Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения старших школьников
статья по технологии (9 класс) на тему

Юренкова Людмила Евгеньевна

Существование проблемы профессионального самоопределения связано с противоречием между системой внешних стимулов, характеризующих современную практику работы школ, и системой реально действующих мотивов старшеклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon professionalnaya_orientatsiya.doc769.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кафедра акмеологии и профессиональной деятельности

Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения старших школьников  

        Выполнил:

Юренкова Л.Е

Программа обучения:

«Психология и педагогика

 общего образования»

                                                                                                                 

Благовещенск

2015

Оглавление

                                                                                                             

Введение                                                                                                                   3

I Психолого-педагогическая поддержка в профессиональном самоопределении обучающихся                                                                            7

1.1 Становление и развитие профессиональной ориентация как социально-педагогической деятельности                                                                                 7

1.2 Педагогические технологии поддержки старших школьников в профессиональном самоопределении.                                                                 15

II  Психолого-педагогические средства оказания профориентационной помощи обучающимся                                                                                          22 2.1 Исследование  аспектов профессиональной ориентации старших школьников                                                                                                            22

2.2 Формы, технологии, результативность  профориентационной помощи старшеклассникам                                                                                                 24

Заключение                                                                                                             30

Список литературы                                                                                                33

Приложение                                                                                                            36

        

Введение

В настоящее время стремительно возрастает роль образования, усиливается его влияние на все сферы социальной жизни. Переход от индустриального общества к постиндустриальному и информационному означает, что процессы создания и распространения знания становятся ключевыми. Усиление роли знаний в общественном развитии, постепенное превращение информации в основной капитал принципиально изменяют роль образования в структуре общественной жизни современного мира.

В это же время существенно увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Российская система образования пока еще способна конкурировать с системами образования передовых цивилизованных стран, однако ее преимущества могут быть быстро утрачены, если не будет осуществлена глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования, в том числе профессиональной ориентации и их социально-педагогической поддержки.

Следует разобрать его сущность и взаимосвязь с такими понятиями как «помощь» и «поддержка». В современной практике многие педагоги воспринимают эти понятия как синонимы. Отчасти это указывает на их взаимосвязь и действительную сложность в некоторых случаях разграничить эти понятия на практике. Логика соотношения понятий «помощь», «поддержка» и «сопровождение» станет понятной, если мы рассмотрим ее во взаимосвязи с онтогенезом ребенка.

Обобщенно можно так определить разные формы педагогической деятельности, ориентированной на развитие индивидуальности.

Защита – процесс ограничения, ограждения, отстаивания жизненно важных интересов ребенка в случае физической и/или психической опасности, при условии, если ребенок не справляется или просит о защите.

Помощь – процесс обеспечения становления индивидуальности, зачастую с демонстрацией способов и приемов разрешения трудностей при условии, если ребенок не справляется или просит о помощи.

Педагогическую поддержку О.С. Газман [2, с.56] определял как процесс совместного определения с ребенком его собственных интересов и путей преодоления проблем, мешающих сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в различных сферах деятельности и жизнедеятельности.

«Профессиональная ориентация — это целостная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов, объединённых общностью цели и единством управления: профессиональное просвещение,  развитие интересов, склонностей школьников в различных видах деятельности — игровой, познавательной, трудовой (профессиональная активизация); профессиональная психодиагностика, профессиональная консультация; профессиональный отбор (подбор), профессиональная адаптация и профессиональное воспитание»[22, с.28].

Существование проблемы профессионального самоопределения связано с противоречием между системой внешних стимулов, характеризующих современную практику работы школ, и системой реально действующих мотивов старшеклассников.

Основное противоречие состоит в том, что, несмотря на то, что вопрос профориентации изучен достаточно подробно, существует множество методик по выявлению способностей к той или иной профессии, зачастую профориентационная и профконсультационная работа осуществляется в отрыве от реальной потребности в рабочей силе и не способствует развитию навыков самостоятельного выбора профессии. Это противоречие обусловлено недостаточной обеспеченностью педагогической практики: нормативными документами; методической литературой; обменом конкретным опытом профориентационной работы.

Объект исследования: процесс профессионального самоопределения старшеклассников.

Предмет исследования: психолого-педагогическая поддержка учащихся старших классах в профессиональном самоопределении.

Цель исследования: разработка  средств профориентационной помощи обучающимся старших классов.

Гипотеза исследования:

Эффективная психолого–педагогическая поддержка в профессиональном самоопределении старших школьников характеризуется динамикой количества обучающихся, определивших свой дальнейший профессиональный путь.

Психолого-педагогическая поддержка является эффективной, если:

  • на основании анализа теоретических источников конкретизирована сущность и структура ключевых понятий по проблеме исследования (профессиональное самоопределение, социально-педагогическая поддержка, готовность к выбору профессии подростком);
  • обучающийся мотивирован в определении профессионального пути, учащиеся профильных классов более склонны к продолжению образовательного пути, чем учащиеся обычных классов;
  • психолого–педагогическая поддержка будет более успешной, если реализовать ее на ранней стадии обучения (возраст 15-16 лет).

Задачи исследования:

  • Проанализировать основные научные подходы к психолого-педагогической поддержке старших школьников.
  • Проанализировать структуру и особенности работы педагога по поддержке профессионального самоопределения в старших классах общеобразовательных школ.
  • Разработать и апробировать программу психолого-педагогической поддержки в профессиональном самоопределении

В работе использовались следующие методы исследования:

  • теоретические (теоретический анализ философской, педагогической, психологической литературы; анализ, обобщение и систематизация социально-педагогического опыта);
  • исследование (тестирование, опрос (анкетирование, беседа), наблюдение);

В исследовании использовались следующие методики: методика «Оценка уровня общительности (тест В. Ф. Ряховского)»; тест «Как вы относитесь к обучению» (Адаптация и модификация для учащихся — Ю.А. Кореляков); методика «Дефференциально-диагностический опросник (ДДО)» (Е.А. Климов); методика «Типы интеллекта» (согласно теории Говарда Гарднера).

Практическая значимость исследований в определении форм, методов и содержания психолого - педагогической деятельности по профессиональной ориентации старших школьников.

База исследования - МОАУ СОШ №2 г. Шимановска.

В исследовании приняли участие 56 человек.

        

I Психолого-педагогическая поддержка в профессиональном самоопределении обучающихся старших школьников

  1. Становление и развитие профессиональной ориентация как психолого-педагогической деятельности

Слово “профессия” в переводе с латинского языка означает официально указанное занятие, специальность. Профессия — это вид трудовой деятельности, занятий, требующих от человека определённой подготовки и соответствующих качеств личности.

Проблема подготовки подрастающих поколений к труду — извечная проблема человеческого общества. Однако в различных общественно-экономических формациях она решалась по-разному, каждый раз наполняясь новым содержанием и обретая новые формы реализации на практике.

«В конце XIX – начале XX в.в. учёные и общественные деятели пришли к мысли о том, что для выполнения человеком каждой конкретной работы необходимы не только выучка, но и способности, определяющие его профессиональную пригодность. В связи с этим молодым людям, выбирающим профессию, стала необходимой соответствующая помощь»[21 c. 123].

В XIX в. появились литературные источники, раскрывающие некоторые вопросы профессиональной ориентации молодёжи. Во Франции вышло “Руководство по выбору профессий” (1849 и 1887г.) в России была издана книга профессора Петербургского университета Н.И. Кареева “Выбор факультета и прохождение университетского курса”.

Таким образом, зародившееся в конце XIX в. – начале XX в. движение по организации профессиональной ориентации получило свой старт, требуемый самой жизнью, её социально-экономическом развитием.

В начале XX в. в США, Англии, Германии были впервые организованы справочно-информационные бюро для молодёжи при биржах труда. Там школьники могли посоветоваться о выборе профессии, о возможностях дальнейшего образования и подготовки к будущей работе. Такие бюро не ограничивались отдельными индивидуальными консультациями, а проводили пропаганду разумного выбора профессии с помощью издания профориентационных листков, брошюр и т.д.

Однако, основным методом определения профессиональной пригодности молодого человека был лишь анкетный опрос. Так складывался первый опыт профориентации учащихся, который включал предварительное изучение профессиональных склонностей подростков в школе, проведение бесед в бюро, заполнение анкет, опрос родителей и педагогов, заключительную беседу, консультацию и посредничество в определении выпускников на работу.

В начале XX века в России начинает развёртывать профориентационную деятельность Педагогический музей учительского дома (Москва). Музей предпринял ряд обследований, касающихся вопроса о выборе профессии учащимися различных типов школ. В процессе проводившейся работы выяснилось, «какие профессии привлекают наибольшее внимание, каковы причины, которые побуждают молодых людей пойти по тому или иному трудовому пути. С этой целью музей организовал в школах опрос учащихся об их будущей профессии»[5, c. 68].

Требование подготовки учащихся советской школы к участию в производительном труде было определено программой РКП(б), принятой VIII съездом партии в 1919г.

Один из теоретиков и организаторов трудовой политехнической школы П.Т. Блонский, развивая программу “хорошего работника” в школе, обосновал необходимость начинать профориентационную работу с начальных классов путём знакомства с профессиями на основе углублённых знаний по интересам и практической пробы своих сил.

Для того чтобы создать резерв для пополнения различных отраслей народного хозяйства и культуры кадрами, в 1924г. старшие классы школы - девятилетки были профессионализированы. В стране были созданы средние школы с кооперативно - торговым, производственно-техническим, административно-хозяйственным, культурно-просветительным уклонами. Были организованы фабрично-заводские семилетки и школы крестьянской молодёжи, в которых давались общеобразовательные знания и прививались определённые навыки и умения.

В послевоенное время на XIX съезде КПСС вопрос о политехническом обучении молодёжи был снова поставлен на рассмотрение. Перестройка работы школы на основе принятого в декабре 1958г. “Закона об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР” ознаменовала новый этап и в развитии проблемы профориентации учащихся.

В настоящее время в психолого-педагогической литературе нет единого подхода к толкованию самого понятия “профориентация”. Так, Н.И. Калугин, А.Д. Сазанов, В.Д. Симоненко дали следующие определение: «Профессиональная ориентация учащихся — это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медицинских мероприятий, направленных на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении с учётом потребностей народного хозяйства в кадрах, интересов, способностей и физиологических возможностей личности». [21 c. 198]

«Профессиональная ориентация как экономический процесс — это управление выбором профессии и места работы путём формирования определённых склонностей (призвания) посредством убеждения с учётом способностей индивида и потребностей общества» – писал А.В. Соловьёв. Общим для всех вышеперечисленных толкований является то, что под профориентацией ими понимается совместная деятельность школы, семьи и общественности, направленная на подготовку учащейся молодёжи к выбору профессии в соответствии с их интересами, склонностями и способностями, а также потребностями общества в трудовых ресурсах.

Государственная и практическая значимость этой проблемы подчёркнута Президентом РФ В.В. Путиным в «Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 25.04.2005» [19]

Цели и задачи профориентации успешно реализуются в полной мере тогда, когда сама профориентация сможет опереться на развитую теорию и методологию. И не случайно: ведь в теории и методологии преломляются и проверяются понятия, идеи, взгляды, представления, формы, методы и принципы, которые позволяют повысить эффективность практической работы.

В профессиональной ориентации во главу угла обычно ставилась практическая работа по ориентации учащихся преимущественно на рабочие профессии. Значительно позже было обращено внимание на необходимость разработки теории, и лишь относительно недавно стала ощущаться потребность в разработке методологических вопросов профориентации.

Теорию профориентации можно определить следующим образом: “ Это совокупность высказываний, отражающих в концентрированной форме комплекс взглядов, представлений и идей, направленных на осуществление эффективной профориентационной деятельности”[16, c.48].

Это определение сравнительно простое и общее, но с точки зрения научной строгости, неизбежной при определении теории любой деятельности, более глубокое определение понятия следующее: “Теория профориентации – это форма научной организации научного знания, дающее целостное представление о закономерностях и существенных связях двух процессов – профессионального самоопределения молодежи в соответствии с личными интересами, склонностями, способностями и ориентирования ее на  профессии, по которым ощущается общественная потребность в кадрах» [20, c.48].

 Рассмотрим основные компоненты теории профессиональной ориентации школьников: факты, закономерности, принципы. Достоверных фактов, полученных с помощью научных методов, в профориентации мало. Поэтому одна из важных задач – собрать новые факты и дать им правильную интерпретацию. Это оказывается важным в тех случаях, когда поиск новых фактов ведется с помощью одной или нескольких гипотез. Последние также составляют важную часть теории. Например, в каждом районе (регионе) могут оказаться свои специфические факторы, влияющие на выбор определенной профессии. Гипотеза о таких возможных факторах помогает созданию методов исследования, позволяющих оценить интересующее явление и на этой основе выработать практические рекомендации по улучшению профориентационной работы с учащимися.

Важный компонент теории профориентации – определенные закономерности. Поиск их служит общей целью научной деятельности. Познание закономерностей – это, в конечном счете, то самое главное, ради чего обычно и предпринимаются научные исследования. Найденные закономерности обычно выражаются с помощью понятийного аппарата и специфического языка науки, отличающегося большей точностью, выразительностью, большими возможностями стыкования профориентации с понятиями других наук и в том числе с математикой.

Уровень развития каждой теории нередко определяется составом и качеством принципов, положенных в основу деятельности. Формулированию принципов профориентации уделяется немало внимания. Однако нельзя сказать, что разработка системы принципов профориентации завершена: предстоит еще много сделать для создания стройной, непротиворечивой системы, удовлетворяющей всем требованиям[17].

Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека, важно в первую очередь сформулировать группу принципов, которыми руководствуются (или должны руководствоваться) девушки и юноши, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.

Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.

Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества – можно также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров.

Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение (по интересующей теме) литературы, работа во время практики и многое другое.

Последним принципом в этой группе является принцип развития. Этот принцип отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.

В профессиональной ориентации есть группа принципов, тесно связанных (и во многом пересекающихся) с общепедагогическими принципами. Это следующие принципы[10]:

  • Связь профориентации с жизнью, трудом, практикой, предусматривающей оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии в органичном единстве с потребностями народного хозяйства в квалифицированных кадрах.
  • Связь профориентации с трудовой подготовкой школьников – это принцип, предусматривающий хорошую постановку трудового воспитания и обучения. В отрыве от трудовой подготовки профориентация приобретает черты абстрактности, призывности, оторванности от практики, от общих задач трудового и профессионального становления личности.
  • Систематичность и преемственность в профориентации обеспечивает профориентационная работа с 1 по 11 классы при условии обязательной преемственности этой работы из класса в класс.
  • Взаимосвязь школы, семьи, базового предприятия, средних профессиональных учебных заведений и общественности в профориентации учащихся предусматривает тесный контакт по оказанию помощи молодым людям в выборе профессии. При этом предполагается усиление целенаправленности и координации в совместной деятельности.
  • Воспитывающий характер профориентации состоит в необходимости осуществления профориентационной работы в соответствии с задачами формирования гармоничной личности, в единстве трудового. Экономического нравственного, эстетического, правового и физического воспитания.
  • Взаимосвязь диагностического и воспитательного подходов к проведению профориентационной работы - принцип, предполагающий недопустимость противопоставления одного подхода другому. Каждый из них решает свои задачи.
  • Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости. Дифференциация учащихся по группам позволяет точнее определять их средства воздействия, которые будучи эффективными в одной группе могут оказаться неэффективными в другой. Дифференциация создает условия для реализации индивидуального подхода.
  • Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями, утверждающих необходимость использования разных форм, отхода от традиционно используемых одних только массовых форм, усиление внимания к сбалансированному сочетанию всех форм работы.
  • Соответствие содержания форм и методов профориентационной работы потребностям профессионального развития личности и одновременно потребностям района (города, региона) в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации.

Таким образом, в теории профориентации существуют и общепедагогические принципы, и специфические принципы, характеризующие профориентационную деятельность как общественное явление.

1.2   Педагогические технологии поддержки старших школьников в профессиональном самоопределении.                                       

Адекватный выбор профессии и устойчивая мотивация к избранной профессиональной деятельности способствуют успешной адаптации молодых специалистов в избранной профессии. В свою очередь, успех профессионального самоопределения обучающихся зависит от эффективности деятельности специалистов, оказывающих помощь старшеклассникам на этапе выбора профессии. Такая помощь осуществляется через систему профориентационных мероприятий в рамках старших классах в общеобразовательных учреждениях.

Содержание социально-педагогического сопровождения подростка в профессиональном самоопределении связанно с решением следующими задачами:

1) проведение информационной работы;

2) обучение способам принятия решений о выборе индивидуального образовательного маршрута;

3) выявление основных ограничителей (затруднений, проблем) выбора;

4) определение готовности к самостоятельному выбору профиля обучения;

5) определение реальной проблемы личностно-профессионального самоопределения;

6) изучение индивидуально-психологических особенностей личности;

7) изучение мира профессий;

8) определение психологической готовности к личностно-профессиональному самоопределению;

9) коррекция психологической готовности к личностно-профессиональному самоопределению;

10) коррекция выбора.

Для решения данных задач применяется широкий спектр средств социально-педагогического сопровождения старшеклассников.

Поскольку профессиональное самоопределение является сложноорганизованной комплексной деятельностью, предполагающей взаимодействие самоопределяющегося субъекта и субъекта, направляющего его, успешное решение проблем профессионального самоопределения зависит от того, как будет организована помощь учащимся в период формирования у них профессиональных намерений, каково ее содержание.[29]

Личный профессиональный план представляет собой основу для самоопределяющейся личности, позволяет выделять особенности профессионального самоопределения, а также дает возможность определять содержание деятельности специалистов, оказывающих помощь учащимся в процессе профессионального самоопределения.

Таким образом, успешное решение проблем профессионального самоопределения учащихся предполагает сформированность у школьника:

  • внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (адекватный выбор жизненного пути, в том числе профессионального);
  • готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности (мотивация к избранной деятельности).

Это способствует адекватному выбору профессии обучающимися, их устойчивой мотивации к избранной профессиональной деятельности и повышению качества профильной до профессиональной подготовки, что, в свою очередь, должно обеспечивать в последующем успешную адаптацию молодых специалистов в профессиональной среде[42].

Для достижения наибольшей эффективности комплекс необходимых профориентационных мероприятий в общеобразовательном учреждении должен осуществляться через специально организованную социально-педагогическую деятельность с учащимися.

Сущность социально-педагогической деятельности заключается в том, что она является способом оптимизации процесса социализации на основе совершенствования субъекта социализации и гуманизации среды, при этом конкретное содержание определяется рядом параметров: объектом, на который она направлена, сферой приложения и социальными функциями

«Психолого-педагогическая деятельность в профессиональном самоопределении представляет собой вид деятельности, направленный на оказание помощи учащимся в процессе их профессионального становления посредством профессионально-ролевой адаптации и самоопределения для успешной интеграции в профессиональную среду. Под профессионально-ролевой адаптацией понимается усвоение правил, норм, требований, предъявляемых профессиональной средой к человеку, что обусловливает его приспособление к этой среде в соответствии с его потребностями, интересами, мотивами»[2. c. 36].

Определяя психолого-педагогическую деятельность в профессиональном самоопределении старшеклассников как систему, необходимо назвать ее структурные элементы.

Исходя из того, что одной из задач психолого-педагогической деятельности в профессиональном самоопределении старшеклассников является организация социально-педагогической поддержки со стороны специалистов, в качестве основных субъектов обозначенной деятельности выделяются: социальный педагог, психолог (педагог-психолог), учителя, родители.

Объектом являются учащиеся старших классов. Представляя учащихся в качестве объекта, необходимо сделать оговорку: так определено только в смысле направленности деятельности (цель: способствовать успешному профессиональному самоопределению учащихся для успешной адаптации в профессиональной среде). В процессе же деятельности у специалистов с учащимися складываются субъект-субъектные отношения, предполагающие равенство и активность самоопределяющихся, то есть учащиеся являются одновременно и субъектом и объектом деятельности.

Содержание психолого-педагогической деятельности предполагает передачу учащимся специальных знаний, формирование специальных умений и навыков, а также ценностного отношения к избранному виду профессиональной деятельности.

Основная тенденция развития профориентационной и профконсультационной работы с подростками и юношами - всемерное содействие побуждению собственной активности молодого человека. Специалисты в этой области делают попытку уйти от традиционной диагностико - рекомендательной схемы профконсультации, когда подростка или юношу сначала консультируют с помощью различных методик, а затем, после анализа полученных данных, профконсультант выдаёт клиенту рекомендацию, в лучшем случае – несколько вариантов таких рекомендаций. Психолого-педагогическая поддержка школьников в профессиональном самоопределении должна быть направлена на создание условий для самостоятельного решения проблем с помощью специальных методов[20].

Система психолого-педагогического сопровождения представляет собой целостную систему, которая состоит из следующих компонентов.

1. Диагностический компонент – основа для постановки цели и задач. Диагностика проводится с применением следующих методов: тестирование, анкетирование, интерпретация педагогической ситуации (совместно с психологом), обращение к педагогам или психологу ребенка, родителям, классному руководителю.

2. Организационный – выбор средств социально-педагогического сопровождения. На организационном этапе осуществляется подбор команды, определение средств и форм работы.

3. Деятельностный – собственно реализация психолого-педагогического сопровождения, которая может осуществляться на основе следующих подходов: указание (педагог самостоятельно принимает решение о том, что необходимо клиенту), соглашение (условия согласовываются с клиентом, обозначая цель и организационные моменты) и согласие (социальный педагог соглашается с предложенной клиентом схемой, но такая форма работы малоэффективна).

4. Аналитический – анализ и коррекция деятельности.

Предварительный этап — ещё до встречи со школьником, на котором консультант должен познакомиться с предварительной информацией об учащемся и на основании анализа этой информации выдвинуть предварительную профориентационную гипотезу — определить проблему и наметить пути её решения.

1. Общая оценка ситуации консультирования по следующим составляющим: особенностей данного учащегося (в чём он сам видит проблему), условия консультирования (насколько они помогают решать проблему учащегося), самооценка профконсультанта (насколько он готов помочь данному школьнику). На первом этапе важно не столько “исследовать” учащегося, сколько помочь ему сформулировать собственную проблему, поэтому особенное значение имеет организация эмоционально-доверительного контакта со школьником и такое последовательное развитие этого контакта: вначале – максимальная доброжелательность; далее – доброжелательность и конструктивность; в завершение консультации - доброжелательность и оптимальное настроение.

2. Выдвижение (или уточнение) профконсультационной гипотезы, которая включает общее представление о проблемах клиента и возможного пути и средства решения этой проблемы.

3. Совместное решение выделенной проблемы, допускающее использование в ряде случаев и неактивизирующих методов, например, стандартизированных психодиагностических средств. Главное, чтобы учащийся понимал общую логику проводимой совместной работы, т.е. оставался субъектом самоопределения.

Целью профессионального самоопределения является постепенное формирование у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного, личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

Содержание психолого-педагогического сопровождения подростка в профессиональном самоопределении определяется следующими задачами:

1) проведение информационной работы;

2) обучение способам принятия решений о выборе индивидуального образовательного маршрута;

3) выявление основных ограничителей (затруднений, проблем) выбора;

4) определение готовности к самостоятельному выбору профиля обучения;

5) определение реальной проблемы личностно-профессионального самоопределения;

6) изучение индивидуально-психологических особенностей личности;

7) изучение мира профессий;

8) определение психологической готовности к личностно-профессиональному самоопределению;

9) коррекция психологической готовности к личностно-профессиональному самоопределению;

10) коррекция выбора[21 С.65]

Для решения данных задач применяется широкий спектр средств психолого-педагогического сопровождения старшеклассников.

Достижение данной цели предполагает взаимодействие двух сторон — самоопределяющегося субъекта и субъекта, направляющего, формирующего готовность и способность к адекватному выбору на любом этапе жизненного пути, то есть в нашем случае - социального педагога.

Отсюда следует, что успешное решение проблем профессионального самоопределения учащихся предполагает сформированность у школьника:

  • внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (адекватный выбор жизненного пути, в том числе профессионального);
  • готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности (мотивация к избранной деятельности).

II Психолого-педагогические средства оказания профориентационной помощи обучающимся                                                                                    

2.1 Исследование  аспектов профессиональной ориентации старших школьников.

Опытно-экспериментальная работа, направленная на помощь подростку в профессиональном самоопределении, проводилась на базе МОАУ СОШ №2 г. Шимановска.

В исследовании приняли 56 человек. Первая группа состояла из29 обучающихся в 9 классе (14-15 лет), во вторую группу вошли 27 обучающихся 11 класса (17-18) лет.

В исследовании применялись следующие методики:

1. Методика «Оценка уровня общительности (тест В. Ф. Ряховского)» Тест дает возможность определить уровень коммуникабельности человека. Отвечать на вопросы следует, используя 3 варианта ответов — «да», «иногда» и «нет». [15]

2. Тест «Как вы относитесь к обучению» (Адаптация и модификация для учащихся — Ю.А. Кореляков). Чем больше баллов получает обследуемый в суммарной оценке, тем лучшим (позитивным) является его отношение и готовность к обучению, к продолжению профессионального развития и совершенствования. [22]

3. . Методика «Дефференциально-диагностический опросник (ДДО)» (Е.А. Климов) позволяет выявить склонность подростка к определенной профессиональной сфере. В основу данного опросника положен принцип самооценки учащимися своих возможностей в реализации задаваемых опросником умений (учебных творческих, трудовых, социальных и т.д.), своего реального, пережитого и сформированного в личном опыте эмоционального отношения, возникающего всякий раз при выполнении описанных в опроснике видов деятельности и своего предпочтения или нежелания иметь оцениваемые виды деятельности в своей будущей профессии. Все описанные в опроснике виды деятельности, занятия и ситуации по требованиям, которые они предъявляют человеку, по условиям, средствам или предмету труда должны соотноситься с наиболее типичными представителями профессий пяти профессиональных сфер:

- Ч-З (Человек – знак)

- Ч-Т (Человек – техника)

- Ч-П (Человек – природа)

- Ч-Х.о. (Человек – художественный образ)

- Ч-Ч (Человек – человек)[10].

4. Анкета «Типы интеллекта» предназначена для диагностики типа интеллекта учащегося (согласно теории Говарда Гарднера). Анкета состоит из 28 вопросов, каждый из которых соответствует одному из семи типов интеллекта. Результаты анкетирования позволяют выявить доминирующие типы интеллекта у подростка и на основе этих данных рекомендовать предпочтительные виды деятельности.[1]

Ход исследования:

Первый этап. Сбор информации.

Сбор информации, изучение нормативно – правовой базы, беседа с преподавателями.

Второй этап. Диагностический.

Оказывая помощь учащимся в выявлении личных интересов, склонностей и возможностей, системы ценностных ориентаций, социальный педагог совместно с психологом проводит диагностику.

 Третий этап. Социально педагогический.

На третьем этапе нами была разработана и апробирована социально педагогическая программа, направленная на психолого-педагогическую поддержку профессионального самоопределения старших школьников.

Четвертый этап. Обобщающий.

На данном этапе нами были подведены итоги проведенного эмпирического исследования на базе МОАУ СОШ №2 г. Шимановска.

2.2  Формы, технологии, результативность  профориентационной помощи старшеклассникам.

Используя данные, полученные в ходе исследования (Приложение1 таблицы1,2) проанализируем особенности профессионального самоопределения, учеников 9,11 классов МОАУ СОШ №2, используя  методики ДДО, типы интеллекта (Г. Гарднер).

В 9 «а» классе типы интеллекта распределены следующим образом: математико-логический – 38% учащихся; межличностный – 28% учащихся; музыкальный – 3% учащихся; визуально-пространственный – 14% учащихся; лингвистический – 17% учащихся. (Приложение 2)

В 11 «а» классе типы интеллекта распределены следующим образом: математико-логический – 40% учащихся; визуально-пространственный – 19% учащихся; лингвистический – 11% учащихся, внутреличностный – 4% учащихся, межличностный - 11% учащихся; кинестетический - 11% учащихся. (Приложение 3)

Для измерения уровня готовности подростков к дальнейшему обучению использовалась методика «Как вы относитесь к обучению» (Адаптация и модификация для учащихся — Ю.А. Кореляков)..

Из диаграммы  (приложение 4) следует, что средние показатели отношения к обучению по данной методики составили для  9 «А» класс – 35 баллов, для 11 «А» класс – 45 баллов.

Наилучший результат показали учащиеся 11а класса, это объясняется тем, что данный класс является профильным классом с углубленным изучением отдельных предметов и большинство учащихся собираются продолжить дальнейшее обучение после окончания средней школы.

Из вышесказанного следует, что обучающиеся профильных классов более склонны к продолжению образовательного пути, чем учащиеся обычных классов. Следовательно, социально-педагогическая поддержка в профессиональном самоопределении будет реализовываться успешней в профильных классах.

Для оценки общительности у учащихся 9, 11 классов нами бала использована методика «Оценка уровня общительности (тест В. Ф. Ряховского)»  (Приложение 5.).

Проанализировав результаты данной методики мы пришли в выводу, что среднее значение уровня общительности в 9 «А» классе – 20 балл; 11 «А» классе – 22 баллов. Т.е. учащиеся двух классов показали достаточный уровень общительности.

Результаты исследования профессиональных предпочтений обучающихся 9 «А» класса по методике «Дифференциально-диагностический опросник» ДДО (Климов Е.А.) (Приложение 6).

Направленность

Процентное соотношение

Человек-человек

23

Человек-знак

38

Человек-техника

15

Человек-природа

18

Человек-худ. обр.

6

Диаграмма, (приложение 4), показывает, что среди учащихся 9 «А» класса 23% тяготеют к типу профессии «человек-человек»; 6% - «человек – художественный образ»; 38% - «человек-знак»; 15% - «человек-техника»; 18% - человек природа.

Результаты исследования профессиональных предпочтений учащихся 11 «А» класса по методике «Дифференциально-диагностический опросник ДДО» (Климов Е.А.). (Приложение 7).

Направленность

Процентное соотношение

Человек-человек

45

Человек-знак

15

Человек-техника

8

Человек-природа

21

Человек-худ. обр.

11

Как видно из диаграммы (приложение 5) в 11а классе 45% учащихся тяготеют типу профессии «человек-человек»; 11% - «человек – художественный образ»; 15% - «человек-знак»; 8% - «человек-техника»; 21% - человек природа.

Результаты исследования выполнены в ходе проведения социально - педагогической программы «Твой выбор». Программа рассчитана на учащихся 9-11 классов (как профильных, так и непрофильных). (Приложение 8).

Краткое описание программы: в ходе проведения цикла эмпирического исследования и тренинговых программ предполагается познакомить учащихся с разнообразием возможностей выбора профессионального и образовательного пути, с психологическими аспектами профессионального самоопределения старших.

Постановка проблемы: Одним из приоритетов реализации государственной молодежной политики на современном этапе является поддержка талантливой молодежи, оказание помощи молодым людям в жизненном и профессиональном самоопределении.

Квалифицированная социально-педагогическая поддержка в системе профессионального самоопределения старших школьников помогает подросткам понять свои психологические особенности, интересы, склонности, образовательные потребности и соизмерить их с требованиями профессионального пути.

Изучение индивидуально-психологических особенностей личности предполагает проведение социально-педагогической диагностики с помощью профессиональных диагностических методик. Диагностика выступает как методическое средство, обеспечивающее поддержку выбора профиля обучения и профессионально-личностного самоопределения подростков. В процессе психолого-педагогического обследования учащиеся получают информацию о своих психологических качествах и могут оценить эти качества с точки зрения их выраженности и их соответствия требованиям тех или иных видов профессиональной деятельности.

В процессе профессионального самоопределения учащихся старших классах школы предметом изучения будут, прежде всего, ценностные ориентации, установки личности, самооценка, склонности, способности. Диагностика способностей дает возможность человеку выбирать вид деятельности, наиболее соответствующий его возможностям и склонностям. Это, безусловно, влияет на формирование положительной профессиональной мотивации, удовлетворенности трудом и, как следствие, на удовлетворенность качеством жизнью в целом.

Цель программы: оказать психолого-педагогическую поддержку в профессиональном самоопределении учащимся средних общеобразовательных школ.

Задачи программы:

  • определить профессиональную направленность ребенка, выявить его основные интересы и склонности;
  • расширить знания учащихся: о профессиях, их специализации; о занятости населения в регионе; о востребованных специальностях в регионе; о средних и высших профессиональных учебных заведениях города.

Критерии измерения результата:

  • реальное количество учащихся, определившихся в выборе профессии;
  • динамика роста количества учащихся, продолживших образовательный путь;
  •  через участие в личностно-привлекательной деятельности.

Предоставление результатов программы:

Методические материалы исследования  аспектов профессиональной ориентации старших школьников.

                        Предполагаемый социальный эффект от реализации программы:

  • создание условий для повышения социальной компетентности, личностного и профессионального самоопределения молодых граждан;
  • изменение характера взаимоотношений внутри молодежной среды в ходе профессиональной самореализации;

Факторы, обеспечивающие эффективную реализацию программы:

  1. Наличие целевой аудитории.
  2. Сформированное общественное мнение относительно положительных эффектов профессиональной самореализации старших школьников.
  3. Сложившиеся партнерские отношения с учащимися, устойчивые контакты с заинтересованными лицами и организациями.
  4. Привлечение специалистов (психологов), обладающих достаточной квалификацией для оказания консультационной помощи.
  5. Проявленная заинтересованность различных возрастных групп учащихся групп в профессиональном самоопределении.

  Разработанная система социально-педагогической поддержки профессионального самоопределения старших школьников сориентирована на актуализацию уже имеющихся у учащихся знаний и непосредственный выбор профессии. Система составлена с учетом типичных трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся, их родители, классные руководителем на этапе профессионального самоопределения. В ходе реализации учащиеся совместно с социальным педагогом знакомятся с возможными вариантами выбора образовательного и (или) профессионального маршрута, изучают собственные интересы, потребности и склонности, а также способности к общению и саморегуляции, тип интеллекта, достижения в учебной и досуговой деятельности.

Социальный педагог помогает старшим школьникам осознать собственные жизненные цели, ценности труда, информирует учащихся и их родителей о различных учебных заведениях, способствует самостоятельному и осознанному принятию ими решения. Система социально-педагогической поддержки профессионального самоопределения предусматривает проведение психолого-педагогического консилиума с участием социального педагога, родителей, классного руководителя, администрации школы и психолога. Результатом реализации программы должны стать осознанный самостоятельный выбор учащимися профессионального пути и профессиональное самоопределение старшекласников.

Заключение

В процессе профессионального самоопределения учащихся старших классов школы предметом изучения будут, прежде всего, ценностные ориентации, установки личности, самооценка, склонности, способности. Диагностика способностей дает возможность человеку выбирать вид деятельности, наиболее соответствующий его возможностям и склонностям. Это, безусловно, влияет на формирование положительной профессиональной мотивации, удовлетворенности трудом и, как следствие, на удовлетворенность качеством жизнью в целом.

В первой главе раскрыта сущность и определена структура психолого-педагогической поддержки в профессиональном самоопределении старших школьников и рассмотрены ключевые понятия: «профессиональная ориентация», «профессиональное самоопределение». А также выявлены содержание и средства социально-педагогической поддержки учащихся старших классов в профессиональном самоопределении старших школьников. Под психолого-педагогической поддержкой в профессиональном самоопределении учащихся понимается процесс создания условий и оказания необходимой педагогической поддержки для перехода личности в позицию, активизирующую собственные ресурсы и запускающую механизм саморазвития. Психолого-педагогическая поддержка старшеклассника в процессе профессионального самоопределения подготовки будет успешной если на основании анализа теоретических источников конкретизирована сущность и структура ключевых понятий по проблеме исследования (профессиональное самоопределение, социально-педагогическая поддержка, готовность к выбору профессии подростком); учащийся мотивирован в определении профессионального пути, учащиеся профильных классов более склонны к продолжению образовательного пути, чем учащиеся обычных классов.

А также в случае применения спектра психолого-педагогических  средств: психодиагностические методики, активизирующие методики профессионального и личностного самоопределения, игры, тренинги, методики самопознания и самоанализы. Результатом психолого -педагогической поддержки в профессиональном самоопределении старших школьников является готовность школьника к самостоятельному, ответственному и осознанному выбору дальнейшего образовательного и (или) профессионального пути.

Во второй главе курсовой работы дается характеристика методов диагностики готовности учащихся к выбору профиля обучения и описывается разработанная и апробированная на практике система психолого -педагогического сопровождения – система взаимосвязанных социально-педагогических мероприятий, адекватных поставленной цели, выстраиваемых на основе теоретических положений и воспитательных стратегий.

Таким образом, квалифицированное психолого-педагогическое сопровождение в системе профессионального самоопределения и дальнейшего обучения помогает подросткам понять свои психологические особенности, интересы, склонности, ценностные ориентации, образовательные потребности и на этой основе совершить осознанный, самостоятельный и ответственный выбор профессии. Под психолого-педагогическим сопровождением учащихся в профессиональном самоопределении понимается процесс создания условий и оказания необходимой педагогической поддержки для перехода личности в позицию, активизирующую собственные ресурсы и запускающую механизм саморазвития.

Все вышесказанное подтверждает гипотезу, выдвинутую в начале исследования. Психолого-педагогическая поддержка является эффективной, если: на основании анализа теоретических источников конкретизирована сущность и структура ключевых понятий по проблеме исследования (профессиональное самоопределение, психолого -педагогическая поддержка, готовность к выбору профессии подростком); социально-педагогическая поддержка будет более успешной если реализовать ее на ранней стадии обучения (возраст 15-16 лет).

Также следует отметить, что в ходе выполнения курсовой работы проанализированы основные научные подходы к психолого-педагогической поддержке старших школьников и эмпирически подтверждена эффективность социально-педагогического проектирования в профессиональной ориентации старших школьников.

Список литературы

  1. Анкета по типам интеллекта  - [электронный ресурс] -  режим доступа: www.moeobrazovanie.ru/anketa_tip_intellecta.html. 18.03.2015.
  2. Газман, О.С. Неклассическое воспитание / О. С. Газман. – М.: Наука, 2002. -289 с.
  3.  Даутова, О. Б. Самоопределение личности школьника в выборе профессии / О. Б. Даутова – М.: СПб.: КАРО, 2006. – 352 с.
  4. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников / Н. Н. Захаров. - М.: Педагогика, 1999. - 321 с.
  5. Климов, Е. А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов – М.: Просвещение, 2004. – 159 с
  6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 198 с.
  7. Кравцова, Е.В. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года / Е. В. Кравцова // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. - №1. - С. 3-16.
  8. Кравцова, Е.В. Концепция профильного обучения – вариант окончательный и утвержденный. Модернизация: шаг в будущее / Е. В. Кравцова // Учительская газета. – 2002. - №42. - С. 13-36.
  9. Кравцова, Е.В. Концепция профильного обучения в учреждениях общего и среднего образования / Е. В. Кравцова // Школьные технологии. – 2002. - № 4. - С. 79-91.
  10. Методика «Дифференциально-диагностический опросник» ДДО Е.А. Климова - [электронный ресурс] -  режим доступа: www.psyoffice.ru. 11.03.2015
  11. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. // Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16.
  12. Митина, Л. М. Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие / Л. М. Митина – М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1998. – 184 с.
  13. Новикова, Т. Г. Теория и практика организации предпрофильной подготовки / Т. Г. Новикова – М.: АПК и ПРО, 2003. – 110 с.
  14. О профессиональной ориентации и психологической поддержке населения – [электронный ресурс] -  режим доступа: profpsy.ru/normativnye-dokumenty. 24.02 2014.
  15. Оценка уровня общительности - [электронный ресурс] -  режим доступа: testoteka.narod.ru/mlo. 15.03.2015
  16. Профориентация - кем стать !? - [электронный ресурс] -  режим доступа: proekt-pro.ru.15.10.2014
  17. Пряжников, Н. С., Пряжникова, Е. Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. – М.: ИД Первое сентября, 2004. – 256 с.
  18. Психологическая помощь учащимся старших классов - [электронный ресурс] -  режим доступа: psycholog-school.ru.23.122014.
  19.  Путин В.В. Текст выступления Президента РФ перед депутатами Федерального Собрания в Кремле 25 апреля 2005 года
  20. Резапкина, Г. В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов / Г. В. Резапкина. – М.: Генезис, 2005. – 128 с.        
  21. Сазонова, А. Д. Профессиональная ориентация учащихся / А. Д. Сазонова - М.: Просвещение, 1988. - 223 с.
  22. Тест «Как вы относитесь к обучению» - [электронный ресурс] -  режим доступа: ref.rushkolnik.ru/v43343. 18.03.2015.
  23. Титкова, М.С. Организация системы психолого-педагогической поддержки учащихся в условиях перехода на предпрофильное и профильное обучение / М. С. Титкова // Методическая газета «Школьный психолог». – 2005. - №5. – С. 25-29.
  24. Чернявская, А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А. П. Чернявская – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 279 с.
  25. Чепурных, Е.Е. Актуальные проблемы модернизации российского образования / Е. Е. Чепурных // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2002 - №5. – С. 39-46
  26. Чистякова, С.Н. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» / С. Н. Чистякова И. А. Умовская Т. И. Шалавина. – М.: Просвещение,2007. – 189 с.
  27. Шадриков, В. Д. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной / В. Д. Шадриков. – С: Изд-во Саратовского ун-та, 1989. – 314 с.
  28. Шишковец, Т.А. Справочник социального педагога / Т. А. Шишковец. – М.: ВАКО, 2005. – 208 с.
  29. Юсфин, С.М. Педагогическая поддержка в школе / С. М. Юсфин // Народное образование, 1998, №6. С 78-83.
  30. Якиманская, И.С. Педагогическая поддержка с точки зрения психолога: Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании / И. С. Якиманская. – М.: Наука 2000. - 217 с.


Приложение

Приложение 1

Таблица 1

Сводная таблица эмпирического исследования профессионального самоопределения обучающихся  9а класса

Код

Тест общитель

ности

Типы интеллекта

Готовность к обучению

ДДО

9а-1

13

межличностный

36

человек-человек

9а-2

21

математико-логический

48

человек-знак

9а-3

10

межличностный

36

человек-человек

9а-4

14

математико-логический

24

человек-знак

9а-5

25

визуально-пространственный

41

человек-знак

9а-6

26

межличностный

37

человек-знак

9а-7

25

визуально-пространственный

41

человек-знак

9а-8

14

математико-логический

42

человек-знак

9а-9

20

математико-логический

44

человек-знак

9а-10

13

лингвистический

25

человек-человек

9а-11

14

межличностный

35

человек-человек

9а-12

17

математико-логический

46

человек-техника

9а-13

26

лингвистический

49

человек-природа

9а-14

23

лингвистический

32

человек-природа

9а-15

27

математико-логический

23

человек-знак

9а-16

25

математико-логический

40

человек-знак

9а-17

16

визуально-пространственный

23

человек-природа

9а-18

9

межличностный

27

человек-природа

9а-19

30

математико-логический

34

человек-техника

9а-20

24

математико-логический

34

человек-техника

9а-21

17

межличностный

25

человек-человек

9а-22

26

межличностный

37

человек-знак

9а-23

26

лингвистический

49

человек-природа

9а-24

23

лингвистический

32

человек-природа

9а-25

13

межличностный

36

человек-человек

9а-26

27

математико-логический

23

человек-знак

9а-27

25

математико-логический

40

человек-знак

9а-28

16

визуально-пространственный

23

человек-природа

9а-29

22

музыкальный

46

человек-худ.обр.

20

35

Таблица 2

Сводная таблица эмпирического исследования профессионального самоопределения обучающихся 11а класса.

Код

Тест общитель

ности

Типы интелекта

Готовность к обучению

ДДО

11а-1

22

визуально-пространственный

27

человек-худ. образ.

11а-2

24

матиматико-логический

51

человек-худ. образ.

11а-3

26

лингвистический

45

человек-человек

11а-4

19

визуально-пространственный

60

человек-человек

11а-5

26

матиматико-логический

48

человек-техника

11а-6

28

матиматико-логический

48

человек-знак

11а-7

24

матиматико-логический

53

человек-техника

11а-8

16

кинестетический

63

человек-худ. образ.

11а-9

19

матиматико-логический

48

человек-знак

11а-10

27

лингвистический

52

человек-знак

11а-11

25

визуально-пространственный

19

человек-природа

11а-12

24

кинестетический

31

человек-знак

11а-13

13

межличностный

41

человек-человек

11а-14

15

визуально-пространственный

47

человек-худ. образ.

11а-15

22

лингвистический

46

человек-знак

11а-16

30

матиматико-логический

49

человек-знак

11а-17

26

матиматико-логический

37

человек-знак

11а-18

24

матиматико-логический

53

человек-техника

11а-19

24

матиматико-логический

48

человек-знак

11а-20

20

кинестетический

39

человек-худ. образ.

11а-21

13

межличностный

35

человек-человек

11а-22

16

межличностный

46

человек-человек

11а-23

21

кинестетический

46

человек-знак

11а-24

28

внутреличностный

52

человек-знак

11а-25

26

матиматико-логический

48

человек-техника

11а-26

28

матиматико-логический

48

человек-знак

11а-27

18

визуально-пространственный

45

человек-худ. образ.

22

45

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Уровень готовности подростков к обучению

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

        

Приложение 8

Программа  профессионального самоопределения «Твой выбор».

Содержание работы

Сроки

Ответственный

. I. . Организационно-методическая работа.

Информационно-аналитическая деятельность

1

Создать банк методических материалов по профориентации

а) методики изучения личности в профориентационных целях;

б) дифференциально-диагностичекие опросники;

в) карты интересов;

г) наборы тестов;

д) наборы анкет и т.д.

е) разработки классных часов, игр, рекомендации классным руководителям, учителям-предметникам по реализации программы профориентации учащихся.

В течение года

Зам. директора по УВР

2

Создать информационную систему для своевременного ознакомления всех участников образовательного процесса и родителей с результатами исследований склонностей и возможностей учащихся

До 1 ноября

Зам. директора по УВР

3

Создать банк данных об учебных заведениях города.

До 1 апреля

Зам. директора по УВР

4

Оформить сменный информационный стенд по профориентации

Сентябрь

Зам. директора по УВР

5

Создать картотеку «Профессии, с которыми знакомит предмет»

До 1 января

Зам. директора по УВР

.

Проанализировать соответствие рекомендаций выпускнику школы, изложенных в профориентационной карте с его выбором

Октябрь

Педагог-психол

II. Работа с учащимися         9-11 классы

1

Тестирование учащихся с целью выявления их профессиональной направленности

Сентябрь-ноябрь

Педагог-психолог

2

Организация консультаций по профессиональному самоопределению учащихся

В течении года

Педагог-психолог

4

Экскурсии на предприятия района, города

В течение года

Зам. директора по УВР

5

Посещение учащимися учебных заведений города в «Дни открытых дверей»

Апрель-май

Зам. директора по УВР

7

Провести «Недели защиты профессий»:

  1. в сфере обслуживания;
  2. в промышленности;
  3. в науке.

Март

Классные руководители

9

Вовлечение учащихся в деятельность творческих групп с целью развития их способностей

В течение года

Учителя-предметники

1

Организация работы курса «Основы выбора профессии» 9 класс

В течение года

Директор школы, зам. директора по УВР

1

Консультация врача по теме: «Здоровье и выбор профессии»

В течение года

врач, медсестра

1

Беседы для учащихся «Требования профессии к здоровью»

В течение года

врач, медсестра

1

Проведение обзоров научно-популярной литературы по профориентации.

В течение года

Библиотекарь

III Совместная работа школы, предприятий, службы занятости населения, ССУЗов, ВУЗов

1

Организация экскурсий на шефствующее предприятие

Январь, март

Зам. директора по УВР,  руков. предприятия

2

Совместное празднование профессиональных праздников

- « -

4

Создать банк профессиограмм о профессиях предприятий города.

До 1 апреля

Социолог,

6

Индивидуальные и групповые консультации учащихся и родителей по различной тематике профориентационной деятельности

В течение года

Педагог-психолог

7

Обеспечение школы справочной информацией об учебных заведениях города, республики.

До 1 ноября

Центр занятости

8.

Провести для учащихся выпускных классов:

  • встречи со специалистами районной службы занятости населения по вопросам правовой и социальной защиты выпускников школы;
  • ярмарка профессий;
  • экскурсии учащихся выпускных классов в учебных заведения города;

«Дни открытых дверей».

Март-май

Зам. директора по УВР

IV Работа с родителями учащихся

1

Совместно с семьей изучать интересы, склонности детей и способствовать их развитию через кружки, секции, факультативы

Постоянно

Классные руководители

2

Индивидуальные и групповые консультации «Загадки вашего ребенка. Отчего зависит талантливость и успех?»

Постоянно

Педагог-психолог, кл. руководитель

3

Родительское собрание:

  • хочу, могу, надо «Изучение склонностей и способностей ребенка (7-8 кл.);
  • роль семьи в правильном профессиональном самоопределении подростка (9-11 кл.)

По графику школы

Директор школы

4

Конкурс семейных сочинений «Профессии нашей семьи»

Апрель

Учителя-предметники

5

Привлечь родителей к организации и проведению экскурсий на предприятия, в учебные заведения.

В течение года

Классные руководители

V Мониторинг качества профориентационной работы

1.

Провести мониторинг:

  • уровня удовлетворенности выпускников школы избранной специальностью;

уровня соответствия рекомендаций, изложенных в профдиагностических картах и выборах профессии выпускниками школ.

Октябрь-ноябрь

Педагог-психолог

Творческие отчеты классных руководителей по профориентации учащихся.

Март-апрель

Зам. директора по УВР

3

Анализ соответствия профнамерений учащихся и их участия в кружках, секциях, факультативах, курсах по выбору.

В течение года

Зам. директора по УВР

4

Анализ соответствия выбора профиля и дальнейшего обучения выпускников школы

В течение года

Зам. директора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на уроках математики в классах педагогической поддержки».

Методическая разработка преподавателя математики – Удодовой Л.В.    На тему: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на...

Стратегия педагогического сопровождения профессионального самоопределения одаренных школьников

Глобальные изменения во всех сферах жизни общества обострили потребность в одарённых, творческих людях, способных отвечать на вызовы нового времени, поставив перед системой образования проблему ...

"Психолого – педагогическая поддержка профессионального самоопределения обучающихся". Статья

Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются подростки на выходе из основной или средней школы - это выбор будущего профессионального самоопределения. Вопрос "Кем стать?" задает себе ка...

Создание психолого-педагогических условий для профессионального самоопределения выпускников в условиях агрошколы

    В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, ...

Родительский пример в профессиональном самоопределении старших дошкольников

В статье говорится о важности корректного выбора професии. Кто делает этот выбор? Подросток, родитель или внешнее окружение?Описаны плюсы и минусы некоторых наиболее популярных стратегий поиска....

Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения старших школьников

Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения старших школьников...

Рекомендации для учителя-предметника по организации педагогического сопровождения профильного и профессионального самоопределения одаренных школьников

Понятие педагогического сопровождения одаренных старшеклассников, под которым понимается процесс создания оптимальных условий развития и проявления индивидуального сочетания имеющихся у старшего школь...