педагогического сопровождения одаренных старшеклассников, критерии эффективности изучаемого процесса и условия, обеспечивающие эту эффективность.

Словарь В. Даля трактует понятие «сопровождение» как определенное действие. Сопровождать - значит сопутствовать, идти вместе, быть рядом и помогать.

Сопровождать, как объясняет словарь Ожегова, - это, значит, следовать вместе с кем-то, находясь рядом, ведя куда-нибудь, или идя за кем-то. Сегодня слово «сопровождение» имеет многозначное звучание. В психологии и педагогике слово сопровождение также толкуется неоднозначно.

И.А. Липский определяет педагогическое сопровождение как «процесс (система, вид деятельности), происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка… В педагогическом сопровождении развития личности ребенка взрослый – это субъект, оказывающий воздействие на воспитанника как на объект его воздействия, т.к. именно он ставит цели воспитания (обучения), определяет задачи, условия, содержание, средства, методы, формы и диагностики, выстраивает педагогическую тактику. Именно педагог должен предвидеть определенные результаты своей деятельности и процесса воспитания (обучения) в целом»

Исследование этимологии термина «сопровождение» с помощью разнообразных словарей и справочников позволило рассматривать его как совместные действия (система, процесс, вид деятельности) людей по отношению друг к другу в их социальном окружении, осуществляемые ими во времени,  в пространстве и в соответствии с присущими им ролями.

Предметом педагогического сопровождения становится процесс совместного устранения препятствий, мешающих самостоятельному достижению школьником планируемого результата. Несмотря на то, что наличный субъектный опыт взрослого и ребенка качественно и количественно отличается друг от друга, совместное решение проблемы ставит их в ситуацию совместного поиска, кооперативного выбора и партнерского принятия решений.

Цель педагогического сопровождения: обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Содержание процесса педагогического сопровождения должно базироваться на:

  • поддержании оптимальной активности ученика;
  • организации образовательных воздействий на ученика при учете его индивидуальных возможностей для качественных и количественных изменений, возникновения новых образований, форм деятельности, социальных взаимосвязей последнего.

Из вышесказанного следует, что задачами педагогического сопровождения являются:

1. Создание условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных и способных детей.

2.Развитие самостоятельного мышления.

3. Развитие речи, воображения, памяти, внимания обучающихся в процессе воспитания.

4.Развитие индивидуальных способностей в условиях творческих ситуаций. 5.Проектировать совместно с обучающимися индивидуальные образовательные маршруты.

6.Отобирать методы обучения, адекватные уровням способностей учеников.

7.Постоянно отслеживать в режиме мониторинга изменения индивидуальных показателей учащихся, их ресурсных возможностей на данный момент времени.

  1. Методы педагогического сопровождения.

Центральное место в работе учителя- предметника занимают методы активного обучения, стимулирующие познавательную деятельность обучаемых. Эти методы строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.

Можно заключить, что активные методы обучения направлены на активизацию деятельности всех субъектов образовательного процесса и предполагают в первую очередь активность обучаемых, высокую степень их вовлеченности в образовательный процесс, умение самостоятельно вырабатывать решения конструктивного взаимодействия.

        Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).

1. Метод становления интеллектуальной сферы

Метод становления интеллектуальной сферы направлен на утверждение взглядов, понятий, установок личности, самоубеждении школьников в эффективности выбранных способов социального взаимодействия и занятой жизненной позиции. Это происходит в процессе самообразования через анализ художественной, исторической и публицистической литературы, а также в активной социально одобряемой деятельности через нравственную экспертизу ее содержания и результатов.

Педагог, сопровождая этот процесс, стимулирует внутри- и межличностные диалоги и дискуссии, побуждая к поиску наиболее убедительных аргументов (или контраргументов) для доказательства сделанных выводов, создавая условия для развития критического и креативного мышления.

Одним из основных методов в этом случае должно стать проведение проблемных уроков.

Эта технология рассматривается как базовая, поскольку преобразующая деятельность ученика может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера. Решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень познавательной активности школьников.

Структура процесса проблемного обучения представляет собой комплекс взаимосвязанных и усложняющихся ситуаций. Реализуя технологию проблемного обучения, учитель чаще всего использует проблемные вопросы в форме познавательной (проблемной) задачи. Алгоритм решения проблемной задачи включает четыре этапа:

1) осознание проблемы, выявление противоречия, заложенного в вопросе, определение разрыва в цепочке причинно-следственных связей;

2) формирование гипотезы и поиск путей доказательства предположения;

3) доказательство гипотезы, в процессе которого учащиеся переформулируют вопрос или задание;

4) общий вывод, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и выявляются новые стороны познавательного объекта или явления.

Таким образом, совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения – развитие умения мыслить на уровне взаимосвязей и взаимозависимостей. Это позволяет школьникам приобрести определенный опыт творческой деятельности, необходимый в процессе ученических исследований.  На уроках в старших классах я рассматриваю проблемы взаимоотношений мужчины и женщины, ученики исследуют самую великую духовную ценность в жизни человека – чувство любви. Урок по рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет» я назвала: «Любовь должна быть…». Анализируя художественный текст, определяя позицию автора, раскрывая роль деталей в произведении, ученики выявляют типы взаимоотношений между мужчиной и женщиной: любовь-дружба, любовь-подчинение, любовь-приключение, любовь-зависимость, любовь-молитва, любовь-поклонение, любовь-самопожертвование.

Отвечая на проблемный вопрос: «Обогащает или обедняет жизнь героя любовь?», ребята приходят к выводу, что любовь для главного героя Желткова расширяется до размеров целого мира и в своём чувстве он нравственно возвышается, становится великим. Такая любовь преображает душу, изменяет нравственно, что мы видим на примере главной героини.

При знакомстве с поэзией футуристов на уроке создаётся проблемная ситуация: нужны ли эксперименты в области языка, что дал поэтический и языковой эксперимент литературе и культуре начала ХХ века. В конце урока учащиеся приходят к выводу: несмотря на то, что будущее отвергло футуристов, они внесли большой вклад в развитие языка и искусства вообще.

Анализируя пьесу М. Горького «На дне», ученики обсуждают проблемы правды и лжи в жизни человека, веры в Бога и человека, его способности. На учебном занятии возникает проблемная ситуация: что лучше: горькая правда или сладкая ложь?

          2. Метод становления мотивационной сферы

Метод становления мотивационной сферы основан на осознанном желании учащихся участвовать в процессе организации своей жизнедеятельности. Он обеспечивает утверждение ценностных ориентаций и направленности личности, побуждающих к самостоятельному включению во взаимодействие с социумом, выбору своей роли и способа ее исполнения.

Значительный результат даѐт метод наглядности. Его я реализую через использование материалов кабинета русского языка и литературы: иллюстрации к произведениям, иллюстрации картин художников, портреты писателей, поэтов, литературных критиков, деятелей культуры. Иллюстративный материал широко представлен в предметном кабинете, он пополняется и систематизируется. Систематически использую для повышения мотивации обучения учащихся мультимедийные презентации на уроках литературы в 11 классе: творчество М.Булгакова, А. Ахматовой, М.Цветаевой, Б. Пастернака, А. Солженицына. Например, при изучении творчества А. Солженицына и его рассказа « Один день жизни Ивана Денисовича» мною использовалась презентация о сталинских репрессиях, о лагерях, приводились цифры количества политзаключѐнных белорусов, русских, украинцев в 1941, в 1949 годах. Ребят заинтересовывают белые пятна истории, пробуждают их интерес к тому, о чѐм они не знали ранее. ришла к выводу, что этот приѐм очень необходим в старших классах, где изучаются литературные явления и имена ранее не известные учащимся. Использую в своей практике просмотр экран заций художественных произведений: «Война и мир», «Собачье сердце»,

«Тихий Дон», «Судьба человека», «Мѐртвые души», «Снежная королева» и многие другие.

       3.  Метод становления эмоциональной сферы

Метод становления эмоциональной сферы помогает учащимся управлять своим настроением и осознавать отношения к себе, жизни, другим людям и способам взаимодействия с ними в разных жизненных ситуациях.

Старшеклассники склонны давать эмоциональную оценку своему поведению, настроению, внутреннему состоянию с позиции значимого для себя человека. Появление игрового метода обучения связано с требованиями повышения эффективности образования за счет активного включения учащихся в процесс не только получения, но и непосредственного (здесь и теперь) использования знаний. В ходе игры происходит ускоренное освоение предметной деятельности за счет активной жизненной позиции обучающихся — от роли игрока — до соавтора игры. Игровой метод связан с определённой роли и ее принятием, которое осуществляется на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом. Игры условно разделяют на три основные категории: оргдеятельностные, деловые, ролевые. Наиболее сложным, но популярным методом активного обучения является деловая учебная игра — «форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирование систем отношений, характерных для данного вида практики». Условия ее реализации приближены к реальной служебной (трудовой) деятельности. В ходе деловой игры используются дискуссионные методы, которые позволяют уйти от эгоцентрического мышления, учат вставать на точку зрения другого, дают эмоциональный импульс в поисковой активности учащихся и реализуются в конкретных действиях. Дискуссия стимулирует творческую активность и побуждает к высказыванию собственной позиции, к ее защите. В процессе дискуссии у учащихся вырабатывается собственное мнение и происходит осознание многообразия точек взглядов и позиций.

      4. Метод становления сферы саморегуляции

Метод становления сферы саморегуляции способствует овладению учащимися навыками психических и физических саморегуляций, эмпатийного взаимодействия, управления жизненными ситуациями через самокоррекцию сложившихся внутренних установок и поведенческих стереотипов. Средство, активизирующее познавательную и практическую деятельность обучающегося. К ним относятся: рассказ, беседа, объяснение

Для развития саморегуляции учителю необходимо вырабатывать у обучающегося навыки метапознания. Достичь этого можно различными приемами. В процессе обучения работе в группе я формировала у учащихся навыки метапознания. Для этого предложила ученикам обсудить в группе в опросы определенной направленности и, используя эти вопросы, составить план

действий выполнения задания по русскому языку. Отдаленная цель заключается в том, чтобы ученики сами начали задавать себе такие вопросы.

Как видим, современные формы и методы активного обучения привносят в образовательный процесс новые, нетрадиционные партнерские отношения между педагогами и учащимися.  

Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными учащимися, следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные учащиеся должны обучаться в классах вместе с другими, тоже очень хорошо подготовленными и способными школьниками. Это позволит создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся школы. Однако при этом не исключается возможность создания групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий или групп учащихся, работающих по особым методикам, корректирующим в случае необходимости погрешности в усвоении одаренными учащимися материала отдельных учебных дисциплин. Организационными формами учебно-исследовательской деятельности являются научные общества учащихся.

  1. Модель развивающей среды.

Цель

Создание системы деятельности  по развитию  образовательной среды, которая стимулировала бы деятельность одарённого ребенка в определенном направлении, предоставляла ему возможность накапливать индивидуальный познавательный, жизненный опыт, а также содействовала бы их профессиональному самоопределению.

Принципы

Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся)

Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.

Принцип развивающего обучения.

Задачи

Содержание деятельности

Мероприятия по реализации стратегии

Название мероприятия

Дата проведения

Отбор одаренных детей

Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одаренности: интеллектуальной, творческой, художественной и т.д. Диагностика родителей и индивидуальные беседы Формирование списка одаренных детей.

1. Формирование списка одаренных детей.

Сентябрь

2.Диагностика родителей и индивидуальные беседы

Октябрь

Организация работы с одаренными детьми

в рамках учебного процесса

Сознательное, осмысленное усвоение знаний по русскому языку и литературе.

1. Работа с детьми на каждом уроке с целью углубления знаний, применяя дифференцированный подход.

В течение года

2.Индивидуальные консультации с учащимися

В течение года

3.Собеседование по планам самообразования.

В течение года

 4.Обсуждение тем проектов и исследовательских работ учащихся.

Октябрь

Привлечение детей к организации и проведению внеклассных мероприятий

Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.

Развитие творческих способностей учащихся.

1.Проведение Дней науки, нетрадиционных уроков, викторин, конкурсов и т.п.

В течение года

2.Выполнение одаренным ребенком роли наставника для слабоуспевающих детей

В течение года

3.Школьный тур олимпиад

Октябрь

4.Организация предметной недели  

Март

Создать условия для самореализации интеллектуальных и творческих способностей одаренных учащихся.

Приобщение одаренных детей к самостоятельной интеллектуальной деятельности.

1. Составление графика дистанционных олимпиад.

Сентябрь

2. Консультирование учащихся о правилах участия в дистанционных олимпиадах.

В течение года

3.Подведение итогов и анализ качества участия одаренных детей в дистанционных олимпиадах

Май

Привлечение талантливых детей к участию в международных, всероссийских, региональных и т. п. научно-практических конференциях, чтениях, семинарах.

1. Открытая научно-практическая конференция школьников и студентов «Интеллектуальное будущее Наукограда».

Апрель

Обеспечение условий для ранней профессиональной ориентации одаренных детей.

1.Совершенствование системы учета личностных достижений обучающихся.

В течение года

2.Изучение ориентации одаренных учащихся на профессию

В течение года

3.Организация индивидуальной работы с одаренными учениками и их родителями по выбору учебного заведения для дальнейшего обучения.

В течение года

Осуществление контроля за процессом развития одаренных детей

Организация системно-деятельностного подхода в работе с одаренными детьми.

1.Оформление портфолио всех школьников.

В течение года

2.Пополнение информационного банка данных по программе «Одаренные дети».

В течение года

3.Подведение итогов работы с одаренными детьми за текущий учебный год. Задачи на следующий год.

Май

Планируемые результаты стратегии

Формирование системы работы с одаренными учащимися.

Профориентация школьников и их творческая самореализация

Увеличение числа участников конкурсов, олимпиад регионального, всероссийского уровней.

Повышение качества представляемых работ на конкурсы, конференции.

  1. Педагогические ресурсы реализации модели креативной образовательной среды.

Вид обеспечения

Мероприятия по ресурсному обеспечение

Материально-техническое обеспечение

-    Оснащение современным техническим оборудованием школьных кабинетов, а также  программными и образовательными ресурсами, введение электронных карт и ресурсов, банка данных, которые обеспечивают  становление и развитие информационной культуры личности (локальная сеть, компьютеры, проекторы, электронные образовательные ресурсы (ЭОР), интерактивные доски, программно-методическое  обеспечение)

  -    Библиотечный фонд учебной, художественной и методической литературы, обеспечивающий потребности участников образовательного процесса.

Научно-методическое обеспечение

-    Формирование готовности педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений к использованию и созданию электронных образовательных ресурсов, благодаря комплексному подходу к организации курсов повышения квалификации в области информационных технологий.

-   Формирование базы данных «Одаренные дети»: победители в виртуальных конкурсах, дистанционных и эвристических олимпиадах; участники и победители в научно-практических конференциях разного уровня; участники образовательного процесса, вовлеченные в интегративные творческие проекты.

 -   Формирование учителями-предметниками банка методических разработок уроков, презентаций, классных часов, внеклассных мероприятий, тестовых заданий, используемых для проверки качества знаний обучающихся при проведении стартового, текущего и итогового контролей

Развитие кадрового потенциала

— Составление плана работы методической службы и план повышения квалификации учителей, перспективный план аттестации работников школы, подбор тем по самообразованию педагогов.

- Организация обучающих семинаров для педагогов.

- Продолжение работы по обеспечению качества образования на всех ступенях обучения:

-Повышение квалификации управленческих и педагогических кадров:

— традиционные курсы повышения квалификации; дистанционное обучение на основе технологий удаленного доступа к информации;

— поисково-исследовательская деятельность педагогов и работа над своей психолого-педагогической темой самообразования;

— совершенствование форм и методов организации урока через систему открытых уроков;

— обмен опытом работы и отчеты по поисково-исследовательской деятельности педагогов на заседаниях ШМО учителей, на внутренних семинарах;

— работа в научно-практической лаборатории «Инновации в образовании».

  1. Заключение.

Одной из важных отличительных особенностей проблемы обучения одарённых детей является то, что она не может быть решена в рамках частных образовательных учреждений. Государственные образовательные учреждения в силу материальных причин, либо в силу недооценивания значимости самой этой проблемы часто не склонны к её решению. По этой, а также по ряду других причин и создаются модели глобального образования одарённых. Но высказываемая рядом специалистов идея интеграции системы образования одарённых детей на международном, глобальном уровне пока не находит поддержки ни у правительств большинства стран, ни в общественном сознании. Более того, страны с высоким уровнем жизни крайне негативно относятся к самой идеи глобализации, т.к. боятся вполне реальной угрозы - «утечки мозгов».

В настоящее время можно с высокой долей уверенности говорить о том, что внедрение в жизнь новых информационных технологий, а вместе с ними и дистанционного обучения, позволит вывести решение проблемы объединения, глобализации образования одарённых во всём мире на качественно иной уровень.

В ходе выполнения данного проекта я познакомилась с различными аспектами педагогического сопровождения одаренных детей и постаралась их осветить в моей педагогической деятельности.

Обобщая представленный материал, я могу предложить следующие рекомендации для учителя-предметника по организации педагогического сопровождения профильного и профессионального самоопределения одаренных школьников:

  • создавать научные общества для совместной деятельности по подготовке научно-исследовательских и творческих проектов;
  • развивать одаренность ребенка через проведение проблемных и интегрированных уроков, элективных курсов;
  • использовать социальное партнерство - один из видов современных взаимоотношений, помогающих осуществлять профориентационную и исследовательскую работу

Реализация данных рекомендаций предъявляет серьёзные  требования к специалистам, работающим с одаренными детьми,  ибо основная цель этой работы  – содействие превращению одаренных детей в одаренных взрослых, которые выступают в качестве важнейшего ресурса поступательного развития человеческой цивилизации.

  1. Список использованной литературы.

  1. Акимова Е. А. Индивидуальное обучение одаренного ребенка / Е. А. Акимова // Учитель в школе. – 2009. – № 3. – С. 85 – 86.
  2. Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993. – 40с.
  3. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Пер. с нем. А.П.Голубева; Науч. ред. рус. текста Н.М.Назарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 144с.
  4. Логинова Р. Н. Творчески одаренные дети: выявление и развитие / Р. Н. Логинова // Учитель в школе. – 2008. – № 3. – С. 81 – 83.
  5. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – СПб.: Речь
  6. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение индивидуального образования и идея свободного воспитания // Новые ценности образования: свободное воспитание: отечественные традиции и инновации. 2003. № 3(14).
  7. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997.
  8.  Казакова Е.И. Психолого – педагогическое, медико-социальное сопровождение ребенка: проблема развития диагностических исследований //Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции и семинара: «Проблемы социальной психологии в образовании». 25 -27 ноября 1998 г. – М.,1998.
  9.  Липский И.А. Воспитание как социальный институт // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания. Сборник научных трудов. – Волгоград: Перемена, 2004.

10. Сапожникова Т. Н. кандидат педагогических наук ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского» Автореферат «Методы педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников» , 2010г.

11. Семако М.М., Семако Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. – М. 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стратегия педагогического сопровождения профессионального самоопределения одаренных школьников

Глобальные изменения во всех сферах жизни общества обострили потребность в одарённых, творческих людях, способных отвечать на вызовы нового времени, поставив перед системой образования проблему ...

Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения старших школьников

Существование проблемы профессионального самоопределения связано с противоречием между системой внешних стимулов, характеризующих современную практику работы школ, и системой реально действующих мотив...

Актуальность педагогического сопровождения профильного и профессионального самоопределения обучающихся.

Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.П...

Психолого-педагогическое сопровождение в рамках профессионального самоопределения подростков

В период взросления подростка перед ним неизбежно возникает проблема выбора профессионального пути. "Кем быть?" этот вопрос становится важным не только для самого обучающегося , но и для окр...

Организация педагогического сопровождения одаренных учащихся на уроках биологии.

Глобальные изменения в социальной, экономической и производственной сферах жизни общества, усиление борьбы за конкурентоспособность государств и информационно-технологическая революция обострили потре...

Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения старших школьников

Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения старших школьников...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Проектная деятельность обучающихся по профориентационной тематике как технология педагогического сопровождения процессов их профессионального самоопределения»

Цель предлагаемого материала - оказать педагогам дополнительного образования  методическую помощь  в области педагогического сопровождения процессов профессионального самоопределения детей и...